предп ринимательство
Шайдуллина Р. М. ShaiduШna К. M.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», филиал в г. Октябрьском, Республика Башкортостан, Российская Федерация
Герасимов Л. С. Gerasimov L. S.
студент, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», филиал в г. Октябрьском, Республика Башкортостан, Российская Федерация
УДК 378.147.34
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Предпринимательство, в самом широком его значении, — это свободная самостоятельная деятельность экономических субъектов в условиях неопределенности и риска с использованием различных комбинаций факторов производства с целью извлечения максимально возможной прибыли. От поступков и решений людей, ведущих предпринимательскую деятельность, во многом зависит будущее страны. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что развитие молодежного предпринимательства становится одной из приоритетных задач по ускоренному развитию российской экономики. Правительством страны разрабатываются реальные меры по популяризации предпринимательской деятельности среди молодежи. Предполагается введение уже в школьные образовательные стандарты новых программ по основам предпринимательства. Данная тенденция означает актуализацию проблем экономической социализации студенческой молодежи, осуществляемой на этапе вузовского обучения. Экономическую социализацию мы рассматриваем как процесс усвоения молодыми людьми комплекса экономических знаний, умений, навыков, принципов, норм, системы экономических ценностей; овладения соответствующим опытом экономического поведения, результатом которого является включенность личности в систему социально-экономических отношений в обществе. Составной частью процесса экономической социализации становится формирование предпринимательской культуры студентов, которые являются потенциальными субъектами предпринимательской деятельности.
Мы исходим из положения о том, что предпринимательская культура — это интегратив-ная способность личности создавать, организовывать, осуществлять инновационные проекты, приносящие социальную пользу и экономическую прибыль, обеспечивающие полноценную самореализацию. В образовательном процессе технического вуза процесс освоения студентами индивидуального культурного опыта в сфере предпринимательской деятельности осуществляется через проектно-творческую деятельность. Проектная деятельность, направленная на решение конкретной практической задачи по созданию собственного предприятия, создает условия для формирования у студентов основ предпринимательской культуры и начальных предпринимательских навыков. Опыт проек-тно-творческой деятельности при изучении экономических дисциплин показал, что данное
Innovative development
направление педагогической деятельности способствует освоению студентами не только системы экономических знаний, но и развитию креативности, коммуникативных умений, формированию важнейших качеств современного предпринимателя: инициативности, самостоятельности в принятии решений, организованности и др.
Материалы статьи представляют практическую ценность в области экономической социализации будущих инженеров, в той ее части, которая связана с формированием их предпринимательской культуры.
Ключевые слова: экономическая социализация, студенческая молодежь, предпринимательская культура, проектно-творческая деятельность, проектная компетентность.
FORMATION OF ENTERPRENEURIAL CULTURE OF TECHNICAL INSTITUTION STUDENTS THROUGH CREATIVE DESIGN ACTIVITY
Entrepreneurship, in its broadest sense, is the free independent activity of economic subjects in conditions of uncertainty and risk, using various combinations of production factors in order to obtain the maximum possible profit. The future of the country largely depends on actions and decisions of people engaged in entrepreneurial activity. The relevance of this study is confirmed by the fact that the development of youth entrepreneurship is becoming one of the priority tasks for the accelerated growth of Russian economy. The Government is developing real measures to promote entrepreneurship among young people. It is planned to introduce new programs of entrepreneurship basics into school educational standards. This trend means the actualization of problems in student's economic socialization, carried out at the stage of higher education. We consider economic socialization as a process of assimilation by young people of economic knowledge complex, skills, principles, norms, a system of economic values; acquisition of relevant experience of economic behavior, resulting in the inclusion of the individual into the system of socio-economic relations in society. An integral part of the economic socialization process is the formation of the entrepreneurial culture of students who are potential subjects of entrepreneurial activity.
We proceed from the assumption that entrepreneurial culture is the integrative ability of an individual to create, organize and implement innovative projects that make social benefit and economic profit, providing full-fledged self-realization. In the educational process of a technical university, the process of students' studying of individual cultural experience in the field of entrepreneurial activity is realized through creative design activity. The design activity, aimed at solving a specific practical task such as the creation of own enterprise, promotes the formation of entrepreneurial culture and initial entrepreneurial skills among students. The experience of creative design activity during the study of economic disciplines has shown that this direction of pedagogical activity promotes not only students' acquisition of the economic knowledge system, but also the development of creativity, communicative skills and the formation of the most important qualities of modern entrepreneurs: initiative, independence in making decision, organization and other.
The materials of the article have practical value in the field of economic socialization of future engineers, associated with the formation of their entrepreneurial culture.
Key words: economic socialization, student youth, entrepreneurial culture, creative design activity, design competence.
Система образования, несомненно, играет решающую роль в социализации и инкультурации членов общества, в ходе которых происходит передача от поколения к поколению моральных ценностей и норм, формирование у молодежи установок, цен-
ностных ориентаций, устойчивых социокультурных стандартов поведения с целью их интеграции в социальную систему общества. Безусловно, культура формирует личность человека и его поведение в обществе. Одним из ключевых моментов экономиче-
ской социализации студенческой молодежи как составной части общей социализации, осуществляемой в рамках образовательного процесса, становится усвоение ими системы ценностей, социальных норм, мировоззренческой позиции, учреждений, регулирующих сферу такой человеческой деятельности, как предпринимательство. Предпринимательская культура — это экономическая культура того социального слоя, который представляют предприниматели [1].
Для понимания предпринимательства как общественно полезной деятельности в России сложились определенные условия. Согласно базовой идее правительства, основой ускорения экономики России в 20172025 гг. станет рост частных рыночных инвестиций. В этом контексте особую значимость приобретает системная работа по популяризации предпринимательской деятельности среди широких слоев населения, прежде всего среди молодежи. Подготовка студенческой молодежи, получающей техническое образование, к активной адаптации в социальной среде и их успешной самореализации в будущей экономической деятельности (как цель экономической социализации молодежи) возможна через формирование у студентов предпринимательской культуры и начальных предпринимательских навыков в процессе проектно-творческой деятельности.
Общеизвестно, что не все могут быть предпринимателями, тем более, это не является целью образовательной деятельности технического университета. Тем не менее, большая часть опрошенных нами студентов Октябрьского филиала Уфимского государственного нефтяного технического университета не исключают для себя занятие предпринимательской деятельностью в будущем [2, С. 239]. Анкетирование, проведенное среди студентов филиала весной 2017 года, показало, что уже на третьем курсе (было опрошено 33 студента) 15,0 % студентов имеют свой собственный бизнес; 12,0 % помогают родителям в семейном бизнесе, 54,5 % готовы заняться бизнесом в будущем; на четвертом курсе (48 студентов) — соответственно
Предп ринимательство
10,4 %, 10,4 %, 50,0 %. Таким образом, формирование предпринимательской направленности личности вполне возможно и в системе технического образования.
Актуализация задач экономической социализации студенческой молодежи связана также и с тем, что модель инновационного развития экономики характеризуется усилением роли университетов в обществе, основанном на знаниях. У университетов появляется новая функция — предпринимательство, инкубация и создание компаний. Интересен успешный опыт работы в этом направлении европейских университетов (г. Тампере). По заказам коммерческих организаций формируются студенческие команды для выполнения определенного проекта в сфере медицины, информационных технологий и других сферах. Далее продукт предлагается компании-заказчику либо выпускается на рынок студентами, организующими собственный бизнес. За 2,5 года студенческие команды запатентовали 170 проектов, заработали 1 млн евро [3]. В России в РЭУ им. Г.В. Плеханова был создан бизнес-инкубатор в целях поддержки проектной, исследовательской и предпринимательской деятельности студентов, желающих создать свой бизнес. Развитию предпринимательской деятельности уделяется внимание и в Республике Башкортостан [4].
Существует достаточно много исследований, определяющих понятие «предпринимательская культура» [1, 5]. С точки зрения решения задач экономической социализации молодежи, получающей образование в техническом вузе, нами используется подход Х.Н. Магомедовой, определяющей предпринимательскую культуру как интегративную способность личности создавать, организовывать, осуществлять инновационные проекты, приносящие социальную пользу и экономическую прибыль, обеспечивающие полноценную самореализацию. При этом автор отмечает, что интерес для человека, обладающего предпринимательской культурой, представляет само дело, успешность которого лишь внешне определяется размером приобретенных материальных благ [6].
Innovative development
Не секрет, что долгое время в России понятие «предприниматель» ассоциировалось в нашем сознании как человек, наделенный только отрицательными чертами: эгоизмом, алчностью, бесчестностью, готовых добывать деньги любой ценой. Отчасти подобное поведение было продемонстрировано немалым числом российских предпринимателей конца ХХ в., да и современности, готовых добывать деньги любой ценой. Опрос, проведенный среди студентов Октябрьского филиала УГНТУ, показал, что 57,6 % студентов при ответе на вопрос: «Какими чертами характера должен обладать предприниматель, чтобы быть успешным в бизнесе?» назвали — «предприимчивость»; 54,5 % — «организаторские способности»; 51,5 % — «склонность к получению выгоды любыми средствами»; 33,3 % — «трудолюбие»; 30,3 % — «склонность к риску»; 27,3 % — «ответственность за взятые обязательства»; 24,4 % — «безжалостность»; только 9,1 % студентов указали «честность». Тем не менее, можно вывести идеальный портрет предпринимателя в понятии студентов вуза как человека, способного создавать, организовывать, отвечать за свое дело, осуществлять проекты, приносящие экономическую прибыль.
В.Д. Орлов выделяет следующие компоненты предпринимательской культуры, которые интенсивно осваиваются потенциальными субъектами предпринимательской деятельности на этапе вузовского обучения:
1) контекстные знания (экономические, правовые, этические, управленческие, экологические, коммуникативные), которые студенты получают в процессе обучения в вузе;
2) убеждения, ценности, нормы, правила, отношения, установки, модели поведения, что является основой их экономической социализации; 3) деятельность, поведение и общение, в процессе которых происходит активная адаптация к социально-экономической среде; 4) соответствующие эмоции и чувства, которые проявляются в этически и эмоционально адекватных отношениях, поведении, общении и деятельности [1]. Предложенный подход, с помощью которого
уточняются составные части предпринимательской культуры, дает возможность актуализировать содержание экономического образования студентов технического вуза и использовать соответствующие поставленной задаче методы обучения.
На наш взгляд, в современной системе образования проектно-творческая деятельность является необходимым элементом формирования предпринимательской культуры и предпринимательских навыков у студентов. В обосновании компетенций профессиональных видов деятельности, согласно ФГОС 3+ по направлению подготовки «Нефтегазовое дело», наряду с производственно-технологической и организационно-управляющей деятельностью, в качестве вида профессиональной деятельности определяется проектная деятельность. Содержательная характеристика проектной деятельности включает способность осуществлять сбор данных для выполнения работ по проектированию, способность выполнять отдельные элементы проектов на различных стадиях проектирования, использовать программные средства при проектировании, способность составлять проектные, технологические и рабочие документы и др. [7]. Осуществление проек-тно-творческой деятельности при освоении экономических дисциплин дает возможность реализовать задачу формирования способностей и готовности будущих инженеров к самостоятельной деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах социальной практики. Это позволит молодым специалистам быть мобильными, конкурентоспособными на рынке труда, быстро адаптироваться к изменениям в экономической жизни общества.
Технология проектного обучения, базирующаяся на методе проектов, является одной из современных образовательных технологий. Методом проектов называют совокупность приемов и познавательных действий студентов по овладению определенной системой знаний, умений, навыков путем самостоятельной проектной деятельности, направленной на решение практической задачи (проблемы). Использование метода
проектов в образовательном процессе технического вуза позволяет формировать проектную компетентность студентов. Проектная компетентность в нашем понимании — это способность и готовность общаться, учиться, анализировать, проектировать, творить, что обеспечивает субъектам экономической деятельности большую мобильность и конкурентоспособность [8, 9].
Организация проектирования при изучении дисциплины «Экономика» в техническом вузе предполагает следующую деятельность преподавателя и студентов:
1. Поиск темы проекта, постановка значимой в исследовательском плане проблемы или задачи, утверждение плана проекта, формирование понятийно-терминологического аппарата;
2. Сбор, анализ и систематизация источников литературы, обсуждение, осуществление и оформление этапов проекта, подведение итогов (индивидуальная и групповая деятельность студентов);
3. Представление и публичная защита проекта.
На первом этапе при определении тематики проектов стоит задача максимально приблизить теоретические знания, получаемые при изучении цикла социально-экономических дисциплин с прагматическими умениями, которые понадобятся для решения конкретных проблем в будущей экономической деятельности. Формирование проектной компетентности в области предпринимательской культуры достигается при выполнении проекта «Создай свое предприятие». Основные разделы бизнес-плана, который предстоит разработать участникам проекта, представлены в учебно-методическом пособии по выполнению проектов «Создай свое предприятие» [10]. Студенты самостоятельно делятся на группы (по 3-4 человека). Совместно со студентами оговариваются индивидуальная и групповая ответственности за работу над проектом. На консультационных занятиях уточняются проектные задачи, определяются сфера деятельности малого предприятия, источники и методы сбора информации (библиотека,
Предп ринимательство
Интернет, Центр занятости г. Октябрьского, Октябрьский бизнес-центр).
На втором этапе каждый студент уже самостоятельно выполняет информационный поиск, анализирует и обобщает информацию и составляет свою часть проекта. После совместного обсуждения представленной каждым участником информации в группе проект предоставляется преподавателю для проверки. На данном этапе, учитывая замечания преподавателя, проект дорабатывается, готовятся доклад и презентация.
Итоги работы над проектом заслушиваются на завершающем семинарском занятии, где студенты презентуют свой проект, отвечают на вопросы, задаваемые преподавателем и участниками других проектов и экспертной группы. Для оценки проектов самими студентами выбирается экспертная группа из трех человек, которые оценивают по пятибалльной системе содержание доклада, качество презентации и ответов на вопросы. Обсуждение проектов происходит при высоком уровне активности студентов, которых интересуют такие вопросы, как условия регистрации предприятия, налоговые льготы для предпринимателей, возможность практической реализации проекта в г. Октябрьском, наличие конкурентов, «изюминка» предлагаемого проекта и пр. Студенты одновременно осваивают методики составления бизнес-планов, расчета срока окупаемости проекта, чистого дисконтированного дохода, выплат по кредиту и пр. [10]. Опыт применения метода проектов показал достаточную зрелость студентов при подготовке проектов в сфере малого бизнеса: например, основываясь на реальных данных, были представлены проекты по организации автомоек, автомастерских, кафе здорового питания, фитнес-клуба, сети доставок пиццы и т.д.
В заключение можно привести (в обобщенном виде) положительный пример внедрения в реальную практику бизнес-проекта, который проиллюстрирован собственным опытом одного из авторов статьи.
Innovative development
Проект «Художественное агентство «ELM_ART»»
Концепция создаваемого бизнеса: концепция нашей компании состоит в объединении людей с художественными способностями с их непосредственными потребителями на рынке услуг в городе Октябрьском. Менеджеры компании знакомятся с заказчиком, его просьбой и договариваются с художником, способным выполнить данную работу в срок. Организация отправляет фото для портрета художнику в электронном варианте. Когда работа готова, она отправляется в «Художественное агентство ELM_ ART», и агентство, в свою очередь, доставляет заказ в оговоренное нашим клиентом место.
Цель агентства: сформировать среду, в которой сотрудники хотят продолжать работу, а клиенты — покупать товары и услуги нашей компании.
Ценности: забота о работниках и их клиентах. Основными нашими потребителями являются жители с г. Октябрьского. Второстепенную роль играют жители г. Туймазы, г. Белебей, п. Уруссу, п. Приютово, с. Кандры. В наше агентство входят 3 портретиста и 2 менеджера.
Изюминка компании — художественный талант. Кроме портретов, исполненных в разной стилистике, мы предлагаем клиентам рамки разного рода оформления и размеров. Основным стратегическим партнером выступает группа Вконтакте.
Анализ конкурентной среды: проведя исследование рынка города Октябрьского, мы обнаружили только одну компанию, способную конкурировать с нашей. Это компания — «Портреты Уруссу, Бавлы, Октябрьский, Туймазы» (https://vk.com/ portret_kamilla). Отличие нашей организации от конкурента: профессионализм, низкая цена, выполнение работы в короткий срок, доставка товара в город клиента.
Источники средств: для создания проекта нам потребуются следующие средства: реклама в социальной сети — 2000 руб., реклама на телевидении — 300 руб., реклама
в газете — 350 руб. Общая сумма — 2650 руб. Средства берутся из стипендии и собственных накоплений.
Доходы: планируемая прибыль фирмы — 4400 руб./мес. Она включает в себя следующие составляющие: черно-белые портреты — 500 руб. за 1 портрет (5 портретов в месяц); цветные портреты — 700 руб. за 1 портрет (1 портрет в месяц); а также прибыль посредничеством — 1200 руб. [100 руб. за 1 человека за 1 портрет (4 человека за месяц, по 3 портрета)].
Срок реализации заказа — 14 дней. За это время можно: 1) написать 7 портретов; 2) провести акцию: «Первый портрет в подарок»; 3) сделать совершенно новый дизайн группы; 4) расклеить объявления по городу Октябрьский, Туймазы и др.; 5) запустить рекламу на телевидении (СТС, ТНТ), в газетах («Наша Ярмарка», «Туймазинский вестник»), в социальной сети («Мы с Октябрьского», «Бесплатные Туймазы»).
Сметная стоимость — 3460 руб. Планируемый срок реализации всего проекта — полтора-два года.
Данный пример реально показывает, что при подготовленности студента к предпринимательской деятельности у будущих субъектов экономики формируются умения выстраивать отношения с потребителями услуг, государственными структурами, конкурентами. Возникает заинтересованность в дальнейшем улучшении не только собственной, но и окружающей жизни.
Опыт, полученный студентами в проект-но-творческой деятельности, активно применяется в форме участия студентов в различных университетских и республиканских конкурсах по представлению молодежных стартапов. Студенты филиала успешно защитили свой бизнес-проект «Правильное кафе» на республиканском форуме «SMART-TAY».
Таким образом, в процессе проектно-творческой деятельности у студентов формируются все компоненты предпринимательской культуры: новые знания в области экономики, права, коммуникаций; ценностные установки, нормы и правила поведения,
характеризующие предпринимательскую деятельность; соответствующие эмоции и чувства, проявляющиеся в такой экономической роли, как предприниматель. Значимость проектно-творческой деятельности студентов проявляется также в том, что она раз-
Список литературы
1. Орлов В.Б. Сущность и содержание характеристики понятия «предпринимательская культура» // Science of Europe. 2016. № 8-2 (8). С. 90-98.
2. Шайдуллина Р.М., Салаватова Ю.Ш. Становление системы ценностей студенческой молодежи в процессе ее экономической социализации // Нефтегазовое дело. 2016. Т. 14. № 4. С. 227-242.
3. Журавлев П.В., Альхименко О.Н., Карпенко Е.З. Университет предпринимательского типа: роль человеческого капитала в его становлении и развитии // Экономика образования. 2017. № 1 (98). С. 15-25.
4. Шайхутдинова Г.Ф., Никонова С.А., Карачурина Р.Ф. Стимулирование инновационной активности предпринимательства в Республике Башкортостан // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2016. № 2 (16). С. 80-85.
5. Глухих П.Л., Воронина Л.В., Иванова
A.В. Предпринимательская культура молодежи и факторы ее развития: социокультурный подход // Управленец. 2016. № 3 (61). С. 52-61.
6. Магомедова Х.Н. Формирование предпринимательской культуры студентов // Педагогика. 2007. № 8. С. 94-96.
7. Шайдуллина Р.М. Проектная компетентность как результат экономического образования студентов технического вуза // Современные технологии в нефтегазовом деле — 2016: сб. тр. Междунар. науч.-техн. конф., посвященной 60-летию филиала: в 2 т. (Октябрьский, 25 марта 2016 г.) / Отв. ред.
B.Ш. Мухаметшин. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2016. Т. 2. С. 178-182.
8. Шайдуллина Р.М. Формирование проектной компетентности студентов при разработке системы экономической социализации // Проблемы формирования профессиональных компетенций у выпускников техниче-
предп ринимательство
вивает умение группового познания и принятия решений, формирует навыки самоорганизации на продуктивную деятельность, а не на достижение формальных результатов в учебе.
ских вузов // Сб. матер. Междунар. науч.-метод. конф. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2013. С.160-164.
9. Shaidullina R.M., Amirov A.F., Mukhametshin V.S., Tyncherov K.T. Designing Economic Socialization System in the Educational Process of Technological University // European Journal of Contemporary Education. 2017. № 6 (1). С. 149-158.
10. Шайдуллина Р.М. Учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения по выполнению проектов при изучении дисциплины «Экономика» [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / УГНТУ, Октябр. фил., каф. ГСЭН; сост. Р.М. Шайдуллина. Октябрьский: УГНТУ, 2016. Режим доступа: http://www.of.ugntu.ru.
References
1. Orlov V.B. The Essence and Content Characteristics of the «Entrepreneurial Culture» Concept // Science of Europe. 2016. No. 8-2 (8). P. 90-98.
2. Shaidullina R.M., Salavatova Yu.Sh. Setting of Economic Value System among Student Youth in the Process of its Economic Socialization // Oil and Gas Business. 2016. T.14. No. 4. P. 227-242.
3. Zhuravlev P.V., Alkhimenko O.N., Karpenko E.Z. University of Business Type: the Role of Human Capital in its Formation and Development // Economics of Education. 2017. No. 1 (98). P. 15-25.
4. Shaikhutdinova G.F., Nikonova S.A., Karachurina R.F. Stimulation of Entrepreneurship Innovative Activity in the Republic of Bashkortostan // Bulletin of the UGNTU. Science, Education, Economics. Series: The Economy. 2016. No. 2 (16). P. 80-85.
5. Glukhikh P.L., Voronina L.V., Ivanova A.V. Entrepreneurial Culture of Youth and its
Innovative development
Development Factors: Sociocultural Approach // The Manager. 2016. No. 3 (61). P. 52-61.
6. Magomedova Kh.N. Formation of Students' Entrepreneurial Culture // Pedagogy. 2007. No. 8. P. 94-96.
7. Shaidullina R.M. Design Competence as a Result of Economic Education of Technical University Students // Modern Technologies in Oil and Gas Business — 2016: Proc. of the Intern. Scient. and Techn. Conference Devoted to the 60th Anniversary of the Affiliate (Oktyabrsky, March 25, 2016) / Editor V.Sh. Mukhametshin. Ufa: USPTU Publ., 2016. T. 2. P.178-182.
8. Shaidullina R.M. Formation of Students' Design Competence in the Development of the Economic Socialization System // Problems of Graduates Professional Competencies
Formation in Technical Universities // Proc. of the Intern. Scient. and Methodol. Conference. Ufa: USPTU Publ. 2013. P. 160-164.
9. Shaidullina R.M., Amirov A.F., Mukhametshin V.S., Tyncherov K.T. Designing Economic Socialization System in the Educational Process of Technological University // European Journal of Contemporary Education. 2017. No. 6 (1). P. 149-158.
10. Shaidullina R.M. Training Manual for Full-Time Students for the Projects Implementation during the Study of the «Economics» Discipline [Electronic Resource]: Training Manual / USPTU, Oktyabrsky Branch; R.M. Shaidullina. Oktyabrsky: USPTU Publ., 2016. Access Mode: http://www.of. ugntu.ru.