Научная статья на тему 'К вопросу о формировании компетенций предпринимательской деятельности у студентов технических специальностей ССУЗов'

К вопросу о формировании компетенций предпринимательской деятельности у студентов технических специальностей ССУЗов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ССУЗОВ / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / BUSINESS COMPETENCES OF THE STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES IN TECHNICAL COLLEGES / INTEGRATIVE / INTEGRATIVE CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебренникова Е. А.

В статье обосновывается необходимость формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов технических специальностей ССУЗов и предлагаются способы решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебренникова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF BUSINESS COMPETENCE AT STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES IN SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The necessity of formation of business competences at students of technical specialties in technical colleges is justified and ways to solve this problem are offered in this article.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании компетенций предпринимательской деятельности у студентов технических специальностей ССУЗов»

3. Викторов, Д. П. Малый практикум по физиологии растений [Текст] : учеб. пособие для биол. спец. вузов / Д. П. Викторов. — 3-е изд., перераб. и доп. / Д. П. Викторов. - М. : Высшая школа, 1983. — 135 с.

УДК 377 Е. А. Серебренникова, зам. директора по УМР

334 Уральского государственного колледжа,

г. Челябинск, e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ССУЗОВ

В статье обосновывается необходимость формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов технических специальностей ССУЗов и предлагаются способы решения данной проблемы.

Ключевые слова: компетенции предпринимательской деятельности студентов технических специальностей ССУЗов, интегративность, интегративный учебный курс.

Рыночная система хозяйствования, все более утверждающаяся в России, основывается на предпринимательском типе экономической системы с сохранением за государством регулирующих функций. В настоящее время предпринимательский тип экономической системы выдвинул предпринимателя в число наиболее значимых субъектов экономического прогресса.

Современного предпринимателя должны отличать способность и готовность творчески мыслить; генерировать идеи, превращая их в новые технологии; ставить перед собой цели и самостоятельно достигать их; находить нестандартные решения; проявлять инициативу; умело реагировать на различные жизненные ситуации; быть готовым взять на себя ответственность. Именно такой человек — деятельный, активный, практичный, предприимчивый — должен стать ключевой фигурой нового общества и новой экономики.

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро меняющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

Развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развития молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, совершенствования норма-

тивно-правовой базы для максимально гибкого привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов является одной из приоритетных задач государственной молодежной политики на период до 2020 года [1].

Среди молодежи становятся все более востребованными навыки ведения собственной предпринимательской деятельности. По данным Главного управления Центра занятости населения по Челябинской области ежегодно более 1500 молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет открывают собственное дело, что обеспечивает их трудоустройство, развитие деловой активности, способствует воплощению в жизнь социально-экономической политики, проводимой на территории Челябинской области [2]. Развитие предпринимательства включено в перечень «точек ускоренного роста» экономики Челябинской области, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач [3].

Несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в Челябинской области, по результатам мониторинга и анкетирования, проводимых общественным координационным советом по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области совместно с информационно-консультационными центрами муниципальных образований Челябинской области, был выявлен ряд сдерживающих факторов, среди которых:

Образовательные технологии: наука и практика

1) дефицит квалифицированных кадров;

2) недостаточный уровень профессиональной подготовки начинающих предпринимателей;

3) недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства в различных вопросах предпринимательской деятельности, особенно в муниципальных образованиях Челябинской области, отдаленных от областного центра.

Для того чтобы молодежь могла воспользоваться правом заниматься предпринимательской деятельностью, представленным ей государством, необходимо уже на уровне общего образования знакомить ее с основами этой деятельности. Обучение основам предпринимательства, приближенного к современным экономическим реалиям, как средство формирования человеческого капитала и инструмент адаптации молодого человека к социально-экономическим изменениям имеет существенное значение для будущего России.

В настоящее время обучение учащихся школ основам бизнеса происходит преимущественно на уроках основ экономики и предпринимательства, а также через различные формы внеурочной деятельности. Студенты средних и высших учебных заведений осваивают предпринимательские компетенции в ходе изучения экономических дисциплин или в рамках экономических специальностей. Однако формирование предприимчивости предполагает организацию такого типа учебного процесса, который был бы ориентирован на становление и развитие в молодых людях сначала базовых профессиональных компетенций, а затем на их основе — компетенций предпринимательской деятельности по направлению базовой специальности. Мы полагаем, что подготовку предпринимателя целесообразно осуществлять в едином процессе получения образования путем интеграции содержания базового профессионального (технического) и дополнительного (предпринимательского) образования через содержание дисциплин и профессиональных модулей базовой профессиональной подготовки и дополнительной подготовки. В рамках освоения дополнительной подготовки студент выполняет сквозные практические работы, направленные на получение экономической выгоды от проектируемого производства, применяя технологические, экономические, юридические и управленческие знания и умения.

Анализ опроса студентов специальностей технического профиля позволяет сделать вывод, что подготовка к предпринимательской

деятельности не является целью для всех студентов, поскольку большинство из них не планируют связывать свою деятельность с предпринимательством. Однако по-нашему мнению, в условиях неизбежного взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса и потенциальных потребителей их услуг у каждого человека должны быть сформированы компетенции в области предпринимательства.

Эффективное формирование заявленных компетенций требует создания организационно-педагогических условий, которые должны быть выявлены в ходе теоретического исследования и проверены на необходимость и достаточность опытно-экспериментальным путем, что конечно же, требует изменения в содержании и организации учебно-воспитательного процесса.

Нельзя сводить обучение в учреждениях среднего профессионального образования только к подготовке рабочих кадров. Образовательное учреждение должно выпускать высококвалифицированных специалистов с достаточным набором сформированных компетенций, под которым мы понимает не только общие и профессиональные компетенции, сформированные в направлении отраслевой подготовки, но и расширяющие их интегративные компетенции в области предпринимательства.

Современный предприниматель должен обладать интегративностью, т. е. сочетать в себе компетенции различных специальностей не только социально-экономического, юридического, управленческого профилей, но и технического (в области реализации своей деятельности). Интегративность позволяет грамотно организовывать технологический процесс, собственные ресурсы, развивать свой бизнес с учетом инновационных технологий отрасли. Также она предполагает развитие творческих компетенций и ком -петенций самосовершенствования, относящихся к базовым компетенциям, которые формируются в результате активной осознанной деятельности субъекта и представляют собой опыт этой деятельности, т. е. не знания, а практические умения охватывают собой все основные способы деятельности. Базовые компетентности позволяют субъекту адекватно ситуации проявлять данные компетенции, совершенствуя степень овладения любой социально значимой деятельностью [4].

Предлагаемый к реализации в качестве эксперимента дополнительный профессиональный модуль позволит сформировать интегративные профессиональные компетенции, направленные на организацию и управление предпринимательской деятельности в сфере получаемого

базового профессионального образования. Навыки, полученные путем интеграции базового и дополнительного содержания образовательной программы, будут способствовать эффективному управлению технологическими процессами, управлению собственными ресурсами, совершенствованию профессионального и личного самосознания выпускников, развитию качеств личности, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, расширению возможности самозанятости, а это в свою очередь требует:

- изменения содержания обучения на ступени среднего профессионального образования путем введения дополнительного профессионального модуля с целью расширения наших представлений об уровне сформированности компетенций выпускника;

- проверки организационно-педагогических условий, эффективного функционирования модели формирования компетенций предпринимательской деятельности;

- обоснования форм и методов обучения, позволяющих перейти от учебной деятельности к деятельности профессиональной.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена необходимостью разрешения противоречий проявившихся в системе среднего

Библиографический список

профессионального образования. Наиболее существенными из них являются противоречия между:

- объективной потребностью общества в молодых инициативных специалистах, способных квалифицированно, творчески, ответственно заниматься предпринимательской деятельностью по направлению базовой специальности, и отсутствием достаточного ко -личества выпускников средних специальных учебных заведений, обладающих необходимыми для этого компетенциями предпринимательской деятельности;

- возможностями образовательного учреждения создать условия для формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов неэкономических специальностей и отсутствием дидактического обеспечения такой подготовки в образовательном процессе средних специальных учебных заведений в настоящее время.

Выявленные противоречия определили проблему нашего исследования: организационно-педагогические условия эффективного формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов среднего специального учебного заведения, обучающихся по специальностям технического профиля.

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/

2. Областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: шшшгд. ги/2011/11/18^е1уаЬ-ргод-Ы7пе8-гед^ок.Мт1

3. Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.econom-chelreg.ru

4. Темняткина, О. В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода [Текст] : метод. пособие / О. В. Темняткина. — Екатеринбург : ИРРО, 2009. — 78 с.

УДК 378 О. В. Скрябинская, преп. кафедры иностранных

811(002) языков ВУНЦ ВВС «ВВА»

им. Жуковского и Гагарина (филиал), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРЕВОДУ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

УЧАЩИХСЯ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ

В статье рассмотрены вопросы повышения качества профессиональной иноязычной подготовки будущих авиационных специалистов. Описаны особенности обучения переводу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.