УДК 334+37
Л.В. Санина
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
С.Н. Мозулев
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
М.Ю. Мима
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ*
АННОТАЦИЯ. В новой экономической реальности и глобальных трансформаций возникают новые сценарии профессий и работ, которым нигде не учат. В современном мире знания устаревают очень быстро, также быстро устаревают некоторые профессии. На первый план в этой ситуации выходят, так называемые, «мягкие навыки»: умение комплексно подходить к решению проблем, критическое мышление, инициативность, творчество. Именно эти умения и навыки остаются с человеком на всю его жизнь и помогают ему переучиваться, находить себя в новых профессиях, адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Эти навыки успешно формируются, на наш взгляд, при проведении в процессе обучения научных исследований, разработке различных проектов, формирующих предпринимательские навыки. Внедрение в программы образования научно-исследовательской компоненты и проектного обучения поможет тем, кто ищет новую работу сейчас, в кризис, или в будущем. Автоматизация производственных процессов, роботизация идет непрерывно и повышает роль людей, заставляя их соперничать в творчестве и освоении новых навыков. В то же время важно понимать, что формирование навыков, и, в частности мягких навыков, процесс длительный. Поэтому в данном исследовании особое внимание уделяется непрерывности и преемственности программ подготовки молодых предпринимателей, начиная с 12 лет. Системный подход, взаимосвязанность модулей и постепенное углубление знаний позволит сформировать профессионала с предпринимательским мышлением. Рассмотрены направления формирования ключевых предпринимательских навыков (формирование и развитие интереса у молодежи к предпринимательской деятельности; формирование основных навыков, направленных на создание собственного предпринимательского проекта; формирование и развитие предпринимательских компетенций у молодежи на основе индивидуальной образовательной траектории; вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность). Обоснованы необходимые условия и препятствия на пути реализации предлагаемой системы. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Компетенции, предпринимательство, предпринимательская деятельность, предпринимательские навыки, предпринимательский университет. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 15 июня 2021 г.; дата принятия к печати 19 июля 2021 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2021 г.
L.V. Sanina
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
S.N. Mozulev
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
* Материалы обсуждены на Национальной научно-практической конференции с международным участием «Развитие российского общества: вызовы современности», посвященной 90-летию Байкальского государственного университета (г. Иркутск, 15—16 октября 2020 г.).
© Санина Л.В., Мозулев С.Н., Мима М.Ю., 2021
M.Yu. Mima
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
THE SYSTEM OF CONTINUOUS FORMATION AND DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL SKILLS**
ABSTRACT. In the new economic reality and global transformations, new scenarios of professions and jobs that are not taught anywhere are emerging. In the modern world, knowledge as well as some professions become obsolete very quickly. In this situation, the so-called "soft skills" such as the ability of problem solving with the comprehensive approach, critical thinking, initiative and creativity come to the fore. They are these skills that remain with a person for the rest of their life and help them retrain, find themselves in new professions, adapt to changing living conditions. In our opinion, these skills are formed successfully, when scientific researches in the course of training are conducted, various projects that form entrepreneurial skills are developed. The introduction of a research component and project-based training into educational programs will help those who are looking for a new job now, in the crisis, or in the future. Automation of production processes and robotization go on continuously and increase the role of people, forcing them to compete in creativity and mastering new skills. At the same time, it is important to understand that the formation of skills, and in particular soft skills, is a long process. Therefore, in this study, special attention is paid to the consistency and continuity of training programs for young entrepreneurs, starting from the age of 12. A systematic approach, the interrelated modules and the gradual deepening of knowledge will allow to form a professional with an entrepreneurial mindset. The directions of formation of key entrepreneurial skills are considered (formation and development of interest among young people in entrepreneurial activity; formation of basic skills aimed at creating their own entrepreneurial project; formation and development of entrepreneurial competencies among young people on the basis of an individual educational training; involvement of young people in entrepreneurial activity). The necessary conditions and obstacles to the implementation of the suggested system are justified. KEYWORDS. Competencies, entrepreneurship, entrepreneurial activity, entrepreneurial skills, entrepreneurial university.
ARTICLE INFO. Received June 15, 2021; accepted July 19, 2021; available online August 31, 2021.
** The paper was discussed at the National Research and Practical Conference with International Participation «Development of Russian Society: Challenges of Modernity», dedicated to the 90th anniversary of the Baikal State University (Irkutsk, October 15—16, 2020).
Эффективное функционирование экономики России в современных условиях не представляется возможным без участия в этом процессе сильного предпринимательского сообщества. Новые условия ведения бизнеса обусловили и изменение требований к самому предпринимателю как к ключевой фигуре, ответственной за принятие стратегических решений. Для преодоления данных вызовов необходимо выработать системный подход к подготовке предпринимателей, способных в условиях быстро меняющейся внешней среды, высокой степени неопределенности и риска создавать и развивать предприятия, обеспечивающие экономическое и социальное благополучие в регионах присутствия.
Далее будет рассмотрена программа формирования и развития предпринимательских навыков, предполагающая участие общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального и высшего образования всех уровней подготовки. В то же время, на наш взгляд, ключевая роль может принадлежать университетам, поскольку они являются средоточием и местом концентрации профессиональных кадров, обучающихся и имеют необходимый другой ресурсный потенциал. Рассмотрим подробнее возможности современных университетах предпринимательского типа.
Стоит отметить, что в ходе исторической трансформации университетов изменялась их роль в обществе. Так, Г. Ицковиц и Л. Лейдесдорф стали авторами нелинейной модели взаимодействия, основанной на создании университетов особого типа, встроенных в тройную спираль (Triple Helix) отношений «университет — государство — бизнес», где каждому из субъектов приходится одновременно взаимодействовать с двумя другими [1—4]. Ядром инновационной деятельности в модели выступает так называемый «предпринимательский университет» (от англ. entrepreneurial university) (далее — ПУ), соединивший в себе образование и науку и генерирующий идеи во взаимодействии с бизнесом, под руководством государства, формирующим нормативно-правовую базу. Модель тройной спирали получила дальнейшее развитие в работах E.G. Carayannis, D. Campbell («четвертная спираль») [5—7].
Б. Кларк определил термин «предпринимательский» как характеристику социальных систем — и университетов в целом, и их подразделений в частности [8; 9]. ПУ самостоятельно стремится к изменениям, чтобы получить конкурентные преимущества в будущем. В табл. 1 систематизированы характеристики университета предпринимательского типа в работах исследователей.
Таблица 1
Характеристики университета предпринимательского типа*
Год Автор Ключевые характеристики университета предпринимательского типа Источник
1983 Etzkowitz Получение патентов и использование их как источник финансирования, финансирование исследований за счет контрактов, партнерство с частным бизнесом. [11]
1995 Chrisman, Hynes, Fraser Создание новых компаний студентами, преподавателями и другими сотрудниками университета. [12]
1995 Dill Трансфер технологий и структуры трансфера технологий. [13]
1998 Clark Организационные изменения, способность университета действовать самостоятельно. [9]
1998 Ropke Университет как целостная структура, важность кадрового потенциала университета, взаимодействие университета с внешней средой. [14]
1999 Subotzky Партнерские отношения «университет-бизнес», оценка внешних ресурсов финансирования, соответствующая этика менеджмента в институциональном аспекте управления, лидерство, планирование. [15]
2002 Kirby Способность университета к инновациям, признанию и созданию возможностей, работа в команде, готовность принимать на себя риски и реагировать на них. [16]
2003 Etzkowitz Естественный инкубатор, структурная поддержка для преподавателей и студентов, создание новых предприятий (интеллектуальных, коммерческих, совместных). [17]
2003 Jacob, Lundqvist, Hellsmark Коммерциализация своих возможностей в области образования, консалтинга и других услуг, а также патентов, лицензий и студенческих стартапов. [18]
2006 Guerrero, Kirby, Urbano - способность университета к инновациям, признанию и созданию возможностей, работа в команде, готовность принимать на себя риски и реагировать на них; - структурные изменения организационного характера; - естественный инкубатор, структурная поддержка для преподавателей и студентов, создание новых предприятий (интеллектуальных, коммерческих, совместных). [19]
Окончание табл. 1
Год Автор Ключевые характеристики университета предпринимательского типа Источник
2014 Gibb, Haskins - университет способен дать возможность студентам и сотрудникам продемонстрировать предпринимательство, инновацион-ность и креативность в деятельности, связанной с образованием, исследованиями и третьей миссией университета; - направления деятельности университета направлены на обучение, генерацию и обмен знаниями в сложной и постоянно меняющейся среде; - университет представляет собой организацию, генерирующую общественные ценности (public value), через процессы открытого взаимодействия. [20]
* Составлена авторами по данным [10].
В настоящее время в российских университетах идут схожие процессы, все большее количество организаций заявляет о своей «предпринимательской миссии». При этом роль, которую университеты начинают играть в экономическом развитии, видоизменяет способы выполнения задач образовательной и научно-исследовательской деятельности [21; 22].
Свою классификацию современных моделей университетов предлагает Я.И. Кузьминов. В частности, он выделяет такие модели вузов как [23]: ПУ; университет — «супермаркет»; дистантный университет; университет-клуб или ресурсный центр; исследовательский университет.
В поисках наиболее удачного определения университетов мирового класса и ключа к пониманию основ и обстоятельств, делающих их успешными, ученые приходят к выводу, что превосходные результаты, которых достигли анализируемые исследовательские вузы (востребованные выпускники, передовые исследования и активная передача знаний и технологий), могут быть отнесены к трем взаимосвязанным наборам факторов, влияющих на их успешность (рис.).
Как видно из рис. эти факторы включают:
— высокую концентрацию талантов (среди профессорско-преподавательского состава и студентов). Полагаем, что здесь необходимо рассматривать не только студентов, но и всех обучающихся в университете на разных уровнях образования;
— значительные ресурсы, создающие условия для «питательной» учебной среды и проведения передовых исследований;
— благоприятные особенности управления, которые поощряют развитие лидерских качеств, стратегическое видение, инновации и гибкость и позволяют учреждениям принимать решения и распоряжаться ресурсами, не будучи «обремененными» бюрократической волокитой.
Активное взаимодействие между этими тремя группами факторов и составляет отличительную особенность высококлассных исследовательских университетов.
Учеными отмечается, что дух исследовательского университета мирового класса характеризуется открытостью идеям и готовностью бросить вызов традиционным представлениям. Формируется из элементов: обучающиеся, сотрудники, провозглашение академической свободы. В идеале обучающиеся должны отбираться из числа самых одаренных молодых людей страны и мира, они должны быть преданы целям университета и его научному этосу. От них также ожидается высокий уровень успеваемости. В университете мирового класса отводится существенное время на рефлексию и критику, а также на анализ культуры, религии, общества и его ценностей. Обучающиеся, еще не получивших диплом, имеют возможность участвовать в научно-исследовательской работе и оказываются «погруженными»
Характеристики университета мирового класса: ключевые факторы [24] Примечание: УМК — университет мирового класса.
в исследовательскую культуру [25]. Авторы понимают, что не всем университетам возможно достичь высокой планки мирового значения, поскольку значительное влияние оказывают внешние социальные, экономические, информационные и правовые факторы [26-30], но внедрение в управление образовательными организациями элементов, характеризующих современные университеты предпринимательского типа, вполне возможно.
Перейдем от теоретических рассуждений к реалиям современной России и констатируем, что в настоящее время пока не существует целостной, понятной, прозрачной, логично сконструированной и структурированной системы предпринимательского образования. Большая часть образовательных программ, направленных на формирование навыков ведения собственного бизнеса, реализуется в рамках частных коммерческих проектов и носит краткосрочный характер.
Зачастую в основу разработки образовательных программ, курсов закладывается компетентностная модель, позволяющая ориентироваться в ключевых знаниях, умениях и навыках, необходимых для подготовки предпринимателя.
В литературе наблюдается значительное число попыток формирования моделей компетенций управленцев, главной задачей которых является разработка действенной системы мер, направленной на формирование предпринимательских компетенций у обучающихся образовательных организаций всех уровней, а также их вовлечение их в предпринимательскую деятельность.
На наш взгляд, можно использовать следующий опыт построения моделей управленческих компетенций, предполагающий на первом этапе выявление значимых навыков и компетенций на основании интервьюирования обучающихся образовательных организаций среднего и высшего образования [31].
Далее полученные результаты группируются на две категории (табл. 2).
Таблица 2
Характеристики основных «мягких» (soft skills) и «<жестких» навыков (hard skills)
Soft skills Hard skills
- умение комплексно подходить к решению проблем; - публичная презентация; - умение приводить аргументы и отстаивать точку зрения; - креативность, критическое мышление, - оригинальность; - инициативность; - стрессоустойчивость; - умение ориентироваться в условиях неопределенности и быстрых изменений во - внешней среды; - обучаемость; - формирование команды и командное взаимодействие. - генерация и оценка потенциала бизнес-идей; - бизнес-планирование; - выбор и применение маркетинговых инструментов; - расчет технико-экономических показателей и формулирование выводов; - анализ и обработка статистических данных; - работа с программными продуктами; - работа с использованием различных технических средств; - способность к коммуникациям на иностранном языке; - обеспечение безопасности бизнеса.
При решении вопроса о формировании предпринимательских компетенций важно определиться с целью — плановым результатом такого процесса.
Первым направлением мог бы стать рост числа молодых людей, образовавших субъекты малого предпринимательства, в том числе посредством самозанятости. Данный показатель зачастую встречается в качестве планового результата при реализации программ поддержки предпринимательства. Основным недостатком при этом видится отсутствие мотивации к поддержке начинающих предпринимателей. Наиболее рациональным представляется ориентация на молодежные проекты, которые вышли на стадию стабильного функционирования и получения заданного уровня дохода.
Разработка полноценной системы требует также ответа на вопрос о том, для кого же эта система формируется.
Обеспечение непрерывности и преемственности возможно преимущественно в рамках принятой системы образования, когда ключевыми участниками становится молодежь в возрасте от 14 до 35 лет, обучающаяся в образовательных организациях среднего (школы и лицеи), среднего профессионального (колледжи и техникумы), высшего образования (по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры). Для Иркутской области официальные данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики Иркутской области показывают численность молодежи в указанном возрастном диапазоне 735 349 чел. Данные в разрезе возрастов по состоянию на начало 2021 г. приведены в табл. 3.
Таблица 3
Численность молодого населения Иркутской области на начало 2021 г.
Возрастная категория, лет Численность, чел.
12-14 93 062
15-17 82 635
18-24 170 381
25-35 389 271
Опросы молодежи, проведенные Центром молодежных инициатив Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов1, показывают, что 88 % респондентов уже развивают или хотят развивать свой бизнес, 65 % хотят оформить патент в рамках развития своего проекта.
При этом только 28 % опрошенных имеют свою бизнес-идею для открытия бизнеса, 60 % — не имеют, но хотят получить инструменты, как эту идею определить. Еще больший интерес вызывают ответы на вопрос «Почему у тебя нет своего проекта?»: 43 % высказались за отсутствие идеи, 26 % видят проблему в отсутствии финансирования и 19 % просто не знают, как и что нужно делать. Вопреки впечатляющей доле желающих заниматься бизнесом есть статистика, свидетельствующая о «выживаемости» проектов, созданных молодыми людьми: менее 20 % остаются «на плаву» спустя 2 года.
Перейдем к определению инструментов, способов и подходов к формированию выбранных предпринимательских навыков для заданной аудитории обучающихся.
По мнению Ю.Б. Рубина «... обучение предпринимательству в учреждениях среднего профессионального образования может быть при этом сфокусировано на формировании навыков создания и ведения бизнеса на микроуровне, а также на управлении первичными коллективами работников среднего звена. На ступени бакалавриата возможно появление продвинутых программ в области, например, социального или технологического предпринимательства и ведения малого инновационного, среднего и крупного бизнеса. В системе магистерского обучения и в аспирантуре можно также осваивать исследовательские проблемы и готовиться к педагогической деятельности в сфере предпринимательского образования» [31].
Предлагаемая авторами программа формирования и развития предпринимательских навыков среди молодежи ориентирована на молодежь в возрасте от 14 лет и предполагает, как было упомянуто выше, включение в этот процесс общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального и высшего образования всех уровней подготовки.
Формирование ключевых предпринимательских навыков представляется возможным при обеспечении системной работы по 4 направлениям:
1. Формирование и развитие интереса у молодежи к предпринимательской деятельности.
2. Формирование основных навыков, направленных на создание собственного предпринимательского проекта.
3. Формирование и развитие предпринимательских компетенций у молодежи на основе индивидуальной образовательной траектории.
4. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.
Рассмотрим подробнее характеристики каждого направления в табл. 4-7.
Таблица 4
Первый этап: формирование и развитие интереса у молодежи к предпринимательской деятельности (12—14 лет)
Характеристика Формируемые знания, умения, навыки Способ формирования Организации
Формирование интереса обучающихся к предпринимательству и приобщение к идее предпринимательства как к жизненной позиции. Soft + 10 % Hard Знание основ предпринимательской деятельности. Навыки генерации бизнес-идеи. Навыки командной работы. Командные игровые и тренинговые активности, образовательные курсы и конкурсы бизнес-идей. Школы, курсы дополнительного образования. Наставничество.
1 http://vcht.center/wp-content/uploads/2020/09/Prezentatsiya-TSMI.pdf
Важное значение на этом этапе имеет разработка и широкое использование системы выявления предпринимательских способностей у молодежи.
Таблица 5
Второй этап: формирование основных навыков, направленных на создание собственного предпринимательского проекта (15—17 лет)
Характеристика Формируемые знания, умения, навыки Способ формирования Организации
Формирование основных навыков подготовки бизнес-планов и их презентации. Soft + 30 % Hard Soft skills: публичная презентация; креативность, оригинальность; стрессоустой-чивость; обучаемость; командное взаимодействие и др. Hard skills: бизнес-планирование; продвижение продукта / проекта; анализ и обработки статистических данных; работа с использованием различных технических средств; способность к коммуникациям на иностранном языке и др. Факультативные занятия по предпринимательству, введение в учебный план экономики / финансовой грамотности. Обучающие семинары, мастер-классы, тренинги. Конкурсы бизнес-проектов, пробные продажи на имитированном рынке, кейсы от практиков. Школы во взаимодействии с образовательными организациями СПО и ВО. Наставничество.
Это этап закладки основных предпринимательских навыков широкой массе школьников и студентов СПО, вне зависимости от предполагаемой профессии в будущем.
Таблица 6
Третий этап: формирование и развитие предпринимательских компетенций у молодежи на основе индивидуальной образовательной траектории (18—24 лет)
Характеристика Формируемые знания, умения, навыки Способ формирования Организации
Повышение уровня профессионального мастерства. Оценка знаний и навыков, полученных на предыдущих этапах через проведение олимпиад, чемпионатов по предпринимательству. Hard + 10 % Soft Soft skills: публичная презентация для различных аудиторий; умение приводить аргументы и отстаивать точку зрения; умение ориентироваться в условиях неопределенности и быстрых изменений во внешней среды и др. Hard skills: разработка и продвижение бизнес-проектов; выбор и практическое применение маркетинговых инструментов; расчет технико-экономических показателей и формулирование выводов; работа с программными продуктами. Очные и дистанционные интенсивы по предпринимательству. Обучающие семинары, мастер-классы, тренинги. Чемпионаты профессионального мастерства. Образовательные организации СПО и ВО. Наставничество.
Обязательное условие на этом этапе — наличие общего инструмента оценки уровня освоенности компетенции на «входе» в программу и на «выходе» из нее. Достойным инструментом такой оценки является механизм проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс по компетенции «Предпринимательство».
Таблица 7
Четвертый этап: вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность (25—35 лет)
Характеристика Формируемые знания, умения, навыки Способ формирования Организации
Повышение уровня профессионального мастерства. Организация и продвижение собственного бизнес-проекта. Hard + Soft Поиск и привлечение внешних источников финансирования проекта; регистрация бизнеса и организация процесса планирования, учета и отчетности, управление командой и др. Индивидуальная проработка наименее освоенных знаний, умений, навыков. Знакомство с современными способами и технологиями организации и ведения деятельности. Консультации, сопровождение. Тематические семинары, мастер-классы, тренинги. Образовательные организации СПО и ВО. Органы государственной власти, осуществляющие разработку государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.
Любой предпринимательский проект проходит стадии инициации (разработки бизнес-идеи и создания бизнеса, функционирования, развития и масштабирования и стадию возможного закрытия или реорганизации. При проектировании образовательных программ для молодежи акцент сдвинут в сторону обучения молодых людей навыкам разработки бизнес-идеи, написания бизнес-плана, регистрации бизнеса. Результаты такого подхода проявляются в статистике, согласно которой более 30 % проектов, созданных молодежью, не переживают рубеж 12 месяцев функционирования. Имеющиеся знания и навыки просто не позволяют им осуществлять деятельность эффективно.
Поэтому четвертый этап дополнен сопровождением начинающих предпринимателей — поддержка на этапах вывода продукта на рынок, организации производства, построении системы бизнес-процессов. Этап можно считать успешно завершенным при выходе стартапа на небольшие, но стабильные финансовые показатели.
Важно упомянуть и об условиях функционирования такой системы подготовки. Немаловажное значение в процессе формирования навыков играет участие иных организаций, в том числе представителей предпринимательского сообщества, организаций, составляющих инфраструктуру поддержки развития предпринимательства, консультантов и тренеров [32]. Для того, чтобы партнерство была успешным необходимо выполнение следующих условий [33]:
- наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;
- взаимная заинтересованность всех партнеров;
— соответствующие юридические документы, оформляющие партнерство и закрепляющие цели и ответственность сторон;
— определение роли каждого социального партнера;
— адекватная система взаимодействия и управления;
— точное определение статуса и функций всех заинтересованных сторон: учащихся, родителей, педагогов, представителей учреждений дополнительного образования, предприятий и организаций;
— желание работать в команде для достижения общих результатов по подготовке молодежи к жизни в обществе, инициативность участников.
С другой стороны, имеются кадровые и информационные факторы и ограничения функционирования системы подготовки. Процесс непрерывной реализации программ подготовки молодых предпринимателей требует значительного временного ресурса от каждой из сторон социально-экономического партнерства.
Привлечение молодежи к предпринимательской деятельности — это не только увеличение доли и улучшение структуры малого бизнеса, но еще и решение проблемы ее занятости, реализация ее творческого потенциала и профессиональных амбиций. Молодежное предпринимательство по праву становится одним из приоритетных направлений развития предпринимательства в России, что неоднократно подчеркивалось в выступлениях на самом высоком государственном уровне.
Список использованной литературы
1. Etzkowitz H. The Dynamics of Innovation: From National Systems and Mode 2' to Triple Helix of University-Industry-Government Relations / H. Etzkowitz, L. Leydesdorff // Research Policy. — 2000. — Vol. 29, no. 2. — P. 109-123.
2. Etzkowitz H. The Endless Transition: A — Triple Helix of University-Industry-Government Relations / H. Etzkowitz, L. Leydesdorff // Minerva. — 1998. — Vol. 36, no. 3. — P. 203-208.
3. Etzkowitz H. The Second Academic Revolution: The rise of the Entrepreneurial University and Impetuses to Firm Foundation / H. Etzkowitz // Building Technology Transfer within Research Universities: An Entrepreneurial Approach / ed. T.J. Allen, R. O'Shea. — Cambridge, 2014. — P. 12-32.
4. Etzkowitz H. The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation in Action / H. Etzkowitz. — London : Routledge, 2008. — 164 p.
5. Carayannis E.G. «Mode 3» and «Quadruple Helix»: toward a 21st Century Fractal Innovation Ecosystem / E.G. Carayannis, D.F.J. Campbell // International Journal of Technology Management. — 2009. — Vol. 46, no. 3/4. — P. 201-234.
6. Carayannis E.G. Mode 3 Knowledge Production in Quadruple Helix Innovation Systems / E.G. Carayannis, D.F.J. Campbell. — DOI 10.1007/978-1-4614-2062-0_1 // Knowledge Production in Quadruple Helix Innovation Systems. — New York, 2012. — P. 1-63.
7. Carayannis E.G. Triple Helix, Quadruple Helix and Quintuple Helix and How Do Knowledge, Innovation and the Environment Relate to Each Other? / E.G. Carayannis // Sustainable Policy Applications for Social Ecology and Development / ed. D.F.J. Campbell, E.G. Carayan-nis. — Hershey, 2012. — P. 29-59.
8. Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation / B.R. Clark. — Paris : IAU Press : Pergamon, Elsevier Science, 1998. — 157 p.
9. Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Issues in Higher Education / B.R. Clark. — Oxford : IAU Press : Pergamon, Elsevier Science, 1998. — 163 p.
10. Павлова И.А. Университет в региональной инновационной системе: роли, функции, взаимодействия (на примере Томской области) : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / И.А. Павлова. — Томск, 2016. — 195 с.
11. Etzkowitz H. Entrepreneurial Scientists and Entrepreneurial Universities in American Academic Science / H. Etzkowitz. — DOI 10.1007/BF01097964 // Minerva. — 1983. — Vol. 21, no. 2-3. — P. 198-233.
12. Chrisman J. Faculty Entrepreneurship and Economic Development: The Case of the University of Calgary / J. Chrisman, T. Hynes, S. Fraser // Journal of Business Venturing. — 1995. — No. 10. — P. 267-281.
13. Dill D. University-Industry Entrepreneurship: The Organization and Management of American University Technology Transfer Units / D. Dill // Higher Education. — 1995. — No.29. — P. 369-384.
14. Ropke J. The Entrepreneurial University: Innovation, Academic Knowledge Creation and Regional Development in a Globalized Economy / J. Ropke. — Marburg : Plilipps-Univer-si^t Marburg, 1998.
15. Subotzky G. Alternatives to the Entrepreneurial University: New Modes of Knowledge Production in Community Service Programs / G. Subotzky // Higher Education. — 1999. — Vol. 38, no. 4. — P. 401-440.
16. Kirby D.A. Creating Entrepreneurial Universities in the UK: Applying Entrepreneur-ship Theory to Practice / D.A. Kirby. — DOI 10.1007/s10961-006-9061-4 // Journal of Technology Transfer. — 2006. — Vol. 31, no. 5. — P. 599-603.
17. Etzkowitz H. Research Groups as 'Quasi Firms': the Invention of the Entrepreneurial University / H. Etzkowitz. — DOI 10.1016/S0048-7333(02)00009-4 // Research Policy. — 2003. — Vol. 32, no. 1. — P. 109-121.
18. Jacob M. Entrepreneurial transformations in the Swedish University System: the Case of Chalmers University of Technology / M. Jacob, M. Lundqvist, H. Hellsmark // Research Policy. — 2003. — Vol. 32, no. 9. — P. 1555-1569.
19. Guerrero M. A Literature Review on Entrepreneurial Universities: An Institutional Approach / M. Guerrero, D. Kirby, D. Urbano // Autonomous University of Barcelona, Business Economics Department, 2006. — (Working Paper Series, № 06/8. — P. 10). — URL: https://ssrn.com/abstract=1838615.
20. Gibb A. The University of the Future: an Entrepreneurial Stakeholder Learning Organization / A. Gibb, G. Haskins // Handbook on the Entrepreneurial University / ed. A. Fay-olle, D.T. Redford. — New Cheltenham, 2014. — P. 25-63.
21. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты-предприятия-государство. Инновации в действии / Г. Ицковиц ; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. — Томск : Изд-во Том. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. — 238 с.
22. Etzkowitz H. The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation in Action / H. Etzkowitz. — London : Routledge, 2008. — 164 p.
23. Кузьминов Я.И. Наши университеты / Я.И. Кузьминов // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 10. — С. 9-15.
24. Дорога к академическому совершенству. Становление исследовательских университетов мирового класса : пер. с англ. / под ред. Ф.Дж. Альтбаха, Дж. Салми. — Москва : Весь мир, 2012. — 410 с.
25. Санина Л.В. К вопросу о стратегическом управлении научно-исследовательской деятельностью образовательных организаций высшего образования / Л.В. Санина // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний : материалы 3-й Всерос. конф., Иркутск, 18 мая 2017 г. / под ред. С.В. Чупрова, Н.Н. Даниленко. — Иркутск, 2017. — С. 239-248.
26. Шуплецов А.Ф. Роль ресурсного потенциала и предпринимательских структур муниципальных образований Иркутской области в эффективном развитии региональной экономики / А.Ф. Шуплецов, Е.С. Нечаева. — DOI 10.17150/2411-6262.2015.6(4).9 // Baikal Research Journal. — 2015. — Т. 6, № 4. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=20265.
27. Якимова Е.М. Проблемы российского предпринимательства, связанные с выявлением рисков банкротства / Е.И. Якимова // Global and Regional Research. — 2020. — Т. 2, № 1. — С. 250-253.
28. Огородникова Т.В. Мезоуровень исследования экономического поведения: проблемы методологии / Т.В. Огородникова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2012. — № 3 (83). — С. 5-8.
29. Тагаров Б.Ж. Особенности новых форм реализации человеческого капитала в цифровой экономике / Б.Ж. Тагаров. — DOI 10.17150/2308-2488.2020.21(1).56-79 // Истори-ко-экономические исследования. — 2020. — Т. 21, № 1. — С. 56-79.
30. Арбатская Ю.В. Влияние отдельных финансово-правовых институтов на инновационное развитие России / Ю.В. Арбатская, Н.В. Васильева, М.М. Винокурова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — 166 с.
31. Рубин Ю.Б. Компетентностный подход в обучении российской молодежи предпринимательству / Ю.Б. Рубин // Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству : сб. тез. докл. — Москва, 2014.— С. 5-14.
32. Мозулев С.Н. Совершенствование механизма государственной поддержки молодежного предпринимательства в Иркутской области / С.Н. Мозулев, В.В. Геленкенова // Global and Regional Research. — 2020. — Т. 2, № 2. — С. 48-55.
33. Управленческие компетенции и оценка управленческой производительности / S.E. Abraham, K. Shaw, M.A. Mena, L.A. Karns // Менеджмент-дайджест. — 2004. — № 2. — С. 74-80.
Информация об авторах
Санина Людмила Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Мозулев Сергей Николаевич — старший преподаватель, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Мима Мария Юрьевна — старший преподаватель, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Authors
Liudmila V. Sanina — PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economics and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Sergey N. Mozulev — Senior Lecturer, Department of Enterprise Economics and Entrepre-neurship, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Maria Yu. Mima — Senior Lecturer, Department of Enterprise Economics and Entrepre-neurship, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Для цитирования
Санина Л.В. Система непрерывного формирования и развития предпринимательских навыков / Л.В. Санина, С.Н. Мозулев, М.Ю. Мима. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(3).11 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 3.
For Citation
Sanina L.V., Mozulev S.N., Mima M.Yu. The System of Continuous Formation and Development of Entrepreneurial Skills. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(3).11. (In Russian).