Научная статья на тему 'Предпринимательская культура будущего специалиста как объект развития в системе научно-инновационной инфраструктуры'

Предпринимательская культура будущего специалиста как объект развития в системе научно-инновационной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / CULTURE / ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEURIAL CULTURE / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / RESEARCH AND INNOVATION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафин Э. Р., Гатиятуллин М. Х., Шинкевич А. И.

В качестве рычага повышения производительности труда и фактора социального прогресса в статье рассматривается привитие предпринимательской культуры. Изучаемый подход предлагается реализовывать на фазе обучения специалистов в учреждениях высшего профессионального образования, в том числе и в субъектах научно-инновационной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As productivity increasing lever and factor of social progress this article deals the inculcating an entrepreneurial culture. The studied approach is proposed by implement of student teaching phase in the institutions of higher education, including the subjects of science and innovation infrastructure

Текст научной работы на тему «Предпринимательская культура будущего специалиста как объект развития в системе научно-инновационной инфраструктуры»

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 331.1

Э. Р. Сафин, М. Х. Гатиятуллин, А. И. Шинкевич

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Ключевые слова: культура, предпринимательство, предпринимательская культура, высшее профессиональное

образование, научно-инновационная инфраструктура.

В качестве рычага повышения производительности труда и фактора социального прогресса в статье рассматривается привитие предпринимательской культуры. Изучаемый подход предлагается реализовывать на фазе обучения специалистов в учреждениях высшего профессионального образования, в том числе и в субъектах научно-инновационной инфраструктуры.

Keywords: culture, entrepreneurship, entrepreneurial culture, higher professional education, research and innovation

infrastructure.

As productivity increasing lever and factor of social progress this article deals the inculcating an entrepreneurial culture. The studied approach is proposed by implement of student teaching phase in the institutions of higher education, including the subjects of science and innovation infrastructure.

На современном этапе в свете задач модернизации системы российского образования до 2010 года, особые надежды в деле подготовки будущих специалистов связываются с повышением эффективности деятельности системы высшего образования, входящей в комплекс научно-инновационной инфраструктуры. Как ожидается, выпускник вуза должен быть подготовлен на высоком качественном уровне к избранной сфере профессиональной деятельности с учетом произошедших глобальных изменений в идеологической, социальноэкономической и культурной структуре общества. В частности, в условиях становления нового социально-экономического механизма, пересмотра политических и экономических ценностей общества, изменения традиционных общественных ориентиров, развитием в педагогике новой гуманистически ориентированной парадигмы перед научно-инновационной инфраструктурой стоит важная по значимости и относительной автономности проблема профессиональной подготовки молодежи к предпринимательской деятельности, в том числе и в сфере наукоемкого бизнеса. Из этого следует, что к числу наиболее востребованных сегодня профессионально значимых качеств специалиста нового типа (профессиональная компетентность и мобильность, творческий потенциал, конкурентоспособность, управленческая культура и др.), требующих разработки адекватных образовательных стратегий и тактик, необходимо отнести и профессиональную готовность молодых людей к предпринимательской деятельности. Данное перспективное направление обновления образовательных функций научно-инновационной инфраструктуры теснейшим образом связано с переходом производственных структур к рыночной экономике [1], возрождением естественных рыночных отношений, свойственных цивилизованному миру, что и актуализирует задачу воспитания в условиях высшей школы профессионально и социально активной личности, обладающей глубокими познаниями в экономической сфере, стремящейся к самостоятельным действиям и целенаправленной реализации своего личностно-творческого потенциала. Это и становится в дальнейшем необходимой базой формирования профессионального предпринимателя.

Предпринимательство, как одна из конкретных форм проявления новой экономической политики, способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида. Несмотря на то, что предпринимательство активно стремится занять свое достойное место в отечественной экономике и реально и потенциально представляет собой достаточно мощную экономическую и политическую силу, на данном этапе в нашей стране его профессиональные и социальные функции осуществляются далеко не в полном объеме. Резервы полноценного врастания в экономическую действительность России феномена предпринимательства во многом связаны с разработкой и внедрением специальных образовательных программ в вузах. Рассмотрим более детально социально-экономические и нормативно-правовые предпосылки становления предпринимательства, характерные для нашей страны.

Прежде всего, отметим, что предпринимательская деятельность напрямую обусловлена общеэкономическими изменениями, происходящими ныне в российском обществе. Она зависит от создания благоприятной среды для развития бизнеса, режима политической предсказуемости и правовой стабильности, благоприятного инвестиционного климата, что и следует считать совершенно необходимыми условиями для создания прочной основы экономического подъема государства и роста благосостояния и качества жизни его граждан. Следуя цивилизованному курсу развития, любое общество не может не быть заинтересовано в росте уровня культуры предпринимательства в нем, рассматриваемого в качестве рычага повышения производительности труда и фактора социального прогресса. Говоря о наших планах и задачах социально-экономического развития, соответственно, нельзя не прийти к выводу, что наличие в российском обществе предпринимательского корпуса с устойчивыми, прогрессивными установками и предпринимательской культурой - залог значимых преобразований в обществе. Актуальность предпринимательской культуры связана с развитием рыночных отношений, формированием новой структуры собственности, внедрением новых систем управления, расширением сфер предпринимательства, в том числе его выхода на международные рынки. Достижение должного уровня развития предпринимательства в новой России связано с уточнением его концептуальных основ и разъяснением содержания понятия «культура предпринимательства». Эти стороны проблемы явились объектом всестороннего научного анализа в работах Л.К. Аверченко, И.Л.Акулича, В.Р.Весина и др. [2, 3, 4, 5, 6].

Обобщая результаты различных исследований в сфере экономики и менеджмента, его исторические предпосылки, можно выделить, что история человечества знает три различных инструмента управления, определяющих характер воздействия на людей:

1) иерархия (организация), где основной способ управления - давление на человека посредством принуждения;

2) культура, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, шаблоны поведения, которые заставляют человека вести себя определенным образом;

3) рынок - равноправные отношения по горизонтали.

Во всех социально-экономических системах эти «инструменты управления» используются, но находятся в зависимости от придания приоритетного значения тому или иному виду управления, что и сказывается определяющим образом на сущности, обмене, направленности хозяйственной организации общества.

Заметим, что многие российские предприниматели наряду с «рыночным» инструментом управления придают важное значение «культурному», считая его главным ресурсом конкурентной борьбы и, что еще важнее, видят в нем важное средство повышения экономической стабильности и эффективности национального хозяйства. Аргументом в пользу избираемой позиции называется то, что преобладание позиции «культуры» в экономике предполагает существенное совершенствование человеческого капитала, что

является главным условием экономического и социального развития любой страны. Культура - это многогранное явление, обеспечивающее поддержание целостности и развития общества. Она пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, в том числе экономическую, а в особенности предпринимательскую деятельность.

Рассматривая культуру в широком плане, можно выделить две большие и относительно самостоятельные ее стороны: материальную и духовную культуру. Материальная культура включает в себя сферу производства, распространения и потребления результатов материальной деятельности. Отметим также, что культура проявляется в любой форме деятельности и на любом уровне социальных систем. Важным аспектом общей культуры человечества является материальная (хозяйственная) культура и как один из ее элементов -предпринимательская культура.

Определяя сущность самого понятия, укажем, что предпринимательская культура представляет собой систему ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспечивающих мотивацию и регуляцию предпринимательской деятельности, детерминирующих форму ее осуществления, а также ее восприятие обществом. Предпринимательская деятельность является частью хозяйственной (материальной) деятельности, а культура предпринимательства основывается на материальной культуре, которая оказывает большое влияние на формирование предпринимательства, на отношение общества к нему и отдельным предпринимателям, а также на восприятие предпринимателем своего дела.

Для углубленного понимания сущности рассматриваемого понятия не менее важно понять, что предпринимательская культура представляет собой особо специализированную сферу материальной культуры, специфика которой заключается в ее направленности на обеспечение воспроизводства отношений, складывающихся между субъектами в процессе и по поводу их предпринимательской деятельности. В структурном представлении предпринимательская культура состоит из следующих компонентов: культуры технологии производства, управленческой и организационной культуры, культуры условий труда, культуры обмена и распределения и т. д.

Иерархия организации предпринимательской деятельности носит двусторонний характер ее кадрового обеспечения, где, с одной стороны, основная в управленческом смысле профессиональная роль отводится предпринимателям, с другой же - в решении намеченных производственных задач работникам, потребителям, партнерам, акционерам, конкурентам и, наконец, государству. Ключевой фигурой в этой изменчивой, подвижной и динамичной среде остается предприниматель, менеджер-лидер, ориентированный на принятие правильных управленческих задач и решений и использование культурно-этических инструментов взаимодействия.

Предприниматель или менеджер не сможет оказаться на вершине профессионального успеха, если окажется неспособным дать ответ самому себе на следующие вопросы: почему он выбрал именно этот род деятельности; ради каких целей он стал предпринимателем, менеджером; какие мотивы им двигают; к чему он стремится в своей деловой активности; каких результатов он намерен достичь в своей деятельности.

Глубинный смысл и предназначение предпринимательства можно представить в форме своеобразной «философии предпринимателя», основными положениями которой являются: стремление улучшить материальное положение (эмпирически отмечены высокая значимость данного стимула на начальном этапе занятия предпринимательством и значительное снижение его ценности по мере достижения материальных благ); поиск собственного места в жизни (одним из ведущих мотивов перехода из госсектора в частный бизнес оказалась скованность личности, невозможность полноценной самореализации); конфликт «личность - система», часто выражающийся в психологическом кризисе, личностном надломе; желание установить больший контроль (самоконтроль) над своим будущим; стремление к свободной и независимой деятельности в сочетании с невостребованностью профессионального

потенциала; надежда более тесно увязать свою работу и личную жизнь; стремление распространять собственный стиль и образ жизни, интересы, привычки и наклонности на бизнес; стремление к лидерству и достижениям; осознание общественной полезности своего труда (мотив к стремлению поддержать отечественную экономику, престиж страны); стремление к власти, как мотив, который, как правило, возникает не на уровне мелкого и среднего бизнеса, а на более высоком уровне, когда речь идет о мощных коммерческих структурах - банках, биржах, крупных компаниях. При этом власть здесь понимается, как возможность распоряжаться большими денежными и товарными массами, а также, как возможность контролировать экономические процессы в обществе.

«Философское» видение бизнеса и совокупность требований, предъявляемых к собственным деловым качествам, представляет собой личный кодекс поведения предпринимателя. Это внутренне организованный образ, в котором мир описывается, оценивается и предписывается в виде регламентов определенного типа профессиональноценностного поведения. Эти регламенты, прежде всего, касаются следования определенной идеологии, сквозь призму которой предприниматель смотрит на мир. Вот некоторые элементы личного кодекса предпринимателя: признание самоценности человеческой жизни, отношение к каждой личности как к суверену; уважительное отношение к экологическим ценностям (природосбережению), сдерживающее риски активной экономической деятельности; неукоснительное соблюдение общечеловеческих норм нравственности; законопочитание, законопослушание.

Особо важно подчеркнуть, что сегодня одним из главных элементов личного кодекса предпринимателя становится принцип социальной направленности действий и высокой степени социальной ответственности за конечные результаты деятельности.

Таковы общие целевые установки и социальные ожидания в развитии предпринимательства как важной проблемы дальнейшего эффективного социальноэкономического развития российского общества. Какие же условия необходимо создать в сфере высшего образования для обеспечения качественного пополнения кадрового потенциала предпринимательства?

К предпринимательству, организации собственного дела, согласно экспертным оценкам, в настоящее время стремятся около десяти процентов специалистов, занятых в различных отраслях народного хозяйства. И большинство из них - молодежь, т. е. вчерашние студенты. У современных молодых предпринимателей сегодня иные проблемы, чем у тех, кого можно отнести к старшему поколению. Прибыльный бизнес становится для начинающих все менее доступным из-за монополизации и криминогенности, а'также причин, связанных с чиновничьим произволом и вымогательством.

Кроме отмеченного, о профессиональном успехе тем более не приходится говорить в случае отсутствия у молодых людей полноценных знаний основ предпринимательской деятельности, а также при недостаточном внимании к проблемам предпринимательства со стороны руководящих органов и т. д.

Между тем предпринимательство - это весьма желательный тип рациональной и высоко интеллектуальной деятельности человека, способствующий не только личному, но и общественному процветанию. Известно, что в идеологическом отношении, сегодня принято иметь более гибкий взгляд на соотношение категорий «личное» и «общественное». С одной стороны, неизменно верными мы признаем целевые установки обучения в учебных заведениях, направленные на формирование качественных знаний, умений и навыков и воспитание стремления личности к полезности, направленности труда на общественное благо. С другой, считаем важным придать более высокий статус и ценности личностного успеха, снимая саму постановку вопроса о его противостоянии по отношению к категории «общественный интерес». Воспитание студентов в духе новых профессиональных ценностей и должно быть ориентировано на поддержку их стремления к личному профессиональному успеху, гармонически сочетающегося с мотивом социальной значимости выполняемого труда.

Профессиональная подготовленность студентов к деятельности в новых социальноэкономических условиях, предполагая сохранение ведущей позиции глубоких знаний специалиста, одновременно, намного порядков выше поднимает их практический компонент. Это тем более касается требований к организации процесса формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности, успешность которой во многом будет зависеть от наличия способностей конкурировать на рынке труда и развитых умений применять полученные знания на практике, а также иметь навык их использования.

Таким образом, именно с учетом глубокого понимания социально-экономической миссии предпринимательства и его общественного престижа, необходимо решать проблемы качественной подготовки специалистов для данной перспективной сферы деятельности в образовательном, научно-инновационном и учебно-воспитательном процессах вуза. Здесь важны такие акценты в профессиональном обучении студентов, которые, не замыкаясь на знаниевой базе, выдвигают на первый план экономические и нравственные ценности, которые должны занимать достаточно большое место в научно-инновационном и образовательном процессах вуза. Ценностный аспект установок студентов на предпринимательскую стезю, в том числе их приобщение к ценностям бизнеса - это неотъемлемый компонент учебного процесса и условие формирования профессиональной и предприимчивой личности. Специалист данного типа - это всесторонний профессионал, обладающий богатыми личностными данными в сочетании с развитыми организаторскими способностями. Ориентируясь на необходимость формирования в вузе профессионала такого уровня, нетрудно понять, что, опираясь лишь на возможности аудиторных занятий, этой задачи не решить. Очень важной составляющей в системе его подготовки выступает приобретение студентами практического опыта, что возможно лишь в условиях обеспечения тесной связи обучения с хозяйственной деятельностью. В этом отношении неоценимую помощь способны оказать студенческие трудовые отряды. Что же представляют собой сегодня студенческие отряды, как средство развития личности будущего специалиста? Как они связаны с традициями студенческих отрядов в прошлом?

Деятельность первых студенческих строительных отрядов (ССО) берет отсчет с конца 50-х годов XX века. Их история связана со строительством многих эпохальных строек времен развитого социализма. С началом перестроечных времен эта яркая и социально полезная форма студенческой жизни начала угасать в большинстве российских вузов, к счастью ненадолго. Сегодня наступила их новая эпоха - эпоха возрождения.

Возобновление деятельности студенческих отрядов в нынешнее время не случайно. Во-первых, это результат поиска формы социальной самоорганизации в годы социологического вакуума и неопределенности, и, во-вторых, сложная экономическая ситуация в стране, при которой в наибольшей степени страдают относящиеся к наименее защищенным слоям населения молодежь и студенты, заставляет искать пути заработать деньги. В-третьих, это -романтика, а также желание ходивших только вчера в школу мальчиков и девочек знакомиться со взрослой жизнью, осваивать различные специальности, получать навыки работы.

Не случайно возрождение студенческих отрядов получило активную поддержку со стороны Президента России В.В. Путина В.В., правительства и руководителей многих субъектов Российской Федерации.

Сейчас студенческие отряды и движение ССО в целом работает в принципиально новых условиях, т.к. рыночная экономика диктует свои правила игры. Новые подходы в развитии этого феномена остро и активно обсуждались на II Всероссийском студенческом форуме, состоявшемся в г. Томске, Всероссийском слете студенческих трудовых отрядов в г. Казани и т. д.

Объединяет сегодняшние отряды и их движение в прошлом то, что они являются лучшим способом организации социального воспитания, формирования гражданственности, патриотизма у молодежи, реализации социальных и трудовых инициатив студенчества,

приобретения молодыми людьми навыков профессиональной трудовой и управленческой деятельности, содействия личностному развитию, а также процессам трудовой и социальной адаптации молодежи.

Сегодня совершенно очевидно, что в современной России актуальность студенческих отрядов заключается в том, что в них решается большое количество практических задач, стоящих в данный момент перед страной: решение кадровых вопросов; организация занятости молодежи; профилактика негативных явлений в молодежной среде; трудовое и нравственное воспитание; приобретение профессиональных навыков и ускорение процесса социализации молодых людей; решение вопросов финансовой обеспеченности студенчества. Ценность труда в студенческих отрядах заключается в адаптации молодежи к современным условиям производственных отношений, развитию инициативности и самостоятельности, организационных и деловых качеств, духовно-нравственного идеала, одним словом, именно тех качеств и черт, которые профессионально бесценны для будущих менеджеров и предпринимателей.

Необходимо и далее всячески активизировать возможности повышения уровня профессиональной подготовки студентов, приобретения ими, наряду с реализацией теоретических знаний, прочных практических навыков, включая освоение и применение творческого подхода к выполнению служебных обязанностей, освоению культуры предпринимательства, заложив эти задачи в программу организации деятельности современных студенческих трудовых отрядов разнообразных профилей.

Итак, совершенно очевидным представляется то, что требования к будущим руководителям (предприниматель, менеджер) весьма высоки и в плане личностном, и в плане организационных способностей. Овладеть техникой и технологией управленческой деятельности, находясь лишь в учебных аудиториях вряд ли возможно. Практика, связь обучения с хозяйственной деятельностью - вот эффективный путь освоения качеств будущего организатора производства.

Этого и нужно ждать от вновь возродившегося движения студенческих строительных отрядов (ССО). В рамках поднятой в статье проблемы можно с уверенностью сказать, что одним из главных достоинств деятельности ССО является органическое соединение процесса производства с учебно-воспитательным процессом высшей школы. Участие в них помогает будущему специалисту на практике применять приобретенные в вузе знания, овладевать организаторскими навыками и опытом социально активной деятельности, научиться культуре предпринимателя.

Литература

1. Берман,, С. С. Институциональная модернизация региональной модели подготовки кадров для инновационной экономики / С.С. Берман, А.И. Шинкевич // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. -№8. - С. 161-167.

2. Аверченко, Л.К. Самосовершенствование личности менеджера / Л.К. Аверченко // Эко. - 1993. - №

8.

3. Акулич, И.Л. Философия предпринимательства, ориентированного на рынок / И.Л. Акулич - Рига: Авотс, 1995.

4. Весин, В.Р. Менеджмент для предпринимательства / В.Р. Весин - М.: Антиква,1993.

5. Водок, М. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя - практика / М. Водок, Д. Френсис -М.: Дело, 1991.

6. Менеджмент XXI века / под ред. С. Чоудхари. - М.: ИНФРА-М, 2002.

© Э. Р. Сафин - асп. каф. логистики и управления КГТУ, edward.r.safin@yandex.ru; М. Х. Гатиятуллин - сотр. КГТУ; А. И. Шинкевич - д-р экон. наук, проф., зав. каф. логистики и управления КГТУ, ashinkevich@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.