Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЕ СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ПОКАЗАТЕЛИ / КРИТЕРИИ / УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танаева Замфира Рафисовна

Актуальность темы исследования обусловлена целесообразностью повышения профессионального мастерства сотрудников правоохранительных органов средствами речевой подготовки. Правильный отбор методов оценивания результатов развития профессионально-речевой компетентности будущих сотрудников правоохранительных органов зависит от четкости выбранных показателей и критериев их оценки. В статье дается авторское определение понятия «профессионально-речевая компетентность студентов юридических вузов», на базе которого разработаны и представлены критерии определения уровня профессионально-речевой компетентности обучающихся: совокупность профессиональных знаний, реализуемых на базе сформированных коммуникативных компетенций; межличностное коммуникативное взаимодействие, способность к самоанализу, самопознанию. Новизна и значимость полученного результата заключается в том, что данные показатели и уровни использованы на фоне комплекса организационно-педагогических условий развития профессионально-речевой компетентности будущих юристов (создание коммуникативных ситуаций профессионально-речевого общения, реализация программы дисциплины «Культура речи юриста», использование дистанционных технологий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танаева Замфира Рафисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS AND CRITERIA OF THE LEVEL OF PROFESSIONAL AND SPEECH COMPETENCE OF FUTURE LAW ENFORCEMENT STAFF

The relevance of the research topic is due to the expediency of improving the professional skills of law enforcement officers by means of speech training. The correct selection of methods for evaluating the results of the development of professional speech competence of future law enforcement officers depends on the clarity of the selected indicators and the criteria for their evaluation. The article gives the author’s definition of the concept of “professional speech competence of law higher education institutions students”. On the basis of which the criteria for determining the level of professional speech competence of students are developed and presented. There are a set of professional knowledge implemented on the basis of formed communicative competencies; interpersonal communicative interaction, the ability to introspection, self-knowledge. The novelty and significance of the result obtained lies in the fact that these indicators and levels are used against the background of a complex of organizational and pedagogical conditions for the development of professional speech competence of future lawyers (creation of communicative situations of professional speech communication, implementation of the program of the discipline “Culture of speech of a lawyer”, the use of remote technologies).

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

preschoolers as a condition for the formation of a creative personality], Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of Science and Education], 2021, no. 3 (106), pp. 56-58. (In Russian)

12. Akimova M. K., Gurevich K. M. Psikhologicheskaya diagnostika: ucheb. [Psychological diagnostics: textbook]. St. Petersburg, Peter, 2003, 652 p., ISBN 5-94723-626-5. (In Russian)

13. Testkreativnosti Torrensa. Diagnostika tvorcheskogo myshleniya [Torrens creativity test. Diagnostics of creative thinking. Psychology of a happy life], 2022, available at: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya (accessed: 02.05.2022). (In Russian)

14. Rozhkova S. V. Sravnitel'nyy analiz ponyatiy «kreativnost'» i «tvorchestvo» [Comparative analysis of the concepts of "creativity" and "creativity"], Gaudeamus [Gaudeamus], 2018, vol. 17, no. 1 (35), pp. 85-87. (In Russian)

15. Kholodnaya M. A. Psikhologiya intellekta: paradoksy issledovaniya: ucheb. [Psychology of intelligence: research paradoxes: textbook]. St. Petersburg: Peter, 2002, 384 p., ISBN 5-318-00301-X. (In Russian)

16. Ilyin E. P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of creativity, creativity, giftedness]. St. Petersburg, Peter, 2009, 434 p., ISBN 978-5-49807-239-5. (In Russian)

17. Mardanova G. M. Tekhnologiya razvitiya kreativnogo potentsiala uchashchikhsya obrazovatel'noy shkoly [Technology for the development of the creative potential of students in an educational school], Cand. ped. sci. diss. Izhevsk, 2005, 152 p. (In Russian)

Просандеева Ирина Александровна, студентка образовательной программы «Психология», Кокшетауский университет им. Ш. Уалиха-нова, Республика Казахстан, г. Кокшетау, e-mail: happiness.21.12.1.2@gmail.com

Стукаленко Нина Михайловна, профессор кафедры педагогики и психологии, Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова, доктор педагогических наук, профессор (Комитет по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан), академик Академии педагогических наук Республики Казахстан, Международной академии информатизации, Республика Казахстан, г. Кокшетау, e-mail nms.nina@mail.ru

Prosandeeva Irina Alexandrovna, student of the educational program «Psychology», Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov, Republic of Kazakhstan, Kokshetau, e-mail: happiness.21.12.1.2@ gmail.com

Stukalenko Nina Mikhailovna, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov, Doctor of Pedagogical sciences, Professor (Committee for Quality Assurance in the Sphere of Education and Science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan), Academician of the Academy of Pedagogical Sciences of the Republic of Kazakhstan, International Academy of Informatization, Republic of Kazakhstan, Kokshetau, e-mail: nms.nina@mail.ru

Сведения для цитирования: Танаева, З. Р. Показатели и критерии уровня профессионально-речевой компетентности будущих сотрудников правоохранительных органов / З. Р. Танаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 2 (34). — С. 90-96.

УДК 378.1 ББК 74.48

показатели и критерии уровня

профессионально-речевой компетентности будущих сотрудников правоохранительных органов

З. Р. Танаева

Актуальность темы исследования обусловлена целесообразностью повышения профессионального мастерства сотрудников правоохранительных органов средствами речевой подготовки. Правильный отбор методов оценивания результатов развития профессионально-речевой компетентности будущих сотрудников правоохранительных органов зависит от четкости выбранных показателей и критериев их оценки. В статье дается авторское определение понятия «профессионально-речевая компетентность студентов юридических вузов», на базе которого разработаны

и представлены критерии определения уровня профессионально-речевой компетентности обучающихся: совокупность профессиональных знаний, реализуемых на базе сформированных коммуникативных компетенций; межличностное коммуникативное взаимодействие, способность к самоанализу, самопознанию. Новизна и значимость полученного результата заключается в том, что данные показатели и уровни использованы на фоне комплекса организационно-педагогических условий развития профессионально-речевой компетентности будущих юристов (создание коммуникативных ситуаций профессионально-речевого общения, реализация программы дисциплины «Культура речи юриста», использование дистанционных технологий).

Ключевые слова: профессионально-речевая компетентность, будущие сотрудники правоохранительных органов, показатели, критерии, уровни профессионально-речевой компетентности.

Профессиональная деятельность будущих сотрудников правоохранительных органов предполагает непосредственное коммуникативное взаимодействие с населением. Актуальность данного вопроса заключается еще и в том, что «коммуникативная мобильность является существенным конкурентным преимуществом, так как позволяет достичь большей эффективности в осуществлении служебно-профессиональных задач с помощью применения конструктивных коммуникативных стратегий» [1, с. 3]. Поэтому уже на стадии профессиональной подготовки будущие сотрудники правоохранительных органов должны научиться грамотно, логически последовательно строить свою речь, кратко и четко излагать информацию, подбирать соответствующие способы общения с учетом индивидуальных особенностей участников правоотношений.

Требования к коммуникативной компетентности выпускников юридических вузов изложены и в образовательных стандартах. Так, в соответствии с ФГОС высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) «выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать способностью к логическому мышлению, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7); способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке (ОК-10)» [2].

Следовательно, в нашем исследовании профессионально-речевую компетентность студентов юридических вузов рассматриваем как совокупное качество личности, которое характеризуется наличием комплекса языковых и профессиональных знаний, способностью строить устную и письменную речь, устанавливать и поддерживать деловое общение с участниками правоотношений в рамках субъект-субъектного взаимодействия.

Для получения научно обоснованной информации о профессионально-речевой компетентно-

сти будущих сотрудников правоохранительных органов необходима разработка критериев и показателей оценки эффективности образовательного процесса.

В исследованиях современных ученых активно обсуждаются вопросы, связанные с показателями коммуникативной компетентности студентов, в том числе будущих специалистов правоохранительной сферы (Л. А. Ашхотова, С. Л. Вишневская, Г. В. Кубиц, В. С. Романюк, Н. В. Самохина, А. А. Таова и др.). Так, Г. В. Кубиц считает, что «коммуникативная компетентность формируется тогда, когда происходит осознание профессионального языка» [3, с. 13], и в связи с этим предлагает учитывать уровень владения специальными терминами, освоения профессионального языка и формирования профессионального сознания. А. А. Таова предлагает оценивать коммуникативную компетентность будущих юристов по знаниевому критерию, готовности к продуктивному взаимодействию и мировоззренческому критерию [4, с. 19]. Л. А. Ашхотова осуществляет оценку коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел с точки зрения коммуникативной мобильности, то есть способности адаптироваться к ситуации общения в зависимости от контекста, к поиску, анализу и трансляции информации с помощью коммуникативных средств [5].

В результате анализа государственных образовательных стандартов юридической направленности и научных источников, характеристики профессионально-речевой компетентности студентов юридических вузов, собственного практического опыта работы в вузе в качестве критериев определения уровня профессионально-речевой компетентности обучаемых выделили: совокупность профессиональных знаний, реализуемых на базе сформированных коммуникативных компетенций; межличностное коммуникативное взаимодействие; способность к самоанализу, самопознанию. Таким образом, первый критерий

представляет собой познавательный компонент и включает совокупность правовых и специальных профессиональных знаний, приобретаемых с помощью коммуникативных средств. Второй критерий характеризует поведенческий компонент профессионально-речевой компетентности студентов и выражает выбор правильной стратегии и тактики в той или иной ситуации общения в соответствии со спецификой конкретных условий общения. Третий критерий используется для измерения рефлексивного компонента про-

фессионально-речевой компетентности, который выражается в осознании значимости эффективных стратегий общения для решения служебно-боевых задач и степени готовности обучаемого брать на себя ответственность за свое обучение и определять стратегию изучения языка.

Для наиболее полного представления о соответствующей стороне профессионально-речевой компетентности студентов для каждого критерия нами разработаны показатели и методы выявления уровня компетентности. (табл. 1).

Таблица 1

Таблица показателей, характеризующих профессионально-речевую компетентность будущих сотрудников правоохранительных органов

№ Критерии Показатели Диагностические методы

1 Совокупность профессиональных знаний, реализуемых на базе сформированных коммуникативных компетенций Владение официально-деловым стилем в устной и письменной коммуникации, в том числе при составлении процессуальных и служебных документов. Способность к построению краткого, точного и грамотного высказывания в соответствии с его целевым назначением. Способность составлять и принимать обоснованные юридические решения, руководствуясь правильными речевыми средствами. Владение специальными терминами и способность оперировать основными общеправовыми понятиями и категориями, анализировать и толковать нормы права, давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам. Владение юридическим дискурсом как одним из видов профессионально ориентированного дискурса. Способность осуществлять правовую пропаганду Анализ продуктов учебной деятельности (анализ ответов на занятиях, зачетах, комбинированный контроль, анализ задач, письменных работ (документов), рефератов и т. д.), тестирование

2 Межличностное коммуникативное взаимодействие Способность ставить цели и задачи общения исходя из контекста коммуникативной ситуации или информационного повода. Способность устанавливать позитивный контакт, владение способами убеждения. Общительность и коммуникабельность, согласованность в межгрупповом взаимодействии, способность оперативно провести поиск и анализ информации, установление контакта, степень овладения толерантным общением. Владение коммуникативными стратегиями разрешения конфликтной ситуации. Проявление профессионального такта в общении. Способность анализировать целевые установки субъектов общения. Знания о регламентированных правилах служебно-профессионального общения сотрудника правоохранительного органа. Установка на позитивное сотрудничество, партнерство. Способность применять современные коммуникативные технологии для профессионального взаимодействия Экспертные оценки, результаты интервьюирования, оценка презентаций, анализ решения кейсов, методика оценки уровня общительности В. Ф. Ряховского; методика диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко; методика диагностики типа коммуникативной установки В. В. Бойко

Окончание таблицы 1

№ Критерии Показатели Диагностические методы

3 Способность к самоанализу, самопознанию Способность и стремление к самоуправлению по освоению профессионального языка. Уровень профессионального сознания. Умение осуществлять процессы восприятия, осмысления, анализа информации из разных источников для решения служебно-профес-сиональных задач. Владение приемами психологической саморегуляции, самоконтроля речевого поведения в экстремальных и конфликтных ситуациях Экспертные оценки, беседы, наблюдения, самодиагностика, приемы рефлексивной диагностики, методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера

Для измерения профессионально-речевой компетентности студентов выделили три взаимосвязанных уровня (формально-интуитивный, фрагментарно-осознанный и рефлексивно-деятельностный), предполагающих поэтапное продвижение студентов от формально-интуитивного к фрагментарно-осознанному, а от него — к рефлексивно-деятельностному уровню.

Данные показатели и уровни использованы нами на фоне комплекса организационно-педагогических условий развития профессионально-речевой компетентности будущих юристов: создание коммуникативных ситуаций профессионально-речевого общения, реализация программы дисциплины «Культура речи юриста», использование дистанционных технологий.

На основании вышеизложенного представим характеристику критериев для каждого из выявленных нами уровней профессионально-речевой компетентности студентов.

Совокупность профессиональных знаний, реализуемых на базе сформированных коммуникативных компетенций.

Формально-интуитивный уровень характеризуется выполнением действий по составлению служебных и процессуальных документов и принятию решений по конкретным правовым ситуациям на интуитивном уровне, при этом ответы не переведены на язык правовых категорий; знания языковых особенностей официально-делового стиля носят нецелостный характер. Обучаемый затрудняется кратко, точно и грамотно аргументировать свои суждения в соответствии с теоретическими положениями изучаемого материала.

На фрагментарно-осознанном уровне студент в достаточном объеме владеет знаниями понятийно-терминологического аппарата, однако не способен оперировать специальными терминами при решении правовых ситуаций и принимает в основном стандартные решения; не всегда самостоятельно может анализировать

нормы права; при составлении процессуальных и служебных документов допускает ошибки, связанные с нарушением стилистических норм официально-делового стиля.

Рефлексивно-деятельностный уровень характеризуется высокой степенью владения официально-деловым стилем в устной и письменной коммуникации, способностью принимать обоснованные юридические решения, грамотно используя речевые средства, способностью эффективно осуществлять правовую пропаганду.

Межличностное коммуникативное взаимодействие.

Формально-интуитивный уровень характеризуется низким уровнем коммуникабельности, нежеланием понять партнера по общению, неспособностью быстро проанализировать информацию, неумением разрешать конфликтные ситуации. Студент знает правила служебно-про-фессионального общения, однако затрудняется использовать их в общении.

Фрагментарно-осознанный уровень характеризуется недостаточно развитыми навыками межгруппового взаимодействия и межличностного восприятия. Студент стремится к толерантному общению, однако испытывает серьезные трудности в установлении и поддержании контакта с собеседником, проявляет сдержанность в эмоциональных проявлениях в общении, не может аргументировать свою позицию.

На рефлексивно-деятельностном уровне студент коммуникабелен и общителен, в ходе межгруппового взаимодействия может самостоятельно проанализировать имеющуюся информацию, легко входит в любую роль и гибко реагирует на изменение ситуаций общения, владеет коммуникативными стратегиями разрешения конфликтной ситуации, способен ясно и доступно изложить свою точку зрения, выбирать те средства общения, которые наилучшим образом помогают достижению поставленной задачи в различных ситуациях профессионального общения.

Способность к самоанализу, самопознанию.

На формально-интуитивном уровне обучаемый не проявляет особых усилий по совершенствованию своих профессионально-коммуникативных качеств, обладает низким уровнем профессионального сознания, в экстремальных и конфликтных ситуациях затрудняется смоделировать речевое поведение, для решения служебно-профессиональных задач пользуется только базовыми учебными пособиями.

Фрагментарно-осознанный уровень характеризуется осознанием необходимости освоения профессионального языка, обучения новым речевым навыкам и овладения языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими и грамматическими), однако при этом студент не проявляет самостоятельности, речевые навыки приобретаются только под влиянием внешних положительных стимулов со стороны педагога, наблюдается только ситуативное применение навыков речевой саморегуляции.

На рефлексивно-деятельностном уровне студент четко понимает и осознает необходимость развития профессионально-речевых навыков для успешного выполнения поставленных перед сотрудниками правоохранительных органов задач, совершенствует речевые навыки как в рамках учебного процесса, так и за его пределами, то есть студент демонстрирует саморазвитие.

Таким образом, три уровня профессионально-речевой компетентности будущих сотрудников правоохранительных органов связаны между собой, при этом каждый предыдущий уровень обусловливает последующий. Описанные выше характеристики трех уровней компетентности использовались нами в практической педагогической деятельности на фоне комплекса организационно-педагогических условий развития профессионально-речевой компетентности будущих юристов и позволили качест-

венно оценить ее результаты. Так, предложенные студентам коммуникативные ситуации (логические, поисковые, исследовательские, творческие, коррекционные) по развитию профессионально-речевой компетентности позволили оценить совокупность профессиональных знаний, реализуемых на базе сформированных коммуникативных компетенций. При изучении учебной дисциплины «Культура речи юриста» использовались активные контекстные методы обучения, которые «заключаются в максимальном приближении учебного процесса к реальным условиям профессиональной деятельности будущего юриста, реализуя тесную связь теории с практикой» [6, с. 296]. Моделирование служебной деятельности позволило выявить сфор-мированность навыков межличностного коммуникативного взаимодействия, совокупность знаний о регламентированных правилах слу-жебно-профессионального общения сотрудника правоохранительного органа. Использование дистанционных технологий в учебном процессе стимулирует самостоятельную познавательную активность студентов в овладении профессионально-речевыми навыками. Предлагаемый студентам учебный материал, представляющий собой, к примеру, творческую проектную деятельность, позволяет оценить способность к самоанализу и самоконтролю и готовность к самообразовательной деятельности.

Резюмируя изложенное, отметим следующее: определяя показатели и уровни профессионально-речевой компетентности будущих сотрудников правоохранительных органов, мы не считаем, что они абсолютны; при этом совершенно точно, что существуют и другие показатели. Однако предложенные нами показатели выявлены на основании анализа научной литературы, собственного опыта работы и отражают реальный процесс обучения в условиях высшей школы.

Библиографический список

1. Ашхотова, Л. А. Совершенствование коммуникативной мобильности сотрудников ОВД в дополнительном профессиональном образовании : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Ашхотова. — Грозный, 2021. — 27 с.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) : [приказ Минобрнауки от 16.11.2016 № 1424 (ред. от 13.07.2017)] // Консуль-тантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_208501/ (дата обращения: 12.03.2022).

3. Кубиц, Г. В. Профессионализация языковой личности (на примере юридического дискурса) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г. В. Кубиц. — Челябинск, 2005. — 20 с.

4. Таова, А. А. Формирование коммуникативной компетентности студентов — будущих юристов в образовательном процессе современного вуза автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Таова. — Владикавказ, 2011. — 23 с.

5. Ашхотова, Л. А. Коммуникативная мобильность в структуре профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел / Л. А. Ашхотова // Современное педагогическое образование. — 2019. — № 11. — С. 84-89.

6. Танаева, З. Р. Развитие коммуникативной культуры будущих юристов: педагогическое осмысление / З. Р. Танаева // Теория и методика профессионального образования : кол. моногр. ; под ред. Е. Ю. Никитиной. — Москва : АПКиПРО, 2011. — С. 291-302.

For citation: Tanaeva, Z. R. Indicators and criteria of the level of professional and speech competence of future law enforcement staff / Z. R. Tanaeva // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 2 (34). — P. 90-96.

indicators and criteria of the level of professional and speech competence of future law enforcement staff

Z. R. Tanaeva

The relevance of the research topic is due to the expediency of improving the professional skills of law enforcement officers by means of speech training. The correct selection of methods for evaluating the results of the development of professional speech competence of future law enforcement officers depends on the clarity of the selected indicators and the criteria for their evaluation. The article gives the author's definition of the concept of "professional speech competence of law higher education institutions students". On the basis of which the criteria for determining the level of professional speech competence of students are developed and presented. There are a set of professional knowledge implemented on the basis of formed communicative competencies; interpersonal communicative interaction, the ability to introspection, self-knowledge. The novelty and significance of the result obtained lies in the fact that these indicators and levels are used against the background of a complex of organizational and pedagogical conditions for the development of professional speech competence of future lawyers (creation of communicative situations of professional speech communication, implementation of the program of the discipline "Culture of speech of a lawyer", the use of remote technologies).

Key words: professional speech competence, future law enforcement officers, indicators, criteria, levels of professional speech competence.

References

1. Ashkhotova L. A. Sovershenstvovanie kommunikativnoy mobil'nosti sotrudnikov OVD v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii [Improving the communicative mobility of police officers in additional professional education], cand. ped. sci. diss. abstr. Groznyy, 2021, 27 p. (In Russian)

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obra-zovaniya po spetsial'nosti 40.05.02 Pravookhranitel'naya deyatel'nost' (uroven' spetsialiteta): [prikaz Minobrnauki ot 16.11.2016 № 1424 (red. ot 13.07.2017), available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_208501/ (accessed: 12.03.2022). (In Russian)

3. Kubits G. V. Professionalizatsiya yazykovoy lichnosti (na primere yuridicheskogo diskursa) [Professionalization of a linguistic personality (on the example of legal discourse)], cand. philol. sci. diss. abstr. Chelyabinsk, 2005, 20 p. (In Russian)

4. Taova A. A. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti studentov — budushchikh yuris-tov v obrazovatel'nom protsesse sovremennogo vuza [Formation of the communicative competence of students — future lawyers in the educational process of a modern university], cand. ped. sci. diss. abstr. Vladikavkaz, 2011, 23 p. (In Russian)

5. Ashkhotova L. A. Kommunikativnaya mobil'nost' v strukture professional'nykh kachestv sotrudnikov organov vnutrennikh del [Communicative mobility in the structure of professional qualities of employees of internal affairs bodies], Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, 2019, no. 11, pp. 84-89. (In Russian)

6. Tanaeva Z. R. Razvitie kommunikativnoy kul'tury budushchikh yuristov: pedagogicheskoe os-myslenie [Development of the communicative culture of future lawyers: pedagogical understanding], Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya [Theory and methodology of vocational education], ed. E. Yu. Nikitina, Moscow, APKiPRO, 2011, pp. 291-302. (In Russian)

Танаева Замфира Рафисовна, профессор кафедры конституционного и административного права Юридического института ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный университет (НИУ)», доктор педагогических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: zamfira-t@yandex.ru

Tanaeva Zamfira Rafisovna, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Law Institute, South Ural State University (NRU), Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: zamfira-t @ yandex. ru

Сведения для цитирования: Халиуллина, Р. Ф. Историография проблемы формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена / Р. Ф. Халиуллина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 2 (34). — С. 96-103.

УДК 377.5 ББК 74.47

историография проблемы

формирования предпринимательской культуры

у будущих специалистов среднего звена

Р. Ф. Халиуллина

В статье с помощью метода периодизации была исследована проблема формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена. Согласно выделенным критериям рассмотрена историография проблемы формирования предпринимательской культуры с начала 20-х годов XX века до настоящего времени, исследованы проявляющиеся в этот период ее характерные черты. Таким образом, мы можем проследить эволюцию данного процесса. Выявление периодов формирования предпринимательской культуры специалистов среднего звена позволило нам констатировать актуальность проблемы исследования, характеризующуюся такими показателями, как: социальный заказ на формирование предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена; потребность в разработке теоретических основ процесса формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена и выявлении эффективных методов и средств для достижения успеха.

Ключевые слова: предпринимательская культура, историография, значение формирования предпринимательской культуры.

В число первоочередных задач, которые должно решить государство в сфере образования, входят те, что «провозглашают необходимость внедрения новых управленческих механизмов развития образования... основанного на научном подходе к анализу проблем и оперировании достоверной статистической информацией» [1, с 18].

В целях более глубокого анализа и научного подхода состояния проблемы формирования предпринимательской культуры у студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования (далее — СПО), мы решили воспользоваться методом периодизации, поскольку он позволяет определить и обосновать возникновение данной проблемы, найти способы ее решения.

Исследуя проблему формирования предпринимательской культуры у обучающихся в организациях СПО, мы считаем целесообразным представить ее историографию согласно следующим критериям:

- роль предпринимательства в России;

- связь СПО и предпринимательства;

- социальный заказ на формирование предпринимательской культуры;

- наличие научной литературы по теме исследования;

- наличие нормативных документов, отражающих значение формирования предпринимательской культуры.

В соответствии с выявленными критериями рассмотрим историографию проблемы формирования предпринимательской культуры с начала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.