kind of value is conveyed are remembered better than individual facts. The pedagogical technology "storytelling" (from the English storytelling) is a variant of non-formal learning. The article will be of interest to teachers, students of teacher training colleges, specialists working with people with disabilities, all who are aware of the need to optimize the educational process.
Key words: storytelling, storytelling techniques, design stories, advantages of using storytelling techniques.
References
1. Gopius K. Sila ubezhdenija. 101 sovet po storitellingu [The Power of Persuasion. 101 advice on storytelling]. Moscow, Piter, 2016, 128 p., ISBN 978-5-496-02389-4. (In Russian)
2. Makki R. A Istorija na million dollarov: master-klass dlja scenaristov, pisatelej i ne tol'ko... [Million-Dollar Story: A Workshop for Scriptwriters, Writers, and More ... ]. Moscow, Alpina non-fiction, 2013, 456 p., ISBN: 978-5-9167-1054-0. (In Russian)
3. Zhornjak E. S. Narrativnaja psihoterapija [Narrative psychotherapy], Zhurnal prakticheskoj psi-hologii i psihoanaliza [Journal of Practical Psychology and Psychoanalysis], 2005, no. 4, pp. 24-26. (In Russian)
4. Guzenkov S. Algoritmy storitellinga. Kak sozdavat' istorii i ispol'zovat' ih v tekstah i prezen-tacijah [Algorithms of storytelling. How to create stories and use them in texts and presentations]. Moscow, Izdatel'skie reshenija, 2015, 60 p., ISBN 978-5-4490-2807-5. (In Russian)
5. Ulyanova I. A. Primenenie tehnologii storitellinga dlja korrekcii rechevyh narushenij u detej starshego doshkol'nogo vozrasta na logopedicheskih zanjatijah [Application of storytelling technology for the correction of speech disorders in children of preschool age at speech therapy classes], Molodoj uchenyj[Young scientist], 2019, no. 9.1., pp. 136-138. (In Russian)
6. Hutches David 9 tehnik storitellinga [9 storytelling technician]. Moscow, Potpourri, 2016, 288 p., ISBN: 978-985-15-2965-6. (In Russian)
Морозова Ольга Михайловна, преподава- Morozova Ol'ga Mihajlovna, Lecturer, Che-тель ГБПОУ «Челябинский педагогический кол- lyabinsk Pedagogical College no. 2, Chelyabinsk, ледж № 2», г. Челябинск, e-mail: cgpk-2@mail.ru e-mail: cgpk-2@mail.
Сведения для цитирования: Танаева, З. В. Методические аспекты реализации педагогических условий развития педагогических компетенций у будущих юристов / З. Р. Танаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 52-58.
УДК 378 ББК 74.58
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
З. Р. Танаева
В статье представлена методика реализации комплекса педагогических условий развития педагогической компетентности будущих юристов: создание профессионально-педагогической среды, субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, реализация программы спецкурса «Основы юридической педагогики». Для диагностики педагогической компетентности у студентов введены уровни компетентности и раскрыт их оценочный инструментарий. Представлены результаты опытно-поисковой работы по проверке степени влияния выделенных педагогических условий на развитие педагогической компетентности студентов юридических вузов. Новизна и значимость полученного результата заключается в обосновании эффективности выделенного комплекса педагогических условий, реализация которых обеспечивает высокий уровень педагогической компетентности будущих юристов.
Ключевые слова: педагогические компетенции, будущие юристы, педагогические условия, профессионально-педагогическая среда, субъект-субъектное взаимодействие, дисциплина специализации.
Одним из основных направлений повышения качества юридического образования является подготовка выпускников с высоким уровнем педагогической компетентности. Значимость педагогической подготовки студентов юридических вузов обусловлена тем, что профессия юриста связана с постоянным взаимодействием и общением с людьми, юридическими консультациями, распространением правовых знаний и правовым просвещением населения. Кроме того, многие специалисты, осуществляющие свою профессиональную деятельность в различных сферах правоохранительной деятельности, занимаются еще и научно-педагогической деятельностью. В связи с этим юристу необходимо уметь ориентироваться в различных ситуациях общения, обладать педагогическим мышлением и интуицией, владеть приемами организации взаимодействия и общения, педагогическими технологиями, современными методами и формами обучения. В настоящее время «требуются специалисты, обладающие не только определенными знаниями и умениями по своей специализации, но и богатым внутренним потенциалом личных качеств и свойств, готовые к самоактуализации, самообразованию в процессе профессиональной деятельности на протяжении всей сознательной жизни» [1, с. 3].
Анализ компонентов, характеризующих педагогическую компетентность, определение теоретико-методологической основы развития педагогической компетентности студентов позволили сгруппировать дисциплины базового и профессионального циклов учебных планов по направлениям подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» [квалификация (степень) «бакалавр»] 40.04.01 «Юриспруденция» [квалификация (степень) «магистр»], специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (уровень специалитета), выделив в них дисциплины, интегрирующие знания в области педагогики и психологии, и сконструировать методику реализации выделенного нами комплекса педагогических условий (создание профессионально-педагогической среды, субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, реализация программы спецкурса «Основы юридической педагогики»), обеспечивающую высокий уровень педагогической компетентности выпускников юридических вузов.
«Одной из закономерностей развития личности педагога-профессионала является стадиальность. Понятие „стадии" (этапы) обозначает крупные качественные состояния в профессиональном развитии личности» [2, с. 393]. Солидаризуясь с мнением К. М. Левитана, процесс развития педагогической компетентности студентов разделили на три этапа, каждый из которых отличается специфическими задачами и содержанием. В рамках поэтапной подготовки студентов к педагогической деятельности остановимся на анализе учебных дисциплин выпускаемых юридическими вузами специальностей и педагогических условий для каждого этапа.
Ориентирующий этап развития педагогической компетентности будущих юристов охватывает первые годы обучения студентов в вузе. В соответствии с учебными планами на первом и втором курсах изучаются такие дисциплины, как «Психология», «Социология», «Конфликтология», «Логика для юристов», «Профессиональная этика», «Культура речи» и другие, основными задачами которых являются привитие культуры мышления будущему специалисту, ознакомление с основами профессиональной этики и нравственности, получение первоначальных психолого-педагогических и правовых знаний.
Так, основной задачей учебной дисциплины «Психология» является раскрытие содержания психического облика и индивидуально-психологических особенностей человека, в результате изучения дисциплины «Конфликтология» у студентов на основе систематизированных знаний в области теории и практики конфликтов, о путях и средствах их урегулирования формируется конфликтологическая компетентность. По дисциплине «Культурология» учебной программой предусмотрено изучение темы «Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел как элемент культуры», дисциплина «Профессиональная этика» развивает у будущих юристов целостное представление об этических нормах и их соотношении с нормами общественной морали и права, способствует закреплению этих представлений в виде навыков оценки поведения с точки зрения норм общей и юридической этики и т. д.
Особую роль на данном этапе играет одно из выделенных нами педагогических условий:
субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, при котором преподаватель выступает в качестве «опытного и ком -петентного наставника, а обучаемый — в роли заинтересованного партнера» [3, с. 230]. В ходе учебного процесса преподавателем применяются формы и методы, используемые для включения обучаемых в совместную деятельность. К ним можно отнести такие методы, как различные виды консультаций, проведение круглых столов, конференций и дискуссий, рекомендации, собеседование и т. д. Субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и обучаемых предусматривает групповые формы организации учебной работы, широкое использование активных методов обучения, как игровых (деловые и ролевые игры), так и неигровых (анализ конкретных ситуаций, решение задач, упражнения и т. д.). На таких занятиях между преподавателем и обучаемым происходит диалог, в рамках которого обучаемый выступает как равноправный партнер и активный участник образовательного процесса.
Личностно-смысловой этап развития педагогической компетентности будущих юристов совпадает с Ш-1У курсами обучения в вузе. На данном этапе студенты изучают дисциплину «Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел». Они узнают о психолого-педагогических методах, о психологических познавательных процессах, о закономерностях и условиях развития личности, о формах, средствах и методах педагогической деятельности.
На данном этапе активно используется одно из выделенных нами педагогических условий развития педагогической компетентности будущих юристов — создание профессионально-педагогической среды. Формы и способы создания профессионально-педагогической среды разнообразны. К примеру, востребованной на сегодняшний день формой является реализация социальных проектов, направленных на формирование правовой культуры и повышение правовой грамотности населения, прежде всего школьников. Студенты совместно с преподавателями, практическими работниками органов внутренних дел и иных органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних проводят в образовательных организациях деловые игры. Тематика деловых игр разнообразна: «Несовершеннолетние: преступление и наказание», «Мои избирательные права», «Мои права и закон» и т. д. с учетом возраста школьников. Такая совместная деятельность студен-
тов и школьников способствует установлению теплых и конструктивных взаимоотношений между ними. Студенты учатся устанавливать контакт с незнакомой подростковой аудиторией, организовывать взаимодействие между малыми группами, направлять диалог в правильное русло, формировать установку на освоение школьниками правовой культуры.
Одним из перспективных путей развития педагогической компетентности будущих юристов в рамках профессионально-педагогической среды являются различные виды практик, представляющие собой составную часть образовательного процесса в вузе. В ходе учебной и производственной практик студенты выступают перед учащимися в образовательных организациях с информацией о состоянии подростковой преступности и об ответственности несовершеннолетних за совершение противоправных деяний, проводят индивидуальные беседы с несовершеннолетними, состоящими на учете в органах внутренних дел, участвуют в проведении профилактической беседы с их родителями. На основе изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя и его ближайшего окружения составляют психологическую характеристику на него и рекомендации по проведению дальнейшей профилактической работы с подростком.
Рефлексивно-закрепляющий этап развития педагогической компетентности будущих юристов является завершающим этапом. Данный этап соответствует последним годам обучения студентов в вузе. Его цель — систематизация психолого-педагогических знаний и умений, формирование устойчивой потребности в педагогической деятельности. На данном этапе основную функцию в развитии психолого-педагогической компетентности студентов выполняет спецкурс «Основы юридической педагогики». Содержание курса разрабатывается с учетом имеющихся у студентов знаний педагогики и психологии, профессиональной этики и культуры общения. В результате изучения спецкурса студент должен усвоить основные элементы педагогического мастерства, их качественные характеристики, структуру и содержание педагогической компетентности, основные задачи обучения и воспитания, инновационные образовательные технологии, коммуникативные аспекты профессиональной деятельности юриста, пути самообразования, самосовершенствования, самореализации.
Рефлексивно-закрепляющий этап предполагает такую совместную деятельность
преподавателя и обучаемого, которая направлена на развитие у последнего способности к самоуправлению учебно-профессиональной деятельностью. Для достижения поставленной цели и развития субъектной позиции обучаемых широко используются творческие, поисковые, проектные методы. В учебном процессе моделируются реальные педагогические ситуации, учебная информация соотносится с профессиональными ситуациями и проблемами, предоставляется свобода в поиске и выборе путей выхода из ситуации.
На рефлексивно-закрепляющем этапе используются выделенные нами педагогические условия в комплексе, что способствует достижению высокого уровня педагогической компетентности у будущих юристов.
В ходе опытно-поисковой работы проверялось предположение о том, что развитие педагогической компетентности у будущих юристов будет более успешным, если осуществлять об-
Для измерения качественного параметра развития педагогической компетентности у студентов мы выделили три уровня педагогической компетентности (низкий, средний, высокий) по трехбалльной системе. Представим краткую характеристику уровней педагогической компетентности студентов.
Низкий уровень характеризуется фрагментарными психолого-педагогическим знаниями, умением решать психолого-педагогические задачи по предложенному шаблону, отсутствием желания самосовершенствоваться. Студент не может аргументировать свою точку зрения,
учение в рамках раскрытой выше поэтапной подготовки студентов при реализации комплекса педагогических условий, таких как: создание профессионально-педагогической среды, субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, реализация программы спецкурса «Основы юридической педагогики». Опытно-поисковая работа проводилась со студентами ФГАУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», обучающимися по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», в количестве 132 человек.
В ходе опытно-поисковой работы были разработаны критерии и показатели уровня педагогической компетентности студентов, объективно отражающие содержание понятия «педагогическая компетентность» и этапы развития педагогической компетентности в ходе учебного процесса (ориентирующий, личностно-смы-словой, рефлексивно-закрепляющий) (табл. 1).
не умеет оценивать свое поведение в различных профессионально-педагогических ситуациях, испытывает серьезные трудности в установлении и поддержании контакта с собеседником, затрудняется использовать полученные знания на практике.
При среднем уровне педагогической компетентности обучаемый в достаточном объеме владеет знаниями понятийно-терминологического аппарата, проявляет интерес к решению всех типов психолого-педагогических задач, с помощью преподавателя устанавливает причинно-следственные связи. Обучаемый умеет
Таблица 1
Критерии и показатели, характеризующие педагогическую компетентность студентов
№ п/п Критерии Показатели Диагностические методы
1 Знаниевый (когнитивный) Системность теоретических знаний в области педагогики и психологии, уровень владения знаниями Тестирование, оценочные листы по результатам выполнения контрольных заданий, балльно-рейтинговая оценка
2 Деятельно стный- Способность применять психолого-педагогические знания в практической деятельности, умение находить оптимальное решение в проблемных ситуациях, степень владения коммуникативной компетентностью Экспертные оценки, самооценка, анализ решения задач и практических заданий, творческих работ, учебное портфолио и т. д.
3 Ценностный Творческая активность, правовая культура, участие в дискуссиях, деловых играх, способность к самоанализу и самоуправлению Экспертные оценки, самооценка, анализ и оценка деятельности студентов на практике, наблюдение, диагностики (например, личностной креативности по Е. Е. Туник, диагностические карты и т. д.)
применять на практике теоретические знания в простых ситуациях, ориентируется в формах и методах обучения, однако испытывает сложности в установлении и поддержании контакта с собеседником, затрудняется при изложении своей позиции.
Высокий уровень характеризуется устойчивой положительной мотивацией к педагогической деятельности, прочными и системными знаниями. Студент осознанно применяет их при решении психолого-педагогических задач, умеет давать самооценку своей деятельности и находить новые знания.
Одной из задач констатирующего этапа является выявление реального уровня развития у студентов юридического вуза педагогической компетентности в традиционных условиях обучения. На данном этапе исследованием были охвачены 84 студента: 29 студентов второго курса, 30 студентов третьего курса, 25 студентов четвертого курса (пятого курса еще не было), обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность».
Знаниевый (когнитивный) критерий проверялся при помощи тестов, состоящих из 20 тестовых заданий, проведение которых позволило с высокой степенью достоверности получить сведения о наличии теоретических психолого-педагогических знаний. Решение студентами психолого-педагогических задач позволило получить данные об уровне педагогической компетентности по деятельностному критерию. Для определения уровня педагогической компетентности студентов по ценностному критерию использовали диагностические карты, при заполнении которых студентам необходимо было отметить соответствующий балл из пяти баллов в зависимости от их взглядов на то или иное качество, оценивающее педагогическую и правовую культуру будущего студента.
Полученные результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы свидетельствуют о том, что у обучаемых разных курсов примерно одинаковый уровень психолого-пе-
дагогических знаний. Уровень педагогической компетентности по всем критериям недостаточно высок на всех курсах, большинство из респондентов не имеют потребности в творческом росте, не способны самостоятельно принимать решения в различных ситуациях обучения и воспитания, выбирать оптимальный вариант решения проблемной ситуации, нести ответственность за принятые решения. По вопросам, требующим теоретических знаний педагогики и психологии, также были выявлены существенные пробелы.
Таким образом, пришли к выводу о том, что при традиционной системе обучения у большинства студентов не формируется высокий уровень педагогической компетентности, в связи с чем возникает необходимость пересмотра образовательного процесса в юридическом вузе и введения инновационных форм и методов управления образовательным процессом.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы мы выделили две группы студентов, обучающихся на третьем курсе: контрольная (26 чел., студенты обучались по традиционной программе) и экспериментальная (24 чел., обучение проводилось при реализации выделенного нами комплекса педагогических условий). По ходу опытно-поисковой работы было проведено два замера: один — по результатам экзамена по дисциплине «Психология и педагогика в профессиональной деятельности», второй — на пятом курсе по творческому заданию.
Оценка уровня педагогической компетентности студентов во время экзамена проводилась с помощью экспертов по четырехбалльной системе. В таблице 2 представлены результаты экзамена по курсу «Психология и педагогика в профессиональной деятельности». Результаты экзамена говорят о качественном росте успеваемости в обеих группах, однако в контрольной группе он был незначителен и составил 10 %. Результаты обучения в экспериментальных группах свидетельствуют о значительном росте качественной успеваемости (на 20,8 %).
Таблица 2
Результаты экзамена по курсу «Психология и педагогика в профессиональной деятельности»
Период Учебный год Количество студентов Группа Общая успеваемость Качество успеваемости Средняя оценка
До эксперимента 2015/16 24 ЭГ 87,5 62,5 3,1
26 КГ 84,6 63 3,15
В ходе эксперимента 2016/17 24 ЭГ 100 85 4,25
26 КГ 96,30 73 3,7
На последнем курсе студенты выполняли творческое задание, связанное с возможным внедрением в образовательный процесс юридического вуза инновационных подходов. Тематика творческого задания либо определялась самим слушателем, либо выбиралась им из предложенного перечня. Например, «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации студентов к учебным дисциплинам профессионального цикла», «Возрождение национальных традиций. На примере правовых дисциплин показать учет региональных и национальных особенностей образовательного процесса» и т. д.
Особо отмечались студенты, работающие над актуальными и профессионально ориентированными проблемами. Творческие проекты эксперты оценивали в баллах (высокий уровень — 10-9 баллов, средний — 8-7 баллов, низкий — 6 и менее), надежность оценок достигалась за счет согласованности мнений экспертов. Итоги выполнения творческих заданий показали, что студенты экспериментальной группы продемонстрировали умение интерпретировать полученную ими новую информацию для решения нестандартных ситуаций в соответствии с современными тенденциями, отнеслись
к выполнению работ творчески. Для студентов контрольной группы наиболее характерным стал воспроизводящий, или реферативный, подход к анализу заявленной проблемы. Содержательный анализ творческих работ показал, что в экспериментальной группе творческое задание выполнено на более высоком уровне, чем в контрольной группе (58 % против 31 %).
Таким образом, результаты опытно-поисковой работы показали, что имеют место значительные позитивные изменения в экспериментальной группе по всем показателям определения уровня педагогической компетентности будущих юристов, что полностью согласуется с положениями нашего исследования и подтверждает правильность выбранного направления совершенствования образовательного процесса в юридическом вузе по развитию у студентов педагогических компетенций. Сравнение полученных результатов с аналогичными данными в контрольной группе свидетельствовало о том, что имеются устойчивые и значимые связи между реализацией в учебном процессе вуза комплекса педагогических условий и эффективностью формирования педагогической компетентности у будущих юристов.
Библиографический список
1. Захарова, О. С. Формирование педагогической компетентности у студентов в системе высшего юридического образования : дис. ... канд. пед. наук / О. С. Захарова. — Чебоксары,
2007. — 217 с.
2. Левитан, К. М. Юридическая педагогика : учебник / К. М. Левитан. — Москва : Норма,
2008. — 432 с. — ISBN 978-5-91768-623-3.
3. Танаева, З. Р. Педагогическая концепция подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями : дис. ... д-ра пед. наук / З. Р. Танаева. — Челябинск, 2010. — 404 с.
4. Ермушова, Я. В. Педагогические условия формирования педагогической компетентности у будущих юристов в вузе / Я. В. Ермушова // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. — 2013. — № 4-1 (80). — С. 52-56.
For citation: Tanaeva, Z. R. Methodical aspects of implementation of pedagogical conditions for the development of pedagogical competencies in future lawyers / Z. R. Tanaeva // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 1 (25). — P. 52-58.
METHODICAL ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCIES IN FUTURE LAWYERS
Z. R. Tanaeva
The article presents the methodology for implementing a set of pedagogical conditions for the development of pedagogical competence of future lawyers: creating a professional-pedagogical environment, subject-subject interaction of participants in the educational process, implementation of
the special course program "Fundamentals of Legal Pedagogy". The levels of competency and disclosed their assessment tools have been introduced for diagnostics pedagogical competence of students. The results of experimental research work on checking the degree of influence of the selected pedagogical conditions on the development of pedagogical competence of students of law schools were presented. The result's novelty and significance are to justify the effectiveness of the selected set of pedagogical conditions, the implementation of which ensures a high level of pedagogical competence of future lawyers.
Key words: pedagogical competencies, future lawyers, pedagogical conditions, professional and pedagogical environment, subject-subject interaction, discipline of specialization.
References
1. Zaharova O. S. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti u studentov v sisteme vys-shego juridicheskogo obrazovanija [Formation of pedagogical competence of students in the system of higher legal education], Cand. ped. sci. diss. Cheboksary, 2007, 217 p. (In Russian)
2. Levitan K. M. Juridicheskaja pedagogika : uchebnik [Legal pedagogy: a textbook]. Moscow: Norma, 2008, 432 p., ISBN 978-5-91768-623-3. (In Russian)
3. Tanaeva Z. R. Pedagogicheskaja koncepcija podgotovki budushhih juristov k rabote s ne-sovershennoletnimi pravonarushiteljami [The pedagogical concept of preparing future lawyers for work with juvenile offenders], Dr ped. sci. diss. Chelyabinsk, 2010, 404 p. (In Russian)
4. Ermushova Ya. V. Pedagogicheskie uslovija formirovanija pedagogicheskoj kompetentnosti u budushhih juristov v vuze [Pedagogical conditions for the formation of pedagogical competence in future lawyers at the university], Vestnik Chuvash. gos. ped. un-ta im. I. Ja. Jakovleva [Bulletin of the Chuvash. state ped University named after I. Ya. Yakovlev], 2013, no. 4-1 (80) pp. 52-56. (In Russian)
Танаева Замфира Рафисовна, заведующая кафедрой профессиональной подготовки и управления в правоохранительной сфере Юридического института ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», доктор педагогических наук, доцент, г. Челябинск, e-mail: zamfira-t@yandex.ru
Tanaeva Zamfira Rafisovna, Head of the Department of Professional Training and Management in the Law Enforcement Sphere of the Institute Law, South Ural State University, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chelyabinsk, e-mail: zamfira-t@yandex.ru
Сведения для цитирования: Шерстнева, С. В. Развитие интереса к дисциплине «Физика» у студентов профессионального образования / С. В. Шерстнева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 58-64.
УДК 372.016:53 ББК 74.262.22
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА» У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С. В. Шерстнева
В данной статье рассматривается проблема развития интереса к дисциплине «Физика» у студентов профессионального образования. Определяется сущность ключевых понятий «интерес», «интерес к предмету», «развитие интереса». Выявляются педагогические условия, способствующие развитию интереса к дисциплинам общеобразовательного цикла вообще и физике в частности. Автор выделяет критерии и соответствующие им показатели развития интереса к дисциплинам общеобразовательного цикла и приводит результаты педагогического эксперимента по формированию/развитию интереса к физике в условиях реализации рассмотренных педагогических условий.