Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА'

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектное обучение / технология проектного обучения / проектные методы обучения / бизнес-проект / предпринимательская деятельность / предпринимательская культура / формирование предпринимательской культуры. / project-based learning / project-based learning technology / project-based teaching methods / business project / entrepreneurial activity / entrepreneurial culture / formation of entrepreneurial culture.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халиуллина Р. Ф.

Цель. Раскрыть технологию проектного обучения при формировании предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена. Методы: синтез, наблюдение, дедукция. Результаты. Приведены данные опроса, подтверждающие актуальность формирования предпринимательской культуры, а также представлено практическое применение методов проектного обучения в рассматриваемых педагогических условиях формирования предпринимательской культуры. Научная новизна. В современные годы в учреждениях среднего профессионального образования, когда одной из ведущих технологий является технология проектного обучения, был описан процесс применения данной технологии для формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена, что позволяет максимально вовлечь обучающихся в активную познавательную, исследовательскую и практическую деятельность для решения волнующих вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халиуллина Р. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF PROJECT-BASED LEARNING IN THE FORMATION OF AN ENTREPRENEURIAL CULTURE AMONG FUTURE MID-LEVEL SPECIALISTS

Goal. To reveal the technology of project-based learning in the formation of an entrepreneurial culture among future mid-level specialists. Methods: synthesis, observation, deduction. Results. The survey data confirming the relevance of the formation of an entrepreneurial culture is presented, and the practical application of project-based learning methods in the considered pedagogical conditions for the formation of an entrepreneurial culture is presented. Scientific novelty. In modern years, in institutions of secondary vocational education, when one of the leading technologies is the technology of project-based learning, the process of using this technology to form the entrepreneurial culture of future mid-level specialists has been described, which makes it possible to maximally involve students in active cognitive, research and practical activities to solve exciting problems. questions.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА»

Научная статья

УДК 377.6

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Регина Федоиловна Халиуллина,

Южно-Уральский государственный технический колледж,

г. Челябинск, Российская Федерация, rfhaliullina@bk. гц

Аннотация. Цель. Раскрыть технологию проектного обучения при формировании предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена.

Методы: синтез, наблюдение, дедукция.

Результаты. Приведены данные опроса, подтверждающие актуальность формирования предпринимательской культуры, а также представлено практическое применение методов проектного обучения в рассматриваемых педагогических условиях формирования предпринимательской культуры.

Научная новизна. В современные годы в учреждениях среднего профессионального образования, когда одной из ведущих технологий является технология проектного обучения, был описан процесс применения данной технологии для формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена, что позволяет максимально вовлечь обучающихся в активную познавательную, исследовательскую и практическую деятельность для решения волнующих вопросов.

Ключевые слова: проектное обучение, технология проектного обучения, проектные методы обучения, бизнес-проект, предпринимательская деятельность, предпринимательская культура, формирование предпринимательской культуры.

Для цитирования: Халиуллина, Р.Ф. Технология проектного обучения при формировании предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена // Вестник экономики, управления и права. 2024. Т. 17. № 2. С. 97-102.

Original article

TECHNOLOGY OF PROJECT-BASED LEARNING IN THE FORMATION OF AN ENTREPRENEURIAL CULTURE AMONG FUTURE MID-LEVEL SPECIALISTS

Regina F. Khaliullina,

South Ural State Technical College, Chelyabinsk, Russian Federation, rfhaliullina@bk. ru

Abstract. Goal. To reveal the technology of project-based learning in the formation of an entrepreneurial culture among future mid-level specialists.

Methods: synthesis, observation, deduction.

Results. The survey data confirming the relevance of the formation of an entrepreneurial culture is presented, and the practical application of proj ect-based learning methods in the considered pedagogical conditions for the formation of an entrepreneurial culture is presented.

Scientific novelty. In modern years, in institutions of secondary vocational education, when one of the leading technologies is the technology of project-based learning, the process of using this technology to form the entrepreneurial culture of future mid-level specialists has been described, which makes it possible to maximally involve students in active cognitive, research and practical activities to solve exciting problems. questions.

Keywords: project-based learning, project-based learning technology, project-based teaching methods, business project, entrepreneurial activity, entrepreneurial culture, formation of entrepreneurial culture.

For citation: Khaliullina, R.F. Technology of project-based learning in the formation of an entrepreneurial culture among future mid-level specialists // Bulletin of Economics, Management and Law. 2024. Vol. 17. No. 2. P. 97-102 (In Russ.).

Введение

В современные годы в учреждениях среднего профессионального образования технология проектного обучения становится одной из ведущих, так как позволяет максимально вовлечь обучающихся в активную познавательную, исследовательскую и практическую деятельность для решения волнующих вопросов. Герман Константинович Селевко в Энциклопедии образовательных технологий определил, что «метод проектов ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы» [6, с . 229].

Отличительные черты проектного метода обучения:

- самостоятельный поиск проблемы исследования;

- совместная деятельность по формулировке проблемы исследования, определения цели;

- формирование высокого уровня самоорганизации участников проекта;

- системный подход по решению проблемы исследования.

Целью предпринимательской подготовки в профессиональной образовательной организации в настоящее время является формирование у обучающихся готовности к предпринимательской деятельности как основной трудовой сфере предпринимательских отношений для успешной социализации в условиях рыночных отношений.

Необходимость проведения исследования

Опрос, проведенный со студентами Южно-Уральского государственного технического колледжа, (далее - ЮУрГТК), подтверждает большое желание обучающихся изучать основы ведения бизнеса и в будущем стать предпринимателями. Так ответили 267 из 273 опрошенных, что составило 97,8%. Однако представления о моральной стороне бизнеса у ребят неверные, ведь они думают, что предприниматели получают прибыль любыми способами, возможно даже в обход законодательства. Свыше 50% респондентов в качестве мотивов, побуждающих к занятию предпринимательской деятельностью, выбрали вариант «легкие деньги».

Из этого можно сделать вывод, что значительная часть обучающихся в организациях среднего профессионального образо-

вания, которые ориентируются на предпринимательскую деятельность, не получают соответствующей подготовки к ней. Нами было принято решение разработать комплекс мероприятий, определить методы обучения для формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена, а также определить педагогические условия, способствующие эффективности разработанной системы.

В ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» для того, чтобы сформировать предпринимательскую культуру у обучающихся среднего звена, нами используются такие технологии, как:

- технология развития критического мышления;

- исследовательские методы обучения;

- технология использования в обучении деловых, ролевых и других видов обучающих игр;

- технология проектного обучения.

Методы проектного обучения нами были

выбраны не случайно, так как сама предпринимательская деятельность прежде всего связана с работкой и реализацией бизнес-проекта.

Методы исследования

На основании вышеперечисленного можно сделать вывод, что в данном исследовании используется метод дедукции. Также методологической основой исследования стали такие методы теоретического познания, как наблюдение и синтез.

Слово «проект» в переводе с латинского означает разработку некой идеи, детального плана какого-либо продукта [1].

Бизнес-проект это документ, в котором содержится описание создания и деятельности компании на всех этапах жизненного цикла.

Результаты исследования

Технология проектного обучения имеет свое отражение в разработанной системе формирования предпринимательской культуры, а также в педагогических условиях, повышающих ее эффективность.

Первое педагогическое условие - обучение бизнес-планированию как фундамент к формированию предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена.

Обучение бизнес-планированию происходит на втором и третьем курсах в рамках освоения студентами профессионального модуля «Основы предпринимательства», который включает в себя прохождение учебной практики с написанием основным разделов бизнес-проекта. На специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» данный модуль изучается на третьем курсе во втором семестре в количестве 108 часов образовательной нагрузки.

Важными являются и изучаемые темы «Общая классификация и жизненный цикл бизнес-проектов», «Структура бизнес-проекта», «Оценка эффективности бизнес-проекта» и др., предусмотренные календарно-тематическим планом, по дисциплинам «Экономика предприятия», «Основы экономической теории», «Основы финансовой грамотности». Данные темы позволяют сформировать базовые знания по бизнес-планированию и бизнес-проектированию, что подтверждает применение проектного метода обучения на лекциях и при подготовке к конкурсам.

Областной конкурс на лучший предпринимательский молодежный проект «Свое дело» является как раз таким традиционным конкурсом по повышению предпринимательской культуры, цель которого развитие предпринимательских компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций, приобретение навыков бизнес-моделирования, бизнес-проектирования, а также проверка бизнес-идей на реалистичность.

Конкурс проходит в формате разработки и защиты бизнес-проектов по трем номинациям:

- лучший бизнес-проект;

- лучший предпринимательский проект в социальной сфере;

- лучший реализованный предпринимательский проект.

В составе жюри предприниматели, самозанятые, что вызывает у студентов желание не только презентовать свою идею или проект, но и получить компетентное мнение или рекомендации по его развитию.

Южно-Уральский государственный технический колледж перед участием в областном конкурсе организует внутриколледж-ный отбор в рамках конкурса бизнес-проектов «Свое дело».

В рамках данного педагогического условия важным является и участие в региональном чемпионате «Профессионалы» по компетенции «Предпринимательство». Требования к участию - разработка бизнес-проекта. В рамках реализации профессионального модуля «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу» и подготовки к чемпионату «Профессионалы» Южно-Уральский государственный технический колледж сотрудничает с Фондом развития предпринимательства Челябинской области «Мой бизнес 74», что позволяет максимально повысить уровень знаний по составлению основных разделов бизнес-плана.

Внедрение в практику технологии порт-фолио карьерного сопровождения обучающихся является вторым педагогическим условием.

Каждый учебный год согласно плану работы колледжа реализуется проект «Порт-фолио карьерного сопровождения» - залог трудоустройства с целью создания условий для успешного трудоустройства выпускников путем внедрения в практику технологии портфолио карьерного продвижения. Данный проект позволяет обучающимся построить карьерную карту, где наглядным образом увидеть траекторию своего профессионального развития, где возможен профессиональный путь и в предпринимательской деятельности.

Принимая участие и одерживая победы в различных конкурсах, фиксируя сертифи-

каты, грамоты и дипломы в портфолио, у студентов колледжа может появиться желание стать предпринимателями, ведь наглядно будет виден их высокий результат и их компетентность в предпринимательской деятельности.

Реализация федерального проекта «Страна мастеров» позволила многим обучающимся познакомиться с приложением «Мой налог», пройти бесплатные вебинары от партнеров, зарегистрировать себя в статусе «самозанятый» и внести значимость для своего дела.

Это подтверждает смещение учебной нагрузки в сторону самостоятельной работы, ведь специфика выполнения современных проектов заключается в том, что работа осуществляется внеаудиторно, что дает дополнительную нагрузку студентам, требует дополнительных усилий и занимает достаточно много времени [3, с. 6227; 4, с. 71].

Проект по повышению финансовой грамотности будущих специалистов среднего звена ЮУрГТК является также ярким примером применения технологии проектного обучения. Реализация проекта третье педагогическое условие.

Повысить финансовую грамотность не менее чем 70% обучающихся очной формы обучения колледжа до уровня «высокий» благодаря участию в мероприятиях, олимпиадах, марафонах, онлайн-уроках и др. -цель проекта.

Сегодня у студентов профессиональных образовательных организаций имеются сложности при работе с различными современными финансовыми инструментами, из-за чего они попадают в случаи финансового мошенничества. Есть и та группа обучающихся, которые с интересом смотрят на все мероприятия, конференции и конкурсы, желающие повысить уровень финансовой грамотности.

Основные проблемы низкого уровня финансовой грамотности:

1) содержание образования. Малый объем

выделенных часов (в количестве 51) на изучение и освоение элективного курса «Основы финансовой грамотности» согласно Образовательной программе не способствует комплексному изучению всех тем и владению современными финансовыми инструментами;

2) начальные условия. В мероприятиях, направленных на повышение уровня финансовой грамотности, участие принимают, как и осуществляют подготовку одни и те же студенты и преподаватели, что влечет за собой малый процент охвата аудитории, вследствие этого низкий уровень финансовой грамотности остальных обучающихся и длительный срок реализации проекта для достижения желаемого результата.

Результаты проекта:

1. Разработана база локально-нормативных актов, описывающих процесс повышения финансовой грамотности обучающихся в колледже.

2. Разработаны и проведены мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности обучающихся колледжа;

3. Принято участие обучающимися в ме-

роприятиях по линии Министерства образования и науки Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области, Банка России под руководством наставников - команды проекта.

4. Проведен первичный и заключительный сбор данных у обучающихся колледжа в формате тестирования для измерения уровня финансовой грамотности, сравнения показателей и подтверждения эффективности реализации проекта.

Выводы

Проектная деятельность учеными рассматривается как один из главных способов формирования профессиональной компетентности выпускников. Проектная компетентность, являясь составляющей профессиональной компетентности, объясняет важность применения технологии проектного обучения в профессиональном образовании [2, с. 80].

С помощью технологии проектного обучения можно расширять горизонт своей компетентности, уровень развития своего профессионализма и предпринимательской культуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ваганова, О.И., Смирнова, Ж.В., Трутанова, А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде // АНИ: педагогика и психология. 2017. №3 (20). С. 239-241.

2. Гладкова, М.Н., Ваганова, О.И., Смирнова, Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-3. С. 80-83.

3. Nemova, O.A., Retivina, VV, Kutepova, L.I., Vinnikova, I.S., Kuznetsova, E.A. Sociocultural Mechanisms of Intergenerational Values and Mindset Translation in Modern Family Development and Generational Change // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. №13. P. 6226-6237.

4. Петровский, А.М., Смирнова, Ж.В., Кутепов, М.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях проектной деятельности // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. №1 (22). С. 69-72.

5. Халиуллина, Р.Ф.Обучение бизнес-планированию как педагогическое условие формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. №2 (38). С. 122-126.

6. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1 [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

REFERENCES

1. Vaganova, O.I., Smirnova, Z.V., TrutanovaA.V. Organization of research activities of a bachelor ofvocational training in an electronic environment // ANI: pedagogy and psychology. 2017. No. 3 (20). pp. 239-241.

2. Gladkova, M.N., Vaganova, O.I., Smirnova, Z.V. Technology of project-based learning in vocational education // Problems of modern pedagogical education. 2018. No. 58-3. Р. 80-83.

3. Nemova, O.A., Retivina, V.V.,Kutepova, L.I., Vinnikova, I.S., Kuznetsova, E.A. Sociocultural Mechanisms of Intergenerational Values and Mindset Translation in Modern Family Development and Generational Change//International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. No. 13. Р. 6226-6237.

4. Petrovsky, A.M., Smirnova, Z.V., Kutepov, M.M. Formation of professional competencies of students in the conditions of project activity // KNZh. 2018. No. 1 (22). Р. 69-72.

5. Khaliullina, R.F. Training in business planning as a pedagogical condition for the formation of an entrepreneurial culture for future mid-level specialists // Innovative development of professional education. 2023. No. 2 (38). Р. 122-126.

6. Encyclopedia of educational technologies. In 2 volumes. T. 1 [Text]: educational method. allowance / G.K. Selevko. M.: Research Institute of School Technologies, 2006. 816 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Халиуллина Регина Федоиловна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, Южно-Уральский государственный технический колледж, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: rfhaliullina@bk.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Regina F. Khaliullina, Advisor to the Director for Education and Interaction with Children's Public Associations, South Ural State Technical College, Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: rfhaliullina@bk.ru

Дата поступления статьи / Received: 20.05.2024 Дата рецензирования статьи / Revised: 10.06.2024 Принята к публикации / Accepted: 15.06.2024

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.