УДК 378.016:[373,2 + 37.035.6]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ВУЗЕ
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING PEDAGOGICAL COMPETENCE AT FUTURE LAWYERS AT UNIVERSITY
Я. В. Ермушова
Y. V. Ermushova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье раскрываются сущность и содержание педагогической компетентности будущих юристов, даны критерии, характеристика уровней сформированности педагогической компетентности и педагогические условия ее формирования у студентов юридических факультетов.
Abstract. The article reveals the essence and content of pedagogical competence of future lawyers, provides the criteria, characteristics of the levels of pedagogical competence, pedagogical conditions for forming pedagogical competence at law school students.
Ключевые слова: педагогическая компетентность, юристы, критерии, уровни сформированности.
Keywords: pedagogical competence, lawyers, criteria, levels of pedagogical competence.
Актуальность исследуемой проблемы. Современная социокультурная ситуация в стране свидетельствует о снижении нравственно-культурного уровня населения, особенно среди несовершеннолетних. Перед обществом стоит задача создания эффективной государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, основанной на восстановительной парадигме правосудия и применения ювенальных технологий. Для решения этой задачи необходимы специалисты - психологи, педагоги и юристы, способные оказать в трудной жизненной ситуации качественную помощь несовершеннолетним.
В сложившихся условиях неотъемлемым компонентом содержания профессионально-юридического образования становится педагогическая подготовка. Как отмечает А. М. Столяренко, внедрять в индивида лучшее, что есть в гражданском обществе, и совершенствовать лучший тип личности - воспитательная задача, отсюда общественную и юридическую значимость процесса эволюции личности определяет изучение педагогики -науки о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей [7].
Материал и методика исследований. В статье были проанализированы научно-педагогические труды в области компетентностного подхода в профессиональном образовании (Э. Ф. Зеер), работы, посвященные раскрытию сущности педагогической компетент-
ности учителя (В. А. Сластенин, Н. В. Кузьмина), исследования профессиональной компетентности юристов [5], проблемы формирования педагогической компетентности у специалистов различных сфер (в частности, у будущих юристов).
Был применен комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ и синтез информации по изучаемой проблеме, анкетирование студентов и преподавателей юридических факультетов, беседы с ними, наблюдение, педагогический эксперимент. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Чебоксарского кооперативного института (филиала) АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации».
Результаты исследований и их обсуждение. Важной составной частью профессиональной подготовки будущего юриста является формирование у него педагогической компетентности. Это обусловлено многогранностью юридической деятельности, поскольку согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» (квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр») будущий юрист должен быть подготовлен к выполнению таких видов профессиональной деятельности, как нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная, педагогическая. При этом в стандарте определено, что в рамках профессионально-педагогической деятельности будущий юрист должен обладать следующими компетенциями: быть способным преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне, управлять самостоятельной работой обучающихся и эффективно осуществлять правовое воспитание.
Профессиональная деятельность юриста непосредственно связана с работой с гражданским населением, юридическими консультациями и участием в сложных судебных процессах. Юрист может также выступать в качестве представителя власти, в обязанности которого входят воспитание у населения чувства уважения к закону как высшей государственной норме справедливости, оказание педагогического влияния и применение воспитательных мер воздействия при общении с населением. Выполнение этих обязанностей требует от специалиста в области юриспруденции знания методов педагогического воздействия (убеждения, разъяснения, поощрения, принуждения, наказания, требования) и умения их применять, а также оказывать на граждан социально-педагогическое воздействие.
Педагогическая подготовка необходима юристу также и потому, что его профессиональная деятельность связана с поведением людей в сфере регулируемых правом отношений. При этом ему нередко приходится соприкасаться с интимными взаимоотношениями людей, вникать в их сложные душевные состояния, разрешать конфликтные ситуации, иметь дело с человеческими эмоциями, вторгаться в духовный мир человека. Следовательно, юрист должен выступать в роли педагога-воспитателя, быть морально устойчивым, волевым, честным, нравственно воспитанным. Вышесказанное обусловливает ключевую позицию, которую занимает педагогическая компетентность в структуре профессиональной компетентности юристов, и определяет значимость ее формирования.
При раскрытии сущности исследуемого феномена мы учитывали определения понятия «педагогическая компетентность», имеющиеся в педагогической теории. Так, по мнению А. И. Мищенко, профессионально-педагогическая компетентность представляет собой единство теоретической готовности педагогически мыслить и практической готовности педагогически действовать [6]. Близким к нашему исследованию является понимание профессиональной компетентности учителя как уровня его подготовленности и образованности [3].
Таким образом, под профессионально-педагогической компетентностью юриста в самом общем виде мы понимаем его готовность и способность к осуществлению педагогических аспектов профессиональной деятельности.
Важным условием формирования педагогической компетентности у будущих юристов в процессе обучения в вузе является выбор критериев, по которым можно судить о состоянии сформированности компетентности будущего специалиста. В качестве таковых были определены мотивационно-ценностный, когнитивный, практический и личностный критерии.
Мотивационно-ценностный критерий уровня сформированности педагогической компетентности юриста имеет своими показателями потребность в профессиональной деятельности; наличие интереса к овладению педагогической компетентностью с точки зрения профессиональной необходимости; наличие устойчивой внутренней мотивации изучения педагогической составляющей в контексте будущей профессии; ориентированность в профессионально-педагогических ценностях.
Когнитивный критерий имеет в качестве показателей знание теоретических основ юридической деятельности, роли и места юриста в социуме; понимание необходимости психолого-педагогических знаний для решения профессиональных задач. Юридическая деятельность не может быть успешна без знания психологии преступного поведения и личности преступника, судебной психологии, связанной с судопроизводством, исправительной психологии и педагогики, психологии лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, т. е. без профессиональной психологической и педагогической подготовки. Кроме того, для выполнения роли руководителя юристу требуется знание основ управленческой психологии и педагогики.
Показателем практического (деятельностного) критерия является владение юристом специальными педагогическими умениями: применять различные методы педагогического воздействия на личность; использовать в необходимых случаях неречевые средства общения; использовать приемы речевой культуры с целью грамотного изложения нормативно-правового материала гражданам, не имеющим специальных юридических познаний; ораторские, исполнительские и организаторские умения. К показателям практического критерия мы также относим владение педагогическими методами и техникой установления межличностных контактов и соблюдения педагогического такта в процессе общения с различными категориями граждан, в том числе и в конфликтных ситуациях; освоение форм, методов и приемов педагогического воздействия на собеседника в процессе профессиональной деятельности.
Личностный критерий включает такие критерии, как готовность работать в группе, ответственность за юридические последствия принимаемых решений, организованность, коммуникабельность, тактичность.
Используя перечисленные критерии, мы провели опрос среди студентов выпускных курсов юридических факультетов вузов г. Чебоксары. Оказалось, что значительная часть респондентов (77,8 %) не признает значимости педагогической компетенции для успеха юриста в профессиональной деятельности; 63,2 % студентов не смогли назвать аспекты деятельности юриста, требующие педагогической подготовки, 52,1 % ответивших оценили свой уровень профессионально-педагогической компетентности как низкий или ниже среднего.
С учетом полученных результатов были выделены педагогические условия, которые, по нашему мнению, должны были способствовать совершенствованию профессиональной подготовки будущих юристов вообще и эффективному формированию у них профессионально-педагогической компетентности в частности.
Сущность педагогических условий, их основное предназначение, структура и функции рассматриваются в трудах В. И. Андреева, И. Я. Лернера, В. Г. Максимова и других ученых. В. И. Андреев педагогические условия определил как такие обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей [1].
По мнению И. Я. Лернера, педагогические условия - это метод воздействия, который может обеспечить успешное обучение. Важнейшим и первым дидактическим условием конструирования учебного предмета является осознание и разработка всех компонентов содержания предмета, учитывающих единство содержательной и процессуальной сторон обучения [2]
По определению В. Г. Максимова, педагогические условия есть совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы [4].
Анализ вышеизложенных подходов позволил нам сформулировать собственное видение данной категории как совокупности необходимых и обязательных обстоятельств, способствующих формированию и максимально обеспечивающих эффективность становления педагогической компетентности у будущих юристов в процессе их профессиональной подготовки.
Основными педагогическими условиями, обеспечивающими совершенствование профессионально-педагогической подготовки юристов, являются:
- разработка и внедрение в учебный процесс в рамках фундаментальной учебной дисциплины «Теория государства и права» ряда лекционных и практических занятий, посвященных таким темам, как «Правовое государство, правопорядок и педагогика», «Правосознание и правовое воспитание», «Профессиональная этика юристов», «Юридическая педагогика»;
- внедрение в учебный процесс высшей школы на юридических факультетах спецкурса «Педагогические основы профессиональной деятельности юриста» на основе разработанной программы, включающей в себя кроме стандартных требований еще и сценарий деловых игр, набор тематических ситуационных задач, комплекты тестовых заданий для диагностики полученных знаний, перечень тем для самостоятельного изучения и подготовки рефератов;
- разработка программы и учебно-методических указаний по прохождению педагогической практики магистрантами юридических факультетов высших учебных заведений с целью выполнения комплексного анализа научно-педагогического и методического опыта в конкретной предметной области; организации и проведения педагогического эксперимента; апробации различных систем диагностики качества образования; реализации инновационных образовательных технологий;
- обеспечение ценностно-смыслового самоопределения студентов - будущих юристов по отношению к профессионально-педагогической деятельности, ее актуализация (мотивация профессионально-педагогической деятельности);
- использование в учебном процессе современных инновационных технологий, обеспечивающих оптимальное сочетание теоретической, педагогической и практической подготовки юристов на основе индивидуально-личностного подхода с использованием модульно-рейтинговой технологии обучения.
Проведенный в Чебоксарском кооперативном институте эксперимент позволил установить положительное влияние реализованных педагогических условий на формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих юристов. Работа со студентами велась в течение трех лет их обучения в вузе, начиная с первого курса. Диагностика уровня формируемой компетентности осуществлялась в процессе всего эксперимента. Исходные данные показали низкий уровень профессионально-педагогической компетентности по всем показателям, что было вполне естественным. Итоговое диагностирование, осуществленное на четвертом курсе в период прохождения студентами практики, продемонстрировало существенное повышение уровня профессионально-педагогической компетентности у студентов экспериментальной группы по сравнению со студентами контрольной группы. В результате проведенной работы в экспериментальной группе был достигнут высокий уровень формируемой компетентности, характеризующийся овладением педагогическими категориями, освоением педагогических ценностей, правил педагогического общения, эмоциональной отзывчивостью, устойчивым проявлением организованности, коммуникабельности, тактичности. Сравнение полученных результатов с аналогичными данными в контрольной группе свидетельствовало о том, что имеются устойчивые и значимые связи между реализацией в учебном процессе вуза педагогических условий и эффективностью формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих юристов.
Резюме. Проведенное исследование показало, что теоретически выявленные и апробированные на практике педагогические условия определены корректно, их реализация в образовательном процессе вуза способствует эффективному формированию у студентов юридических факультетов профессионально-педагогической компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс : учебное пособие / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2008. - 500 с.
2. Лернер, И. Я. Внимание технологии обучения / И. Я. Лернер // Советская педагогика. - 1990. -№ 3. - С. 138-141.
3. Ломакина, О. Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / О. Е. Ломакина. - Волгоград, 1998. - 23 с.
4. Максимов, В. Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя / В. Г. Максимов. - Чебоксары : ЧГПИ, 1996. - 227 с.
5. Максимова, О. Г. Профессиональная подготовка курсантов вузов МВД РФ на основе субъектно-деятельностного подхода в условиях дополнительного образования // О. Г Максимова, С. В. Милица // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77). Ч. 2. - С. 115-119.
6. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М. : Школа-Пресс, 1997. - 576 с.
7. Столяренко, А. М. Юридическая педагогика. Курс лекций / А. М. Столяренко. - М. : Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» ; Изд-во «ЭКМОС», 2000. - 496 с.