Научная статья на тему 'Педагогическая компетентность будущих юристов: сущность, критерии, уровни сформированности'

Педагогическая компетентность будущих юристов: сущность, критерии, уровни сформированности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1722
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ЮРИСТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТЕРИИ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TEACHER’S TRAINING / FUTURE LAWYERS / EDUCATIONAL COMPETENCE / DEVELOPMENT LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермушова Яна Вячеславовна

В данной статье раскрывается сущность про-фессионально-педагогической компетентности студентов будущих юристов, обосновываются критерии, дается характеристика уровней сформированности педагогической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL COMPETENCE OF FUTURE LAWYERS: SUBJECT-MATTER, CRITERIA, LEVELS OF DEVELOPMENT

The article covers subject-matter of professional educational competence of future lawyers. The author substantiates criteria and describes development levels of the educational competence.

Текст научной работы на тему «Педагогическая компетентность будущих юристов: сущность, критерии, уровни сформированности»

УДК 347.96 : 378 Ермушова Яна Вячеславовна

старший преподаватель кафедры теории и истории государства

Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации dom-hors@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ:

СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ, УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ

Ermushova Yana Vyacheslavovna

Senior Lecturer of the Theory and History of State and Law Department, Cheboksary Cooperative Institute, branch of Russian University of Cooperation dom-hors@mail.ru

EDUCATIONAL COMPETENCE OF FUTURE LAWYERS: SUBJECT-MATTER, CRITERIA, LEVELS OF DEVELOPMENT

Аннотация:

В данной статье раскрывается сущность про-фессионально-педагогической компетентности студентов - будущих юристов, обосновываются критерии, дается характеристика уровней сформированности педагогической компетентности.

Ключевые слова:

будущие юристы, педагогическая компетентность, критерии, уровень сформированности, профессионально-педагогическая подготовка.

Summary:

The article covers subject-matter of professional educational competence of future lawyers. The author substantiates criteria and describes development levels of the educational competence.

Keywords:

future lawyers, educational competence, development level, professional teacher’s training.

Современный социальный заказ системе юридического образования отражен в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр», согласно которому будущий юрист должен быть подготовлен к таким видам профессиональной деятельности, как нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная, педагогическая. В рамках последнего вида профессиональной деятельности будущий юрист должен обладать способностью преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне, эффективно осуществлять правовое воспитание граждан.

Важной составной частью профессиональной подготовки будущего юриста является формирование у него педагогической компетентности, которая имеет специфические особенности и неразрывно взаимодействует с профессиональной деятельностью юриста.

Во-первых, профессиональная деятельность юриста непосредственно связана с работой с гражданским населением, юридическими консультациями и участием в сложных судебных процессах.

Во-вторых, юрист может выступать в качестве представителя власти, в обязанности которого входит воспитание чувства уважения к закону, понимание закона как высшей государственной нормы справедливости; осуществление педагогического влияния при общении с населением и воспитательных мер воздействия; прогнозирование побочного результата профессиональных действий.

В-третьих, в профессиональной деятельности необходимы знания методов педагогического воздействия и умения их применять, в частности, таких как методы убеждения, разъяснения, поощрения, принуждения, наказания, требования, а также оказывать на граждан социально-педагогическое воздействие.

В-четвертых, профессионализм юриста определяется уровнем владения им устной и письменной речью, искусством речи в суде, например, речи судьи, адвоката, прокурора.

В-пятых, профессиональная деятельность юриста связана с поведением людей в сфере регулируемых правом отношений, где нередко приходится соприкасаться с весьма интимными взаимоотношениями людей, вникать в сложные душевные состояния, разрешать конфликтные ситуации, иметь дело с человеческими эмоциями, вторгаться в духовный мир человека, выступать в роли педагога-воспитателя. Следовательно, юрист должен быть морально устойчивым, волевым, честным, нравственно воспитанным.

В-шестых, одним из компонентов содержания профессиональной деятельности юристов является работа с несовершеннолетними правонарушителями. В современных условиях принципы и методы такой работы определяются требованиями ювенальной юстиции, предполагающими реализацию отличных от действующих ранее цели и принципов осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, применение ювенальных технологий, гуманистической восстановительной профессиональной позиции по отношению к несовершеннолетним.

Вышесказанное подтверждает ключевую роль педагогической компетентности в профессиональной подготовке юристов, что определяет значимость ее формирования.

Проблема профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов исследовалась такими учеными, как А.И. Алексеев, А.С. Батышев, И.П. Башкатов, И.В. Биочинский, И.В. Горлинский, В.П. Давыдов, А. В. Кикоть, А.М. Столяренко, И.В. Шмаров и др. Различным аспектам профессионально-

педагогической подготовки курсантов вузов МВД РФ посвящены диссертационные исследования Г.И. Андреева, В.А. Ильина, Д.А. Рукавишникова, Е.В. Фогеля, Н.Г. Шашкина, А.В. Якушина и др. Анализ психоло-го-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема совершенствования педагогической подготовки будущих юристов с учетом современного этапа развития российской юриспруденции остается недостаточно разработанной, не определены теоретические и технологические основы ее решения.

Педагогическую компетентность юриста мы понимаем как профессионально-личностную характеристику, включающую мотивационный (внутренние устойчивые мотивы к правовому просвещению и правовому воспитанию населения в целом и молодежи в частности); когнитивный (наличие знаний основ правового просвещения и воспитания, знаний в области теории воспитания молодежи, знаний возрастной и социальной психологии); практический (владение умениями взаимодействия с гражданами, техникой убеждения и внушения); личностный компоненты (профессионально-педагогическая контактность).

Важным компонентом содержания формирования педагогической компетентности у студентов в системе высшего юридического образования является выбор основных критериев, по которым можно судить о состоянии сформированности педагогической компетентности будущего юриста. В результате анализа психолого-педагогической и юридической литературы, опроса практикующих юристов мы пришли к выводу, что ведущими критериями сформированности педагогической компетентности являются мотивационно-ценностный, когнитивный, практический и личностный критерии.

Мотивационно-ценностный критерий отражает уровень сформированности педагогической компетентности на основе оценки внутреннего побуждения личности к профессиональной деятельности, к усвоению знаний, умений концентрировать внимание на поставленных задачах и возможности их разрешения, профессиональной юридической направленности. Представляется целесообразным выделить следующие показатели мотивационно-ценностного критерия педагогической компетентности будущих юристов: наличие интереса к формированию педагогической компетентности с точки зрения профессиональной необходимости; наличие ценностной мотивации изучения педагогической составляющей в контексте будущей профессии; присутствие профессионально-познавательных потребностей для формирования педагогической компетентности; ориентированность в профессионально-педагогических ценностях; степень вхождения студента в профессиональную, в том числе педагогическую деятельность.

Когнитивный критерий включает в качестве показателей знание теоретических основ юридической деятельности, роли и места юриста в социуме; понимание необходимости психолого-педагогических знаний для решения педагогических задач в процессе профессиональной юридической деятельности. Юридическая деятельность не может быть успешна без знания психологии преступного поведения и личности преступника, судебной психологии, связанной с судопроизводством, исправительной психологии и педагогики; психологии лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, то есть без профессиональной психологической и педагогической подготовки. Кроме того, от юриста-руководителя, а в этой роли юристы выступают довольно часто, требуется знание основ управленческой психологии и педагогики.

Практический критерий включает оценку степени владения педагогическими методами, техникой установления межличностных контактов и соблюдения педагогического такта в процессе общения с различными категориями граждан, в том числе и в конфликтных ситуациях; освоение форм, методов и приемов педагогического воздействия на собеседника в процессе профессиональной деятельности; проявление этико-правовой культуры личности при общении с гражданами; умение использовать в необходимых случаях неречевые средства общения; использовать приемы речевой культуры с целью грамотного изложения нормативно-правового материала гражданам, не имеющим специальных юридических познаний; ораторские, исполнительские и организаторские умения.

Личностный критерий представляет сформированность важных личностных качеств, готовность работать в группе, образ позитивной «Я-концепции». В структуре педагогической компетентности важна совокупность необходимых для реализации профессиональной деятельности личностных свойств человека [1, с. 94]. К личностным качествам юриста представляется возможным отнести: ответственность за юридические последствия принимаемых решений, организованность, коммуникабельность, терпимость, тактичность, деликатность, честность. На основе перечисленных личностных качеств складываются такие интегральные умения юриста как способность работать в команде, умение добиваться желаемого результата, быть лидером.

Анализ различных подходов к формированию педагогической компетентности в процессе профессионального становления юриста показал, что она имеет уровневый характер и на каждом из них претерпевает изменения. На основе научного подхода В.П. Беспалько, рассматривающего уровни деятельности через анализ процесса решения студентами профессиональных задач [2, с. 4], мы выделили три уровня сформированности педагогической компетентности у будущих юристов - низкий, средний, высокий.

Низкий уровень характерен для студентов, не осознающих роль и место юриста в социуме, важность педагогической составляющей в профессиональной деятельности юриста, необходимость быть педагогически подготовленным для самореализации и самоутверждения в профессиональной среде; не имеющих определенного объема психолого-педагогических знаний, имеющих небольшой запас педагогических умений, в том числе умений педагогического воздействия; не обладающих развитыми умениями размышлять, убеждать, внушать, доказывать, высказывать и отстаивать собственную позицию; не владеющих техникой педагогического наблюдения. Студенты, имеющие низкий уровень сформированности педагогической компетентности, проявляют слабый интерес к формированию педагогической компетентности с точки зрения профессиональной необходимости; отсутствие потребности, ценностной мотивации и стремления к изучения педагогической составляющей в контексте будущей профессии; минимальное участие в профессиональной, в том числе педагогической деятельности. У них отсутствует потребность в самообразовании и дальнейшем профессиональном росте; слабо развиты личностные качества; отсутствует целеустремленность; слабо выражено чувство ответственности.

Средний уровень сформированности педагогической компетентности характеризуется поверхностными представлениями о роли и месте юриста в социуме, наличием небольшого объема психологопедагогических знаний, поверхностными знаниями в области толкования нормативно-правовых актов, фрагментарными и несистематизированными умениями применения методов педагогического воздействия, недостаточно выраженной потребностью в постоянном пополнении знаний; частичным владением техникой педагогического наблюдения. Студенты, имеющие средний уровень сформированности педагогической компетентности, положительно относятся к ее формированию с точки зрения профессиональной необходимости; имеют выраженную мотивацию к изучению педагогической составляющей в контексте будущей профессии; участвуют в профессиональной, в том числе педагогической деятельности. Вместе с тем они имеют поверхностное представление о психологических особенностях человека; интерес к проявлению собственной личности как профессионала и исследователя, а также к другим людям и событиям носит непостоянный характер; они не в полной мере осознают необходимость в дальнейшем профессиональном росте. Профессионально-значимые личностные качества требуют совершенствования и развития.

Высокий уровень сформированности педагогической компетентности присущ студентам, полностью осознающим роль и место юриста в социуме, имеющим достаточный объем психолого-педагогических знаний, в полном объеме обладающим умениями использования методов педагогического воздействия, проявляющим ярко выраженную потребность в постоянном пополнении знаний, устойчивой потребностью к формированию педагогической компетентности с точки зрения профессиональной необходимости, ярко выраженной мотивацией к изучению педагогической составляющей в контексте будущей профессии. У студентов сформирована система профессиональных и педагогических ценностей, профессионально-познавательных потребностей, значительная степень включенности (вхождения) студента в профессиональную, в том числе педагогическую и практическую деятельность; ценностное отношение к профессии у них выражено ярко; ярко выражена потребность в постоянном совершенствовании профессиональной деятельности.

Мы провели констатирующее исследование на выпускных курсах юридических факультетов ряда вузов города Чебоксары. Исследование включало беседу с преподавателями, анкетирование студентов, самооценку студентами уровня сформированности педагогической компетентности, экспресс-опрос работодателей. Были получены следующие результаты:

а) 36 % студентов признают важность педагогической составляющей профессиональной деятельности юриста и своей готовности к ее осуществлению, 48 % - не считают для себя необходимым овладевать педагогической компетентностью, 16 % - не смогли определить своего отношения к педагогическому компоненту своей подготовки к профессиональной деятельности;

б) 14 % респондентов оценили уровень своей готовности к профессионально-педагогической деятельности как достаточный, 26 % - сочли его низким, однако предположили, что педагогическая компетентность может сформироваться у них в процессе профессиональной деятельности, остальные студенты затруднились дать оценку своей педагогической компетентности;

в) преподаватели спецдисциплин считают, что выпускники недостаточно подготовлены к профессионально-педагогической деятельности как в теоретическом, так и практическом плане. По их мнению, необходимо совершенствовать профессиональную подготовку будущих юристов путем усиления в ней педагогической составляющей.

Полученные данные свидетельствовали о важности определения педагогических условий, обеспечивающих совершенствование профессионально-педагогической подготовки юристов. Основными из них, на наш взгляд, являются:

- разработка и внедрение в учебный процесс в рамках учебной дисциплины «Теория государства и права» ряда лекционных и практических занятий, посвященных темам: «Правовое государство, правопорядок и педагогика», «Правосознание и правовое воспитание», «Профессиональная этика юристов», «Юридическая педагогика»;

- внедрение в учебный процесс юридических факультетов вузов спецкурса «Педагогические основы профессиональной деятельности юриста» на основе разработанной программы, включающей сценарии деловых игр, набор тематических ситуационных задач, комплекты тестовых заданий для диагностики полученных знаний, перечень тем для самостоятельного изучения и подготовки рефератов;

- актуализация ценностно-смыслового самоопределения студентов по отношению к профессионально-педагогической деятельности;

- использование в учебном процессе технологии модульного обучения, обеспечивающего интеграцию теоретической, педагогической и практической подготовки юристов.

Ссылки:

1. Захарова О.С. Структурно-содержательные основы педагогической деятельности специалиста в области юриспруденции / О.С. Захарова // Этнопедагогизация процесса обучения и воспитания в современном образовательном учреждении: сборник научных статей. Чебоксары, 2005. С. 193-198.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии: учебник. М., 1989.

References (transliterated):

1. Zakharova O.S. Struktumo-soderzhatel'nie osnovy pedagogicheskoy deyatel'nosti spetsialista v oblasti yurisprudentsii / O.S. Zakharova // Etnopedagogizatsiya protsessa obucheniya i vospitaniya v sovremennom obrazovatel'nom uchrezhdenii: sbornik nauchnykh statey. Cheboksary, 2005. P. 193-198.

2. Bespal'ko V.P. Slagaemie pedagogicheskoy tekhnologii: manual. M., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.