Научная статья на тему 'Компоненты предпринимательской культуры студентов-менеджеров'

Компоненты предпринимательской культуры студентов-менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / МЕНЕДЖЕР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ENTREPRENEUR / MANAGER / ENTREPRENEURSHIP / CULTURE / CULTURE OF ENTREPRENEURSHIP / ENTERPRISE CULTURE / TERMS OF FORMING ENTERPRISE CULTURE / PRINCIPLES OF FORMING ENTERPRISE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Елена Васильевна

Целью данной статьи является обобщение понятий культуры, предпринимательства, профессиональной и предпринимательской культуры, а также анализ компонентов предпринимательской культуры студентов-менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Component Content of Managers' Enterprise Culture

The purpose of the given article is generalization of concepts of culture, business, professional and enterprise culture, and also the analysis of components of enterprise culture of students-managers.

Текст научной работы на тему «Компоненты предпринимательской культуры студентов-менеджеров»

УДК 658.012.4

Е. В. Ефимова

компоненты предпринимательской культуры студентов-менеджеров

Целью данной статьи является обобщение понятий культуры, предпринимательства, профессиональной и предпринимательской культуры, а также анализ компонентов предпринимательской культуры студентов-менеджеров.

The purpose of the given article is generalization of concepts of culture, business, professional and enterprise culture, and also the analysis of components of enterprise culture of students-managers.

Ключевые слова: предприниматель, менеджер, предпринимательство, культура, культура предпринимательства, предпринимательская культура, условия формирования предпринимательской культуры, принципы формирования предпринимательской культуры.

Keywords: entrepreneur, manager, entreprene-urship, culture, culture of entrepreneurship, enterprise culture, terms of forming enterprise culture, principles of forming enterprise culture.

Проблема предпринимательской деятельности как фактора, воздействующего на эффективность развития национальной экономики, на протяжении последних десятилетий привлекает пристальное внимание исследователей. Значимость этой проблемы проявляется в деятельности любого предпринимателя.

Сущность предпринимательства как социально-экономического феномена можно определить на основе трудов Ф. Кене, Д. Риккардо, А. Смита и других экономистов, которые дают представление об эволюции предпринимательства в доин-дустриальный период, акцентируя отличие предпринимателя от наемного управляющего или капиталиста-собственника.

В современных концепциях бизнеса отмечается повышенное внимание исследователей к влиянию личностных особенностей предпринимателя на смысл и содержание его деятельности (Ю. Л. Качанов, Й. Шумпетер и др.). Предприниматель является центральной фигурой бизнеса, призванной зарождать идею, воплощать ее, изыскивать средства для реализации, оптимально используя все возможные пути.

Сегодня культура выступает одним из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания и насчитывает несколько сотен определений. Среди них следует выделить культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, выражающих определенный уровень исторического развития данного общества и чело© Ефимова Е. В., 2010

века, как сферу духовной жизнедеятельности общества, включающую систему образования, воспитания, духовного творчества.

Данный факт позволяет говорить о смежности понятий «предприниматель» и «культура». Утверждаясь в подобном мнении, мы пришли к выводу, что предпринимательская культура - это субъективированное качество личности, заключающееся в устойчивом комплексе ее ценностных отношений, методологических знаний и жизненного опыта, связанных со сферой бизнеса. В таком понимании нами отмечено принципиальное отличие предпринимательской культуры от культуры предпринимательства. Если последнее -это особая сфера социальной жизни, то первое есть субъективированное личностное образование, обусловленное совокупностью индивидуальных предрасположенностей и потенций предпринимателя.

Культура предпринимательства хотя и затрагивается во многих работах, но довольно редко становится предметом отдельного исследования и зачастую рассматривается как внутренний атрибут отдельной организации [1]. Одним из недостатков существующих подходов представляется сведение понятия «культуры» лишь к деловой этике, что сильно сужает предмет исследования, выводя за его рамки огромное поле неотъемлемых компонентов культуры [2].

Сущность предпринимательской культуры будущих менеджеров была рассмотрена нами в компонентной структуре, отвечающей профессиональным особенностям будущих менеджеров. Для этого мы выделили три компонента предпринимательской культуры: ценностно-смысловой (т. е. ценности, транслируемые в процессе формирования предпринимательской культуры будущих менеджеров), деятельностно-коммуни-кативный (потенциал студентов-менеджеров для утверждения в их профессиональном самосознании основ психологи бизнеса) и операционально-тактический (информированность студентов в экономической теории и смежных с ней отраслях науки).

Содержание первого компонента обосновывается наличием у студента-менеджера устойчивого комплекса ценностных отношений, гармонизирующего узкоутилитарные и социально-ори-ентированые аспекты предпринимательской деятельности, а также сформированность методологического аппарата предпринимательской культуры.

Во второй компонент предпринимательской культуры будущих менеджеров вошли навыки самоанализа и самокоррекции, комплексные знания основ психологии бизнеса и имеющийся опыт их использования в профессионально ориентированной деятельности.

Операционально-тактический компонент характеризуется информированностью будущих менеджеров в экономической теории и смежных с ней отраслях науки; владением продвинутыми информационными технологиями; опытом работы с разнородными информационными потоками, позитивным опытом работы с юридической и бизнес-документацией [3]. Содержание каждого компонента мы определили в трех уровнях: высоком, среднем и низком (см. таблицу).

Исходя из данных таблицы, для развития и становления ценностно-смысловых установок будущих менеджеров нами был использован ряд методик, базовой из которых стала методика модерации [4], применявшаяся в рамках лабораторного времени, отведенного на дисциплины учебного плана специальности Менеджмент организации, «Культурология» и «История менеджмента». Посредством данной методики концентрируется внимание участников модерации и создается общее смысловое поле для дальнейшей работы; генерируются независимые суждения; выявляются ценностно-смысловые стержни по заданному вопросу, а также обеспечивается эффект достройки в цепочке ценностных суждений студентов.

Данная методика позволяет подготовить студентов к серии тренингов и ролевых игр, направленных на формирование составляющих деятель-ностно-коммуникативного компонента предпринимательской культуры. Ведущей составляющей этого компонента нами была выявлена развитая рефлексивность студентов, в том числе сформи-рованность навыков самоанализа и самокоррекции. Погрузить студентов в теоретические и прикладные навыки рефлексирования мы попытались при помощи тренингов: «энкаунтер-группы», «анализ критических инцидентов» и «шесть шляп мышления». Контрольный замер сформирован-ности рефлексивной составляющей деятельност-но-коммуникативного компонента предпринимательской культуры был произведен посредством анкеты, разработанной нами на основе аналогичной, апробированной в исследовании Н. М. Его-шиной [5]. Визуально отмеченные умения студентов подтвердились анкетированием.

Формирование коммуникативных составляющих деятельностно-коммуникативного компонента предпринимательской культуры было организовано на базе преподавания таких дисциплин, как «Риторика», «Этика и культура управления» и «Практический курс иностранного языка». Для достижения результата была дана установка на развитие дискурсивной практики делового общения, где дискурс понимается как «речь, погруженная в жизнь». Усвоение понятий «дискурс», «дискурсивное поведение», «дискурс-коммуникация» полагалось обязательным для участников

экспериментальной группы. Студентам предлагались пропедевтические творческие задания, выполнение которых выливалось в мини-проекты вербальных ситуаций. Наиболее удачные отбирались для включения в учебные занятия. Контрольный замер результатов проводился с помощью анкеты коммуникативных и организаторских склонностей.

Для развития операционально-тактического компонента предпринимательской культуры мы регламентировали обучающее содержание заранее выделенных базовых дисциплин и вели мониторинг их усвоения параллельно с апробацией вышеописанных методик. Нами были использованы такие приемы мониторинга, как рейтинги академической успеваемости студентов; анализ динамики качества обученности студентов; анализ соответствия средних оценочных баллов по теоретическим и прикладным дисциплинам; методы шкалирования балльной информации.

Формирование операционально-тактического компонента предпринимательской культуры будущих менеджеров изначально предполагало погружение студентов в ту часть информационного поля профессиональной подготовки, которая представлена электронными учебными комплексами. Данный шаг не мог не появиться, поскольку сегодня Человек Читающий постепенно уступает свои позиции в выработке понятий и создания схем объяснения мира Человеку Кликающе-му (от английского слова "click" - щелкать). «Кли-кающие» жесты превращаются в органы чувств, «вырывая тексты, картинки из библиотечных оков, заставляя их обращаться с колоссальной скоростью между пользователями сети» [6]. В определенной мере утверждаемая нами тактика оказалась созвучна методологическому убеждению Н. Н. Моисеева, называющего планетарное общество информационным только тогда, когда «возникнет такого уровня Коллективный Разум, который будет играть в планетарном обществе такую же роль, какую в организме человека играет его собственный разум» [7]. Основная нагрузка этапа формирования операционально-тактического компонента базировалась на курсе «Информационные технологии управления», в программу которого было заложено 54% времени для становления у будущих менеджеров устойчивых навыков использования информационных технологий в управленческой деятельности. Особый акцент делался на прохождении таких тем, как «Компьютерная обработка управленческой информации», «Системы поддержки принятия управленческих решений», «Электронная коммерция», «Интернет-технологии». Нам было важно добиться от студентов способности видеть в информационных технологиях детерминирующий фактор успеха в предпринимательстве.

Компоненты предпринимательской культуры студентов-менеджеров

Компоненты и их характеристика

Уровни Ценностно-смысловой Деятельностно-комму-никативный Операционально-тактический

Высокий Наличие устойчивого комплекса ценностных отношений, гармонизирующего узкоутилитарные и соци-ально-ориентированые аспекты предпринимательской деятельности; сформированность методологического аппарата предпринимательской культуры Широкая информированность в экономической теории и смежных с ней отраслях науки; развитая рефлексивность; навыки самоанализа и самокоррекции; комплексные знания основ психологии бизнеса и имеющийся опыт их использования в профессионально ориентированной деятельности; владение вербально-коммуника-тивными приемами деловых переговоров, в том числе приемами «черной риторики» Высокая возможность использования экономических знаний для решения задач; владение информационными технологиями; опыт работы с разнородными информационными потоками; позитивный опыт работы с юридической и бизнес-документацией

Средний Неустойчивый комплекс ценностных отношений; будущий менеджер не ориентирован на достижение баланса узко утилитарных социально-ориентированных целей предпринимательской деятельности; методологический аппарат предпринимательской культуры развит слабо Ограниченная информированность в сфере экономики и соотнесенных с ней отраслях; рефлексивные способности, в целом, развиты, однако не отличаются структурированностью, навыками самокоррекции; посредственные знания основ психологии бизнеса и слабая мотивация опыта их использования; вербально-коммуникативные приемы усвоены преимущественно на теоретическом уровне; их спецификация в сфере делового общения не систематизирована Посредственное владение информационными технологиями; недостаточный опыт работы с разнородными информационными потоками; опыт работы с юридической и бизнес-документацией локализован выбранной профессиональной специализацией

Низкий Ценностные отношения фрагментарны, не носят комплексного характера; в сознании будущего менеджера доминирует узкоутилитарный подход к ведению бизнеса; практически нивелированы методологические знания по предпринимательской культуре Рефлексивные способности развиты слабо, не структурированы; профессионально ориентированная рефлексия не выражена; нет завершенных представлений по основам психологии делового мира; не мотивировано обретение опыта в данном направлении; вербально-коммуникативные приемы сформированы только на бытовом уровне и не усилены спецификацией общения в деловом мире Слабая, поверхностная информированность в сфере экономики и соотнесенных с ней отраслях; владеет только необходимым минимумом информационных технологий и не имеет опыта работы с разнородными информационными потоками; практически отсутствует опыт работы с юридической и бизнес-документацией, локализован выбранной профессиональной специализацией

В рамках именно этого курса будущими менеджерами обретались навыки практической работы с компьютером, программным обеспечением общего и специального назначения, электронной почтой, системами навигации и поиска информации в Интернете, коммуникациями (ICQ, Chat, Forum), а также навыки обработки экономической информации с помощью специализированных пакетов прикладных программ.

Кроме того, наше внимание было уделено результатам усвоения курса по выбору «Предпринимательство». Содержание данного курса во многом было построено на решении задач российско-канадского проекта «Расширение возможностей молодежи через развитие предпринимательской деятельности в г. Кирово-Чепецке». В ходе преподавания курса предполагалось сформировать у студентов практико-ориентированный

личностный опыт в области лидерских качеств; поведения в коллективе; планирования карьеры; самооценки деловых возможностей; делового планирования и маркетинговых исследований в малом бизнесе; управления собственным бизнесом; взаимоотношения с кредиторами и т. п.

В общей сложности, педагогическая практика формирующего эксперимента дала достаточный объем эмпирической информации для проверки выдвинутой нами гипотезы.

Примечания

1. Томилов В. В. Культура предпринимательства. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

2. Андерсон Р. «Акулы» и «дельфины»: психология и этика российско-американского делового партнерства. М., 1994.

3. Ефимова Е. В. Формирование предпринимательской культуры будущих менеджеров: учеб. пос. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009.

4. Брагина Е. А. Как организовать тренинг командного решения // Методы менеджмента качества. 2005. № 4. С. 28-32.

5. Егошина Н. М. Формирование профессионально важных качеств студентов в учебном проектировании: на примере туристского вуза: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

6. Адольф В. Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 158-161.

7. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. С. 6.

УДК 316.37

Н. А. Кора, А. В. Аейфа, Н. В. Маковей

реализация и оценка эффективности процесса подготовки студентов вуза

к волонтерской Деятельности

В статье представлена оценка технологии подготовки студентов вуза к волонтерской деятельности, раскрыты задачи и организация исследования, представлены результаты реализации технологии.

The authors consider technologies of preparing students for voluntary activity, reveal the purposes and arrangement of their research and present the results of realization of the technology considered.

Ключевые слова: волонтер, волонтерская деятельность, технологии, студенты вуза.

Keywords: volunteer, voluntary activity, technologies, higher school students.

Актуалъностъ. В современных социально-экономических условиях подготовка к волонтерской деятельности выражает способ существования личности, ее сущность, раскрывает ее потенциальные возможности, помогает реализовать социальную и гражданскую позиции. В связи с этим встает вопрос системного, интегрированного подхода к проблеме подготовки к волонтерству. Участие в добровольчестве, основанном на использовании профессиональных методов и технологий, позволяет научиться, таким образом, понимать другого человека и самого себя, преодолевать стереотипные представления о ролевых позициях различных партнеров, о характере их взаимоотношений, искать и находить ресурсы собственного личностного совершенствования, а в целом способствует развитию аналитического типа мышления, личностной рефлексии, вырабатывает адаптивные способы психологической защиты.

Подготовка к волонтерской деятельности студентов сегодня как никогда необходима, так как знания, умения, навыки, полученные в группе в процессе обучения, помогут юношам и девушкам в дальнейшей добровольческой работе. Мобильность, разнообразие способов и сфер действий, приобретающих свойства общественно значимых поступков, использование опыта других субъектов социальной деятельности, творческий потенциал, обеспечивающий генерацию новых способов преобразования общественных отношений, -вот те черты, которые должны характеризовать личность, направляющую свою энергию, умения на добровольное оказание помощи всем нуждающимся в ней.

© Кора Н. А., Лейфа А. В., Маковей Н. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.