Научная статья на тему 'Компетенции предпринимательской деятельности и их Формирование в условиях среднего профессионального образования'

Компетенции предпринимательской деятельности и их Формирование в условиях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
953
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPETENCE OF BUSINESS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURSHIP / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / PROFESSIONAL UNIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебренникова Е. А.

Тенденция развития экономики в направлении технологического предпринимательства ставит перед системой образования задачу подготовки специалистов с инновационным типом мышления. В статье на основании проведенных автором теоретических исследований представлено авторское понимание компетенций предпринимательской деятельности, выделены группы компетенций, сформулированы компетенции предпринимательской деятельности, рассмотрены предпосылки и условия их формирования, отражена практическая значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебренникова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE OF BUSINESS AND ITS FORMATION IN CONDITIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The trend of economic development in the direction oftechnological entrepreneurship education system confronts the task of training professionals with an innovative mindset. In the article on the basis of theoretical research were conducted by the author, the author's understanding of the competencies of entrepreneurial activity. The groups of competencies are highlighted. The business competence is formulated. The prerequisites and conditions of their formation are discussed and their practical significance is reflected.

Текст научной работы на тему «Компетенции предпринимательской деятельности и их Формирование в условиях среднего профессионального образования»

(коэффициента скорости обучения). Перцеп-трон должен выработать в процессе обучения классификацию, задуманную учителем.

О перцептронах было сформулировано и доказано несколько основополагающих теорем, две из которых, определяющие его основные свойства, приведены ниже.

Согласно первой теореме, класс элементарных а-перцептронов (коэффициента скорости обучения), имеющих решение для любой задуманной классификации, не является пустым. Эта теорема утверждает, что для любой классификации обучающей последовательности можно подобрать такой набор (из бесконечного набора) ^-элементов, в котором будет осуществлено задуманное разделение обучающей последовательности при помощи линейного решающего правила).

Вторая теорема гласит: если для некоторой классификации решение существует, то в процессе обучения а-перцептрона (коэффициента скорости обучения) с коррекцией ошибок, начинающегося с произвольного исходного состо-

Библиографический список

яния, это решение будет достигнуто в течение конечного промежутка времени. Смысл этой теоремы состоит в том, что если относительно задуманной классификации можно найти набор ^-элементов, в котором существует решение, то в рамках этого набора оно будет достигнуто в конечный промежуток времени.

Обычно обсуждают свойства бесконечного перцептрона, то есть перцептрона с бесконечным числом ^-элементов со всевозможными связями с ^-элементами (полный набор ^-элементов). В таких перцептронах решение всегда существует, а значит, оно достижимо в а-перцептронах с коррекцией ошибок.

Таким образом, реализация метода пер-цептрона в содержании компьютерно-информационного обучения позволяет активизировать мыслительную деятельность обучаемого, направленную на получение и усвоение новых знаниевых образов, обеспечивающих совершенствование интеллектуальных способностей обучаемого.

1. Годлевская, Е. В. Дидактический потенциал системы графических форм представления информации в процессе профессионального обучения [Текст] : монография / Е. В. Годлевская. — Челябинск : ЧГАА, 2014. — 204 с.

2. Rosenblatt Perceptrons for Handwritten Digit Recognition [Text] / E. Kussul, T. Baidyk, L. Kasatkina, V. Lukovich // Proceedings of International Joint Conference on Neural Networks IJCNN 2, 2001. — P. 1516-1520 (англ.).

3. Олейников, А. А. Организационно-педагогические основы компьютерно-информационного обучения учащихся средних классов общеобразовательной школы [Текст] : монография / А. А. Олейников. — Костанай, 2009. — 168 с.

УДК 377/334 Е. А. Серебренникова, зам. директора

Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тенденция развития экономики в направлении технологического предпринимательства ставит перед системой образования задачу подготовки специалистов с инновационным типом мышления. В статье на основании проведенных автором теоретических исследований представлено авторское понимание компетенций предпринимательской деятельности, выделены группы компетенций, сформулированы компетенции предпринимательской деятельности, рассмотрены предпосылки и условия их формирования, отражена практическая значимость.

Ключевые слова: компетенции предпринимательской деятельности, предпринимательская деятельность, профессиональный модуль.

Развитие экономики России сегодня напрямую зависит от уровня инновационных технологий, внедренных в производство. Одной из задач внедрения инновационных технологий в производство является определение компетенций и квалификаций специалистов, готовых и способных работать в условиях технологического предпринимательства, в основе которого лежит инновационная идея.

Повышается интерес к развивающимся специальностям, которых насчитывается более 500. Они отражают развитие текущих тенденций и демонстрируют превращение компетенций, игравших ранее вторичную роль, в фундаментальные самостоятельные компетенции, требующие формирования отдельных специальностей. Появляются профессии-кентавры, находящиеся на стыке двух различных областей. Среди новых и развивающихся профессий в области исследования и развития (R&D) можно отметить следующие:

- планировщик продолжения бизнес-деятельности;

- специалист по устойчивому развитию;

- специалист по управлению рисками [1].

Исследование содержания ФГОС СПО

показало, что только специальность «земельно-имущественные отношения» (углубленная подготовка) включает в себя организацию предпринимательской деятельности и управление ей в сфере земельно-имущественных отношений как вид профессиональной деятельности. Углу -бленная подготовка по данной специальности позволяет выпускнику адаптироваться в быстро меняющихся условиях рынка труда и расширять свои возможности самозанятости.

Предпринимательство для миллиона граждан нашей страны является видом деятельности (самозанятости) или способом реализации своей профессии, но как профессия данный вид деятельности в ОКПДТР не значится, следовательно, код ОКЗ ей не присвоен. Предпринимательство осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уплачиваются налоги, производятся отчисления в пенсионный фонд, взносы в ФОМС, сдаются отчеты в налоговые органы, зачисляется трудовой стаж. Это говорит о том, что данный вид деятельности признан государством, а требования к структуре подготовки специалиста, к знаниям, умениям и навыкам не разработаны. Соответственно, этот вид деятельности не имеет государственного стандарта на подготовку специалиста.

В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 г., ут-

вержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 25.10.2007 г. № 890, развитие предпринимательства включено в перечень «точек ускоренного роста» экономики Челябинской области, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач.

Несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в Челябинской области, по результатам мониторинга и анкетирования субъектов малого и среднего предпринимательства, проводимого общественным координационным советом по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области, выявлен ряд сдерживающих факторов, среди которых наиболее значимыми являются следующие: дефицит квалифицированных кадров; недостаточный уровень профессиональной подготовки начинающих предпринимателей; недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства в различных вопросах предпринимательской деятельности, особенно в муниципальных образованиях Челябинской области, отдаленных от областного центра.

Для того чтобы молодежь могла воспользоваться правом заниматься предпринимательской деятельностью, предоставленным ей государством, она должна быть подготовлена к этой деятельности. Существенное значение имеет приближенное к жизни, основанное на знании экономических реалий и на опыте самостоятельной практической деятельности предпринимательское образование молодых людей как способ распространения базовых предпринимательских знаний, средство формирования человеческого капитала, инструмент адаптации молодого человека к социально-экономическим изменениям [2].

С целью выявления степени информированности о деятельности предпринимателя, отношения к ней, готовности к активной деятельности и умения регулировать свое поведение, ориентируясь на нормы морали и принципы этической экономики, среди студентов специальностей технического профиля был проведен опрос. Анализ его результатов позволил нам сделать вывод, что подготовка к предпринимательской деятельности не является самоцелью подготовки всех студентов. Значительная часть выпускников не планирует связать свою деятельность с предпринимательством, а определенная часть не сможет сделать это по личностным показателям.

Для эффективного формирования заявленных компетенций необходимо создание организационно-педагогических условий, что, конечно же, требует изменений в содержании и организации учебно-воспитательного процесса.

Нельзя сводить образовательный процесс в организациях СПО только к подготовке рабочих кадров. Образовательная организация должна выпускать высококвалифицированных специалистов с достаточным набором сформированных компетенций. Под достаточным набором мы понимаем не только общие и профессиональные компетенции, сформированные в направлении отраслевой подготовки, но и расширяющие их интегративные компетенции в области предпринимательства. Интегративность, то есть сочетание компетенций различных специальностей — не только технического направления в области реализации своей деятельности, но и социально-экономического, юридического, управленческого профиля — позволит организовать технологический процесс и грамотно управлять им, а также собственными ресурсами, развивать свой бизнес с учетом инновационных технологий отрасли. Данная подготовка в условиях среднего профессионального образования способна стать основой успешной работы во всех сферах и отраслях, неотъемлемой частью социально-культурного облика человека.

С целью выполнения поставленной задачи на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский многопрофильный колледж» в рамках экспериментальной площадки на тему «Формирование компетенций предпринимательской деятельности у студентов ССУЗа, обучающихся по специальностям технического профиля» реализуется профессиональный модуль «Организация

и управление предпринимательской деятельностью» (объем аудиторной нагрузки — 334 ч.).

Модуль включает в себя:

1) разделы:

- Р 1. Организация и планирование экономико-правовой деятельности;

- Р 2. Психология предпринимательской деятельности;

2) междисциплинарные курсы:

- МДК 1. Организация предпринимательской деятельности;

- МДК 2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности;

- МДК 3. Кадровое обеспечение предпринимательской деятельности;

- МДК 4. Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности;

МДК 5. Бухгалтерский учет и налогообложение предпринимательской деятельности;

МДК 6. Основы маркетинговой деятельности;

МДК 7. Формирование проекта развития бизнеса;

3) учебную практику (объем — 72 ч.).

Исследования проблемы формирования

личностных и личностно-профессиональных качеств, профессиональных компетенций личности, включенной в предпринимательскую деятельность, проведенные В. Н. Банниковой, М. Х. Гатиятуллиным, Т. М. Матвеевой, М. Ю. Романовой, Е. П. Сулаевой, Л. А. Тру-совой и др. [3-8], а также собственное понимание процесса и результата формирования компетенций предпринимательской деятельности позволили нам сформулировать компетенции и описать их структуру, выделить группы компетенций предпринимательской деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Компетенции предпринимательской деятельности (для обучающихся по специальностям технического профиля)

Группы компетенций Компетенции предпринимательской деятельности (КПрД)

Управленческие 1. Изучать профессиональные, деловые и личностные качества работников, анализировать и выявлять кадровый потенциал с целью его рационального использования и формирования команды. 2. Организовывать эффективную работу коллектива

Коммуникативные Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы делового и управленческого общения с целью установления контактов с деловыми партнерами, заключения договоров, предъявления претензий и санкций

Профессионально-отраслевые Способность владеть технологией производства и решать стандартные профессиональные (технологические) задачи (перечень согласно ФГОС СПО базовой специальности)

Общие (перечень согласно ФГОС СПО базовой специальности)

Окончание таблицы 1

Группы компетенций Компетенции предпринимательской деятельности (КПрД)

Организационно-экономические 1. Оценивать управленческие решения и разрабатывать направления деятельности по совершенствованию технико-экономических показателей с учетом критериев экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий. 2. Использовать имеющиеся экономические ресурсы с максимальной эффективностью

Проектные 1. Определять направления развития технологий в профессиональной деятельности с перспективой. 2. Разрабатывать бизнес-план

Рефлексивные Анализировать собственную деятельность и регулировать свое поведение, руководствуясь принятыми общественными нормами, моральными и этическими ценностями

Формирование групп проводилось на основе требований, выдвигаемых социально-экономическими условиями и направлениями развития технологического процесса отраслей производства.

Процесс формирования компетенций предпринимательской деятельности таит в себе опасность того, что будет утеряна его целостность, которую мы понимаем как интеграцию

основного базового и дополнительного предпринимательского образования. В связи с этим необходимо объединить образовательный потенциал базовых отраслевых и предпринимательских дисциплин, в результате чего будут сформированы компетенции предпринимательской деятельности, в основе которых лежат общие и профессиональные компетенции (рис. 1).

Рис. 1. Структура компетенций предпринимательской деятельности

Теоретической основой разработки структуры компетенций и их содержательного наполнения послужили компетентностный подход (В. И. Байденко, А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской), интегратив-ный подход (В. С. Безрукова, Е. О. Галицких, В. П. Топоровский, Н. К. Чапаев). Практической основой стали работы, посвященные проблемам общего и профессионального образования (С. А. Александрова, А. Н. Бартенев, И. Б. Дедяе-

ва, В. В. Демидов, Н. А. Доронин, Г. В. Куракова, В. П. Максимов, Т. М. Матвеева, И. Г. Митюнова, А. И. Парамонов, М. Ю. Романова, М. А. Селиванова, Е. П. Сулаева, Р. Х. Токов).

Учитывая социально-экономические задачи, стоящие перед экономикой страны, и требования к личности, включенной в предпринимательскую деятельность, будем считать, что предпринимательская деятельность — это самостоятельная, выполняемая по собственной

инициативе, направленная на созидание деятельность, осуществляемая с полным осознанием финансовой, правовой и социальной ответственности с целью удовлетворения собственных и общественных потребностей. Содержание

профессиональной подготовки специалиста среднего звена сегодня должно быть ориентировано на предоставление ему возможности и формирование готовности заняться данным видом деятельности.

Библиографический список

1. Афанасьев, Г. Э. Карта компетенций и перспективных профессий R&D [Электронный ресурс] / Г. Э Афанасьев // Образование в России : федеральный справочник. — Режим доступа: http://federalbook.ru/projects/fso/structura-8.html.

2. Серебренникова, Е. А. Формирование компетенций предпринимательской деятельности у студентов среднего специального учебного заведения, обучающихся по специальностям технического профиля [Текст] / Е. А. Серебренникова // Педагогика А. С. Макаренко : воспитание и жизнь (достижения и проблемы) : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посв. 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко (28-29 марта 2013 г.). — Н. Новгород : Изд-во НИУ РАНХиГС, 2013. — С. 150-153.

3. Банькина, В. Н. Формирование предпринимательской культуры студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. Н. Банькина. — Волгоград, 2010. — 261 с.

4. Гатиятуллин, М. Х. Педагогическая система подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М. Х. Гатиятул-лин. — Казань, 2009. — 467 с.

5. Матвеева, Т. М. Формирование предпринимательской компетенции старшеклассников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. М. Матвеева. — М., 2001. — 206 с.

6. Романова, М. Ю. Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях профильного обучения (на примере социально-экономического профиля) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. Ю. Романова. — М., 2007. — 187 с.

7. Сулаева, Е. П. Формирование предпринимательской компетентности у студентов техникума [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. П. Сулаева. — Шуя, 2011. — 151 с.

8. Трусова, Л. А. Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Трусова. — М., 2012. — 23 с.

УДК 377 М. Г. Соколова, зам. директора

Чебаркульского профессионального техникума (ЧПТ), Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: [email protected]

МОТИВАЦИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации обучающихся к изучению химии. Автором выявлены условия повышения мотивации к изучению химической дисциплины будущих специалистов лесного хозяйства и пути совершенствования деятельности ПОО СПО в этом направлении.

Ключевые слова: мотивация, химия, профессиональные дисциплины, будущий специалист лесного хозяйства.

Одной из актуальных проблем нынешнего естественно-научного цикла. Химия является профессионального образования является сни- обязательным компонентом учебной програм-жение интереса студентов к изучению предметов мы любой профессиональной образовательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.