УДК 658
ВНЕШНЯЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© Сергей Геннадьевич САБЛИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]
Управление, опирающееся на сильную культуру и ценности, открывает новые возможности для построения эффективной деятельности предпринимательской организации. В современных условиях проблема формирования и развития культуры предпринимательства является актуальной. Важным фактором развития культуры предпринимательства является внешняя среда.
Ключевые слова: культура предпринимательства; внешняя среда; развитие культуры предпринимательства.
Несмотря на то, что за прошедшие два десятилетия рыночных реформ в России было принято большое количество мер для развития института предпринимательства, до сих пор остается нерешенным ряд проблем, в т. ч. внутриорганизационного характера. Одной из проблем следует назвать отсутствие должного внимания со стороны руководите -лей, собственников, государственной власти к вопросам формирования и развития культуры предпринимательства. Управление,
опирающееся на сильную культуру и ценности, открывает новые возможности для построения эффективной деятельности предпринимательской организации. Однако при осознанном выборе построения управления на основе сильной культуры предприниматель сталкивается с рядом проблем теоретического и прикладного характера, вызванных отсутствием системного и всеобъемлющего понимания самого предмета культуры на уровне организации, а также механизмов управления ею. Исследование этих проблем приводит к осознанию необходимости определения основных подходов к управлению с учетом культуры предпринимательства.
Современная экономическая и управленческая мысль признает тот факт, что предпринимательство является активнейшей частью экономической системы страны. Суть предпринимательства - это риск с расчетом на получение соответствующей нормы прибыли. Любое развитие в условиях переменчивой внешней среды неразрывно связано с самыми разнообразными рисками. Именно по этой причине для роста экономической мощи России, в особенности на основе мо-
дернизации и внедрения инноваций, важнейшую роль играет институт предпринимательства.
Культура предпринимательства базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.
Современные исследования, посвященные определениям культуры, показали огромный, все возрастающий интерес к этому понятию. Так, по подсчетам американских культурных антропологов А. Кребера и К. Клак-хона [1], с 1871 по 1919 гг. различными науками было дано семь определений культуры, с 1920 по 1950 их число возросло до 150. В настоящее время различных определений культуры насчитывается более 500 (рис. 1).
Такое разнообразие определений, интерпретаций и трактовок обусловлено тем, что культура представляет собой крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия. Поэтому культура изучается целым рядом наук: социологией, историей, философией, антропологией, аксиологией, лингвистикой, семиотикой, этнологией и др.
Каждая из наук выделяет в качестве предмета своего изучения одну из ее сторон или одну из ее частей, подходит к ее изучению со своими методами и способами, формулируя при этом свое понимание и определение культуры.
Исследователи для изучения сложного феномена культуры прибегают к такому приему, как расчленение целостности на части (или срезы), начиная с национальной культуры и заканчивая культурой отдельного индивида [2].
‘ 1 I 1 I 1 I 1 I 1--Ч-Н Ч Ч 1 I ч »
1870 1880 1890 1900 1910 1920 1930 1940... Годы
Рис. 1. Г истограмма зависимости количества определений культуры во временной динамике
Предпринимательская культура существует однородно на каждом отдельном уровне иерархии. При этом предпринимательская культура высшего уровня определяет «правила игры» (ценности, убеждения и поведенческие нормы) для предпринимательских культур более низкого уровня. Важно отметить, что иерархичность культуры, т. е. проявление ее на различных уровнях иерархии экономической системы, является одним из важных признаков системности культуры, что позволяет для ее изучения обоснованно использовать получивший широкое распространение системный подход.
Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и
сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы [3].
В изучении систем выделяется три уровня: субстанциональный, предполагающий
исследование элементов, составляющих систему, их перечисление, описание природы и строения; структурный, обеспечивающий
изучение взаимосвязей и отношений между элементами внутри системы; функциональ-
ный, предполагающий рассмотрение функционирования системы как неделимого целого.
Предмет теории предпринимательской культуры является своеобразным «срезом» (частью) явления культуры на уровне института предпринимательства.
«Культура предпринимательства» имеет множество толкований, т. к. ввиду многогранности данного явления каждый из авторов стремится дать собственное определение, в большей степени отражая интересующую его особенность или характеристику. По этой причине необходимо определить границы рассматриваемого феномена в отношении таких понятий, как корпоративная культура и организационная культура (табл. 1) [4, с. 10-11].
На практике сопоставление понятий организационной, корпоративной и предпринимательской культуры ведет к их смешению.
Р. Рюттингер считает, что культура предпринимательства - это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях.
О. Нойбергер и А. Компа к культуре предпринимательства относят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятие единственным в своем роде.
М.Г. Лапуста считает, что культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса [5, с. 353].
Таблица 1
Сравнение понятий организационной, корпоративной и предпринимательской культуры
Параметры сравнения Организационная культура Корпоративная культура Предпринимательская культура
1 2 3 4
Объект анализа Локальная отраслевая организация Многопрофильная компания Международная корпорация Организация как субъект хозяйствования
Концептуальный диапазон На уровне отдельной организации На уровне корпорации В масштабах страны
Содержание Общее Частное, не типичное для всех организаций Описывает особенности культуры организации с точки зрения специфических, исторически обусловленных условий
Источник возникновения Руководитель Совет директоров Руководитель / собственник
Доминирующая институциональная ценность Повышение качества Ресурсосбережение Расширение рынка Оргтехническое развитие производства Развитие личности Повышение качества Ресурсосбережение Расширение рынка Оргтехническое развитие производства Развитие личности Повышение качества Ресурсосбережение Расширение рынка Оргтехническое развитие производства Развитие личности
Ситуация, иллюстрирующая актуальность проблемы организационной культуры Несоответствие структуры, стратегии и культуры организации Слияние, поглощение одних предприятий другими Создание и функционирование за рубежных фирм на российском рынке Стремительное развитие предприятий, новых сфер бизнеса
Оказываемое влияние Элементы организации и ее персонал Взаимодействие между партнерами по бизнесу Процесс общения деловых партнеров Организация бизнеса деловых партнеров
В.В. Козлов отмечает, что культура предпринимательства есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев, традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников, стиля руководства данной организационной структуры, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития [6, с. 33].
Проанализировав более тридцати определений культуры на уровне организации зарубежных и отечественных ученых, И.В. Грошев, как и Э. Шейн, выделил три общих момента [4, с. 17-18]:
1) образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения связаны с видением окружающей индивида среды (группы, организации) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т. д.);
2) ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться инди-
вид. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым, помогают индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации;
3) символика, посредством которой
ценностные ориентации воспринимаются членами организации.
Предпринимательская деятельность -это свободная деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от исполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат их неоправданной инициативе [5].
Процесс предпринимательства, на каком бы иерархическом уровне он ни осуществлялся, независимо от сферы совершения сделки тесно связан с культурной средой, которая
структурно - по отношению к фирме - подразделяется на внешнюю культурную среду и внутреннюю культурную среду.
Внешняя культурная среда является составной частью макросреды, которая оказывает влияние на поведение субъектов и объекта предпринимательства.
Внутренняя культурная среда относится к микросреде фирмы и имеет отношение как к самой фирме, так и к партнерам, с которыми осуществляется взаимодействие.
Состав культурной среды характеризуется совокупностью факторов, к которым относят политику, технологию, образование, искусство, ценности и отношения, религию, язык, правоведение, социальный статус (рис. 2) [7, с. 231].
В основе развития предпринимательской единицы лежат стремления и ценности предпринимателя и руководителя фирмы («генератора» культуры). При этом на формирование их стремлений и ценностей оказывает влияние их внешняя среда. Действия предпринимателя являются рефлекторными по отношению к условиям внешней среды и происходящим в них изменениям (событиям).
Таким образом, проблема развития предпринимательства включает два элемента:
1) развитие культуры предпринимателя и предпринимательской организации;
2) создание внешних условий развития института предпринимательства.
В рамках данной работы рассмотрим внешние условия развития предпринимательства с точки зрения наименее изученного явления - культуры.
Внешняя среда - совокупность тех объектов, которые влияют на систему. В исследованиях проблем экономического развития остается недооценена роль средовых систем. Они незаметны так же, как и воздух, пока его достаточно для нормального функционирования. Между субъектами и объектами экономики всегда существует мощная многоаспектная среда: среда личной и деловой коммуникации, правовая среда, которая связана с судебной системой, среда взаимодоверия при совершении сделок и др. Все эти среды в сути своей основаны на ценностях и нормах, принятых в обществе, иными словами являются срезами культуры общества. Мотивы развития предпринимательства также лежат на более глубоком уровне - на уровне ценностей и базовых предположений участников предпринимательской деятельности.
Ранее уже упоминалось, что суть предпринимательства заключается в балансе между ожидаемой нормой прибыли от предпринимательской деятельности и соответствующим уровнем риска. «Теневая» экономика в противоположность «белой» экономике -экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учета; включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими. Теневая экономика - это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью.
Рис. 2. Состав культурной среды
В случае, когда риски сопоставимы, а размер ожидаемой прибыли в случае «теневой» деятельности значительно выше при минимальных затратах временных и прочих ресурсов, логически обоснованной является «теневая» предпринимательская деятельность на основе недобросовестной конкуренции в силу принципа рациональности (ментальный уровень). Субъектам предпринимательской деятельности становится «выгоднее» получить и контролировать доступ к процессам перераспределения благ, а не их созданию. В этом случае выбор в пользу «прозрачной» деятельности и принципов добросовестной конкуренции основывается на привитых высоких ценностях и базовых предположениях лица, принимающего решение о содержании предпринимательской деятельности (духовный уровень).
В качестве показателей внешней среды предпринимательства, способствующей его развитию на основе честной конкуренции, можно предложить следующие:
- соотношение объемов теневого и прозрачного секторов экономики в стране;
- степень влияния «теневого» сектора на институты, задача которых формировать ценности, определять законы и устанавливать правила предпринимательской деятельности, контролировать их исполнение, а при нарушении, безусловно, вводить санкции в отношении нарушителей установленных правил.
Рассмотренные показатели находятся в прямой корреляции между собой.
Первый показатель может быть определен количественно как доля теневого сектора в объеме ВВП страны. Результат необходимо сравнить с подобными показателями стран, которые характеризуется высоким уровнем развития предпринимательской культуры.
По оценке МВФ объем ВВП России за 2010 г. составляет 1477 млрд долл. США [8]. В то же время по оценке экспертов АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» ежегодный совокупный доход российских коррупционеров составляет около 300 млрд долл. США, что составляет 20 % ВВП страны.
Второй показатель носит качественный характер, больше всего соотносится с понятием «коррупция» и может быть определен на основе шкалы восприятия (рейтинга) это-
го явления в сравнении с другими странами. Примером такого рейтинга может являться индекс восприятия коррупции Transparency International для России. Согласно исследованиям, Россия по этому показателю занимает 154-е место из 178 возможных - на уровне африканских государств [9]. Необходимо помнить, что коррупция прекращает какие-либо формы свободной конкуренции, а соответственно, и возможность интенсивного развития на основе применения современных технологий управления, производства товаров и оказания услуг. На основе приведенных данных можно сделать вывод, что российская внешняя среда развития предпринимательства характеризуется как неблагоприятная.
В статье рассмотрена и определена сущность культуры предпринимательства как единство трех элементов: образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях; ценности (или ценностные ориентации); символика, посредством которой ценностные ориентации воспринимаются членами предпринимательской организации. Также была обоснована применимость системного подхода для изучения культуры предпринимательства, определена роль
внешней среды как одного из основополагающих элементов развития предпринимательской культуры и предпринимательства в целом. В рассматриваемой статье предложен методический подход к оценке потенциала развития предпринимательской культуры в современных условиях за счет фактора внешней среды. Современное состояние внешней культуры в России можно охарактеризовать как неблагоприятное.
В качестве следующего логического этапа исследования предполагается рассмотреть структуру и механизм формирования и распространения предпринимательской культуры с определением элементов, участвующих в этом процессе, а также их взаимосвязей.
1. Kroeber A., Kluchholn C. Culture: a critical review of concepts and definitions. Cambridge, MA: Peaboy Museum. V. 47. № 1. P. 30-39.
2. Родин О.А. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность // Менеджмент. 1998. № 7. С. 67-77.
3. Свободная энциклопедия «Википедия». иКЬ: Шр://т.'тк1реШа.ог$'тстк1/Системный_подход (дата обращения: 04.04.2011).
4. Грошев И.В., Емельянов П.В., Юрьев В.М. Организационная культура. М., 2004.
5. Предпринимательство / М.Г. Лапуста [и др.]. М., 2000.
6. Козлов В.Д., Козлова А.А. Корпоративная культура: «костюм» успешного бизнеса // Управление персоналом. 2000. №11.
7. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности / под общ. ред. Г. Л. Багиева. СПб., 2001.
8. Report for Selected Countries and Subjects. Russia. International Monetary Fund. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2010/ 02/weodata/weorept.aspx?sy=2010&ey=2010&s csm=1&ssd=1&sort=country&ds=.&br=1&pr1.x =25&pr1.y= 11&c=922&s=NGDPD%2CNGDP DP C%2CPPPGDP%2 CPPPPC%2 CPPPSH&grp =0&a. Загл. с экрана.
9. Российская газета. 2010. 7 дек.
Поступила в редакцию 25.04.2011 г.
UDC 658
EXTERNAL ENVIRONMENT AS BASIS FOR FORMATION AND DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL CULTURE IN MODERN CONDITIONS
Sergey Gennadyevich SABLIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]
Underpinned by strong culture and values, management opens new possibilities for constructing an effective activity of entrepreneurs. The problem of formation and development of entrepreneurial culture is important in modern conditions. The external environment is an important factor in the development of entrepreneurial culture.
Key words: entrepreneurial culture; external environment; development of entrepreneurial culture.