Научная статья на тему 'Формирование предпринимательской активности в профессиональном образовании: взгляд изнутри'

Формирование предпринимательской активности в профессиональном образовании: взгляд изнутри Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарина Анжелика Викторовна

Данная статья посвящена вопросам формирования предпринимательской активности в профессиональном образовании. Выявлена необходимость введения в программы подготовки специалистов среднего звена неэкономического профиля экономической составляющей, ориентированной на формирование предпринимательского мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарина Анжелика Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование предпринимательской активности в профессиональном образовании: взгляд изнутри»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

АКТИВНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Шарина Анжелика Викторовна Арзамасский коммерческо-технический

техникум, г. Арзамас

E-mail: sharina_10@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам формирования предпринимательской активности в профессиональном образовании. Выявлена необходимость введения в программы подготовки специалистов среднего звена неэкономического профиля экономической составляющей, ориентированной на формирование предпринимательского мышления.

Ключевые слова: предпринимательская активность, специалист среднего звена, экономическое мышление.

Последние десятилетия на государственном уровне (Стратегия развития России до 2020 года, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Стратегии развития молодежи Российской Федерации в период до 2025 года) постулируется необходимость изменения роли специалистов среднего звена, повышаются требованиям к технологической культуре и качеству труда, расширяются требования к результатам освоения программ подготовки. Во-первых, выпускник профессиональной образовательной организации должен обладать соответствующими осваиваемой специальности профессиональными компетенциями; во-вторых, он должен обладать потенциалом к самореализации в условиях конкуренции на рынке труда, способным осваивать новые подходы и осуществлять самостоятельную работу в профессиональной сфере; в-третьих, выпускник должен обладать достаточным объемом знаний и комплексом деловых качеств, определяющих его способности к занятию предпринимательской деятельности и быть готовым к организации собственного дела [1]. Таким образом, самоопределение и самореализация в профессиональной сфере должно строиться уже не только на традиционном трудоустройстве, но и на формировании у выпускников профессиональных образовательных организаций предпринимательской активности. В связи с этим

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

возникает вопрос: как в период обучения в профессиональной образовательной организации обеспечить развитие у студентов пред-приимчивости и проявление ее в реальной практической деятельности.

На концептуальном уровне необходимость вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность постулируется достаточно широко, однако формирование предпринимательской активности находятся на крайне низком уровне, отсутствуют единые подходы к решению проблем профессионального образования, имеющихся в данной сфере. Для подтверждения данной предпосылки мы подвергли анализу содержание современных Феде-ральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) на предмет выявления компетенций, эффективность формирования которых связана с уровнем сформированное™ предпринимательской активности студентов.

Осуществленный нами анализ действующих ФГОС СПО нескольких специальностей: «Технология машиностроения», «Сварочное производство», «Информационные системы», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», позволил выявить требования, предъявляемые к ф современному специалисту — выпускнику профессиональной образовательной организации. В области профессиональных компетенций стандарты определяют следующие требования: выпускник профессиональной образовательной организации должен уметь осуществлять поиск наиболее рациональных вариантов производственных решений, принимать рациональные управленческие решения в условиях различных мнений, выбирать оптимальные решения при планировании и проведении работ в условиях нестандартных ситуаций, проводить экспериментальные испытания по освоению новых видов сырья и нетрадиционных способов его обработки, разрабатывать и внедрять новые виды продукции, технологические процессы, прогрессивные формы и методы обслуживания, внедрять прогрессивные форм организации труда, использовать информационные технологии и др. [3, 4]. Элементы этих компетенций могут быть использованы как база для формирования предпринимательской активности.

Очевидно, что формирование предпринимательской активности должно осуществляться в рамках экономической подготовки студентов профессиональных образовательных организаций. ФГОС СПО, в основу которых положен компетентно стный подход не определяют предпринимательскую компетентность как целевой ориентир. В настоящее время инвариантная экономическая составляющая в структуре программ подготовки специалистов среднего звена неэкономического профиля минимальна, а в некоторых специальностях отсутствует совсем. Это является

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

свидетельством того, что у молодого специалиста неэкономического профиля отсутствует фундамент для предпринимательской деятельности. При этом даже поверхностный анализ требований к знаниям и умениям студентов тех специальностей, где она представлена («Технология машиностроения», «Сварочное производство»), позволяет сделать вывод о том, что, дисциплины и МДК экономической подготовки по своему содержанию, во-первых, не вполне соответствуют идеям компетентно стного подхода (результатом обучения выступают знания и умения), во-вторых, не обнаруживают направленности на формирование предпринимательской активности будущих специалистов, акценты расставлены также как и ранее: приоритетным является изучение экономики предприятия с позиции наемного работника, а не его основателя. В то же время, есть и позитивные тенденции: включение в перечень требований к умениям студентов дисциплин умение составлять бизнес-план; определять организационно-правовые формы организации; анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения (основы экономики организации, основы экономики); и умения принимать и реализовывать управленческие решения; управлять конфликтными ситуациями и ф стрессами (МДК «Планирование и организация работы структурного подразделения»), в большей степени, отвечают требованиям развития предпринимательского духа у студентов.

Среди требований к результатам освоения программы подготовки по каждой специальности, включены такие общие компетенции, как уметь организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий; ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности [3, 4, 5, 6]. Не трудно заметить, что перечисленные общие компетенции по ряду параметров совпадают с характеристиками такого качества студента как предпринимательская активность.

У самих выпускников есть интерес к предпринимательству, это подтверждают результаты проведенного исследования. В опросе приняли участие 123 студента (2-4 курс), 72% опрошенных планируют свою будущую профессиональную карьеру связать с предпринимательством.

Среди аргументов, высказанных студентами в пользу предпринимательской деятельности по отношению к наемному труду, лидируют такие как «сам себе хозяин» (54%) и возможность получение большого дохода (34%). Часть студентов мотивируют свой выбор в пользу предпринимательской

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

активности свободой в действиях и принятии решений (6% опрошенных), 6% студентов выразили мнение, что быть предпринимателем престижно.

100% 61% 76% 79%

50%

0%

2 курс 3 курс В Хотели бы Вы стать предпринимателем? 4 курс

Рис. 1 Вопрос «Хотели бы Вы стать предпринимателем?»

"сам себе хозяин"

большой доход

независимость 1 i 7%

престижно 1 6%

проще pa6oia Ы 1%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Ы Почему предпринимателем быть лучше, чем наемным работником?

Рис. 2 Вопрос «Почему предпринимателем быть лучше, чем наемным работником?»

Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что абсолютное большинство студентов (93%) уверены, что ведению предпринимательской деятельности можно научиться.

Рис. 3 Вопрос «Можно ли научиться предпринимательству?»

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Большинство опрошенных студентов (85%) хотели бы пройти специальную подготовку в области предпринимательства; при этом в преобладающее большинство считает необходимым осваивать основы предпринимательской деятельности в рамках освоения программы профессии/ специально сти.

Несмотря на явно выраженное желание заниматься предпринимательской деятельностью, о наличии собственной бизнес-идеи заявили 44% опрошенных студентов.

84% 77% 8.5% 80% 86% 83%

50%

0%

1 курс 2 курс 3 курс

Ы Хотели бы научиться предпринимательству?

Рис. 4 Вопрос «Хотели бы Вы научиться предпринимательству?»

60% 51% 54%

40% 27%

20%

0%

2 курс 3 курс 4 курс

Н Есть ли у Вас предпринимательская идея?

Рис. 5 Вопрос «Есть ли у Вас предпринимательская идея?»

Результаты анкетирования студентов позволили сделать следующий вывод: определенная часть студентов неверно представляют себе феномен предпринимателя: 23% отождествляет предпринимателя с владельцем бизнеса, 8% считают, что предприниматель — это управляющий или руководитель, 6% сказали, что предприниматель это продавец. Вместе с тем 40% опрошенных в своих ответах на вопросы анкеты достаточно точно формулируют сущность деятельности предпринимателя. Если аккумулировать мнения этих студентов, то можно дать следующее определение: предприниматель — человек, оказывающий услуги обществу на основе реализации своих (новых) идей для

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

получения прибыли, рискующий при этом своим имуществом.

Подавляющее большинство студентов сходятся во мнении, что для того, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью необходимо знать как организовать свое дело, как сделать его прибыльным и как не потерять свое имущество. Студенты считают, что им помогут ответить на эти вопросы знания в области математики, русского языка, экономики, финансов, управления, психологии, иностранного языка и права.

Исследование помогло установить, что понимают студенты под предпринимательством, как они относятся к предпринимательской деятельности, связывают ли свое будущее с предпринимательством. Позволило изучить степень влияния образовательного пространства техникума на формирование предпринимательской активности, оценить уровень осведомленности студентов о сущности предпринимательской деятельности, отношение к ней, установить мотивы постижения предпринимательства, выяснить знание студентами качеств, присущих успешному предпринимателю.

Таким образом, очевидной необходимостью становится информирование студентов профессиональных образовательных организаций неэкономического ф профиля о потенциальных возможностях самореализации через инициированную предпринимательскую деятельность, стимулирования в них творческой и предпринимательской активности, сделать это можно путем введения экономической составляющей в программы подготовки за счет использования вариативной части программы.

Литература:

1. Банькина В.Н. Формирование предпринимательской культуры студентов учреждений среднего профессионального образования. Автореферат диссерт. канд. пед. наук. Волгоград, 2010.

2. Сташкевич И. Р., Серебренникова Е. А. Модель формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля // МНКО. 2013. №3 (40) [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://cyberleninka.ra/article/n/model-formirovarnya-kompetentsiy-predprmimatelskoy-deyatelnosti-u-studentov-obuchayuschihsya-po-spetsialnostyam-tehnicheskogo (дата обращения: 21.01.2016).

3. Образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 22.02.06 Сварочное производство, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. №360.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

4. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. №350.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 г. №383.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. №525.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.