тер, бортовой журнал, двойной дневник, концептуальная таблица.
Технология развития эмпатии и взаимопонимания решает задачи эмоционально-волевого блока комплекса. Технология имеет форму сенситивного тренинга, главным приёмом которого являются упражнения, направленные на развитие позитивного восприятия человека. Алгоритм технологии включает в себя следующие стадии и приёмы: 1) диагностику уровня развития эмпатии на основе теста А. Меграбиана и Н. Эпштейна; 2) создание мотивации к саморазвитию эмпатии при помощи этического рассказа; 3) работу с понятием «эмпатия» на основе приёма «кластер»; 4) развитие перцептивных и эмпатических умений при помощи системы упражнений; 5) рефлексию.
Технология развития внутригруппового сотрудничества и технология социального проектирования решают задачи блока деятельностного развития. Толерантность - качество, необходимое человеку для участия в совместной деятельности. Поэтому её развитие важно осуществлять в условиях совместной деятельности, акцентируя необходимость сотрудничества и партнёрских взаимоотношений. Другим важным принципом воспитания деятельно-стного компонента толерантности является общественная направленность деятельности, укрепление мотивов альтруизма и общественного долга. Таким образом, технологии деятельностного блока решают задачи развития сотрудничества; совершенствования коммуникативных, организационных и исследовательских умений. Технология развития внут-ригруппового сотрудничества «Мы — сотрудники. Мы — команда» имеет форму игрового тренинга. Технология обучает студентов создавать атмосферу сотрудничества, налаживать эффективное взаимодействие членов группы, обучает методике принятия коллективных решений и методике решения конфликта, способствует развитию творчества; технология социального проектирования решает задачи развития активной социальной позиции у студентов; развития исследовательских и проектных умений; развития толерантных отношений в процессе совместной деятельности.
Диагностическая составляющая комплекса включает в себя инструментарий, при помощи которого выявляется эффективность технологий, а также средний уровень развития толерантности как суммарное число её отдельных показателей. В процессе диагностики применялись оригинальные методики П. Степанова, Кеттела, А. Меграбиана, Н. Эпштейна, индивидуальные и групповые беседы, велись наблюдения за повелением студентов, производился анализ продуктов творческой деятельности студентов. В результате формирующего эксперимента, суть которого сводилась к испытанию воспитательно-технологического комплекса развития толерантности у студентов гуманитарных
специальностей вуза, представленного шестью разнообразными личностно-ориентированными технологиями, был зафиксирован ряд позитивных изменений. Контрольный эксперимент показал, что студенты экспериментальной группы имеют более высокий уровень развития гуманности, гражданственности, эмпатии, самоконтроля, критичности, сотрудничества. Ценностный показатель толерантности (гуманность, гражданственность) повысился на 30%, когнитивный показатель толерантности (критичность и информированность) - на 25%, эмоциональный показатель толерантности (эмпатия) -на 15%, деятельностный показатель толерантности (сотрудничество) - на 28%. При этом коэффициент эффективности технологий развития нравственных и гражданско-демократических ценностей толерантности составил 1,358; технологии развития критического мышления - 1,462; технологии развития сотрудничества - 1,456; технологии развития эмпатии - 1,235, что доказывает эффективность разработанного комплекса.
УДК 377:681
Е. В. Корчак
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАТИКИ)
В статье приведены основные результаты диссертационного исследования по проблеме развития профессионально-нравственных качеств студентов -будущих медицинских работников. Автором разработана структурно-содержательная экспериментальная программа развития данных качеств на учебной дисциплине «Информатика» и внедрена в учебный процесс. Приведены результаты экспериментальной работы по проверке эффективности программы обучения.
The main results of the pedagogic reseach dealing with developing of profession - oriented moral qualities of medical students are desribed in the article. The author has worked out an experimental syllabus with due structure and content gimed atthe development of the above - mentioned qualities at Information Technology classes. The syllabus has been introduced into the educational process. The results of the experimental work meant to test the efficiency of the experimental syllabus are presented in the article.
Ключевые слова: профессионально-нравственные качества, студенты - будущие медицинские работники, экспериментальная программа.
КОРЧАК Елена Владимировна - аспирант кафедры педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета © Корчак Е. В., 2009
Keywords: proffession-oriented moral gualities, medical students, experimental syllabus.
Для успешного выполнения профессиональной деятельности специалист должен владеть ключевыми компетенциями и обладать необходимыми личностными качествами, значимыми для будущей профессии.
В процессе подготовки специалистов профессиональные качества становятся личностными, а личностные качества реализуются в профессии [1]. Поэтому ещё на стадии профессионального обучения необходимо формировать у студентов личностные качества, которые требует от специалиста его профессиональная деятельность.
Для специалиста, работающего в системе «человек-человек», первостепенными являются такие профессионально-нравственные качества, как милосердие, эмпатия, рефлексия, человеколюбие, толерантность, общительность и др. Одной из категорий специалистов, работающих с населением, являются медицинские работники.
Сегодня функции среднего медицинского работника значительно расширились и принципиально изменились. Исследователи подчеркивают необходимость иметь особый «медицинский» характер, стиль мышления и поведения, морально-этический потенциал [2]. Однако изменения, происходящие в жизни общества, сложившиеся социально-экономические условия повлияли на ситуацию в здравоохранении. Во-первых, обилие внедряемой в медицину техники и сложных научных методик способствует формированию технологического подхода как к лечению, так и к уходу за больными [3, 4] и, во-вторых, вследствие развития рыночных отношений в здравоохранении в лечебных учреждениях средний медицинский персонал нередко рассматривается как дешевая рабочая сила, которая может совмещать выполнение своих функциональных обязанностей с неквалифицированным трудом младшего медицинского персонала. В результате имеет место снижение престижа медицинской профессии.
Формированию профессионально значимых качеств медицинских работников посвящены исследования Н. Н. Аниськиной, Т. Ф. Галиуллиной, В. А. Корзунина, Е. В. Лапочкина, И. В. Островской, Л. В. Островской и др. Теория профессиональной деятельности медицинской сестры в контексте этики представлена работами А. Я. Ива-нюшкина, А. А. Остапенко, А. К. Хетагуровой, И. Харди и др. Таким образом, несмотря на то, что проблема формирования и развития профессиональных и нравственных качеств студентов медицинских колледжей и училищ рассматривается широко, воспитательные возможности учебных дисциплин в формировании указанных качеств не получили достаточного освещения, не изучены ус-
ловия, обеспечивающие реализацию этого процесса. Потребность восполнить указанный пробел в научном знании определяет актуальность нашего исследования.
Наблюдения за образовательной практикой и анализ научно-педагогической литературы показывают, что в средних медицинских учебных заведениях формирование и развитие необходимых личностных качеств будущего специалиста-медика происходит в процессе овладения профессиональными компетенциями. При этом практически не используется потенциал общеобразовательных дисциплин, способствующий как расширению представлений о профессии, так и развитию профессионально значимых качеств. Таким образом, существует противоречие между потребностью общества в медицинских работниках среднего звена, обладающих развитыми профессионально-нравственными качествами, и отсутствием научно обоснованной программы их развития в процессе обучения, в том числе и при изучении общеобразовательных дисциплин.
Выявленное противоречие ярко высветило существующую в профессиональном образовании проблему: каковы педагогические условия эффективного развития профессионально-нравственных качеств студентов медицинского колледжа при изучении информатики? В связи с этим каждому профессиональному образовательному учреждению необходимо разработать, научно обосновать программу развития профессионально-нравственных качеств студента - будущего медицинского работника, выявить и обосновать пути развития профессионально-нравственных качеств и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность их реализации.
Для достижения этой цели необходимо в процессе профессиональной подготовки выявить педагогические условия развития будущих медицинских работников среднего звена в процессе изучения учебных дисциплин, в том числе и информатики. В своей работе мы полагаем, что процесс развития профессионально-нравственных качеств студентов медицинского колледжа будет эффективным, если при изучении учебной дисциплины «Информатика» осуществляется отбор социально-ориентированного содержания учебной и информации и профессионально значимых текстов; в содержание обучения информатике включаются специально разработанные ситуации и ситуации нравственного выбора, требующие проявления у студентов гуманистических качеств личности в контексте учебной деятельности, примеры исторического духовного подвига медицинских работников.
Эффективность данной гипотезы проверена опытно-экспериментальным путём на базе ГОУ СПО «Ижевский медицинский колледж имени Героя Советского Союза Ф. А. Путиной Министерства
здравоохранения Удмуртской Республики». Общую выборку составил 321 студент, в том числе на последнем этапе эмпирического исследования 52 человека.
Профессиональная деятельность требует от специалиста определённого набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные из них под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально значимые (В. В. Богословский, В. А. Маркелова). Понятие «профессионально значимые» или «профессионально важные» качества в научной литературе трактуется неоднозначно (Т. В. Бедяева, В. Л. Марищук, Б. М. Теплов, Е. В. Трифонов, В. Д. Шадриков, О. А. Шушерина и др.). Обобщив мнения исследователей, мы делаем вывод, что профессионально значимые качества человека - это личностные качества, которые обеспечивают успешность профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
К особозначенным нравственным качествам профессионала исследователи относят: трудолюбие, добросовестность, ответственность, правопослуш-ность, преданность профессиональному долгу, готовность к сотрудничеству, коллективизм, неконфликтность, внимание к людям, вежливость, демократичность, честность, требовательность к себе и др.
Профессия медработника характеризуется специфическими особенностями труда. Предметом труда представителей данной категории работников является не просто человек, а человек с индивидуальными отклонениями в здоровье. От медицинского работника среднего звена зависит уход за больными, выздоровление пациента.
В структуре личности медицинского работника особое место занимает способность к гуманистической, нравственной реакции. В основе профессиональной деятельности медицинского работника среднего звена выступают нравственные принципы, на которых должны базироваться фундаментальные свойства личности, такие, как человеколюбие, эмпатия и рефлексия, что позволяет говорить о профессионально-нравственных качествах медицинского работника. В контексте данного исследования профессионально-нравственные качества медицинского работника среднего звена -это такие качества, которые способствуют выполнению его профессиональных обязанностей (уходу за больными, оказанию доврачебной медицинской помощи, проведению профилактической работы и пр.) на основе развитой способности сопереживания, соучастия, содействия пациентам.
В процессе исследования были выявлены педагогические условия развития профессионально-нравственных качеств будущего специалиста - медицинского работника среднего звена, основными из
которых являются: отбор социально-ориентированного содержания учебной информации и профессионально значимых текстов; включение в содержание обучения информатике специально разработанных ситуаций, способствующих проявлению у студентов гуманистических качеств личности (эм-патии, рефлексии, милосердия) в контексте учебной деятельности при выполнении социально-ориентированных заданий и решении ситуаций нравственного выбора; разработана и реализуется программа развития профессионально-нравственных качеств будущих медицинских работников, включающая следующие задания:
1) ознакомление студентов с функциями медицинского работника;
2) осмысление обязательных профессионально значимых личностных качеств специалиста;
3) моделирование условий переживания реальных ситуаций, связанных с проявлением профессионально-нравственных качеств;
4) определение собственной нравственной позиции.
Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности программы развития профессионально-нравственных качеств студентов - будущих медицинских работников проводилась в четыре этапа: зондирующий, констатирующий, формирующий и контрольный.
На зондирующем этапе была определена типология профессионально-нравственных качеств медицинских работников и подобран диагностический инструментарий по измерению степени сфор-мированности этих качеств.
На констатирующем этапе эксперимента стояла задача первичной диагностики уровня сфор-мированности профессионально-нравственных качеств у студентов - будущих медицинских работников. Были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) выборки. В эксперимент были включены студенты отделения «Сестринское дело» в возрасте 17-19 лет первого года обучения. Экспериментальная группа составила 27 человек, контрольная группа - 25 человек.
Первичная диагностика уровня сформирован-ности профессионально значимых качеств у студентов - будущих медицинских работников осуществлялась на данном этапе с помощью следующих средств педагогической диагностики: методики определения индивидуальной меры рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарёва) [5], методики диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко [6], оценочной шкалы социально полезных и нравственных качеств студентов (В. Л. Мари-щук) [7].
Констатирующий этап показал, что перед началом эксперимента ЭК и ГК имели примерно равную степень выраженности определяемых характеристик. Это подтверждают применённые методы
математической статистики. Значимые между выборками различия по критерию Манна-Уитни (р=0.02) обнаружены у студентов только по показателю «профессионально-нравственные качества».
На формирующем этапе студенты экспериментальной выборки обучались информатике по авторской программе, задания которой содержательно ориентированы на профессиональную подготовку студентов. Студенты контрольной выборки обучались по типовому учебному плану. Задачей курса информатики, согласно ГОСу, не является развитие нравственных качеств, однако задания по поиску информации и оформлению текста, содержащего профессионально-нравственные аспекты деятельности и характеристику личности медицинских работников среднего звена, созданию мини-проектов решения проблемных задач социального характера и другим видам деятельности на учебной дисциплине «Информатика», которые разрабатывались преподавателем специально, способствовали развитию профессионально-нравственных качеств.
По итогам контрольного этапа в экспериментальной выборке установлен высокий уровень рефлексивности у 11% студентов (против 0% до проведения эксперимента), на среднем уровне наблюдался рост показателей с 52% до 70% и низкий уровень зафиксирован только у 19% (против 48%) студентов.
Показатели уровня сформированности эмпати-ческих способностей в экспериментальной выборке аналогичные. Очень высокий уровень эмпатии стал наблюдаться у 4% студентов, средний уровень - у 51% (против 11%), заниженный уровень сформированности данного качества зафиксирован у 41% (против 67%) и очень низкий уровень упал с 22% до 4%.
В контрольной выборке также произошли изменения, но менее существенные, чем в экспериментальной. Так, низкий уровень рефлексивности обнаружен у 32% (против 44%), средний возрос с 52% до 60% и средний с 4% до 8%. Очень высокий уровень эмпатических способностей по-прежнему не зафиксирован, средний уровень сфор-мированности данного качества вырос на 4%.
Высокие результаты развития уровня эмпати-ческих способностей у студентов экспериментальной группы можно объяснить тем, что преподаватель в процессе обучения обращал особое внимание студентов на проявление чувства сопереживания, сочувствия как одного из наиболее важных профессионально-нравственных качеств будущего специалиста - медицинского работника среднего звена. При выполнении проектов социального характера, чтобы прочувствовать глубину проблемы, студенты «пропускали» её через себя, мысленно ставя себя на место других людей, которых данная проблема касается. Кроме того, часть заданий
носила личностный характер, т. е. выполнялись они не абстрактно, а касались близких людей - родственников, друзей.
Развитию рефлексии, на наш взгляд, способствовало выполнение студентами заданий, направленных на выявление содержания деятельности медицинского работника, определение личностных качеств, необходимых специалисту данной сферы деятельности и проведение самооценки наличия этих качеств у себя; выполнение творческих проектов социальной направленности, осмысление содержания своей будущей профессиональной деятельности для других, а также проведенный студентами анализ физического и нравственного здоровья сверстников и включение в учебный процесс заданий, направленных на осознание личной ответственности медицинского работника за здоровье окружающих.
Наблюдения за студентами в процессе обучения показали, что студенты стали проявлять друг к другу внимание, повысился интерес к проблемам одногруппников, они стали более вежливы в общении.
Наиболее ярко воздействие экспериментальной программы заметно по показателям сдвига в экспериментальной выборке по диагностируемым параметрам (см. таблицу).
По большинству параметров: рациональному каналу эмпатии, эмоциональному каналу эмпатии, идентификации в эмпатии, рефлексии - сдвиги произошли на 1%-ном и на 0,1%-ном уровнях. Таким образом, изменения существенные. Значимых сдвигов не обнаружено по показателю интуитивного канала эмпатии, что объясняется, на наш взгляд, как уже указывалось выше, тем, что относительно короткий срок воспитательного воздействия недостаточен для формирования глубинных способностей к эмпатии, а интуитивный канал - это именно глубинный канал, требующий большого срока формирования и богатого личного опыта. Наибольшие сдвиги произошли, как и ожидалось, в сфере социально-нравственных качеств, это - социально полезные, профессионально-нравственные и нравственно-психологические качества личности.
Развитию этих качеств способствовало содержание заданий, предлагаемых студентам для выполнения. Задания, предлагаемые студентам на занятиях по информатике, наполнены социальным, нравственным содержанием; направлены на усвоение профессионального, социального облика медицинского работника. Путём анализа содержания учебного материала, предлагаемого к освоению на занятиях по информатике, осваивались термины, связанные с содержанием и структурой профессиональной деятельности, нравственными качествами, предъявляемыми к специалисту современным обществом. Например, студентам предлагалось из перечня качеств личности обратить вни-
Динамика показателей развития профессионально-нравственных качеств в экспериментальной выборке
__________ Шкалы Констатирующий Контрольный Уровень
Параметры " -- этап срез значимости
Рациональный канал эмпатии 3,22 3,93 **
Эмоциональный канал эмпатии 3,30 3,85 **
Интуитивный канал эмпатии 2,63 3,07
Установки, способствующие эмпатии 3,00 3,78 *
Проникающая способность в эмпатии 3,00 3,44 *
Идентификация в эмпатии 2,63 3,30 **
Рефлексия - количество баллов 114,78 123,89
Рефлексия - стен 3,48 4,59
Социально полезные качества личности 8,85 10,74 #**
Профессионально-нравственные качества личности 14,70 16,74 ***
Нравственно-психологические качества личности 10,26 11,96 ***
Сумма 33,81 39,44 ***
* — 5 %-ный уровень значимости ** - 1 %-ный уровень значимости *** — 0,1 %-ный уровень значимости
мание на те, которые, на их взгляд, должны быть в первую очередь у медицинского работника.
Студентам предлагалось также подобрать информацию о личностных качествах медицинского работника, определить широту профессиональной сферы деятельности, выявить обобщенные трудовые функции, дать анализ социально значимых заболеваний для региона и РФ и определить роль медицинского работника в их профилактике. На групповом обсуждении уточнялось содержание и функции профессиональной деятельности среднего медицинского работника и профессионально-нравственные качества, которыми должен обладать специалист-медик.
Нравственные понятия не могут быть усвоены только дидактическим путём. Необходимо было учесть эмоциональную сферу. Эту задачу решало включение в содержание обучения информатике специально разработанных ситуаций, способствующих проявлению у студентов гуманистических качеств личности (эмпатии, рефлексии, милосердия) в контексте учебной деятельности при выполнении социально-ориентированных заданий и решении ситуаций нравственного выбора. В процессе обучения информатике обучающимся предъявлялись ситуации, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Задачи содержали социальную проблему, их решение требовало от студентов проявления нравственных качеств, определения собственной нравственной позиции. Например, студентам предлагалось вспомнить или найти в прессе случаи неэтичного обращения медицинского персонала с пациентами, выразить своё отношение к случившемуся и описать свои возможные действия в аналогичной ситуации.
Таким образом, на контрольном этапе педагогического эксперимента с помощью методов математической статистики были получены данные, которые доказывают эффективность влияния экспериментальной программы профессионального
обучения информатике на развитие профессионально-нравственных качеств студентов - будущих медицинских работников среднего звена.
Разработанная структурно-содержательная программа профессиональной подготовки студентов-медиков в системе СПО, содержащая социально-ориентированные задания и профессионально-значимые тексты, способствует расширению представлений будущих медицинских работников о профессии (содержании и функциях профессиональной деятельности), а включение в содержание обучения информатике специально разработанных ситуаций, способствующих проявлению у студентов гуманистических качеств личности (эмпатии, рефлексии, милосердия), в контексте учебной, а также личност-но-ориентированный характер заданий развивает их профессионально-нравственные качества.
Кроме того, реализация выявленных педагогических условий, основными из которых являются отбор социально-ориентированного содержания учебной информации и профессионально значимых текстов; включение в содержание обучения информатике специально разработанных ситуаций, способствующих проявлению у студентов гуманистических качеств личности (эмпатии, рефлексии, милосердия) в контексте учебной деятельности, при выполнении социально-ориентированных заданий и решении ситуаций нравственного выбора, обеспечивает позитивную динамику показателей эмпа-тии, рефлексии, социально полезных, профессионально-нравственных и нравственно-психологических качеств.
Примечания
1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 304 с.
2. Лещинский А. А. Медицинская этика и деонтология. Ижевск: «Экспертиза», 2002. 116 с.
3. Иванюшкин А. Я., Хетагурова А. К. История и этика сестринского дела. М.: ГОУ ВУНМЦ РФ, 2003. 320 с.
Ефимова Е. В. Формирование предпринимательской культуры будущих менеджеров.
4. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Будапешт: Academiai Юа^, 1981. 286 с.
5. Карпов А. В. Рефлексивность как психологическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-56.
6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М.: Изд. дом «Бахрах-М», 2005. С. 486-490.
7. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: дис. ... д-ра психол. н. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
УДК 658.012.4
Е. В. Ефимова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ: УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ
В статье рассматриваются основные аспекты предпринимательской культуры менеджеров в процессе их обучения в вузе, основные задачи, условия и принципы формирования такой культуры у студентов.
The author examines the basic aspects of enterprise culture of managers in the process of their professional training at institutions of higher education. The basic tasks, terms and principles of forming such culture are considered.
Ключевые слова: предприниматель, менеджер, предпринимательство, культура, культура предпринимательства, предпринимательская культура, условия формирования предпринимательской культуры, принципы формирования предпринимательской культуры.
Keywords: entrepreneur, businessman, manager, the entrepreneurship, business, culture, culture of entrepreneurship, entrep-reneurship culture, enterprise culture, terms of forming enterprise culture, principles of forming enterprise culture.
Сравнительно недавно в отечественных вузах началась профессиональная подготовка специалистов по менеджменту, однако данный вид высшего образования до сих пор является востребованным и бурно развивающимся в современном обществе. Профессия менеджера, как отмечает большинство исследователей, обладает спецификой, отличающей ее от других экономических и управленческих профессий. А такой вид деятельности, как предпринимательство, вообще в нашей стране не подкреплен ни одной из профессий (специальностей). Как отмечает В. Ситаров, ни в одной из стран мира не существует такой профессии, как предприниматель, хотя как род занятий предпринимательство суще-
ЕФИМОВА Елена Васильевна - аспирант кафедры педагогики Вятского государственного гуманитарного университета © Ефимова Е. В., 2009
ствует везде. Многие исследователи сходятся во мнении, что научить предпринимательству практически невозможно. Так, по мнению Б. Карлоффа, связь между деловыми качествами предпринимателя и его образованием фактически отсутствует, а выпускники факультетов менеджмента не отличаются большими способностями и наклонностями к предпринимательству, чем выпускники других факультетов [1].
Отсутствие предпринимательской подготовки молодежи в период перехода России к рыночной экономике, по утверждению М. Н. Умутбаева, повлияло на то, что молодежь была вовлечена в стихийную торгово-посредническую деятельность, часто связанную с криминальными структурами [2].
По мнению М. А. Селивановой, неверные представления о рыночной экономике и бизнесе, статусе предпринимателя в обществе играют негативную роль в самоопределении и отрицательно влияют на становление личности учащегося [3]. Является важным и то, что успешное решение проблемы предпринимательской подготовки молодежи становится гарантией социальной защищенности выпускников учебных заведений.
Все это свидетельствует о необходимости педагогического управления процессами вхождения студентов в малый бизнес, об актуальности и своевременности психологической диагностики потенциальных предпринимателей и организации подготовки выпускников к предпринимательской деятельности. Мировой опыт показывает, что предпринимателями без педагогической корректировки способны стать менее 7% населения [3].
Сейчас можно говорить о двух основных направлениях предпринимательской подготовки студентов. Первое касается всех учащихся и ставит целью развитие необходимых качеств, приобретение знаний, умений и навыков по основам предпринимательства.
Вторым направлением является подготовка специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговле, банковском деле.
Профессия менеджера, и тем более предпринимателя, - синтетический вид творческой деятельности, в зависимости от специализации предусматривает интеграцию различных видов профессиональной подготовки. Целью профессиональной подготовки будущих менеджеров становится не узкопрофильная подготовка специалистов, а общекультурное, социально и личностно значимое непрерывное развитие творческого потенциала личности, формирование высокого уровня профессиональной и предпринимательской культуры студента-менеджера.
На основе трудов Ф. Кене, Д. Риккардо, А. Смита и др., было составлено представление об эволюции