Научная статья на тему 'Педагогические условия функционирования системы формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов торговоэкономического профиля'

Педагогические условия функционирования системы формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов торговоэкономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ / УСЛОВИЕ / МОТИВАЦИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / КОУЧИНГ / ТЬЮТОРСТВО / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / FORMATION OF ENTERPRISES CULTURE / CONDITION / MOTIVATION / STIMULATION / COOPERATION / COACHING / TUTORING / UNIVERSAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голикова О. Г.

В работе описан комплекс педагогических условий успешного функционирования системы формирования предпринимательской культуры у студентов торгово-экономических специальностей в вузе. Проанализировано и раскрыто содержание каждого из условий системы и определена их важность и значимость для формирования личности будущих специалистов торгово-экономической сферы деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CONDITIONS OF ACTION OF THE FORMATION ENTERPRISE S CULTURE OF FUTURE SPECIALISTS TRADE-ECONOMICS PROFILE

In work the range of teaching conditions of a successful action of the formation enterprises culture of students of trade-economic disciplines are described, the content of conditions of the system is discovered and analysed, the importance and the significance of conditions for the formation of the individual of future specialists tradeeconomics sphere of the activity are determined.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия функционирования системы формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов торговоэкономического профиля»

УДК 37

Golikova O.G. TEACHING CONDITIONS OF ACTION OF THE FORMATION ENTERPRISE S CULTURE OF FUTURE

SPECIALISTS TRADE-ECONOMICS PROFILE. In work the range of teaching conditions of a successful action of the formation enterprises culture of students of trade-economic disciplines are described, the content of conditions of the system is discovered and analysed, the importance and the significance of conditions for the formation of the individual of future specialists trade-economics sphere of the activity are determined.

Key words: formation of enterprises culture, condition, motivation, stimulation, cooperation, coaching, tutoring, universal values.

О.Г. Голикова, ст. преп. каф. социально-гуманитарных наук и права ЧИ (ф) РГТЭУ, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: mizerova64@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В работе описан комплекс педагогических условий успешного функционирования системы формирования предпринимательской культуры у студентов торгово-экономических специальностей в вузе. Проанализировано и раскрыто содержание каждого из условий системы и определена их важность и значимость для формирования личности будущих специалистов торгово-экономической сферы деятельности.

Ключевые слова: формирование предпринимательской культуры, условие, мотивация, стимулирование, сотрудничество, коучинг, тьюторство, общечеловеческие ценности.

Как показывают многочисленные исследования в области общего и профессионального образования, любая педагогическая система функционирует более эффективно в специально созданных для нее условиях. Солидаризируясь с данным утверждением, выявим педагогические условия успешного функционирования разработанной нами системы формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов торгово-экономического профиля.

Понятие условие, с философской точки зрения, трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может [1, с. 497]. Так как любая педагогическая система характеризуется множеством внешних и внутренних функциональных связей, то невозможно определить все условия ее успешного функционирования. Следовательно, выделим условия, которые наиболее существенно повышают эффективность построенной нами системы формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов торгово-экономического профиля, а именно - педагогические, под которыми понимают совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности (А.С. Белкин, Л.П. Качалова, Е.В. Коротаева, Н.Ю. Поста-люк, Н.М. Яковлева и др.).

Очевидно, что использование отдельных случайных процедур согласно мнению Н.М. Яковлевой, не может повлиять на эффективность функционирования исследуемого нами феномена, соответственно необходим комплекс условий. Автор справедливо утверждает, что «структура данного комплекса должна быть гибкой, динамичной и способной к развитию сообразно изменению и усложнению целей профессиональной подготовки студентов» [2, с. 221]. Кроме указанных характеристик, комплекс педагогических условий должен обладать свойствами необходимости и достаточности. Как показало исследование Е.В. Яковлева, необходимость выбранных условий вытекает из анализа психолого-педагогической литературы, опыта работы учреждения, путей построения предлагаемой системы и результатов констатирующего этапа эксперимента, а достаточность выводится из результатов опытно-экспериментальной работы [3, с. 70]. Принимая во внимание данную точку зрения, выявим и раскроем комплекс условий успешного функционирования разработанной нами системы. Для его выявления мы учитывали следующие факторы: 1) социальный заказ высшей школы к качеству подготовки специалистов торгово-экономического профиля; 2) выявление специфики процесса формирования предпринимательской культуры в высшей школе; 3) использование возможностей системно-деятельностного и ак-сеологического подходов; 4) особенности построенной нами системы; 5) авторский опыт исследовательской работы.

Системный анализ процесса формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов торгово-экономического профиля, опыт работы в высшей школе, особенности формируемого вида культуры способствовали выявлению комплекса

педагогических условий, существенно влияющих на построенную нами систему:

• организация мотивационно-стимулирующего обеспечения процесса формирования предпринимательской культуры;

• коммуникативно-диалоговое взаимодействие субъектов образовательной сферы вуза на основе использования профессорско-преподавательским составом коучинга и тьюторства в учебно-воспитательном процессе;

• ориентация на общечеловеческие ценности в процессе учебной, исследовательской и практической деятельности.

Рассмотрим более детально каждое из условий.

Организация мотивационно-стимулирующего обеспечения процесса формирования предпринимательской культуры. В современных науках о человеке большое внимание придается созданию систем мотивации любой деятельности, в том числе и учебной. При этом мотив определяется как осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества [4, с. 272]. Учебно-познавательным называют частный вид мотива, включенный в учебно-познавательную деятельность [5]. Для целей нашего исследования выделим следующую классификацию мотивов и стимулов:

• профессиональные (положительное отношение к будущей профессии; стремление достичь цели; сознание ответственности, долга);

• познавательные (познавательный интерес; понимание значения профессионального образования; желание получать интеллектуальное удовлетворение от процесса обучения);

• социальной идентификации (стремление заслужить социальное одобрение или избежать осуждения со стороны преподавателей, родителей, друзей, однокурсников);

• утилитарные (желание получить место в общежитии, стипендию).

С точки зрения воздействия, создание мотивов можно обозначить как мотивацию - систему факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включают потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления. Проблема формирования мотивации достаточно широко освещена таким педагогами и психологами как: А. Батьковский, И.А. Васильев, А.А. Ручка, Н.А. Сакада и др. [6-8].

Процесс мотивации, по мнению З.И. Равкина, можно интенсифицировать, если в качестве промежуточной переменной между потребностью и мотивом использовать стумулы, под влиянием которых объекты потребностей, преломляясь в сознании личности, выступают в качестве мотивов, предполагающих осознанную цель и личностное обоснование деятельности [9]. Таким образом, стимулы побуждают активную деятельность через мотивы, которые они вызывают и формируют.

Стимулы, как уточняет Н.Д. Левитов, это - средства, побуждающие человека к труду, а мотивы - осознанное побуждение к труду [10]. Итак, мотив имеет отношение исключительно к психологии человека, его сознанию, а стимул - внешний фактор деятельности, который, получая осознанный личностью значимый статус, способен превратиться в мотив. При этом в качестве стимула может выступить любое явление, в том числе и специально созданное преподавателем. Давая краткую характеристику педагогического стимулирования как процесса, отметим, что оно обладает целенаправленностью, систематизированностью, последовательностью, осознанностью, открытостью и обеспечивает управление образовательным процессом в вузе.

Мотивационно-стимулирующее обеспечение трактуется нами, как целенаправленная, систематизированная деятельность преподавателя, направленная на создание внутренней потребности у студентов к овладению предпринимательской культурой и ее постоянного совершенствования.

Организация мотивационно-стимулирующего обеспечения -это паритетный, взаимообусловливающий, партнерский союз преподавателя и студента при доминирующей роли педагога. Именно преподаватель детерминирует содержательную сторону процесса обучения и отвечает за выбор различных приемов стимулирования, что, безусловно, обеспечивает создание устойчивой внутренней потребности у обучаемых к формированию предпринимательской культуры в рамках их профессионального образования. Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для образовательной мотивации студентов выделим: новизну учебного материала; связь знаний с судьбами людей, их открывших; показ практического применения знаний в будущей профессиональной деятельности; увлеченное преподавание; применение мультимедийных средств; показ достижений студентов; создание положительного микроклимата на занятиях и т.д.

В каждой конкретной ситуации преподавателем осуществляется выбор того или иного приема стимулирования, обеспечивающего создание устойчивой потребности у студентов к осуществлению подготовки к предпринимательской деятельности. Мы согласны с точкой зрения Л.И. Анциферовой, которая обосновала положение о необходимости специального мотивационного сопровождения не только всего процесса деятельности как целого, но и каждого из ее этапов [6]. Оказать влияние на формирование мотива, представляющего собой осознанное побуждение человека к чему-то, означает обретение стимулом - внешним фактором деятельности - личностного смысла. Задача превращения стимула, предлагаемого преподавателем, во внутренний побудитель деятельности студента - наиболее сложная часть деятельности преподавателя. Она решалась на основе партнерского союза преподавателя и студента при доминирующей роли педагога. Именно преподаватель детерминирует содержательную сторону процесса обучения и отвечает за выбор различных приемов стимулирования, что, безусловно, обеспечивает создание устойчивой внутренней потребности у студентов к формированию предпринимательской культуры в рамках их профессионального образования.

Важно отметить, что мотивационно-стимулирующее обеспечение имеет целенаправленный, систематизированный, осознанный характер и обеспечивает управление образовательным процессом в вузе. Поэтому в разработанной нами педагогической системе мотивационно-стимулирующее обеспечение подразумевает создание данного педагогического условия в каждом ее компоненте.

Так, в диагностическом компоненте, организация мотиваци-онно-стимулирующего обеспечения процесса формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов торгово-экономического профиля реализуется через диагностику уровня и интенсивности познавательного развития студентов, оценку профессиональных интересов, намерений и стремлений, мотивов выбора профессии, развитие понимания значимости формирования данного вида культуры.

В содержательно-процессуальном компоненте - через осознанное понимание студентами необходимости формирования знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств личности, как способа социализации личности, а также через определение содержания и направлений процесса формирования предпринимательской культуры при реализации и координации программ и технологий формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов торгово-экономического профиля.

Принимая во внимание специфику формируемого вида культуры, реализация данного компонента обеспечивалась примене-

нием технологии задачного обучения, суть которого заключается в том, чтобы заинтересовать студента поиском собственного решения на поставленные вопросы.

В организационно-технологическом компоненте - через применение педагогом технологии, включающей стадии: эмоционально-интеллектуального напряжения, когнитивного, интенциональ-ного, операционального типов, формирующих у студентов предпринимательские потребности, мотивы, значения и смыслы предпринимательства. При этом обозначаются направленность предпринимательской активности, цели, внутренние планы действий; определяется стратегия и тактика предпринимательства.

В критериально-уровневом компоненте - через разработку параметров сформированности предпринимательской культуры, а также получение эталонных показателей, служащих основой определения уровней ее сформированности.

Таким образом, для успешного функционирования созданной нами системы формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов торгово-экономического профиля мы осуществляли мотивационно-стимулирующее обеспечение процесса в каждом его компоненте. Организация мотивационно-сти-мулирующего обеспечения процесса формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов торгово-экономического профиля побуждает студентов к профессиональной подготовке, повышает их активность и заинтересованность, и, в итоге, влияет на эффективность формирования у них предпринимательской культуры.

Второе из примененных условий - коммуникативно-диалоговое взаимодействие субъектов образовательной сферы вуза на основе использования профессорско-преподавательским составом коучинга и тьюторства в учебно-воспитательном процессе.

Выбор этого условия обусловлен особенностями сконструированной нами системы предпринимательской культуры с позиции системно-деятельностного подхода. Согласно его логике коммуникативно-диалоговое взаимодействие предполагает перевод образовательного процесса с моносубъектной на полисубъектную форму, происходит стимулирование субъектно-личностной позиции студента, увеличивается личностно-смысловой уровень общения субъектов образовательного процесса.

В современной научной литературе сотрудничество понимается как вид совместной деятельности, при котором люди распределяют между собой обязанности, координируют свои усилия и оказывают друг другу помощь [11, с. 302].

По мнению многих ученых [12; 5; 13; 14; 15; 16; 17] к основным признакам сотрудничества относятся: организация взаимодействия, пространственное и временное соприсутствие, субъект-субъектные отношения, личностное развитие участников, эмоциональное взаимовлияние, взаимная мотивация, активность партнеров и т. д.

Как показали исследования (И.А. Зимняя, А.В. Карпов, Е.В. Конева, Г.С. Костюк, Е.В. Маркова и др.) важнейшими составляющими процесса сотрудничества являются: распределение, объединение, согласование и управление индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами [18, с. 82]. При этом необходимость согласования индивидуальных действий партнеров, с одной стороны, составляет ключевую сложность сотрудничества, а с другой, определяет его уникальные возможности.

На каждой ступени формирования предпринимательской культуры преподаватель сам выбирает педагогический инструментарий эффективного ее формирования. Так, в преподавании предметов цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин «Отечественная история», «Культурология», «Иностранный язык», «Психология и педагогика», «Русский язык и культура речи» и др., мы использовали такие методы обучения, как: деловые игры, дискуссия, круглый стол, метод проектов, презентация, тестирование, игровое моделирование и другие.

Вовлечение студентов в активный познавательный процесс, совместная работа, свободный доступ к различным источникам информации, приобретение гуманитарных, социально-экономических знаний, овладение умениями и навыками поисковой деятельности, осуществление мониторинга достижений студентов на уровне цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин способствовали формированию предпринимательской культуры, творческой индивидуализации, психолого-педагогической подготовленности и осознанному переходу к следующему циклу их профессионального образования.

Цикл общепрофессиональных дисциплин («Маркетинг», «Менеджмент», и т. д.) и дисциплин специальности («Организация коммерческой деятельности предприятий», «Реклама в торгов-

ле», Транспортное обеспечение коммерческой деятельности», «Коммерческая логистика» «Основы предпринимательской и коммерческой деятельности в торговле», «Оценка конкурентоспособности товара» и т. д.), предполагали использование деловых игр, социально-экономических ситуаций, методы «мозгового штурма», эвристических вопросов, многомерных матриц.

При совместной деятельности, с помощью отобранных форм, методов, приемов и средств педагог ставил цели и намечал пути их достижения, помогал студенту выявлять причинно-следственные связи и закономерности коммерческой деятельности, осуществлять ее прогноз, экономический анализ с применением статистических, экономических и математических методов, экономико-математическое моделирование, эксперимент.

В процессе учебной, профессиональной деятельности приобретение знаний, формирование предпринимательских навыков происходило путем анализа исходных данных, постановки проблемы, выдвижения гипотезы, проверки предположений, рефлексии результатов мыследеятельности.

Важным направлением формирования предпринимательской культуры является кардинальное изменение содержания функций профессорско-преподавательского состава. Речь идет об использовании институтов коучинга и тьюторства в повседневной педагогической практике.

А.В. Скороумов - профессиональный бизнес-коуч, занимающийся проблемами профессионального и личностного роста, разработал авторскую методику коучинга, позволяющую не только развивать любые навыки (даже при отсутствии врожденных способностей), но и устранять внутренние барьеры, мешающие реализовать их на практике. Данный автор отмечает о «моде» на коучинг, охватившей Россию: «Побродив по просторам Интернета, полистав печатные издания и даже на скорую руку изданные книжки, приходишь к выводу, что продажа коучинга в современной России чем-то неуловимо напоминает продажу гербалайфа. Причем продавец заранее чувствует себя виноватым в том, что продает вам этот гербалайф. Простите, коучинг» [19, с. 295 - 383].

Автор разъясняет: «Коучинг существует для тех клиентов, которые не просто хотят большего, а хотят добиться большего. Чувствуете разницу? Когда вы просто хотите большего, то это можно и просто купить. Когда вы хотите добиться большего, вы берете на себя ответственность, чтобы сделать это что-то самостоятельно. Вот тут и только тут вам может помочь коуч.

Можно ли стать преподавателю еще и коучем? Как любят шутить американские коучи, каждый может быть коучем, каждый должен быть коучем, каждый и является коучем, только на разной ступени мастерства.

В той степени, в которой мы помогаем другим самостоятельно развиваться, находить ответы на вопросы, решать задачи и выбирать свой путь, мы являемся для них коучами, вне зависимости от того, какие «технологии» используем. В той степени, в которой мы решаем за других, что они должны думать, что им следует говорить и как им нужно жить, - мы коучами не являемся. Вот и весь ответ на вопрос. Чтобы пройти этот тест, достаточно одного - честно спросить себя: «А что по отношению к другим делаю я?» [19, с. 382-383].

Коучинг проводился в процессе практических занятий, а также на рабочем месте, но в неформальной обстановке. В рамках коучинга применялись собственно коучинг, консультирование, наставничество, сеть личных контактов. Коуч, выполняя свою главную задачу, ставит перед студентом вопросы и направляет их решение. Цель коучинга - совершенствование навыков, развитие компетентности и повышение эффективности работы. Если учебные курсы и инструкции просто указывали, что нужно делать, то коучинг помогает человеку самому выбирать способы действий. Это отличало коучинг как от консалтинга, предназначенного для преодоления личных проблем, например мотивации или уверенности в себе, так и от наставничества, которое выходит за рамки конкретных задач или функций и больше связано со способностями, потенциалом и развитием карьеры. Таким образом, коучинг помогал студентам учиться самостоятельно и давал им больше полномочий.

Необходимо отметить, что коучинг очень эффективен в стратегическом плане, он не соответствует нашим традиционным запросам: хочу много, вчера и чтобы самому ничего не делать. В коучинге вы делаете сегодня. Своими руками, всерьез и надолго. И результаты будут не вчера, и даже не завтра, а послезавтра. Но уж когда будут... то таких результатов вы, скорее всего, и не ожидали [19, с. 382].

Другим важным направлением формирования предпринимательской культуры является освоение педагогом роли тьютора,

то есть помощника, максимально включенного в проблемы подопечного, его доверенного лица. Современная трактовка понятия тьютор (тьютер) имеет несколько значений: 1) индивидуальный научный руководитель студента; 2) опекун, защитник, покровитель [20, с. 358]. Тьютор ставит преграду авторитаризму, проявляя не просто терпимость на межличностном и групповом уровне, но и проявляя деятельное сопереживание, эмотивность, что ведет к развитию толерантности. Толерантность (терпение) - не врожденное свойство личности. Его необходимо выработать в себе как профессиональное требование.

Подводя итог вышеизложенному, определим следующие правила, которые должны соблюдать преподаватели по отношению к студентам: фиксировать внимание окружающих на малейшем успехе, достижении студента; не сравнивать студентов друг с другом, а сравнивать молодого человека только с самим собой, помогая ему увидеть собственное продвижение, успехи; оценивать не личность обучающегося, а лишь приемлемое, желаемое или неприемлемое поведение; обеспечивать студенту персонифицированное внимание, подчеркивающее его индивидуальность, персональную значимость для окружающих..

Коммуникативно-диалоговое взаимодействие субъектов образовательной сферы вуза на основе использования профессорско-преподавательским составом коучинга и тьюторства в учебно-воспитательном процессе обеспечивалось различными методическими приемами и методами через следующие компоненты:

• мотивационно-целевой - проблемный вопрос, дискуссия, рассуждение, объяснение, коллективное планирование деятельности, ситуациооный метод, метод эвристических вопросов, деловые (ролевые) игры и др.;

• содержательно-методический - обсуждение, диалог, поддержка в деятельности, индивидуальное и коллективное решение задачи, распределение ролей, поощрение, проектная деятельность, взаимный анализ и др.;

• оценочно-коррекционный - взаимное инструктирование, консультирование, взаимооценка, анализ, поддержка и др.

Таким образом, пронизывая процесс формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов торгово-экономического профиля, коммуникативно-диалоговое взаимодействие субъектов образовательной сферы вуза на основе использования коучинга и тьюторства в учебно-воспитательном процессе должно стать базовы принципом отношений преподавателя и студентов. Так как только во взаимодействии, то есть в сотрудничестве могут сформироваться все необходимо важные характеристики и качества личности будущих специалистов для их профессиональной деятельности.

Ориентация на общечеловеческие ценности в процессе учебной, исследовательской и практической деятельности - третье условие, обеспечивающее эффективное функционирование системы формирования предпринимательской культуры.

Мы согласны с точкой зрения С.Ф. Анисимова, который под ценностями понимает «нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога [21].

Выбор третьего условия был мотивирован спецификой формируемого вида культуры. Исходя из сущностных характеристик предпринимательской культуры, любая деятельность, в том числе и предпринимательская, не может быть успешной, если она будет осуществляться без опоры на нравственные принципы и нормы поведения, духовные ценности общества. Усвоение личностью социальных норм, отношений, ценностей общественной жизни, профессиональная подготовленность выступают важнейшим средством регуляции отношений к бизнесу. Общечеловеческие ценности выступают аксиологической базой цивилизованного предпринимательства.

Для воспитания социальной этичности, гуманистической направленности мы использовали два курса, призванных по нашему разумению, гуманизировать отношения в сфере предпринимательства: "История предпринимательства и благотворительности в России" и "Этика и психология делового общения". Эти курсы ставили задачи осуществить историческую предприимчивость традиции русского предпринимателя, возродить нравы, нормы и обычаи поведения, отношения российских промышленников, купцов, отобрать и донести до обучаемых то лучшее, что накопили западная этика, деловой этикет, психология, проксемика и другие прикладные к бизнесу дисциплины.

Гуманистическая направленность личности предполагает опору на общечеловеческие ценности. В процессе изучения спец-

курса "История предпринимательства и благотворительности в России'' студенты были ознакомлены с семью принципами российских предпринимателей, выработанных в 1912 году и использовавшихся при ведении дел:

1. Уважай власть. Власть-необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.

3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявить себя во всем блеске.

5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. Единожды солгавший, кто тебе поверит. Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

6. Живи по средствам, не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель.

Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного, никакая цель не может затмить моральные ценности.

После изучения данных принципов преподаватели просили студентов ответить на следующие вопросы:

1. Какие из приведенных выше принципов в полной мере сохранили свою актуальность и в настоящее время, а какие отошло на второй план?

2. Какие новые принципы ведения бизнеса должны быть, по Вашему мнению, внедрены в практику предпринимательской деятельности в России сегодня?

3. Какие принципы бизнеса Вы ставите для себя приоритетными?

Глубокому изучению подверглось влияние православия, его реальных постулатов на мировоззрение русского предпринимателя. Этот анализ подвел студентов к пониманию глубинных предпосылок меценатства, благотворительности русского предпринимателя.

Студенты глубоко уяснили, что евангельское осуждение богатых касается не осуждения самого существования таких людей, а лишь духовного порабощения души человеческой. Само по себе богатство не есть зло, но часто бывает источником многих несчастий. Богатство и благосостояние, добытое праведным путем - вполне нормальные явления земной жизни, особенно при условии правильного внутреннего отношения к ним. В этом плане должно преобладать не корыстное эгоистическое чувство собственности, а чувство евангельски управляемого отношения к этому богатству. «И богатство - добро, но тогда, когда оно не обладает имеющими его, когда оно избавляет ближних от бедности» [21].

По итогам прохождения курса студенты подготовили рефераты о русских предпринимателях, оставивших своей благотворительностью вечную память благодарных соотечественников. В рефератах обучающиеся осветили страницы биографии С.И. Мамонтова, семейств Рябушинских, Морозовых, Третьяковых, Прохоровых, И.Р. Баташева, Базановых и других.

Кроме того, изучение книги «1000 лет русского предпринимательства» (составитель О. Платонов), «Савва Мамонтов» (составитель Е. Арензон), «Легендарные миллиардеры» (автор А. Монестье) позволили проанализировать биографии нескольких десятков предпринимателей, успешных и знаменитых бизнесменов-долгожителей и менеджеров. Анализ показал, что их объединяет несколько общих черт, которые были изучены с обучающимися.

Во-первых, позитивные взгляды на мир и отсутствие внутренней агрессии, наличие внутренней удовлетворенности от самого процесса своего труда, а не только от результатов.

Во-вторых, им свойственны потребность в свободе, независимости, восприимчивость ко всему новому, поиск новых решений и идей, смелость в принятии решений, развитое интуитивное мышление. Это характеристики и слагаемые такой человеческой способности как творчество.

В-третьих, способность к саморазвитию, разносторонней деятельности.

В-четвертых, огромное трудолюбие и целеустремленность, сосредоточенность на цели в деле.

Некоторым людям изначально присуще стремление к свободе, независимости. В бизнесе происходит конкуренция таких людей. Полнота и радость жизни ими ощущается тогда, когда они полностью включены в процесс творчества, созидания, развития себя и своего дела. А это, как мы видим, способствует развитию духовного потенциала.

Общеизвестно, что нарушение гражданских законов наказуемо, но их можно избежать с помощью разных методов. А вот от нарушения духовных законов человеку не скрыться, ибо это внутреннее наказание, которое сказывается на всей дальнейшей жизни. Первым звонком, возвещающим о начале духовного "падения", является внутренняя борьба. Она проявляется в смятении, сомнении, конфликте ценностей и мотивов, боязни, страхах и т.п. Конечной границей нарушения является "перешагивание" через свою Совесть и действия вопреки интуиции и моральным нормам.

На лекциях и семинарских занятиях по курсу «Этика и психология деловых отношений» студенты уяснили, что духовные законы - это законы, по которым развивается вся Вселенная. Жизнь и деятельность человека протекают вполне благополучно, если человек знает и выполняет их. Они отличаются от гражданских законов своей универсальностью, а, значит, являются определяющими.

Гуманистическое начало в понимании предпринимательства получило развитие в процессе изучения спецкурса «Образ предпринимателя в литературе». Спецкурс был построен на таких произведениях, как «Мертвые души» М.В. Гоголя, «Обломов» И.А. Гончарова, «Гроза», «Бесприданница», «Бешеные деньги» А.И. Островского, «Современники» Н.А. Некрасова, «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Приваловские миллионы» Д.Н. Мамина-Сибиряка, «Васса Железнова», «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самги-на» А.М. Горького, «Золотой теленок», «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, «Каменный пояс» Е.А. Федорова и других.

На занятиях по курсу "Этика и психология деловых отношений'' была обстоятельно проанализирована сущность духовности, определены духовные основы предпринимательской деятельности. Основу духовности в процессе жизнедеятельности человека составляют: во-первых, уровень развития человеческих добродетелей (лучших человеческих качеств): Любовь, Вера, Надежда, доброта, смирение и т. п., - и главным, стержневым из них является Любовь. Именно уровень наполненности человека любовью является определяющим правилом духовной гигиены и нормального существования, которые способствуют высшему проявлению единства и гармонии мира.

Отсутствие или низкий уровень развития добродетелей в человеке способствует появлению смертных грехов. Из представленных в священных писаниях к таковым относятся: гордость, чревоугодие (объедение), гнев, скупость, уныние, зависть и блуд. Как утверждает С.Н. Лазарев (1993 год), ныне человечеством этот список расширен. К современным грехам он относит такие грехи, как: убийство божественных чувств (Любовь) в себе и другом человеке; сожаления о прошлом, настоящем и будущем; ненависть, обида, грубое отношение к людям.

Как показали исследования [21; 22; 23 и др.], ориентация на те или иные ценности в образовательном процессе успешно реализуется через поиск, оценку, выбор и проекцию. Рассмотрим поэтапно действие механизмов ориентации студентов на общечеловеческие ценности в процессе формирования предпринимательской культуры. Механизм поиска реализуется через переработку информации, приращения новых знаний, удовлетворение личностных потребностей. При этом формируются такие ценности, как: познание; самоактуализация и самореализация; творческое общение; положительное эмоциональное переживание; профессиональное становление. Студент приобретает такие качества личности, как: инициативность; коммуникабельность; самостоятельность и нестандартность мышления; творческое отношение к деятельности. Осуществление механизма оценки,

заключающееся в определении значимости явления, поведения для предпринимательской деятельности. Она формирует гуманность; справедливость; уровень предпринимательской культуры, нормы и принципы кодекса предпринимателя. При этом студенты приобретают такие качества личности, как: социальная активность и ответственность, уверенность, стремление к самосовершенствованию. При реализации механизма выбора - соотнесение какого-либо аспекта с эталоном, происходит формирование свободы; профессионального самоопределения; предприимчивости, предпринимательской культуры. При активной рефлексивной позиции у студентов формируются важнейшие качества современного предпринимателя: настойчивость; целеустремленность; выдержка; гуманизм. На этапе проекции происходит процесс создания будущего образа предпринимателя: уверенного, обладающего профессиональной интуицией, организующего свою деятельность

Библиографический список

на основе созидания, самосовершенствования, с учетом личных и общественных ценностей.

Итак, ориентация студентов в процессе предпринимательской деятельности на общечеловеческие приоритеты повышает уровень их профессиональной компетентности, общей и профессиональной культуры, культивирует уважительное отношение к чужой собственности, гуманизм, формирует высокоэкологичное поведение в процессе преобразующей деятельности, конструктивное предпринимательство во всех областях экономики и торговли.

Таким образом, реализация системы формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов торгово-экономического профиля в вузе будет более результативной, если она будет осуществляться с учетом выявленных и раскрытых нами педагогических условий.

1. Философский словарь I под ред. И.Т. Фролова. - М., 1987.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук.

- Челябинск, 1992.

S. Яковлев, Е. В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект: моногр. - Челябинск, 1998.

4. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. - Курган, 1997.

5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: уч. пособие. - Ростов н!Д, 1997.

6. Батьковский, А., Попов, С. Приемы мотивации к труду и профессиональному росту II Проблемы теории и практики управления. -1999. - № 1.

7. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием I И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. - М., 1991.

8. Ручка, А.А., Сакада, Н.А. Стимулирование и мотивация труда на промышленном предприятии I А.А. Ручка, Н.А. Сакада. - Киев, 1988.

9. Равкин, З.И. О подлинных и мнимых стимулах к учению II Нар. образование. - 1961.- №2.

10. Левитов, Н.Д. Психология труда. - М., 196S.

11. Немов, Р.С. Практическая психология: уч. пособие. - М., 1997.

12. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в общении: о коллективном способе учебной работы: книга для учителя. - М., 1991.

1S. Леонтьев, А.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие: к обоснованию «педагогики сотрудничества» II Вестник высшей школы. - 1989. - № 11.

14. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

15. Посталюк, Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. - Казань, 1992.

16. Психология диалога и педагогика творческого сотрудничества. Круглый стол II Вопросы психологии. - 1987. - № 4.

17. Смаглий, Т.И. Формирование готовности будущих учителей к профессионально-педагогическому сотрудничеству в системе высшего образования: дис. ... канд. пед. наук. - Кустанай, 200S.

18. Психология труда: учебник I под ред. А.В. Карпова. - М., 200S.

19. Скородумов, А.В. Что такое коучинг, или попытка пролить свет на самое популярное и самое непонятное увлечение современных менеджеров и консультантов по управлению II Управленческая культура организаций !Составители Л.М. Кроль, Е.А. Пурто-ва. - М. - 2004.

20. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. II Словарь по педагогике. - М., 2005.

21. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М., 1988.

22. Ионин, Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.

2S. Крылова, Н.Б. Культурология образования. - М., 2000.

Bibliography

1. Filosofskiyj slovarj I pod red. I.T. Frolova. - M., 1987.

2. Yakovleva, N.M. Teoriya i praktika podgotovki buduthego uchitelya k tvorcheskomu resheniyu vospitateljnihkh zadach: dis. ... d-ra ped. nauk.

- Chelyabinsk, 1992.

S. Yakovlev, E. V. Pedagogicheskiyj ehksperiment: kvalimetricheskiyj aspekt: monogr. - Chelyabinsk, 1998.

4. Serikov, G.N. Obrazovanie: aspektih sistemnogo otrazheniya. - Kurgan, 1997.

5. Zimnyaya, I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya: uch. posobie. - Rostov nID, 1997.

6. Batjkovskiyj, A., Popov, S. Priemih motivacii k trudu i professionaljnomu rostu II Problemih teorii i praktiki upravleniya. - 1999. - № 1.

7. Vasiljev, I.A. Motivaciya i kontrolj za deyjstviem I I.A. Vasiljev, M.Sh. Magomed-Ehminov. - M., 1991.

8. Ruchka, A.A., Sakada, N.A. Stimulirovanie i motivaciya truda na promihshlennom predpriyatii I A.A. Ruchka, N.A. Sakada. - Kiev, 1988.

9. Ravkin, Z.I. O podlinnihkh i mnimihkh stimulakh k ucheniyu II Nar. obrazovanie. - 1961.- №2.

10. Levitov, N.D. Psikhologiya truda. - M., 196S.

11. Nemov, R.S. Prakticheskaya psikhologiya: uch. posobie. - M., 1997.

12. Djyachenko, V.K. Sotrudnichestvo v obthenii: o kollektivnom sposobe uchebnoyj rabotih: kniga dlya uchitelya. - M., 1991.

1S. Leontjev, A.A. Sovmestnaya deyateljnostj, obthenie, vzaimodeyjstvie: k obosnovaniyu «pedagogiki sotrudnichestva» II Vestnik vihssheyj shkolih. - 1989. - № 11.

14. Lomov, B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemih psikhologii. - M., 1984.

15. Postalyuk, N.Yu. Pedagogika sotrudnichestva: putj k uspekhu. - Kazanj, 1992.

16. Psikhologiya dialoga i pedagogika tvorcheskogo sotrudnichestva. Kruglihyj stol II Voprosih psikhologii. - 1987. - № 4.

17. Smagliyj, T.I. Formirovanie gotovnosti buduthikh uchiteleyj k professionaljno-pedagogicheskomu sotrudnichestvu v sisteme vihsshego obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. - Kustanayj, 200S.

18. Psikhologiya truda: uchebnik I pod red. A.V. Karpova. - M., 200S.

19. Skorodumov, A.V. Chto takoe kouching, ili popihtka prolitj svet na samoe populyarnoe i samoe neponyatnoe uvlechenie sovremennihkh menedzherov i konsuljtantov po upravleniyu II Upravlencheskaya kuljtura organizaciyj ISostaviteli L.M. Krolj, E.A. Purtova. - M. - 2004.

20. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. II Slovarj po pedagogike. - M., 2005.

21. Anisimov, S.F. Dukhovnihe cennosti: proizvodstvo i potreblenie. - M., 1988.

22. Ionin, L.G. Sociologiya kuljturih. - M., 1996.

2S. Krihlova, N.B. Kuljturologiya obrazovaniya. - M., 2000.

Статья поступила e редакцию 7.12.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.