Научная статья на тему 'Формирование предпринимательской культуры будущих менеджеров: условия и принципы'

Формирование предпринимательской культуры будущих менеджеров: условия и принципы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / МЕНЕДЖЕР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ENTREPRENEUR / BUSINESSMAN / MANAGER / THE ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS / CULTURE / CULTURE OF ENTREPRENEURSHIP / ENTREP-RENEURSHIP CULTURE / ENTERPRISE CULTURE / TERMS OF FORMING ENTERPRISE CULTURE / PRINCIPLES OF FORMING ENTERPRISE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Елена Васильевна

В статье рассматриваются основные аспекты предпринимательской культуры менеджеров в процессе их обучения в вузе, основные задачи, условия и принципы формирования такой культуры у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of professional enterprise culture of future managers: terms and principles

The author examines the basic aspects of enterprise culture of managers in the process of their professional training at institutions of higher education. The basic tasks, terms and principles of forming such culture are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование предпринимательской культуры будущих менеджеров: условия и принципы»

4. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Будапешт: Academiai Юа^, 1981. 286 с.

5. Карпов А. В. Рефлексивность как психологическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-56.

6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М.: Изд. дом «Бахрах-М», 2005. С. 486-490.

7. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: дис. ... д-ра психол. н. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

УДК 658.012.4

Е. В. Ефимова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ: УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ

В статье рассматриваются основные аспекты предпринимательской культуры менеджеров в процессе их обучения в вузе, основные задачи, условия и принципы формирования такой культуры у студентов.

The author examines the basic aspects of enterprise culture of managers in the process of their professional training at institutions of higher education. The basic tasks, terms and principles of forming such culture are considered.

Ключевые слова: предприниматель, менеджер, предпринимательство, культура, культура предпринимательства, предпринимательская культура, условия формирования предпринимательской культуры, принципы формирования предпринимательской культуры.

Keywords: entrepreneur, businessman, manager, the entrepreneurship, business, culture, culture of entrepreneurship, entrep-reneurship culture, enterprise culture, terms of forming enterprise culture, principles of forming enterprise culture.

Сравнительно недавно в отечественных вузах началась профессиональная подготовка специалистов по менеджменту, однако данный вид высшего образования до сих пор является востребованным и бурно развивающимся в современном обществе. Профессия менеджера, как отмечает большинство исследователей, обладает спецификой, отличающей ее от других экономических и управленческих профессий. А такой вид деятельности, как предпринимательство, вообще в нашей стране не подкреплен ни одной из профессий (специальностей). Как отмечает В. Ситаров, ни в одной из стран мира не существует такой профессии, как предприниматель, хотя как род занятий предпринимательство суще-

ЕФИМОВА Елена Васильевна - аспирант кафедры педагогики Вятского государственного гуманитарного университета © Ефимова Е. В., 2009

ствует везде. Многие исследователи сходятся во мнении, что научить предпринимательству практически невозможно. Так, по мнению Б. Карлоффа, связь между деловыми качествами предпринимателя и его образованием фактически отсутствует, а выпускники факультетов менеджмента не отличаются большими способностями и наклонностями к предпринимательству, чем выпускники других факультетов [1].

Отсутствие предпринимательской подготовки молодежи в период перехода России к рыночной экономике, по утверждению М. Н. Умутбаева, повлияло на то, что молодежь была вовлечена в стихийную торгово-посредническую деятельность, часто связанную с криминальными структурами [2].

По мнению М. А. Селивановой, неверные представления о рыночной экономике и бизнесе, статусе предпринимателя в обществе играют негативную роль в самоопределении и отрицательно влияют на становление личности учащегося [3]. Является важным и то, что успешное решение проблемы предпринимательской подготовки молодежи становится гарантией социальной защищенности выпускников учебных заведений.

Все это свидетельствует о необходимости педагогического управления процессами вхождения студентов в малый бизнес, об актуальности и своевременности психологической диагностики потенциальных предпринимателей и организации подготовки выпускников к предпринимательской деятельности. Мировой опыт показывает, что предпринимателями без педагогической корректировки способны стать менее 7% населения [3].

Сейчас можно говорить о двух основных направлениях предпринимательской подготовки студентов. Первое касается всех учащихся и ставит целью развитие необходимых качеств, приобретение знаний, умений и навыков по основам предпринимательства.

Вторым направлением является подготовка специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговле, банковском деле.

Профессия менеджера, и тем более предпринимателя, - синтетический вид творческой деятельности, в зависимости от специализации предусматривает интеграцию различных видов профессиональной подготовки. Целью профессиональной подготовки будущих менеджеров становится не узкопрофильная подготовка специалистов, а общекультурное, социально и личностно значимое непрерывное развитие творческого потенциала личности, формирование высокого уровня профессиональной и предпринимательской культуры студента-менеджера.

На основе трудов Ф. Кене, Д. Риккардо, А. Смита и др., было составлено представление об эволюции

предпринимательства в доиндустриальный период и акцентировано отличие предпринимателя от наемного управляющего или капиталиста-собственника. Мы установили, что если изначальной основой предпринимательства было рациональное функционирование субъекта с целью получения им максимальной выгоды от вложенных средств (М. Ве-бер), то с течением времени все более значимым в предпринимательской практике становится элемент инновационности, т. е. способности субъекта использовать новую комбинацию факторов для достижения прибыли.

В современных концепциях предпринимательства мы также отметили факт повышенного внимания исследователей к влиянию личностных особенностей предпринимателя на смысл и содержание его деятельности. (Ю. Л. Качанов, Й. Шумпе-тер и др.). Предприниматель - центральная фигура бизнеса, призванная зарождать идею, воплощать ее, изыскивать средства для реализации, оптимально используя все возможные пути. Данный факт позволил нам говорить о понятиях «предприниматель» и «культура» как смежных. Утверждаясь в подобном мнении, мы предприняли контент-анализ определений «культура» и пришли к выводу, что предпринимательскую культуру будущих менеджеров можно рассматривать как субъективированное качество личности, заключающееся в устойчивом комплексе ее ценностных отношений, методологических знаний и жизненного опыта, связанных со сферой бизнеса. В таком понимании, как мы отметили, заключено принципиальное отличие предпринимательской культуры от культуры предпринимательства. Если последнее - это особая сфера социальной жизни, то первое есть субъективированное личностное образование, обусловленное совокупностью индивидуальных пред-расположенностей и потенций предпринимателя.

Рассматриваемая в указанном ключе сущность предпринимательской культуры была опосредована нами в компонентной структуре, отвечающей профессиональным особенностям будущих менеджеров. Мы выделили три компонента: ценностно-смысловой, деятельностно-коммуникативный и операционально-тактический.

Содержание каждого из компонентов мы охарактеризовали в трех уровнях: высокий, средний и низкий. Их характеристики представлены в табл. 1.

В конечном счете мы сформулировали следующее определение предпринимательской культуры будущих менеджеров.

Предпринимательская культура будущих менеджеров - это интегративная совокупность их достижений, проявляющаяся в разноплановых аспектах предпринимательства, а также способность продуцировать и реализовывать бизнес-проекты, используя информационно-знаниевое и дея-тельностно-практическое пространство обучения.

Сделав вывод о незавершенности теоретико-практического опыта подготовки менеджеров в области предпринимательства, мы обосновали совокупность условий формирования предпринимательской культуры будущих менеджеров:

1) ценностно-результативное прогнозирование профессиональной подготовки будущих менеджеров с учетом поставленной образовательной цели;

2) адаптация содержания обучения будущих менеджеров к прогнозируемому результату формирования их предпринимательской культуры;

3) интеграция потенциала социального партнерства в процесс формирования предпринимательской культуры будущих менеджеров;

4) оптимизация исследовательской и проектной деятельности будущих менеджеров, ориентированной на формирование их предпринимательской культуры.

Реализация первого условия представляет собой многоактную организационную процедуру, состоящую из целеполагания процесса формирования предпринимательской культуры будущих менеджеров, проектирования соответствующих процессных функций, разработки его этапов, методов, средств и регламентации данного процесса в комплексе локальных нормативных единиц.

Второе условие опирается на понятие «содержание обучения» как системы концептуально закрепленных и нормативно регламентированных ин-формационно-знаниевых единиц. Адаптация содержания обучения будущих менеджеров к процессу формирования их предпринимательской культуры -это специализированная деятельность вуза, в ходе которой общие стандартизованные требования к специальности «Менеджмент организации» соотносятся с прогнозируемым спросом на специальные профессиональные умения менеджера и регламентируются посредством внутренних нормативно-образовательных актов, программ, УМК и т. п.

Третье условие позволяет максимально использовать потенциал социального партнерства. Целесообразно начинать с организации стажерских площадок, которые вводятся в процесс формирования предпринимательской культуры будущих менеджеров со второго года обучения студентов, в преддверии производственной и преддипломной практики. Все вместе становится образовательной почвой профессиональной адаптации будущих менеджеров, расширяющей возможности их академической подготовки.

Четвертое условие нейтрализует противоречие между постоянно усложняющимся содержанием научной информации и недостаточной гибкостью учебных планов, отсутствием в них механизмов индивидуализации профессионального развития будущих менеджеров. Осуществление данного условия происходит за счет целевой направленности проектов в сферу бизнеса; характера дополнитель-

ности проектов, т. е. возможности углубить с их помощью навыков менеджмента в какой-либо отдельной области предпринимательства; ярко выраженной актуальности каждой темы проекта.

Перечисленные условия мы использовали в ходе формирующего эксперимента, решая, таким образом, задачу апробации инновационных элементов содержания обучения, комплекса дидактических методик, технологических приемов и критериальных единиц, обеспечивающих эффективность процесса формирования предпринимательской культуры будущих менеджеров.

Ведущим в составе инновационных элементов содержания обучения стал курс «Предпринимательство». Преподавание данного курса было согласовано с задачами российско-канадского проекта «Расширение возможностей молодежи через развитие предпринимательской деятельности в

г. Кирово-Чепецке». С учетом программных требований указанного проекта в ходе преподавания курса мы сформировали у студентов практико-ориен-тированный личностный опыт в области лидерских качеств; поведения в коллективе; планировании карьеры; самооценки деловых возможностей; делового планирования и маркетинговых исследований в малом бизнесе; управления собственным бизнесом и взаимоотношений с кредиторами.

На достижение исследовательских целей мы сориентировали и образовательный потенциал таких дисциплин учебного плана, как «Культурология»; «Информатика»; «Основы менеджмента»; «Управление проектами»; «Управленческие решения»; «Информационные технологии управления». Так мы внедряли в педагогическую практику условие концептуализации процесса формирования предпринимательской культуры будущих менеджеров.

Уровни Компоненты и их характеристика

Ценностно-смысловой Деятельностно-коммуникативный Операционально-тактический

Высокий Наличие устойчивого комплекса ценностных отношений, гармонизирующего узкоутилитарные и социально-ориентированные аспекты предпринимательской детельности; сформированность методологического аппарата предпринимательской культуры Развитая рефлексивность; навыки самоанализа и самокоррекции; комплексные знания основ психологии бизнеса и имеющийся опыт их использования в профессионально-ориентированной деятельности; владение вербально-коммуникатив-ными приемами деловых переговоров, в том числе приемами «черной риторики» Широкая информированность в экономической теории и смежных с ней отраслях науки; владение продвинутыми информационными технологиями; опыт работы с разнородными информационными потоками; позитивный опыт работы с юридической и бизнес-документацией

Средний Неустойчивый комплекс ценностных отношений; будущий менеджер не ориентирован на достижение баланса узкоутилитарных социально-ориентированных целей предпринимательской деятельности; методологический аппарат предпринимательской культуры развит слабо Рефлексивные способности в целом развиты, однако не отличаются структурированностью, навыками самокоррекции; посредственные знания основ психологии бизнеса и слабая мотивация опыта их использования; вербально-коммуникативные приемы усвоены преимущественно на теоретическом уровне; их спецификация в сфере делового общения не систематизирована Ограниченная информированность в сфере экономики и сотне-сенных с ней отраслях; посредственное владение информационными технологиями; недостаточный опыт работы с разнородными информационными потоками; опыт работы с юридической и бизнес-документацией локализован выбранной профессиональной специализацией

Низкий Ценностные отношения фрагментарны, не носят комплексного характера; в сознании будущего менеджера доминирует узкоутилитарный подход к ведению бизнеса; практически нивелированы методологические знания по предпринимательской культуре Рефлексивные способности развиты слабо, не структурированы; профессионально ориентированная рефлексия не выражена; нет завершенных представлений по основам психологии делового мира; не мотивировано обретение опыта в данном направлении; вербально-коммуникативные приемы сформированы только на бытовом уровне и не усилены спецификацией общения в деловом мире Слабая, поверхностная информированность в сфере экономики и соотнесенных с ней отраслях; владеет только необходимым минимумом информационных технологий и не имеет опыта работы с разнородными информационными потоками; практически отсутствует опыт работы с юридической и бизнес-документацией, он локализован выбранной профессиональной специализацией

Таблица 1

Содержание компонентов предпринимательской культуры будущих менеджеров

Таблица 2

Эффективность методики «портфолио»

Требования к наполнению портфолио Итоги применения методики на выходе из эксперимента (зафиксирован достаточный уровень соблюдения требований, %)

Экспериментальная группа Контрольная группа

1. Разработанный титульный лист и оглавление (содержание) 92% 89%

2. Единый подход к оформлению документов, заносимых в портфолио 81% 74%

3. Наличие объяснительной записки, отражающей концепцию составления портфолио 89% 56%

4. Выраженная общепрофессиональная направленность содержимого портфолио 90% 79%

5. Обращенность содержимого портфолио в отсроченное будущее профессиональной деятельности 81% 65%

6. Наличие в портфолио документов по смежным с профессиональной специализацией сферам социальной активности 76% 52%

7. Наличие в портфолио листов самодиагностики (самооценки) 98% 34%

На протяжении всего эксперимента нами применялась методика портфолио. Несмотря на ее распространенность в образовательной практике, мы наполнили данную методику специфическим для исследуемого процесса содержанием. В частности, мы воспользовались опытом Ф. Кеннети, практиковавшего портфолио как набор документов, связанных с профессиональной деятельностью менеджера. В результате использования методики порт-фолио мы получили материализованный продукт ценностно-смысловой и деятельностно-коммуника-тивной активности студентов.

Большое внимание мы уделили анализу эффективности методики портфолио, применявшейся нами на инновационных позициях, предписывающих студентам-менеджерам иметь в портфолио свидетельства понимания студентом перспектив своей профессиональной карьеры. Результативность данной методики отражена в табл. 2.

Содержимое табл. 2 наглядно демонстрирует наиболее слабые места использования портфолио в системе высшего профессиональной подготовки менеджеров в вузе:

- невнимание ответственных лиц и самих студентов к внешним качествам портфолио;

- отсутствие в большинстве случаев «вкладышей-концепций» как атрибутов субъективированной значимости портфолио;

- недостаточный уровень интегрированности в пор-тфолио документов по смежным с профессией сферам социальной практики (личный опыт студента);

- слабая разработанность той части портфо-лио, которая помогает студенту использовать потенциал саморазвития.

Одновременно, ссылаясь на показатели табл. 2, можно говорить о вполне удовлетворительном результате методики портфолио в нашем эксперименте. Наиболее значимыми мы считаем показатели по пунктам 5 и 7, поскольку их достижение во многом обеспечивалось использованными в нем методиками обучения.

Таким образом, предпринимательскую культуру будущих менеджеров можно рассматривать как интегративную совокупность их достижений, проявляющуюся в осознании разноплановых аспектов предпринимательства, а также в способности продуцировать и реализовывать бизнес-проекты, используя информационно-знаниевое и деятельност-но-практическое пространство обучения. Структура предпринимательской культуры будущих менеджеров основана на единстве ценностно-смыслового, деятельностно-коммуникативного и операционально-тактического компонентов.

Примечания

1. Карлофф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1992.

2. Умутбаев М. Н. Организационно-педагогические условия развития предприимчивости у школьников в детском акционерном обществе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ин-т общ. сред. образования Рос. акад. образования. М., 1998. 19 с.

3. Селиванова М. А. Воспитание предприимчивости старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Липецк. гос. пед. ин-т. Липецк, 1999. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.