Научная статья на тему 'ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА'

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ИСТОРИОГРАФИЯ / ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халиуллина Регина Федоиловна

В статье с помощью метода периодизации была исследована проблема формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена. Согласно выделенным критериям рассмотрена историография проблемы формирования предпринимательской культуры с начала 20-х годов XX века до настоящего времени, исследованы проявляющиеся в этот период ее характерные черты. Таким образом, мы можем проследить эволюцию данного процесса. Выявление периодов формирования предпринимательской культуры специалистов среднего звена позволило нам констатировать актуальность проблемы исследования, характеризующуюся такими показателями, как: социальный заказ на формирование предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена; потребность в разработке теоретических основ процесса формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена и выявлении эффективных методов и средств для достижения успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халиуллина Регина Федоиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM OF FORMATION OF ENTREPRENEURIAL CULTURE IN FUTURE MIDDLE SPECIALISTS

In the article, using the method of periodization, the problem of the formation of an entrepreneurial culture of future mid-level specialists was studied. According to the selected criteria, the historiography of the problem of the formation of entrepreneurial culture from the beginning of the 20s of the 20th century to the present is considered, its characteristic features that are manifested during this period are investigated. Thus, we can trace the evolution of this process. Identification of the periods of formation of the entrepreneurial culture of mid-level specialists allowed us to state the relevance of the research problem, characterized by such indicators as: social order for the formation of an entrepreneurial culture of future mid-level specialists; the need to develop the theoretical foundations for the process of forming an entrepreneurial culture of future mid-level specialists and identify effective methods and means to achieve success.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА»

Танаева Замфира Рафисовна, профессор кафедры конституционного и административного права Юридического института ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный университет (НИУ)», доктор педагогических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: zamfira-t@yandex.ru

Tanaeva Zamfira Rafisovna, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Law Institute, South Ural State University (NRU), Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: zamfira-t @ yandex. ru

Сведения для цитирования: Халиуллина, Р. Ф. Историография проблемы формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена / Р. Ф. Халиуллина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 2 (34). — С. 96-103.

УДК 377.5 ББК 74.47

историография проблемы

формирования предпринимательской культуры

у будущих специалистов среднего звена

Р. Ф. Халиуллина

В статье с помощью метода периодизации была исследована проблема формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена. Согласно выделенным критериям рассмотрена историография проблемы формирования предпринимательской культуры с начала 20-х годов XX века до настоящего времени, исследованы проявляющиеся в этот период ее характерные черты. Таким образом, мы можем проследить эволюцию данного процесса. Выявление периодов формирования предпринимательской культуры специалистов среднего звена позволило нам констатировать актуальность проблемы исследования, характеризующуюся такими показателями, как: социальный заказ на формирование предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена; потребность в разработке теоретических основ процесса формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена и выявлении эффективных методов и средств для достижения успеха.

Ключевые слова: предпринимательская культура, историография, значение формирования предпринимательской культуры.

В число первоочередных задач, которые должно решить государство в сфере образования, входят те, что «провозглашают необходимость внедрения новых управленческих механизмов развития образования... основанного на научном подходе к анализу проблем и оперировании достоверной статистической информацией» [1, с 18].

В целях более глубокого анализа и научного подхода состояния проблемы формирования предпринимательской культуры у студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования (далее — СПО), мы решили воспользоваться методом периодизации, поскольку он позволяет определить и обосновать возникновение данной проблемы, найти способы ее решения.

Исследуя проблему формирования предпринимательской культуры у обучающихся в организациях СПО, мы считаем целесообразным представить ее историографию согласно следующим критериям:

- роль предпринимательства в России;

- связь СПО и предпринимательства;

- социальный заказ на формирование предпринимательской культуры;

- наличие научной литературы по теме исследования;

- наличие нормативных документов, отражающих значение формирования предпринимательской культуры.

В соответствии с выявленными критериями рассмотрим историографию проблемы формирования предпринимательской культуры с начала

20-х годов XX века до настоящего времени, поскольку все возникающие в данный период ее составляющие дают возможность проследить эволюцию исследуемой темы.

Мы выделяем четыре периода генезиса вышеназванной проблемы.

Первый период: конец XIX века — 20-е годы XX века (появление новых профессий, таких как менеджер — руководитель, координатор крупного производства; становление советской системы профессионального образования; развитие торговли и тяжелой промышленности, которое происходило в условиях дефицита рабочей силы и, следовательно, создавало потребность в ее стремительной и качественной подготовке).

Второй период: 20-е годы XX века — конец XX века (поворот к нормальному регулированию многоукладного хозяйства в условиях господства государственного капитализма в рыночной экономике; принцип со-

циалистического планирования; ограничение круга предпринимательской свободы).

Третий период: конец XX века — начало XXI века (период перестройки 1985-1991 гг., в который началось возрождение предпринимательства в России, оборвавшееся в итоге разрушительной «реформацией» в 1992-1997 гг.; расширение и углубление кооперативного движения с началом перестройки, его распространение из сферы потребления и услуг в сферу производства одновременно давало свободу теневой экономике).

Четвертый период: начало 2000-х годов — настоящее время (обеспечение социальной стабильности и снижение уровня бедности; улучшение социальной и политической стабильности).

Результаты историографического анализа проблемы формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена представлены в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика периодов историографии проблемы формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена

Критерии анализа периодов историографии проблемы Периоды историографии проблемы формирования

Первый этап. Конец XIX века — 20-е годы ХХ века Второй этап. 20-е годы ХХ века — конец ХХ века Третий этап. Конец ХХ века — начало XXI века Четвертый этап. Начало 2000-х годов — настоящее время

Развитие и роль предпринимательства в России 1. Государство ведет законодательную деятельность, создавая благоприятные условия для развития экономики и предпринимательства. 2. Реформа промыслового налогообложения в 1898 году зафиксировала в качестве объекта налогообложения предприятие, а не личность определенного предпринимателя. 3. Перестройки в области акционерного дела определили ограничение ответственности и предоставили возможность участия в коммерческих предприятиях представителям разных сословий. 1. В начале XX века наступил процесс формирования монополистических объединений российских предпринимателей. К этому периоду в государстве насчитывалось 140 различных монополистических объединений в 45 отраслях промышленности [3]. 2. Отечественные предприниматели склонялись ко всем формам монополистических соглашений, включая тресты, концерны. Преобладающими объединениями были синдикаты [3]. 3. Появляются новые специальности, а вместе с ними и новые дисциплины: 1. С началом перестройки шло расширение и усиление кооперативного движения, его распространение из сферы потребления и услуг в сферу производства, что одновременно давало свободу теневой экономике Предпринимательство обеспечивает: 1) занятость трудоспособного населения благодаря созданию на предприятиях новых рабочих мест; 2) повышение налоговых поступлений; 3) увеличение доли ВВП; 4) содействие в развитии инфраструктуры городов и районов; 5) участие в благотворительной деятельности; 6) повышение уровня теоретических и практических знаний, квалификации, переподготовку кадров, прохождение различного вида обучения;

Продолжение таблицы 1

Критерии анализа периодов историографии проблемы Периоды историографии проблемы формирования

Первый этап. Конец XIX века — 20-е годы ХХ века Второй этап. 20-е годы ХХ века — конец ХХ века Третий этап. Конец ХХ века — начало XXI века Четвертый этап. Начало 2000-х годов — настоящее время

4. Изменения привели к тому, что деловые круги пополнились выходцами из крестьян, мещан, дворян, иностранцев и служащих. За счет крупного предпринимательства к началу XX века в стране жило около 1,5 миллиона человек [2] основы ведения бухгалтерии, обучение навыкам управления, изучение развития экономики страны, но предпринимательству в данный период не обучали 7) защиту окружающей среды с помощью установки очистных сооружений, благоустройства прилегающих к предприятию территорий; 8) глобализацию национальной и международной экономики, стабильность экономических отношений между ними [4]

Связь СПО и предпринимательства Отсутствовала связь СПО и предпринимательства 1. Для периода 1917 г — начала 30-х гг. XX века характерно становление советской системы профессионального образования, развитие торговли и тяжелой промышленности, которое происходило в условиях дефицита рабочей силы и, следовательно, создавало необходимость в ее стремительной и качественной подготовке. 2. Однако профессии «предприниматель» на данном этапе не существовало, соответственно, связь СПО и предпринимательства также отсутствовала 1. С целью подготовки рабочих кадров для конкретных производственных предприятий создавались школы фабрично-заводского, профессионально-технического типа, учебно-познавательные мастерские. 2. В конце 1960-х годов открылись средние профессиональные учебные заведения с периодом обучения от трех до четырех лет, фокусировались которые на подготовке профессиональных рабочих на базе восьми классов [5]. К началу 1980-х годов в стране сформировалась эффективно работающая система среднего профессионального образования, которая готовила кадры для всех отраслей народного хозяйства более чем по 500 специальностям. Сложившаяся система оперативно отвечала на запросы и потребности страны [5] Появление междисциплинарного курса «Основы предпринимательства» в программах специальностей образовательных учреждений СПО, а также биз-нес-ориентирующего направления рабочей программы воспитания подтверждает связь СПО и предпринимательства. Связь между СПО и предпринимательством также наблюдается в рамках чемпионата WorldSkШs, где обучающимся СПО можно выступать и по компетенции «Предпринимательство», а значит, разрабатывать, защищать и далее реали-зовывать свои идеи

Продолжение таблицы 1

Критерии анализа периодов историографии проблемы Периоды историографии проблемы формирования

Первый этап. Конец XIX века — 20-е годы ХХ века Второй этап. 20-е годы ХХ века — конец ХХ века Третий этап. Конец ХХ века — начало XXI века Четвертый этап. Начало 2000-х годов — настоящее время

Социальный заказ на формирование предприниматель-ской культуры Отсутствие потребности общества в формировании предпринимательской культуры Развитие торговли, тяжелой промышленности привело к повышению интереса к сфере предпринимательства, но социальный заказ на формирование предпринимательской культуры отсутствовал С момента принятия Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» система профессионально-технического и среднего специального образования постепенно вступает в этап регионализации, где основной задачей является ориентация на рынок труда и запросы экономики региона, что актуализировало потребность в формировании предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена В своем выступлении на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив, которое прошло в Самаре 7 марта 2018 г. под руководством Президента России Владимира Путина, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» А. Калинин говорил о том, что начинать учить профессии «предприниматель» нужно еще в школе с помощью игровых методов, которых сейчас очень много, нужно просто уметь их правильно внедрить и применять. Это необходимо, чтобы добиваться глобальных целей по прорывному росту экономики

Наличие научной литературы по теме исследования Отсутствие теоретико-практических наработок по формированию предпринимательской культуры Само явление «предпринимательство» описывается различными известными экономистами, социологами, исследовавшими рыночную экономику и деятельность предпринимателей. Наиболее крупными исследователями данной проблемы являются такие западные ученые, как Л. Эрхард, М. Вебер, Й. Шумпе-тер. Однако в СССР наблюдалось отсутствие широкого доступа к зарубежной литературе Появление первых научных публикаций, освещающих различные аспекты проблемы формирования предпринимательской культуры Активизация научного интереса к проблеме формирования предпринимательской культуры

Окончание таблицы 1

Критерии анализа периодов историографии проблемы Периоды историографии проблемы формирования

Первый этап. Конец XIX века — 20-е годы ХХ века Второй этап. 20-е годы ХХ века — конец ХХ века Третий этап. Конец ХХ века — начало XXI века Четвертый этап. Начало 2000-х годов — настоящее время

Наличие нормативных документов, отражающих значение формирования предпринимательской культуры Отсутствие предпринимательской культуры в образовании РФ Отсутствие предпринимательской культуры в образовании РФ Принятие Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» Принятие ФГОС СПО нового поколения, где появился междисциплинарный курс «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу»

Рассмотрим каждый из выделенных периодов.

1. Конец XIХ века — 20-е годы XХ века

Именно в этот период существенно выросли масштабы государственного предпринимательства: появились предприятия и учреждения в различных отраслях (военные, горные, спир-товодочные, лесопильные заводы, железные дороги, речные суда, предприятия связи, опытные станции, курорты и т. д.). Появление конкуренции и предпринимательской активности позволило вдохнуть жизнь в угасающие предприятия. Однако в данный период связь между СПО и предпринимательством отсутствовала.

2. 20-е годы XХ века — конец XХ века

Данный период охарактеризовался для

государства началом новой экономической политики (1921-1926 гг.) и второго этапа развития предпринимательства, который внес оживление в предпринимательскую деятельность. С 1917 г. по начало 1930-х гг. проходило становление советской системы среднего профессионального образования, в которой отсутствовали экономические специальности и профессия «предприниматель». Соответственно, отсутствовала и предпринимательская культура в образовании.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг., повлекшая за собой неуспеваемость, плохую посещаемость и в целом снижение уровня образования, вызвала необходимость проведения сталинской образовательной реформы. Стали создаваться школы для рабочей и сельской молодежи, введен выпускной экзамен, усовершенствованы содержание и методы работы средних учебных заведений.

Рассматриваемый этап завершается в конце XX века, поскольку система профессионально-технического и среднего специального образования именно в этот период начинает переходить в стадию регионализации.

Подводя итоги по данному периоду, следует отметить, что в стране сложилась четкая система профессионального образования, которая была ориентирована на нужды экономики страны и чутко реагировала на актуальные запросы различных сфер промышленности.

Главным достижением этого этапа является трансформация сословного элитарного образования во всесословное, ориентированное на потребности экономики и общества [5].

3. Конец XХ века — начало XХI века

Отметим, что для следующего периода

историографии характерным является тот факт, что на рубеже 1980-1990-х годов культурология в России получила официальное признание и была легализована как направление науки и высшего образования, а система профессионально-технического и среднего специального образования в рассматриваемый период ставит своей задачей подготовку специалистов с учетом ориентации на рынок труда и запросы экономики региона. Все вышеперечисленное актуализировало потребность в формировании предпринимательской культуры у студентов.

4. Начало 2000-х годов — настоящее время

В конце 90-х годов XX века по мере развития высоких технологий предпринимательство в экономике страны сыграло огромную роль, так же как и система высшего образования. На ее плечи была возложена задача: внести свой вклад в коммерциализацию технологий и развитие сферы бизнеса. Система СПО тоже претерпела положительные изменения, способствующие формированию предпринимательской культуры. Так, был принят ФГОС СПО нового поколения, где появился междисциплинарный курс «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу», а также принята новая рабочая программа воспитания, включившая в себя бизнес-ориентирующее направление.

Однако, рассматривая этапы историографии, мы не прослеживали связь между формированием предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена и становлением системы профессионального образования.

При анализе научной литературы по теме исследования нами не были найдены работы, где основное внимание уделялось бы процессу формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена, но мы проанализировали труды Д. Бёрча, А. Купера, П. Рейнольдса, Д. Смита, посвященные предпринимательству [6].

Принципиальным для нашего исследования является вопрос о связи предпринимательской деятельности с системой СПО. Выдающийся педагог П. П. Блонский считал, что необходимо развивать готовность обучающихся к трудовой деятельности для формирования у них опыта самостоятельности и инициативности [7] — эти качества являются одними из ведущих при формировании предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена.

Как отмечал М. И. Туган-Барановский, главное отличие российского промышленного капитализма от западноевропейского заключается в отсутствии докапиталистической промышленной культуры [8].

В связи с этим необходим более тщательный анализ понятия предпринимательской культуры, формирование которой должно занять свою нишу в образовательном процессе в системе СПО.

В исследуемый период профессиональное образование было полностью подчинено потребностям реального производства и осуществлялось в тесной взаимосвязи с ним [9]. Цели выпустить профессионалов в области предпринимательства система СПО перед собой не ставила.

Сегодня одной из важнейших целей СПО является выпуск студентов с чувством ответственности, позволяющим продуктивно работать в коллективе. Такое качество, как ответственность, формируется компетенцией «предпринимательство».

В данный период времени система СПО характеризуется следующими особенностями:

- существует государственный заказ по отдельным отраслям и специальностям на подготовку выпускников как будущих кадров;

- при организациях и предприятиях создаются специальные центры для подготовки и переподготовки рабочих кадров;

- развивается сотрудничество и сетевое взаимодействие промышленных предприятий и учреждений высшего образования с организациями СПО;

- внедряется система профессиональной сертификации специалистов объединением работодателей, которые привлекаются к оценке качества подготовки выпускников СПО (участие работодателей в итоговой аттестации, написание рецензии на программы образования);

- обеспечивается участие студентов СПО в олимпиадах и конкурсах технического мастерства, чемпионате профессионального мастерства WorldSkШs, что повышает престиж профессионального образования» [10];

- благодаря дуальному обучению профессиональное образование становится практико-ориентированным;

- при организации подготовки обучающихся осуществляется ориентация на список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.

Выявление периодов формирования предпринимательской культуры специалистов среднего звена позволило нам констатировать актуальность проблемы исследования, характеризующуюся следующими показателями:

- социальным заказом к формированию предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена;

- потребностью в разработке теоретических и методологических основ формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена и выявлении эффективных методов и средств для достижения успеха.

Библиографический список

1. Фасоля, А. А. Мониторинг качества образования: международный опыт / А. А. Фасоля, М. С. Гузеев, Н. В. Уварина // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2020. — Т. 12. — № 1 (47). — С. 10-19.

2. Кручинина, Р. С. Развитие предпринимательства в России в период правления династии Романовых / Р. С. Кручинина // У истоков российской государственности (Роль женщин в истории династии Романовых). Исследования, материалы : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. — Санкт-Петербург : Юридический центр, 2011. — С. 226-240.

3. Грачев, И. Развитие малого предпринимательства / И. Грачев // Деньги и кредит. — 1997. — № 1. — С. 45.

4. Сухов, А. Предприниматели России 19 века: 7 историй успеха / А. Сухов // MMF. Бизнес-портал : [сайт]. — 2017. — URL: https://moneymakerfactory.ru/spravochnik/predprinimateli-rossii-19-veka/ (дата обращения: 08.02.2022).

5. Скоробогатов, А. В. История становления и развития профессионального образования в России (XVIII-XX вв.) / А. В. Скоробогатов Е. А. Иуков // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — № 2 (26). — 181-185.

6. Чепуренко, А. Ю. Возможна ли теория предпринимательства в России? / А. Ю. Чепурен-ко // Исследуя предпринимательство : пер. с англ. ; под науч. ред. А. Ю. Чепуренко, О. И. Образцовой. — Москва : Изд. дом НИУ ВШЭ, 2014. — С. 369-397.

7. Блонский, П. П. Педология : учеб. / П. П. Блонский. — Москва : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1934. — 356 с.

8. Туган-Барановский, М. И. Избранное. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке / М. И. Туган-Барановский. — Москва : Наука, 1997. — 735 с. — ISBN 5-02-012264-5.

9. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. — Москва : Эксмо, 2007. — 864 с. — ISBN: 978-5-699-19290-8.

10. Тюрина, Н. А. Подготовка к производственно-проектировочной деятельности будущих специалистов среднего звена: история и современное состояние проблемы / Н. А. Тюрина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2016. — № 3. — С. 84-90.

For citation: Khaliullina, R. F. Historiography of the problem of formation of entrepreneurial culture in future middle specialists / R. F. Khaliullina // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 2 (34). — P. 96-103.

historiography of the problem of formation of entrepreneurial culture in future middle specialists

R. F. Khaliullina

In the article, using the method of periodization, the problem of the formation of an entrepreneurial culture of future mid-level specialists was studied. According to the selected criteria, the historiography of the problem of the formation of entrepreneurial culture from the beginning of the 20s of the 20th century to the present is considered, its characteristic features that are manifested during this period are investigated. Thus, we can trace the evolution of this process. Identification of the periods of formation of the entrepreneurial culture of mid-level specialists allowed us to state the relevance of the research problem, characterized by such indicators as: social order for the formation of an entrepreneurial culture of future mid-level specialists; the need to develop the theoretical foundations for the process of forming an entrepreneurial culture of future mid-level specialists and identify effective methods and means to achieve success.

Key words: entrepreneurial culture, historiography, importance of entrepreneurial culture formation.

References

1. Fasolya A. A., Guzeev M. S., Uvarina N. V. Monitoring kachestva obrazovaniya: mezh-dunarodnyy opyt [Monitoring the quality of education: international experience], Sovremennaya vys-shaya shkola: innovatsionnyy aspect [Modern higher school: an innovative aspect], 2020, vol. 12, no. 1 (47), pp. 10-19. (In Russian)

2. Kruchinina R. S. Razvitie predprinimatel'stva v Rossii v period pravleniya dinastii Romanovykh [The development of entrepreneurship in Russia during the reign of the Romanov dynasty], Materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «U istokov rossiyskoy gosudarstvennosti (Rol' zhenshchin v istorii dinastii Romanovykh). Issledovaniya, materialy» [Materials of the III Intern. scientific-practical. conf. "At the origins of Russian statehood (The role of women in the history of the Romanov dynasty). Research materials']. St. Petersburg Yuridicheskiy tsentr, 2011, pp. 226-240. (In Russian)

3. Grachev I. Razvitie malogo predprinimatel'stva [Development of small business], Den'gi i kredit [Money and credit], 1997, no. 1, pp. 45. (In Russian)

4. Sukhov A. Predprinimateli Rossii 19 veka: 7 istoriy uspekha [Entrepreneurs of Russia in the 19th century: 7 success stories], MMF. Biznes-portal, 2017, available at: https://moneymakerfac-tory.ru/spravochnik/predprinimateli-rossii-19-veka/ (accessed: 08.02.2022). (In Russian)

5. Skorobogatov A. V., lukov E. A. Istoriya stanovleniya i razvitiya professional'nogo obrazovani-ya v Rossii (XVIII-XX vv.) [History of formation and development of vocational education in Russia (XVIII-XX centuries)], Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [History of formation and development of vocational education in Russia (XVIII-XX centuries)], 2017, no. 2 (26), pp. 181-185. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Chepurenko A. Yu. Vozmozhna li teoriya predprinimatel'stva v Rossii? [Is the theory of entrepre-neurship possible in Russia?], Issleduyapredprinimatel'stvo[Exploringentrepreneurship], ed. A. Yu. Chepurenko, O. I. Obraztsova. Moscow, Izd. dom NIU VShE, 2014, pp. 369-397. (In Russian)

7. Blonskiy P. P. Pedologiya [Pedology]. Moscow, Gos. ucheb.-ped. izd-vo, 1934, 356 p. (In Russian)

8. Tugan-Baranovskiy M. I. Izbrannoe. Russkaya fabrika v proshlom i nastoyashchem. Is-toricheskoe razvitie russkoy fabriki v XIX veke [Favorites. Russian factory in the past and present. The historical development of the Russian factory in the XIX century]. Moscow, Nauka, 1997, 735 p., ISBN 5-02-012264-5. (In Russian)

9. Shumpeter Y. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theory of economic development], Moscow, Eksmo, 2007, 864 p., ISBN: 978-5-699-19290-8. (In Russian)

10. Tyurina N. A. Podgotovka k proizvodstvenno-proektirovochnoy deyatel'nosti budushchikh spetsialistov srednego zvena: istoriya i sovremennoe sostoyanie problemy [Preparation for the production and design activities of future mid-level specialists: history and current state of the problem], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University], 2016, no. 3, pp. 84-90. (In Russian)

Халиуллина Регина Федоиловна, преподаватель ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж»; аспирант ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: rfhaliullina@bk.ru

Khaliullina Regina Fedoilovna, lecturer, South Ural State Technical College; post-graduate student of South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: rfhali-ullina@bk.ru

Сведения для цитирования: Шкарина, Т. Ю. Анализ удовлетворенности работодателей компетенциями выпускников вузов Дальнего Востока / Т. Ю. Шкарина, Е. Ю. Крюков, О. В. Павлова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 2 (34). — С. 103-110.

УДК 378 ББК 74.48

анализ удовлетворенности работодателей компетенциями выпускников вузов дальнего востока

Т. Ю. Шкарина, Е. Ю. Крюков, О. В. Павлова

На протяжении десятилетий одним из ключевых элементов успешного функционирования экономической системы остаются высококвалифицированные кадры. С приходом пандемии в нашу жизнь, с учетом событий, происходящих в мире, дефицит кадров с набором востребованных компетенций в регионах ощущается особенно остро. Одной из уязвимых с точки зрения трудоустройства групп населения является молодежь — выпускники вузов, только получившие диплом и вышедшие на рынок труда с минимальным опытом работы или вовсе не имеющие опыта работы [1]. В статье рассмотрены вопросы, связанные с оценкой удовлетворенности работодателей компетенциями выпускников вузов Дальнего Востока, а также приведены основные положительные и отрицательные аспекты подготовки выпускников. На основе проведенного анкетирования предприятий различных отраслей экономики выделены компетенции, на которые в первую очередь необходимо обратить внимание при подготовке обучающихся в высших учебных заведениях Дальнего Востока, а также описаны степени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.