УДК 378 PAKE. В.
аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г Петровского, г. Брянск E-mail: [email protected]
UDC378 RAKE.V.
Post-graduate of Bryansk State University named after I.Y.Petrovsky, Bryansk E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ THE ESSENCE OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE
В данной статье проанализированы научные труды исследователей, которые посвящены сущности информационно-колшуникативной компетентности. Представлены дефиниции понятия «информационно-коммуникативная компетентность». Выявлено два подхода к толкованию понятия «информационно-коммуникационная компетентность». Сформировано и уточнено определение «информационно-коммуникационная компетентность» в рамках данного исследования.
Ключевые слова: информационно-коммуникативная компетентность, дефиниция понятия, научный подход, сущность компетенции.
This article analyzes the scientific works of researchers who are devoted to the essence of information and communication competence. The definitions of the concept of «information-communicative competence» are presented. Two approaches to the interpretation of the concept of «information and communication competence» are revealed. The definition of «information and communication competence» was formed and clarified within the framework of this study.
Keywords: information-communicative competence, concept definition, scientific approach, essence of competence.
В своих трудах И. А. Зимняя, Е.Я. Коган, Г.К. Селевко, A.B. Хуторский и др. уделяют большое внимание проблеме классификации компетентностей, где одной из основополагающих выступает информационно-коммуникативная компетентность (далее по тексту ИКТ) личности [48, 49, 137]. На современном этапе развития педагогики, также, как и термин «компетентность», понятие «информационно-коммуникативная компетентность» находиться на стадии разработки. A.B. Хуторской, Г.К. С с лев ко. В. Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, J1.B. Доброва, О.Б. Зайцева, A.J1. Семёнов, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых и др. занимались исследованием в области ИКТ.
Информационно-коммуникативная компетентность является важным аспектом социальной адаптации личности в информационно-коммуникативно развитом обществе. В прогрессирующих странах мира результаты научно-технического прогресса говорят о том, что условия повседневной жизни и профессиональной деятельности людей в XXI веке отличаются от тех, в которых жили и практиковали люди в конце предыдущего века. Это детерминировано и зменениями в информационно-коммуникативной среде социума, развитием новых средств интернет ресурсов, компьютерных технологий, Web разработками, информационных технологий и их внедрением во все другие сферы жизнедеятельности, такие как экономика, образование, культура и др. Информационно-коммуникативная компетентность является одним из важных условий успешной социальной адаптации личности в новой информационно и комму-
никативно развитой среде социума. Ранее это условие относилось только к определенной группе людей, которая готовилась к профессиональной деятельности именно в информационно-коммуникативной сфере.
Сделанный нами вывод является важным, так как именно он должен стать концептуальной основой для нового взгляда на роль формирования информационно-коммуникативной компетентности в развитии современного социума. Эту компетентность необходимо формировать у студентов с помощью системы образования, которая для этого сама должна претерпеть соответствующие содержательные, научно-методические и инструментально-технологические изменения.
Изучение и анализ научных работ Темербековой A.A., Оробинского A.M., Ионовой О.Н., Гоферберга A.B., Богдановой A.B. и др. выявило, что под информационно-коммуникативной компетентностью понимают [19, 24,42, 60, 102, 141, 168]:
- знание способов и особенностей поиска, обработки, передачи, обмена, хранения информации; (Богданова A.B.)
- владение информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ); (Ионова О.Н)
- умение владеть ИКТ в профессиональной деятельности и использовать для решения практических и исследовательских задач; (Бурмакина В.Ф.)
- способность будущего специалиста к успешной трудовой деятельности; (Фалина И.Н.)
- подготовка и оформление учебно-методических, наглядных, отчетных и других материалов средствами
© РакЕ.В. © Rak E.V.
И KT: (Урсова O.B.)
- проведение учебных занятий с использованием ИКТ, электронных образовательных ресурсов; (Шилова О.Н.)
- применение ИКТ в целях самообразования, а также непрерывного образования; (Цветкова М.С.)
- наличие определенного уровня функциональной грамотности в области ИКТ; (Елизаров A.A.)
- - значимое, обоснованное использование ИКТ в образовательном процессе для выполнения профессиональных задач; (ТемербековаА. А.)
- - понимание ИКТ, как основополагающим элементом новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся, как субъектов информационного общества, способных к проектированию инновационных знаний, способных оперировать объемами информации, для получения новейшего интеллектуального и деятельностного результата. (Семибратов A.M.)
Понятие «информационно-коммуникационная компетентность» рассматривалось в трудах различных исследователей таких как В.Ф. Бурмакина, И.Н. Фалина, О.Н.Шилова. О.В. Урсова, A.A. Елизаров. М.С. Цветкова. J1.H. Горбунова, A.M. Семибратов и др. Изучая понятие информационно-коммуникативной компетентности можно определить различные подходы к его определению. На рисунке 1 представлены дефиниции данного понятия. В ряде терминов в основополагающий смысл понятия включает в себя технический компонент, выделяется умение использовать технические средства для формирования хранения, обработки и распространения информации в деятельности субъекта. В других определениях ИКТ-компетентность характеризуют в контексте
информационно-коммуникативного подхода, выделяют термин информация и коммуникация, рассматривая при этом процесс восприятия информации субъектом путем коммуникативного акта, действия с различной информацией в профессионально-практической деятельности.
Кроме разницы выделенных акцентов в определении информационно-коммуникативной компетентности, авторы формируют несколько мнений в определении ИКТ - является ли эта компетентность консенсусом знаний, умений и навыком; либо индивидуальной характеристикой личности или, как определяет Д.В. Судариков, научным мировоззрением. О.Н. Ионова в данном понятии говорит о возможностях личности совершенствовать свои знания, умения, уметь принимать эффективные решения в трансформирующихся условиях с использованием новых информационно-коммуникативных средств.
Анализ представленных определений позволяет выделить следующее:
К толкованию понятия «информационно-коммуникационная компетентность» педагога выявлено два подхода. Одни исследователи акцентируют внимание на знаниях, умениях и навыках при работе с информационно-коммуникационными технологиями, которая необходима для ведения определенной деятельности. В. Ф. Бурмакина, И. Н. Фалина и др. говорят о педагогической ИКТ-компетентности, об определенных знаниях, умениях и навыках работы с информационно-коммуникационными технологиями, которые преподаватель использует в образовательной практике Другие ученые (A.A. Елизаров. О.Н. Шилова, М.Б. Лебедева, J1.H. Горбунова. A.M. Семибратов, О.В. Урсова и др.)
Таблица
Дефиниции понятия «информационно-коммуникативная компетентность».
Исследователи Информационно-коммуникативная компетентность (ИКТ)
А. А. Елизаров ИКТ-компетентностьхарактеризуется как совокупность знаний, умений и опыта в области использования ИКТ в деятельности, определяющим является наличие опыта по отношению к выполнению профессиональных функций [3].
О. В. Урсова ИКТ-компетентность преподавателя понимает как «готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач» [7, с. 13].
О. Н. Шилова М. Б. Лебедева ИКТ-компетентность характеризуют,каквозможность индивида решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием шгформационно-коммуникационных технологий [6].
А. М. Семибратов JL Н. Горбунова ИКТ-компетентность педагогов определяют, как «готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности» [4].
В. Ф. Бурмакина И. Н. Фалина ИКТ-компетентность подразумевает уверенное владение всеми составляющими навыками информационно-коммуникативной компетенции для реализации возникающих вопросов в учебной или иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков [21
A.JL Семенов Умение активной самостоятельной обработки информации по средствам коммуникативного акта, а также, принятие решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.
О.Б. Зайцева Индивидуально-психологическое образование на основе интеграции знаний, умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств.
В.А. Сластенин Г.К. Селевко Владение информационно-коммуникативными технологиями - умение работать со всеми видами информации.
JI.B. Доброва Интегрированное, динамическое образование личности, обладающей специальными компетенциями и рациональным стилем информационно-коммуникативной деятельности в области освоения новых ИКТ и способной к творческой деятельности в системе человек-информация.
в основу понятия «ИКТ-компетентность» закладывают деятельность специалиста, которую осуществляют на основе информационно-коммуникационных технологий.
Такие ученые как, В.Ф. Бурмакина, И.Н. Фалина, A.A. Елизаров и др. не разделяют понятия ИКТ-компетентность и ИКТ-компетенция, считая их тождественными.
Ряд исследователей ИКТ-компетентность свя-зываютс личным качеством педагога (О.В. Урсова, О.Н. Шилова, М.Б. Лебедева. Л.Н. Горбунова, A.M. Семибратов и др.), проявляющимся в готовности и способности самостоятельно применять ИКТ в образовательной деятельности. A.A. Елизаров считает, что кроме знаний, умений и навыков работы с ИКТ в понятие необходимо включить наличие опыта в области использования ИКТ.
Таким образом определим.что, информационно-
коммуникативную компетентность преподавателя как индивидуальный консенсус профессиональных знаний, умений, навыков и опыта работы педагога, проявленные в методологииреализации педагогических задач по средствам современных информационно-коммуникационных технологий.
На основании это уточним понятие ИКТ-компетентность педагога - качество профессионала, формирующееся на протяжении всей профессиональной деятельности, главным условием которого является формирования и наличие условий для практического применения знаний, умений и навыков работы в сфере ПКТ в ходе решения педагогических задач.
Компетентность является одновременно «продуктом». который приобретает субъект в процессе обучения и следствием саморазвития индивида, его личностного и «технологического» роста, целостной самоорганизации и синтеза деятельностного и личностного опыта.
Библиографический список
1. Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей: на примере подготовки бакалавров педагогики: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08/Богданова Анна Владимировна. М.,2011. 23 с.
2. Бондар В.В. Информационная компетентность личности учителя как социально-педагогическая проблема, монография. / А.А. Темербекова, В.В. Бондарь. М: МГУ, 2008. 191 с.
3. Бурмакина В. Ф. ИКТ-компетентность учащихся: тезисы доклада / В. Ф. Бурмакина, И. И. Фалина // Международная научно-практическая конференция RELARN-2006.
4. Горбунова, Л. Н. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система. / JI. Н. Горбунова, А. М. Семибратов//Педагогическая информатика. 2004. №3. С. 3^1.
5. Гоферберг4.В. Формирование информационной компетентности студентов факультета технологии и предпринимательства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ишим: РГБ, 2006.
6. Елизаров, А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-образования учителя: тезисы доклада. // Международная научно-практическая конференция REPARN-2004.
7. Понова О.Н. Модель формирования информационной компетентности в процессе дополнительного образования взрослых. // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Развитие региональной образовательной информационной среды «РОИС-2006». Сборник научных статей, г. Санкт-Петербург, 11-12 декабря 2006 года. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2006 144 с.
8. Лебедева, М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее сформировать. / М.Б. Лебедева, О. Н. Шилова//Информатика и образование. 2004. №3. С. 95-101.
9. Оробннскнй, .4.А/.Информационно-педагогическая компетентность преподавателя вуза: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Оробинский Алексей Михайлович. М., 2001. 172 с.
10. Темербекова, А.А. Информационная компетентность личности учителя как социально-педагогическая проблема / А.А. Темербекова, В.В. Бондарь: монография. М.: МГУП, 2008. 193 с.
11. Урсова О.В. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников [Текст]: автореф. дис... кандпед. наук. Великий Новгород, 2006. 24 с.
References
1. Bogdanova, А. К Fonnation of infonnation and communication competence of university students using the technology of educational fields: on the example of the preparation of bachelors of pedagogy: the author's abstract of the dissertation. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08/BogdanovaAnna Vladimirovna. M.,2011. 23 p.
2. Bondar, V.V. Infonnation competence of the teacher's personality as a social and pedagogical problem, monograph / A.A. Temerbekova, V.V. Cooper. Moscow: Moscow State University, 2008. 191 p.
3. Burmakina V.F. ICT-competence of students: theses of the report / V.F.Bunnakina, I.N.Falin // International scientific-practical conference REPARN-2006.
4. Gorbunova, L.N. Improving the qualifications of teachers in the field of infonnation and communication technologies as a developing system [Text] /Г. N. Gorbunova, A. M. Semibratov // Pedagogical Informatics. 2004. № 3. Pp. 3-4.
5. Goferberg A. V. Fonnation of infonnation competence of students of the Faculty of Technology and Entrepreneurship: dis. ... cand. Ped. Sciences: 13.00.08. - Ishim: RSP, 2006.
6. Elizarov, A.A. Basic ICT competence as the basis of the Internet education of the teacher: the theses of the report.
7. Ionova O.N. Model of fonnation of infonnation competence in the process of additional adult education. // Materials of the interregional scientific and practical conference «Development of the regional educational infonnation environment» ROIS-2006 Collection of scientific articles, St. Petersburg, December 11-12, 2006 - St. Petersburg: POIRO, 2006. 144 p.
8. Lebedeva MB. What is the ICT competence of the students of the Pedagogical University and how to form it. / M.B.Lebedeva, O.N.Shilova//Informatics and education. 2004. No. 3. Pp. 95-101.
9. OrobinstyA.M. Information-pedagogical competence of the teacher of high school: the dissertation... The candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / Orobinsky Alexey Mihajlovich. M.,2001. 172 p.
10. Temerbekova A.A. Information competence of the teacher's personality as a social and pedagogical problem / A.A. Temerbekova, V.V. Cooper: a monograph. Moscow: MGUP, 2008. 193 p.
11. Ursova O. V. Developing potential of information and communication technologies in the system of improving the qualifications of subject teachers: the author's abstract. Dis ... cand. ped. Science . VelikyNovgorod, 2006. 24 p.