Научная статья на тему 'Проблема формирования понятия «Предпринимательская компетенция»'

Проблема формирования понятия «Предпринимательская компетенция» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2429
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / COMPETENCY / ENTREPRENEURIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебренникова Елена Алексеевна

В данной статье представлены результаты теоретического исследования подходов различных авторов к определению и сущностному наполнению понятия «предпринимательская компетенция». Сделаны выводы о интегративности данного понятия. Предложен и обоснован собственный подход к формированию понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of formation of «entrepreneurial competence» concept

The results of theoretical research of differenet author's approaches to the definition and internal content of «entrepreneurial competence» concept are presented in this article. The conclusions about integrativity of this concept are made. The own approach to the formation of this concept is proposed and justified.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования понятия «Предпринимательская компетенция»»

УДК 334+337 ББК 65.012.1: 74.56

Серебренникова Елена Алексеевна

соискатель

Челябинский институт развития профессионального образования

г. Челябинск Serebrennikova Elena Alekseevna applicant

Chelyabinsk Institute of Vocational Education Development

Chelyabinsk

[email protected]

Проблема формирования понятия «предпринимательская компетенция»

The problem of formation of «entrepreneurial competence» concept

В данной статье представлены результаты теоретического исследования подходов различных авторов к определению и сущностному наполнению понятия «предпринимательская компетенция». Сделаны выводы о интегративности данного понятия. Предложен и обоснован собственный подход к формированию понятия.

The results of theoretical research of differenet author’s approaches to the definition and internal content of «entrepreneurial competence» concept are presented in this article. The conclusions about integrativity of this concept are made. The own approach to the formation of this concept is proposed and justified.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, предпринимательская компетенция.

Key words: competence, competency, entrepreneurial competence.

В настоящее время нет четкого понимания о требованиях, которым должен отвечать предприниматель, а также личность, включенная в предпринимательскую деятельность. Последней особенно важно знать, какими принципами пользуется предприниматель, мотивируя потенциального потребителя его услуг вступить в предпринимательские отношения.

В настоящее время ни подготовка к предпринимательской деятельности, кроме учреждений образования, в которых специально готовят будущих предпринимателей, ни формирование компетентности в предпринимательской деятельности не ведется в должных масштабах и на должном уровне. Исходя из положения о том, что формирование компетентности специалиста в области предпринимательства является важной задачей профессиональной школы независимо от направленности профессиональной подготовки в ней, можно конста-

тировать, что до сих пор отсутствует не только целостная система соответствующей подготовки, но единые концептуальные подходы к ее созданию. Соответствующая подготовка ведется либо точечно через включение тем по предпринимательству в программу по экономике, либо факультативно. Учебновоспитательный процесс, строится, главным образом, исходя из задачи - сформировать предпринимательские качества студента в рамках получаемой им специальности, в определенной мере мотивировать его на занятие предпринимательской деятельностью. В то же время для большинства образовательных организаций важной задачей является обеспечить успешную социализацию выпускника на основе формирования умений оптимального поведения в различных предпринимательских ситуациях.

Какими компетенциями должен обладать человек, чтобы открыть свое дело? Анализ работ разных авторов, показал, что при исследовании проблемы подготовки специалиста с набором определенных качеств нет единства терминологии. Разные авторы рассматривают свой набор качеств.

Матвеева Т.М. выделяет такие компоненты предпринимательской компетентности, как организаторская компетентность, исследовательская компетентность, проектная компетентность, инвесторская компетентность, правовая компетентность, управленческая компетентность, коммуникативная компетентность [1].

Гатиятуллин М.Х. рассматривает личностно-профессиональные качества и компетенции предпринимателя, разделяя их на блоки. Интеллектуальный блок (умения комбинировать, развитое воображение, творческая фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление). Коммуникативный блок (талант координаторов усилий сотрудников, способность четко и кратко формулировать свои мысли, готовность к социально-лояльному (толерантному) общению с другими людьми и в тоже время умение аргументировать отстаивать свою профессиональную позицию). Мотивационно-волевой блок (способность к принятию ответственных решений в зоне риска, умения контролировать ситуацию, стрем-

ление к преодолению препятствий в достижении поставленной производственной задачи, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудач) [2].

Романова М.Ю. в этой связи рассматривает умения: выполнять экономические расчеты, проводить маркетинговые исследования, организовывать работу в группе, выбирать организационно-правовые формы предприятий, выбирать технологию производства продукции, рассчитывать некоторые налоги, соблюдать нормы профессиональной этики, разрабатывать бизнес-план, находить предпринимательскую идею [3].

Сулаева Е.П. рассматривает качества предпринимателя: умения принимать новаторские решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение генерировать идеи, превращая их в новые технологии с целью получения дохода, оперативно оценивать все формы инноваций, не бояться рисковать, уметь управлять риском, быть готовым принять на себя ответственность [4].

Трусова Л.А. выделяет общие предпринимательские компетенции. Успехи и достижения (использование возможностей, инициатива, владение и использование информации, настойчивость, ответственность за обязательства, повышение эффективности). Взаимодействие и отношение (надежность и четкость, признание важности деловых отношений, имидж, развитие деловых контактов). Образование (стремление к самосовершенствованию, ориентация в профессиональной сфере). Личностные возможности (опыт и экспертиза, работоспособность и трудолюбие). Самоорганизация (осознание собственных возможностей, креативность и нестандартное мышление, последовательность). Лидерство (уверенность в себе, влияние и убеждение, умение работать в команде, директивность, повышение уровня образования сотрудников). Предпринимательское мышление (целенаправленность и планирование, разрешение проблемных ситуаций, эффективность, результативность) [5].

Банькина В.Н. выделяет и описывает характеристики предпринимательской культуры (деловая, креативная, новаторская, прогрессивная, потребност-

но-сензитивная, инициативная, прогностическая, прагматичная, рационализаторская, конкурентно-продуктивная, договорная, свободная, ответственнодоверительная, социально-ориентированная) [6.]

Ряд авторов при исследовании проблемы подготовки специалистов в области предпринимательства, предъявляет требования к выпускникам (компетентность, предприимчивость, целеустремленность, коммуникативность, экономическая грамотность, юридическая грамотность, умение использовать новые информационные технологии, умения проектировать и конструировать профессиональную деятельность, субъектность типа личности).

Очевидно, что понятие - «предпринимательская компетенция» нуждается в уточнении. Как известно, понятие - это основа знания. Любой практический объект, становясь предметом науки, моделируется в ней с помощью понятий. Новые знания о нем ведут к изменению понятий и наоборот. Степень разработанности понятий и обозначающих их терминов оказывает существенное влияние на последнюю степень проникновения в суть явления, а также обеспечивает важнейшее условие внедрения достижений науки в практику [7, с. 4].

Авторы исследуемых нами работ придерживаются следующих понятий при определении термина и вкладывают в него следующее смысловое содержание (таблица 1).

Таблица 1 - Понятие «предпринимательская компетентность», «предпринимательская компетенция»

Предпринимательская компетентность Сулаева Е.П. Определяется как составляющая профессиональной компетентности, обеспечивающая направленность деятельности выпускника на достижение коммерческого результата в реализации технических, социальных и других проектов [4]

Предпринимательские компетенции Трусова Л.А. Круг вопросов, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом для успешного ведения предпринимательской деятельности, поведение, демонстрируемое в процессе эффективного выполнения задач в бизнесе [5]

Предпринимательская Личное или деловое качество, навык, модель пове-

компетенция Мирицкая Е.А. дения, владение которым помогает успешно решать определенную бизнес-задачу и добиваться высоких результатов [9]

Предпринимательская компетентность старшеклассников Матвеева Т.М. Подготовленность к решению реальных предпринимательских задач на основе знаний в сфере экономики, маркетинга, менеджмента, права и первоначального опыта практической предпринимательской деятельности [1]

Компетентность субъекта хозяйствования Мещеряков Д.А. Совокупность способностей, знаний, опыта, навыков человека как субъекта производительных сил и производственных отношений, позволяющая ему свободно осуществлять выбор и экономическую деятельность и достигать наилучших результатов при ограниченности ресурсов [8]

Анализируя подходы к определению, сущностному наполнению и структурированию понятий «предпринимательская компетентность», «предпринимательская компетенция», «компетентность», видим, что ни один из авторов не рассматривает понятие «предпринимательская компетенция», как интегративная компетенция, сформированная на общих и профессиональных компетенциях, хотя предпосылки к такому виду формированию предпринимательской компетенции имеются. Обоснуем данное высказывание.

Рассмотрев содержательное наполнение понятий «компетенция» и «компетентность» (И.Г. Агапов, В.С. Безрукова, А.С. Белкин, В.А. Болотов, В.А. Демин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.В. Куракова, В.В. Нестеров, Н.С. Сахарова, Г.Н. Сериков, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, Б.И. Хасан, М.А. Чошанов) и не претендуя на полноту анализа, мы выделили некоторые аспекты их сущности применительно к предмету нашего исследования.

Наиболее близка к теме нашего исследования и нашему пониманию компетентности позиция авторов В.А. Болотова, В.В. Серикова. Мы разделяем их мнение о том, что природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следстви-

ем самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости [10].

Сделаем вывод. Принципиальное отличие понятия «компетентность» от близкого по звучанию и смыслу «компетенция» в том, что первая относиться к личности и отражает соответствие личности требованием профессиональной сферы, а вторая - область вопросов которые уполномочен решать специалист с определенным набором компетенций.

Процесс формирования компетенций предпринимательской деятельности таит в себе опасность того, что будет утеряна целостность данного процесса, которую мы понимаем как интеграцию основного базового образования и дополнительного предпринимательского. В связи с этим необходимо объединить образовательный потенциал базовых отраслевых и предпринимательских дисциплин. В результате чего формируются компетенции предпринимательской деятельности, в основе которых лежат общие и профессиональные компетенции.

ГП ^ /• О

Теоретической основой разработки структуры компетенций и их содержательного наполнения послужили компетентностный подход (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской), интегративный подход (В.С. Безрукова, Е.О. Галицких, В.П. Топоровский, Н.К. Чапаев). Практической основой послужили работы авторов, посвященные проблемам общего и профессионального образования (С.А. Александрова, А.Н. Бартенев, В.В. Демидов, Н.А. Доронин, Г.В. Куракова, В.П. Максимов, Т.М. Матвеева, И.Г. Ми-тюнова, А.И. Парамонов, М.Ю. Романова, М.А. Селиванова, Е.П. Сулаева, Р.Х. Токов).

Библиографический список

1. Матвеева, Т.М. Формирование предпринимательской компетенции старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 [Текст] / Т.М. Матвеева - Москва, 2001. - 206 с.

2. Гатиятуллин, М.Х. Педагогическая система подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности: автореф. дис. ... докт. пед. наук13.00.08 [Текст] / М.Х. Гатиятуллин - Казань, 2009. - 467 с.

3. Романова, М.Ю. Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях профильного обучения (на примере социальноэкономического профиля): автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 [Текст] / М.Ю.Романова - Москва, 2007. - 187 с.

4. Сулаева, Е.П. Формирование предпринимательской компетентности у студентов техникума: дис. ... канд. пед. наук13.00.08 [Текст] / Е.П. Сулаева -Шуя, 2011. - 151 с.

5. Трусова, Л.А. Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства: автореферат дис. ... канд. пед. наук13.00.05 [Текст] / Л.А. Трусова - Москва, 2012. - 23 с.

6. Банькина, В.Н. Формирование предпринимательской культуры студентов учреждений среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук13.00.08 [Текст] /В.Н. Банькина - Волгоград, 2010.- 261 с.

7. Безрукова, В.С. Основные категории теории воспитания и их функции в развитии педагогической науки: дис. ... док. пед. наук. 13.00.01 [Текст] / В.С. Безрукова - Казань,1983. - 405 с.

8. Мещеряков, Д.А. Компетентность субъектов предпринимательской деятельности: дис. . док. экон. наук. 08.00.01 [Текст] / Д.А. Мещеряков - Воронеж, 1999. - 259 с.

9. Мирицкая, Е.А. Развитие предпринимательской компетенции школьников как направление профориентационной работы [Текст] / Е.А. Мирицкая // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научнопрактической конференции 30 апреля 2012г.: в 7 частях. Часть 3; Министерство образования и науки Российской Федерации. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. 164 с.

10. Доклад «О деятельности института по повышению профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров как условии достижения качества дополнительного педагогического образования» [Электронный ресурс] http://bank.orenipk.ru/Text/uch-sait2.htm.

Bibliography

1. Matveeva, T.M. Formation of entrepreneurial competence of senior: Author. dis. ... cand. ped. sciences 13.00.01 [Text] / T.M. Matveeva - Moscow, 2001. - 206p.

2. Gatiyatullin, M.H. Educational system of training technical college students to business : Author. dis. ... doctor . ped. sciences 13.00.08 [Text] / M.H. Gatiyatullin

- Kazan, 2009. - 467 p.

3. Romanova, M. Ju. Preparing high school students to business in terms of Special Education (for example, socio-economic profile): Author. dis. ... cand. ped. Sciences 13.00.01 [Text] / M. Romanov - Moscow, 2007. - 187 p.

4. Sulaeva, E.P. Formation of entrepreneurial competence among college students: Thesis. ... cand. ped. sciences 13.00.08 [Text] / E.P. Sulaeva - Shuya, 2011.

- 151 p.

5. Trusova, L.A. Developing entrepreneurial competencies of students in terms of social partnership: abstract dis. ... cand. ped. sciences 13.00.05 [Text] / L.A. Trusova - Moscow, 2012. - 23 p.

6. Ban’kina, V.N. Formation of an entrepreneurial culture students of secondary vocational education: dis . ... cand. ped. sciences 13.00.08 [Text] / V.N. Ban’kina - Volgograd, 2010. - 261 p.

7. Bezrukova, V.S. Major categories of the theory of education and their function in the development of pedagogy: dis. ... doc. ped. sciences. 13.00.01 [Text] / V.S, Bezrukova, Kazan, 1983. - 405 p.

8. Mescheryakov, D.A. Competence of entrepreneurial activity: dis. ... doc. ekon. sciences. 08.00.01 [Text] / D.A. Mescheryakov - Voronezh, 1999. - 259 p.

9. Miritskaya, E.A. Development of entrepreneurial competence of schoolchildren as the direction of career guidance [Text] / E.A. Miritskaya // Problems of Education and Science: theoretical and methodological aspects: collection of scientific papers based on the correspondence of the International scientific-practical conference on 30 April 2012: 7 parts. Part 3, the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Tambov Univ TROO «Business-Science-Society», 2012. - 164 p.

10. Report «On the activities of the Institute to improve the professional competence of teachers and leadership training as a condition of achieving additional quality teacher education» [Electronic resource ] http://bank.orenipk.ru/Text/uch-sait2.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.