Научная статья на тему 'Развитие культуры предпринимательства у будущих специалистов малого и среднего бизнеса'

Развитие культуры предпринимательства у будущих специалистов малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КУЛЬТУРА / КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов А. И.

Автор рассматривает педагогику предпринимательства, которая в России только оформляется; определяет факторы приобщения учащихся к культуре предпринимательства, особое внимание на кооперативное образование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие культуры предпринимательства у будущих специалистов малого и среднего бизнеса»

Л.С. Выготский утверждал: «Игра ... есть иллюзорная реализация нереализованных желаний». Математические игры на иностранных языках - новая форма педагогической активности. Они усиливают творческий потенциал ребенка, выводят его логику мышления из внутрипредметной, математической, в пространство других смежных наук. Математика в пространстве различных языковых культур раскрепощает мышление. Оно становится богаче ситуативно, вариативнее с точки зрения анализа жизненных ситуаций.

Россия вступает в эпоху активного международного сотрудничества в сфере науки, культуры, образования и производства. Двуязычное преподавание математики способно моделировать ситуации такого сотрудничества с учетом различных историко-культурных и этнокультурных особенностей взаимодействия людей, представляющих различные профессиональные группы и возрастные когорты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Актуальные проблемы современной педагогики // Педагогика. - М., 2003. -№7.

2. Штейнзальц А., Функенштеан А. Социология невежества/ А. Штейнзальц, А. Функенштейн. - М., 1997.

УДК 378

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

А.И. Смирнов

В настоящее время ни в одной стране мира не существует такой профессии - «предприниматель», несмотря на то, что предпринимательство как занятие существует. Распространенным среди исследователей предпринимательства является мнение, что ему практически невозможно научить. Так, Б. Карлофф пишет, что «люди, начиная какое-либо дело, обнаруживают, что знания, полученные в процессе обычной учебы, оказываются практически бесполезными... связь между деловыми качествами предпринимателя и его образованием отсутствует. Выпускники школ бизнеса не отличаются более мощными способностями к предпринимательству, чем прошедшие подготовку по другим дисциплинам» [2].

Прежде необходимо отметить, что педагогика предпринимательства (как мы будем условно называть это направление педагогической теории и практики) в нашей стране ещё только складывается и не имеет развитой традиции в силу известных социально-исторических обстоятельств. В западных странах такой опыт существует, хотя также не получил статуса оп-

ределенного научно-педагогического направления и не отличается методологический разработанностью. Вместе с тем, отдельные прикладные наработки в области образования будущих предпринимателей (коммерсантов, рекламный бизнес, маркетологов и т.п.) в западных школах представлены весьма основательно как в теоретическом, так и особенно в методико-тех-нологическом плане.

В зарубежной литературе закрепилась позиция, что предпринимательское поведение обусловлено установками, вызывающими состояние готовности к совершению поступков предпринимательского характера в случае наличия потребности и удовлетворяющей ее ситуации. По данным Р. Хизрича и М. Питерса, в 50-72 % случаев у основателей компаний хотя бы один из родителей имел свободную профессию. Следовательно, при воспитании будущих предпринимателей эти родители заложили в своих детях установки или готовность совершать поступки, характерные для предпринимательского типа поведения [3].

Как указывается в исследованиях, чтобы создавать ситуации, развивающие предпринимательские способности, нужно осознать не только то, чгго они представляют из себя континуум, в котором люди представлены в виде субъектов с ярко выраженными способностями и без таковых. Необходимо также разбить область применения данного вида деятельности по сложности предпринимательства от крупных фирм, занимающихся «высокой технологией», до мелких предприятий, у которых новаторская функция проявляется лишь на стадии зарождения и эпизодически в процессе работы. Тем, кто обладает яркими предпринимательскими способностями, надо создавать социальные и экономические условия. Ведь талантливые предприниматели, как и творческая интеллигенция, «представляют один из редких ресурсов нации». Дж. Деллан и Е. Лидсей подчеркивают важность государственных мероприятий, стимулирующих инновационные предпринимательские процессы, так как указывают на прямую связь между ними и развитием предпринимательства. Они считают, что в СССР тормоз пред-принимательско-инновационных процессов привел к застою экономики. Только поощрение предпринимательства является правильной экономической политикой государства.

Профессор кафедры предпринимательства в США Р. Хизрич и его коллега, профессор факультета маркетинга М. Питерс считают, что специальные курсы для предпринимателей могут выработать у слушателей, способных к бизнесу, необходимые умения и дать нужные знания. Ссылаясь на Р. С. Ронстад, они приводят 14 наименований особых предпринимательских умений и знаний. Вот некоторые из них:

- четкое представление о предпринимательстве; отделение фактов от мифов;

- умение давать взвешенные оценки;

- умение находить нестандартные решения;

- умение вести себя и принимать решения в условиях неопределенности;

- умение вырабатывать новые коммерческие идеи;

- умение оценивать перспективность новых идей;

- знания, необходимые для создания нового дела;

- умение оценить внешнюю ситуацию;

- умение оценивать действия с точки зрения этики и морали;

- умение заключать сделки, устанавливать контакты, вести переговоры;

- умение получить причитающееся.

По мнению авторов, большинство из перечисленных умений можно выработать у людей, имеющих особые врожденные задатки, что говорит о необходимости первичного отбора на курсы предпринимателей. Остается выяснить, какие именно задатки способствуют проявлению предпринимательских способностей, и тогда появится уникальная возможность выявлять склонных к предпринимательству с раннего детства.

К сегодняшнему дню в педагогике сложилось общее понимание предпринимательства как способности, а также осознана необходимость находить людей, обладающих этим талантом. Во многих странах мира существует специальная государственная политика, поощряющая предпринимательство, и создаются благоприятные условия для его развития.

Особое место в исследованиях занимает проблема поиска условий и обстоятельств, способствующих или не способствующих данному роду занятий. Отмечается, чтобы человек проявил себя как талантливый предприниматель, приносящий пользу обществу, недостаточно иметь только редкие способности и определенные мотивации. Необходимы благоприятные условия, которые, как питательная среда, взрастят из предпринимательских семян зрелые и сочные плоды экономического благосостояния.

Известно, что для подъема предпринимательского духа в США используются различные меры. Например, программы по отбору и поддержке талантливых детей. По свидетельству Питера Дракера, «аллокационный эффект» образования имеет предпринимательский характер. Это означает, что по мере повышения образования у человека растет способность к принятию самостоятельных решений. По данным „Нью-Йорк Таймс4', в Америке среди 100 тысяч видов игрушек все больший удельный вес занимают формирующие предпринимательский навык у детей. Например, «ранец бизнесмена» содержит 76 видов бизнеса! Бизнес-игры существуют для разных возрастных категорий от 8 до 18 лет. В США существуют специальные образовательные «Программы развития бизнеса», на которые тратится 100 млн. долл. в год. Они включают обучение и консультирование начинающих бизнесменов, поддержку пятиста институтов малого бизнеса, частные и государственные университеты, поощряют проведение семинаров и конференций по проблемам предпринимательства, публикуют информационные материалы по бизнесу.

Другой метод создания режима благоприятствования предпринимательству - использование средств массовой коммуникации, с помощью которых создается социальная атмосфера, формирующая благоприятное для бизнесменов общественное мнение. Так, в США во времена правления президента Рейгана была проведена мощная кампания. Она использовала ра-дио- и телевещание. Президент, пытаясь облагородить предпринимательскую активность, выступал с речами под лозунгом «возвращения к традициям» в духе американских ценностей: семья, труд, добрососедство. Установка Американского института предпринимательства «новая цель для либерального общества - добродетель» помогает до сих пор вести борьбу с коррупцией, подпольным бизнесом, стимулирует благотворительность и

одновременно «возвышает» и гарантирует безопасность предпринимательства.

Выше были рассмотрены методы создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности. Однако имеются и другие примеры - создание не просто неблагоприятных, но направленных на полное уничтожение предпринимательства условий в советский период.

Одним из механизмов сохранения данного вида деятельности, по мнению В. С. Ротенберга и В. В. Аршавского, является его превращение в частный случай поисковой активности. Авторами предложена оригинальная гипотеза, подтверждающая неискоренимость людей с ярко выраженным адаптационным синдромом к внешним неблагоприятным воздействиям. Эти люди, если у них есть задатки к предпринимательству (имеются данные, что около 11% населения рождается с такими задатками), удовлетворяют потребность в проявлении своих способностей путем поиска постоянных изменений и риска в деятельности, схожей по некоторым параметрам с предпринимательской деятельностью.

В отечественной системе образования научно-педагогической предпосылкой приобщения молодежи к культуре предпринимательства может служить сложившаяся традиция экономического воспитания и образования, а также формирования экономической культуры учащихся. Уже в начальный период развития отечественной педагогической науки многие видные педагоги (А.С. Макаренко, С.Т.Шацкий и др.) отмечали значимость экономического воспитания в процессе коллективного труда, приближённого к производительному труду взрослых.

Существенным фактором приобщения учащихся к культуре предпринимательства выступает введенный недавно в образовательные учреждения средней ступени курс «Основы предпринимательской деятельности». Научно-методические и педагогические аспекты преподавания данного курса освещаются в исследованиях Т.П. Афанасьева, С.Д. Ахапкина, В.И. Ерошина, И.В. Липсиц, А.В. Леонтьева, Т.Н. Пуденко, Б.А. Райзберг, В.З. Черняк и др. Активно разрабатывается категория предприимчивости как качества личности учащегося (Ю.А. Жадаев, В.Б. Орлов, М.А. Селиванова, А.У. Умаев. М.Н. Умутбаев, Н.В, Чигиринская).

Существующие работы позволяют констатировать, что в рамках профессионального образования реализуются два основных подхода к подготовке специалистов. Один из них - преобладающий - ориентирован на передачу профессионально значимых знаний и умений, дозволяющих выпускнику более или менее успешно самореализоваться в качестве наемного работника на рынке труда. Другой подход предполагает, кроме профессиональной подготовки в определенной области, формирование у учащихся знаний, умений и навыков по основам предпринимательства, позволяющих после окончания образовательного учреждения заняться трудовой деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя или владельца малого предприятия, т.е. учащиеся рассматриваются как потенциальные субъекты малого бизнеса. Безусловно, второй подход, при котором формируется готовность к самореализации в двух разных деловых статусах - самостоятельного хозяйствующего субъекта и наемного работника-профессионала,

- является более продуктивным, поскольку создает условия для более гибкой социальной и профессиональной адаптации выпускников.

Несмотря на то, что большинство ученых и практиков едины во мнении, что изменились объективные требования к выпускникам образовательных учреждений - к их знаниям, умениям, компетентности, социально значимым личностным качествам в сторону формирования их как активных субъектов деятельности, предпринимательская подготовка до сих пор не заняла достойного, соответствующего социальному запросу места в учебных планах образовательных учреждений.

Исторически курсы по основам предпринимательской деятельности в российской системе образования всех уровней вводились как более или менее адаптированный аналог западных образовательных программ, отражая содержащиеся там цели образования. Зарубежный опыт до сих пор воспринимается как некий стандарт, которому стоит соответствовать, поскольку он взят из системы развитых рыночных отношений. Однако в мировой практике предпринимательского образования не сложилось единого подхода к его целям и содержанию. В разных странах в зависимости от изменения социальных условий, традиций и особенностей образовательных систем содержание, формы и методы обучения варьировались в значительной степени.

Традиционно отмечаемым в литературе недостатком образования является передача знаний в недеятельностной форме, неумение учащихся практически применять полученные знания, несбалансированность теоретических знаний и практических умений. Проведенные исследования показывают, что подавляющее большинство студентов (73%) не в состоянии справиться с решением задач, требующих соотнесения знаний и умений с требованиями внешних факторов, определяющих конкретную предпринимательскую ситуацию.

Еще одним недостатком предпринимательской подготовки в учреждениях среднего профессионального образования является отсутствие изменений в личностных характеристиках выпускников, существенных для деятельности в качестве субъекта малого бизнеса. Так, например, если формирование навыков делового общения встречается достаточно часто в программах, то такие цели, как развитие творческого потенциала учащихся, формирование нравственных ориентиров ведения бизнеса отсутствуют. В то же время в процессе изучения уровня творческой активности студентов установлено, что низкий уровень по таким показателям, как чувство новизны, критичность, способность преобразовывать структуру объекта и направленность на творчество, характерен для 39,46,61 и 77 % студентов соответственно.

Достаточно проблемными являются представления учащихся о моральной стороне бизпеса. До сих пор ведущим мотивом, существенным для подростков и молодежи в их ориентации на занятие бизнесом, является возможность получать “легкие деньги”. Так, в Волгограде почти половица опрошенных учащихся считает синонимом предпринимательства торговлю.

Анализ педагогической литературы по проблеме исследования показал, что современная ситуация в сфере организации предпринимательской подготовки в России сводится к классическому преподаванию основ предпринимательства как самостоятельного учебного курса; включение учебного материала по основам предпринимательства в виде модулей в

другие предметы; перенос акцента на практическую деятельность обучающихся, при которой организуются мини-предприятия, различные предпринимательские проекты.

Многие исследования показывают, что использование современных образовательных технологий, прежде всего, методов активного обучения, способно создать условия для перевода получаемых знаний в деятельностную форму и повысить мотивацию учащихся. Однако это не может кардинально изменить результаты обучения, поскольку проведение занятий существенно ограничено жесткими временными рамками учебного плана и расписания. Кроме того, реализация различных технологий обучения важна для повышения качества учебных результатов, однако не всегда может быть средством решения воспитательных задач. К тому же традиционно воспитательный процесс в образовательном учреждении осуществляется во внеурочное время и в иных организационных формах.

В этой связи важным условием приобщения к предпринимательской деятельности является выход педагогического процесса за рамки традиционного образовательного процесса и организация внеаудиторной деятельности в формах различных студенческих объединений (клубов, факультативов, кружков). Такие студенческие объединения выступают как формы организации особого образовательного пространства, в котором основной акцент делается на организацию и смену различных видов деятельности. Учащиеся выступают в роли равноправных партнеров преподавателя, в качестве субъектов клубной деятельности, членов самоуправляемой организации. Высокий уровень коммуникативной насыщенности и мотивационной привлекательности для молодежи делает эту организационную форму уникальной по своему образовательному и воспитательному потенциалу.

Проблема развития культуры предпринимательства приобретает сегодня особое значение в организациях потребительской кооперации Динамичное развитие системы потребительской кооперации в век стремительного роста технологий, формирования информационного общества и глобализирующейся экономики во многом зависит от продуктивной, творчес-ко-инновационной деятельности работников потребительской кооперации, от их профессиональной компетентности, ответственности и инициативы, способности к нетривиальному мышлению, принятию нестандартных опережающих решений в изменяющихся социально-экономических условиях. При этом главным мерилом деятельности работника потребительской кооперации становится не столько экономический, сколько социально-нрав-ственный эффект их деятельности, связанный с обеспечением социальной защищенности людей, укреплением их веры в лучшее будущее, созданием атмосферы доверия и сотрудничества.

Не секрет, что путь к обновлению деятельности потребительской кооперации лежит через обновление профессионального и морального облика личности работника. На это обращает особое внимание в своих выступлениях председатель Центросоюза РФ В.Ф. Ермаков [1].

Интеллектуальное и духовно-творческое развитие работников потребительской кооперации предполагает процесс постоянного обновления знаний. Большая роль здесь отводится образовательным учреждениям потребительской кооперации, в которых сегодня обучается свыше 160 тыс. человек по 58 специальностям различного квалификационного уровня.

Для развития основ духовно-нравственного сознания будущих работников потребительской кооперации особое значение в образовательном процессе обретает принцип культуросообразности, согласно которому обучение должно отвечать ценностям культуры и прежде всего корпоративным ценностям и опираться на культурные достижения. Немаловажную роль играет также принцип природосообразности обучения, требующий соответствия образовательных воздействий природе самого обучающегося и гармоничной связи обучения с природной средой.

Интегрирующим принципом интеллектуального и духовно-творчес-кого роста выступает принцип развития, полагающий приоритет развивающих образовательных технологий и методов, которые направлены не только на усвоение знаний, но и на изменение важнейших психологических структур, сознания личности в целом, на формирование опыта самопреоб-разований.

Среди приоритетов, связанных с созданием необходимых условий для высокого качества образования и интеллектуального роста в условиях информационного общества, выделяются те из них, которые относятся, во-первых, к «фундаментализации» содержания образования, использованию в образовательном процессе новых педагогических подходов и, во-вторых, к применению новых информационных и коммуникационных технологий.

Необходимость ориентации на данные приоритеты в подготовке специалистов потребительской кооперации очевидна. Известно, что фундаментальные знания в отличие от прикладных поддаются меньшей деформации с течением времени, они дольше служат в профессиональной деятельности специалиста. Как отмечается многими ведущими учеными, сегодня придется вернуться, хотя и на более высоком витке развития, к целостному знанию, к «фундаментализации» содержания образования на основе органичного единства его естественнонаучной и гуманитарной составляющих.

Именно посредством «фундаментализации» содержания образования представляется возможным решение проблемы непрерывности и преемственности образования всех уровней, которая сегодня рассматривается многими государствами-членами ЮНЕСКО как необходимая основа развития непрерывности образования.

В этом контексте особо важное значение в образовательных программах кооперативных образовательных учреждений приобретают курсы как по отдельным областям знаний, так и по междисциплинарным направлениям, которые содержат наиболее фундаментальные знания, являющиеся базой для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации к новым профессиям, специальностям и специализациям. Следовательно, речь идет о таких знаниях, которые, во-первых, способны формировать широкий, целостный, энциклопедический взгляд на современный мир и место человека в этом мире; а во-вторых, позволяют преодолеть предметную разобщенность и изолированность.

Таким образом, кооперативное образование в ближайшем будущем должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять будущему специалисту разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам работников потребительской кооперации возможность получе-

ния послевузовского и дополнительного образования. Для этого необходимо диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям.

В новых социально-экономических условиях новое разрешение получает и противоречие, которое всегда существовало между фундаментальным образованием и профессиональным обучением. Как отмечают многие ученые и специалисты, ориентация на узких профессионалов отражала уровень понимания социальной защищенности личности в предыдущие десятилетия. Ныне ситуация меняется. Знания и профессионализм, а вместе с ними благополучие и успех как цель получения высокого уровня образования все более уступают развитию творческих сил и способностей личности. По мере перехода от развития, основанного на использовании преимущественно человеческих способностей к физическому труду, к развитию, основанному на использовании культурного и интеллектуального потенциала личности, роль образования непрерывно возрастает и становится доминирующей.

Сегодня реально защищенным в социальном отношении может быть лишь широко образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка. Таким образом, специфика новой образовательной ситуации в системе потребительской кооперации должна проявляться в ее способности не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, развивать умения и навыки самообразования.

Известно, что фундаментальные знания не могут быть усвоены автоматически, их нельзя пассивно впитать от наетавников-учителей. Они вырабатываются самой личностью как результат внутренней творческой активности, как продукт эволюции и самоорганизации мышления. Существует множество источников и средств получения информации, педагогических технологий, переводящих эту информацию в знание, но есть лишь один путь преобразования знаний в образование, и этот путь лежит через человеческое сознание, где происходит самое интересное и таинственное - рождение и формирование личности. Сегодня, как никогда прежде, становится ясно, что нет двух одинаковых образований, как нет двух одинаковых личностей, ибо каждая личность - уникальна.

Задача обновления знаний специалистов потребительской кооперации непосредственно сопряжена с необходимостью создания практики непрерывного образования, полагающей наличие развитой сети курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В этой связи для образовательной сферы системы потребительской кооперации актуальной становится проблема поиска соответствующей организационной структуры её образовательной системы и учреждений, которые обеспечили бы переход от принципа «Образование на всю жизнь» к провозглашенному ЮНЕСКО принципу «Образование для всех через всю жизнь». Успешное воплощение этого принципа - посредством создания условий для образования каждого работника потребительской кооперации на всех этапах его жизненного пути.

Гармоничное и всестороннее формирование личности работника потребительской кооперации в современных условиях требует развития его информационной культуры за счет утверждения гуманистических, духовно-нравственных ценностей, которые заложены в самой истории и традициях потребительской кооперации.

Жизнеспособность потребительской кооперации обеспечивалась, во-первых, за счёт многообразия различных форм кооперации, по-разному реагирующих на рыночную ситуацию. Во-вторых, «защитный механизм» кооперации состоит в том, что она (как показывает ее история и практика) способна, не изменяя своим принципам, ассимилировать рациональные структуры и элементы других форм рыночного хозяйства. В-третьих, выживанию и надежности кооперативов способствует их ориентация на самодеятельность и творчество самих кооператоров, постоянный поиск новых решений, вариантов повышения прибыльности и эффективности хозяйства, их национальная и международная солидарность, обмен опытом и взаимная поддержка»

Изучение природы, факторов и механизмов духовно-творческого становления личности имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные пути и средства, способствующие ее формированию. Современное представление о данном процессе складывается на основе результатов теоретических и экспериментальных исследований проблем духовности и практического формирования творческого мышления. Увеличение роли социальной ориентации и человеческого начала в построении деятельности потребительской кооперации обуславливает необходимость развития у ее работников психологической культуры. Это особая качественная характеристика личности, которая выражает целостную гуманистическую ориентацию работника потребительской кооперации на понимание себя и внутреннего мира другого человека, его душевного состояния. Проявлениями высокой психологической культуры выступают такие качества, как: отзывчивость, внимательность к людям, коммуникабельность, открытость, готовность к состраданию, сочувствию, безоценочностъ и некатегоричность суждений, понимание потребностей и мотивов других людей, способность поставить себя на место другого и др. Психологическая культура личности может выступать в качестве критерия уровня зрелости и развития общей культуры личности. Повышение уровня психологической культуры личности является не только одним из условий ее социального становления, но и духовно-творческого развития в целом, поскольку сопрягается с ростом убеждения в ценности и уникальности личности человека.

В современных условиях предпринимательство и социальная ответственность неразрывны. Это - ответственность перед обществом за настоящее и будущее. Без социальной ответственности никакое дело не будет поддержано ни персоналом организации, ни потребителями, ни местными органами власти, ни общественными объединениями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ермаков В.Ф. Знать - мало, надо уметь! Доклады, выступления, статьи, интервью. 1998-2002 гг. /В.Ф.Ермаков. - М.: Наука и кооперативное образование, 2003. -344 с.

2. Карлофф Б. Деловая стратегия / Б.Карлофф. - М.: Экономика, 1992. - С. 26.

3. Хизрич Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха / Р.Хизрич, М.Питерс; общ. ред. В.С.Загашвили. - М.: Прогресс, 1992. -вып. 1,- 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.