УДК 378.14
DOI 10.24411/2409-3203-2020-12341
РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ В АКТИВИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Кострова Юлия Борисовна
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой бизнеса и управления Филиал ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте» в г. Рязани
Россия г. Рязань Шибаршина Ольга Юрьевна к.с.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой бизнеса и управления Филиал ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте» в г. Рязани
Россия г. Рязань
Аннотация: В статье рассмотрена роль высшей школы в активизации предпринимательского потенциала российской молодежи. Актуальность исследуемого вопроса обусловлена тем, что развитие деловой активности и инновационной интеграции территориальных социально-экономических систем, участие в этих процессах приоритетных высокотехнологичных отраслей экономики России требуют привлечения не только материальных и финансовых ресурсов, но и задействования профессиональных кадров, которые являются, по сути, «фундаментом» для развития инноваций. Необходимы скоординированные действия, направленные на изменение подходов к образовательному процессу, к структуре и качеству подготовки специалистов, которые предъявляет обществу развитие экономики. Необходима широта знаний в подготовке специалистов по превращению научно-технических разработок в практику производства научного продукта, однако на сегодняшний день качество специалистов, способных внедрять изобретения или поставлять на рынок продукт конечного потребления, явно недостаточно. Поэтому стоит задача подготовки кадрового потенциала, обладающего современными знаниями, умениями и навыками в области менеджмента инноваций. Исходя из этого необходимо обучение специалиста не только знаниям техники, технологии, но и рыночным законам реализации новых изобретений и продуктов в реальную практику.
Так, авторы указывают, что практико-ориентированный подход обучения навыкам ведения и организации бизнеса в условиях системы высшего образования будет способствовать более активному включению учащейся молодежи в предпринимательскую деятельность. Предлагается включить в структуру образовательных программ российских вузов факультативов или элективов по предпринимательству, поскольку с помощью подобной системы дополнительного образования и воспитания возможно формировать инновационное мышление будущих предпринимателей.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательский потенциал, предпринимательские компетенции, стартап, бизнес-образование, бизнес-клуб.
THE ROLE OF EDUCATION IN ENHANCING THE ENTREPRENEURIAL POTENTIAL OF RUSSIAN SOCIETY
Kostrova Yuliya Borisovna
PhD in Economics, associate professor, head of the department of business and management, Ryazan branch of the «Moscow university the name of S.Y. Vitte»
Russia, Ryazan Shibarshina Olga Yurievna
167
PhD in Sociology, associate professor, Deputy Head of the Department of Business and
Management,
Ryazan branch of the «Moscow university the name of S.Y. Vitte»
Russia, Ryazan
Abstract: The article considers the role of higher education in activating the entrepreneurial potential of Russian youth. The relevance of this issue is due to the fact that the development of business activity and innovative integration of territorial socio-economic systems, participation in these processes of priority high-tech sectors of the Russian economy require the involvement of not only material and financial resources, but also the involvement of professional personnel, which are, in fact, the "Foundation" for the development of innovations. We need coordinated actions aimed at changing the approaches to the educational process, the structure and quality of training of specialists that the development of the economy presents to society. There is a need for broad knowledge in training specialists to turn scientific and technical developments into the practice of producing a scientific product, but today the quality of specialists who are able to introduce inventions or deliver a final consumption product to the market is clearly insufficient. Therefore, the task is to train personnel with modern knowledge, skills and abilities in the field of innovation management. Based on this, it is necessary to train a specialist not only in the knowledge of technology, but also in the market laws of implementing new inventions and products in real practice.
Thus, the authors point out that a practice-oriented approach to teaching business management and organization skills in the conditions of the higher education system will contribute to more active inclusion of students in business activities. It is proposed to include electives or electives on entrepreneurship in the structure of educational programs of Russian universities, since it is possible to form innovative thinking of future entrepreneurs with the help of such a system of additional education and upbringing.
Key words: entrepreneurship, entrepreneurial potential, entrepreneurial competence, startup, business education, business club.
ВВЕДЕНИЕ. Формирование и развитие малого бизнеса является основным условием создания конкурентной рыночной среды, определяющей эффективность антимонопольной политики и успешность рыночных реформ в России. Это ключевой вариант развития нашей страны, активный источник формирования в РФ среднего класса -одного из главных гарантов демократического, экономически и социально успешного общества.
Малый бизнес в России сталкивается с серьезными проблемами, в том числе с общей экономической нестабильностью, слабостью законодательства и налоговой системы, финансовыми проблемами, но в первую очередь, отсутствием необходимых знаний, навыков и опыта [ 1].
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ Молодежь является важным ресурсом развития бизнеса, и, прежде всего инновационного [5]. Между тем, в современных условиях наблюдается тенденция оттока специалистов из малого бизнеса - в крупный, из частного сектора - в государственный. Эти тенденции должны преодолеваться [4].
Чтобы реально вовлекать молодых специалистов в бизнес, необходима поддержка в подготовке проектов [6].
Данное исследование посвящено обоснованию подхода к обучению предпринимательству в российских университетах, реализующему в рамках дополнительной специализации знаниево-компетентностную модель. Сформулированы базовые компетенции, которые представляются наиболее важными с точки зрения обучения студентов основам бизнеса. Обозначены уровни обучения
предпринимательству в высшей школе и их содержание на основе 3-ступенчатого
168
общевузовского факультатива. Выделены основные факторы успешности такого подхода: уровень квалификации преподавателей и тренеров, наличие технологических площадок в устойчивом партнерстве с профильным бизнесом, создание интеллектуальной инфраструктуры поддержки технологических стартапов и т.д. Исследован положительный опыт обучения основам предпринимательства в Московском университете имени С.Ю. Витте (филиал г. Рязани).
Основной целью данного исследования является разработка научного подхода к созданию и формированию платформы для обучения предпринимательству в российских университетах, реализующей в рамках дополнительной специализации знаниево-компетентностную модель.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. В исследовании авторами используются следующие научные методы и подходы:
- комплексный подход к разработке модели оптимизации процессов вхождения молодых специалистов на рынок труда. Теоретические предпосылки рассмотрения решения подобной проблемы лежат в плоскости нескольких методологических подходов, в первую очередь теории человеческого капитала, теории сигналов, рыночной дискриминации и др.;
- социокультурный подход, в данной конкретной его реализации - социокультурно-педагогического видения проблемы, новизна которого заключается в анализе социально-экономической, культурной и педагогических сред;
- синтез номотетического (исследование типологических, повторяющихся явлений) и идеографического (исследование структурных взаимосвязей явления) подходов как наиболее результативный способ более полного охвата типологических и индивидуальных особенностей изучаемой социо-культурно-педагогической реальности;
- метод междисциплинарного синтеза (применение результатов исследований различных областей научного знания: социологии, педагогики, философии, психологии, экономической теории), новизна которого заключается в целостном взгляде на проблему предпринимательского образования молодёжи;
- анкетирование учащейся молодежи.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Рассмотрим основные направления бизнес-образования в условиях российского ВУЗа.
Отметим, что данное направление формируется и развивается исходя из тенденций постоянных изменений рыночного пространства.
Стратегическими целями бизнес-образования являются:
- передача экономических и управленческих знаний;
- выработка навыков эффективного ведения бизнеса;
- увеличение диапазона альтернатив принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска;
- формирование профессиональных компетенций, жизненной позиции и мировоззрения специалистов компаний.
В связи с этим решение основных задач должно быть направлено на развитие видов дополнительного профессионального образования будущих специалистов.
Особенности цифровой эпохи не могут не накладывать серьезный отпечаток на формирование системы этой неотъемлемой части единого образовательного потока. Жизнь и процессы изменения на макро- и микроуровнях стремительно ускоряются. Одновременно с необходимостью активизации исследовательской деятельности, встает сложнейшая проблема - как адаптировать новые возможности науки к реальным потребностям бизнеса, разработать в рамках учебных программ практический инструментарий их использования [3]. Поэтому необходимо, чтобы учебные программы становились насыщеннее, более практико-ориентированными.
Актуальным является вопрос формирования новой эффективной системы дополнительного образования, способной реагировать на меняющиеся потребности и запросы, учитывать динамичный спрос и возможности его удовлетворения [2]. Формируется тенденция усиления индивидуальных траекторий в образовании. При этом значимым становится не учет индивидуальных предпочтений при осуществлении выбора учебного заведения, а индивидуализация программ самого учебного заведения. Растет интерес к узкоспециализированным программам, готовящим к конкретным, востребованным профессиям.
Усиливается трансформация профессиональных компетенций, необходимых современным специалистам - принятие управленческих решений, креативность, инновационное мышление, проектное мышление, этика, социальная ответственность бизнеса. Необходимо отметить спрос на знания в области конкретных индустрий и сфер деятельности (Industry specific knowledge, Product/market knowledge). В описании современной деловой среды появился емкий термин: «VUCA» - сокращение от четырех английских слов: «Volatility» (Волатильность) - «Uncertainty» (Неопределенность) -«Complexity» (Сложность) - «Ambiguity» (Двусмысленность). Каждое из этих слов - это вызов для будущих специалистов.
Если обобщить, то можно заметить, что образование в эпоху экономики знаний уходит от модели «ракеты» к модели непрерывного обучения (life long learning).
В связи с вышеперечисленным, очевидно важное значение системы бизнес-образования как инструмента подготовки и профессионального развития будущих специалистов, а также молодых предпринимателей, представляющих малый и средний бизнес. Именно бизнес-образование формирует необходимую институциональную среду построения успешного фундамента эффективных рыночных отношений. Бизнес, предпринимательство - это важная часть нашего экономико-социального существования
[7].
Возможная структура факультатива по предпринимательству в рамках системы дополнительного образования ВУЗа может выглядеть как трехуровневый курс в рамках бакалавриата:
- первый уровень - общие знания о предпринимательстве и малом бизнесе;
- второй уровень - практические навыки для стартапа или управления действующим бизнесом;
- третий уровень - практические меры для стартапа.
Объем этого факультатива - от 24 до 30 академических часов, так что этот факультатив может рассматриваться как дополнительная специализация по отношению к основной. Например, если основная специализация, допустим, инженерная, то дополнительной может быть технологическое предпринимательство.
Необходимо, чтобы студенты на каждом следующем этапе изучения дополнительной специализации по предпринимательству имели возможность смены ее без каких-либо негативных последствий. Ведь очевидно, что не все, кто записался на курс по предпринимательству, успешно пройдут его.
Самый важный, считаем, третий уровень. Отнюдь не все участники перейдут на этот уровень, потому что не смогут пройти конкурс бизнес-планов - это практическая подготовка стартапа. На третьем уровне должны быть только практико-ориентированные занятия, в основном с коучами и менторами, где студенты должны учиться делать «питчи», взаимодействовать с потенциальными инвесторами и т. д.
В рамках такой трехуровневой образовательной структуры можно рассчитывать, что какое-то количество участников факультатива по предпринимательству в конце третьего уровня дойдут до продуктивного стартапа.
В качестве положительного примера использования комплексного подхода к обучению студентов основам бизнеса и предпринимательства проанализируем
деятельность студенческого научного общества (Бизнес-клуб), созданного в рязанском филиале Московского университета имени С.Ю. Витте.
Бизнес-Клуб представляет собой образовательную модель формирования и развития молодежных предпринимательских компетенций, ориентированных на создание предпосылок целенаправленной подготовки студентов и их участия в развитии малого и среднего бизнеса региона.
Более подробно работу Бизнес-Клуба можно раскрыть через следующие направления:
1. Проведение разнообразных тренингов на базе кафедры бизнеса и управления, таких как «Развитие лидерских и организаторских качеств», «Бизнес-риторика и публичное выступление», «Креативный бизнес: навыки творческого мышления», «Основы бизнес-планирования», «Лидерство и эффективность» и другие.
2. Организация и проведение деловых игр, в ходе которых в интерактивной форме студенты имеют возможность не только получать информацию, но и применять ее на практике, обмениваться мнениями, формировать навыки работы в команде.
3. В ходе образовательного процесса основными направлениями взаимодействия являются:
- конкурс профессионального мастерства «Worlds Skills Russia», на региональном отборочном туре которого участники программы становятся финалистами конкурсного отбора по компетенции «Предпринимательство»;
- сотрудничество с общеобразовательными учреждениями в форме проведения разнообразных мастер-классов для учащихся старших классов таких как «Ты - предприниматель», «В мире фирм», «Основы бизнеса»;
- участие в региональной деловой игре по управлению стратегией предприятия «Global Management Challenge». От университета было заявлено 3 команды, одна из которых вышла в областной финал;
- встречи с опытными предпринимателями, которые готовы делиться своим собственным опытом создания бизнеса, которые оказались возможными для проведения именно благодаря созданию площадки Бизнес-Клуба;
- тесное взаимодействие с руководителями и участниками Федеральной программы «Ты - предприниматель». В частности, на данный момент на базе Бизнес-Клуба проводится цикл занятий под названием «От идеи до бизнеса». Результатом такого обучения станет ярмарка бизнес-планов, с последующей возможностью их реализации на практике;
- организована работа консультационного пункта по оказанию юридической помощи начинающим предпринимателям, который в своей работе делает акцент, прежде всего, на разъяснении специфики организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, особенностях налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства, специфики страхования бизнеса;
- проведение ежегодной олимпиады по предпринимательству для учащихся общеобразовательных и средних специальных учреждений;
- проведение межвузовских круглых столов и конференций по вопросам включения молодых людей в предпринимательскую деятельность.
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что практико-ориентированный подход обучения навыкам ведения и организации бизнеса, основанный на трех базовых составляющих - «теория - деловая игра - практика» себя полностью оправдывает. С помощью подобной системы дополнительного образования и воспитания возможно формировать инновационное мышление будущих предпринимателей. При этом весь процесс обучения нацелен на создание педагогических инноваций, развивающих профессиональные компетенции предпринимателей. Среди них воспитание духовно-нравственных начал; формирование
профессиональной компетентности; способность генерировать инновации; и развивать инновационную культуру; формирование мотивации на активную инновационную деятельность; развитие способности заниматься предпринимательством и бизнесом.
Результатами для ВУЗа могут стать:
- рост числа студенческих стартапов;
- укоренение предпринимательского духа, позволяющего создать в вузе обстановку, располагающую к предпринимательским стартапам студентов, побуждающую преподавателей рассматривать это не как «уклонение от основной профессиональной подготовки», а как важную миссию студента;
- рост ресурсов и влияния университета, потому что, упрочивая связи с бизнесом, региональными и местными бизнес-ассоциациями, сам университет становится важным игроком и агентом регионального развития.
Список литературы:
1. Кострова, Ю.Б. К вопросу о трудоустройстве выпускников образовательных организаций в Рязанской области. Актуальные вопросы экономики, права и образования в XXI веке: материалы III Международной научно-практической конференции. - Москва: МУ им. С. Ю. Витте, 2017. - С. 325-329.
2. Кострова, Ю.Б., Шибаршина, О.Ю. Анализ подходов к регулированию самозанятости населения: российский и международный опыт. Экономика труда, 2018, Т. 5, № 4, С. 1137-1146.
3. Кострова, Ю.Б., Шибаршина, О.Ю. Коучинг как инновационная образовательная технология. Образовательные ресурсы и технологии, 2019, № 2(27), С. 27-32.
4. Туарменский, В.В., Лящук, Ю.О., Туарменский, А.В. Технополисы и технопарки как формы интеграции образования, науки и производства. Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты: сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. - Курск: ФГБОУ ВО ЮЗГУ, 2018. - С. 292-295.
5. Шибаршина, О.Ю. Современные проблемы трудоустройства российской молодежи. Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Сер. 1 : Экономика и управление, 2019, № 2(29), С. 101-105.
6. Burov, A.G., Agüero, D. (Implementation of the principles of innovative entrepreneurship in the field. Academy of entrepreneurship journal, 2019, T. 25, № S1, P. 243
7. Suits, VP., Khorin, A.N., Potanina, YU.M. (2019). Change from economic analysis to operational analytics and corporate analysis in innovative entrepreneurship. Academy of entrepreneurship journal, 2019, T. 25, № S1, P. 242.