Научная статья на тему 'Жанры публикаций в городской газете (по итогам контент-аналитического исследования газет средних и малых городов)'

Жанры публикаций в городской газете (по итогам контент-аналитического исследования газет средних и малых городов) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2953
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ЖАНРОВЫЕ ФОРМЫ / TOWN NEWSPAPER / INFORMATION GENRES / ANALYTICAL GENRES / PUBLICISTIC GENRES / COMMUNICATIVE GENRE FORMS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В.

В статье представлены результаты контент-аналитического исследования газет средних и малых городов России, которые связаны с тем, как используются различные жанры в редакционной практике. Сопоставляются данные опроса редакторов и журналистов, проведенного в 2014 году с результатами контент-анализа 2015 года. Хотя в городской периодике по количеству публикаций лидирует новостная журналистика, редакции вместе с тем значительное внимание уделяют аналитическим и публицистическим жанрам. Важной стороной их деятельности стало активное использование коммуникативных жанровых форм. Это в значительной мере усиливает возможности общественного диалога в городской газете, в том числе в сферах экономики и политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRES OF PUBLICATIONS IN THE CITY NEWSPAPER (ACCORDING TO THE RESULTS OF CONTENT-ANALYTICAL RESEARCH OF THE NEWSPAPERS OF AVERAGE AND SMALL TOWNS)

Results of content analysis of newspapers of average and small cities of Russia which are linked with how various genres in editorial practice are used are presented in this article. The data of poll of editors and journalists held in 2014 is compared with results of content analysis of 2015. Though in the town periodical press by number of publications the press news periodicals is in lead, editorial stuff at the same time pay considerable attention to analytical and publicistic genres. Active use of communicative genre forms became an important part of their activity. It considerably strengthens possibilities of public dialogue in town newspaper, including spheres of Economics and Politics.

Текст научной работы на тему «Жанры публикаций в городской газете (по итогам контент-аналитического исследования газет средних и малых городов)»

УДК: 070 ББК: 76.0

Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В.

ЖАНРЫ ПУБЛИКАЦИЙ В ГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЕ (ПО ИТОГАМ КОНТЕНТ-АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГАЗЕТ СРЕДНИХ И МАЛЫХ ГОРОДОВ)

Svitich L.G., Smirnova O. V., Shiryaeva A.A., Shkondin M. V.

GENRES OF PUBLICATIONS IN THE CITY NEWSPAPER

(ACCORDING TO THE RESULTS OF CONTENT-ANALYTICAL RESEARCH OF THE NEWSPAPERS OF AVERAGE AND SMALL TOWNS)

Ключевые слова: городская газета, информационные жанры, аналитические жанры, публицистические жанры, коммуникативные жанровые формы.

Keywords: town newspaper, information genres, analytical genres, publicistic genres, communicative genre forms.

Аннотация: в статье представлены результаты контент-аналитического исследования газет средних и малых городов России, которые связаны с тем, как используются различные жанры в редакционной практике. Сопоставляются данные опроса редакторов и журналистов, проведенного в 2014 году с результатами контент-анализа 2015 года. Хотя в городской периодике по количеству публикаций лидирует новостная журналистика, редакции вместе с тем значительное внимание уделяют аналитическим и публицистическим жанрам. Важной стороной их деятельности стало активное использование коммуникативных жанровых форм. Это в значительной мере усиливает возможности общественного диалога в городской газете, в том числе в сферах экономики и политики.

Abstract: results of content analysis of newspapers of average and small cities of Russia which are linked with how various genres in editorial practice are used are presented in this article. The data of poll of editors and journalists held in 2014 is compared with results of content analysis of 2015. Though in the town periodical press by number of publications the press news periodicals is in lead, editorial stuff at the same time pay considerable attention to analytical and publicistic genres. Active use of communicative genre forms - became an important part of their activity. It considerably strengthens possibilities ofpublic dialogue in town newspaper, including spheres of Economics and Politics.

Кафедра периодической печати факультета журналистики МГУ совместно с лабораторией по изучению актуальных проблем журналистики реализует проект «Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг.». Исследование проводилось в два этапа. В 2013-2014 гг. был осуществлен опрос редакторов и журналистов, в 2014-2015 гг. проведено контент-аналитическое исследование газет (руководители проекта - О.В. Смирнова и М.В. Шкондин, авторы и руководители процедур - Л.Г. Свитич и А.А. Ширяева). В данной статье анализируются жанровые разновидности публикации на страницах попавших в выборку 10 газет (4 средних и 6 малых городов).

Всего закодировано 17 362 единицы анализа в структуре контента средних и малых городов (журналистских, редакционных публикаций, официальных материалов, рекламных сообщений и иллюстраций). Число текстовых журналистских публикаций в контенте составило 22,4% (3 876 текстов).

Жанровые характеристики газетной периодики составляют важную часть системного анализа печатных СМИ. В условиях развития электронных медиасистем, особенно в Интернете, происходят качественные преоб-

разования в газетной прессе, в том числе в ее жанровой структуре. Эти преобразования коснулись и городской газеты, которая, как показали наши исследования, широко использует новые современные информационные и коммуникационные технологии1. В этих условиях меняется характер публичности городских газет, что сказывается и на жанровой структуре этих периодических изданий.

Как показал анализ текстов городских газет, жанровая модель этих изданий включает в себя все основные группы жанров современной российской журналистики. Как мы знаем, существование различных жанров связано с многообразием функций журналистики, призванной отображать многообразие информационных ресурсов общества и удовлетворять потребности массовой аудитории в обогащении, обновлении, пополнении ее информационного потенциала2. Жанры город-

1 Смирнова О.В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6. - С. 25-37.

2 Лазутина Г.В Распопова С.С. Новостная журналистика в свете предметно-функционального

ской газеты в своей совокупности способствуют формированию медиапространства городской социальной общности, содействуя ее участию в процессах выявления, обновления, обогащения информационного потенциала города и его освоения различными социальными субъектами: личностью, различными городскими группами, экономическими, политическими и иными организациями, представляющими различные виды социальной деятельности в отдельном городском образовании.

У городских газет в современных условиях существует своя ниша по отношению к другим городским СМИ, что существенно влияет на жанровое наполнение этого типа печатных СМИ .

Процессы глобализации, происходящие в мире, не обошли стороной и российские СМИ.

Повсеместно актуализируются функции новостной журналистики, а функции журналистики аналитической, публицистики теряют свою былую значимость2.

Конечно, новостная журналистика в советские времена явно была ущемлена. Она состояла на службе партийной агитации и пропаганды, а ее возможности в агитационно-пропагандистских стратегиях были ограничены.

Наблюдалась явная недооценка новостного ресурса СМИ, который характеризовал повседневную изменчивость в процессах действительности и позволял аудитории на основе сообщаемых новостей самой решать, что такое хорошо и что такое плохо.

Для партийной пропаганды такой вариант был неприемлем.

В постсоветский период положение изменилось, и новостная журналистика вышла на первый план. Как шагреневая кожа стали сокращаться публикации в жанрах очерка, зарисовки, эссе, фельетона.

Традиции отечественной журналистики, существовавшей в тесном взаимодействии с

подхода к дифференциации жанров // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2009. - № 3. - С. 8289; Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. - М.: Аспект Пресс, 2011. -320 с.

1 Колесник С.Г. Газеты в регионах России. 2012 год. URL: http://www.old.frip.ru/ Тертычный А.А. О соотношении технологии и творчества в современной журналистике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6. - С. 77-88.

2 Демина И.Н. Трансформация медиасистемы:

общие подходы и технологический аспект //

Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2010. - № 2. - С. 159-163.

3

литературой и искусством, стали угасать . Стал снижаться аналитический потенциал журналистики, ограничиваться ее эмоциональные, образные ресурсы. Журналистика все больше стала походить на ремесло, а не на творческую деятельность.

Явления действительности, которые журналистика отражает в медиакартине мира, представляют собой сложный сплав единичного особенного и всеобщего.

Текущая действительность, которая является ее предметом, обладает не только актуальной изменчивостью происходящего, но и устойчивыми тенденциями, процессами, несущими с документальными характеристиками также элементы типического.

Надо отдать должное региональной журналистике: она не поддалась веяниям, угрожающим журналистике как творческой деятельности, ее духовно-познавательным и образным свойствам4.

Жанровая модель городских газет, как показало исследование, учитывает в целом типологические особенности данного типа изданий, их место в системе средств массовой информации России. Она оптимизирована по отношению к функциональной модели, к уровню актуализации различных функций городской газетной периодики.

Следует отметить, что градация жанровых групп по степени востребованности, степени их использования в редакционной практике городских газет близка к той, которая была до этого зафиксирована при опросе редакторов и журналистов этих изданий (таблица 1).

Очевидно, что редакторы и журналисты довольно точно описали жанровую структуру своих изданий. Единственное различие: коммуникативные и аналитические жанры поменялись местами. Аналитические жанры стали вторыми, а коммуникативные переместились на третье место. Причем меньше всего ошиблись редакторы и журналисты малых городов. Опрашиваемые хорошо понимали, какие широкие возможности появляются с точки зрения жанрового разнообразия в условиях конвергенции СМИ.

3 Вартанова Е.Л. Редакционная независимость: зарубежные концепции и реалии // Вестн. Моск. унта. Сер. 10. Журналистика. - 2014. - № 6. - С. 4-21.

4 Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. - М.: Аспект Пресс, 2011. -320 с.

Таблица 1 - Жанры публикаций

Жанры. Контент-анализ (в % к числу публикаций) Опрос редакторов и журналистов: «Какие жанры чаше встречаются в газете?» (в % к числу опрошенных). Ранжировано по 2 столбцу Контент-анализ Опрос Ранг

Информационные (заметка, хроника, репортаж, сводка и т.п.) 64,9 89 1

Аналитические (статья, корреспонденция, комментарий и т.п.) 10,6 46 3

Коммуникативные (письма в редакцию, ответы на письма, форумы, обсуждения, дискуссии и т.п.) 8,2 55 2

Публицистические (очерк, зарисовка, интервью, эссе, фельетон и т.п.) 5,3 46 4

Справочно-консультационные (юридические консультации, советы по здоровью, взаимоотношениям, моде, по ведению дома, хозяйства, дачи и т.п.) 4,5 42 5

Развлекательные, досуговые, художественные (стихи, проза, кроссворды, гороскопы, анекдоты, шутки, комиксы и т.п.) 3,9 26 6

Анализ жанровой структуры внутри вы- анализе публикаций показал, что в жанровой деленных групп жанров, как при проведенном структуре городской газеты преобладает нами опросе журналистов, так и при контент- группа информационных жанров (таблица 2).

Таблица 2 - Информационные жанры (в % к числу публикаций) СГ - результаты контент-анализа газет средних городов, МГ- малых_

Жанры СГ МГ Общее

Информационные 64,2 65,7 64,9

Заметка 39,2 39,4 39,3

Хроника 16,3 3,8 10,2

Отчет 5,7 9,2 7,4

Репортаж 3,4 5,8 4,5

Информационное интервью 1,7 4,6 3,1

Сводка 0,6 2,0 1,2

Анонс 0,4 0,5 0,4

Пресс-релиз 0,2 - 0,1

По данным контент-анализа, информационные жанры к числу всех публикаций в городских изданиях составляют 64,9% (средний город - 64,2%, малый - 65,7%). Это свидетельствует о том, что в редакциях по-прежнему осознают важность новостной журналистики в местной газете.

В информационных жанрах лидирует заметка (39,3%). В газетах средних городов важное место занимает хроника - 16,3% (в малых - всего 3,8%). Неплохо представлены отчет (7,4%) и репортаж (4,5%). Реже встречается информационное интервью.

Однако отразить информационный потенциал городского сообщества, его информационные ресурсы только силами новостной журналистики невозможно. Да и роль газеты в отражении новостей в условиях активного процесса конвергенции тоже меняется. Читателю нужно не только видеть срез происходящих в городской жизни событий, но и получать анализ происходящего,

выявлять тенденции в актуальных процессах действительности, их объективную оценку, осознавать и усваивать поведенческие ориентиры, пополнять свои знания о жизни города, развивать свой аксиологический багаж. Жанровая практика показывает, что без аналитической журналистики, публицистики городской газетной редакции не обойтись. И это журналисты учитывают в своей работе1.

Хотя информационные жанры по числу публикаций преобладают в сравнении с другими жанрами: они составляют 64,9% к числу

1 Свитич Л.Г. Современная периодика: поле понятий и терминов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6. - С. 20-34; Тулупов В.В. О будущем местной прессы: четыре варианта развития. URL:http://joшnigm.ш•fu.m/index.php/отmponent/rontent/a ^к/иВ; Шкондин М.В. Журналистика как фактор освоения мира социумом // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 4. - С. 62-73; № 5. - С. 45-55.

публикаций, в то время как доля занявших цистических жанров составила всего 10,6% и следующие позиции аналитических и публи- 5,3% соответственно (таблица 3).

Таблица 3 - Аналитические и публицистические жанры (в % к числу публикаций)_

Жанры СГ МГ Общее

Аналитические 9,9 11,2 10,6

Статья 7,3 4,9 6,1

Корреспонденция 0,7 3,2 1,9

Комментарий 1,3 1,2 1,2

Аналитическое, проблемное интервью 0,5 1,4 0,9

Обозрение, обзор 0,4 0,5 0,4

Публицистические 4,9 5,9 5,3

Зарисовка 1,2 2,3 1,7

Очерк 1,2 1,4 1,3

Мемуары, воспоминания 1,8 0,2 1,0

Интервью-портрет 0,4 1,1 0,7

Эссе 0,5 0,3 0,4

Рецензия, аннотация - 0,4 0,2

Опрос 0,1 0,4 0,2

Фельетон - 0,1 0,05

Путевые заметки - 0,1 0,05

В аналитических жанрах преобладает статья: в газетах средних городов - 7,3%, у малых - 4,9%. Недостаточно используются комментарий (1,2%), аналитическое интервью (0,9%) и обозрение (0,4%).

Как показывает контент-анализ, публицистические жанры, имеющие репутацию отмирающих, в городской периодике по-прежнему представлены. Лидируют зарисовка (1,7%) и очерк (1,3%), очень редко встречаются эссе и практически отсутствует жанр фельетона.

И все же наличие аналитических и публицистических жанров в локальной городской прессе наряду с другими позволяет говорить о позитивной картине жанрового взаимодействия. Кроме того, если сравнивать объем публикаций группы информационных жанров и аналитических и публицистических жанров, как говорят журналисты, по «строкажу», то покажется разрыв уже не столь значительным. Таким образом, демонстрируется относительная сбалансированность ведущих групп жанров, призванных, с одной стороны, отразить динамику событий городской жизни, не пройти мимо актуальных новостей, с другой стороны - поддерживающих российскую традицию широкого отражения аксиологических ресурсов, формирования проективно-

поведенческих моделей как для городской аудитории в целом, так и для различных городских групп и организаций. Иными словами, информационный потенциал современного среднего и малого города благодаря взаимодействию различных типов жанров может быть своевременно и полно отражен в газете и способствовать адекватному формированию информационного потенциала отдельного читателя городской газеты и различных аудиторных групп, выделяемых по экономическим, социальным, социокультурным и другим основаниям1.

С другой стороны, присутствуют признаки, свидетельствующие о возрождении публицистических жанров, которые позволяют усилить образность восприятия городской жизни. Типажи позитивных и негативных героев позволяют более эффективно актуализировать функциональные ресурсы воспитания патриотичности, гражданственности и других важных социальных качеств. В информационных жанрах обращают на себя внимание хорошие позиции у репортажа, информационного интервью, отчета - жанров, позволя-

1 Свитич Л.Г. Современная периодика: поле понятий и терминов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6. - С. 20-34.

ющих сочетать информационные, аналитические и художественные подходы.

В аналитических жанрах и публицистике имеется возможность усилить насыщенность текстов экспертными оценками и мнениями. А такие фундаментальные жанры как статья, корреспонденция, комментарий, аналитическое интервью, обозрение могут

Коммуникативные жанры шире используют в газетах средних городов (9,3%), в малых - 6,9%. Вместе с тем, по результатам проходившего ранее опроса, сами журналисты газет малых городов считают, что коммуникативные жанровые формы входят в группу жанров, которые преобладают в их газетах. Такое мнение сложилось у 40% опрошенных. Так что практика использования коммуникативных жанровых форм и в этой группе изданий будет, скорее всего, расширяться. Это и работа с письмами в редакцию и ответами на них, общение с аудиторией на интернет-форумах, в социальных сетях, и в других формах развития интерактивности. Развитие коммуникативных жанров важно еще и потому, что монологовый стиль преобладает пока в публикациях городской газеты, во многих газетах он достигает 80-90%.

Приведем пример новаторских форм в применении коммуникативных жанров. Редакция газеты «Наш край» г. Миллерово Ростовской области активно использует коммуникативные жанры (62%). Причем для этого используется нестандартная для газеты форма: публикация коротких 8М8-сообщений. Успех такого подхода связан с тем, что службами 8МБ-сообщений пользуются люди независимо от возраста, пола, образовательного уровня и т.д. Так создается в газете доступная для всех форма общественного диалога, имеющая признаки конвергентности в обратной связи с аудиторией.

выполнять роль своеобразного «социального клея», который скрепит общественный диалог между властью и гражданским обществом,

наукой и экономикой, усилит образовательные процессы в городской медиасистеме1.

Все больший вес в городских газетах этого типа приобретают коммуникативные жанровые формы, что говорит об устойчивых тенденциях в развитии интерактивности (таблица 4).

Коллектив газеты «Наш край» предпринял попытку решить эти задачи с помощью мобильных технологий. С 2006 года выходит 8М5-вкладыш в газету под названием «Муха». «Муха» - это газета бесплатных объявлений, слухов и советов. Население «Муху» любит. Выходит 4 раза в месяц объемом треть полосы и содержит от 15 до 25 материалов. Они распределяются по рубрикам. Наиболее популярны «Вопрос - ответ» (25% от общего числа публикаций), «Просьбы, предложения» (20%) адресованы представителям городских органов власти, местного самоуправления, работникам ЖКХ и транспортного обеспечения. Как правило, затрагиваются серьезные проблемы города и района. На вопросы населения отвечают руководители и специалисты соответствующих ведомств и предприятий. Много вопросов о благоустройстве города, в частности об уличном освещении, экологии, ремонте дорог. В рубрике «О жизни города» печатаются отчеты о мероприятиях в сфере культуры, образования и спорта. В рубрике «Отзывы» содержатся и положительные, и отрицательные отклики о работе городских органов власти, работниках МЧС, коммунальных служб. Заслуживает внимания рубрика «Реплика» - 8М5-сообщения от неравнодушных горожан. Это своего рода мини-посты, например, размышления о незакон-

1 Тулупов В.В. О будущем местной прессы: четыре варианта развития. URL: http://journ.igni. ur-fu.ru/index.php/component/content/article/415

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4 - Коммуникативные жанры (в % к числу публикаций)

Жанры СГ МГ Общее

Коммуникативные 9,3 6,9 8,2

Письма в редакцию, в том числе электронные 8,0 3,7 5,9

Ответы на письма 0,1 1,8 0,9

Дискуссии, обсуждения 0,5 0,6 0,6

Обращение редакции - 0,6 0,3

Материалы под рубрикой «Меры приняты» 0,3 0,1 0,2

ной вырубке деревьев в лесополосе, о судьбах бродячих животных, об отсутствии нормальных условий для отдыха водителей маршрутных такси. В рубрики «Бюро находок» и «Потери» поступает также информация от горожан, которые обращаются за помощью или сами хотят помочь людям в каких-то простых житейских делах. К этому же типу информации относится и самая популярная рубрика в SMS-газете «Муха» «О братьях наших меньших» (33%) или «Отдам в хорошие руки». При этом газета публикует телефоны авторов SMS-писем для того, чтобы читатели могли с ними связаться. В адрес различных организаций здравоохранения, образования, культуры,

В этой жанровой группе на первых местах - советы по ведению дома, хозяйства, дачи и др. На втором месте юридические консультации. Мало публикуется советов по здоровью, советов по психологическим вопросам. Но в принципе консультации по разным

В газетах средних городов таких материалов - 3,7%, малых городов - 4,4%. Показательно, что публикуются стихи (2,2%). Остальные жанровые формы редко появляют-

сферы ЖКХ приходят SMS-сообщения, которые публикуются в рубрике «Благодарности». Таким образом, SMS-коммуникация помогает в решении проблем города и его жителей, помогает людям общаться с редакцией, властью и согражданами. Через такой диалог реализуются функции информирования, самореализации и самоорганизации. Печатая SMS-письма, редакция стимулирует гражданскую активность населения, что оказывает влияние на становление гражданского общества.

Достаточно большое место в содержании газет средних и малых городов (4,5%) занимают справочно-консультационные публикации (таблица 5).

вопросам - это весьма важный и востребованный тип материалов в местной газете.

Развлекательные, досуговые и художественные жанровые формы тоже наличествуют в контенте городских газет, занимая 3,9% от общего числа публикаций (таблица 6).

ся на газетных страницах.

Итак, данные контент-анализа и качественный анализ газет показали, что есть большие резервы у журналистов местных га-

Таблица 5 - Справочно-консультационные жанры (в % к числу публикаций)

Жанры СГ МГ Общее

Справочно-консультационные 4,5 4,5 4,5

Советы по ведению дома, хозяйства, дачи и т.п. 2,2 1,1 1,7

Юридические консультации 0,9 1,2 1,0

Советы по психологии, взаимоотношениям полов, взаимоотношениям в семье 0,4 0,5 0,6

Советы по здоровью 0,2 0,9 0,5

Советы по технике безопасности - 0,5 0,3

Советы по моде, косметике и т.п. 0,2 0,1 0,2

Советы по предотвращению мошенничества - 0,2 0,1

Обсуждение туров, приглашение турфирм - 0,2 0,07

Таблица 6 - Художественные, развлекательные, досуговые жанры (в % к числу публикаций)

Жанры СГ МГ Общее

Художественные, развлекательные, досуговые 3,7 4,4 3,9

Стихи 1,6 2,8 2,2

Кроссворды, сканворды и т.п. 0,4 1,0 0,7

Проза 1,0 - 0,5

Анекдоты, шутки, юмор 0,7 0,1 0,4

Гороскопы 0,2 0,2 0,2

Конкурсы - 0,2 0,1

зет в использовании жанрового и креативного потенциала журналистики. Хотя в целом жанровая палитра локальных газет довольно широка, но редко публикуются глубокие аналитические статьи и качественная публицистика. При этом сам уровень подготовки и профессионализм публикаций часто оставляют желать лучшего. Более широкий набор жанров продемонстрировали газеты малых городов, в которых меньше, чем в газетах средних городов, чисто хроникальных жанров (3,8% и 16,3%), но зато больше зарисовок и очерков о людях.

Местная газета по-прежнему играет ключевую роль в формировании городского медиапространства. Для того чтобы она выполняла эту роль эффективно, необходимо не только оптимизировать ее тематику, направленную на удовлетворение разнообразных информационных потребностей городской социальной общности, нужны также разнообразные жанровые формы. Если характеризовать медиапространство как публичную сферу отдельной социальной общности, субъекты которой имеют возможность удовлетворять свои потребности в массовой информации посредством СМИ, постоянно обновляя с их помощью свой информационный потенциал, осуществляя свое взаимодействие друг с другом и с окружающей социальной средой, то миссия городской газеты как субъекта кол-

лективного творчества состоит в том, чтобы это творчество умножало знаниевые, аксиологические и проективно-поведенческие ресурсы каждой из социальных групп и организаций разных городских образований.

В сознании городской аудитории необходимо создавать медиакартину городской жизни, имеющую такие признаки как динамичность (информационные жанры), обстоятельность в анализе происходящего (аналитические жанры), способность к формированию ценностных ориентаций на основе ярких образов типического (публицистика). Важно, чтобы каждый жанр обладал проективными свойствами, способствуя освоению и преобразованию локальной и глобальной действительности.

Исходя из жанровых особенностей анализируемых городских газет, мы можем констатировать, что ими сделаны важные шаги на пути оптимизации их жанровой структуры, особенно в использовании информационных жанров и различных коммуникативных жанровых форм. Вместе с тем следует отметить недостаточную пока представленность отдельных жанровых образований познавательной, мировоззренческой и образной направленности. Недостаточно высоким оказался также уровень диалогичности во всем жанровом массиве.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вартанова, Е.Л. Редакционная независимость: зарубежные концепции и реалии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2014. - № 6. - С. 4-21.

2. Демина, И.Н. Трансформация медиасистемы: общие подходы и технологический аспект // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2010. - № 2. - С. 159-163.

3. Колесник, С.Г. Газеты в регионах России. 2012 год. - URL: http://www.old.frip.ru/

4. Лазутина, Г.В Распопова С.С. Новостная журналистика в свете предметно-функционального подхода к дифференциации жанров // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2009. -№ 3. - С. 82-89.

5. Лазутина, Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 320 с.

6. Свитич, Л.Г. Современная периодика: поле понятий и терминов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6. - С. 20-34.

7. Свитич, Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Городская газета как фактор общественного диалога в социуме (по итогам социологического исследования в газетах малых и средних городов Российской Федерации) // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - № 5 (97). - С. 149-156.

8. Смирнова, О.В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6. - С. 25-37.

9. Тертычный, А.А. О соотношении технологии и творчества в современной журналистике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6. - С. 77-88.

10. Тулупов, В.В. О будущем местной прессы: четыре варианта развития. - URL: http://journ.igni.urfu.ru/index.php/component/content/article/415

11. Фролова, Т.И. Гуманитарная повестка СМИ и ее структура // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - № 4. - С. 103-116.

12. Шкондин, М.В. Журналистика как фактор освоения мира социумом // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 4. - С. 62-73; № 5. - С. 45-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.