Медиалингвистика
УДК 070 ББК 76.120.4
Людмила Петровна Шестёркина1,
доктор филологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (454080, Россия, г. Челябинск, пр-т им. В. И. Ленина, 76),
e-mail: [email protected]
Мария Николаевна Булаева,
преподаватель,
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (454080, Россия, г. Челябинск, пр-т им. В. И. Ленина, 76),
e-mail: [email protected]
Традиционные и специфические основы формирования системы жанров
универсальной журналистики
Статья посвящена вопросам формирования системы жанров универсальной журналистики. Материалы универсальной журналистики, являющиеся особым видом профессиональной деятельности, создаются в условиях слияния ранее разобщённых СМИ и предназначены для передачи по различным каналам связи (телевидение, радиовещание, печатные, мобильные и интернет-издания), объединённым на интегрированном медиарынке сетевым обслуживанием, программными продуктами и мультимедийными услугами. Это позволяет представить основное содержание информации с помощью различных технологических платформ Интернета (текста, звука, видео, фото, графики, инфографики, анимации) и предоставляет возможность интерактивного взаимодействия потребителя с материалом. В статье рассмотрены специфические жанроформирующие признаки, такие как мультиме-дийность, гипертекстуальность и интерактивность, и их влияние на трансформацию традиционных жанроформирующих признаков. Таким образом, научная новизна исследования состоит в том, что разработана система жанров универсальной журналистики, которая понимается как совокупность четырёх жанровых групп, основанных на различных технологических платформах Интернета: жанры с текстовой основой, видеожанры, аудиожанры, иллюстративные жанры.
Ключевые слова: универсальная журналистика, жанр, жанроформирующие признаки, медиаплатформа, мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность, система жанров универсальной журналистики.
Lyudmila Petrovna Shesterkina2,
Doctor of Philology, Associate Professor, South Ural State University (National Research University) (76 Lenin Ave., Chelyabinsk, Russia, 454080), e-mail: [email protected]
Mariya Nikolaevna Bulaeva,
Lecturer,
South Ural State University (National Research University) (76 Lenin Ave., Chelyabinsk, Russia, 454080), e-mail: [email protected]
Traditional and Specific Principles of Genre System Formation in Universal Journalism
The article is devoted to the formation of system of genres in universal journalism. Materials of universal journalism, which is a special kind of professional activity, are created on the basis of integration of mass media that have been split before and aimed to be spread by different com-
1 Л. П. Шестёркина - основной автор, является организатором исследования, разработчиком системы жанров универсальной журналистики.
2 L. P. Shesterkina is the main author, head of the research, developer of the system of genres in universal journalism. © Л. П. Шестёркина, М. Н. Булаева, 2015
municating channels (television, radio, printed and Internet press) united by networking services, software products and multimedia services. It makes possible to present the main content by means of various technological platforms of the Internet (text, audio, video, photo, graphics, info graphics, and animation) and create an interactive information user-material communication. The article deals with the specific genre forming characteristics such as multimedia, hypertextuality and interactivity, their influence upon the traditional genre forming characteristics transformation. Therefore, the scientific novelty of the research is found in creating of the system of genres in universal journalism, which is taken as the whole of four genre groups based on various technological platforms of the Internet (text based, video, audio and illustrative genres).
Keywords: universal journalism, genre, genre forming characteristics, media platform, multimedia, hypertextuality, interactivity, system of genres in universal journalism.
В основе понятия «жанр универсальной журналистики» лежит классическое определение жанра журналистики как продукта журналистского творчества с точки зрения формы и содержания. Под жанром в журналистике понимаются устойчивые типы публикаций, объединённые сходными содержательно-формальными признаками [7]. Однако «сегодняшний день отечественной журналистики отмечен явлением, которое в обиходе называют смешением (взаимопроникновением) жанров. Суть его состоит в том, что жанровые различия журналистских материалов проявляются в информационных потоках всё менее заметно и слабо улавливаются не только аудиторией, но и профессиональной средой» [5, с. 3]. Также мы можем наблюдать появление новых жанров в интернет-пространстве. «Новый канал распространения массовой информации не только изменил характер и ритмику редакционной работы, но и <...> оказал существенное влияние на контент, который СМИ поставляют своим аудиториям» [6, с. 112]. Это влияние выразилось как в изменении специфики взаимодействия СМИ с аудиторией, тематики и лекси-ко-стилистических особенностей контента, так и в трансформации жанров. «Традиционные формы жанров приспосабливаются к новому мультимедийному образу жизни. В интернет-пространстве идёт формирование новой системы медиатекстов, очевиден процесс трансформации уже апробированных видов текста» [1]. Кроме того, именно на основе классических жанров благодаря появившимся новым технологическим платформам в Интернете развиваются мультимедийные формы подачи информации.
А. А. Калмыков отмечает, что «черты традиционных журналистских жанров - репортажа, очерка, фельетона, корреспонденции и других - можно найти в любой сетевой публикации» [4, с. 60]. Однако потребности аудитории в оперативном обновлении контента,
в обсуждении и комментировании, а также стремление журналистов разнообразить содержание своих материалов и расширить методы подачи информации привели к появлению новых образований - мультимедийных жанров универсальной журналистики.
В системе жанров универсальной журналистики, как и в жанровой системе традиционных СМИ, к числу жанроформирующих признаков в первую очередь относятся [7]:
1. Предмет отображения - актуальные события, процессы, ситуации, человеческие личности как субъекты отношений и сознательной деятельности.
2. Целевая авторская установка:
- описание предмета;
- оценка предмета;
- выявление причинно-следственных связей;
- прогноз развития событий и процессов, разрешения ситуаций;
- разработка программы действий.
3. Методы преобразования реальной действительности в информационный продукт (методы изображения). На рационально-познавательном (логическом) уровне используются эмпирические, теоретические, социологические и нетрадиционные методы, на эмоционально-чувственном уровне основой создания документальной образности являются художественно-изобразительные средства.
На первый взгляд, в выборе предметов отображения у традиционных и жанров универсальной журналистики фактических различий нет. При формальном рассмотрении не наблюдается их и в характеристике целевой авторской установки: в традиционном или жанре универсальной журналистики описывая или оценивая предмет отображения; выявляя причинно-следственные связи явлений; прогнозируя развитие событий; разрабатывая программу действий - журналисты в
процессе создания произведения информируют, прогнозируют, анализируют, развлекают, просвещают и т. п.
Очевидные различия в жанрах традиционной и универсальной журналистики начинаются при выборе методов изображения, когда на методы преобразования реальной действительности в информационный продукт оказывает влияние технологический фактор, и представление информации начинает напрямую зависеть от способов её «упаковки» и «доставки» аудитории. Один информационный продукт может сочетать в себе несколько разных знаковых систем для передачи информации, т. е. являться мультимедийным. В таком материале передача информации возможна одновременно при помощи различных технологических платформ: текста, фото, видео, звука, графики, инфографики, анимации. И мультимедий-ность по праву является первым признаком жанра универсальной журналистики.
Мультимедийность как многообразие средств выражения смысла напрямую влияет на такой жанроформирующий признак, как предмет отображения - предметные границы жанра универсальной журналистики расширяются: это уже не просто событие, явление, личность, процесс, но и их совокупность.
Для мультимедийных материалов характерен особенный способ построения и, как следствие, восприятия содержания: такие произведения нелинейны, а пользователь может сам активно управлять порядком ознакомления с информацией. Создавая мультимедийное произведение, автор должен предусмотреть, каким образом аудитория будет его просматривать, а также использовать инструменты для продвижения и дальнейшего обсуждения материала: социальные сети, форумы, комментирование, опрос и т. п. Таким образом, усложняется выбор целевой авторской установки - не только информировать, объяснять, анализировать, развлекать, но и вовлечь аудиторию в процесс работы с контентом, получить от неё мгновенный отклик. Всё это формирует ещё один из важных признаков жанра универсальной журналистики - интерактивность.
Будучи размещёнными в Интернете, интерактивные мультимедийные материалы обладают ещё одной специфической характеристикой - гипертекстуальностью, то есть имеют неоднородную структуру. Гипертекстуальный материал предполагает использование множества разнообразных методов на всех стадиях создания произве-
дения, а также расширение возможностей применения методов. Например, традиционный метод наблюдения за реальной действительностью может применяться для фиксации изменений предмета в виртуальной среде (отслеживание комментариев к материалу как наблюдение за реакцией аудитории).
На стадии создания материала возможности гипертекста позволяют отказаться от метода прямого цитирования и апелляции, достаточно лишь дать гиперссылку. Это позволяет не «утяжелять» текст, не перегружать его дополнительной информацией. Гиперссылки на материалы своего СМИ продлевают время нахождения аудитории на сайте. Кроме того, при помощи гиперссылок можно связать в один сюжет несколько журналистских произведений.
Таким образом, жанры универсальной журналистики обладают особыми жанрофор-мирующими признаками, это:
1. Мультимедийность (наличие и количество технологических платформ, их формы и вариации: текст, звук, видео, фото, анимация, графика, инфографика).
2. Гипертекстуальность (наличие в произведении гиперссылок на материалы по данной теме, на дополнительную информацию, на источники и т. п.).
3. Интерактивность (возможность просмотра материала, оценка, варианты взаимодействия представителей аудитории с автором (отправить письмо, опрос) и между собой (отправить другу, «поделиться» в социальных сетях)).
Мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность оказывают существенное влияние на основные жанрофор-мирующие признаки, каковыми являются предмет отображения, целевая авторская установка и методы преобразования реальной действительности в информационный продукт, - усложняют их, изменяют и создают их новые характеристики.
Условно жанры универсальной журналистики, как и традиционные, по целям воздействия на аудиторию, полноте отражения объективной реальности, лексико-стилистиче-ским и композиционным средствам, уровню анализа можно разделить на информационные, аналитические, художественно-публицистические. Однако уровень оперативности и информативности материалов универсальной журналистики информационной группы будет зависеть не только от актуальности информационного повода, объективности и точности фактов, но и от выбора мультиме-
дийных элементов. Как правило, информационные материалы содержат гиперссылки на дополнительную информацию, это позволяет сократить объём произведения. Когда журналист ставит цель передать информацию, то он использует технологические платформы, позволяющие аудитории быстро ознакомиться с её содержанием. Описание места события, например, лучше представить с помощью фотографий или видеоиллюстраций, а не описывать в тексте. Масштаб события (например, лесного пожара) эффективнее иллюстрировать картой, чем объяснять словами.
Качество аналитических материалов, выполненных в жанре универсальной журналистики, напрямую зависит не только от глубины анализа, убедительности фактов и экспертных оценок, но и от точности использования необходимых технологических платформ, различных мультимедийных элементов. Например, мультимедийное интервью может содержать не только текст, фото и аудио/видеозапись беседы журналиста и героя, но инфографику по теме разговора, мультис-крипт (если беседа продолжительная).
В жанрах универсальной журналистики художественно-публицистической группы у автора есть широкие возможности создания образов благодаря соединению выразительных средств текста, видео- и аудиозаписи, фотографии, анимации, графики, инфогра-фики. Например, если информационное ау-диослайд-шоу дополнить текстом в жанре эссе, серией художественной фотографии, сопроводить содержание музыкально-поэтической композицией, то, скорее всего, оно будет соответствовать художественно-публицистическим требованиям к жанрам универсальной журналистики.
Разнообразие форм подачи материала в журналистике предполагает и наличие множества гибридных жанров, - материалов, сочетающих черты нескольких жанров. И если гибридным жанром в традиционной журналистике являются, к примеру, корреспонденция, соединяющая признаки информационных и аналитических жанров, или колонка, содержащая в себе черты комментария и эссе; то в универсальной журналистике в качестве примера гибридного жанра можно привести мультимедийную статью, которая включает в себя признаки репортажа, статьи и очерка, представленных с помощью различных технологических платформ. Кроме этого, жанры универсальной журналистики, сочетаясь, могут образовывать околожанровые формы -произведения, обладающие лишь частью
жанроформирующих признаков. Например, околожанровой формой являются комментарии интернет-пользователей к материалу, любительское видео.
Таким образом, под жанром универсальной журналистики понимается жанр, обладающий традиционными жанроформирующими признаками, такими как предмет отображения, целевая авторская установка, методы преобразования реальной действительности в информационный продукт, которые трансформируются под влиянием специфических жанроформирующих признаков в виде интерактивности, гипертекстуальности и мультимедийное™. Это позволяет представить основное содержание информации с помощью различных технологических платформ (текста, звука, видео, фото, графики, инфографи-ки, анимации), предоставляет возможность интерактивного взаимодействия потребителя с материалом.
Отнесение материала к тому или иному жанру универсальной журналистики зависит от количества текстовых и аудиовизуальных элементов, вариантов их сочетания, но в первую очередь, от принадлежности материала к основной технологической платформе Интернета.
Процесс жанрообразования в настоящее время активно продолжается, многие жанры не обладают устойчивыми признаками, позволяющими отнести их к какому-либо определённому типу. Однако некоторые группы современных жанров уже имеют достаточно устойчивые позиции, стабильные характеристики, ярко выраженные классические и специфические жанроформирующие признаки, позволяющие рассматривать их как систему жанров универсальной журналистики. Среди них и жанры, отнесённые исследователями М. М. Лукиной и Н. Г. Лосевой к мультимедийным и синтетическим [2, с. 260], которые также являются частью системы жанров универсальной журналистики.
По типу ведущей технологической платформы жанры универсальной журналистики подразделяются на четыре группы: жанры с текстовой основой, видеожанры, аудиожанры и иллюстративные жанры.
К жанрам с текстовой основой относятся: мультимедийная заметка, мультимедийный репортаж, мультимедийная статья, мультимедийное интервью. В основе данных жанров лежит журналистский текст, основным средством передачи которого служит текстовая технологическая платформа.
Мультимедийная заметка обычно выполняет информирующую функцию, оперативно сообщая о событии, явлении, заявлении ньюсмейкера.
Мультимедийный репортаж может быть событийным и тематическим, рассказывать о событии, либо исследовать его. Применение мультимедийных фрагментов позволяет создать «эффект присутствия».
Мультимедийная статья (история) - объёмный материал, посвящённый актуальной проблеме, описанию процесса. В отличие от традиционной статьи, мультимедийная не всегда ставит целью анализировать масштабное явление или процесс, она может быть построена по типу истории и содержать репортажные и очерковые фрагменты. Аудиовизуальные и иллюстративные компоненты позволяют сделать мультимедийную статью более содержательной, фактически насыщенной, а благодаря визуализации части сведений процесс чтения становится более интересным и динамичным.
Мультимедийное интервью - это вопросно-ответная форма беседы журналиста с кем-либо, содержащая помимо текста аудиовизуальные и иллюстративные фрагменты. Такое интервью позволяет не только узнать информацию из текста, но и получить наглядное представление о собеседнике, благодаря фото-, видео-, аудиоэлементам.
К видеожанрам универсальной журналистики относятся материалы, размещённые с помощью технологической платформы «видео»: видеоиллюстрация, видеосюжет, видеокомментарий, видеоколонка, мультимедийное ток-шоу, мультискрипт, потоковое видео. Видеозапись позволяет показать героев, различные события, процессы, создать «эффект присутствия».
Видеоиллюстрация не имеет завершённого сюжета, обычно используется для передачи цитаты (синхрон), а также для визуализации части мультимедийного материала.
Видеосюжет схож с телевизионным сюжетом, его цель - оперативное информирование аудитории о каком-либо явлении, событии. Может содержать текстовое описание, фото, графику, инфографику, реже - аудиозаписи.
Видеокомментарий и видеоколонка -авторские жанры, предполагающие субъективное мнение по какому-либо актуальному поводу. Материалы могут быть дополнены текстовой версией, фотографиями, иллюстрациями, реже - инфографикой и анимацией.
Мультимедийное ток-шоу - это программа разговорного жанра, посвящённая актуальной теме, с участием ведущего, приглашённых гостей и аудитории. Важными характеристиками жанра является использование технологии мультиэкрана и наличие интерактива с аудиторией. Помимо видеозаписи самого ток-шоу, в него могут быть включены текст, инфографика, графика, фото, анимация и звук.
Мультискрипт - это видео, позволяющее аудитории ориентироваться в пределах объёмного видеоматериала. Дополнительно содержит текст (стенограмму), панель «содержание». Все видеожанры дают возможность комментирования, оценки, управления просмотром (если это не онлайн-трансляция), могут содержать ссылки на дополнительные источники, материалы по теме.
Потоковое видео является прямым эфиром с места события. Позволяет создать «эффект присутствия». Применяется метод репортажной съёмки. Дополнительно может содержать текст, фото, графику, реже - инфографику, аудиозаписи, анимацию.
Аудиожанры универсальной журналистики представлены на технологической платформе «аудио» и включают в себя ау-диоиллюстрацию, аудиосюжет, аудиоверсию, аудиослайдшоу и подкаст. Использование звука в мультимедийном материале позволяет задействовать слух потребителя, вовлечь аудиторию в происходящее.
Аудиоиллюстрация не имеет законченного сюжета, обычно используется для передачи цитат и для создания атмосферы (шумы, музыка).
Аудиосюжет - короткое информационное сообщение об актуальном событии, явлении. Может содержать текстовую версию, фотографии, графику, инфографику, реже - видео, анимацию.
Аудиоверсия - звуковая версия текстового материала. Дополнительно используется текст, фото, графика; реже - видео, инфогра-фика, анимация.
Аудиослайдшоу - это изображения, сопровожденные звуком. Обычно используется в том случае, когда есть эффектный фото-ряд. Помимо иллюстраций (фото, графика) и звука может содержать инфографику, видеофрагменты, анимацию.
Подкаст - аудиозапись, которую можно скачать из Интернета. Подкаст посвящён какому-либо событию, явлению, проблеме и обычно доступен для аудитории в любое время.
К иллюстративным жанрам относятся материалы, созданные на основе технологических платформ фотографии, графики, ин-фографики и анимации.
Статичная фотография, фотолента, фотогалерея используются для визуализации материала, позволяют рассказать о герое, событии, явлении, иллюстрировать процессы.
Фоторепортаж - это серия снимков какого-либо события, представленных с соблюдением хронологии. Обычно фоторепортаж содержит текстовое пояснение.
Скриншот (снимок экрана) используется в универсальной журналистике, в основном для передачи фактической информации. Это эффективное средство визуализации реакции людей в социальных сетях, на форумах, в комментариях к материалу.
Интерактивное фото имеет метки, содержащие дополнительную текстовую и аудиовизуальную информацию о предмете.
Слайд-шоу - подборка фотографий по определённой тематике, которая перелисты-вается сама. Применяется для визуализации истории.
Панорамное фото позволяет увидеть предмет полностью и в ряде случаев предполагает активное участие аудитории в управлении просмотром, создаёт «эффект присутствия».
К иллюстративным жанрам универсальной журналистики относятся также материалы, основанные на графике: статичная иллюстрация, динамическая графика (видеоролик с графическими элементами), карикатура, комиксы. Эти жанры используются обычно в совокупности с текстом, фотографией, анимацией, реже - с аудио-, видеозаписями, ин-фографикой.
Статичная иллюстрация - рисунок, схема, фрагмент карты. Основная задача - показ предмета, сути происходящего. Дополнительно применяется текст, звук, реже - фото, видео, анимация.
Карикатуры - рисунок, комическое изображение кого-, чего-либо с целью осмеяния недостатков человека или общества. Карикатура может быть статичной и анимированной. В качестве дополнительных элементов выступают текст, фото, аудио, видео, анимация, инфографика.
Иллюстративные жанры, основанные на инфографике, используются в том случае, когда недостаточно словесного описания и объяснения и необходимо визуализировать данные. Работа над инфографикой предполагает сочетание журналистских (работа с документами, анализ фактов) и дизайнерских методов. Жанры инфографики: статич-
ная, простая динамическая, оперативная 3й-реконструкция (видеоролик, основанный на 3й-технологиях), сложная статичная схема, сложная динамическая схема, флеш-за-метка (сборный модуль) [3, с. 143].
К иллюстративным жанрам, созданным на технологической платформе анимации, относятся анимационный ролик и анимированное изображение. Анимация позволяет оживить картинку, фон, сделать материал более эффектным и наглядным. Иногда анимационные ролики используются вместо видео при иллюстрации процесса, который невозможно снять.
Все без исключения иллюстративные жанры, созданные на основе технологических платформ фотографии, графики, инфо-графики и анимации, могут выступать как самостоятельные материалы, а также быть использованы в качестве иллюстрации в материале другого жанра; могут сопровождаться текстом, видео- и аудиозаписями.
Практически все жанры универсальной журналистики предполагают наличие гиперссылок на источники информации, дополнительные материалы, контекст. У аудитории есть возможность определить количество и порядок просмотра мультимедийных элементов (за исключением случаев онлайн-транс-ляций), оставить комментарий, оценку, «поделиться» в социальных сетях.
Таким образом, система жанров универсальной журналистики - это совокупность жанров в зависимости от технологической интернет-платформы, ставшей основой для создания медиаматериала: жанры с текстовой основой, видеожанры, аудиожанры, иллюстративные. Все они обладают традиционными жанроформирующими признаками, такими как предмет отображения, целевая авторская установка, методы преобразования реальной действительности в информационный продукт, которые существенно трансформировались под влиянием новых специфических жан-роформирующих признаков: интерактивности, гипертекстуальности и мультимедийности. Передача текстовой, аудиовизуальной, иллюстративной информации, выполненной в различных жанрах универсальной журналистики, осуществляется при помощи соответствующих знаковых систем цифрового информационного пространства.
В контексте расширения информационного пространства, повышения эффективности универсальной журналистики, появления новых компьютерных технологий система жанров универсальной журналистики имеет перспективу дальнейшего развития и совершенствования.
Список литературы
1. Выровцева Е. В. Трансформация традиционных публицистических жанров в современных массме-диа [Электронный ресурс] // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2015. № 5 (360). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/transformatsiya (дата обращения: 15.08.2015).
2. Интернет-СМИ: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2013. 348 с.
3. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М.: Аспект Пресс, 2010. 200 с.
4. Калмыков А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ. М.: ИПК работников телевидения и радио, 2009. 82 с.
5. Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2011. 320 с.
6. Лукина М., Лосева Н. Контент интернет-СМИ // Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика: материалы к обучающим семинарам / сост. С. Балмаева. Екатеринбург: Изд-во Гум. ун-та: Кабинетный учёный, 2011. 148 с.
7. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text2/03.htm (дата обращения: 12.08.2015).
References
1. Vyrovtseva E. V. Transformatsiya traditsionnykh publitsisticheskikh zhanrov v sovremennykh massmedia [Elektronnyi resurs] // Vestn. Chelyab. gos. un-ta. 2015. № 5 (360). Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/ transformatsiya (data obrashcheniya: 15.08.2015).
2. Internet-SMI: teoriya i praktika: ucheb. posobie dlya studentov vuzov / pod red. M. M. Lukinoi. M.: Aspekt Press, 2013. 348 s.
3. Zhurnalistika i konvergentsiya: pochemu i kak traditsionnye SMI prevrashchayutsya v mul'timediinye / pod red. A. G. Kachkaevoi. M.: Aspekt Press, 2010. 200 s.
4. Kalmykov A. A. Interaktivnaya gipertekstovaya zhurnalistika v sisteme otechestvennykh SMI. M.: IPK rabotnikov televideniya i radio, 2009. 82 s.
5. Lazutina G. V., Raspopova S. S. Zhanry zhurnalistskogo tvorchestva: ucheb. posobie. M.: Aspekt Press, 2011. 320 s.
6. Lukina M., Loseva N. Kontent internet-SMI // Mediakonvergentsiya i mul'timediinaya zhurnalistika: materialy k obuchayushchim seminaram / sost. S. Balmaeva. Ekaterinburg: Izd-vo Gum. un-ta: Kabinetnyi uchenyi, 2011. 148 s.
7. Tertychnyi A. A. Zhanry periodicheskoi pechati: ucheb. posobie [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:// evartist.narod.ru/text2/03.htm (data obrashcheniya: 12.08.2015).
Статья поступила в редакцию 30.08.2015
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ
ORIENTAL STUDIES
УДК 24 ББК 86.35 ББК Э35
Цымжит Пурбуевна Ванчикова1,
доктор исторических наук, профессор, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670047, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6), e-mail: [email protected] Марина Васильевна Аюшеева2, кандидат исторических наук, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670047, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6), e-mail: [email protected]
Зуун хурээ и современный Дашчойлин хийд3
В статье дана краткая история монастырского комплекса Зуун хурээ и показано современное состояние его преемника - монастыря Дашчойлин (Улан-Батор), которое даёт возможность судить о современном положении буддизма в Монголии. Работа написана на основе изучения и обобщения широкого круга монголоязычных опубликованных и неопубликованных материалов. В качестве источника для данной статьи был использован устав монастыря Дашчойлин и должностные инструкции лам.
В статье на основе проведённых интервью с ламами, другими источниками информации выявлены инновационные процессы в ежедневной монастырской и ламской деятельности, в организации монастыря, взаимоотношения с государственной властью и обществом, отмечены новые тенденции в развитии буддизма в Монголии, его адаптация к современной общественной жизни. Рассмотрены история восстановления культовой системы во внутренней структуре монастыря, система буддийского монашеского образования, организация учебного процесса в колледже Зуун хурээ.
Отмечено, что большинство буддийских священнослужителей совмещают духовное образование со светским, многие ламы получают дополнительные светские специальности, что является новым явлением для буддийской традиции Монголии. При этом изменения незначительно затронули ритуальную часть монастырской жизни.
В настоящее время идёт активный процесс восстановления утраченных традиций, ведутся архивные изыскания по истории монастырского комплекса. С момента открытия и до настоящего времени не прекращаются работы по реконструкции монастырского комплекса, благоустройству территории.
Современное духовенство следует рассматривать как составную часть общества, также переживающую обновление и преобразования.
Ключевые слова: история буддизма в Монголии, возрождение буддизма, Дашчойлин, Зуун хурээ, монастырские уставы, монашеская община.
1 Ц. П. Ванчикова является основным автором, ею разработаны проблематика и основные положения исследования, проведена археографическая работа по сбору и анализу полевого материала, интервьюирование.
2 М. В. Аюшеевой осуществлён перевод монгольских источников, проведена археографическая работа по сбору полевого материала, дана характеристика современного состояния внутренней структуры монастыря.
3 Публикация подготовлена в рамках гранта РГНФ 14-01-00344 «Реалии монашеской дисциплины в буддизме».
136
© Ц. П. Ванчикова, М. В. Аюшеева, 2015