мических потребностей потребителей над получением сиюминутной выгоды любыми методами.
Правила, в соответствии с которыми осуществляется предпринимательская деятельность, составляют регулятивы предпринимательской культуры. Это как правовые, так и морально-нравственные ограничения свободы субъектов предпринимательства. Заданные организационно-правовые формы существования организаций, обязанность своевременной выплаты налогов, регулярной сдачи бухгалтерской и статистической отчетности, формы этой отчетности, обязанность ведения бухгалтерского учета - все это правовые ограничения, готовность следования которым должны проявлять не только предприниматели, но и сотрудники их предприятий (то есть значительная часть общества).
В основе своей предпринимательская культура использует знаковую систему культуры в более общем понимании этого слова. В первую очередь - язык и систему счисления. Важная знаковая система предпринимательства - «бухгалтерский язык». Наиболее специфичными знаками, характерными для предпринимательской культуры, являются торговые марки, логотипы компаний, штрихкоды, которые, с одной стороны, являются артефактами предпринимательской деятельности, а с другой - всего лишь указанием на другой артефакт - компанию или товар.
К знаниям предпринимательской культуры следует отнести специальные знания, используемые для организации хозяйственной деятельности на всех этапах ее осуществления и информационного отражения.
В ходе подготовки учителей технологии уровень владения специальными знаниями может быть определен с помощью традиционных контрольных мероприятий и анализа динамики академической успеваемости студентов.
Оценка степени принятия студентами системы ценностей и их готовности следовать регулятивам предпринимательской культуры возможна в результате общения со студентами, бесед, наблюдения за их академической деятельностью. Таким образом, эта оценка в значительной степени является субъективной и плохо поддается количественным измерениям. Количественные методы оценки может дать опрос, предполагающий ответы в открытой форме.
Формулировка вопросов не должна предполагать наличия специальных знаний у студентов и должна быть направлена на выявление их мнений и отношений к тем или иным ситуациям и явлениям, а также готовности действовать и следовать регулятивам предпринимательской культуры.
Выполнение студентами комплексных учебных заданий, носящих характер курсовых проектов, таких как учебное бизнес-планирование и учебно-исследовательские работы, дает возможность оценить степень понимания ими системы знаков предпринимательской культуры, способность к прочтению «текстов» (совокупности знаков), уровень взаимодействия с артефактами (осведомленности об их существовании, их использовании и/или изготовлении).
Практика предпринимательской подготовки будущих учителей технологии на факультете технологии и предпринимательства Московского педагогического государственного университета показала эффективность данного подхода.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильина Е. А., Буров М. Е. Культурология: конспект лекций. М.: Моск. ин-т экономики, менеджмента и права, 2005.
2. Культурология. История мировой культуры / под ред. А. Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и до-полн. М.: Культура и спорт, 1998.
3. Кармин А. С., Новикова Е. С. Культурология. СПб.: Питер, 2008.
4. Орлов В. Б., Орлова Е. В., Мизерова О. Г. Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия // Вестн. Югорского гос. ун-та. 2009. Вып. 4 (15). С. 13-25.
5. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело. Вып. 1: Предприниматель и предпринимательство. М., 1993. С. 157.
6. Кириллов В. К., Алексеев Б. Л., Маскевич К. В. Социально-психологические проблемы самосовершенствования личности. Чебоксары: Чувашский гос. ун-т, 1994. С. 267.
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
CONTENT-MANAGEMENT CONDITIONS OF EFFECTIVE FUNCTIONING SYSTEM FORMATION OF SOCIAL AND ETHICAL COMPETENCE AT PRIMARY SCHOOL TEACHERS
Ж. С. Иржасова
В статье рассматриваются содержательно-управленческие условия эффективного функционирования системы формирования социально-этической
Zh. S. Irzhasova
Content-management conditions of effective functioning system formation of social and ethical competence at primary school teachers are considered in the article
компетенции у будущих учителей начальных классов, такие как создание образовательной среды и организация тьюторского сопровождения.
Ключевые слова: содержательно-управленческие условия, среда, тьюторское сопровождение, компонент, системообразующий фактор, партисипация, прогно-стичность, социально-этическая компетенция.
К содержательно-управленческим условиям эффективного функционирования системы формирования социально-этической компетенции у будущих учителей начальных классов мы относим создание образовательно-стимулирующей среды (далее - ОСС). Данное условие способствует повышению эффективности функционирования разработанной нами системы за счет погружения студента в среду, интенсифицирующую процесс формирования социально-этической компетенции и мобилизующую их на отработку умений и навыков духовно-нравственного воспитания школьников. Обеспечивая оптимизацию приобретения теоретических знаний с расширением практического опыта выполнения будущими учителями функциональных обязанностей, ОСС существенно повышает эффективность разработанной нами системы.
Среда трактуется как «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [1, с. 759]. Образовательная среда - это компонент образовательного пространства вуза, задающий дидактически обоснованную совокупность факторов педагогической подготовки, которая оказывает комплексное позитивное влияние на ее результативность через организованное специальным образом взаимодействие субъектов.
Отметим, что сама по себе образовательная среда существует в любом вузе, обеспечивая тот или иной уровень профессиональной подготовки. Мы в нашем исследовании предлагаем придать образовательной среде стимулирующую направленность, которая бы задавала особый импульс учебной деятельности студентов по осознанному и интенсивному освоению социально-этической компетенции. Эту среду мы называем образовательно-стимулирующей.
Под стимулом в широком смысле понимают обстоятельство, активизирующее в данной ситуации поведение обучаемого в силу положительно оцениваемых им возможностей достижения поставленной цели, а педагогическим стимулированием называют педагогическую деятельность по активизации действий обучаемого средствами определенного педагогического фактора, который для него в данной ситуации имеет важное значение, что способствует достижению поставленных образовательных целей. В связи с этим ОСС мы трактуем как вид образовательной среды, определяющей организацию такого взаимодействия субъектов профессиональной подготовки в педагогическом вузе, которое эффективно стимулирует учебную деятельность студентов по освоению социально-этической компетенции.
in terms of the following aspects: educational environment and tutor support organization.
Keywords: content-management conditions, environment, tutor support, component, backbone factor, participation, predictability, social and ethical competence.
Проанализировав точки зрения ученых на специфические характеристики образовательной среды [2-4], мы пришли к выводу, что ОСС:
• является сложносоставным объектом системной природы;
• обладает способностью развивать личностный потенциал и развиваться в целенаправленном педагогическом взаимодействии;
• оказывает влияние на мотивационную сферу личности;
• является процессом диалектического взаимодействия пространственно-предметных, информационно-дидактических и психолого-педагогических компонентов;
• выступает как условие и средство профессиональной подготовки будущих учителей.
Обеспечивая погружение студента в учебную деятельность, ОСС способствует формированию у него точного понимания значения социально-этической компетенции для дальнейшей профессиональной деятельности, восприятия процесса ее формирования как личностно значимого. Характеристика ОСС предполагает представление не только ее роли и значения, но и содержания. Проанализировав позиции современных ученых [2-4], мы пришли к заключению, что в ее состав должны входить материальный, информационный и деятельностный компоненты.
Материальный компонент включает необходимые для образовательного процесса, дидактически целесообразно структурированные средства профессиональной подготовки. Для ОСС процесса формирования социально-этической компетенции данный компонент предполагает наличие (1) пространственно-предметного окружения, обладающего стимулирующим потенциалом (компьютеры, мультимедийное оборудование, отремонтированное помещение, создающее комфортную обстановку, учебные пособия по предмету и т. д.), (2) дидактических средств непосредственного стимулирования, имеющих социально-этическое содержание (наглядность, карточки-задания, видео- и киноматериалы и др.).
Информационный компонент включает всю циркулирующую в процессе формирования социально-этической компетенции информацию. Эта информация может иметь материальный или электронный носитель и касается требований к уровню подготовки, содержания соответствующих документов, регламентов учебной деятельности и т. д. Непосредственно стимулирующая составляющая данного компонента включает тексты заданий, медиафонды, методические рекомендации, диагностический аппарат, дневники достижений, портфолио студентов, занимательную историческую информацию, опорные конспекты и т. д.
Деятельностный компонент, задавая внутреннюю атмосферу и отношения между субъектами, включает все выполняемые виды деятельности, стимулирующие формирование социально-этической компетенции у будущих учителей начальных классов. В отличие от первых двух компонентов, он не имеет материального выражения, но тем не менее играет важнейшую роль для придания специфики содержания ОСС. Как показал проведенный нами анализ литературы [4-6], стимулирующие влияния преподавателя в рамках данного компонента могут осуществляться разнообразно: моральное стимулирование реализуется через повышение авторитета будущего специалиста, престижа, общественного признания заслуг, материальное (не денежное) стимулирование - через использование материальных благ (вручение памятных подарков, ценных призов), стимулирование свободным временем - через изменение режима учебной работы и расширение возможности для свободной занятости, а организационное - через предоставление специальных должностных полномочий.
Комплексная реализация указанных компонентов создает специфическую образовательную среду, системообразующим фактором для которой выступает педагогическое стимулирование.
При реализации данного условия необходимо учитывать следующие принципы:
• ресурсной достаточности - функционирование ОСС должно быть полностью обеспечено необходимыми ресурсами, которые определяют саму возможность формирования социально-этической компетенции, в также непрерывность и интенсивность стимулирующих влияний;
• взаимообусловленности деятельности и отношений - в рамках ОСС отношения между субъектами должны определяться видом деятельности и обеспечивать тенденцию к расширению учебных связей между ними.
Таким образом, создание ОСС обеспечивает непрерывное стимулирование учебной деятельности студентов, что существенно повышает эффективность разработанной нами системы за счет осознания будущими учителями необходимости освоения социально-этической компетенции как личностно значимой.
Во-вторых, считаем важным условие организации тьюторского сопровождения профессиональной подготовки будущих учителей. Данное условие интенсифицирует процесс формирования у будущих учителей начальных классов социально-этической компетенции, повышает его результативность за счет поддержки и контроля со стороны преподавателя, выполняющего тьюторскую функцию.
Проблема сопровождения в системе образования достаточно широко исследована [6-8]. Под сопровождением понимают педагогически целесообразную систему мер воздействия на процессы образовательной сферы, обеспечивающую снижение отклонений от оптимальной траектории их развертывания [7]. Поскольку для нас особое значение имеет тьюторское сопровождение, рассмотрим его основные характеристики.
Тьютором в современном образовании называют организатора и руководителя самостоятельной внеаудитор-
ной работой обучаемых; индивидуального научного руководителя студента [5]. Ключевая характеристика работы тьютора заключается в индивидуализированном подходе к будущему специалисту и оказании ему персональной помощи при прохождении индивидуальной образовательной траектории, введении его в профессиональную среду через собственный профессиональный опыт, мировоззрение и ценностное отношение к профессии.
Проанализировав мнения ученых [3-5; 7], мы выделили следующие основные характеристики тьюторства:
• имеет деятельностную природу, предполагает проявление активности и влияния на личность студента;
• носит управленческий характер, связано с некоей заданной оптимальной траекторией, в соответствии с которой обеспечивает развертывание тьюторского сопровождения;
• имеет индивидуально-адресный характер;
• функционирует в специально созданной среде, задающей оптимальные условия для профессионального продвижения будущего специалиста;
• опирается на результаты педагогической диагностики, которые детерминируют наполнение действий тьютора.
В результате анализа существующего в современных вузах опыта тьюторства, мы пришли к заключению, что функционал деятельности тьютора охватывает четыре основных направления: информационное, организационное, коммуникативное и мониторинговое.
Информационное направление предполагает своевременное оповещение студентов об учебных и внеучеб-ных мероприятиях, в которых они должны принять участие, событиях, фактах, необходимых им для академического и профессионального продвижения.
При этом тьютор в рамках данного направления решает следующие задачи: знакомство студентов с Уставом университета, правилами внутреннего распорядка и режима в учебных зданиях и общежитии; проведение работы по ознакомлению студентов со специальностью, с ее спецификой, возможностями карьерного роста; знакомство студентов с планом работы университета, факультета; передача информации о положении дел в университете; доведение до сведения студентов и разъяснение приказов и распоряжений ректора университета, декана факультета, касающихся учебы, жизни и быта студентов; предоставление студентам сведений о преподавательском коллективе и др.
Решение указанных задач тьютором осуществляется через консультации, личные встречи, общение, совместную деятельность.
Организационное направление работы тьютора связано с регламентацией учебной и внеучебной деятельности студентов, ее планированием, распределением полномочий и ответственности, осуществлением совместной деятельности в академической группе. В рамках данного направления тьютор решает следующие задачи:
• построение индивидуальной образовательной траектории студента и сопровождение ее исполнения;
• организация мероприятий, соответствующих университетским (посвящение в первокурсники, День группы и т. д.), факультетским (неделя факультета, праздник первой сессии, субботник), внутригрупповым (встречи с интересными людьми, культпоходы и т. д.) традициям;
• обучение студентов технологии организации времени и повышения эффективности его использования;
• обучение навыкам пользования информационно-методической и справочно-нормативной литературой;
• регулярные встречи с группой, оказание помощи в учебной работе студентов;
• составление плана работы на учебный год, организация дежурства студентов и др.
Решение указанных задач тьютором осуществляется через проведение семинаров, тренингов и мастер-классов, консультаций, организацию взаимодействия, коллективные творческие дела, распределение полномочий и ответственности.
Коммуникативное направление работы тьютора связано с обеспечением и поддержкой благоприятной психологической атмосферы взаимодействия со студентами. В рамках данного направления тьютор решает следующие задачи: разъяснение студентам способов выхода из сложных жизненных, учебных, учебно-профессиональных ситуаций; поддержание связи с преподавателями, ведущими занятия в группе; выполнение посреднических функций с кафедрами, деканатом, администрацией университета; оказание помощи студентам в конфликтных ситуациях; коммуникативная поддержка студентов в их профессиональном становлении; формирование сплоченного коллектива студенческой группы; поддержка связи с родителями студентов и др.
Решение указанных задач тьютором осуществляется через прямое общение со студентами, их родителями, преподавателями и администрацией вуза посредством личных встреч, через совместную деятельность.
Мониторинговое направление работы тьютора предполагает контроль академического продвижения студентов, выполнения ими поручений, освоения основ профессии. В рамках данного направления тьютор выполняет следующие задачи: регулярный контроль текущей успеваемости и посещаемости занятий студентами; оказание помощи студентам в планировании самостоятельной работы, выполнении ими учебного графика; участие в проведении аттестации студентов; диагностика индивидуально-психологических и социальных качеств студентов; отслеживание особенностей жизни студента, его материального положения, духовных потребностей, индивидуальных особенностей, склонностей и увлечений и др.
Решение тьютором указанных задач предполагает проведение тестирования, наблюдения за деятельностью студента, оценивания степени сформированности профессионально-предметных знаний, умений и навыков, составление психологического портрета студента и др.
Изучение содержания тьюторского сопровождения привело нас к выводу, что тьютор, являясь непосредственным помощником для студента в его профессио-
нальном становлении, через собственную деятельность и профессиональные достижения не только вводит будущего учителя начальных классов в профессию, но и учит его самого выполнять тьюторские функции в процессе воспитательного взаимодействия с учащимися младшего школьного возраста.
Как показало проведенное нами исследование, при реализации данного условия целесообразно опираться на следующие принципы:
• партисипации - взаимоотношения тьютора со студентами должно строиться на основе компромисса, толерантности, взаимопомощи и гибкого подхода к решению проблем;
• прогностичности - любое решение тьютора должно сопровождаться аналитическим прогнозированием его последствий для профессионального становления будущего учителя.
Таким образом, реализация данного условия позволяет: 1) повысить результативность процесса формирования социально-этической компетенции у будущих учителей начальных классов за счет поддержки и контроля со стороны педагога, 2) значительно ускорить данный процесс благодаря выстраиванию его оптимальной траектории.
Совокупность содержательно-управленческих условий обеспечивает достаточно эффективное функционирование системы формирования социально-этической компетенции у будущих учителей начальных классов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.
2. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: на материале проектирования образовательной среды медицинского университета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2007. 40 с.
3. Морозова Д. А. Индивидуализация учебной деятельности студента в вузе как фактор повышения качества образования при кредитной системе обучения: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 183 с.
4. Беляев Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. М.: ИЦКПС, 2000. 137 с.
5. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
6. Винтер Е. И. Педагогическое стимулирование как фактор профессионально-творческой подготовки будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2004. 178 с.
7. Попков В. А., Коржуев А. В. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы. М.: Изд-во МГУ, 2000. 184 с.
8. Остапенко А. В. Педагогическое сопровождение саморазвития личности студента в условиях вуза: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008. 193 с.