Научная статья на тему 'Изучение предпринимательских намерений и активности школьников Нижнего Новгорода'

Изучение предпринимательских намерений и активности школьников Нижнего Новгорода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ НАМЕРЕНИЯ / ENTREPRENEURIAL INTENTIONS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / НИЖНИЙ НОВГОРОД / NIZHNY NOVGOROD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутрюмова Надежда Николаевна, Голубева Надежда Владимировна

Цель работы заключается в изучении предпринимательских намерений и активности школьников Нижнего Новгорода, выявлении их потребностей в развитии предпринимательских навыков. На базе анкеты международного исследования GUESSS был разработан инструментарий для опроса. Для измерения предпринимательских намерений был использован тест Басса, который оценивает направленность личности на дело, на общение или на себя. Анкета была распространена среди школьников 9-11-х классов различных школ города. В исследовании приняли участие 330 респондентов. Результаты показывают, что 51% школьников думают о карьере предпринимателя. Выявлено положительное отношение к предпринимательской деятельности. В статье обозначены навыки, которые школьники хотели бы развить, направления, по которым хотели бы получить больше информации о предпринимательстве. К сожалению, школы редко предоставляют ученикам возможности получить знания о бизнес-среде, реализовать предпринимательский проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутрюмова Надежда Николаевна, Голубева Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of Schoolchildren Entrepreneurial Intentions and Activities in Nizhny Novgorod

The goal of the paper is to study the entrepreneurial intentions and activities of schoolchildren in Nizhny Novgorod, to identify their needs in developing entrepreneurial skills. The questionnaire is based on the questions of the international research questionnaire GUESSS. For measuring entrepreneurial intentions we used the test of Bass that assesses focus of a person on a task, on communication or on oneself. The questionnaire was distributed to schoolchildren from different schools and districts of the city. On the whole 330 respondents participated in our survey. The results showed that 51% of the schoolchildren think about the career of entrepreneur. The positive attitude towards entrepreneurial activity was identified. Schoolchildren need for in-depth mastering of various skills, obtaining more information about entrepreneurship. Unfortunately, schools rarely provide an opportunity for their schoolchildren to receive knowledge about business environment, to carry out any project activities in order to develop their entrepreneurial ideas.

Текст научной работы на тему «Изучение предпринимательских намерений и активности школьников Нижнего Новгорода»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2018. № 4

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Н. Н. Бутрюмова1,

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород, Россия)

Н. В. Голубева2,

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород, Россия)

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАМЕРЕНИЙ И АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Цель работы заключается в изучении предпринимательских намерений и активности школьников Нижнего Новгорода, выявлении их потребностей в развитии предпринимательских навыков. На базе анкеты международного исследования GUESSS был разработан инструментарий для опроса. Для измерения предпринимательских намерений был использован тест Басса, который оценивает направленность личности на дело, на общение или на себя. Анкета была распространена среди школьников 9-11-х классов различных школ города. В исследовании приняли участие 330респондентов. Результаты показывают, что 51% школьников думают о карьере предпринимателя. Выявлено положительное отношение к предпринимательской деятельности. В статье обозначены навыки, которые школьники хотели бы развить, направления, по которым хотели бы получить больше информации о предпринимательстве. К сожалению, школы редко предоставляют ученикам возможности получить знания о бизнес-среде, реализовать предпринимательский проект.

Ключевые слова: школьники, предпринимательские намерения, предпринимательская активность, Нижний Новгород.

STUDY OF SCHOOLCHILDREN ENTREPRENEURIAL INTENTIONS AND ACTIVITIES IN NIZHNY NOVGOROD

The goal of the paper is to study the entrepreneurial intentions and activities of schoolchildren in Nizhny Novgorod, to identify their needs in developing entrepreneurial skills. The questionnaire is based on the questions of the international research questionnaire GUESSS. For measuring entrepreneurial intentions we used the test of Bass that assesses focus

1 Бутрюмова Надежда Николаевна, к.э.н., доцент кафедры венчурного менеджмента; e-mail: nbutrymova@hse.ru

2 Голубева Надежда Владимировна, магистр менеджмента; e-mail: n.golubeva8919@ gmail.com

of a person on a task, on communication or on oneself. The questionnaire was distributed to schoolchildren from different schools and districts of the city. On the whole 330 respondents participated in our survey. The results showed that 51% of the schoolchildren think about the career of entrepreneur. The positive attitude towards entrepreneurial activity was identified. Schoolchildren need for in-depth mastering ofvarious skills, obtaining more information about entrepreneurship. Unfortunately, schools rarely provide an opportunity for their schoolchildren to receive knowledge about business environment, to carry out any project activities in order to develop their entrepreneurial ideas.

Key words: schoolchildren, entrepreneurial intentions, entrepreneurial activity, Nizhny Novgorod.

Введение

Современная экономика нуждается в специалистах, умеющих нестандартно мыслить, подходить творчески к своей работе, находить новые нестандартные решения, отбирать нужную информацию, критически ее анализируя. Многие ученые, предприниматели и педагоги [Любжин, 2008; Тюленев, 2003] считают, что необходимо начинать формирование данных качеств, а также предпринимательских навыков со школьного возраста. В своих научных трудах многие зарубежные исследователи зачастую уделяют внимание возможности и необходимости обучения школьников предпринимательству. По своим взглядам на данный вопрос все зарубежные авторы делятся на три группы: одни авторы [Dana, 2001; Packham et al., 2010] придерживаются точки зрения, что предпринимателями рождаются, а не становятся; другие ученые [Saks, Gaglio, 2002; Lee, Wong, 2005] являются приверженцами мнения, что предпринимательству можно отчасти обучить; третья группа ученых (Ким Шандроу, Кайл Раки, Б. П. Никитин, В. Ф. Шаталов и др.) считает, что обучение предпринимательству способствует формированию предпринимательских знаний и навыков у школьников и оказывает положительное влияние на появление предпринимательских намерений.

Несмотря на большой объем информации о необходимости развития предпринимательских навыков и способностей со школьного возраста, в научной литературе не встречается подходов к исследованию потребностей школьников в обучении предпринимательству. Поэтому изучение данной проблематики вызывает особый научный и практический интерес.

Целью работы является исследование предпринимательских намерений и активности школьников Нижнего Новгорода, выявление их потребностей в развитии предпринимательских навыков.

Объектом исследования выступают школьники 9, 10, 11-х классов города Нижнего Новгорода.

Предмет исследования — предпринимательские намерения и активность школьников Нижнего Новгорода.

Для измерения и выявления предпринимательских намерений у школьников был взят ориентационный тест Басса, частично включенный в анкету [Бордовская, Реан, 2000]. Тест позволяет оценить направленность личности на дело, на общение или на себя. Для оценки предпринимательской склонности важна направленность на дело, т.е. заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Вопросы анкеты разработаны на основе инструментария международного исследования The Global University Entrepreneurial Spirit Students' Survey (GUESSS).

Анкетирование проходило путем заполнения анкет школьниками разных школ и районов, принимающих участие в подготовительных курсах на базе НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, а также непосредственно в школах Нижнего Новгорода. Генеральная совокупность всех респондентов (школьников 9—11-х классов) по Нижнему Новгороду составляет около 11 690 учеников. В рамках данного исследования были получены полноценно заполненные ответы от 330 респондентов.

Полученные результаты показали, что 51% опрошенных школьников задумываются о карьере предпринимателя, о чем свидетельствует их положительное отношение к предпринимательской деятельности и заинтересованность в посещении различных тематических мероприятий. В то же время результаты показали, что школьная среда слабо способствует развитию предпринимательского потенциала школьников и не дает полноценных знаний о теоретической и практической стороне вопроса.

Подходы к развитию предпринимательских навыков

у школьников

В научной литературе существует три различных подхода к возможности обучения предпринимательству и предпринимательским навыкам.

Первая точка зрения заключается в том, что предпринимателями рождаются, а не становятся. Следовательно, нельзя каждого обучить предпринимательству, однако можно помочь раскрыть свой врожденный предпринимательский потенциал. Сторонники этого мнения [Jack, Anderson, 1999] подчеркивают присутствие двух важных составляющих в предпринимательском образовании: наука и искусство. Наука относится к поддающимся обучению, функциональным навыкам бизнеса, а искусство относится к крайне тяжело обучаемым, творческим аспектам предпринимательской деятельности. Согласно их мнению, предпринимательское образование не может помочь учащимся, не имеющим креативного мышления, развить его [Packham et al., 2010]. Кроме того, сторонники подхода считают, что ученики не могут стать шумпетеровскими предпринимате-

лями в ходе своего обучения; если они изначально не способны создавать новые бизнес-возможности и не обладают потенциалом, то они и не научатся быть инноваторами, создавать новые услуги и блага, проявлять креативность [Dana, 2001].

Вторая точка зрения на поставленную проблему заключается в том, что предпринимательским навыкам можно отчасти научиться.

Катц полагал, что весь секрет успешного предпринимательского образования заключается в том, чтобы выявлять те компетенции, которые можно сформировать и развить в течение образовательного процесса, и обучать тем навыкам, в которых нуждаются учащиеся [Katz, 1991]. Обзор литературы, проведенный по теме предпринимательского образования, показывает, что лишь некоторые аспекты предпринимательства поддаются обучению и что, возможно, нужно обучать людей тому, как быть предпринимателями [Garavan, O'Cinneide, 1994]. В 2002 г. исследователи пришли к похожему выводу, что можно обучить оценке бизнес-возможностей, но врожденная способность к предпринимательству остается необучае-мой [Saks, Gaglio, 2002].

Третья точка зрения на поставленную проблему говорит о том, что обучение предпринимательству критически важно с самого детства и играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. На сегодняшний день система образования в России нацелена на мотивацию к самообразованию, умение обучаться, коммуникабельность и креативность. Предполагается, что эти качества способствуют самореализации и успешной социализации выпускников школ. Кроме того, важной образовательной проблемой становится проблема формирования предпринимательского и индивидуалистического восприятия вещей, а также формирования предпринимательских способностей, необходимых и актуальных в инновационное время [Тимохов, 2006].

Современные педагоги, предприниматели и ученые утверждают, что необходимо начинать формирование предпринимательских навыков с детства [Любжин, 2008; Тюленев, 2003]. Они считают, что упор, сделанный на развитие предпринимательского мышления и творчества, уже в школьном возрасте позволит молодому человеку легко ориентироваться в быстро меняющихся условиях современного мира и расширить горизонты при выборе будущей профессии. Тюленев говорит о том, что у ребенка с самого рождения должно начинаться развитие навыков «инновационного человека». Именно в самом раннем детстве (дошкольном возрасте) и в начальной школе у ребенка проявляются такие качества, как элементарная предприимчивость, любознательность, критическое восприятие информации, задатки креативности, способность к нестандартным решениям. Такие известные педагоги, как Б. П. Никитин, В. Ф. Шаталов, Н. А. Зайцев, а также С. Лупан, Г. Доман, М. Ибука, изучали проблему развития творческих навыков у детей в раннем возрасте для дальнейшего развития находчивости, предприимчивости и инициативности [Любжин, 2008].

В последнее время значительно повысилась актуальность в воспитании предприимчивых людей. В 2016 г. на Всемирном экономическом форуме были представлены основные черты, характерные для современного человека, и, во главе стоит способность к предпринимательству. Патрик Гриф-фин, профессор Мельбурнского университета, в своем интервью отмечает, что предпринимательские навыки названы навыками XXI в. и должны быть рассмотрены исключительно в рамках творчества, но обязательно нацеленного на результат [Обучение, Развитие..., 2016]. Манфред По-злин, старший советник по вопросам политики по международным делам EUproVet, утверждает, что предпринимательским навыкам (критическое мышление, умение решать проблемы, коммуникативность, рискованность и умение работать в команде) может быть обучен каждый. Способы достичь этого значительно отличаются от пути, по которому пошли многие, просто добавив предмет «предпринимательство» в расписание. Здесь нужна грамотная, продуманная стратегия и определенное видение [Why is entrepreneurship..., 2015]. В Европе активно набирает обороты программа TES project, направленная на обучение предпринимательским навыкам в нескольких предметах и изучение окружающей среды в начальных, средних и старших школах. Кайл Раки, основатель и главный директор онлайн-платформы для бизнеса Proposity, утверждает, что школьная система заставляет учеников сконцентрироваться только на решении определенных задач и не способствует развитию идей о создании собственного проекта. И даже если детей готовят к разным профессиям, то мало кто действительно говорит о профессии предпринимателя, таким образом школа нацелена на то, чтобы вырастить хороших наемных работников. В своей статье К. Раки приводит семь ключевых предпринимательских особенностей, которые должны быть усвоены всеми детьми в школьном и дошкольном возрасте: умение самостоятельно решать проблемы, желание «делать деньги», умение продавать, упорство, креативность, лидерство, коммуникация [Why kids should., 2016].

Таким образом, становится очевидно, что в современном мире необходимо заблаговременно начинать готовить «маленьких лидеров», развивая в детях предпринимательское творчество. Конечно, этим должны заниматься специальные учреждения и квалифицированные педагоги.

Анализ инструментов развития предпринимательских навыков и способностей у школьников

Говоря об инструментах развития предпринимательских навыков у школьников, мы подразумеваем школьные и внешкольные мероприятия или структуры. Рассмотрим следующие из них: 1. Внутришкольные мероприятия:

• школьный факультатив или кружок;

• элективные (дополнительные) курсы, включенные в школьную программу.

Многие школы пытаются предложить школьникам дополнительные теоретические знания по предпринимательству и предпринимательской деятельности; организовать проектную работу с учениками. Однако не у всех школ есть возможность пригласить экспертов, лекторов и действующих предпринимателей для встречи со школьниками, а сами преподаватели зачастую не имеют практического опыта в предпринимательстве. Кроме того, ученики из школ, не имеющих подобных факультативов, не могут посещать подобные курсы в другой школе.

2. Межшкольные мероприятия на конкурсной основе:

• экономическая игра;

• олимпиады и конференции по экономическому профилю;

• конкурсы научно-исследовательских работ.

В таком формате могут принять участие абсолютно разные школьники из разных школ и городов. Победа несет в себе много преимуществ, например, возможность поступить в желаемый вуз или финансовое поощрение. Часто такие активности направлены на одну конкретную сферу знаний. Например, участие в экономической игре или в олимпиаде подразумевает лишь теоретическую подготовку и углубление познаний в экономике и бизнес-среде, но не развивает практические навыки школьника. Написание научно-исследовательской работы подразумевает раскрытие одной конкретной темы исследования. Кроме того, не во всех школах есть квалифицированные кадры для подготовки учеников к олимпиадам, экономическим играм, а также педагоги, которые смогут курировать школьное исследование, а затраты времени на написание научных работ и подготовку слабо мотивируют большинство учеников.

3. Университетские мероприятия для школьников:

• организованные встречи с успешными предпринимателями;

• лекции или мастер-классы по предпринимательству.

Говоря о недостатках рассматриваемых форм вовлечения школьников в предпринимательство, необходимо отметить, что они не представляют собой полноценный обучающий курс, а лишь единоразовое мероприятие, ознакомляющее школьников с основами предпринимательства. Однако они способны заинтересовать школьников изучать предпринимательство в дальнейшем, мотивировать успешным примером, помочь определиться с профориентацией.

• Кружки по предпринимательству, конкурсы проектов.

Также могут проводиться на базе университета, при этом давая более глубокие и обширные знания школьникам. Университет имеет возможность собрать учеников из разных школ города, проводить различные теоретические и практические занятия с приглашением успешных предпринимателей и опытных экспертов. Однако в таком случае идет при-

вязка лишь к одному университету, ресурсы которого могут быть ограничены и недостаточны, например, для организации мероприятия с выходом на региональный уровень.

4. Мероприятия в независимых внешкольных учреждениях:

• школьные клубы по предпринимательству;

• школьные бизнес-инкубаторы.

Такие формы стали появляться в течение последних трех-четырех лет и принесли с собой множество новых возможностей для обучения школьников и повышения их заинтересованности в предпринимательском деле. Данные инструменты могут быть организованы совместно с вузами, со школами и центрами дополнительного школьного образования. Конечно, стоит заметить, что формы организации у таких структур могут быть разные: если они функционируют на базе конкретного вуза или конкретной школы, то мы вновь ограничиваемся в ресурсах и возможностях, упомянутых во всех ранее рассмотренных инструментах. Но в случае организации такой структуры на базе независимого учреждения мы получаем возможность скооперировать самые сильные умы и самых квалифицированных педагогов, а также пригласить всех заинтересованных школьников из разных школ. Чаще всего в рамках таких структур соединены лучшие практики и форматы обучения, которые позволяют всесторонне развивать школьные навыки и способности в предпринимательском деле.

Методология исследования

Целью исследования является анализ предпринимательских намерений и определение уровня предпринимательской активности у школьников Нижнего Новгорода, а также анализ уровня их знаний и представлений о предпринимательстве.

Объектом исследования выступают школьники 9, 10, 11-х классов Нижнего Новгорода.

Предмет исследования — предпринимательские намерения, знания и активность у школьников Нижнего Новгорода.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи и гипотезы исследования.

1. Определить, есть ли у школьников склонности к предпринимательству (хотят/планируют/имеют опыт).

Н1. Большинство школьников хотели бы посещать дополнительные внешкольные занятия, развивающие предприимчивость и предпринимательские способности.

Н2. После завершения обучения 95% школьников планируют выбрать работу по найму в качестве карьерного пути.

Н3. Некоторые старшеклассники уже имеют собственную бизнес-идею или выявленную бизнес-возможность, которую они хотели бы развивать в будущем.

Н4. Малая часть старшеклассников предпринимали попытки заработать карманные деньги путем продажи своим одноклассникам каких-либо продуктов или услуг.

Н5. Большинство школьников не уверены, что обладают достаточными знаниями и навыками для начала своего бизнеса.

Н6. Внеучебные занятия и школьные факультативы, направленные на развитие предпринимательских навыков у школьников, способствуют повышению их заинтересованности предпринимательством.

2. Оценить уровень предприимчивости у школьников города.

Н7. Школьники, имеющие свою бизнес-идею и заинтересованные в развитии предпринимательских способностей, чаще всего ориентированы «на дело» (согласно методике измерения предприимчивости Басса).

Н8. Старшеклассники, активно посещающие дополнительные образовательные или спортивные кружки, имеющие свое хобби или увлечение, более склонны к желанию связать свою жизнь с предпринимательством.

3. Определить, как влияет окружение на склонности к предпринимательству у школьников.

Н9. Школьники, чьи родители имеют предпринимательский опыт, чаще выбирают предпринимательство в качестве карьерного пути, чем школьники из непредпринимательских семей.

Н10. Дети предпринимателей чувствуют себя более уверенными и образованными в вопросах предпринимательской деятельности.

4. Выявить, каким образом развиваются предпринимательские компетенции у школьников сегодня.

Н11. Школьная среда слабо способствует развитию предпринимательской активности среди школьников.

Н12. Существующий образовательный процесс не обеспечивает в должной мере формирование эмоционально положительной позиции по отношению к предпринимательству у школьников.

Н13. Малая часть школьников имели опыт командной или индивидуальной работы над своим проектом или предпринимательской идеей в школе.

Н14. Большая часть респондентов согласны с тем, что школьное образование не способствует развитию предпринимательских компетенций и дает слабое представление о бизнес-среде.

Н15. Школьникам, планирующим стать предпринимателями, важно при выборе будущего университета учитывать его потенциальные возможности для развития предпринимательских навыков и создания собственного бизнеса.

Анкета для исследования была разработана на основе вопросов инструмента международного исследования The Global University Entrepreneurial Spirit Students' Survey (GUESSS). За основу измерения и выявления предпринимательских намерений у школьников был взят ориентационный тест Басса, частично включенный в анкету для школьников Нижнего Новгорода, который позволяет оценить направленность личности на дело, на общение или на себя [Бордовская, Реан, 2000]. Для оценки предпринимательской склонности важна направленность на дело, т.е. заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Разработанные вопросы анкеты апробировали школьники из девятого, десятого и одиннадцатого классов на предмет адекватности, понятности сформулированных вопросов, необходимого времени для проведения анкетирования.

Дальнейшее анкетирование проходило путем раздачи печатного материала школьникам из разных школ и районов, принимающим участие в подготовительных курсах на базе Высшей школы экономики — Нижний Новгород, а также раздачи анкет непосредственно в школах Нижнего Новгорода (МБОУ СОШ № 49 Советского района, МАОУ Лицей № 180 Ленинского района, МАОУ СШ № 102 Нижегородского района с углубленным изучением отдельных предметов, МАОУ СШ № 151 Советского района с углубленным изучение отдельных предметов).

Генеральная совокупность всех респондентов (школьников 9-11-х классов) по Нижнему Новгороду составляет примерно 11 690 учеников. В рамках данного исследования были получены полноценно заполненные ответы от 330 респондентов.

Результаты исследования

Исходя из полученных результатов анкетирования, в исследовании приняли участие 330 учеников: 58,2% девочек и 41,8% мальчиков. Среди опрошенных 44,8% школьников — ученики 11-го класса, 32,1% — ученики 10-го класса и 23% — девятиклассники.

Полученные в ходе анкетирования результаты помогли выполнить поставленные в исследовании задачи и позволили проверить гипотезы.

Задача 1. Определить, есть ли у школьников склонности к предпринимательству (хотят/планируют/имеют опыт).

Н1. Большинство школьников хотели бы посещать дополнительные внешкольные занятия, развивающие предприимчивость и предпринимательские способности.

Респонденты отвечали на ряд вопросов об их участии в школьных и внешкольных мероприятиях, направленных на развитие предпринимательских способностей, а также о тех мероприятиях, которые существуют непосредственно в их школе.

Чуть больше половины учеников (51,5%) отметили, что в их школе не существует дополнительных занятий, направленных на развитие предпринимательских навыков. При этом чуть больше трети школьников (37,3%) отметили существование школьного кружка или факультатива, 17% респондентов указали лекции приглашенных экспертов из университетов, 3,9% человек упомянули встречи с предпринимателями. Также несколько человек отметили, что в их школе проводится экономическая игра и игра МЭМ (МЭКОМ — Моделирование экономики и менеджмента). Рассмотрим активность посещения мероприятий двух групп школьников: у которых существуют вышеупомянутые мероприятия в школе и у которых они не проводятся. Те школьники, в чьих школах отсутствуют подобные мероприятия, соответственно в большинстве своем не посещают их (54%). Однако при наличии в школе подобных мероприятий только 38% школьников не посещают их.

Статистика показывает, что большая часть школьников имеют опыт участия в рассматриваемых нами дополнительных занятиях (табл. 1).

Таблица 1

Статистика учеников, посещающих дополнительные школьные и внешкольные мероприятия, направленные на развитие предпринимательских навыков

Мероприятие Количество учеников Процент учеников

Принимал(а) участие 178 59,7%

Школьный факультатив или кружок 62 20,6%

Экономическая игра 62 18,8%

Игра МЭМ или МЭКОМ 9 2,7%

Лекции приглашенных преподавателей университетов 59 17,9%

Встречи с преподавателями 35 10,6%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Открытые лекции в университете 44 13,3%

Образовательные программы при университете 30 9,1%

Внешкольные занятия и кружки 77 14,2%

Онлайн-уроки 60 18,2%

Не принимал(а) участие 152 40,3%

В рамках исследования ученикам были предложены форматы предпринимательских мероприятий, которые могли бы их заинтересовать (рис. 1).

Согласно полученным данным, большинству учеников наиболее интересным кажется формат бизнес-игр, живого общения с предпринимате-

лями и экспертами и анализ ситуаций из реального бизнеса. Только 15,5% всех опрошенных школьников не заинтересованы в посещении ни одного из предложенных форматов мероприятий для развития предпринимательских способностей. Следовательно, гипотеза 1 подтвердилась.

Бизнес-игры

Встречи и живое общение с предпринимателями и экспертами

Командная работа над проектом

Анализ ситуаций из реального бизнеса

Лекции приглашенных преподавателей

Конкурсы бизнес-планов

Формат школьных занятий, факультативы

Мне не интересен ни один формат

Рис. 1. Заинтересованность старшеклассников в предлагаемых мероприятиях по развитию предпринимательских способностей

Н2. После завершения обучения 95% школьников планируют выбрать работу по найму в качестве карьерного пути.

В рамках исследования были выявлены карьерные намерения школьников после завершения обучения или после получения желаемого образования: количество респондентов, планирующих стать наемными работниками, немногим уступает тем, кто планирует стать владельцами собственного бизнеса (табл. 2).

Таблица 2

Выбор карьерного пути школьниками после получения желаемого образования

Карьера Количество ответивших, %

Предприниматель 45

Наемный сотрудник 40

Преемник семейного бизнеса 6

Отсутствие профессиональной карьеры (путешествия, семья и т.п.) 9

Итого 100

Следовательно, гипотеза 2 не подтвердилась. Оказалось, что лишь 40% школьников думают о работе в качестве наемного сотрудника.

Н3. Некоторые старшеклассники уже имеют собственную бизнес-идею или выявленную бизнес-возможность, которую они хотели бы развивать в будущем.

Для выявления наличия бизнес-идеи у школьников им было предложено оценить по 7-балльной шкале важность представленных высказываний или утверждений. 32% респондентов поставили от 5 до 7 баллов, тем самым согласились с утверждением «У меня есть потенциальная бизнес-идея, которую я бы хотел(а) развивать в будущем». Этот процент положительно ответивших учеников подтверждает гипотезу 3.

Н4. Малая часть старшеклассников предпринимали попытки заработать карманные деньги путем продажи своим одноклассникам каких-либо продуктов или услуг.

По результатам исследования некоторые старшеклассники уже имеют предпринимательский опыт, о чем свидетельствует оценка по 7-балльной шкале следующего утверждения: «За время обучения в школе я пробовал(а) продавать друзьям/одноклассникам товары или услуги, чтобы заработать карманные деньги». 47% респондентов ответили крайне отрицательно, при этом 14,8% ответили крайне положительно (7 баллов), что говорит об их предпринимательском опыте. Если учесть, что баллы 5 и 6 также являются положительными, общий процент школьников, имеющих данный предпринимательский опыт, составит 25%, что подтверждает гипотезу 4.

Н5. Большинство школьников не уверены, что обладают достаточными знаниями и навыками для начала своего бизнеса.

Ученикам было предложено ответить на вопрос о наличии у них необходимых навыков и способностей для открытия собственного бизнеса, а также оценить по шкале от 1 до 7 степень необходимости приобретения таких навыков. Выяснилось, что 45,8% школьников считают, что у них есть необходимые навыки и способности. Однако большая часть респондентов на каждый из предложенных навыков ответили «очень нуждаюсь в развитии» (7 баллов). Сильнее всего старшеклассники нуждаются в таких качествах, как стрессоустойчивость, работоспособность, организованность, умение решать задачи в короткий срок; способность развивать глобальное мышление, возможность оценить проблему с различных углов зрения, предвидеть развитие событий, а также важные коммуникационные навыки.

Исходя из рассмотренных результатов анкетирования, можно сделать вывод, что большинство школьников считают, что смогут создать свой собственный бизнес, но все-таки неуверены в обладании достаточными знаниями и навыками для этого на данный момент. Таким образом, гипотеза 5 подтвердилась.

Н6. Внеучебные занятия и школьные факультативы, направленные на развитие предпринимательских навыков у школьников, способствуют повышению их заинтересованности предпринимательством.

Рассмотрим две группы респондентов: школьники, которые посещают различные занятия и факультативы по развитию предпринимательских навыков, и школьники, их не посещающие. В каждой группе проанализируем их выбор дальнейшего карьерного пути после завершения желаемого образования (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение выбора карьерного пути у школьников, посещающих и не посещающих дополнительные занятия и кружки по предпринимательству

На рисунке показано, что в первой группе школьников — посещающих специализированные кружки и занятия — процент респондентов, желающих стать предпринимателями, больше половины — 53%, но во второй группе, несмотря на то большинство учеников выбрали карьеру наемного работника, процент потенциальных предпринимателей остается достаточно высоким — 44%. Притом что 49% из всей второй группы указали, что им важно при выборе будущего образовательного учреждения учитывать его возможности для развития предпринимательских навыков и создания собственного бизнеса, это говорит о том, что школьники планируют посещать бизнес-кружки, будучи студентами.

Стоит отметить, что школьники, выбравшие предпринимательство в качестве карьерного пути, чаще посещают указанные мероприятия, чем школьники — потенциальные наемные сотрудники. Таким образом, гипотеза 6 подтвердилась.

Задача 2. Оценить уровень предприимчивости у школьников города.

Н7. Школьники, имеющие свою бизнес-идею и заинтересованные в развитии предпринимательских способностей, чаще всего ориентированы «на дело» (согласно методике измерения предприимчивости Басса).

В рамках второй задачи, для того чтобы исследовать и оценить уровень предприимчивости у школьников Нижнего Новгорода, был включен в ан-

кету ориентационный тест Басса, с помощью которого можно определить тип направленности личности учеников: на себя, на взаимодействие или на задачу (на дело). О предпринимательской склонности говорит направленность типа личности «на задачу», что означает заинтересованность человека в способности отстаивать собственное мнение, иметь деловую хватку, быть заинтересованным в максимальной эффективности и отдаче от выполненной работы.

Проследим взаимосвязь между направленностью личности у тех школьников, которые заинтересованы в развитии своих предпринимательских способностей, а также уже имеют потенциальную бизнес-идею для развития собственного бизнеса. В данную группу попадают 99 школьников (те, которым интересны предлагаемые форматы мероприятий по развитию предпринимательских способностей, и ответившие положительно (от 5 до 7 баллов) на вопрос о существовании потенциальной бизнес-идеи). Из них 59% ориентированы на дело, 21% — на взаимодействие и 20% — на себя. Если взять противоположную группу школьников — 42 человека, которые не заинтересованы ни в одном из развивающих мероприятий и при этом не имеют никакой бизнес-идеи, то распределение ориентации личности у них будет следующим (рис. 3).

Ориентация на себя

Ориентация на взаимодействие

Ориентация на задачу

Ориентация на себя

Ориентация на взаимодействие

Ориентация на задачу

| 20%

■ 21%

1 1 1

■ 26%

38"»

36%

Школьники — потенциальные предприниматели

Не заинтересованные в предпринимательстве школьники

Рис. 3. Направленность личности учеников в зависимости от наличия бизнес-идеи и заинтересованности в развитии предпринимательских навыков

Мы видим, что школьники, имеющие бизнес-идею и заинтересованные в предпринимательстве, чаще ориентированы на задачу, чем школьники, которые не заинтересованы в предпринимательстве, что доказывает гипотезу 7.

Н8. Старшеклассники, активно посещающие дополнительные образовательные или спортивные кружки, имеющие свое хобби или увлечение, более склонны к желанию связать свою жизнь с предпринимательством.

Рассмотрим две группы школьников: соответствующих описанию в гипотезе (группа № 1) и прямо противоположных (школьники, не посеща-

ющие дополнительные занятия по предпринимательству или любые другие кружки и не имеющие хобби или увлечения, — группа № 2). Согласно рис. 4, первая группа более склонна к желанию связать свою жизнь с предпринимательством (53%) в отличие от второй группы (37%). Гипотеза 8 подтвердилась.

Рис. 4. Сравнение выбора карьерного пути школьниками в зависимости от их посещения дополнительных мероприятий и кружков и наличия хобби

Выбор школьниками того или иного жизненного и карьерного пути во многом определяется их окружением, в частности семьей и друзьями. Поэтому рассмотрим третью задачу исследования.

Задача 3. Определить, как влияет окружение на склонности к предпринимательству у школьников.

Н9. Школьники, чьи родители имеют предпринимательский опыт, чаще выбирают предпринимательство в качестве карьерного пути, чем школьники из непредпринимательских семей.

Проверим влияние на формирование карьерных намерений школьников такого фактора, как профессиональный опыт родителей. Отметим, что зарубежные исследователи в своих трудах чаще всего придерживаются мнения о том, что если родители имеют предпринимательский опыт, то, вероятнее всего, их дети тоже станут предпринимателями в будущем ^а8рИа й а1., 2012]. У школьников Нижнего Новгорода спросили, имеют ли их родители или близкие родственники предпринимательский опыт. Согласно полученным результатам, 62,7% школьников отметили, что один или оба родителя имеют предпринимательский опыт, а 37,3% — наоборот, не имеют.

На рис. 5 можно проследить, что среди школьников, которые имеют в семье предпринимательских опыт, 57% хотят в будущем стать предпринимателями (учитывались также преемники семейного бизнеса). А среди школьников из непредпринимательских семей 52% хотят

работать по найму, лишь 38% — построить собственный бизнес, что подтверждает гипотезу 9.

Карьерные предпочтения у школьников в семье предпринимателей

57%

35%

8%

ш

Наемный Отсутствие Предприниматель

работник профессиональной карьеры

Карьерные предпочтения у школьников в семье непредпринимателей

52%

38%

10%

ш

Наемный работник

Отсутствие Предприниматель профессиональной карьеры

Рис. 5. Сравнение выбора карьерного пути школьников в семьях с и без предпринимательского опыта

Н10. Дети предпринимателей чувствуют себя более уверенными и образованными в вопросах предпринимательской деятельности.

Мы проверили взаимосвязь ответов на следующие вопросы: «Имеете ли вы необходимые предпринимательские навыки и способности для создания бизнеса?» и «Имеют ли ваши родители предпринимательский опыт?» На рис. 6 отображены результаты, свидетельствующие о том, что дети, воспитанные в семье предпринимателей, в большинстве случаев (55%) считают, что обладают предпринимательскими навыками, в то время как дети из непредпринимательских семей только в 31% ответили утвердительно, 46% затруднились ответить. Таким образом, гипотеза 10 подтвердилась.

Рис. 6. Уверенность школьников в наличии предпринимательских навыков в семьях предпринимателей и наемных работников

Задача 4. Выявить, каким образом развиваются предпринимательские компетенции у школьников сегодня.

Н11. Школьная среда слабо способствует развитию предпринимательской активности среди школьников.

Н12. Существующий образовательный процесс не обеспечивает в должной мере формирование эмоционально положительной позиции по отношению к предпринимательству у школьников.

Н13. Малая часть школьников имели опыт командной или индивидуальной работы над своим проектом или предпринимательской идеей в школе.

Н14. Большая часть респондентов согласны с тем, что школьное образование не способствует развитию предпринимательских компетенций и дает слабое представление о бизнес-среде.

Гипотезы 11—14 в рамках данной задачи нацелены проверить влияние школьной образовательной среды на развитие предпринимательских намерений у школьников Нижнего Новгорода. Респондентам было предложено оценить высказывания по 7-балльной шкале (рис. 7, 8). На рис. 7 отображены средние значения по каждому утверждению. Рис. 8 иллюстрирует количество ответов по каждому утверждению, в зависимости от проставленных баллов.

В школе я получаю представление о бизнес-среде, экономике и финансах

В школе у нас проводились занятия/мероприятия, где я пробовал(а) работать над своим проектом или предпринимательской идеей

Моя школа организует и проводит различные занятия и

мероприятия для развития предпринимательских способностей среди учеников

Преподаватели в моей школе имеют положительную позицию по отношению к предпринимательству

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Атмосфера в моей школе слабо способствует развитию предпринимательской активности

1 2 3 4 5 6 7 Полностью Полностью

не согласен согласен

Рис. 7. Оценка влияния школьной среды на предпринимательскую активность школьников (средняя оценка по 7-балльной шкале)

В школе я получаю представление о бизнес-среде, экономике и финансах

В школе у нас проводились занятия/мероприятия, где я пробовал(а) работать над своим проектом или предпринимательской идеей Моя школа организует и проводит различные занятия и мероприятия для развития предпринимательских способностей среди учеников

Преподаватели в моей школе имеют положительную позицию по отношению к предпринимательству

Атмосфера в моей школе слабо способствует развитию предпринимательской активности

■ 1 И2 ИЗ И4 И5 Иб И7

Рис. 8. Оценка влияния школьной среды на предпринимательскую активность школьников (количество респондентов, поставивших оценки от 1 до 7)

Анализируя представленные выше рис. 7—8, можно сделать следующие выводы:

• школьники выразили согласие, что атмосфера в школе слабо способствует развитию предпринимательской активности (средний балл 4,5). Гипотеза 11 подтвердилась;

• школьники выразили согласие, что преподаватели имеют положительную позицию по отношению к предпринимательству — средний балл 4,2 (38% ответили положительно — 5—7 баллов, 28% отрицательно — 1—3 балла, 34% нейтрально — 4 балла). Следовательно, гипотеза 12 не подтвердилась. Существующий образовательный процесс не формирует эмоционально отрицательную позицию по отношению к предпринимательству у школьников;

• 23% школьников согласились с утверждением, что у них в школе проводились мероприятия, где у них была возможность работать над своим проектом или предпринимательской идеей. Гипотеза 13, говорящая о том, что малая часть школьников имели подобный опыт, подтвердилась;

• школьники выразили несогласие с утверждением, что в школе они получают представление о бизнес-среде, экономике и финансах, — средний балл 3,4. Принимая во внимание вышепредстав-ленные результаты, можно сказать, что гипотеза 14 подтвердилась.

Н15. Школьникам, планирующим стать предпринимателями, важно при выборе будущего университета учитывать его потенциальные возможности для развития предпринимательских навыков и создания собственного бизнеса.

Рассмотрим все группы школьников с разными предпочтениями в выборе карьерного пути и важностью для них возможности для развития

предпринимательских навыков и создания собственного бизнеса при выборе будущего образовательного учреждения.

Наемный работник 34% 66%

Отсутствие профессиональной карьеры

45% 55%

Владелец собственного бизнеса 82% 18%

Преемник семейного бизнеса I 79% 21%

■ Да ■ Нет

Рис. 9. Важность выбора будущего образовательного учреждения, исходя из его возможностей для развития бизнеса

Согласно рис. 9, в большей степени заинтересованы в предпринимательских возможностях университета потенциальные владельцы собственного бизнеса — 82%. На втором месте преемники бизнеса — 79%. Интересно, что школьники, которые не собираются строить профессиональную карьеру, в 45% также предпочтут университет, предоставляющий возможность развития управленческих навыков. И на последнем месте наемные работники — 34% положительно ответивших. Так, гипотеза 15 подтвердилась.

Заключение и выводы

Проведено исследование среди нижегородских школьников 9-11-х классов на предмет их предпринимательских намерений, активности, знаний и опыта. Полученные результаты показали, что 51% опрошенных школьников задумываются о карьере предпринимателя. Об этом свидетельствует их положительное отношение к предпринимательской деятельности и заинтересованность в посещении различных тематических мероприятий, которые позволяют приобщить школьников к бизнес-среде. Выявлена потребность у школьников в углублении различных навыков, получении больше теоретической и практической информации о предпринимательстве и их положительное отношение к предпринимательской деятельности.

К сожалению, не все школы предоставляют возможность своим ученикам получать теоретические знания о бизнес-среде в рамках учебной деятельности, осуществлять какую-либо проектную деятельность для развития своей предпринимательской идеи. Таким образом, школьники, ориентированные на предпринимательство, посещают различные заня-

тия и мероприятия, но тем не менее они схватывают лишь крупицы информации и знаний. Более того, школьникам, планирующим стать предпринимателями, важно при выборе будущего университета учитывать его потенциальные возможности для развития предпринимательских навыков и создания собственного бизнеса.

Список литературы

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»).

2. Любжин А. И. Классическая школа: мнимый провал // Вопросы образования. — 2008. — № 4. — С. 253-257.

3. Обучение, Развитие, Управление талантами. «Навыки XXI века»: новая реальность в образование. 2016 // HR — Portal сообщество и публикации. URL: http://www.hrportal.ru/article/navyki-xxi-veka-novaya-realnost-v-obrazovanii (дата обращения: 01.02.2018).

4. Тимохов В. И. Нужно ли творчество бизнесу? // Гуманитарные приложения ТРИЗ: эффективные решения, 2006. — С. 82-87.

5. Тюленев П. В. Предпринимать — раньше, чем ходить и говорить. — М., 2003.

6. Dana L. P. The education and training of entrepreneurs in Asia // Education + Training. — MCB University Press. — 2001. — Vol. 43. — No. 8/9. — P. 405.

7. Garavan T. N., O'Cinneide B. Entrepreneurship Education and Training Programmes: A Review and Evaluation-Part 2 // Journal of European Industrial Training. — 1994. — No. 18(11). — Р. 13-21.

8. Jack S. L., Anderson A. R. Entrepreneurship education within the enterprise culture: Producing reflective practitioners // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. — 1999. — No. 5(3). — P. 110-125.

9. Katz J. A. Endowed positions: Entrepreneurship and related fields // Entrepreneurship Theory and Practice. — 1991. — No. 15(3). — P. 53-67.

10. Laspita S., Breugst N., Heblich S., Patzelt H. Intergenerational transmission of entrepreneurial intentions // Journal of business venturing. — 2012. — Vol. 27. — No. 4. — P. 415.

11. Lee L., Wong P. K. Entrepreneurship Education — A Compendium of Related Issues // SSRN. URL: https://ssrn.com/abstract=856227 or http://dx.doi. org/10.2139/ssrn.856227 (дата обращения: 01.02.2018).

12. Packham G., Jones P., Miller Ch., Pickernell D., Thomas B. Attitudes towards entrepreneurship education: a comparative analysis // Education + Training. — 2010. — Vol. 52. — No. 8/9. — P. 570.

13. Saks N. T., Gaglio C. M. Can Opportunity Identification Be Taught? // Journal of Enterprising Culture. — 2002. — No. 10(4). — P. 313-347.

14. Why is entrepreneurship so important in education // European Entrepreneurship Education NETwork: official site. URL: http://www.ee-hub.eu/blog/356-education/21-why-is-entrepreneurship-so-important-in-education.html (дата обращения: 01.02.2018).

15. Why kids should be taught entrepreneurship early on // Personal blog on Proposity. URL: https://www.proposify.biz/blog/kids-entrepreneurship (дата обращения: 01.02.2018).

The List of References in Cyrillic Transliterated into Roman Alphabet

1. Bordovskaja N. V., Rean A. A. Pedagogika. Uchebnik dlja vuzov. — SPb.: Piter, 2000. — 304 s. — (Serija «Uchebnik novogo veka»).

2. Ljubzhin A. I. Klassicheskaja shkola: mnimyj proval // Voprosy obrazovanjj a. — 2008. — № 4. — S. 253-257.

3. Obuchenie, Razvitie, Upravlenie talantami. «Navyki XXI veka»: novaja real'nost' v obrazovanie. 2016 // HR — Portal soobshhestvo i publikacii. URL: http:// www.hrportal.ru/article/navyki-xxi-veka-novaya-realnost-v-obrazovanii (data obrashhenjja: 01.02.2018).

4. Timohov V. I. Nuzhno li tvorchestvo biznesu? // Gumanitarnye prilozhenja TRIZ: Jeffektivnye reshenja, 2006. — S. 82-87.

5. TjulenevP. V. Predprinimat' — ran'she, chem hodit' i govorit'. — M., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.