Научная статья на тему 'Конструирование модели подготовки будущих юристов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности'

Конструирование модели подготовки будущих юристов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ЮРИСТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / FUTURE LAWYERS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL TASKS / PEDAGOGICAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшина Дарья Игоревна

В статье раскрывается современная ситуация развития высшего образования в условиях возрастающих требований к современному специалисту. Рассматриваются основные подходы к конструированию модели подготовки будущих специалистов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности, а также принципы и условия этой подготовки. Раскрыты педагогические задачи и критерии оценки результатов реализации конструкта по подготовке будущих юристов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF THE PREPARATION MODEL OF FUTURE LAWYERS TO SOLVE PEDAGOGICAL PROBLEMS IN PROFESSIONAL ACTIVITY

The article reveals the current situation in the development of higher education in the face of increasing demands on the modern specialist. The main approaches to designing the model of future specialists training for solving pedagogical problems in their professional activities are considered. The principles and conditions for the preparation of future specialists for the solution of pedagogical problems are considered. Pedagogical tasks and criteria for evaluating the results of implementing a construct for training future lawyers to solve pedagogical problems in professional activity are revealed.

Текст научной работы на тему «Конструирование модели подготовки будущих юристов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности»

REFERENCES

1. Ahayan A. A., Berlina T. R., Laptev V. V. Virtualnyiy pedagogicheskiy institut: distantsionnoe so-provozhdenie obschego i professionalnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. [Elektronnyiy resurs]. URL: ftp://arbicon.ru/etu/ahayan98_2.pdf

2. Ahayan A. A. K voprosu o tehnologii podgotovki spetsialistov v oblasti obrazovaniya: informatsionno-obrazovatelnaya sreda pedagogicheskoy magistraturyi // Pisma v Emissiya.Offlayn: elektronnyiy nauchnyiy zhurnal. 2009. N 10. [Elektronnyiy resurs]. URL: https://www.herzen.spb.ru/main/structure/fukultets/ppf/ 1385642360/1386669440/

3. Gubernskaya T. V. Audirovanie v kurse «Sovremennyiy russkiy yazyik»: Orfoepiya // Slovo, slovar, slovesnost: Dinamicheskie protsessyi v yazyike, rechi i slovare: materialyi Vserossiyskoy nauchnoy konfe-rentsii (k 50-letiyu izdaniya akademicheskogo «Slovarya sovremennogo russkogo literaturnogo yazyika»). SPb.: SAGA, 2016. S. 240-245.

4. Gubernskaya T. V. Ispolzovanie kompleksnyih zadaniy po analizu teksta v distantsionnyih kursah v sisteme MOODLE // Slova i slovari: sbornik nauchnyih statey, posvyaschennyiy professoru Valentine Danilovne Chernyak. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2015. S. 332-337.

5. Chetyirina A. M. Distantsionnyiy kurs «Kultura rechi» v sisteme Moodle: organizatsiya samostoyatelnoy rabotyi studentov pri izuchenii temyi «Slovari russkogo yazyika» // Slovo. Slovar. Slovesnost: Russkiy yazyik v nauchnom, kulturnom i obrazovatelnom prostranstve (k 190-letiyu so dnya rozhdeniya K. D. Ushinskogo): materialyi Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii. RGPU im. A. I. Gertsena, 12-13 noyabrya 2014 goda / otv. red. V. D. Chernyak. SPb.: SAGA, 2015. S. 215-219.

Д. И. Лапшина

КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К РЕШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается современная ситуация развития высшего образования в условиях возрастающих требований к современному специалисту. Рассматриваются основные подходы к конструированию модели подготовки будущих специалистов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности, а также принципы и условия этой подготовки. Раскрыты педагогические задачи и критерии оценки результатов реализации конструкта по подготовке будущих юристов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: будущие юристы, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, профессиональная деятельность, профессиональные задачи, педагогические задачи.

D. Lapshina

CONSTRUCTION OF THE PREPARATION MODEL OF FUTURE LAWYERS TO SOLVE PEDAGOGICAL PROBLEMS IN PROFESSIONAL ACTIVITY

The article reveals the current situation in the development of higher education in the face of increasing demands on the modern specialist. The main approaches to designing the model of future specialists training for solving pedagogical problems in their professional activities are considered. The principles and conditions for the preparation of future specialists for the solution of pedagogical problems are considered. Pedagogical tasks and criteria for evaluating the results of implementing a constructfor trainingfuture lawyers to solve pedagogical problems in professional activity are revealed.

Keywords: future lawyers, federal state educational standard, professional standard, professional activity, professional tasks, pedagogical tasks.

В современном быстро меняющемся мире ключевая роль принадлежит образованию, которое обеспечивает устойчивое развитие государства и общества. Основополагающие педагогические категории, такие как образование, воспитание, развитие, становятся стержнем стабильного и продуктивного развития государства и общества, воспроизводства новых кадров. Невозможно не согласиться со словами Б. С. Гершунского о том, что «высший смысл образования — смысл впередсмотрящего организатора прогресса человеческой цивилизации» [3, с. 498]. Следовательно, образование должно предвидеть, к чему нужно подготовить будущего специалиста, какие трудовые функции он будет выполнять и какие профессиональные задачи он должен будет уметь решать.

Залогом успешного существования и развития государства и общества является развивающаяся подготовка высококвалифицированных специалистов.

Для современного образования характерна вариативность программ подготовки будущих специалистов, дифференцирован-ность направлений подготовки, полипрофессиональность, выражающаяся в необходимости решать будущими специалистами расширяющийся круг профессиональных задач с учетом использования педагогического знания, которое является междисциплинарным и отражает результат познания действительности в процессе целенаправленной деятельности специалиста в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Таким образом, педагогическое знание по своей сути является универсальным, так как образовательно-воспитательные и развивающие функции свойственны любому виду профессиональной деятельности. Универсальность педагогического знания проявляется в возможности его широкого применения в личностно-профессиональ-ной деятельности любого специалиста. Кроме того, каждому человеку предстоит

учиться и заниматься самообразованием на протяжении всей жизни.

Сегодня можно говорить о глобальной педагогизации общества, проникновении педагогических идей во все сферы жизни [3], в том числе и в подготовку будущих специалистов разных направлений профессионального образования к решению педагогических задач.

Будущие специалисты должны быть готовы к передаче своих знаний и накопленного опыта новому поколению специалистов, обучению и воспитанию их на рабочем месте, образованию и самообразованию, саморазвитию, к взаимодействию с различными субъектами профессиональной деятельности. Для решения педагогических задач будущий специалист любого профиля должен пройти соответствующую подготовку.

Таким образом, обусловливается необходимость разработки модели подготовки будущих специалистов к решению педагогических задач, учитывающей требования государства и общества, вуза и работодателей, специфику направления профессиональной подготовки.

В педагогической теории и практике существуют разнообразные модели подготовки будущих педагогов. «Общими чертами всех этих вариантов подготовки будущих педагогов являются: раздельное и последовательное освоение предметных и педагогических знаний, интенсивная психолого-педагогическая и практическая подготовка (иногда уже в ходе профессиональной деятельности)» [6].

В нашей статье мы не будем конкретно останавливаться на этих моделях, поскольку исследование ориентировано не на подготовку педагогов, а на подготовку студентов — будущих специалистов к решению педагогических задач, органично дополняющих структуру и содержание профессиональной деятельности специалиста. Таких моделей пока мы не обнаружили.

Рассмотрим логику разработки модели. Предлагаемая нами модель подготовки

строится на основе теории компетентност-ного подхода в педагогическом образовании, разработанной учеными РГПУ им. А. И. Герцена, и теории контекстного обучения (А. А. Вербицкий).

Современная ситуация развития образования характеризуется:

- расширяющимся пространством педагогической составляющей профессиональной деятельности будущих специалистов;

- особенностями профессионального взросления личности и вариативностью сферы профессиональной деятельности;

- объективными требованиями государства и общества в необходимости подготовки будущих специалистов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности;

- потребностью работодателей в педагогически компетентных специалистах.

Идея определения педагогических задач в профессиональной деятельности будущего специалиста непедагогического профиля основана на компетентностной модели подготовки будущего специалиста. Основной идеей компетентностного подхода является формирование у будущих специалистов профессиональной компетентности через решение профессиональных задач [5].

В этой связи ведущими принципами отбора содержания подготовки к решению педагогических задач в профессиональной деятельности на основе концепции компе-тентностного подхода становятся принципы ориентации на будущую профессиональную деятельность, социокультуросо-образности и практико-ориентированности, использующие возможности культуры той профессиональной среды, в которой находится вуз и базовые организации практики, для развития у студентов педагогических способностей.

Модель подготовки будущих специалистов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности включает в себя совокупность взаимосвязанных ком-

понентов, обладающих определенными функциями, связями, единым целеполага-нием и представляющих собой форму конструктивного взаимодействия этих компонентов в процессе профессиональной подготовки.

Системообразующим компонентом модели являются цели, ориентированные на формирование у будущих специалистов готовности к решению педагогических задач в контексте профессиональной деятельности. В логике этого подхода будущие специалисты, обучающиеся по направлениям непедагогического профиля, должны готовиться к решению педагогических задач, входящих в содержание профессиональной деятельности.

Для этого участники образовательного процесса — вуз, работодатели, преподаватели педагогических и специальных дисциплин совместно изучают различные нормативные документы, такие как законы, стандарты, отражающие требования государства и общества, специфику будущей профессиональной деятельности, образовательные потребности будущих специалистов. На основе полученных данных совместно выявляют педагогические задачи, содержание которых будет видоизменяться в зависимости от контекста будущей профессиональной деятельности, от трудовых функций и конкретизироваться в профессиональных умениях будущего специалиста.

На основе принципов конструирования педагогических задач разрабатывается их содержание и осуществляется последующее решение в ходе образовательного процесса, практикумов и практик студентов.

К таким принципам относятся:

- принцип дополнения, предполагающий, что современное педагогическое знание добавляется к уже имеющемуся содержанию и процессу профессиональной подготовки будущих специалистов;

- принцип интеграции содержания и процесса решения педагогических задач,

ориентирующий на достройку действующего содержания профессиональной подготовки по конкретному направлению; на создание условий реализации контекстного подхода к развитию компетенций, которыми должен овладеть будущий специалист для решения педагогических задач в профессиональной деятельности;

- принцип интеграции деятельности и взаимодействия преподавателей специальных и педагогических дисциплин вуза и работодателей, студентов и преподавателей, способствующий формированию целостного представления о сущности педагогических задач в профессиональной деятельности будущего специалиста.

Данные принципы обусловливают программу действий субъектов образовательного процесса (преподавателей, работодателей) по подготовке будущих специалистов к решению педагогических задач. Для этого необходимо:

- на основе анализа профессиональных стандартов специалистов выявить в содержании их профессиональной деятельности трудовые функции, действия, содержащие педагогическую направленность;

- сформулировать педагогические задачи в профессиональной деятельности, требующие наличия у будущего специалиста педагогических компетенций, разработки соответствующих заданий и средств по их развитию и оценке;

- на основе анализа федеральных государственных образовательных стандартов выявить возможности развития педагогической направленности профессиональной подготовки будущих специалистов через согласование позиций преподавателей вуза в процессе изучения профессиональных и специальных дисциплин;

- на основе анализа основной профессиональной образовательной программы, учебного плана, программ дисциплин выявить возможности интеграции педагогических задач в их содержание и процесс реализации.

В качестве примера рассмотрим подходы к конструированию модели подготовки к решению педагогических задач в профессиональной деятельности будущих юристов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», специальность 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» [7] Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации.

Для нашего исследования значимой является позиция Я. В. Ермушовой, которая утверждает, что вся юридическая деятельность связана с воспитанием у граждан уважения к закону, формированием ценностного отношения к закону как высшей государственной норме справедливости, педагогическим воздействием на различные группы граждан (в частности, работа с несовершеннолетними). Профессиональную компетентность Я. В. Ермушова рассматривает как профессионально-личностное образование будущего юриста, способного и готового к реализации в профессиональной деятельности педагогических функций (правового просвещения, правового воспитания граждан) [4].

Теперь обратимся к результатам анализа 121 Федерального государственного образовательного стандарта подготовки магистрантов, обучающихся по направлениям непедагогического профиля. Анализ показал, что в 79% стандартов включается развитие готовности будущих специалистов к педагогической деятельности, а в 25% стандартов — к научно-педагогической деятельности.

В ФГОС ВО сформулированы следующие задачи педагогической деятельности, например: преподавание учебных дисциплин в соответствии с современной методикой; выполнение функций преподавателя при реализации образовательных программ в образовательных организациях; проведение аудиторных учебных занятий, включая лабораторные, практические, а также обеспечение научно-исследовательской работы

обучающихся. Проблема содержания и организации подготовки будущих специалистов к решению педагогических задач, несомненно, связана с тем, что эти задачи присутствуют в стандартах с разной формулировкой и в разном количестве.

Следует также отметить, что подготовка будущих специалистов к педагогической деятельности не регламентируется в качестве обязательной. Вузам предоставляется право выбирать, включать или не включать такую подготовку в образовательную программу.

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта по подготовке юристов, в частности, показал, что в содержание профессиональной деятельности будущих юристов включена подготовка к педагогической деятельности как к одному из видов профессиональной деятельности.

При этом выпускники должны уметь решать такую педагогическую задачу, как преподавание юридических дисциплин (модулей) в образовательных организациях и осуществление правового воспитания.

Предлагаемая в нашем исследовании модель строится на основе содержания профессиональной подготовки будущих юристов в вузе и наполняется деятельностью ее конкретных субъектов (преподаватели, работодатели) в соответствии с профилем будущей профессиональной деятельности.

Из бесед с преподавателями, работающими со студентами РГПУ им А. И. Герцена, СПбГУ, обучающимися по направлениям непедагогического профиля (24 человека), удалось выявить их положительное отношение к тому, чтобы у студентов развивались такие педагогические способности, как гностические, конструктивные, проектировочные, коммуникативные, организаторские. В своей преподавательской деятельности они частично оказывают влияние на их развитие: например, при организации самостоятельной работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время

планируются задания, способствующие развитию у них педагогических способностей. В практической деятельности (аудиторной и внеаудиторной) студенты самостоятельно организуют и проводят учебные конференции, выступают с докладами и сообщениями, оказывают взаимопомощь и поддержку друг другу при выполнении заданий и т. п.

Кроме того, преподаватели поддерживают идею о том, что в будущей профессиональной деятельности эти умения могут иметь для студентов перспективное значение. Владение педагогической деятельностью может способствовать развитию профессиональной карьеры специалиста в качестве педагога: наставника, тьютора, коуча, преподавателя учебного или образовательного центра в системе повышения квалификации специалистов. В системе общего среднего образования у специалиста появляется возможность преподавать элективные курсы и программы дополнительного образования детей. Такие специалисты могут успешно решать задачи профориентации школьников и оказывать эффективную помощь в профессиональной адаптации и самоопределении в профессии.

В процессе исследования нам удалось выявить и структурировать условия подготовки будущих юристов к решению педагогических задач на основе взаимодействия преподавателей педагогических дисциплин с преподавателями, реализующими основную образовательную программу. К таким условиям можно отнести:

- развитие и сохранение устойчивой мотивации студентов к решению педагогических задач;

- включение студентов в исследовательскую деятельность, ориентированную на изучение педагогической деятельности специалистов разных организаций;

- сотрудничество с работодателями, представителями конкретных организаций с целью проектирования содержания педагогических задач и подготовки к их реше-

нию в процессе освоения дисциплин/курсов и практики;

- поддержка и сопровождение студентов в процессе организации их самостоятельной работы, способствующей развитию педагогических способностей;

- проектирование программ повышения квалификации преподавателей вуза в области подготовки студентов к решению педагогических задач в их будущей профессиональной деятельности.

В этом контексте требуется конкретизировать стратегию деятельности вуза, преподавателей, возможности образовательной программы по созданию условий, способствующих результативности подготовки студентов к решению педагогических задач в будущей профессиональной деятельности.

Теперь обратимся к профессиональным стандартам по рассматриваемому направлению подготовки. Профессиональный стандарт, описывающий профессию по различным квалификационным уровням, несомненно, должен стать основой для формирования программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, проведения аттестации и сертификации персонала, планирования его профессионального роста. Тогда в процессе развития структуры квалификаций станет возможным наполнять содержанием каждый квалификационный уровень в зависимости от приращения новых компетенций, учитывать эти процессы в образовательных программах [1].

Рассмотрим профессиональный стандарт «Следователь-криминалист», который на данный момент пока является единственным ориентиром для определения содержания профессиональной подготовки будущих специалистов по направлению «Юриспруденция» [8].

В указанном стандарте выделена трудовая функция «Дополнительная профессиональная подготовка сотрудников, осуществляющих расследование и раскрытие

преступлений». В трудовые действия специалиста в соответствии с профессиональным стандартом входят: осуществление научно-практической деятельности в пределах компетенции; проведение стажировки сотрудников, впервые назначенных на должность следователя и следователя-криминалиста; повышение квалификации следователей, имеющих опыт практической работы, иных сотрудников по вопросам применения криминалистической и специальной техники, тактики производства отдельных следственных действий, методики расследования преступлений, назначения судебных экспертиз; планирование и проведение стажировки и занятий по повышению квалификации; разработка и реализация программ стажировки и повышения квалификации сотрудников следственных органов.

Из перечисленных в стандарте 44 необходимых умений для выполнения трудовой функции большинство являются педагогическими. Это такие умения, как осуществление организационно-методической деятельности, применение методов проблемного обучения, оценивание знаний обучающихся, проведение учебных семинаров и т. д.

Таким образом, нам удалось выявить педагогические задачи, которые органично вписываются в задачи их профессиональной деятельности, например:

- обучение и воспитание разных субъектов педагогической деятельности (учащихся, преподавателей, слушателей и т. п.) в области права;

- обучение на рабочем месте (внутрифирменное и корпоративное обучение);

- педагогическая поддержка и сопровождение молодых специалистов в период их адаптации; наставничество;

- педагогическое взаимодействие с коллегами и умение работать в команде, поддержка партнерских отношений;

- самообразование и саморазвитие в педагогической деятельности.

Выявленные педагогические задачи представляют собой основу для разработки конструкта подготовки будущих юристов к решению педагогических задач в их профессиональной деятельности.

Конструкт ориентирован на совершенствование профессионально-личностных компетенций будущего юриста, выстраивание его индивидуальной образовательной траектории, создание вариативных схем педагогической практики, педагогического взаимодействия всех субъектов профессиональной подготовки: студентов, преподавателей, работодателей, администрации вуза, социальных партнеров.

В исследовании предполагается экспертная оценка результатов реализации конструкта по подготовке будущих юристов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности. Под критериями оценки понимаются относительные значения наиболее важных параметров системы подготовки, позволяющие оценить, насколько качественно решена проблема подготовки и достигнута поставленная цель.

Критерий соответствия позволяет раскрыть суть оценки качества подготовки на основе соответствия ее результатов требованиям ФГОС высшего образования и профессиональных стандартов:

- наличие программ подготовки будущих юристов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности;

- удовлетворенность студентов результатами подготовки к решению педагогических задач в профессиональной деятельности;

- удовлетворенность работодателей результатами подготовки выпускников — будущих юристов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности.

Критерий реальности позволяет оценить, насколько реально создать условия, обеспечивающие активность и успешность взаимодействия субъектов подготовки будущих юристов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности.

Критерий переноса позволяет понять, насколько возможно использовать опыт реализации программы подготовки выпускников — будущих юристов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности в условиях профессиональной подготовки специалистов других профилей.

Конструкт подготовки будущих юристов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности является системообразующим компонентом представленной в статье модели. В настоящее время в исследовании решается задача его апробации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балакирева Э. В. Профессиональный стандарт как ориентир разработки подходов к оценке качества профессиональной подготовки специалистов в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. № 158. С. 86-95.

2. Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. М.: Логос, 2010. 300 с.

3. ГершунскийБ. С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998.

4. Ермушова Я. В. Педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих юристов в процессе их обучения в вузе // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2013. № 4 (80). Ч. 3. С. 50-55.

5. Козырев В. А., Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицы-ной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 392 с.

6. Марголис А. А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5.

7. Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2016 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)».

8. Приказ Министерства труда России от 23.03.2015 № 183н «Об утверждении профессионального стандарта «Следователь-криминалист».

REFERENCES

1. Balakireva E. V. Professionalnyiy standart kak orientir razrabotki podhodov k otsenke kachestva profes-sionalnoy podgotovki spetsialistov v vuze // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta im. A. I. Gertsena. 2013. N 158. S. 86-95.

2. Verbitskiy A. A., Kalashnikov V. G. Kategoriya «kontekst» v psihologii i pedagogike. M.: Logos, 2010. 300 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gershunskiy B. S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. M.: Sovershenstvo, 1998.

4. Ermushova Ya. V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professionalno-pedagogicheskoy kompetent-nosti u buduschih yuristov v protsesse ih obucheniya v vuze // Vestnik ChGPU im. I. Ya. Yakovleva. 2013. N 4 (80). Ch. 3. S. 50-55.

5. Kozyirev V. A., Radionova N. F., Tryapitsyina A. P. Kompetentnostnyiy podhod v pedagogicheskom obrazovanii: kollektivnaya monografiya / pod red. V. A. Kozyireva, N. F. Radionovoy, A. P. Tryapitsyinoy. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2008. 392 s.

6. Margolis A. A. Modeli podgotovki pedagogov v ramkah programm prikladnogo bakalavriata i pedago-gicheskoy magistraturyi // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2015. T. 20. N 5.

7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki ot 19.12.2016 «Ob utverzhdenii Federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vyisshego obrazovaniya po spetsialnosti 40.05.01 Pravovoe obespechenie natsional-noy bezopasnosti (uroven spetsialiteta)».

8. Prikaz Ministerstva truda Rossii ot 23.03.2015 N 183n «Ob utverzhdenii professionalnogo standarta «Sledovatel-kriminalist».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.