УДК 378-057.4
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Я. В. Ермушова
Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г. Чебоксары
PEDAGOGICAL COMPETENCE FORMING AT STUDENTS-FUTURE LAWYERS IN TRAINING
Y. V. Ermushova
Cheboksary cooperative Institute (branch) of Russian University of cooperation, Cheboksary
Введение. Современная социокультурная ситуация в стране свидетельствует о снижении нравственно-культурного уровня населения в целом и несовершеннолетних лиц в частности. Перед обществом стоит задача создания эффективной государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, основанной на восстановительной парадигме правосудия и применения ювенальных технологий. Для решения этой задачи необходимы специалисты - психологи, педагоги и юристы, способные оказать качественную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В сложившихся условиях неотъемлемым компонентом содержания профессионально-юридического образования становится педагогическая подготовка. Цель. Разработка и обоснование компонентов содержания формирования педагогической компетентности у студентов в системе высшего юридического образования. Материалы и методы. В процессе исследования были проанализированы научно -педагогические труды в области компетентностно-го подхода в профессиональном образовании (Э. Ф. Зеер), труды, посвященные раскрытию сущности педагогической компетентности учителя (В. А. Сластенин, Н. В. Кузьмина), диссертационные работы по проблеме формирования педагогической компетентности у специалистов различных сфер. В процессе исследования был применен комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ и синтез информации по изучаемой проблеме, анкетирование студентов и преподавателей юридических факультетов, беседы с ними, наблюдение, педагогический эксперимент. Результаты исследования, обсуждения. Важной составной частью профессиональной подготовки будущего юриста является формирование у него педагогической компетентности. Это обусловлено многогранностью юридической деятельности, поскольку
Introduction. Contemporary socio-cultural situation in the country indicates a decline in moral and cultural level of the population in general and especially of minors. The society faces the challenge of establishing an effective state system for the prevention of juvenile crime based on restorative paradigm of justice and application of juvenile technologies. To achieve this goal, psychologists, teachers and lawyers who can provide quality care for minors in difficult life situations. Under the circumstances, pedagogical preparation becomes an integral component of the content of vocational and legal education. Purpose. Development and validation of the components of the content of forming of pedagogical competence of students in the system of higher legal education. Materials and methods. Scientific and pedagogical works in the field of competence approach in vocational education (E. F. Zeer), the works devoted to the disclosure of the essence of pedagogical competence of the teacher (V. A. Slas-tenin, N. V. Kuzmina), the dissertational works on the problem of formation of pedagogical competence among specialists of various spheres were analyzed during the research. A complex of complementary research methods was applied: analysis and synthesis of information on the problem under study, questioning of students and teachers of law faculties, interviews with them, observation, pedagogical experiment. Results, discussion. An important part of professional preparation of future lawyer is the formation of a pedagogical competence. This is due to the diversity of the legal profession, since, according to the FSES HPE in the direction of training "Jurisprudence" (qualification (degree) "Magister") the lawyer is prepared for such professional activities as law-making, law enforcement, expert consulting, managerial, research and teaching. As part of the latter activity, he should be able to teach legal subjects at the necessary theoretical and methodological level,
© Ермушова Я. В., 2017
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". 2017, vol. 3, no. 4 (12)
согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр») будущий юрист готовится к таким видам профессиональной деятельности как правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная, организационно-управленческая, научно-исследовательская и педагогическая. В рамках последней он должен быть способным преподавать юридические дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне, управлять самостоятельной работой обучающихся и эффективно осуществлять правовое воспитание). Заключение. Проведенное исследование показало, что теоретически выявленные и апробированные критерии и педагогические условия определены корректно, их реализация в образовательном процессе вуза способствует эффективному формированию у студентов юридических факультетов профессионально-педагогической компетентности.
Ключевые слова: педагогическая компетентность, юристы, профессиональная подготовка, критерии, уровни сформированности, педагогические условия.
to manage student's independent work and to effectively implement legal education. Conclusion. The study showed that the theoretically identified and approved criteria and pedagogical conditions are identified correctly, their implementation in educational process of the University contributes to the effective formation of law students' professional and pedagogical competence.
Keywords: pedagogical competence, lawyers, training, criteria and levels of formation, pedagogical conditions.
Современный социальный заказ системе юридического образования на профессиональную подготовку юристов, связанный со сложным характером происходящих в российском обществе преобразовательных процессов и усилением криминальной обстановки, диктует необходимость разработки теоретико-методических основ процесса формирования педагогической компетентности у студентов в системе высшего юридического образования [2, с. 209]. Это обусловлено многогранностью юридической деятельности, поскольку, согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»), будущий юрист готовится к таким видам профессиональной деятельности, как правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно -консультационная, организационно -управленческая, научно-исследовательская и педагогическая. В рамках последнего вида профессиональной деятельности будущий юрист должен обладать следующими компетенциями: формирование способности преподавать юридические дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне, управление самостоятельной работой обучающихся и эффективное осуществление правового воспитания [5, с. 98].
Таким образом, важной составной частью профессиональной подготовки будущего юриста
является формирование у него педагогической компетентности, которая имеет специфические особенности и неразрывно взаимодействует с профессиональной деятельностью юриста. В частности, во-первых, профессиональная деятельность юриста непосредственно связана с работой с гражданским населением, юридическими консультациями и участием в сложных судебных процессах.
Во-вторых, юрист может выступать в качестве представителя власти, в обязанности которого входит воспитание чувства уважения к закону, понимание закона как высшей государственной нормы справедливости; осуществление педагогического влияния при общении с населением и воспитательных мер воздействия; прогнозирование побочного результата профессиональных действий.
В-третьих, в профессиональной деятельности необходимы знания методов педагогического воздействия и умения их применять, в частности, таких как методы убеждения, разъяснения, поощрения, принуждения, наказания, требования, а также оказывать на граждан социально-педагогическое воздействие.
В-четвертых, возможность повышения профессиональных качеств юриста напрямую зависит от уровня владения им устной и письменной речью, искусством речи в суде, например, речи судьи, адвоката, прокурора.
В-пятых, профессиональная деятельность юриста связана с поведением людей в сфере регулируемых правом отношений, где нередко приходится соприкасаться с весьма интимными взаимоотношениями людей, вникать в сложные душевные состояния, разрешать конфликтные ситуации, иметь дело с человеческими эмоциями, вторгаться в духовный мир человека, выступать в роли педагога-воспитателя. Следовательно, юрист должен быть морально устойчивым, волевым, честным, нравственно воспитанным, т. е. обладать и владеть личностными качествами. Приведенные доводы обосновывают ключевую роль педагогической компетентности в профессиональной подготовке юристов, что определяет значимость ее формирования.
Одним из компонентов содержания профессиональной деятельности юристов является работа с несовершеннолетними правонарушителями. В современных условиях принципы и методы такой работы определяются требованиями юве-нальной юстиции, предполагающими реализацию отличных от действующих ранее цели и принципов осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, применение ювенальных технологий, гуманистической восстановительной профессиональной позиции по отношению к несовершеннолетним.
Проблема профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов исследовалась такими учеными, как А. И. Алексеев,
A. С. Батышев, И. П. Башкатов, И. В. Биочин-ский, А. В. Верещак [1], И. В. Горлинский1,
B. П. Давыдов, А. В. Кикоть, А. М. Столяренко, И. В. Шмаров и другими. Различным аспектам профессионально-педагогической подготовки курсантов вузов МВД РФ посвящены диссертационные исследования Г. И. Андреева, В. А. Ильина, Д. А. Рукавишникова, Е. В. Фогеля, Н. Г. Шаш-кина2, А. В. Якушина3 и другие. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема совершенствования педагогической подготовки ОВД в процессе повышения квалификации остается недостаточно разработан-
1 Горлинский И. В. Педагогическое обеспечение самостоятельной работы курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 272 с.
2 Шашкин Н. Г. Формирование коммуникативной компетентности у будущих сотрудников ОВД в системе высшего образования: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2005. 142 с.
3 Якушин А. В. Подготовка курсантов образовательного учреждения МВД РФ к правовому воспитанию населения: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары: ЧГПУ, 2002. 195 с.
ной, не определены теоретические и технологические основы ее решения.
Педагогическую компетентность юриста мы понимаем как профессионально-личностную характеристику, включающую мотивационный (внутренние устойчивые мотивы к правовому просвещению и правовому воспитанию населения в целом и молодежи в частности); когнитивный (наличие знаний основ правового просвещения и воспитания, знаний в области теории воспитания молодежи, знаний возрастной и социальной психологии); практический (владение умениями взаимодействия с гражданами, техникой убеждения и внушения); личностный компоненты (профессионально-психологическая контактность).
Важным компонентом содержания формирования педагогической компетентности у студентов в системе высшего юридического образования является выбор основных критериев, по которым можно судить о состоянии сформированности компетентности будущего юриста в целом. Следует отметить, что ведущими критериями сформи-рованности педагогической компетентности являются: когнитивный критерий; мотивационно-ценностный критерий; личностный критерий; практический критерий [4, с. 270].
Когнитивный критерий основан на знании теоретических основ юридической деятельности, роли и месте юриста в социуме; понимании необходимости психолого-педагогических знаний для решения педагогических задач в процессе профессиональной юридической деятельности; овладении педагогическими методами и техникой установления межличностных контактов и соблюдение педагогического такта в процессе общения с различными категориями граждан, в том числе и в конфликтных ситуациях; освоении форм, методов и приемов педагогического воздействия на собеседника в процессе профессиональной деятельности; проявлении этико-правовой культуры личности при общении с гражданами.
Мотивационно-ценностный критерий отражает уровень сформированности педагогической компетентности на основе оценки внутреннего побуждения личности к профессиональной деятельности, к усвоению знаний, умений концентрировать внимание на поставленных задачах и возможности их разрешения.
Профессиональная юридическая направленность базируется на общей направленности личности студента, сформировавшейся в ходе обучения в высшей школе. Для воспитания будущего юриста важное значение приобретают познавательные мотивы, так как знания основаны на познавательном
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". 2017, vol. 3, no. 4 (12)
интересе и отличаются от других мотивов деятельности большей устойчивостью, собственно профессиональные (профессионально-педагогические), ибо «сочетание познавательного интереса к предмету и профессиональная мотивация оказывают наибольшее влияние на успехи в учении» [6, с. 193].
Таким образом, представляется целесообразным выделить следующие показатели мотиваци-онно-ценностного критерия педагогической компетентности будущих юристов: наличие интереса к формированию педагогической компетентности с точки зрения профессиональной необходимости; наличие ценностной мотивации изучения педагогической составляющей в контексте будущей профессии; присутствие профессионально-познавательных потребностей для формирования педагогической компетентности; ориентированность в профессионально-педагогических ценностях; степень вхождения студента в профессиональную, в т. ч. педагогическую деятельность.
Личностный критерий представляет систему ценностных отношений к общественно-значимым целям, готовность к проявлению личной инициативы, ценностное отношение к профессии, формирование важных личностных качеств, готовность работать в группе, ценностное отношение к событиям, к людям, к себе - образ позитивной «Я-концепции».
Юридическая деятельность не может быть успешна без знания психологии преступного поведения и личности преступника, судебной психологии, связанной с судопроизводством, исправительной психологии и педагогики; психологии лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, т. е. без профессиональной психологической и педагогической подготовки. Кроме того, от юриста-руководителя, а в этой роли юристы выступают довольно часто, требуется знание основ управленческой психологии и педагогики.
В формировании педагогической компетентности важна совокупность необходимых для реализации профессиональной деятельности личностных свойств человека. К личностным качествам юриста представляется возможным отнести: ответственность за юридические последствия принимаемых решений, организованность, коммуникабельность, терпимость, тактичность, деликатность, честность. На основе перечисленных личностных качеств складываются такие интегральные умения юриста, как способность работать в команде, умение добиваться желаемого результата, быть лидером и тому подобное.
Практический (деятельностный) критерий основан на комплексе навыков организации юридической деятельности, включающем специальные педагогические умения, в частности умений применять личностные профессиональные качества в определенной жизненной ситуации; вырабатывать собственную точку зрения на возникшие правовые феномены (ситуации, проблемы), основанную на глубоком анализе правовых норм и правоприменительной практики; применять различные методы педагогического воздействия на личность с целью формирования юридической позиции; использовать в необходимых случаях неречевые средства общения; использовать приемы речевой культуры с целью грамотного изложения нормативно-правового материала гражданам, не имеющим специальных юридических познаний; ораторские, исполнительские и организаторские умения.
Анализ различных подходов к формированию педагогической компетентности в процессе профессионального становления юриста показал, что она имеет уровневый характер и на каждом из них претерпевает изменения. Сделанные выводы позволяют выделить ряд педагогических условий, способствующих эффективному формированию и совершенствованию профессионально-педагогической подготовки будущих юристов в системе высшей школы.
Под педагогическим условием мы понимаем совокупность необходимых и обязательных обстоятельств, способствующих формированию и максимально обеспечивающих эффективность становления педагогической компетентности у будущих юристов в процессе их профессиональной подготовки [3, с. 53].
В ходе исследования значения, сущности и критериев педагогической компетентности возникла необходимость определить педагогические условия, обеспечивающие совершенствование профессионально-педагогической подготовки юристов. Основными из них, на наш взгляд, являются:
- разработка и внедрение в учебный процесс в рамках фундаментальной учебной дисциплины «Теория государства и права» ряда лекционных и практических занятий, посвященных таким темам, как: «Правовое государство, правопорядок и педагогика», «Правосознание и правовое воспитание», «Профессиональная этика юристов», «Юридическая педагогика»;
- внедрение в учебный процесс высшей школы на юридических факультетах спецкурса «Педагогические основы профессиональной деятельности юриста» на основе разработанной программы,
включающей сценарии деловых игр, набор тематических ситуационных задач, комплекты тестовых заданий для диагностики полученных знаний, перечень тем для самостоятельного изучения и подготовки рефератов;
- актуализация ценностно-смыслового самоопределения студентов по отношению к профессионально-педагогической деятельности;
- использование в учебном процессе технологии модульного обучения, обеспечивающего интеграцию теоретической, педагогической и практической подготовки юристов.
Литература
1. Верещак А. В., Верещак С. Б. Формирование готовности к профессиональному общению будущих юристов. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2013. 144 с.
2. Ермушова Я. В. Педагогическая компетентность будущих юристов: сущность, критерии, уровни сформированном^ // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. С. 209-212.
3. Ермушова Я. В. Педагогические условия формирования педагогической компетентности у будущих юристов в вузе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 4 (80). Ч. 1. С. 52-57.
4. Ермушова Я. В. Критерии и уровни формирования педагогической компетентности в структуре профессиональной подготовки юристов // Педагогическое образование: история, современность, перспективы: материалы международной конференции, посвященной 135-летию Казанского педагогического колледжа. Казань, 2012. С. 269-273.
5. Ермушова Я. В. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки будущих бакалавров юриспруденции в условиях высшей школы // Право и практика. 2014. № 3. С. 98-105.
6. Захарова О. С. Структурно-содержательные основы педагогической деятельности специалиста в области юриспруденции // Этнопедагогизация процесса обучения и воспитания в современном образовательном учреждении: сборник научных статей. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2005. С. 193-198.
References
1. Vereshchak A. V., Vereshchak S. B. Formirovanie gotovnosti k professional'nomu obshcheniyu budushchikh yuiistov [Formation of readiness to professional communication of future lawyers]. Cheboksary: publishing house of the Chuvash. University press, 2013, 144 p. (In Russ.).
3. Ermushova Y. V. Pedagogicheskaya kompetentnost' budushchikh yuristov: sushchnost', kriterii, urovni sformirovannosti [Pedagogical competence of future lawyers: the nature, criteria and levels of formation]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development, 2013, no. 1, pp. 209-212. (In Russ.).
4. Ermushova Y. V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya pedagogicheskoi kompetentnosti u budushchikh yuristov v vuze [Pedagogical terms of forming of pedagogical competence of future lawyers at the University]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstven-nogopedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva = Bulletin of the Chuvash state pedagogical University. I. Yakovlev, 2013, no. 4 (80), part 1, pp. 52-57. (In Russ.).
5. Ermushova Y. V. Kriterii i urovni formirovaniya pedagogicheskoi kompetentnosti v strukture professional'noi podgotovki yuristov [Criteria and levels of forming of pedagogical competence in the structure of professional legal training]. Pedagogicheskoe obrazovanie: istoriya, sovremennost', perspektivy: materialy mezhdunarodnoi konferentsii, posvyashchennoi 135-letiyu Kazanskogo pedagogicheskogo kolledzha = Pedagogical education: history, modernity, perspectives: materials of international conference, devoted to 135-th anniversary of Kazan pedagogical College, Kazan, 2012, pp. 269-273. (In Russ.).
6. Ermushova Y. V. Sovershenstvovanie professional'no-pedagogicheskoi podgotovki budushchikh bakalavrov yurisprudentsii v usloviyakh vysshei shkoly [Improvement of professional pedagogical preparation of the future bachelors of law in the conditions of higher school]. Pravo ipraktika = The law and practice, 2014, no. 3, pp. 98-105. (In Russ.).
7. Zakharova O. S. Strukturno-soderzhatel'nye osnovy pedagogicheskoi deyatel'nosti spetsialista v oblasti yurisprudentsii [Structural basis of pedagogical activity of the expert in the field of law]. Etnopedagogizatsiya protsessa obucheniya i vospitaniya v sovremennom obrazovatel'nom uchrezhdenii = Ethno-pedagogical process of education and upbringing in the modern educational institution: collection of scientific articles, Cheboksary: Chelyabinsk State Pedagogical University them. I. Yakovlev, 2005, pp. 193-198. (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 15.09.2017 г.
Submitted 15.09.2017.
Для цитирования: Ермушова Я. В. Формирование педагогической компетентности у студентов-будущих юристов в процессе профессиональной подготовки // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. № 4 (12). С. 64-69.
Citation for an article: Ermushova Ya. V. Pedagogical competence forming at students-future lawyers in training. Vestnikof theMari State University. Chapter "History. Law". 2017, no. 4 (12), pp. 64-69.
Ермушова Яна Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент, Чебоксарский кооперативный институт АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Чебоксары, [email protected]
Yana V. Ermushova, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Cheboksary cooperative Institute ANO in the Centrosoyuz of Russian Federation «Russian University of cooperation», Cheboksary, [email protected]