Таланты - в бизнес: поддержка предпринимательских стратегий студенческой молодёжи
Морозова Наталия Витальевна - канд. экон. наук, доцент, декан экономического факультета. E-mail: [email protected]
Иванов Владимир Валерьевич - канд. экон. наук, доцент, руководитель Бизнес-инкубатора ЧГУ. E-mail: [email protected]
Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары, Россия Адрес: 428015, г. Чебоксары, Московский проспект, 15
Аннотация. В статье дана оценка изменения роли классических университетов в преобразовании социально-экономической среды территорий, на которых они расположены, рассмотрены проблемы разработки систем эффективного управления талантами и инновационно-исследовательской инфраструктуры предпринимательского типа. В условиях нового технологического уклада меняются требования к процессу подготовки будущих специалистов - это не только передача фундаментальных и профессиональных знаний, но и развитие креативных способностей студента, активизирующих возможности его самореализации, самостоятельности, мобильности, способности работать в проблемной ситуации. В связи с этим в статье обосновывается актуальность проблемы обучения предпринимательству в высших учебных заведениях, а также необходимость выявления и поддержки предпринимательских стратегий студенческой молодёжи. Отмечается дискус-сионность вопроса о необходимости введения отдельных программ бакалавриата по предпринимательству. Приводится опыт Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова по созданию непрерывной многоуровневой системы образования, позволяющей всем заинтересованным студентам любых направлений и специальностей получать базовые компетенции в области предпринимательства. Особое внимание уделено вопросам формирования инновационно-исследовательской инфраструктуры предпринимательского типа в регионе и в вузе. Описывается опыт и перспективы работы бизнес-инкубатора ЧГУ, который должен стать эффективным инструментом генерации новой волны предпринимателей для региона. Рассмотрены технологии бизнес-инкубатора, ориентированные на выявление лиц, способных к предпринимательской деятельности, на активизацию предпринимательских инициатив студентов, оказание помощи в развитии бизнес-способностей и получении необходимых знаний. Эффективная работа бизнес-инкубатора рассматривается как фактор повышения стоимости бренда университета. Отмечены проблемы, с которыми столкнулся бизнес-инкубатор в своей работе и решение которых невозможно без участия государственной власти и бизнес-структур региона. Обосновывается необходимость разработки программы обучения, поддержки и удержания талантливой студенческой молодёжи «Будущие лидеры экономики Чувашии », состоящей из следующих основных блоков: образование, инновационно-исследовательская инфраструктура; система поддержки инновационных предпринимательских инициатив; управление инфраструктурой.
Ключевые слова.: управление талантами, предпринимательские компетенции, инновационно-исследовательская инфраструктура, бизнес-инкубатор, проектное обучение
Для цитирования: Морозова Н.В, Иванов В.В. Таланты - в бизнес: поддержка предпринимательских стратегий студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12 С. 126-135.
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-126-135
Введение
Вопросы обучения основам предпринимательства в вузах становятся сегодня предметом оживлённой дискуссии [1; 2]. Большинство российских вузов всё активнее подключаются к процессу обучения предпринимательству и нуждаются в регулярном обмене опытом и лучшими практиками в данной сфере. Актуальными становятся исследования, связанные с определением содержания образовательных программ по предпринимательству, а также с обоснованием условий, необходимых для формирования у талантливой молодёжи компетенций для занятия предпринимательством на профессиональной основе [3]. Низкую степень вовлечённости молодёжи в предпринимательскую активность многие исследователи связывают с недостаточно эффективными программами предпринимательского образования в высшей школе [4].
Система инновационно-исследовательской
инфраструктуры предпринимательского типа в классическом университете
Перед российским государством поставлена амбициозная и крайне сложная цель -«осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека»1. В данном контексте сфера высшего образования, несомненно, является отраслью, способной обеспечить условия устойчивого и конкурентоспособного социально-экономического развития государства. Образование в новых условиях должно стать центральным звеном новой модели
1 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/43027
экономического роста, а создаваемый в системе образования интеллектуальный капитал - стратегическим фактором, определяющим перспективы развития и повышения конкурентоспособности страны [5].
Сегодня классическим университетам отводится особая роль:
- укрепление социально-экономической стабильности и поступательное развитие территорий, на которых они расположены;
- социальное и культурное совершенствование общества и обеспечение дополнительных ресурсов для роста благосостояния граждан;
- генерация инноваций и подготовка специалистов, в том числе будущих предпринимателей, деятельность которых направлена на креативное решение социально-экономических проблем региона и осуществление позитивных перемен в местном социуме [6; 7].
Усиление роли университетов в преобразовании социально-экономической сферы предполагает выработку высшей школой принципиально иных подходов к формированию компетенций студентов, которым предстоит жить в условиях нового технологического уклада. Процесс подготовки будущего специалиста - это не только передача студенту фундаментальных и профессиональных знаний, но и развитие его креативных способностей, обеспечивающих возможности его самореализации, самостоятельности, мобильности. Перед университетами поставлена задача разработки уникальных систем эффективного управления талантами. Талант - это привлекательный и ограниченный ресурс. В современных условиях повышаются требования к лидерам и элитным специалистам: глобальная ориентация, мультикультурная подготовка, технологическая грамотность, предпринимательские навыки, способность управлять менее структурированными организациями и др. Сложно вырастить талант инновационного типа без эффективного взаимодействия системы высшего образования и работода-
телей, поиска новых форм интеграции и взаимной заинтересованности между системой высшего образования, производственными комплексами, бизнесом, общественными институтами и государственной властью. Очевидно, что развитие таланта осуществляется лишь в особой инновационной среде, которая создаёт условия «для стимулирования творческой активности, позволяющей раскрыть талант студента, дать ему возможность обоснованного выбора направления своего профессионального совершенствования для достижения более полной профессиональной самореализации» [8].
Подготовка и реализация Национального проекта развития малого и среднего бизнеса и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы в соответствии с майским Указом Президента РФ призваны популяризировать сферу малого и среднего бизнеса в России и её регионах. Поэтому одним из важнейших направлений формирующейся в вузах системы управления талантами является переосмысление проблемы обучения предпринимательству в высших учебных заведениях, а также выявление и поддержка предпринимательских стратегий студенческой молодёжи. Анализ зарубежной практики высшего образования показывает, что она ориентирована на развитие предпринимательских талантов как существенного фактора инновационного развития. Выявление предпринимательских способностей и поиск возможностей коммерциализации предпринимательских идей осуществляются с первых дней пребывания студентов в вузе [9]. Студенты же российских вузов, особенно технических направлений и специальностей, как правило, не владеют основами предпринимательства, не видят перспектив своих разработок, обосновывают свои технические решения лишь на уровне затрат [10]. Более того, федеральные государственные образовательные стандарты даже экономических направлений ориентированы на подготовку студентов к решению профессиональных задач в самых разных
областях: банковской, страховой, учётной, аналитической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, расчёт-но-экономической и даже педагогической, но только не в сфере предпринимательской деятельности [11]. Всё ещё дискуссионным остаётся вопрос о введении отдельных программ бакалавриата по предпринимательству, проекты образовательных стандартов которых были предложены в результате исследований, проведённых в 2014-2015 гг. Национальной ассоциацией обучения предпринимательству (РАОП) [12]. Между тем предпринимательство - это не совсем профессия, а «деятельность, являющаяся в такой же мере ремеслом, как и искусством, в которой талант и призвание значат больше, чем набор знаний и навыков» [1].
Стратегии выявления и поддержки предпринимательских инициатив студенческой молодёжи
В Чувашской Республике, как и в большинстве регионов Российской Федерации, отмечается сравнительно низкая вовлечённость молодёжи в предпринимательскую активность. В связи с этим Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова ставит задачу создания непрерывной многоуровневой системы образования, позволяющей всем заинтересованным студентам любых направлений и специальностей получать базовые компетенции в области предпринимательства. Особое внимание уделяется формированию инновационно-исследовательской инфраструктуры предпринимательского типа, построение которой должно быть основано на общепризнанных фундаментальных принципах [13; 14]:
- интеграция научно-образовательного процесса вуза и социально-экономического развития региона и страны;
- активное вовлечение студентов в научно-исследовательскую и инновационную деятельность в процессе проектной работы на площадках инновационно-исследовательской инфраструктуры;
- реализация в вузе полного инновационного цикла - от научного исследования до создания готового продукта;
- интеграция науки и образования в национальное и международное сообщество, создание межрегиональных и международных проектных групп междисциплинарного характера.
В Чувашском государственном университете создано достаточно много элементов инновационной инфраструктуры: инновационно-внедренческий центр, студенческое конструкторское бюро, инжиниринговый центр транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, центр коллективного пользования в области нанотехнологий, базовые кафедры по различным направлениям, бизнес-инкубатор [15].
Основной целью бизнес-инкубатора является обеспечение благоприятных условий для практической реализации бизнес-проектов обучающихся, преподавателей и научных сотрудников. Бизнес-инкубатор проводит отбор бизнес-команд для даль-
нейшей поддержки в период их стартового развития, оказывает услуги по бизнес-инкубированию (предоставление помещений, компьютерной и копировальной техники, средств связи, ведение бухгалтерского учёта, консультационные, информационные, образовательные и другие услуги). Важными направлениями деятельности бизнес-инкубатора являются: оказание помощи бизнес-командам в привлечении инвестиций; оказание поддержки обучающимся, преподавателям и научным сотрудникам при решении административных проблем, при выработке стратегии, ведении переговоров с иностранными партнёрами, инвесторами, кредитными организациями, участии в выставках, проведении презентаций и в других аспектах бизнеса. Бизнес-инкубатор разрабатывает программные продукты, осуществляет ИТ-консалтинг, оказывает услуги по подготовке и повышению квалификации ИТ-специалистов, организует конференции, семинары, тренинги, встречи, круглые столы, деловые контакты.
Бизнес-инкубатор в ЧГУ им. И.Н. Ульянова - это форма работы со студентами, аспирантами и молодыми учёными, в процессе которой им помогают развить бизнес-идеи и превратить их в реальные бизнес-проекты. Наибольшее внимание бизнес-инкубатор уделяет инновационным, новаторским способам производства какого-либо продукта, поскольку в последние годы наукоёмкий бизнес имеет большие перспективы в области предпринимательства. Резиденты бизнес-инкубатора получают возможность вести своё дело на территории вуза. Бизнес-инкубатор не только предоставляет помещения для старта и дальнейшего развития бизнес-проектов, но и проводит консультации по вопросам права, финансов, налогообложения и по иным вопросам в Консалтинговом центре, который входит в его структуру.
Бизнес-инкубатор берёт на себя практическую организацию процесса взаимодействия науки с бизнесом на начальном этапе. В этом направлении уже накоплен опыт и имеются положительные результаты. Одной из задач функционирования бизнес-инкубатора является повышение финансовой грамотности студентов, с этой целью организуются научно-практические встречи с представителями бизнеса. Так, в рамках работы бизнес-инкубатора прошла встреча студентов с представителями компании «Финам», на которой были рассмотрены вопросы функционирования российских фондовых рынков. Оперативная подача информации от компании «Финам» сопровождалась большим количеством вопросов со стороны студентов, что стало для руководителей бизнес-инкубатора показателем успешного проведения встречи.
В рамках проекта «Бизнес-инкубатор ЧГУ» состоялась встреча студентов экономического факультета с китайскими представителями, на которой были рассмотрены вопросы создания бизнеса и мониторинга бизнес-процессов. Встреча вызвала большой интерес у обучающихся,
т.к. рассматривались возможности сотрудничества с Китайской Народной Республикой в различных областях деятельности. Китайские эксперты отвечали на вопросы о российско-китайском бизнес-сотрудничестве и развитии российско-китайских инфраструктурных проектов.
Бизнес-инкубатор должен стать частью системы профессиональной ориентации учащихся, привлечения и сопровождения талантливой молодёжи в университете, активной площадкой для пропаганды предпринимательства среди обучающихся школ и ссузов, а также среди широких слоёв населения региона [16]. На наш взгляд, эффективную работу бизнес-инкубатора следует рассматривать как фактор повышения стоимости бренда университета в целом. Бизнес-инкубатор способен создать кадровую базу для налаживания прочных отношений с потенциальными работодателями. Его эффективная работа способствует продвижению проектов вуза, а также развитию его научной деятельности. Бизнес-инкубатор должен стать эффективным инструментом генерации новой волны предпринимателей. Технологии бизнес-инкубатора ориентированы на выявление обучающихся, способных к предпринимательской деятельности, на активизацию предпринимательских инициатив студентов, на оказание им помощи в развитии бизнес-способностей и получении необходимых знаний.
Технология проектного обучения (разработка научных проектов, социальных и бизнес-проектов), которая реализуется на площадке «Бизнес-инкубатор ЧГУ», является гибкой моделью организации учебного процесса, которая позволяет студентам:
- самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников;
- развивать системное мышление и исследовательские умения;
- приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах.
Проектная деятельность нацелена также на формирование у студентов навыков
коммуникации с представителями бизнеса, органами государственной власти, общественностью. В процессе демонстрации своих идей они могут получить поддержку местного предпринимательского сообщества.
Несмотря на то, что в своей работе бизнес-инкубатор столкнулся с проблемами системного характера, такими как низкий уровень инновационной и предпринимательской активности преподавателей и научных работников, слабость связей с экономикой и социальной сферой региона, отсутствие системной и долгосрочной поддержки объектов инновационно-исследовательской инфраструктуры вузов и др., на первом этапе нам удалось:
- создать систему поиска талантливых студентов, заинтересованных в бизнес-деятельности;
- сформировать творческую атмосферу, стимулирующую предпринимательскую инициативу студентов, их желание активно участвовать в решении проблем региона;
- показать студентам позитивный опыт предпринимательства, различные его формы и виды успешных практик;
- организовать коммуникации с целевыми группами, экспертами, партнёрами, спонсорами и т.п.
Считаем целесообразным совместно с регионом подготовить и реализовать программу обучения, поддержки и удержания талантливой студенческой молодёжи «Будущие лидеры экономики Чувашии», включающую следующие блоки:
- образование (специализированные программы и кафедры);
- инновационно-исследовательская инфраструктура (научно-производственные мощности);
- система поддержки инновационных предпринимательских инициатив (сопровождение инновационных проектов, защита прав интеллектуальной собственности);
- управление инфраструктурой.
Результатом данной программы должно стать создание системы непрерывного
многоуровневого предпринимательского образования «студент - аспирант - научно-педагогический работник - предприниматель и/или сотрудник инновационного предприятия», обеспечивающей формирование в университете и регионе среды, стимулирующей предпринимательскую активность студентов и сотрудников.
Заключение
В области предпринимательского образования много вызовов и ограничений, тем не менее оно должно стать обязательным элементом классического университета, который позволит студенту любого направления подготовки (технического, медицинского, финансово-экономического, гуманитарного и др.) выстроить образовательную траекторию с учётом своего профессионального и карьерного выбора, ориентируясь в то же время на потребности регионального сообщества. Эффективная инфраструктура вуза для поддержки и продвижения талантливой молодёжи, создающая возможности для самореализации студентов в сфере предпринимательства, позволит:
- укрепить связи университета с бизнес-сообществом, которое заинтересовано в финансировании инновационных проектов;
- обеспечить взаимодействие университета с властью, которая ставит перед вузами задачу развития предпринимательской и социально значимой деятельности студентов;
- повысить качество и привлекательность образовательных программ вуза и привлечь талантливых и активных абитуриентов.
Литература
1. Чепуренко А.Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки // Вопросы образования (Educational Studies Moscow). 2017. № 3. С. 250-276.
2. Казин Ф.А., Хагин С., Причисленко А.Г., Зленко А.Н. Обучение предпринимательству с использованием инструментов позитивной психологии и социального проектирования // Вопросы образования (Educational Studies Moscow). 2017. № 3. С. 110-131.
3. Рубин Ю.Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 15-27.
4. Клюев А.К, Яшин А.А. Программы предпринимательского образования в современном университете // Высшее образование в России. 2016. № 1 (l97). С. 22-33.
5. Александров А.Ю. Многопрофильные университеты в инновационном развитии региональной экономики // Состояние и перспективы развития инновационных технологий в России и рубежом: Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЧГУ им. И.Н. Ульянова, 2016. С. 14-20.
6. Александров А.Ю. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова - инновационный многопрофильный вуз, интегрированный в экономику региона и страны // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 99-105.
7. Сырямкина Е.Г, Румянцева Т.Б, Ливенцова Е.Ю. Образовательный потенциал технологии «социальный акселератор» для развития социально-предпринимательской компетентности студентов в классическом университете // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 1. С. 171-187.
8. Сахарова Н.В, Старикова Н.Ю. Инновационная среда образовательной организации высшего образования как неотъемлемая часть управления талантами // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции (Москва, 25-27 апреля 2016) В 8 ч. М., 2016. С. 304-309.
9. Tang M, Chen X., Li Q, Lu Y. Does Chinese university entrepreneurship education fit students' needs? // Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies. 2014. Vol. 6. No. 2. P. 163-178.
10. Aleksandrov A.Y., Zakharova A.N., Nikolaev E.L. New challenges in engineering education: personal advancement for better marketability of future professionals // Proc. 2015 Int. Conf. on Interactive Collaborative Learning, ICL 20152015. P. 452-454.
11. Шагеева Ф.Т, Галиханов М.Ф, Стрекалова Г.Р. Развитие предпринимательских компетенций будущего инженера как фактор
успешной профессиональной карьеры // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 47-55.
12. Рубин Ю.Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 7-21.
13. Александров Р.И, Григорьев В.С, Кадышев Е.Н. Реализация проекта создания и развития Чебоксарского инжинирингового центра транспортного и сельскохозяйственного машиностроения // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 113-119.
14. Rudenko L.G, Karaulov V.M, Zaitseva N.A, Larionova A.A, Chizhik A.S. Methodology development for rating the infrastructure
support of small business in the regions // Man in India. 2017. Vol. 97. No. 14. P. 11-20.
15. Поверинов И.Е, Ковалев ВГ, Щипцова А.В. Организация подготовки инженерных кадров для перспективных направлений развития экономики Чувашской Республики // Высшее образование в России. 2017. № 7(214). С. 106-112.
16. Троешестова Д.А., Васильева О.В. Система профессиональной ориентации учащихся, привлечения и сопровождения талантливой молодёжи в университете // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 125-131.
Статья поступила в редакцию 18.10.18.
Принята к публикации 16.11.18
Talents - to Business: Support for Entrepreneurial Strategies ofStudent Youth
Nataliia V. Morozova - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Dean of Economics Faculty, e-mail: [email protected]
Vladimir V. Ivanov - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Head of Business Incubator, e-mail: [email protected]
I.N. Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russia
Address: 15, Moskovskii prosp., Cheboksary, 428015, Russian Federation
Abstract. The article assesses the changes in the role of classical universities in transforming the socio-economic environment in territories where they are located, addresses the problems of developing effective talent management systems and innovation and research infrastructure of business type. In the face of a new technological paradigm requirements for training future specialists change, they include not only transferring basic and professional knowledge, but development of students' creative abilities, activating opportunities for their self-fulfillment, autonomy, mobility, ability to work in a problematic situation as well. In this regard, the article substantiates the urgency of entrepreneurial training at universities, as well as the need to identify and support business strategies of student youth. The article discusses the issue of introducing individual undergraduate programs in entrepreneurship. The article provides the experience of I.N. Ulianov Chuvash State University in creating a continuing multilevel education system which makes it possible for all motivated students of any major and specialty to receive basic competences in the field of entrepreneurship. Particular attention is paid to the development of innovation-research infrastructure of business type in the region and at the University. The article describes the experience and prospects of ChuvSU business incubator, which should become an effective tool for generating a new wave of entrepreneurs in the region. Technologies of the business incubator which are aimed at timely identifying persons capable of entrepreneurial activity, at making students' entrepreneurial initiatives more active, at assisting in developing business skills and obtaining the necessary knowledge have been examined. Effective functioning of the business incubator is regarded as a factor in increasing the University brand value. The business incubator now faces the issues in its work, which cannot be solved without participation of public authorities and business organizations in the region. The article substantiates the need of preparing a training program together
with the region to support and retain talented students "Future leaders of Chuvashia economy", consisting of basic blocks: education, innovation and research infrastructure; support system for innovative entrepreneurial initiatives; infrastructure management.
Keywords: talents management, entrepreneurial competence, innovation and research infrastructure, business incubator, project training
Cite as: Morozova, N.V., Ivanov, V.V. (2018). [Talents - to Business: Support for Entrepreneurial Strategies of Student Youth]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia.. Vol. 27. No. 12, pp. 126-135. (In Russ., abstract in Eng.)
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-126-135
References
1. Chepurenko, A.Yu. (2017). [How and Why Entrepreneurship Should Be Taught to Students: Polemical Notes]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. No. 3, pp. 250-276. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Kazin, F.A., Khagin S., Prichislenko, A.G., Zlenko, A.N. (2017). [Developing the Entrepreneurial University through Positive Psychology and Social Enterprise]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. No. 3, pp. 110-131. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Rubin, Yu.B. (2016). [Educational Programs in Entrepreneurship for Bachelor Degree Students and Requirements to Their Implementation]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 2 (198), pp. 15-27. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Klyuev, A.K. Yashin, A.A. (2016). [Entrepreneurship Educational Programs in the Modern University]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 1 (197), pp. 22-33. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Aleksandrov, A.Yu. (2016). [Multidisciplinary Universities in the Innovative Development of the Regional Economy]. In: Sostoyanie i perspektivy razvitiya innovatsionykh tekhnologii v Rossii i za rubezhom [The State and Prospects of the Development of Innovative Technologies in Russia and Abroad: Collection of papers of the I Int. Sci. and Pract. Conf.]. Cheboksary: Chuvash University Publ., pp. 14-20. (In Russ.)
6. Aleksandrov, A.Yu. (2017). [I.N. Ulianov Chuvash State University as a Multiprofile Innovative Higher Education Institution Integrated into the Regional Economy]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7 (214), pp. 99-105. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Syryamkina, E.G., Rumyantseva, T.B., Liventsova, E.Yu. (2018). [Educational Potential of the Technology "Social Accelerator" for the Development of Social-Entrepreneurial Competence of Students in a Classical University]. Obrazovaniye i nauka = Education and Science. Vol. 20. No. 1, pp. 171-187. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Sakharova, N.V., Starikova N.Yu. (2016). [Innovative Environment of Educational Organization of Higher Education as an Integral Part of Talent Management]. In: Gumanitarnyye osnovaniya sotsial'nogo progressa: Rossiya i sovremennost': sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The Humanitarian Foundations of Social Progress: Russia and the Present: Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference]. Moscow: Moscow State University of Design and Technology Publ., pp. 304-309. (In Russ.)
9. Tang, M., Chen, X., Li, Q., Lu, Y. (2014). Does Chinese University Entrepreneurship Education Fit Students' Needs? Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies. Vol. 6. No. 2, pp. 163-178.
10. Aleksandrov, A.Y., Zakharova, A.N., Nikolaev, E.L. New Challenges in Engineering Education: Personal Advancement for Better Marketability of Future Professionals. Proc. 2015 Int. Conf. on Interactive Collaborative Learning, ICL 20152015. Pp. 452-454.
11. Shageeva, F.T., Galikhanov, M.F., Strekalova, G.R. (2018). [Entrepreneurial Competencies of Engineering Student as a Factor of Successful Professional Career]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 2(220), pp. 47-55. (In Russ., abstract in Eng.)
12. Rubin, Yu.B. (2016). [Creation of Graduates' Entrepreneurial Competencies within the Educational Area of Baccalaureate]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 1 (197), pp. 7-21. (In Russ., abstract in Eng.)
13. Alexandrov, R.I., Grigoriev, V.S., Kadyshev, E.N. (2017). [Creation and Development of Cheboksary Engineering Center for Transport and Agricultural Machinery: The Project Implementation]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7 (214), pp. 113-119. (In Russ., abstract in Eng.)
14. Rudenko, L.G., Karaulov, V.M., Zaitseva, N.A., Larionova, A.A., Chizhik, A.S. (2017). Methodology Development for Rating the Infrastructure Support of Small Business in the Regions. Man in India. Vol. 97, no. 14, pp. 11-20.
15. Poverinov, I.E., Kovalev, V.G., Schiptsova, A.V. (2017). [Organization of Training Engineering Experts for Perspective Directions of the Chuvash Republic Economy Development]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7 (214), pp. 106-112. (In Russ., abstract in Eng.)
16. Troeshestova, D.A., Vasil'eva, O.N. (2015). [System of Student Career Guidance and Support of Talented Youth at the University]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7 (214), pp. 125-131. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 18.10.2018 Accepted for publication 16.11.18