Научная статья на тему 'Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия'

Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5243
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / СТРУКТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ / КОГНИТИВНЫЙ / ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ И ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ / BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEURIAL CULTURE / STRUCTURE OF ENTREPRENEURIAL CULTURE / THE EMOTIONAL / COGNITIVE / INTENTIONAL AND PRAXEOLOGICAL COMPONENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов Вадим Борисович, Мизерова Ольга Георгиевна, Орлова Елена Вадимовна

Авторы Орлов В. Б., Орлова Е. В., Мизерова О. Г. в статье «Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия» приводят оригинальную трактовку предпринимательской культуры, включающей четыре взаимосвязанных компонента: эмоциональный, когнитивный, интенциональный и праксиологический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurial culture: the nature and meaning of

Authors Orlov VB, Orlova EV, Mizerova OG article "Entrepreneurial culture: the nature and meaning of" bring original interpretation of an entrepreneurial culture, which includes four interrelated components: the emotional, cognitive, intentional and praxeological.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009 г. Выпуск 4 (15). С. 13-25

УДК 334,73; 378

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

В. Б. Орлов, О. Г. Мизерова, Е. В. Орлова

Экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека, а от поступков и решений людей, занимающихся бизнесом, в значительной степени зависит не только экономическая жизнь отдельной личности, но и всего общества. Именно это обстоятельство настоятельно диктует необходимость формирования экономической культуры в целом и предпринимательской культуры в частности.

Чтобы подойти к определению понятия «предпринимательская культура», необходимо прежде определить сущностные черты и характеристики составляющих этот феномен элементов, а именно - предпринимательства и культуры.

Анализ показал, что культура, как мера освоенности личностью или социальной группой ценностей цивилизации: 1) не может существовать вне общества; 2) затрагивает все области человеческой деятельности; 3) это динамично развивающаяся по своим законам структура;

4) совокупность ценностей, образовавшаяся в процессе исторического развития общества;

5) является связующим элементом между народами, поколениями; 6) представляет собой не только деятельность, но и способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. Итак, культура - это очень сложная система, пронизывающая все сферы жизнедеятельности индивидуумов, она является основным условием и процессом включения людей в сообщество (Л. Н. Коган, В. П. Кузовлев и др.)

Феномен предпринимательства необходимо рассматривать и с учетом развития теории и практики предпринимательства в экономически развитых странах, а также опыта становления предпринимательства в России.

Хотя предпринимательство в теории рынка обнаруживает близкое сходство с таким фактором, как труд, его выделяют в качестве особого фактора производства - в силу той особой роли и значимости, которую эта деятельность имеет для рыночной экономики, ибо начальный этап предпринимательства связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Несмотря на то, что термин «предпринимательство» рассматривался еще в римском праве, до настоящего времени нет какой-то общепризнанной теории предпринимательства. Англичанин Р. Кантильон (1680-1734) первым проявил интерес к феномену предпринимательства, ознаменовавшего историю нового времени. Он отмечал, что в дополнение к земельным собственникам появился новый слой людей - предприниматели, которые на свой страх и риск устремляются к рыночному обмену с целью извлечения прибыли.

Этот феномен рассматривали Ж. Б. Сэй (предпринимательство как оперирование факторами производства), А. Маршалл (понятие «комбинация факторов» и «принцип замещения» одной комбинации другой; связь предпринимательства с нововведениями; новатор-предприниматель - не революционер, а необходимое условие общей эволюции экономики, он - ускоритель экономических процессов), Й. А. Шумпетер (анализ деятельности предпри-нимателя-новатора; предприниматель как воинственно активная личность, решительно ломающая прежние формы производства и организации жизни общества, революционер в экономике, зачинатель социальной и политической революции, постоянно осуществляющий «созидательное разрушение», являющийся главной фигурой в экономическом развитии общества), Ф. Хайек (предпринимательская активность как фактор движения к равновесию), Питер Ф. Драккер (непродолжительность по времени равновесного состояния рыночного спроса и предложения), Г. К. Гинс (предприимчивость как ведущая черта предпринимателя; свобода творчества, чувство собственности как бесспорные преимущества предпринимателя над руководителем предприятия тоталитарного государства), Г. Беккер и Т. Шульц (теория

человеческого капитала), Г. Пиншо (внутрифирменное предпринимательство, или интрапренерство, основанное на интракапитале).

Деятельность предпринимателя-новатора, несомненно, связана с риском и неопределенностью успеха начатого дела. Поэтому совершенно очевидно, что решение столь сложных и разнообразных задач предъявляет довольно жесткие требования к личным качествам человека, занятого предпринимательством. Здесь важны и знания, и умения, и способности, и характер. Существенно, что предпринимательство, связанное с новаторством, переводит предпринимательскую деятельность из разряда какой-то таинственной и мистической активности в ранг специфической формы трудовой деятельности. Отличительной особенностью предпринимательского труда является то, что это труд, преобразующий прежние формы труда, то есть «труд, преобразующий труд». Результатом деятельности предпринимателя оказываются изменения в материальном содержании, формах и способах труда не только в сфере материального производства, но и в торговле, страховой деятельности, банковском деле, индустрии развлечений, образовании, средствах массовой информации - в любой сфере деятельности.

Труд предпринимателя и труд изобретателя, как и ученого-исследователя, оказываются очень схожими по содержанию, форме и, в определенном смысле, по результатам. Разумеется, их подчас различают мотивация и характер ограничений. В этом смысле взгляд Й. Шумпетера на предпринимателя как на исследователя-первопроходца в меняющихся формах жизни общества нам представляется весьма правомерным и позволяет видеть предпринимателя в ракурсе творчества, а не в одиозном ореоле азартного и агрессивного игрока, готового предпринять любую авантюру, следуя зову личного интереса.

Едва ли не единственным развитием понимания предпринимательства на почве неоклассики стала идея лауреата Нобелевской премии по экономике за 1974 год Ф. Хайека о предпринимательской активности как факторе движения к равновесию. Отметим здесь, что одной из существенных черт, образующих понятие «предпринимательство», является предпринимательская активность как фактор движения к равновесию посредством нарушения этого равновесия.

Нисколько не подвергая сомнению правомерность теоретических воззрений Кантильона, нам представляется более существенными концептуальные положения Ж. Б. Сэя о предпринимательстве как оперировании факторами производства, А. Маршалла, который использует понятие «комбинация факторов» в связи с развитым им «принципом замещения» одной комбинации - другой, а это и есть проявление активности делового человека. Заслуживают внимания мысли об особых личностных качествах субъекта предпринимательства, высказанные Й. Шумпетером, Л. Мизесом и Ф. Хайеком (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей).

Современный этап научно-технической революции связан с разработкой, внедрением и использованием новейших технологий. Эпоха высоких технологий требует от предпринимателя высочайшего интеллекта и развитой креативности, которые позволяют оценить экономический эффект инновации, принять выверенное решение.

В контексте анализа уместно дать наше понимание соотношения объемов понятий «бизнес» и «предпринимательство», исходя из наиболее часто встречающихся в экономической литературе определений. Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания продукции или оказания услуг. Бизнесмен - это владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. В определении понятий «бизнес» и «бизнесмен» ни один из авторов не выделяет в качестве существенного признака «деловую творческую активность» личности. Напротив, в дефиниции «предпринимательство» указывается, что это -интеллектуальная творческая деятельность по организации бизнеса на основе энергичных инициативных начинаний, связанных с тем или иным риском увеличить или потерять полностью или частично свое имущество. Это особая форма экономической активности, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринима-

тельской идее - результате мыслительной деятельности, которая впоследствии принимает материализованную форму [3: 15-16].

В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству, основанному на интракапи-тале (термины ввел в оборот американский исследователь Г. Пиншо). Это связано с тем, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и использование интракапитала - капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства [3: 15].

Таким образом, мы можем заключить, что предпринимательство - это часть бизнеса, оплодотворенная творческим, инновационным подходом в частности, и деловой творческой активностью (или предприимчивостью) в целом. Предпринимательство всегда связано с улучшением потребительских свойств товара, расширением ассортимента товаров, внедрением новой техники и технологии, поиском новых рынков, диверсификацией производства и другими компонентами инновационного характера. Приведенные определения позволяют сделать вывод: в бизнесе прибыль формируется главным образом за счет создания продукции и оказания услуг; предпринимательство предполагает получение прибыли в основном за счет предприимчивости, организации эффективного производства и только потом уже следует акт обмена товара на деньги; в сфере коммерции прибыль получают в основном за счет товарообменных (товарно-денежных) операций.

Мы можем сказать, что не всякий бизнес есть предпринимательство, но всякое предпринимательство есть бизнес. Графически соотношение объемов этих понятий с помощью круговых схем Эйлера изображено на рис. 1.

Рис. 1. Соотношение объемов понятий «бизнес» и «предпринимательство», где А - объем понятия «предпринимательство», В - объем понятия «бизнес»

Определение существенных черт предпринимательства вряд ли можно считать исчерпывающим, а главное - пригодным для легитимной экономической деятельности без приведения здесь норм и стандартов этой дефиниции, определенных в отечественном законодательстве. В Гражданском кодексе РФ (ст. 2, 2.3) предпринимательство характеризуется следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [7]. В этом определении отсутствует важный элемент предпринимательства - указание на необходимость сочетания личной выгоды с общественной пользой. Это, видимо, связано с традиционным для России шараханьем из крайности в крайность: если в период построения социализма приоритетными были общественные ценности, то в настоящее время, когда в цивилизованных странах все больше и больше шагов делается для увязки интересов продавца, покупателя и общества, наши законодатели почему-то забыли общественные интересы в угоду личному интересу.

Субъектами предпринимательства, согласно ГК РФ, могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Объект предпринимательской активности - товар, продукт, услуга, то есть то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления. Целью предпринимательской активности, таким образом, является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимательскую прибыль. Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно выделить такую категорию, как предпринимательская прибыль или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, то есть от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательскую прибыль. Таким образом, предпринимательская прибыль в торговле складывается из прибыли, полученной и результате хозяйственной деятельности коммерсанта и дополнительной прибыли, полученной предпринимателем благодаря его природным качествам, особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Предпринимательская деятельность как системное явление обладает собственными внутренними импульсами развития (конкуренция), системой обеспечения и воспроизведения (прямые связи субъектов деловых отношений), инфраструктурой (биржи, банки, информационные системы, консалтинговые и аудиторские компании, учебные заведения и др.), системой управления (менеджмент), системой изучения контрагентов (маркетинг), системной оценкой деятельности (деньги). Формируются законодательные и нормативно-ориентирующие регуляторы деловых отношений. Законодательство разграничивает законный и незаконный (теневой) бизнес. Оно также определяет правовые нормы взаимоотношений участников бизнеса, меру ответственности их друг перед другом. Нормативно-ориентирующие регуляторы предпринимательства содержат принятые в стране экономические рычаги стимулирования, гарантирования, поддержки и защиты законного предпринимательства.

Наряду с ретроспективным анализом воззрений классиков экономической теории на феномен предпринимательства осуществим контент-анализ воззрений современных авторов на изучаемый феномен. По мнению О. Р. Самарцева, одним из наиболее действенных методов статистической лингвистики является составление алфавитно-частотных словарей ограниченного набора языковых элементов и их отношений в текстах с однородной тематикой. На основании такого набора делаются выводы о его лексической основе, лингво-статистических связях и выявляется наиболее употребляемая группа словоформ и словосочетаний [24: 31]. Ниже приводится таблица, содержащая определения понятия «предпринимательство» (табл. 1).

Таблица 1. Содержание определений понятия «предпринимательство»

Источник (автор) Содержание

ГК РФ Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [7: 2].

В. П. Кушлин, П. Д. Половинкин, А. Н. Фоломьев и др. Система хозяйствования, которая основана на рисковой, инновационной деятельности, охватывающей процесс воспроизводства в целом или какую-то часть этого процесса с целью получения предпринимательского дохода (добавочной прибыли) [10: 45].

Словарь современных понятий и терминов под ред. В. А. Макаренко Самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на производство продуктов питания, потребительских товаров или услуг с целью получения прибыли или личного дохода [25: 335].

В. М. Мандрица, А. С. Пелих Инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли [15: 8].

Краткий экономический словарь под ред. А. Н. Азриэляна Инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и од юридическую ответственность юридического лица [14: 640].

Е. В. Глущенко, А. И Капцов., Ю. В. Тихонравов Деятельность, которая на основе риска инициируется, на основе предприимчивости организовывает, на основе ответственности стабилизирует, и на основе личной заинтересованности развивает ту или иную форму добычи материальных либо духовных благ в сфере производства или обмена [5: 15].

Р. С. Ронстадт Динамичный процесс наращивания богатства [21].

М. Г. Лапуста, А. Г. Поршнев, Ю. Л. Старостин, Л. Г. Скамай Свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами [11: 26].

Р. Хизрич, М. Питерс Процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий доход и личное удовлетворение достигнутым [29: 26].

А. В. Бусыгин Мыслительный процесс; с философской точки зрения - особый настрой души, форма деловой романтики, средство реализации человеком присущих ему потенций; в профессиональном смысле - умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела [3: 7-8].

В. Я. Горфинкель, Г. Б. Поляк, В. А. Швандар Деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций [6: 11].

Б. А. Райзберг Самостоятельность, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность - признаки предпринимательства [20: 181].

Рассмотрение теоретических взглядов и концепций западных классиков теории предпринимательства (Р. Кантильона, Ж. Б. Сэя, А. Маршалла, Ф. Хайека, Й. А. Шумпетера и др.), а также соответствующих статей Гражданского Кодекса РФ, проведенный контент-анализ позволили сформулировать некоторые важные положения, а именно:

• предприниматель - это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;

• предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства, настраивает сотрудников и задает тон деятельности фирмы, определяет стратегию и тактику поведения фирмы и принимает на себя бремя ответственности за успех проведения операций;

• предприниматель - это человек, может и боящийся риска, но сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса;

• предприниматель - личность, наделенная предпринимательской способностью (предприимчивостью, способностью к самостоятельному мышлению и принятию решений, упорством в достижении цели, умением организовать и повести за собой коллектив). В феномене предприимчивости усматривается фактор социальной адаптации с ярко выраженным активным приспособлением условий хозяйственной жизни субъекта к особенностям своей личности;

• наибольшего успеха в обществе добиваются люди независимые, наделённые воображением, объективностью и способностью принимать решения Они остаются в душе вечными студентами, ибо всегда исследуют то, что «могло бы быть», а их интуитивизм представляет собой хранилище всевозможных нововведений, программ, побуждений к работе и направлений деятельности. Они склонны усовершенствовать всё, что их окружает. Они стремятся лидировать и добиваться успеха.

Итак, сущностными характеристиками феномена предпринимательства являются инновационный, рискованный характер деятельности по замещению одной комбинации факторов (земля, капитал, наемный труд, предпринимательские способности) на другую комбинацию, направленную на производство и обмен товаров с целью не только получения прибыли, но и самореализации предпринимателя.

Сущность предпринимательства проявляется в комплексном сочетании всех присущих ему функций (общеэкономической; инновационной; ресурсной; социальной; организационной; политической), которые зависят как от самих субъектов, так и от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательской деятельности.

Анализ литературы по предпринимательству показал, что существуют четыре подхода к характеристике предпринимательской культуры: 1) игнорирование; 2) недооценка; 3) идентификация предпринимательской культуры либо с организационной культурой, либо с корпоративной культурой; 4) интерес и исследование интересующего нас феномена.

Первый подход, например, обнаруживается в учебном пособии Н. В. Войтоловского и Р. К. Горшкова [4]. Характеризуя предпринимательскую деятельность в бизнесе, авторы уделяют внимание лишь истории предпринимательства, теории предпринимательской деятельности, истории экономических учений о предпринимательстве, а феномен культуры предпринимательства остается за пределами их научного анализа.

Второй подход мы обнаружили в учебнике для вузов «Организация предпринимательской деятельности» под редакцией С. И. Грядова [16]. В учебник включена глава - «Социальная ответственность, психология и культура предпринимательства». Однако в тексте нет определения интересующего нас понятия. По данному вопросу авторы ограничились раскрытием сущности и норм этики предпринимателя и описанием предпринимательского этикета. Абсолютно аналогичный подход к предпринимательской культуре мы находим в учебно-методическом модуле М. Ю. Погудаевой [19]. Нам представляется, что сводить предпринимательскую культуру лишь к этике и этикету значит трактовать ее слишком узко и однобоко.

В качестве примера третьего подхода уместно сослаться на учебное пособие для вузов под ред. Н. В. Родионовой, О. О. Читанавы. Если в «Словаре терминов», помещенном на страницах пособия, приводится определение предпринимательской культуры, почти слово в слово повторяющее определение Д. В. Козлова, то в параграфе «Культура предпринимательской деятельности», нашедшем отражение в главе «Культура предпринимательства», авторы дают определение (?!) организационной (корпоративной культуре): «вырабатываемые трудовым коллективом совместные ценности. Социальные нормы, установки поведения, разделяемые большинством сотрудников, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения. Формально организационная культура закрепляется в видении, миссии и стратегии развития предприятия» [26].

Сделаем попытку осветить четвертый подход, проливающий свет на описание и характеристику интересующего нас феномена. В учебной литературе по предпринимательству нечасто встретишь определения культуры предпринимательства (табл. 2).

Таблица 2. Содержание определений понятия «культура предпринимательства»

Источник (автор) Содержание

Р. Рюттингер Система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. Представления о ценностях позволяют ответить на вопрос, что является важным для предприятия, а убеждения позволяют понять, как должно функционировать предприятие и как им следует управлять [23, с.327].

М. Г. Лапуста, А. Г. Поршнев, Ю. Л. Старостин, Л. Г. Скамай Определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законодательными, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса [11: 353].

В. Д. Козлов Система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития [26: 327].

В. Я. Горфинкель, Г. Б. Поляк, В. А. Швандар Климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия, которые предопределяют место организационной структуры, ее внутренние и внешние отношения являются как бы образцом. Стереотипом при формировании стратегии, распределении власти, принятии решений, в поведении персонала. Сущность культуры выражается в предписаниях, принятых ритуалах и церемониях, а также образцах неформального поведения. [6: 328].

Х. Н. Магомедова Интегративная способность личности создавать, организовывать, осуществлять инновационные проекты, приносящие социальную пользу и экономическую прибыль, обеспечивающие полноценную самореализацию [9].

Ж. В. Масликова Система ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспечивающих мотивацию и регуляцию предпринимательской деятельности, определяющих форму ее осуществления, а также восприятие ее обществом. Предпринимательская деятельность является частью хозяйственной (материальной) деятельности, а культура предпринимательства основывается на материальной культуре, которая оказывает большое влияние на формирование предпринимательства, на отношение общества к нему и отдельным предпринимателям, а также на восприятие предпринимателем своего дела (Предпринимательская культура как особая специализированная сфера материальной культуры) [9].

В. Г. Макеева Совокупность образцов поведения, ценностной системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентирующих субъекты на те или иные формы экономической активности в системе предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени [9].

В. Н. Иванов, В. И. Патрушев Мастерство исполнения предпринимательской деятельности, условие ее успеха и цивилизованности. Она аккумулирует в себе правовые и моральные нормы, национальные традиции, духовное богатство применительно к особым формам деятельности и поведения человека в сфере производства, торговли, услуг, в управлении, социальном взаимодействии (Теория управления: социальнотехнологический подход [27: 194].

Б. А. Райзберг 1) представление предпринимателя о ценностях бизнеса (предприниматель обладает собственной шкалой ценностей, в соответствии с которой он судит о потребностях клиента, потребностях в производимом товаре, качестве товара, ожидаемых доходах и прибыли); 2) правила и нормы поведения при планировании и проведении бизнес-операций (правило обслуживания потенциальных клиентов может состоять в поддержании контактов с ними, выявлении их желаний, активном предложении им нужного товара); 3) конкретное поведение предпринимателя в ходе проведения бизнес-операций (предприниматель на практике реализует выработанные правила и нормы культурного поведения) [20].

М. Лапицкий Комплекс разделяемых членами компании мнений, эталонов поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обусловливающих индивидуальность компании.

Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов Конкретизация предпринимательской этики [18].

Н. В. Родионова, О. О. Читанава Система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и коллективных интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, познаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами его развития [26: 239].

Анализируя приведенные определения, следует констатировать, что предпринимательская культура как понятие не имеет однозначной трактовки. Согласно одной точке зрения, акцентирующей внимание на внутренней среде предприятия, культура предпринимательства - это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда. При этом авторы указывают, что культура предпринимательской деятельности в широком смысле слова выступает средством идентификации предпринимателя с предпринимательской средой. Она определяет климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия. Таким образом, устанавливается зависимость внутренней среды предприятия от внешней. В основе такого подхода лежит теория адаптации, понимаемой узко лишь в смысле приспособления организации к внешней среде. При этом недооценивается экономическая активность предприятия, а, следовательно, активная сторона адаптации -приспосабливание внешней среды под предприятие.

Другая точка зрения рассматривает предпринимательскую культуру как динамическое соответствие трех ее уровней: а) внешних условий хозяйствования, б) внутренней организа-

ционно-технической структуры и в) социальных связей. Эти уровни рассматриваются в качестве детерминант процесса формирования предпринимательской культуры. В рамках этой точки зрения предпринимательская культура системно рассматривается как конкретизация предпринимательской этики, как ее выражение, обусловленное историческими, этническими, географическими и иными природными и социальными характеристиками определенного пространственно-временного контекста.

Если предпринимательская этика - институционализированная форма локальной нормативной регуляции, то она конкретизируется в предпринимательской культуре. Нормы и правила предпринимательской этики в их ограничительном и ценностном аспектах, сам процесс выбора между нормами связаны с конкретным предприятием и имеют определенные пространственно-временные характеристики. Объектом исследования предпринимательская этика становится только в контексте своего проявления, накладывающего отпечаток как на содержание этических установок, так и на фактическое их осуществление в деятельности участников предприятия.

Анализ этих точек зрения, в сущности, не противоречащих, а дополняющих друг друга, позволяет заметить, что применительно к сфере освоения предпринимательской культуры потенциальным субъектом предпринимательской деятельности ограничивать предпринимательскую культуру этическими нормами и даже системой формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаями и традициями, индивидуальными и групповыми интересами, особенностями поведения работников данной организационной структуры, стилем руководства данной организационной структурой, показателями удовлетворенности работников условиями труда, не целесообразно. В этом случае из поля зрения исследователя, педагога выпадает два очень важных блока культуры: а) знания (экономические, правовые, этические, коммуникативные, управленческие, экологические); б) соответствующие умения и навыки. Именно эти компоненты интенсивно осваиваются потенциальными субъектами предпринимательской деятельности на этапе вузовского обучения.

Известно, что культура, анализируемая под углом личностного развития, есть мера развития человека, мера освоенности личностью ценностей цивилизации. При этом культура характеризует не только и не столько объем усвоенных им ценностей общественной жизнедеятельности людей на протяжении всего существования общества, сколько сам способ, каким человек приобщается к этим ценностям. Культура создает, формирует людей и одновременно помогает им стать социально активными, профессионально зрелыми и целеустремленными. Культура воплощает в себе стиль мышления и поведения человека, поскольку она захватывает все стороны общественной жизни, любой вид человеческой деятельности. Она характеризует не только образованность - широту и глубину знаний человека, но и его воспитанность, интеллигентность - умение четко выразить свою мысль, внимательно слушать, сделать правильное встречное движение, держаться с достоинством и в соответствии с обстановкой. Безусловно, предпринимательская культура является составной частью более широкого понятия, каким является экономическая культура. Предпринимательская культура - это экономическая культура того социального слоя, который представляют предприниматели.

Далее хотелось бы напомнить, что педагогу приходится иметь дело, в первую очередь, со сторонами личности: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, прагматической. Ученые, разделяющие подобную точку зрения на стороны личности, вкладывают в них следующее содержание.

Интеллектуальная сторона связана с развитием мышления, памяти, воображения, с усвоением знаний, то есть с развитием ума человека, его мыслительных способностей. Эмоциональная сторона выражается, прежде всего, в реакциях на внешнее воздействие и внутренние раздражения. Значимые воздействия эмоционально окрашиваются, вызывают эмоциональные переживания, что способствует включению в структуру личности тех или иных знаний, умений, фактов. Прагматическая сторона личности связана с формированием интеллектуальных и предметно-практических умений и навыков, с проверкой на истинность получаемой информации, с переводом обучения в самообучение, воспитания - в самовоспи-

тание, с практической деятельностью в избранной для самореализации сфере. Вне деятельности нет развития личности. Волевая сторона имеет прямой выход на все стороны личности, и, прежде всего, на прагматическую сферу. Без волевых усилий нет осмысленной, целенаправленной деятельности [17: 29-30].

В науке существует точка зрения, согласно которой волевая сфера как таковая у личности отсутствует, а усилия, направленные на достижение, рождаются наличием значимой цели. Нам представляется, что у личности наличествует интенциональная сторона (лат. т1еп1;ю - стремление). Интенциональность - это направленность (устремленность) сознания на предмет [28: 168]. Интенциональная сторона личности, выделяемая нами, включает потребности, мотивы, убеждения, ценности, нормы, правила, отношения, установки, модели поведения и деятельности. Эти предрасположения обусловливают направленность личности, которая при наличии цели и рождает усилия, направленные на достижение цели или, другими словами, волевые усилия. Именно в силу данной аргументации мы включаем в структуру предпринимательской культуры личности интенциональную сторону.

Что касается интеллектуальной стороны личности, то ее проявлением являются знания, полученные в процессе обучения, самообразования, общения. Эту сторону личности мы именуем когнитивной. Объясним почему. Согласно когнитивной психологии, (представители - Д. П. Озбел, Дж. Брунер), занимающей ведущие позиции в зарубежной психологии, эффективное обучение возможно лишь тогда, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру. Таким образом, понятие «когнитивная сторона» позволяет в отличие от термина «интеллектуальная сторона», включить в свое содержание не только знания, но и умения и навыки, и не только мыслительного характера.

В понятие «операциональная сторона» мы вкладываем то же содержание, что и в понятия «действенно-практическая сторона» или «праксиологическая сторона». Эта сторона проявляется в поведении, общении и деятельности.

Что касается эмоциональной стороны личности, предполагающей воспитание чувств, регулирование эмоций, то этот термин как нельзя более точно отражает то, что человек - существо аффективное, чувственное, эмоциональное.

Таким образом, мы выделяем эмоциональную, когнитивную, интенциональную и операциональную стороны предпринимательской культуры личности.

Памятуя о леонтьевской формуле: «Деятельность. Сознание. Личность», - логично предположить, что и формула: «Личность. Сознание. Деятельность» имеет право на существование, и это предположение подтверждает практика: образование личности меняет содержание ее образов, обогащает интенциональную сторону, что, в конце концов, влияет на содержание и характер деятельности. Отсюда следует, что культура деятельности личности должна охватывать все сферы личности: эмоциональную, когнитивную, интенциональную, и операциональную.

Если рассматривать культуру в психолого-педагогическом ракурсе (напомним, что этот аспект разрабатывали применительно к культуре вообще Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн и др.), то есть в контексте структуры личности и её становления, и интегрировать этот ракурс с понятием «предпринимательство», то мы получим следующее определение: предпринимательская культура будущего специалиста торгово-экономического профиля в вузе, отражающая готовность и способность осуществлять торгово-экономическую деятельность в рыночных условиях развития страны, представляет собой интеграцию эмоциональной, когнитивной, интенциональ-ной и операциональной сторон, а именно: а) соответствующих эмоций и чувств; б) контекстных знаний (экономических, правовых, этических, коммуникативных, управленческих, экологических), умений и навыков; в) убеждений, ценностей, норм, правил, отношений, установок, моделей поведения и деятельности; г) деятельности, поведения и общения.

Разберем каждый из названных компонентов. Как сложное структурное образование предпринимательская культура проявляется в разных сферах по-разному. В эмоциональной сфере она выражается в порывах инновационного характера, влечениях к предпринимательской деятельности, предпринимательском азарте, склонности к риску, любви к преобразую-

щей деятельности предпринимательского характера, уважении чужой собственности, неприятии антигуманных сфер бизнеса, гордости за принадлежность к предпринимательскому слою. Эмоциональная сфера развивается в процессе прохождения студентами как специальных предметов, так и дисциплин гуманитарного характера, а также в процессе практик, встреч с предпринимателями.

Когнитивная сфера предпринимательской культуры включает контекстные знания (экономические, правовые, этические, коммуникативные, управленческие, экологические), а также умения и навыки ведения деловых переговоров, заключения сделки, создания команд. Эта сфера пополняется знаниями в процессе обучения и обогащается умениями и навыками, особенно в процессе практической деятельности.

Интенциональная сторона предпринимательской культуры объемлет убеждения предпринимателя, его ценности, отношения, установки, правила, нормы, модели поведения, деятельности и общения. Она пополняется не аддитивным путем, то есть не путем наложения новых элементов на старые, а посредством переработки имеющихся интенций, интеграции нового и старого, в результате чего возникает синергетический эффект от результатов внутренней работы сознания.

Операциональная сфера предполагает активное, сознательное, заинтересованное участие в предпринимательской деятельности, соответствующие коммуникации и поведение. Важнейший фактор ее формирования - практическая деятельность предпринимательского характера.

Итак, нами определены необходимые и достаточные компоненты предпринимательской культуры: 1) соответствующие эмоции и чувства; 2) контекстные знания (экономические, правовые, этические, коммуникативные, управленческие, экологические), умения и навыки; 3) убеждения, ценности, нормы, правила, отношения, установки, модели поведения и деятельности; 4) деятельность, поведение и общение. В связи с тем, что все стороны личности взаимосвязаны между собой, их графическое изображение наглядно предстает в геометрической фигуре тетраэдра, объем которого и представляет содержание понятия «предпринимательская культура».

Используя тетраэдр как графическую основу, открывающую путь к разработке методологии «соединения» элементов и созданию крепкой, устойчивой конструкции, можно представить предпринимательскую культуру следующим образом (рис. 1).

Знания, умения, навыки

Деятельность,

поведение,

общение

Мотивы, интересы, ценностные установки, отношения, модели поведения, деятельности, общения

Эмоции,

чувства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Взаимодействие элементов предпринимательской культуры

Назначение культуры предпринимательства, на наш взгляд, связано с решением четырех основных проблем: выживанием в данной социально-экономической среде; обеспечением внутренней интеграции для достижения поставленных целей; удовлетворением потребностей населения в товарах и услугах; реализацией творческого потенциала субъектов предпринимательской деятельности. При этом необходима интеграция культуры предприятия и культуры всех его работников. Культура предпринимательства предполагает умение так организовать производственную и коммерческую деятельность фирмы, чтобы успехи в бизнесе сочетались с созданием таких условий, при которых работники максимально бы раскрыли свой творческий потенциал и были удовлетворены трудом или «смогли раскрыть».

По мнению В. Н. Иванова и В. И. Патрушева, культура предпринимательства выступает основой построения технологий развития предпринимательства, предприимчивости, формирования подлинного хозяина земли, предприятия, страны. Сегодня технологии формирования высокой культуры предпринимательства приобретают особую значимость. Выявляются разные ее стадии (детский возраст, юность и т. д.); разные уровни (региональный, федеральный, личностный); субъекты заданности (сама личность, группа, социальный институт и т. д.) [27: 194].

К свойствам культуры предпринимательства следует отнести: 1) аккумулятивность -склонность носителей культуры предпринимательства (культурной общности) к восприятию когда-либо открытых способов и предметов деятельности; 2) модификация - способность обогащать или обновлять свои культурные традиции в целях адаптации к внешней среде и внутренней интеграции; 3) результативность - способность продуктивно функционировать за счет большего числа носителей культуры и за счет их энергичности; 4) амбивалентность -способность регулятивов культуры предпринимателей вызывать двойственность переживаний, что позволяет использовать нормы и ценности культуры на принципах свободного выбора. При этом необходимо проникнуться мыслью, что предпринимательская культура - это скорее не набор готовых правил, а интеллектуальный инструмент, овладение которым позволяет приходить к эффективным решениям в разнообразных ситуациях социальноэкономической жизни сообщества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания.. - М. : Ин-т практич. Психологии ; Воронеж : МОЛЕК, 1996. - 384 с.

2. Арустамов, Э. А. Организация предпринимательства : учеб. пособ. / Э. А. Арустамов,

[и др.]. - М. : Изд.-книготорг. центр «Маркетинг», МКПК, 2001. - 249 с.

3. Бусыгин, А. В. Предпринимательство. Основной курс: учебник для вузов. - М.. : ИН-

ФРА-М, 1997. - 608 с.

4. Войтоловский, Н. В. Основы экономики и управления предпринимательством : учеб. по-соб. / Н. В. Войтоловский, Р. К. Горшков. - М. : Экслибрис-Пресс, 2005. - 400 с.

5. Глущенко, Е. В. Основы предпринимательства : учеб. пособ. / Е. В. Глущенко,

A. И. Капцов, Ю. В. Тихонравов. - М.. : Вестник, 1996. - 336 с.

6. Горфинкель, В. Я. Предпринимательство : учебник для вузов / В. Я. Горфинкель, Г. Б. Поляк, В. А. Швандар. - изд. 4. - М. : Изд-во Юнити-Дана, 2005. - 735 с.

7. Гражданский кодекс РФ. - М. : Инфра-М, 2004. - 512 с.

8. Дуранов, М.. Е. Личность обучающегося и ее развитие : учеб. пособ. / М. Е. Дуранов,

B. Б. Орлов. - Челябинск : ЧГПУ, 1997. - 158 с.

9. Конференция без границ - Режим доступа : /http:// www. wse-wmeste.ru

10. Кушлин, В. П. Экономика предпринимательства : курс лекций / В. П. Кушлин,

В. Д. Половинкин, А. Н. Фоломьев. - М.. : Владос, 2001. - 240 с.

11. Лапуста, М.. Г. Предпринимательство : учебник / М. Г. Лапуста [и др.]. - 3-е изд., испр. и доп. - М.. : ИНФРА - М, 2003. - 534 с.

12. Лапуста, М. Г. Предпринимательство : учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 608 с.

13. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

14. Краткий экономический словарь / под ред. А. Н. Азриэляна - 6-е изд., доп.. - М.. : Ин-т мировой экономики, 2004. - 1376 с.

15. Мандрица, В. М.. Основы предпринимательства / В. М. Мандрица, А. С. Пелих. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 512 с.

16. Организация предпринимательской деятельности / С. И. Грядов, [и др.] ; под ред.

С. И. Грядова. - М. : КолосС, 2007. - 416 с.

17. Орлов, В. Б. Воспитание предприимчивости у учащейся молодежи : теория и практика : дисс. .. .д-ра педагогических наук. - Тюмень, 2001. - 407 с.

18. Петрунин, Ю. Ю. Этика бизнеса / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. - М. : Дело, 2001.

19. Погудаева, М. Ю. Организация предпринимательской деятельности / М-во образования и науки РФ, Рос. гос. гуманитрный ун-т, ин-т эком., управ. и права. - М. : Изд-во Ипполитова, 2005. - 272 с.

20. Райзберг, Б .А. Основы экономики и предпринимательства. - М. .: Просвещение, 1995. -206 с.

21. Ронстадт, Р .С. - Режим доступа : http://eup.ru/Documents/2006-07-07/46746-4.asp eup.ru

22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 1988. - 705 с.

23. Рутттингер, Р. Культура предпринимательства : пер. с нем.. - М..: Эком, 1992. - 240 с.

24. Самарцев, О. Р. Актуальные проблемы телевизионной журналистики в условиях современного этапа информационно- компьютерной революции. - М. : Изд-во ИПК работников ТВ и РВ, 1999.

25. Словарь современных понятий и терминов / под ред. В. А. Макаренко. - М., 2002. - 509 с.

26. Социально-экономическое управление : учеб. пособ. для вузов / под ред. Н. В. Родионовой, О. О. Читанавы. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. - 383 с.

27. Теория управления : социально-технологический подход : энцикл. словарь / под ред.

В. Н. Иванова, В. И. Патрушева ; Акад. наук социал. технологий и местного самоуправления. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Муниципальный мир, 2004. - 672 с.

28. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М.. : Политиздат, 1987. - 590 с.

29. Хизрич, Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха : пер.с англ. / Р. Хизрич, М. Питерс. - М. : Прогресс, Прогресс-Универс, 1992. - 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.