3. Викторов, Д. П. Малый практикум по физиологии растений [Текст] : учеб. пособие для биол. спец. вузов / Д. П. Викторов. — 3-е изд., перераб. и доп. / Д. П. Викторов. - М. : Высшая школа, 1983. — 135 с.
УДК 377 Е. А. Серебренникова, зам. директора по УМР
334 Уральского государственного колледжа,
г. Челябинск, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ССУЗОВ
В статье обосновывается необходимость формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов технических специальностей ССУЗов и предлагаются способы решения данной проблемы.
Ключевые слова: компетенции предпринимательской деятельности студентов технических специальностей ССУЗов, интегративность, интегративный учебный курс.
Рыночная система хозяйствования, все более утверждающаяся в России, основывается на предпринимательском типе экономической системы с сохранением за государством регулирующих функций. В настоящее время предпринимательский тип экономической системы выдвинул предпринимателя в число наиболее значимых субъектов экономического прогресса.
Современного предпринимателя должны отличать способность и готовность творчески мыслить; генерировать идеи, превращая их в новые технологии; ставить перед собой цели и самостоятельно достигать их; находить нестандартные решения; проявлять инициативу; умело реагировать на различные жизненные ситуации; быть готовым взять на себя ответственность. Именно такой человек — деятельный, активный, практичный, предприимчивый — должен стать ключевой фигурой нового общества и новой экономики.
Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро меняющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.
Развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развития молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, совершенствования норма-
тивно-правовой базы для максимально гибкого привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов является одной из приоритетных задач государственной молодежной политики на период до 2020 года [1].
Среди молодежи становятся все более востребованными навыки ведения собственной предпринимательской деятельности. По данным Главного управления Центра занятости населения по Челябинской области ежегодно более 1500 молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет открывают собственное дело, что обеспечивает их трудоустройство, развитие деловой активности, способствует воплощению в жизнь социально-экономической политики, проводимой на территории Челябинской области [2]. Развитие предпринимательства включено в перечень «точек ускоренного роста» экономики Челябинской области, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач [3].
Несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в Челябинской области, по результатам мониторинга и анкетирования, проводимых общественным координационным советом по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области совместно с информационно-консультационными центрами муниципальных образований Челябинской области, был выявлен ряд сдерживающих факторов, среди которых:
Образовательные технологии: наука и практика
1) дефицит квалифицированных кадров;
2) недостаточный уровень профессиональной подготовки начинающих предпринимателей;
3) недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства в различных вопросах предпринимательской деятельности, особенно в муниципальных образованиях Челябинской области, отдаленных от областного центра.
Для того чтобы молодежь могла воспользоваться правом заниматься предпринимательской деятельностью, представленным ей государством, необходимо уже на уровне общего образования знакомить ее с основами этой деятельности. Обучение основам предпринимательства, приближенного к современным экономическим реалиям, как средство формирования человеческого капитала и инструмент адаптации молодого человека к социально-экономическим изменениям имеет существенное значение для будущего России.
В настоящее время обучение учащихся школ основам бизнеса происходит преимущественно на уроках основ экономики и предпринимательства, а также через различные формы внеурочной деятельности. Студенты средних и высших учебных заведений осваивают предпринимательские компетенции в ходе изучения экономических дисциплин или в рамках экономических специальностей. Однако формирование предприимчивости предполагает организацию такого типа учебного процесса, который был бы ориентирован на становление и развитие в молодых людях сначала базовых профессиональных компетенций, а затем на их основе — компетенций предпринимательской деятельности по направлению базовой специальности. Мы полагаем, что подготовку предпринимателя целесообразно осуществлять в едином процессе получения образования путем интеграции содержания базового профессионального (технического) и дополнительного (предпринимательского) образования через содержание дисциплин и профессиональных модулей базовой профессиональной подготовки и дополнительной подготовки. В рамках освоения дополнительной подготовки студент выполняет сквозные практические работы, направленные на получение экономической выгоды от проектируемого производства, применяя технологические, экономические, юридические и управленческие знания и умения.
Анализ опроса студентов специальностей технического профиля позволяет сделать вывод, что подготовка к предпринимательской
деятельности не является целью для всех студентов, поскольку большинство из них не планируют связывать свою деятельность с предпринимательством. Однако по-нашему мнению, в условиях неизбежного взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса и потенциальных потребителей их услуг у каждого человека должны быть сформированы компетенции в области предпринимательства.
Эффективное формирование заявленных компетенций требует создания организационно-педагогических условий, которые должны быть выявлены в ходе теоретического исследования и проверены на необходимость и достаточность опытно-экспериментальным путем, что конечно же, требует изменения в содержании и организации учебно-воспитательного процесса.
Нельзя сводить обучение в учреждениях среднего профессионального образования только к подготовке рабочих кадров. Образовательное учреждение должно выпускать высококвалифицированных специалистов с достаточным набором сформированных компетенций, под которым мы понимает не только общие и профессиональные компетенции, сформированные в направлении отраслевой подготовки, но и расширяющие их интегративные компетенции в области предпринимательства.
Современный предприниматель должен обладать интегративностью, т. е. сочетать в себе компетенции различных специальностей не только социально-экономического, юридического, управленческого профилей, но и технического (в области реализации своей деятельности). Интегративность позволяет грамотно организовывать технологический процесс, собственные ресурсы, развивать свой бизнес с учетом инновационных технологий отрасли. Также она предполагает развитие творческих компетенций и ком -петенций самосовершенствования, относящихся к базовым компетенциям, которые формируются в результате активной осознанной деятельности субъекта и представляют собой опыт этой деятельности, т. е. не знания, а практические умения охватывают собой все основные способы деятельности. Базовые компетентности позволяют субъекту адекватно ситуации проявлять данные компетенции, совершенствуя степень овладения любой социально значимой деятельностью [4].
Предлагаемый к реализации в качестве эксперимента дополнительный профессиональный модуль позволит сформировать интегративные профессиональные компетенции, направленные на организацию и управление предпринимательской деятельности в сфере получаемого
базового профессионального образования. Навыки, полученные путем интеграции базового и дополнительного содержания образовательной программы, будут способствовать эффективному управлению технологическими процессами, управлению собственными ресурсами, совершенствованию профессионального и личного самосознания выпускников, развитию качеств личности, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, расширению возможности самозанятости, а это в свою очередь требует:
- изменения содержания обучения на ступени среднего профессионального образования путем введения дополнительного профессионального модуля с целью расширения наших представлений об уровне сформированности компетенций выпускника;
- проверки организационно-педагогических условий, эффективного функционирования модели формирования компетенций предпринимательской деятельности;
- обоснования форм и методов обучения, позволяющих перейти от учебной деятельности к деятельности профессиональной.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена необходимостью разрешения противоречий проявившихся в системе среднего
Библиографический список
профессионального образования. Наиболее существенными из них являются противоречия между:
- объективной потребностью общества в молодых инициативных специалистах, способных квалифицированно, творчески, ответственно заниматься предпринимательской деятельностью по направлению базовой специальности, и отсутствием достаточного ко -личества выпускников средних специальных учебных заведений, обладающих необходимыми для этого компетенциями предпринимательской деятельности;
- возможностями образовательного учреждения создать условия для формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов неэкономических специальностей и отсутствием дидактического обеспечения такой подготовки в образовательном процессе средних специальных учебных заведений в настоящее время.
Выявленные противоречия определили проблему нашего исследования: организационно-педагогические условия эффективного формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов среднего специального учебного заведения, обучающихся по специальностям технического профиля.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/
2. Областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: шшшгд. ги/2011/11/18^е1уаЬ-ргод-Ы7пе8-гед^ок.Мт1
3. Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.econom-chelreg.ru
4. Темняткина, О. В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода [Текст] : метод. пособие / О. В. Темняткина. — Екатеринбург : ИРРО, 2009. — 78 с.
УДК 378 О. В. Скрябинская, преп. кафедры иностранных
811(002) языков ВУНЦ ВВС «ВВА»
им. Жуковского и Гагарина (филиал), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРЕВОДУ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
УЧАЩИХСЯ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ
В статье рассмотрены вопросы повышения качества профессиональной иноязычной подготовки будущих авиационных специалистов. Описаны особенности обучения переводу