Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА РЕГИНА ФЕДОИЛОВНА ХАЛИУЛЛИНА, RFHALIULLINA@BK.RU'

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА РЕГИНА ФЕДОИЛОВНА ХАЛИУЛЛИНА, RFHALIULLINA@BK.RU Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОДХОДЫ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халиуллина Регина Федоиловна

В данной статье рассматриваются компоненты системы формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена. Ценностный, деятельностный, операционно-тактический и личностный компоненты представляют содержательную структуру готовности к формированию предпринимательской культуры. Чтобы выявить уровень сформированности каждого из представленных компонентов, нами был составлен критериально-диагностический аппарат. В систему формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена мы включили системный, культурологический и интегративный подходы, описав также принципы, которых должна придерживаться система. Кроме того, были определены этапы формирования предпринимательской культуры, которые также являются частью системы формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена. Таким образом, совокупность системного, культурологического и субъектно-средового подходов позволяет подойти к исследуемой проблеме комплексно, разработав при этом систему формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY IDEAS FOR BUILDING A SYSTEM FOR THE FORMATION OF AN ENTREPRENEURIAL CULTURE OF FUTURE MID-LEVEL SPECIALISTS

This article discusses the components of the system of formation of entrepreneurial culture among future mid-level specialists. The value, activity, operational-tactical and personal components represent the content structure of readiness for the formation of an entrepreneurial culture. In order to identify the level of formation of each of the presented components, we have compiled a criterion-diagnostic apparatus. We have defined systematic, culturological and integrative approaches to the system of formation of entrepreneurial culture among future mid-level specialists, as well as prescribed the principles that the system should adhere to. Further, the stages of formation of entrepreneurial culture were identified, which are also part of the system of formation of entrepreneurial culture of future mid-level specialists. Thus, the combination of systemic, culturological and subjective-environmental approaches allows us to approach the problem under study comprehensively, while developing a system for the formation of entrepreneurial culture of future mid-level specialists.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА РЕГИНА ФЕДОИЛОВНА ХАЛИУЛЛИНА, RFHALIULLINA@BK.RU»

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 69-77. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(1(37):69-77. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377.1

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Регина Федоиловна Халиуллина, rfhaliullina@bk.ru

Южно-Уральский государственный технический колледж; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Аннотация. В данной статье рассматриваются компоненты системы формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена. Ценностный, деятельностный, операционно-тактический и личностный компоненты представляют содержательную структуру готовности к формированию предпринимательской культуры. Чтобы выявить уровень сформированное™ каждого из представленных компонентов, нами был составлен критериально-диагностический аппарат. В систему формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена мы включили системный, культурологический и интегративный подходы, описав также принципы, которых должна придерживаться система. Кроме того, были определены этапы формирования предпринимательской культуры, которые также являются частью системы формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена. Таким образом, совокупность системного, культурологического и субъектно-средового подходов позволяет подойти к исследуемой проблеме комплексно, разработав при этом систему формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена.

Ключевые слова: предпринимательская культура, компоненты системы формирования предпринимательской культуры, значение формирования предпринимательской культуры, подходы системы формирования предпринимательской культуры

Для цитирования: Халиуллина Р. Ф. Ключевые идеи построения системы формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 69-77.

Original article

KEY IDEAS FOR BUILDING A SYSTEM FOR THE FORMATION OF AN ENTREPRENEURIAL CULTURE OF FUTURE MID-LEVEL SPECIALISTS

Regina F. Khaliullina, rfhaliullina@bk.ru

South Ural State technical college; South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk Russia

Abstract. This article discusses the components of the system of formation of entrepreneurial culture among future mid-level specialists. The value, activity, operational-tactical and personal components represent the content structure of readiness for the formation of an entrepreneurial culture. In order to identify the level of formation of each of the presented components, we have compiled a criterion-diagnostic apparatus. We have defined systematic, culturological and integrative approaches to the system of formation of entrepreneurial culture among future mid-level specialists, as well as prescribed the principles that the system should adhere to. Further, the stages of formation of entrepreneurial culture were identified, which are also part of the system of formation of entrepreneurial culture of future mid-level specialists. Thus, the combination of systemic, culturological and subjective-environmental approaches allows us to approach the problem under study comprehensively, while developing a system for the formation of entrepreneurial culture of future mid-level specialists.

© Халиуллина Р. Ф., 2023

Keywords: entrepreneurial culture, components of entrepreneurial culture formation, importance of entrepreneurial culture formation, approaches of the entrepreneurial culture formation system

For citation: Khaliullina RF. Key ideas for building a system for the formation of an entrepreneurial culture of future mid-level specialists. Innovative development of vocational education. 2023;(1(37):69-77. (In Russ.).

Введение

Эффективное развитие рыночной экономики в России требует создания конкурентоспособного производства на основе новой философии хозяйствования, что, в свою очередь, диктует необходимость воспитания нового поколения специалистов с высоким уровнем предпринимательской культуры.

Формирование предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена нами было определено как процесс становления обучающихся по какой-либо специальности в организации среднего профессионального об-

разования с помощью набора правил, принципов поведения и отношения к предпринимательству — речь идет о хозяйствовании, главной целью которого является получение систематической прибыли. Рассматривая данное определение, мы должны разработать такую систему, применяемую в учреждениях СПО, которая бы соответствовала всем видам деятельности в определении.

Структурно-содержательное наполнение предпринимательской культуры представлено на рисунке 1. Данные компоненты взаимосвязаны, дополняют друг друга и носят комплексный характер.

Ценностный компонент

Ценностное отношение к созданию собственного дела, сгагусу «предприниматель», понимание и переживание значимости бизнеса

как для общества, так и для собственного развития; устойчивая и гибкая мотивация к осуществлению ир едпр нннмате льс ко й деятель нос ти. способность четко осознавать ее цели и ожидаемые результаты

Деятельностный компонент

Информированность об основах предпринимательства, экономики организации, экономической теории; наличие знаний психологии предпринимательства и опыта их использования е профессионально

ориентированной деятельности. Взаимодействие с окружающим миром, который обеспечивает решение определенных жизненно важных задач [1, с. 48]

Компоненты предпринимательской культуры

Операцнонно-тактический компонент

Владение современными инструментами

ведения бизнеса. Умение грамотно распоряжаться собственными денежными ресурсами, составлять финансовый план организации. Способность к рефлексии по прогнозированию результатов с ф ормиро Банн ости пр едпр ннимательс ко й культуры

Личностный компонент

Наличие следующих личностных и деловых качеств: предприимчивость, инициа тив но с ть, с ам остоятельность. способность принимать решения, лидерские качества

Рис. 1. Структурно-содержательное наполнение предпринимательской культуры

Материалы и методы исследования

Чтобы провести оценку сформированное™ предпринимательской культуры, необходимо рассмотреть показатели, уровни и методы диагно-

стики каждого из представленных компонентов системы формирования предпринимательской культуры. Для этого нами был составлен критериально-диагностический аппарат (табл. 1).

Критериально-диагностический аппарат оценки сформированности предпринимательской культуры

Таблица 1

Компоненты

Показатели

Уровни

Методы диагностики

Ценностный

Наличие устойчивого комплекса ценностного отношения к открытию собственного дела, а также статусу «предприниматель»; в полном объеме сформированное представление методологического аппарата предпринимательской культуры; четкое понимание и переживание значимости бизнеса как для общества, так и для собственного развития_

Высокий

1. Модифицированная методика Ш. Шварца и У Билски, адаптированная О. А. Тихоман-дрицкой и Е. М. Дубовской [1]

2. Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В. Ф. Сопова, Л. В. Карпуши-ной [2]

Неустойчивый комплекс ценностного отношения к открытию собственного дела, а также статусу «предприниматель»; слабо сформированное представление методологического аппарата предпринимательской культуры; слабое понимание и переживание значимости бизнеса как для общества, так и для собственного развития_

Средний

Ценностные отношения не носят комплексного характера; отсутствует понимание методологического аппарата предпринимательской культуры и переживание значимости бизнеса как для общества, так и для собственного развития

Низкий

Деятельностный

Широкая информированность об основах предпринимательства, экономики организации, экономической теории; наличие знаний психологии предпринимательства и опыта их использования в профессионально ориентированной деятельности

Высокий

Контрольно-оценочные средства по «Основам предпринимательства»

Ограниченная информированность об основах предпринимательства, экономики организации, экономической теории; наличие знаний психологии предпринимательства и отсутствие опыта их использования в профессионально ориентированной деятельности

Средний

Отсутствие информированности об основах предпринимательства, экономики организации, экономической теории; отсутствие знаний психологии предпринимательства и опыта их использования в профессионально ориентированной деятельности_

Низкий

Окончание таблицы 1

Компоненты Показатели Уровни Методы диагностики

Операционно-такти-ческий Использование экономический знаний, современных инструментов ведения бизнеса. На высоком уровне развито умение грамотно распоряжаться собственными денежными ресурсами, составлять финансовый план организации. Способность к рефлексии по прогнозированию результатов сформированно-сти предпринимательской культуры Высокий Тест В. В. Алтухова «Предприниматель» при участии сотрудников научно-методического и коммерческого отделов лаборатории «Гуманитарные технологии»

Посредственное владение современными инструментами ведения бизнеса. Слабо развито умение грамотно распоряжаться собственными денежными ресурсами и составлять финансовый план организации. Способность к рефлексии по прогнозированию результатов сфор-мированности предпринимательской культуры — на среднем уровне Средний

Владение современными инструментами ведения бизнеса слабое и поверхностное. Не развито умение грамотно распоряжаться собственными денежными ресурсами и составлять финансовый план организации. Отсутствует способность к рефлексии по прогнозированию результатов сформированности предпринимательской культуры Низкий

Личностный Развиты предприимчивость, инициативность, самостоятельность, способность принимать решения, лидерские качества Высокий 1. Тест Дж. Голланда (Дж. Хол-ланда) на определение профессионального типа личности [3] 2. Мониторинг личной эффективности лидера команды (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева) [4]

Предприимчивость и инициативность, а также лидерские качества развиты слабо, затруднено самостоятельное принятие решений Средний

Отсутствуют предприимчивость, инициативность, самостоятельность, способность принимать решения, не развиты лидерские качества Низкий

После анализа научно-педагогической литературы по теме исследования, а также изучения проведенных исследований различных аспектов предпринимательской культуры и подходов, используемых в них, было выявлено, что для того, чтобы разработать систему формирования предпринимательской культуры, необходимо определить взаимосвязь методологических подходов, позволяющих этой системе эффективно работать.

Данная система должна придерживаться следующих позиций:

- наличие методологической базы, позволяющей полно раскрыть проблему исследования;

- каждый из подходов должен быть взаимосвязан с другими, все они должны дополнять друг друга.

В систему формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена мы включили системный, культурологический и интегративный подходы.

Системный подход позволит представить изучаемый процесс формирования предпринимательской культуры как систему, состоящую из множества элементов, выполняющих определенные функции.

Культурологический подход проявляется при формировании точного представления о предпринимательской культуре, ценностях

предпринимателей, об ориентации принципов и содержания предпринимательской деятельности на культурный опыт.

Интегративный подход представлен положениями субъектного и средового подходов, в которых отражено воздействие внешней среды на заявленный субъект — будущих специалистов среднего звена.

Результаты исследования и их обсуждение Таким образом, совокупность системного, культурологического и субъектно-средово-го подходов позволяет подойти к исследуемой проблеме комплексно, разработав при этом систему формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена. На

рисунке 2 представлена взаимосвязь методологических подходов нашего исследования.

Системный подход представляет собой направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину [5].

Рис. 2. Методологические основы системы формирования предпринимательской культуры

у будущих специалистов среднего звена

При формировании предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена системный подход отражается в нескольких элементах: учебной деятельности студентов в рамках изучения определенных дисциплин; профессиональной деятельности студентов при прохождении производственной практики; воспитательной деятельности, направленной на комплексное воздействие педагогического коллектива на субъект познания, труда и общения при участии в конкурсах, чемпионатах и олимпиадах.

В результате применения системного подхода мы имеем:

- четкую структуру формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена;

- компоненты системы формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена (ценностно-мотивационный, культурный, деятельностный и личностный);

- этапы и педагогические условия формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена;

- условия результативности каждого из этапов формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена.

Культурологический подход предполагает решение воспитательных проблем путем изучения культурных традиций, сложившихся в конкретном обществе; соответствие тонкостям и укладу нации; заботливому и трепетному отношению к лучшим достижениям культуры. Возникновение данных подходов является ответом на новый социальный заказ на образование в постиндустриальном обществе.

Понятие «культура» в рамках данного подхода не имеет единого толкования. Нами оно было определено как набор правил, принципов поведения в связи с соответствующим периодом времени.

Соответственно, в результате применения культурологического подхода мы имеем:

- содержательное наполнение предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена;

- особенности формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена;

- ориентацию будущих специалистов среднего звена в культурных ценностях;

- осмысление и присвоение культурных ценностей будущими специалистами среднего звена.

В результате реализации культурологического подхода в условиях формирования предпринимательской культуры осуществляются освоение культуры предпринимателя, формирование правильного отношения к культуре данной деятельности, развитие личностных качеств.

Для рассмотрения субъекта нашего исследования — будущих специалистов среднего звена и их социальной активности — нами был изучен и интегративный подход.

Интегративный подход — это позиция исследования, в соответствии с которой образование рассматривается как процесс и результат педагогической интеграции (межпредметной, внутрипредметной, межличностной, внутри-личностной) [6].

Он представляет собой интеграцию положений субъектного и средового подхода.

Субъектный подход — это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, направленная на становление личности как самоорганизующегося и саморазвивающегося субъекта [7].

Данный подход в обучении позволяет активизировать сам процесс обучения; мотивировать обучающихся к нему; активизировать их мышление; способствовать проявлению лидерских качеств, творческих способностей, коммуникативных навыков, сотрудничества и умения работать в команде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средовой подход осуществляется через специально создаваемую среду воздействия на обучающихся.

Среда способна формировать обучающегося по своему подобию, образу. Она способствует раскрытию определенных качеств личности, дает возможности для общения, сотрудничества, образования содружеств или сообществ, где обучающиеся могут стать соратниками, товарищами, партнерами для достижения общих целей. Среда также способна дать навыки пред-

принимателя, научить вести бизнес, быть человеком, адаптированным к требованиям общества в современном мире.

Интегративный подход нам дает:

- содержательное наполнение предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена из внешней среды;

- заданную модель, «коридор» движения обучающихся по жизни;

- наличие идеала, образ успешного предпринимателя и дальнейшую ориентацию будущих специалистов среднего звена на них;

- присвоение культурных ценностей будущими специалистами среднего звена из внешней среды.

Для того чтобы перейти к системе формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена, мы изучили положения ФГОС СПО четвертого поколения, где рассмотрены требования социального заказа. На основании данного документа нами был определен перечень знаний, умений и навыков будущего специалиста среднего звена:

- умение планировать и организовывать собственную профессиональную деятельность, осуществление контроля над ней;

- наличие нестандартного и критического мышления, предприимчивости, инициативности и идейности;

- ценностное отношение к собственному труду, ответственность за совершенные действия;

- адаптивность к изменяющимся условиям рынка труда, способность быстро приспосабливаться.

Разработанная система формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена должна удовлетворять выделенным нами требованиям.

Прежде чем разработать данную систему, нужно обозначить ее цель, которая предопределяет конечный результат и служит ориентиром для всего процесса формирования. Цель системы — сформированная на высоком уровне предпринимательская культура будущих специалистов среднего звена.

Данная цель была определена с учетом требований, перечисленных выше, а также социального заказа общества на подготовку высококвалифицированных специалистов среднего звена, которые должны представлять совершенно новый вид сотрудников на рынке труда либо самостоятельно создавать рабочие места, открывая при этом собственное дело.

В разработанной системе важными являются выделенные нами компоненты.

1. Ценностный компонент — устойчивый комплекс ценностного отношения к открытию собственного дела, а также статусу «предприниматель», сформированное представление методологического аппарата предпринимательской культуры, понимание и переживание значимости бизнеса как для общества, так и для собственного развития. Ценности и смыслы определяют цен-

тральную позицию личности, направленность и содержание ее социальной активности, придают ей личностную значимость, в итоге влияя на поведение и поступки [8]. Профессиональные ценностные ориентиры и смыслы начинают складываться в период обучения в профессиональной образовательной организации, формируются в процессе прохождения практики [9].

Этапы

Результа!

Измерит ельнын

Измерение первичного уровня знаний, умений и вэеыкое ф эр1:нроЕЕя;^1 ^рад-принпматЕльской культуры у оудущнх специалиста б среднего ззена

Мотив ацион ный

ФоринроЕзяне по,-южнтелшвой хфф теристикк профессии кпр Едпрннии а-тапья- п его деятельности. понимание пенностной значимости ггредпрннныа-гепьсшЁ деятельности для своего оу-дущего. организация совместной деятельности прЕподавателя и студентов

Оаучэюшкв

ОЕЛаДЕНИЕ 111Д>™- ^ШЕВНИЕ П Н1-Еыками. необходимыми для ведения пре^рнЕошательскои дапвльностн

Д ея тел ь ко с тн ы и

Приобретение опыта научно-нсследа-ЕательсЕоок и проектной деятельности. Как индивидуальна?, так н КОЛЛЕЕТНЕ-ное участие в слшшщи, ЕОНЕлрсах и кснферЕнцкЕК с работами иредпры-ншшещфй направленности. Развитие умения работать в команде. е:-шмо-деиствовать друг с другом, упегь вести переговоры. Обеспечение необходимей самостоятельности студентов и соответствующего ПЕДаГОГИЧЕСКОГО инструментария

Контр ОЛЬ НО-ШЖППЕСКНН

Контроль Н МОНИТОрНЕГГу 5угуЛБИК СПЕ-цналистов среднего звена знаний, умений н навыков в области пр едприним а-тельства. анализ полученные результатов в соответствии с тр ебованиями профессиональных стандартов н ФГОС СПО, ¿равнение полученные результатов с первоначальными

1. сформированное знание и уиенй! б области предпринимательства, развп-тпз навына Спщилфаш, самоорганизации будущи специалистов среднего звена

1. Устовчнвая мотивации е; зыполие-

не[ю зздднщн

2. Педагогический инструментарий для рдпты-птттггг пелен формирования срад-цринима1ельс1;ой культуры у будущих специалистов среднего зхенв

3. Ценностно отнодгенне к предпринимательской деятельности в целом

1. 3-на низ. умения и навыки. необходимые для ведения предпринимательской деятельно

1. Правлический опыт осуществления коллективного и индивидуального уча-1ТИЯ е мероприятиях грЕдприиима-тгльсксй направленности, предложенных преподавателями.

2. Умяла' работать е команде, взаимодействовать друг с другом, вести переговоры

1. Развитые навыки самаорганизапни. самоанализа. самоконтроля у будущих специляистсв среднего л ена.

2. Полученные знания. умения п навь:::;: соотьетствуЕот требованием профессиональных стандартов и ФГОС СПО.

3. Поло;китЕльная динамика июгоеых результатов б срззнЕШПЕ с ПЕрЕзна-чнпьвыын

Рис. 3. Этапы системы формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена

2. Деятельностный компонент — информированность об основах предпринимательства, экономики организации, экономической теории; знания психологии предпринимательства и опыт их использования в профессионально ориентированной деятельности.

3. Операционно-тактический компонент — использование экономических знаний, современных инструментов ведения бизнеса; развитые умения грамотно распоряжаться собственными денежными ресурсами, составлять финансовый план организации.

4. Личностный компонент — предприимчивость, инициативность, самостоятельность, способность принимать решения, лидерские качества.

Прежде чем разработать саму систему формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов среднего звена, необходимо выявить этапы формирования.

Система формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена включает пять этапов, представленных на рисунке 3.

Заключение

Разработка системы формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена включает характеристику каждого из изложенных компонентов с выявленными методами оценки и результатом, позволяющим оценить уровень сформированности предпринимательской культуры специалистов среднего звена.

Список источников

1. Морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ В. Ф. Сопов Л. В. Карпушина. Диагностика жизненных ценностей личности. URL: https://psycabi.net/testy/453-morfologicheskij-test-zhiznennykh-tsennostej-mtzhts-v-f-sopov-l-v-karpushina-diagnostika-zhiznennykh-tsennostej-lichnosti.

2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки : учеб.-метод. пособие для психологов и педагогов. М. : Генезис, 2005. 208 с.

3. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб. : Речь, 2004. 70 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командо-образования. Современная технология создания команд / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнее-вой. СПб. : Речь, 2004. 304 с.

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии Российской акад. наук; гл. ред. В. С. Степин. 2-е изд., испр. и доп. М. : Мысль, 2010.

6. Цыренов В. Ц. Социализация и инкультурация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях разных типов и видов. URL: https://nauka-ped-agogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-sotsializatsiya-i-inkulturatsiya-detey-s-ogranichen-nymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-obscheobrazovatelnyh-organizatsiyah-ra

7. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 239 с.

8. Лытко А. А., Конаш О. В. Изменения в структуре ценностно-смысловых ориентаций представителей профессии деонтологического статуса на разных этапах профессиональной идентичности // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 2 (77). С. 109-113.

9. Савченков А. В., Уварина Н. В., Гнатышина Е. А., Щагина Г. В. Мониторинг готовности педагогов к реализации практик воспитательной деятельности в образовательном процессе вуза : метод. рекомендации. М. : Первое экономическое издательство, 2022. 144 с. DOI: 10.18334/9785912924217.

10. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М. : Изд. центр «Академия», 2005. 208 с.

References

1. Morfologicheskiy test zhiznennykh tsennostey MTZHTS V.F. Sopov L.V. Karpushina. Diag-nostika zhiznennykh tsennostey lichnosti = Morphological test of life values of MTJC VF. Sopov LV. Karpushin. Diagnostics of vital values of the personality. URL: https://psycabi.net/testy/453-mor-fologicheskij-test-zhiznennykh-tsennostej-mtzhts-v-f-sopov-l-v-karpushina-diagnostika-zhiznennykh-tsennostej-lichnosti (In Russ.).

2. Rezapkina GV. Psikhologiya i vybor professii: programma predprofil'noy podgotovki = Psychology and career choice: pre-profile training program. Moscow: Genesis; 2005. 208 p. (In Russ.).

3. Karandashev VN. Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostey lichnosti = Schwartz's methodology for studying personal values: concept and methodological guidance. St. Petersburg: Speech; 2004. 70 p. (In Russ.).

4. Zinkevich-Evstigneeva TD, Frolov DF, Grabenko TM. Teoriya i praktika komandoobrazova-niya. Sovremennaya tekhnologiya sozdaniya komand = Theory and practice of team building. Modern technology for creating teams. St. Petersburg: Speech; 2004. 304 p. (In Russ.).

5. Stepin VS ed. Novaya filosofskaya entsiklopediya: v 4 t. = New Philosophical Encyclopedia: in 4 vol. 2nd ed. Moscow: Thought; 2010. (In Russ.).

6. Tsyrenov VTs. Sotsializatsiya i inkul'turatsiya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh raznykh tipov i vidov = Socialization and in-culturation of children with disabilities in educational institutions of various types and types : Abstract of Thesis. Moscow; 2015. 48 p. URL: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissert-aciya-sotsializatsiya-i-inkulturatsiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-obsche-obrazovatelnyh-organizatsiyah-ra (In Russ.).

7. Yakovlev EV, Yakovlev NO. Pedagogicheskaya kontseptsiya: metodologicheskiye aspekty postroyeniya = Pedagogical concept: methodological aspects of construction. Moscow: Humanitarian. ed. center VLADOS; 2006. 239 p. (In Russ.).

8. Lytko AA, Konash OV. Changes in the structure of value-semantic orientations of representatives of the profession of deontological status at different stages of professional identity. Vestnik Prika-mskogo sotsial'nogo instituta = Bulletin of the Kama Social Institute. 2017;(2(77):109-113. (In Russ.).

9. Savchenkov AV, Uvarina NV, Gnatyshina EA, Shchagina GV. Monitoring gotovnosti pe-dagogov k realizatsii praktik vospitatel'noy deyatel'nosti v obrazovatel'nom protsesse vuza: metod. rekomendatsii = Monitoring the readiness of teachers to implement the practices of educational activities in the educational process of the university (guidelines). Moscow: First economic publ. house; 2022. 144 p. DOI: 10.18334/9785912924217 (In Russ.).

10. Zagvyazinsky VI, Atakhanov R. Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskogo issle-dovaniya = Methodology and methods of psychological and pedagogical research. 2nd ed. Moscow: Publishing Center "Academy"; 2005. 208 p. (In Russ.).

Информация об авторе

Р. Ф. Халиуллина — советник директора по воспитанию (Южно-Уральский государственный технический колледж); аспирант (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет).

Information about the authors

R. F. Khaliullina — Advisor to the director for education (South Ural State Technical College); postgraduate student (South Ural State Humanitarian and Pedagogical University).

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 22.12.2022 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 28.01.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.