Научная статья на тему 'БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА'

БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халиуллина Регина Федоиловна

В данной статье рассматривается проблема формирования предпринимательской культуры в учреждениях среднего профессионального образования. Формирование предпринимательской культуры студентов колледжа - выполнение социального заказа, в котором общество, в том числе и сам студент, выступает в роли клиента (заказчика). В качестве одного из средств формирования предпринимательской культуры студентов нами предложено создание бизнес-инкубаторов, которое может рассматриваться как важный элемент системы опережающей подготовки специалистов, что доказывает актуальность исследования. Бизнес-инкубаторы - организации, которые поддерживают предпринимателей на начальном этапе их деятельности, а также вновь созданные небольшие предприятия. Выбрав необходимые методы и формы организации обучения, можно организовать такую предпринимательскую деятельность студентов, которая будет интересна как им самим, так и преподавателям, а разработанная программа проведения обучения предпринимательской деятельности в бизнес-инкубаторах поможет сделать это более успешно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халиуллина Регина Федоиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS INCUBATORS AS A MEANS OF FORMING THE ENTREPRENEURIAL CULTURE OF FUTURE MIDDLE RANGE SPECIALISTS

This article examines the problem of the formation of an entrepreneurial culture in institutions of secondary vocational education. The formation of an entrepreneurial culture of college students is the fulfillment of a social order in which society, including the student himself, acts as a client (customer). As one of the means of forming the entrepreneurial culture of students, we proposed the creation of business incubators, which can be considered as an important element of the system of advanced training of specialists, which proves the relevance of the study. Business incubators are organizations that support entrepreneurs at the initial stage of their activities, and small, newly created enterprises. Having chosen the necessary methods and forms of organizing training, it is possible to organize such entrepreneurial activity of students, which will be of interest to both themselves and teachers, and the developed program for teaching entrepreneurship in business incubators will help to do this more successfully.

Текст научной работы на тему «БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА»

Сведения для цитирования: Халиуллина, Р. Ф. Бизнес-инкубаторы как средство формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена / Р. Ф. Халиуллина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 147-154.

УДК 377:334 ББК 65.012.1:74.57

БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Р. Ф. Халиуллина

В данной статье рассматривается проблема формирования предпринимательской культуры в учреждениях среднего профессионального образования. Формирование предпринимательской культуры студентов колледжа — выполнение социального заказа, в котором общество, в том числе и сам студент, выступает в роли клиента (заказчика). В качестве одного из средств формирования предпринимательской культуры студентов нами предложено создание бизнес-инкубаторов, которое может рассматриваться как важный элемент системы опережающей подготовки специалистов, что доказывает актуальность исследования. Бизнес-инкубаторы — организации, которые поддерживают предпринимателей на начальном этапе их деятельности, а также вновь созданные небольшие предприятия. Выбрав необходимые методы и формы организации обучения, можно организовать такую предпринимательскую деятельность студентов, которая будет интересна как им самим, так и преподавателям, а разработанная программа проведения обучения предпринимательской деятельности в бизнес-инкубаторах поможет сделать это более успешно.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская культура, бизнес-инкубаторы, будущие специалисты среднего звена.

В современном мире качество образования связано с формированием у студентов тех компетенций, которые создадут выпускнику все условия для личностной и профессиональной самореализации. Система образования ставит перед собой задачу формирования у обучающихся способности не только обладать определенным уровнем знаний, умений, навыков, но и применять их на практике. Осуществлять поиск разнообразных источников необходимой и актуальной информации, решать те или иные реальные задачи, постоянно приобретать дополнительные знания — вот в чем состоит задача студентов в социальном партнерстве. И в настоящее время потенциал социального партнерства чрезвычайно важен для решения комплекса социальных проблем, организации стабильного и долгосрочного взаимодействия между образованием и бизнесом, воспитания у молодежи региона гибких навыков для реализации ее потенциала и повышения качества жизни в целом [1].

Молодежная предпринимательская среда как одна из форм социального партнерства рассматривается в качестве дополнительной возможности развития у студентов профессиональ-

ных и социально-личностных компетенций, оказывающих влияние на самоопределение студентов и их мотивационную готовность к профессиональной деятельности [2].

При проведении сравнительного анализа России с англо-саксонскими странами было выявлено, что различия между ними заключаются в разнообразии форм и модулей предпринимательского образования, занятий разного рода, в том числе в игровых формах — от деловых игр до конкурсов среди студентов.

Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования все больше внимания уделяют проблеме подготовки специалиста на совершенно новом уровне.

Создание бизнес-инкубаторов в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) является важным элементом системы опережающей подготовки специалистов, что доказывает актуальность исследования. Чтобы добиться на выходе большой группы студентов, успешно прошедших все три-четыре курса обучения в бизнес-инкубаторах, в первую очередь необходимо определить, кто из преподавателей

учреждений среднего профессионального образования, в какой степени и каким образом будет реализовывать программы предпринимательской подготовки.

В качестве возможного варианта создания целостного образовательного модуля по предпринимательству целесообразно рассмотреть включение в структуру образовательных программ лишь дополнительных занятий, факультативов или элективов по предпринимательству. К примеру, для филологов это мог бы быть факультатив, а для тех учреждений, где преобладают инженерные специальности, скорее всего, элективный курс должен быть прочно связан с основным рабочим учебным планом. Данный факультатив уже на первом этапе способен помочь студентам разных факультетов и направлений подготовки разобраться в природе предпринимательства, усвоить некие базовые понятия о бизнесе, о том, чем отличается предпринимательский тип действия и мышления от других типов — то, что называют эффектуальной логикой. Даже если студент после этого первого этапа покинет факультатив (ведь очевидно, что далеко не все станут предпринимателями), где бы он ни работал после: в банке, в магазине, в образовании, — он будет лучше понимать специфику предпринимательства и использовать предпринимательские, креативные подходы в своей деятельности. Вместе с тем на следующем, втором, этапе факультатив (кружок) по предпринимательству мог бы дать студентам полезные знания в области учета, бизнес-планирования, проектного финансирования, коман-дообразования, а также научить специфическим методам организации работы.

Если участники курса пройдут и этот второй этап, то далее они перейдут на третий и четвертый уровни. Здесь важно обеспечить экспертизу созданного бизнес-проекта, консультирование по различным аспектам, а также стыковку с теми контрагентами, без которых бизнес не создается: бизнес-ангелами, заказчиками, менторами, фондами поддержки и т. п.

Формирование предпринимательской культуры студентов колледжа — выполнение социально-

го заказа, в котором общество, в том числе и сам студент, выступает в роли клиента (заказчика). Можно прогнозировать, что в краткосрочной или среднесрочной перспективе будет осуществлена стандартизация предпринимательской подготовки, и она станет обязательным компонентом образовательной деятельности во всех государственных образовательных учреждениях профессионального образования [3].

Прописывая программу бизнес-инкубаторов, которую планируется реализовывать в стенах Южно-Уральского государственного технического колледжа, в качестве контрагентов мы заявили молодых предпринимателей фонда развития предпринимательства Челябинской области «Территория Бизнеса». Они с большим удовольствием ведут различные программы по поддержке молодых предпринимателей самостоятельно и часто выступают в роли наставников.

В Южно-Уральском государственном техническом колледже активно ведется профессиональный модуль «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу» на специальностях «земельно-имущественные отношения», «сварочное производство», «строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «садово-парковое и ландшафтное строительство» и многих других. Преподаватели видят заинтересованность студентов в создании собственного дела, однако в силу недостаточного количества заложенных в программе часов даже при большом желании дать подробную инструкцию по открытию своего дела не могут. Трудность состоит еще и в том, что преподаватели хоть и обладают знаниями по ведению предпринимательской деятельности, практически в условиях реально действующего рынка с этим не сталкивались.

С помощью Google Форм нами был проведен опрос среди студентов Южно-Уральского государственного технического колледжа, на основе которого мы выявили, что 91,8 % опрошенных (67 чел.) хотят открыть свое собственное дело (табл. 1). Однако для этого у них недостаточно знаний, как отмечают сами респонденты (табл. 2).

Таблица 1

Степень заинтересованности в открытии собственного дела

Общее количество опрошенных Количество опрошенных, желающих открыть собственное дело Количество опрошенных, не имеющих желания заниматься бизнесом

73 студента 100 % 67 студентов 91,8 % 6 студентов 8,2 %

Таблица 2

Оценка знаний о предпринимательстве

Общее количество опрошенных Количество опрошенных, не знающих основ предпринимательства Количество опрошенных, имеющие знания в области предпринимательства

73 студента 100 % 67 студентов 91,8 % 6 студентов 8,2 %

Анализ научной литературы показал, что для решения проблемы развития предпринимательской культуры студентов колледжа наиболее значимыми являются деятельностный, лич-ностно развивающий подходы, использование проектного метода.

Использование деятельностного подхода поможет обеспечить усвоение содержания образования с помощью включения студентов в разнообразную по видам и содержанию активную деятельность. Деятельностный подход позволяет раскрыть цели, средства и результаты деятельности преподавателя, студентов, их взаимодействие и взаимообусловленность, где сама деятельность рассматривается как источник формирования личности и главный фактор ее развития, включающий в себя цель, средство, процесс преобразования и его результат.

Личностно развивающий подход к образованию субъекта максимально обращен к индивидуальному опыту студента, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии. И. П. Смирнов определяет основные теоретические положения личностно развивающего подхода в профессиональном образовании, среди которых развитие личности рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех стадиях профессионально-образовательного процесса. Это положение подразумевает личную активность, т. е. обучаемый сам производит учение и создает самого себя.

Мы разделяем точку зрения о том, что распространенная в данный момент парадигма лич-ностно ориентированного образования недостаточна для профессионального образования, где требуется не только обучение и воспитание, но и реализация знаний в практической деятельности — умениях и навыках. Подобный подход может быть осуществлен только на основе лич-ностно развивающей парадигмы образования.

Основным средством решения проблемы развития предпринимательского мышления и предпринимательской активности у студентов, на наш взгляд, является проектный метод. В данной форме системно-деятельностного подхода возможно построить ситуацию как особое пространство мыслительной деятельности, в котором могут быть сформированы условия

и средства для перехода той или иной системы из одного состояния в другое. Два основных компонента проекта как формы образования: 1) его ориентация на реализацию конкретной значимой цели; 2) его внутренняя организация, которая обеспечивает приобретение новых знаний обучающимися и наращивание ими своих профессиональных способностей.

Применяя любой из вышеперечисленных подходов к обучению, можно создать ту самую благоприятную среду в бизнес-инкубаторах, которая необходима для создания на выходе готовых бизнес-проектов.

Бизнес-инкубаторами называют организации, поддерживающие бизнесменов на начальной стадии их деятельности, и вновь созданные малые предприятия. Специалисты бизнес-инкубаторов оказывают помощь в виде предоставления в аренду помещений или оказания юридических, бухгалтерских услуг, а также проводят консультации и организуют образовательные курсы [2].

Бизнес-инкубаторы могут помочь развить бизнес-идеи и превратить их в реальные бизнес-проекты. Резиденты студенческих бизнес-инкубаторов (малые предприятия, руководители бизнес-проектов) имеют возможность вести свое дело на территории вуза. Однако поддержка начинающих предпринимателей не ограничивается предоставлением им помещений под офисы или студии. Сотрудники студенческих бизнес-инкубаторов консультируют учредителей и работников стартапов по юридическим, финансовым, налоговым и другим вопросам. Благодаря такому сотрудничеству идет полное погружение студентов в инновационную бизнес-среду. Специалисты в области бухгалтерии, маркетинга и юриспруденции бесплатно консультируют студентов, дают им возможность принимать участие в конкурсах на лучшую бизнес-идею, представлять ее на суд действительно разбирающихся в бизнесе людей и получать реальные советы и экспертное мнение. Обучающиеся постоянно находятся в курсе последних событий и бизнес-тенденций, участвуют в мастер-классах и тренингах.

Методика обучения предпринимательской деятельности включает теоретическое обучение,

бизнес-исследование и практическую (реальную) деятельность на предприятии, в ходе которой формируются основные предпринимательские компетенции.

На первом (мотивационном) этапе (1-П курсы) у студентов с помощью анкетирования диагностируется склонность к предпринимательской деятельности. На данном этапе формирование у студентов представлений о предпринимательстве, способности воспринимать те или иные экономические явления и процессы осуществляется в социальном контексте, так как они вовлекаются в работу группы, разрабатывающей прикладной экономический проект, или в работу отделов учебной фирмы, где студенты приобретают знания и навыки в рамках внеучебной деятельности в сотрудничестве с преподавателем, студентами и экспертами.

На втором (теоретическом) этапе (Ш-ГУ курсы) студенты приобретают способность воспринимать определенные экономические явления и процессы на основе запоминания и воспроизведения изученного материала, декларативных и процедурных экономических знаний на уровне понимания, интерпретации материала или гипотезы о дальнейшем развитии процессов, явлений и событий. В дальнейшем экономические знания развиваются до уровня реагирования и применения.

На третьем (прикладном) этапе предпринимательский дух формируется на базе становления прикладных экономических навыков студентов в рамках их работы в учебной фирме. Здесь на основе фрагментарной симуляции предпринимательской деятельности генерируются бизнес-идеи, происходит их практическая реализация, формирование навыков самоуправления, планирования и прогнозирования деятельности в усло-

виях риска и неопределенности, приобретается опыт межличностной коммуникации.

На четвертом (личностно-прикладном) этапе в зависимости от личной инициативы студента или группы студентов происходит расширение установки на проявление предпринимательской активности в профессиональной деятельности и в решении личных проблем в условиях консультационного центра, где преподаватели-консультанты дают студентам консультации по реализации их бизнес-идей на практике.

Технологический компонент представляет собой совокупность методов обучения, интегра-тивных форм проведения учебных занятий в сочетании с внеурочной работой, выступающих средствами формирования и развития предпринимательской активности студентов.

Используемые методы и формы организации обучения являются производными содержания экономической подготовки, на наш взгляд, доминирующими становятся:

- методы активного обучения;

- интерактивные методы обучения;

- методы проблемного обучения;

- методы информатизации обучения.

Выбрав необходимый метод обучения либо

совместив их все, грамотно и поэтапно выстроив всю деятельность студентов, можно построить эффективную, а главное — направленную на конкретный результат работу студентов в бизнес-инкубаторах.

Студенты могут начать заниматься предпринимательской деятельностью с первого курса обучения в колледже. У многих специальностей срок обучения составляет всего три года, поэтому наша программа рассчитана на три года и включает шесть разделов. Программа бизнес-инкубаторов подробно представлена в таблице 3.

Таблица 3

Содержание образовательный программы бизнес-инкубаторов

Наименование разделов Содержание программы, работа обучающихся Объем, ч.

Раздел 1. Введение в предпринимательскую деятельность (I семестр первого года занятий в бизнес-инкубаторе) 16

Игра «Я — предприниматель» Студенты знакомятся с другими членами бизнес-инкубатора, пробуют себя в роли предпринимателей в процессе деловой игры «Я — предприниматель» 4

Экскурсия в «Территорию Бизнеса» Студенты знакомятся с предпринимателем, который делится своим опытом, тем, с какими позитивными и негативными сторонами ведения дела ему пришлось столкнуться (встреча в формате «вопрос — ответ») 2

Экскурсия в «Точку кипения» Обучающиеся слушают лекции экспертов «Можем все»: о том, как начать и развивать свое дело, как сделать так, чтобы бизнес приносил прибыль, и др. 2

Продолжение таблицы 3

Наименование разделов Содержание программы, работа обучающихся Объем, ч.

Проект «День без турни- Члены бизнес-инкубатора выбирают любое предприятие, фирму, чью 2

кетов» работу им хотелось бы посмотреть изнутри, участвуют в проекте, получают приятные бонусы

Проект «День тренингов» Члены бизнес-инкубатора участвуют в проекте «День тренингов», или «Тренинг-марафон», где развивают коммуникативную компетентность, лидерские качества, учатся целеполаганию, умению работать в команде 6

Раздел 2. Предпринимательская деятельность (II семестр первого года занятий в бизнес-инкубаторе) 16

Тема 2.1. Становление 1 Понятие и сущность предпринимательства. История развития 2

предпринимательства предпринимательства в России

2 Виды предпринимательской деятельности 2

3 Организационно-правовые формы предпринимательства. Примеры в городе Челябинске 2

Тема 2.2. Основы пред- 1 Понятие о предпринимательской идее 2

принимательства 2 Стратегия и тактика поведения на рынке 2

Тема 2.3. Барьеры в пред- 1 Понятие о рисках в предпринимательской деятельности. Виды 2

принимательской дея- рисков

тельности 2 Государственное регулирование предпринимательства. Позитивные и негативные вмешательства государства в экономику 2

3 Понятие о конкуренции. Формы рыночной конкуренции 2

Раздел 3. Предпринимательская деятельность (I семестр второго года занятий в бизнес-инкубаторе) 16

Тема 3.1. Формирование цены 1 Понятие об издержках производства и реализации продукции. Себестоимость продукции 2

2 Понятие о цене товара, классификация цен 2

3 Налоги: понятие, цели и принципы налогообложения 2

Развитие лидерских ка- Члены бизнес-инкубатора участвуют в проекте «День тренингов», 2

честв посредством уча- где развивают коммуникативную компетентность, лидерские качест-

стия в проекте «День ва, учатся целеполаганию, умению работать в команде

тренингов»

Тема 3.2. Прибыль как 1 Прибыль как один из основных показателей успешности пред- 2

цель предприниматель- приятия

ства 2 Внутренние и внешние источники финансирования предприятия 2

Тема 3.3. Составляющие Понятие о менеджменте. Понятие о маркетинге. Личность предпри- 2

успешности предприни- нимателя. Понятие о рекламе

мательской деятельности

Встреча со специалистами Смм Рассказ о продвижении компании, о логотипах, вывесках, слоганах 2

Раздел 4. Ознакомление с юридическими документами (II семестр второго года занятий в бизнес-инкубаторе) 16

Государственная регистрация фирмы: оформление документов для открытия собственного 2

предприятия

Индивидуальный предприниматель

Заявление о государственной регистрации физического лица 2

Копия основного документа физического лица. 2

Документ об оплате государственной пошлины

Общество с ограниченной ответственностью

Заявление о государственной регистрации ООО 2

Окончание таблицы 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование разделов Содержание программы, работа обучающихся Объем, ч.

Устав общества. Протокол общего собрания учредителя 2

Договор об учреждении общества. Квитанция об оплате госпошлины 2

Гарантийное письмо от собственника помещения, на адрес которого регистрируется организация 2

Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения 2

Раздел 5. Написание бизнес-планов (I семестр третьего года занятий в бизнес-инкубаторе) 20

Ознакомление с видами деятельности в колледже, которые можно взять в качестве объектов бизнес-плана (выращивание растений, изготовление сварных конструкций и т. д.) 4

Разработка разделов бизнес-плана предприятия 4

Резюме бизнес-плана и описание предприятия 4

Описание продукции, оценка рынка сбыта товаров 4

Конкуренция, маркетинговый план (план производства и организационный план) 4

Раздел 6. Консультирование экспертами по составлению бизнес-планов, защита (II семестр третьего года занятий в бизнес-инкубаторе) 16

Участие студентов в кейс-чемпионате программы «Я — предприниматель» 2

Консультация от... (спикером выступает молодой предприниматель) 2

Консультация от. (спикером выступает молодой предприниматель) 2

Консультация от. (спикером выступает молодой предприниматель) 2

Экскурсия в. Напутственные слова предпринимателя 2

Работа над составлением, оформлением, печатью бизнес-проектов 2

Защита бизнес-проектов (состав жюри определяется не только преподавателями и администрацией колледжа, но и предпринимателями города). Награждение 2

Обсуждение, знакомство с грантовыми программами в г. Челябинске и с программами поддержки малого бизнеса 2

Всего 100

Первый раздел — введение в предпринимательскую деятельность. Знакомство с предпринимательством мы предлагаем начать в игровой форме, с участия в экскурсиях, проектах, где можно повысить коммуникативные и лидерские навыки. Данная деятельность должна вызвать интерес у студентов в возрасте 16-17 лет (первый курс обучения) и замотивировать их на дальнейшее активное участие в бизнес-инкубаторах.

Второй раздел — теоретическое изучение вопросов предпринимательства. Данный раздел включает следящие темы:

- «Становление предпринимательства»;

- «Основы предпринимательства»;

- «Барьеры в предпринимательской деятельности».

Второй год обучения начинается с третьего раздела «Предпринимательская деятельность». Данный раздел помимо изучения теоретических вопросов включает развитие лидерских качеств посредством участия в проекте «День тренин-

гов», а также изучения работы СММ-агентств.

В четвертом разделе планируется ознакомление с юридическими документами, а в пятом — написание бизнес-планов. Причем тут есть своя особенность: в качестве объекта бизнес-плана студентам предлагается вид деятельности, с которым они так или иначе связаны. Так, предлагаем обучающимся по специальности «сварочное производство» посвятить бизнес-план изготовлению сварных конструкций, а студентам специальности «садово-парковое и ландшафтное строительство» — заняться выращиванием растений и т. д. Итоговым является шестой раздел, включающий консультирование экспертами по составлению бизнес-планов и защиту.

Данная образовательная программа рассчитана на 100 учебных часов, так чтобы занятия в бизнес-инкубаторах не отвлекали студентов от основной учебной деятельности, но в то же время приносили результат. Программа включает в себя много внеучебной деятельности, посещение экскурсий и проведение мастер-классов

внешними спикерами. Для этой работы хотелось бы привлекать студентов старших курсов, которые уже закончили деятельность в бизнес-инкубаторах и успешно реализуют свое дело, либо просто активных студентов и волонтеров.

Бизнес-инкубаторы — организации, поддерживающие предпринимателей на начальном этапе их деятельности, а также вновь созданные небольшие предприятия. Проведенные опросы показывают заинтересованность студентов в создании бизнес-инкубаторов. Исходя из зарубежного опыта, доказана необходимость создания бизнес-инкубаторов на базе колледжа. Бизнес-инкубаторы смогут решить проблемы формирования предпринимательской активности студентов. Для ее развития можно использовать метод проектирования и метод моделирования предпринимательской деятельности. Примене-

ние вышеназванных методов в профессиональном колледже в традиционных формах образовательного процесса затруднено, требуется их адаптация. Следовательно, методика обучения предпринимательской деятельности должна предусматривать теоретическую подготовку, исследование на предприятии и практическую (реальную) деятельность, в процессе которой формируются основные предпринимательские компетенции. Выбрав подходящие методы и формы организации обучения, можно организовать такую предпринимательскую деятельность студентов в бизнес-инкубаторах, которая будет интересна как им самим, так и преподавателям, а разработанная программа проведения обучения предпринимательской деятельности в бизнес-инкубаторах поможет сделать это более успешно.

Библиографический список

1. Уварина, Н. В. Формирование гибких навыков молодежи в условиях социального партнерства / Н. В. Уварина // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2021. — Т. 13. — № 1. — С. 78-85.

2. Далибожко, А. И. Повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда: возможность формирования твердых и мягких навыков в международной программе Епас^ / А. И. Далибожко, М. В. Герман, И. В. Краковецкая // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. — 2018. — № 1. — С. 57-74.

3. Бартенев, А. Н. Личностно-развивающая парадигма профессиональной подготовки в авторской мастерской / А. Н. Бартенев // Научные исследования в образовании. — 2006. — № 6. — С. 28-32.

4. Организация предпринимательской деятельности : учеб. / А. Н. Асаул, М. П. Войнарен-ко, И. В. Крюкова, П. Б. Люлин ; под ред. А. Н. Асаула. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2016. — 400 с. — ISBN 978-5-392-19550-3.

5. Дупленко, Н. Г. Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации / Н. Г. Дупленко, Л. В. Пурыжова // Молодой ученый. — 2014. — № 19.1 (78.1). — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13707/ (дата обращения: 08.05.2021).

6. Забелин, С. Ф. Компетентностный подход и модель подготовки педагога в условиях современного многоуровневого образования / С. Ф. Забелин, А. А. Васильев // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. — 2017. — № 6. — С. 5-13.

7. Рубин, Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы / Ю. Б. Рубин // Высшее образование в России. — 2015. — № 11. — С. 5-17.

For citation: Khaliullina, R. F. Business incubators as a means of forming the entrepreneurial culture of future middle range specialists / R. F. Khaliullina // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 3 (31). — P. 147-154.

BUSINESS INCUBATORS AS A MEANS OF FORMING THE ENTREPRENEURIAL CULTURE OF FUTURE MIDDLE RANGE SPECIALISTS

R. F. Khaliullina

This article examines the problem of the formation of an entrepreneurial culture in institutions of secondary vocational education. The formation of an entrepreneurial culture of college students is the fulfillment of a social order in which society, including the student himself, acts as a client (customer). As one of the means of forming the entrepreneurial culture of students, we proposed the creation of business incubators, which can be considered as an important element of the system of advanced training of specialists, which proves the relevance of the study. Business incubators are organizations that support entrepreneurs at the initial stage of their activities, and small, newly created enterprises. Having chosen

the necessary methods and forms of organizing training, it is possible to organize such entrepreneurial activity of students, which will be of interest to both themselves and teachers, and the developed program for teaching entrepreneurship in business incubators will help to do this more successfully.

Key words: entrepreneurship, entrepreneurial culture, business incubators, future mid-level specialists.

References

1. Uvarina N. V. Formirovanie gibkih navykov molodezhi v uslovijah social'nogo partnerstva [Formation of flexible skills of youth in the context of social partnership], Sovremennaja vysshaja shkola: innova-cionnyj aspect [Modern higher school: an innovative aspect], 2021, Vol. 13, no. 1, pp. 78-85. (In Russian)

2. Dalibozhko A. I., German M. V., Krakovetskaya I. V. Povyshenie konkurentosposobnosti vy-pusknikov universiteta na rynke truda: vozmozhnost' formirovanija tverdyh i mjagkih navykov v mezh-dunarodnoj programme Enactus [Increasing the competitiveness of university graduates in the labor market: the possibility of forming hard and soft skills in the international program Enactus], Izvestija Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta. Jekonomika i upravlenie [Bulletin of the Far Eastern Federal University. Economics and Management], 2018, no. 1, pp. 57-74. (In Russian)

3. Bartenev A. N. Lichnostno-razvivajushhaja paradigma professional'noj podgotovki v avtorskoj masterskoj [Personality-developing paradigm of professional training in the author's workshop], Nauch-nye issledovanija v obrazovanii [Scientific research in education], 2006, no. 6, pp. 28-32. (In Russian)

4. Asaul A. N. (ed.), Voinarenko M. P., Kryukova I. V., Lyulin P. B. Organizacija predprinimatel'skoj dejatel'nosti: ucheb. [Organization of entrepreneurial activity: textbook]. Moscow, Prospect, 2016, 400 p., ISBN 978-5-392-19550-3. (In Russian)

5. Duplenko N. G., Puryzhova L. V. Osnovnye podhody k issledovaniju predprinimatel'skoj mo-tivacii [Basic approaches to the study of entrepreneurial motivation], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2014, no. 19.1 (78.1), pp. 2-5., available at: https://moluch.ru/archive/78/13707/ (accessed: 08.05.2021). (In Russian)

6. Zabelin S. F., Vasiliev A. A. Kompetentnostnyj podhod i model' podgotovki pedagoga v uslovijah sovremennogo mnogourovnevogo obrazovanija [Competence approach and model of teacher training in the conditions of modern multilevel education], Uchenye zapiski ZabGU. Serija: Professional'noe obrazovanie, teorija i metodika obuchenija [Scientific notes of ZabGU. Series: Professional education, theory and teaching methods], 2017, no. 6, pp. 5-13. (In Russian)

7. Rubin Yu. B. Vysshee predprinimatel'skoe obrazovanie v Rossii: diagnostika problemy [Higher business education in Russia: diagnosis of the problem], Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2015, no. 11, pp. 5-17. (In Russian)

Халиуллина Регина Федоиловна, преподаватель ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», Российская Федерация, г. Челябинск, е-таП: rfhaliullina@bk.ru

Khaliullina Regina Fedoilovna, Teacher, South Ural State Technical College, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: rfhaliullina@bk.ru

Сведения для цитирования: Швачко, Е. В. Военно-патриотический клуб как средство профилактики девиантного поведения подростков / Е. В. Швачко, М. В. Ворожбьянов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 154-165.

УДК 37.0 ББК 74.200

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Е. В. Швачко, М. В. Ворожбьянов

В рамках статьи авторы анализируют проблему профилактики девиантного поведения подростков на основе исследования, проведенного среди обучающихся кадетского класса. Подростки, потеряв необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, демонстрируют психологические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.