УДК 37
Н. Ю. Гончарова, N. J. Goncharovа.
Старший методист кафедры информатизации образования Иркутского института повышения квалификации работников образования, [email protected], Иркутск
Senior methodologist of the Chair of Information in Education of the Irkutsk institute of Professional Improvement of Educators, [email protected], Irkutsk
A. И. Тимошенко, A. I. Timoshenko.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и предпринимательства Иркутского государственного педагогического университета, [email protected], Иркутск
Doctor of Pedagogy, professor of the Chair of Technology and Business of the Irkutsk State Pedagogical University, [email protected], Irkutsk
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Развитие и внедрение информационных коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности, а также переход к информационному обществу, предъявляет новые требования к профессионализму специалистов. Поскольку формирование общекультурных, психологических, социальных и профессиональных предпосылок развития информационного общества начинается именно в образовании, его информатизация должна опережать информатизацию других сфер общественной деятельности. Учитель - ключевая фигура, определяющая состояние образования, от уровня его профессионализма напрямую зависят результаты социально-экономических преобразований в российском обществе.
Очевидно, что профессиональные качества учителя в существенной мере зависят от готовности осваивать и использовать в своей деятельности новые методы, формы и средства обучения, в частности, на базе информационно-коммуникационных технологий, и способности интегрировать их со своим профессиональным опытом с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, учитывая степень ее соответствия требованиям информационного общества. Речь идет об информационно-коммуникационной компетентности педагога.
Понятие «информационно-коммуникационная компетентность педагога» рассматривалось в трудах В. Ф. Бурмакиной, И. Н. Фалиной, О. Н. Шиловой,
О. В. Урсовой, А. А. Елизарова, М. С. Цветковой, Л. Н. Горбуновой, А. М. Семибратова и др.
B. Ф. Бурмакина и И. Н. Фалина под ИКТ-компетенцией подразумевают уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности (указать, что понимают под ИКТ-грамотностью) для решения возникающих вопросов в учебной или иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков [2].
А. А. Елизаров под ИКТ-компетенцией (подразумевая ИКТ-компетентность) понимает совокупность знаний, умений и опыта в области использования ИКТ в
деятельности, причём именно наличие такого опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций [3].
А. М. Семибратов и Л. Н. Горбунова компетентность педагогов в области информационных коммуникационных технологий определяют как «готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности» [4].
0. В. Урсова понимает ИКТ-компетентность учителя-предметника как «готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач» [7, с. 13].
ИКТ-компетентность О. Н. Шилова и М. Б. Лебедева определяют как способность индивида решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационных коммуникационных технологий [6].
Анализ представленных определений позволяет выделить следующее:
1. К толкованию понятия «информационно-коммуникационная компетентность» педагога (сокр. ИКТ-компетентность) выявлено два подхода.
Одни авторы акцентируют внимание на знаниях, умениях и навыках в работы с информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми для ведения конкретной деятельности. Если мы будем говорить о педагогической ИКТ-компе-тентности, то речь пойдет о тех знаниях, умениях и навыках работы с информационно-коммуникационными технологиями, которые необходимы для использования в образовательной практике (В. Ф. Бурмакина, И. Н. Фалина и др.) Другие авторы за основу понятия «ИКТ-компетентность» берут ту деятельность специалиста, которую можно реализовать на основе информационно-коммуникационных технологий (А. А. Елизаров, О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева, Л. Н. Горбунова, А. М. Семибратов, О. В. Урсова и др.).
2. Некоторые авторы не разделяют понятия ИКТ-компетентность и ИКТ-компетенция, считая их тождественными (В. Ф. Бурмакина, И. Н. Фалина,
А. А. Елизаров и др.).
3. Определяя ИКТ-компетентность учителя одни авторы говорят о совокупности знаний, умений и навыков использования ИКТ в профессиональной деятельности (В. Ф. Бурмакина, И. Н. Фалина и др.), другие это понятие связывают с личным качеством педагога (О. В. Урсова, О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева, Л. Н. Горбунова,
А. М. Семибратов и др.), проявляющимся в готовности и способности самостоятельно применять ИКТ в педагогической деятельности, и, наконец, третьи - считают, что кроме знаний, умений и навыков работы с ИКТ в понятие необходимо включить наличие опыта в области использования ИКТ (А. А. Елизаров).
На основе проведенного анализа определим информационно-коммуникационную компетентность педагога как уникальное объединение профессиональных знаний, умений, навыков и опыта работы педагога, выраженные в технологии решения педагогических задач средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Причем, мы считаем, что ИКТ-компетентность педагога - качество специалиста, формирующееся в процессе всей профессиональной деятельности, и, следовательно, главным условием его формирования является наличие условий для практической реализации знаний, умений и навыков работы в сфере ИКТ при решении педагогических задач.
Важно отметить, что необходимо различать информационно-коммуникационную компетентность в общем смысле и педагогическую информационно-комму-
никационную компетентность, т. к. последняя основывается на знаниях, умениях не только в сфере ИКТ, но и в области педагогики.
В структурном плане педагогическую информационно-коммуникационную компетентность учителя можно представить как целое единство компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию и имеет свое содержание (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика компонентов педагогической информационнокоммуникационной компетентности учителя
Мотивационно- ценностный Когнитивно- деятельностный Творческо- проектировочный
Характеристика компонентов отражает профессиональноличностное самоопределение в отношении применения информационнокоммуникационных технологий в педагогической деятельности выражает степень владения информационнокоммуникационными технологиями и методическими основами их применения в педагогической деятельности говорит о способности и готовности учителя оценивать свой уровень и проектировать условия его повышения
Проявление этих компонентов фиксируется в результате - определенного уровня педагогической информационно-коммуникационной компетентности, который достигнет учитель в процессе обучения в области ИКТ.
Основываясь на трудах исследователей в этой области В. Ф. Бурмакиной, И. Н. Фалиной, О. Н. Шиловой, О. В. Урсовой, А. А. Елизарова, М. С. Цветковой, Л. Н. Горбуновой, А. М. Семибратова и др., мы определили следующий состав педагогической ИКТ-компетентности:
- Подготовка и оформление учебно-методических, наглядных, отчетных и других материалов средствами ИКТ;
- Проведение учебных занятий с применением ИКТ, электронных образовательных ресурсов и интернет-ресурсов;
- Использование ИКТ в целях самообразования;
- Применение интернет-технологий для профессионального роста.
Теперь, рассмотрим задачи, которые входят в педагогическую деятельность. Деятельность учителя включает в себя целый ряд основных направлений [4]:
1. Проведение уроков;
2. Подготовка к урокам;
3. Работа в кабинете (включает в себя создание необходимых условий для реализации задач кабинета: соответствующие условия для соблюдения санитарногигиенических норм и техники безопасности, наличие технических средств обучения и средств наглядности);
4. Активное или пассивное участие в педагогических форумах (собрания, совещания);
5. Работа с родителями;
6. Внеклассная работа по предмету;
7. Индивидуальная работа с учащимися;
8. Проведение кружков, факультативов;
9. Внеклассная педагогическая работа;
10. Научная, экспериментальная, исследовательская работа;
11. Дежурства;
12. Разработка программ, подготовка отчетных документов;
13. Повышение квалификации.
Перечисленные компетенции направлений педагогической деятельности можно разделить на два вида:
- связанные с организацией обучения учащихся (организацией и режимом учебной деятельности);
- связанные с совершенствованием учебного процесса (техническое обеспечение повышения роли дидактического материала, развитие творческих способностей и других психических функций).
Успешное освоение выше определенных видов компетенций позволяет говорить
о высоком профессионализме педагога.
Профессионализм трактуют как качество, свидетельствующее о высоком уровне владения умениями, необходимыми при выполнении какой-либо работы [9]. В этом же контексте о профессионализме иногда говорят, как о высокой марке, качестве какого-либо специалиста, как о профессиональном качестве, высоком статусе специалиста. Профессионализм так же трактуется как качественная характеристика специалиста, но качество непременно высокого уровня [8].
Педагогический профессионализм отражает в себе наиболее существенные свойства и отношения всех предметов педагогической науки.
В нашем исследовании наиболее близко определение педагогического профессионализма, сформулированное Н. Н. Нечаевым - это совокупность психических и личностных качеств учителя-воспитателя, накопленных в процессе овладения и длительного выполнения профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающих эффективный уровень решения сложных педагогических задач [1].
Применение учителем информационно-коммуникационных технологий для решения педагогических задач говорит о высоком мастерстве учителя, и в свою очередь, высоком уровне профессионализма. Из табл. 1 видно, что ИКТ-компетен-тность учителя может рассматриваться как показатель, отображающий степень развитости того или иного компонента педагогической деятельности, входящего в структуру профессионализма.
Например, на учебном занятии слушателям было дано задание на создание презентации к уроку. Данное задание вызвало затруднение у большинства слушателей группы. Однако основная причина оказалась не в технологии создания презентации, а в её содержательном наполнении. Для выполнения этого задания слушателям были необходимы не только знания и умения работать с редактором презентаций, но и знания в области педагогики, в частности, дидактики, а также предметной области. Так, для составления такой презентации необходимо:
- выбрать тему урока, где применение презентации целесообразно (повышается наглядность учебной информации);
- определить тип урока (усвоения новых знаний, закрепления ранее усвоенных знаний, урок-контроль знаний и т. д.);
- составить план занятия в зависимости от типа урока;
- и т. д.
В ниже представленной табл. 2 отображено соотношение ИКТ-компетенций и компонентов профессионализма.
Таблица 2
Соотношение основных ИКТ-компетенций с задачами, входящими в педагогическую деятельность
Уровень педагогической ИКТ- компетентности Основные педагогические ИКТ-компетенции Задачи, входящие в педагогическую деятельность Вид деятельности
1 уровень (базовый) Подготовка и оформление учебнометодических, наглядных, отчетных и других материалов средствами ИКТ Подготовка к урокам; Работа в кабинете (средства наглядности); Разработка программ, подготовка отчетных документов. организация обучения учащихся
2 уровень (предметноориентированный) Проведение учебных занятий с применением ИКТ, электронных образовательных ресурсов и интернет-ресурсов Проведение уроков; Внеклассная работа по предмету; Индивидуальная работа с учащимися; Проведение кружков, факультативов; Внеклассная педагогическая работа.
3 уровень (профессиональный) Использование ИКТ в целях самообразования Научная, экспериментальная, исследовательская работа; Повышение квалификации. О и о я ю (О V ё а 3 о Я О Й ^ И о о « а Н с о ^ я (О в а (О И о о
4 уровень (узкопрофессиональный) Применение интернет-технологий для профессионального роста, работа со средствами коммуникации Активное или пассивное участие в педагогических форумах (собрания, совещания); Работа с родителями.
Анализируя содержание табл. 2, мы можем сказать, что информационно-коммуникационная компетентность является интегративным показателем профессионализма педагога.
Процесс развития педагогической информационно-коммуникационной компетентности учителя в рамках повышения квалификации осуществлялся в два этапа (табл. 3).
Таблица 3
Характеристика этапов развития педагогической ИКТ-компетентности учителя
Этап Виды деятельности слушателей Результат
1 этап (формирование информационнокоммуникационных компетенций учителя, связанных с организацией обучения учащихся) Практические занятия, круглые столы, семинары, мастер-классы Учитель: - осознающий необходимость применения ИКТ в педагогической деятельности (мотивационноценностный компонент); - владеющий основными компетенциями, соответствующими базовому и предметноориентированному уровню педагогической ИКТ-компетентности (когнитивно-деятельностный компонент); - готовый к включению в процесс сетевого педагогического взаимодействия.
2 этап (формирование информационнокоммуникационных компетенций учителя, связанных с совершенствованием учебного процесса) Деятельность слушателей в режиме сетевого педагогического взаимодействия: форумы, конкурсы, интернет-семинары и конференции, чаты, он-лайн консультации и др. Учитель, способный дать оценку собственной деятельности по освоению и использованию ИКТ в педагогической деятельности, спроектировать индивидуальную образовательную траекторию повышения квалификации в области ИКТ (творческо-проектировочный компонент).
Цель первого этапа - развитие информационно-коммуникационных компетенций учителя, связанных с организацией обучения учащихся (1 и 2 уровень педагогической ИКТ-компетентности). В соответствии с целью на данном этапе были предусмотрены различные виды деятельности учителей (табл. 3), которые позволили достигнуть результатов, отображенных на рис. 1 и 2.
Данные, представленные на рис. 1, были получены в результате анкетирования учителей в начале эксперимента (2006 г.) и окончании (2008 г.).
Данные распределения учителей в зависимости от уровня сформированности педагогической ИКТ-компетентности (рис. 2) были получены в результате компьютерного тестирования в 2006 и 2008 годах.
Содержательный анализ полученных данных, представленных на рисунках
1 и 2, позволяет определить положительную динамику развития мотивационноценностного компонента и уровня сформированности педагогической ИКТ-ком-петентности учителей, принявших участие в эксперименте.
9080-70-"Г 60-"Т" 50-''Г 40-/1
30-И 20 10 0
-Г’
да
нет
затрудняются
ответить
□ 2006 г. ■ 2008 г.
Рис.1. Динамика формирования мотивации учителей к использованию ИКТ в педагогической деятельности в 2006 и 2008 годах
80
70
60
50
40
30
20
10
0
/
т
□ 2006 г. ■ 2008 г.
низкии допустимый среднии
высокий
Рис.2. Динамика уровня сформированности педагогической ИКТ-компетентности учителей в 2006 и 2008 годах
На втором этапе осуществлялось формирование педагогических ИКТ-компе-тенций, связанных с совершенствованием учебного процесса, в режиме сетевого педагогического взаимодействия. Для учителей были организованы дистанционные конкурсы, интернет-семинары, он-лайн консультации, видео-конференции и т. п. В результате анкетирования были получены данные на момент начала эксперимента и его завершения, позволяющие:
- определить количество учителей, применяющих ИКТ в педагогической деятельности (рис. 3);
- выявить конкретные виды педагогической деятельности, в которых учителя применяют ИКТ (рис. 4).
100-^ 80 60 40 20
0
_
Щ-
нет, не применяю
да, применяю
□ 2006 г. ■ 2008 г.
Рис.3. Распределение учителей, применяющих ИКТ в педагогической деятельности в 2006 и 2008 годах
1
2
3
□ 2008 г. ■ 2006 г.
Рис.4. Количество учителей, использующих ИКТ в конкретных видах педагогической деятельности в 2006 и 2008 годах
1 - подготовка учебно-дидактических материалов к урокам,
2 - подготовка программ, отчетных документов,
3 - проведение уроков, внеклассных мероприятий, кружков, факультативов,
4 - самообразование,
5 - повышение квалификации,
6 - участие в педагогическом сетевом взаимодействии (форумы, виртуальные педсоветы, конференции и др.).
Анализ результатов, представленных на рис. 3, показывает положительную динамику числа учителей, применяющих ИКТ в своей профессиональной деятельности. Вместе с тем, наблюдается небольшая востребованность ИКТ учителями в таких видах педагогической деятельности, как повышение квалификации (рис. 4), где могут быть использованы дистанционные технологии обучения.
Интересными для нашего исследования оказались данные, полученные в результате проведенного конкурса учебно-методических разработок с применением информационно-коммуникационных технологий, которые позволили выявить закономерность, отображающую зависимость конкурсной оценки от стажа педагогической деятельности участника конкурса. Были проанализированы результаты участия в конкурсе 24 учителей предметников с различным стажем педагогической деятельности. Для работы конкурсного жюри были разработаны критерии, позволяющие оценить педагогическую информационно-коммуникационную компетентность.
Зависимость количества набранных баллов от стажа педагогической деятельности
90
0
0 5 10 15 20 25 30 35 40
Стаж педагогической деятельности
Рис.5. Зависимость количества набранных баллов в конкурсе от стажа педагогической деятельности
На рис. 5 представлена зависимость количества набранных участником баллов от стажа их педагогической деятельности. Полученная зависимость является нелинейной, что необходимо учитывать при вычислении корреляционных коэффициентов. Квадратичная аппроксимация данных является предпочтительной.
Анализ полученного распределения показал, что наиболее качественные методические разработки с применением ИКТ наблюдается у педагогов со стажем более 25 лет.
Представленную на рис. 5 зависимость можно условно назвать Кривой развития педагогической информационно-коммуникационной компетентности для разных периодов педагогического стажа учителя, которая позволяет выделить несколько этапов в процессе формирования педагогической ИКТ-компетентности: 0-10 лет (1 этап); 11-17 лет (2 этап); 18-30 лет (3 этап), более 30 лет (4 этап). Данные диаграммы показывают, что интенсивное развитие педагогической ИКТ-компетент-ности приходится на 1 и 3 этапы. Второй этап характеризуется неким постоянством, на четвертом этапе наблюдается спад интенсивности развития педагогической ИКТ-компетентности.
В сравнительном интересе мы обратились к исследованиям ученых, занимающихся изучением профессионализма педагога.
Так, В. А. Бодров выделяет следующие стадии развития профессионализма [10]:
- допрофессионализма, когда человек работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, а результативность его деятельности недостаточно высока (в нашем случае 1 этап);
- профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты (2 этап на нашей кривой);
- суперпрофессионализма, соответствующего приближению к «акме» - вершине профессиональных достижений (3 этап на нашей кривой);
- послепрофессионализма, когда человек оказывается «профессионалом в прошлом» или «экс-профессионалом» (4 этап на нашей кривой).
В отличие от В. А. Бодрова А. К. Маркова выделяет еще одну стадию «непрофессионализм» (или «псевдопрофессионализм»), которая следует за суперпрофессионализмом [11] и проявляется в достаточно активной деятельности человека, но при этом либо он делает много «брака» на работе, либо сам деградирует как личность.
Полученные нами данные свидетельствуют об определенной закономерности формирования педагогической ИКТ-компетентности, развивающейся также, как и профессионализм педагога, а также о том, что педагогическая информационнокоммуникационная компетентность является интегративным показателем профессионализма педагога в современных условиях.
Данные, полученные в результате проведенного эксперимента по формированию педагогической информационно-коммуникационной компетентности, позволяют говорить об эффективности выбранной нами стратегии приобщения учителей к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Определяя перспективу исследования, мы отмечаем, что результаты, представленные на рис. 5 являются существенными, но не изученными в полной мере. В связи с этим практически значимым будет исследование закономерностей развития педагогической информационно-коммуникационной компетентности учителей с различным педагогическим стажем; разработка соответствующих этому направлению диагностических методик.
Библиографический список
1. Нечаев, Н. Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности [Текст] / Н. Н. Нечаев. - М.: МГУ, 1988. - 166 с.
2. Бурмакина В. Ф. ИКТ-компетентность учащихся: тезизы доклада [Текст] /
В. Ф. Бурмакина, И. Н. Фалина // Международная научно-практическая конференция RELARN-2006.
3. Елизаров, А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-образования учителя: тезисы доклада [Текст] / А. А. Елизаров // Международная научнопрактическая конференция RELARN-2004.
4. Горбунова, Л. Н. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система [Текст] / Л. Н. Горбунова, А. М. Семибратов // Педагогическая информатика. - 2004. -№ 3. - С. 3-4.
5. Лизинский, В. М. Работа администрации школы с учителем [Текст] /
В. М. Лизинский. - Москва: Центр «Педагогический поиск», 2002. - 160 с.
6. Лебедева, М. Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее сформировать. [Текст] / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова // Информатика и образование. - 2004. - № 3. - С. 95-101.
СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ...
7. Урсова, О. В. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников [Текст]: автореф. дис... канд пед. наук / О. В. Урсова. - Великий Новгород, 2006. - 24 с.
8. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах. [Текст] / Под ред. С. Я. Батышева. - М.: АПО, 1998. - 568 с.
9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов [Текст] / Под. ред. д-ра филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. - М.: 1981. - 816 с.
10. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
11. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
12. Мамонтова, Т. С. Компетентностный подход как основное направление совершенствования методической подготовки студентов на современном этапе модернизации педагогического образования [Текст] / Т. С. Мамонтова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 37-42.
13. Хайновская, Т. А. Коммуникативная компетентность учителя. Уровень и этапы ее формирования [Текст] / Т. А. Хайновская // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 3. - С. 99-106.
14. Шипулин, Н. И. Формирование информационно-образовательной среды учебного заведения на основе проектной культуры [Текст] / Н. И. Шипулин,
С. А. Мойдуров // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 275-281.
15. Шевкун, А. В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса [Текст] / А. В. Шевкун // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 158-165.
УДК 372.881.111.1:004.588
К. С. Быкадорова, K. S. Bykadorova.
Аспирант Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, [email protected], Новосибирск
Post-graduate student of the Novosibirsk State University of Architecture and Construction, [email protected], Novosibirsk
Э. Г. Скибицкий, E. G. Skibitsky.
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Сибирской академии финансов и банковского дела, [email protected], Новосибирск
Head of the chair of Pedagogics and Psychology, doctor ofpedagogy, professor of the Siberian Academy of Finance and Banking, [email protected], Novosibirsk
СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНЫХ ВЫПУСКНИКОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА
В связи с изменениями социального заказа профессиональной школы, сегодня смещены целевые установки в дисциплинарных областях знаний. Это обозначено в «Законе об образовании». В сегодняшней ситуации общепринятой стала мысль