Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих юристов в процессе их обучения в вузе'

Педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих юристов в процессе их обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / БУДУЩИЕ ЮРИСТЫ / FUTURE LAWYERS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермушова Яна Вячеславовна

В статье рассмотрены сущностно-содержательные характеристики профессионально-педагогической компетентности студентов юридических специальностей с точки зрения особенностей их профессиональной подготовки. Теоретически обосновываются педагогические условия, реализация которых обеспечивает эффективное формирование у будущих юристов профессионально-педагогической компетентности в процессе их обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE FORMATION AT FUTURE LAWYERS AT AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

The article considers the essence of professional and pedagogical competence of future lawyers from the point of view of special features of their professional training. It theoretically substantiates the pedagogical conditions, the realization of which ensures effective formation of professional and pedagogical competence at future lawyers in the process of their training at an institute of higher education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих юристов в процессе их обучения в вузе»

УДК 378.016:34

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL

COMPETENCE FORMATION AT FUTURE LAWYERS AT AN INSTITUTE

OF HIGHER EDUCATION

Я. В. Ермушова

Y. V. Ermushova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассмотрены сущностно-содержательные характеристики профессионально-педагогической компетентности студентов юридических специальностей с точки зрения особенностей их профессиональной подготовки. Теоретически обосновываются педагогические условия, реализация которых обеспечивает эффективное формирование у будущих юристов профессионально-педагогической компетентности в процессе их обучения в вузе.

Abstract. The article considers the essence of professional and pedagogical competence of future lawyers from the point of view of special features of their professional training. It theoretically substantiates the pedagogical conditions, the realization of which ensures effective formation of profe s-sional and pedagogical competence at future lawyers in the process of their training at an institute of higher education.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая компетентность, будущие юристы, педагогические условия.

Keywords: professional and pedagogical competence, future lawyers, pedagogical conditions.

Актуальность исследуемой проблемы. Современный социальный заказ диктует системе юридического образования необходимость разработки теоретико-технологических основ организации образовательного процесса в юридических вузах, направленного на повышение эффективности профессионально -педагогической подготовки студентов. Согласно положениям ФГОС ВПО, выпускники юридических факультетов должны быть подготовлены к преподаванию правовых дисциплин, руководству самостоятельной работой обучающихся, организации правового воспитания различных слоев населения. Однако проведенный нами опрос студентов юридических вузов показал, что они оценивают уровень своей готовности к осуществлению перечисленных аспектов профессиональной деятельности как низкий, отметив при этом недостаточное, по их мнению, внимание, уделяемое их педаго-

гической подготовке в вузе. Полученные результаты были подтверждены в процессе анкетирования работодателей, по оценкам которых уровень профессионально-педагогической компетентности значительной части молодых юристов не соответствует современным требованиям. Вышесказанное позволяет сделать вывод об актуальности проблемы разработки педагогических условий, реализация которых способствует повышению эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих юристов в вузе.

Материал и методика исследований. Материалом для исследования послужили труды А. И. Алексеева, И. В. Биочинского, И. В. Горлинского, В. Л. Васильева, А. М. Столяренко и др., в которых раскрыты теоретические основы профессиональной подготовки будущих юристов. В качестве методов исследования были использованы теоретический анализ, категориальный синтез, моделирование, опрос, изучение документации.

Результаты исследований и их обсуждение. Педагогический аспект присутствует в профессиональной деятельности судей, специалистов судебных аппаратов, сотрудников правоохранительной деятельности, сотрудников органов, исполняющих наказание, инспекторов по профилактике преступлений несовершеннолетних, сотрудников, исполняющих решения в принудительном порядке, и т. д. Юристы оказывают непосредственное влияние на формирование правовой культуры и правосознания населения, решают задачи ликвидации правового нигилизма в обществе в целях укрепления правопорядка и законности, полноценного формирования правового государства и гражданского общества в России.

Функциональные обязанности юристов среди прочего включают работу с гражданами, их консультирование, сопровождение в судебных процессах. Юридические работники могут также осуществлять правоохранительную и правоприменительную функции как представители власти. При этом вся их д еятельность связана с воспитанием у граждан уважения к закону, формированием ценностного отношения к закону как высшей государственной норме справедливости, педагогическим воздействием на различные группы граждан.

Для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности юрист должен обладать достаточными знаниями в области педагогики вообще и правового воспитания в частности. Важной составной частью профессионализма юриста является также владение им методами воспитания (убеждения, разъяснения, поощрения, принуждения, наказания, требования). Его способность к социально-педагогическому воздействию на граждан тесно связана с уровнем владения устной и письменной речью, искусством речи в суде.

В своей профессиональной деятельности специалист в области юриспруденции имеет дело с деятельностью граждан, регулируемой правом. Зачастую эта деятельность связана с личными взаимоотношениями людей, их сложным душевным состоянием, необходимостью разрешать межличностные конфликты, касаться внутреннего мира человека, выполнять воспитательную функцию в работе с гражданами. Вышесказанное говорит о том, что ключевую роль в профессиональной подготовке юристов играет их профессионально-педагогическая компетентность.

Проблема профессионально-педагогической компетентности, как показывает анализ научной литературы, является достаточно разработанной по отношению к подго-

товке учителя [2], [4]. Опираясь на труды в указанной области, мы выработали собственное понимание ключевого феномена нашего исследования с учетом особенностей педагогического аспекта профессиональной деятельности юриста.

Профессионально-педагогическая компетентность рассматривается в исследовании как профессионально-личностное образование будущего юриста, представляющее собой его способность и готовность к реализации в профессиональной деятельности педагогических функций (правового просвещения, правового воспитания граждан). Структурно профессионально-педагогическая компетентность будущего юриста представлена единством взаимосвязанных мотивационного, когнитивного, практического и личностного компонентов.

Предпринятое нами изучение профессионально-педагогической компетентности студентов юридического факультета дает возможность сделать вывод о наличии существенных различий в характеристиках уровней ее сформированности. Сделанные выводы позволили выделить ряд педагогических условий, способствующих совершенствованию профессионально-педагогической подготовки будущих юристов в вузе. В качестве таковых были определены:

- разработка критериев и показателей, позволяющих осуществлять мониторинг исследуемого процесса;

- применение в образовательном процессе вуза модульных технологий, обеспечивающих использование сведений из дисциплин различных циклов для профессионально-педагогической подготовки юристов;

- внедрение в учебный процесс юридического факультета спецкурса «Педагогические основы профессиональной деятельности юриста»;

- формирование у студентов ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности путем их вовлечения в деятельность юридической клиники.

В соответствии с первым условием нами был осуществлен выбор критериев и показателей, необходимых для оценки уровня сформированности у будущего юриста профессионально-педагогической компетентности. Ведущими критериями в нашем исследовании выступают: когнитивный, мотивационно-ценностный, личностный, практический.

Когнитивный критерий необходим для оценки уровня теоретической подготовленности юриста к будущей профессиональной деятельности. В качестве его показателей мы определили наличие знаний в области юриспруденции, сведений о формах, методах, приемах и средствах педагогического воздействия, понимание миссии юриста и его функциональных обязанностей, осознание значимости знаний из области педагогики и психологии для решения юридических задач. Не вызывает сомнений необходимость для юриста опоры в профессиональной деятельности на знание психологии преступного поведения и психологических особенностей личности преступника, основы пенитенциарной психологии и педагогики; на знание особенностей работы с гражданами, отбывающими наказание. Важной составной частью профессиональных знаний являются знания в области теории управления и организационной культуры, так как юристы могут выполнять функции руководителей различных организаций и их подразделений [3, 194].

Мотивационно-ценностный критерий направлен на оценку внутреннего побуждения личности к профессиональной деятельности. Представляется целесообразным обозначить такие показатели этого критерия, как проявление будущим юристом интереса к

овладению профессионально и личностно значимыми педагогическими знаниями и умениями; устойчивость мотивации к овладению профессионально -педагогической компетентностью; осознанные потребности в получении основательной педагогической подготовки.

Личностный критерий предполагает оценку сформированности ценностного отношения будущего юриста к педагогической составляющей дальнейшей профессиональной деятельности, ориентированность в профессиональных и профессионально -педагогических ценностях, готовность работать в группе, способность нести ответственность за принимаемые решения, касающиеся судеб людей, и их последствия, а также организованность, коммуникабельность, терпимость, тактичность.

Практический (деятельностный) критерий основан на комплексе умений организации юридической деятельности, включающем специальные педагогические умения, в частности:

- вырабатывать собственную точку зрения на возникшие правовые феномены (ситуации, проблемы);

- применять различные методы педагогического воздействия на личность с целью формирования юридической позиции;

- организовывать и строить общение с гражданами, используя как вербальные, так и невербальные средства;

- уметь применять знание технологии общения для установления межличностных контактов с клиентами;

- владеть педагогическим тактом в общении с различными категориями граждан;

- уметь разрешать конфликтные ситуации;

- уметь доступно излагать суть нормативных и правовых документов гражданам, не обладающим правовыми знаниями;

- обладать ораторскими и организаторскими умениями, необходимыми для участия в судебных заседаниях, и др.

Применение в образовательном процессе технологии модульного обучения мы рассматриваем в качестве второго педагогического условия, обеспечивающего эффективное формирование у будущих юристов профессионально-педагогической компетентности.

Как известно, особенность технологии модульного обучения заключается в том, что обучаемому предоставляется возможность самостоятельно осваивать программу обучения, разработанную специально для него и включающую отдельные модули (модульные единицы). Центральным компонентом модульных программ по дисциплинам учебного плана является модуль как целостная единица содержания образования, носящая завершенный характер и включающая необходимый материал по определенному разделу дисциплины [1, 150].

Достоинством технологии модульного обучения является то, что она создает условия для основательной проработки каждого компонента изучаемого материала и в то же время обеспечивает наглядную демонстрацию всего содержания обучения как в модульной программе в целом, так и в отдельных ее модулях. Данная технология требует четкой структуризации изучаемого материала и соблюдения принципа последовательности и систематичности при его изложении. Одновременно предусматриваются вариативность содержания обучения и возможность приспособления учебного процесса

к индивидуальным возможностям и потребностям будущих юристов. Однако при изучении ряда учебных дисциплин на юридическом факультете высшего учебного заведения не всегда представляется возможным корректировать процесс обучения с учетом базовой подготовки студента. Изложение большинства учебных дисциплин возможно лишь в линейном виде со слабой возможностью различного пути продвижения по модулям, что объясняется особенностями содержания учебного материала, требующего соблюдения логики в изучении юридических понятий и дефиниций, не допускающей избирательности направления их изучения. Следовательно, применение модульной технологии обучения в процессе профессионально-педагогической подготовки юристов требует ее модификации.

Модификация модульного обучения возможна на основе деятельностного подхода не только к процессу, но и к содержанию образования. Приоритетность практического (деятельностного) компонента в формировании профессионально-педагогической компетентности юристов обоснована необходимостью приобретения навыков организации юридической деятельности, включающих специальные педагогические умения. Одним из путей реализации модульной технологии является использование в учебном процессе метода проектов.

Следующее педагогическое условие - внедрение в учебный процесс юридического факультета спецкурса «Педагогические основы профессиональной деятельности юриста». Мы разработали программу изучения данного спецкурса, включив в него сценарии деловых игр, тематические ситуационные задачи, комплекты тестовых заданий для диагностики полученных знаний, перечень тем для самостоятельного изучения и подготовки рефератов.

Важным условием формирования у будущих юристов профессионально -педагогической компетентности является, по нашему мнению, вовлечение студентов в деятельность юридической клиники. Основными формами работы студентов в юридической клинике будут: участие в судебных заседаниях; встречи с практическими работниками правоохранительных органов; участие в обобщении судебной и правоприменительной практики; проведение деловых игр; проведение семинарских занятий по актуальным правовым проблемам с участием ведущих специалистов-правоведов; оказание правовой помощи предприятиям, организациям потребительской кооперации; выступления с лекциями перед населением и в образовательных учреждениях; организация выездных консультаций по правовым вопросам в города и районы Чувашской Республики; участие в работе межвузовских студенческих клиник.

Работа студентов в юридической клинике не ограничивается только проведением консультаций в самой клинике. Осуществляются различные мероприятия за ее пределами: выезды студентов-практикантов в различные учреждения для дачи правовых консультаций; проведение разъяснительных лекций по праву в общеобразовательных школах города; присутствие на судебных заседаниях.

Вовлечение студентов в деятельность юридической клиники позволяет совершенствовать учебный процесс, повышать уровень профессионально-педагогической подготовки студентов путем преодоления разрыва между практическим и теоретическим юридическим образованием, формирования и закрепления у студентов практических навыков оказания правовой помощи, максимального приближения студентов к условиям будущей профессиональной деятельности.

Резюме. Современному обществу необходимы юристы нового поколения, обладающие высоким уровнем теоретико-правовых знаний, профессиональными навыками их применения и высоким уровнем сформированности профессионально значимых личностных качеств с возможностью последующей их передачи в процессе правового обучения и воспитания населения. Реализация в образовательном процессе юридического факультета выявленных педагогических условий позволяет эффективно формировать у студентов профессионально-педагогическую компетентность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дейнега, С. А. Проектно-модульное обучение в техническом вузе / С. А. Дейнега // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 3. - Т. II. - С. 150.

2. Снигирев, И. В. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущего учителя музыки во внеаудиторной деятельности / И. В. Снигирев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2010. - № 1 (65). - С. 150-155.

3. Столяренко, А. М. Юридическая педагогика. Курс лекций / А. М. Столяренко. - М. : ТАНДЕМ ; ЭКМОС, 2000. - 496 с.

4. Терентьева, Т. П. Модель процесса формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе изучения специальных дисциплин / Т. П. Терентьева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. -2013. -№ 3 (79). - С. 156-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.