ПРОБЛЕМЫ ГОРОДА МОСКВЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ РЕШЕНИЯ
ЛОМТЕВА Е.В.
В своей статье автор обозначает наиболее острые проблемы города Москвы и рассматривает законодательную базу, необходимую для их успешного решения.
In the article the author designates most acute problems of a city of Moscow and considers the legislative base necessary for their successful decision.
Важнейшим условием сохранения социальной стабильности в городе является обеспечение занятости населения. В Москве уровень регистрируемой безработицы на протяжении ряда докризисных лет не превышал 0,5-0,6% экономически активного населения. Однако с началом кризиса (с IV квартала 2008 года и до конца III квартала 2009 года) численность зарегистрированных безработных увеличилась в 3,2 раза. К концу 2009 года ситуация стабилизировалась на уровне 60 тыс. человек, или 0,9% от экономически активного населения. Таким образом, показатели уровня безработицы в Москве по-прежнему значительно ниже, чем в других регионах и по стране в целом.
Большую роль в сохранении благополучной ситуации в этой сфере сыграли меры по содействию занятости, закрепленные Законом города Москвы от 1 октября 2008 года № 46 «О занятости населения в городе Москве» (далее - Закон № 46). Принятие Закона № 46 обусловлено передачей ряда полномочий Российской Федерации в области занятости органам государственной власти субъектов РФ10 в связи с внесением изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-! «О занятости населения в Российской Федерации». Городской закон позволил законодательно закрепить все лучшее, что наработано Московской службой занятости населения, конкретизировал правовые и организационные основы государственной политики содействия занятости населения на уровне города.
Однако приоритетом для города является предупреждение безработицы, а не борьба с ней. С этой целью организуются опережающее переобучение тех, кому грозит увольнение, а также стажировки выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в целях приобретения ими профессионального опыта, что позволит молодым людям продолжить свою трудовую деятельность в организациях города на постоянной основе. В рамках программы «Московская практика» затраты на их заработную плату частично компенсируются из бюджета города.
По данным Департамента труда и занятости населения города Москвы, сократилось общее количество выпускников, зарегистрированных в службе занятости. Так, общая численность зарегистрированных не превышает 4500 человек, в том числе 1900 выпускников средних специальных учебных заведений, тогда как в 2009 году их было 9 тысяч.
Этому способствовали изменения, внесенные в 2010 году в Закон № 46, в соответствии с которыми возрастные рамки для участников программы стажировок были расширены до 30 лет, а также была введена обязанность службы занятости оказывать помощь в трудоустройстве выпускникам без присвоения им статуса безработных. Представляется целесообразным положения о стажировке выпускников образовательных учреждений, испытывающих трудности с трудоустройством, закрепить в московском законе о занятости.
Для недопущения роста безработицы в качестве важного направления законодательного обеспечения занятости рассматриваются меры по поддержке деловой активности населения, созданию и развитию малого бизнеса, служащего одновременно удовлетворению потребительских нужд жителей города. При этом в рамках комплексного решения вопроса трудоустройства выпускников вузов особое внимание уделяется их активному вовлечению в предпринимательскую деятельность. Поскольку молодежный малый бизнес может стать реальной
движущей силой модернизации экономики страны, в Москве реализуются мероприятия по развитию и поддержке малого предпринимательства в молодежной среде, подготовке кадрового резерва для действующих предприятий малого бизнеса и формированию социальной базы для повышения инновационной составляющей в структуре малого предпринимательства. Однако эффективная реализация этих задач невозможна без соответствующего законодательного регулирования на федеральном уровне. Так, в Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не нашли отражение вопросы, касающиеся поддержки молодежного предпринимательства, в том числе при создании молодежных предприятий и бизнес-инкубаторов.
Предполагалось, что решению проблем поддержки инновационного предпринимательства в студенческой среде, созданию дополнительных рабочих мест в наукоемких отраслях промышленности будет содействовать Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее - Федеральный закон № 217-ФЗ), который предоставил бюджетным научным и образовательным учреждениям право быть учредителями хозяйственных обществ.
Однако, как показала правоприменительная практика, одной из ключевых проблем, препятствующих созданию хозяйственных обществ на базе бюджетных учреждений науки и образования, является невозможность использования вузами и научными учреждениями в соответствии с бюджетным законодательством доходов от деятельности создаваемых малых инновационных предприятий, которым НК РФ не позволяет как организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, применять упрощенную систему налогообложения, что особенно актуально на этапе становления указанных хозяйственных обществ. Существуют проблемы с передачей хозяйственным обществам необходимого имущества, оборудования, помещений и т.д. Отчасти решению этих проблем должен способствовать
Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», значительно расширивший полномочия автономных государственных учреждений. Однако его реализация требует принятия значительного числа подзаконных актов, а также проведения необходимых реорганизационных процедур в отношении государственных учреждений, что откладывает позитивный эффект от действия данного Федерального закона как минимум на год.
Законодательно разрешить указанные проблемы в рамках предоставленных субъектам РФ полномочий Москва не вправе. Усилия, предпринятые городом в сфере молодежного предпринимательства, нашли свое отражение в Законе города Москвы от 26 ноября 2008 года № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» (далее - Закон № 60), который предусматривает меры, направленные на содействие вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи, в том числе по поддержке молодежных бизнес-инкубаторов, молодежных инновационных центров, молодежных конструкторских бюро и иных специализированных организаций, образующих инфраструктуру субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако пробелы федерального законодательства это не компенсирует.
Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года № 39 «О молодежи» (далее - Закон № 39) также предусматривает меры поддержки в целях вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, но эти меры в большинстве своем ориентированы на молодежь в целом, а не на субъекты молодежного предпринимательства. Необходимо отметить, что как на федеральном уровне, так и в законодательстве субъектов РФ отсутствует определение понятия «молодежное предпринимательство», в связи с чем возникают сложности с определением критериев отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства к молодежному
предпринимательству. Отсутствие четких правил размывает границы этого понятия. В Москве критерии отнесения лиц к субъектам молодежного предпринимательства установлены постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 года № 724-ПП, а также постановлением Правительства Москвы от 9 сентября 2008 года № 818-ПП, согласно которым к ним относятся индивидуальные предприниматели до 30 лет, юридические лица - субъекты малого предпринимательства, отвечающие следующим условиям: средний возраст штатных сотрудников - до 27 лет, возраст руководителя - до 30 лет, а доля вкладов в уставном капитале лиц не старше 27 лет превышает 50% либо доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75%.
Реализация мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в Москве осуществляется в рамках городских комплексных программ, направленных на создание условий, стимулирующих молодежь к ведению предпринимательской деятельности как основе материального благополучия, профессионального роста и социальной адаптации. В перечень мероприятий Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. включены предусмотренные законодательством меры по поддержке молодежных предпринимательских проектов, новых молодежных бизнес-инкубаторов, молодежных студенческих конструкторских бюро, молодежных инновационных центров, проведению круглых столов, презентаций, семинаров, консультированию субъектов молодежного предпринимательства. Предусмотренные Программой меры направлены на обеспечение опережающего роста количественных и качественных показателей производственного и в первую очередь инновационного малого и среднего бизнеса, предпринимательской деятельности в области ЖКХ и на рынке бытовых услуг для населения.
Также в законодательстве города Москвы необходимо закрепить меры поддержки молодежного предпринимательства, в частности:
1. предоставление консультативной, имущественной и финансовой поддержки;
2. содействие молодежным инициативам в сфере предпринимательской деятельности;
3. содействие социальной адаптации и повышению конкурентоспособности молодежи в сфере предпринимательской деятельности;
4. обеспечение взаимодействия предпринимательских структур с молодежными проектными коллективами с целью их информирования о бизнес-идеях, разработанных в молодежной среде;
5. формирование банка данных о вакантных местах для молодежи, обеспечение учащейся и безработной молодежи полной и оперативной информацией о возможностях трудоустройства в сфере предпринимательства;
6. формирование банка данных молодежных бизнес-идей и проектов;
7. ведение реестра субъектов молодежного предпринимательства.
Анализ состояния высшей школы в вопросах подготовки кадров для инновационной деятельности указывает на недостаточность мер по переходу образования на новые условия. В связи с тем, что профессиональные знания и умения выпускников не соответствуют реальным потребностям предпринимательства, предприятия сами вынуждены готовить себе кадры, создавая корпоративные университеты, центры обучения.
Система высшего профессионального образования, как видно из практики, не справляется со своими задачами (за исключением узкоотраслевых вузов), и пока не удается создать оптимальную стратегию ее развития, обеспечивающую сбалансированность интересов работодателей, образовательных учреждений, самих обучающихся и городского хозяйства. В большинстве случаев выданный диплом не востребован на рынке труда и не гарантирует выпускникам возможность применить свои навыки, устроившись на работу по специальности. В результате, с одной стороны, растет число безработных, с другой - не удовлетворяются потребности предприятий и организаций в квалифицированной рабочей силе.
Из 1,5 млн. российских выпускников в 2009 году около 12% продолжили образование, 12% призваны на срочную военную службу и лишь 27% трудоустроились по специальности.
Остальные нашли работу, далекую от полученной специальности, или пополнили ряды безработных.
Происходящее в настоящее время сокращение числа выпускников общеобразовательных школ, связанное с особенностями демографической ситуации в Москве, и одновременное увеличение мест, предлагаемых московскими государственными и негосударственными вузами, приводят к серьезному дисбалансу в структуре профессиональной подготовки, что особенно обостряет проблему обеспечения реальных потребностей рынка труда в рабочих и специалистах среднего звена.
Общеобразовательная школа в настоящее время практически не выполняет функцию профессиональной ориентации выпускников с учетом их собственных интересов и реальной потребности профессий на рынке труда. Опросы старшеклассников показывают, что лишь 3,6% в ходе выявления у них профессиональных интересов и возможностей заявили о готовности обучаться по рабочим профессиям (что в 5-10 раз ниже показателей 20-летней давности).
Существенными препятствиями в развитии столичного профессионального образования являются отсутствие комплексного прогноза развития всей социально-экономической сферы Москвы; низкие темпы модернизации материально-технической базы учреждений профессионального образования; отсутствие нормативно-правовых условий для эффективного участия работодателей в обновлении как материально-технической базы профессионального образования, так и содержания профессионального образования (профессиональных стандартов).
Устранению указанных проблем и созданию в Москве более эффективной системы подготовки трудовых ресурсов отчасти способствуют меры, предусмотренные Городской целевой программой развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы. Цель программы - создание необходимых условий и механизмов повышения эффективности профессионального образования в обеспечении социально-экономической сферы города Москвы трудовыми ресурсами.
Реализация мероприятий Программы основывается на уже имеющейся нормативноправовой базе: Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-! «Об образовании», Законе города Москвы от 20 июня 2001 года № 25 «О развитии образования в городе Москве», Законе города Москвы от 29 июня 2005 года № 32 «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве», постановлении Правительства Москвы от 19 октября 2004 года № 724-ПП «Об участии органов исполнительной власти города Москвы, объединений профсоюзов и работодателей в развитии учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом потребности экономики города в квалифицированных рабочих кадрах».
Однако в условиях современной рыночной экономики, развития частного сектора государство не может оставаться монопольным заказчиком и инвестором подготовки кадров.
Для создания законодательных механизмов, направленных на комплексное решение вопросов подготовки и трудоустройства рабочих кадров, требуется дальнейшее развитие законодательства на федеральном уровне. Цель - создать жизнеспособную систему государственно-общественного управления подготовкой кадров, которая позволяла бы формировать заказ работодателей на подготовку необходимых им кадров, а также предусматривала их непосредственное участие в разработке профессиональных образовательных стандартов, аккредитации образовательных программ, подготовке кадров и ответственность за реальное трудоустройство лиц, прошедших соответствующую профессиональную подготовку.
Одним из инструментов содействия временному трудоустройству молодежи (студентов), а также способом приобретения рабочей специальности являются молодежно-студенческие отряды. В целях закрепления прав обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования создавать студенческие отряды и статуса этих от-
рядов были внесены изменения в федеральные законы «Об образовании» (статья 50) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (статья 16). Установлено, что студенческий отряд может представлять собой как общественное учреждение, так и общественную организацию, целью деятельности которых является организация занятости учащейся молодежи, желающей в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.
Учитывая это, представляется целесообразным внести соответствующие изменения в правовые акты города Москвы, регулирующие статус, порядок создания и деятельности молодежно-студенческих отрядов.
В Москве в движении студенческих отрядов ежегодно участвуют более 20 тыс. молодых людей, создан Московский городской штаб молодежно-студенческих отрядов. Вместе с тем в настоящее время городом слабо используется потенциал студенческих отрядов для решения различных задач хозяйственной деятельности. В целях более широкого и эффективного его использования требуется разработка дополнительных мер со стороны города.
Инновационный путь развития московской экономики связан с новыми высокотехнологичными и наукоемкими производствами. В то же время промышленная инфраструктура Москвы, сложившаяся к началу периода экономических преобразований, в основном исчерпала свои ресурсы и не может обеспечить технического прорыва, направленного на модернизацию и инновационное развитие, поэтому важнейшая задача - осуществить структурную перестройку московской промышленности в сторону развития высокотехнологичных и наукоемких производств. В соответствии с социально-экономическими прогнозами к 2020 году из Москвы будет выведено или закрыто около 30% промышленных предприятий и одновременно будут сокращены площади, занимаемые производственными организациями (до 5 тыс. гектаров), а освободившаяся земля будет использована под застройку и иные цели.
Однако, для эффективной реализации принимаемых городом мер необходимо внесение изменений в федеральное законодательство в сфере инновационной деятельности. Так, следует разработать и принять пакет федеральных законов:
1. об основах инновационной деятельности (об инновационной инфраструктуре, национальной инновационной системе, инновационной промышленной политике);
2. о венчурном инвестировании инновационной деятельности (о финансовых институтах инновационной деятельности);
3. о технопарках, бизнес-инкубаторах (создание правовых условий для модернизации промышленно-производственной базы с учетом их специфики);
4. об инновационном образовании (о непрерывном профессиональном образовании и повышении квалификации) и др.
Для поддержки инноваций малых предприятий действенной мерой является система стимулирования сбыта их продукции, которая пока не слишком востребована на московском рынке. Необходимой мерой на первом этапе может стать закупка городом продукции таких предприятий. В настоящее время создается реестр инновационной продукции. По словам руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, предложение данного Департамента перейти с 2011 года к 10-процентному резервированию государственного заказа за малым инновационным бизнесом получило положительную оценку со стороны Федеральной антимонопольной службы России.
Город проводит активную политику по ограничению притока иностранной рабочей силы в Москву, взаимосвязанную с политикой в области занятости населения и направленную на обеспечение приоритетного права москвичей и россиян на первоочередное трудоустройство. В данной области в городе применяются следующие меры: сокращение квот на привлечение иностранной рабочей силы; установление допустимой доли привлечения иностранных работников; повышение квалификации иностранной рабочей силы и т.д. В результате указанных мер в Москве достигнуто снижение незаконной и неконтролируемой трудовой миграции. Од-
нако ситуация осложняется вследствие завышения на федеральном уровне размера квоты на трудовых мигрантов для Москвы.
В настоящее время правовое регулирование миграционных отношений в России осуществляют Конституция РФ, а также значительное количество соответствующих федеральных законов. Существенная роль в области регулирования миграционных отношений отводится подзаконным нормативным правовым актам, регламентирующим большое количество административных процедур (квотирование, разрешение, регистрация, учет, контроль, депортация и др.).
В целях устранения правовых противоречий Правительством Москвы был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма регулирования привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан». Законопроект направлен на исключение возможности осуществления иностранными гражданами незаконной трудовой деятельности, а также на совершенствование механизма социальной защиты иностранных граждан. Устанавливается процедура взаимодействия региональных органов власти и сторон социального партнерства в вопросах регулирования трудовой деятельности иностранной рабочей силы. Однако принятие Федерального закона № 86-ФЗ сделало нецелесообразной данную законодательную инициативу, и ее рассмотрение Государственной Думой было приостановлено.
В Москве проживают 27 834 ребенка-инвалида, 229 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, свыше 900 тыс. инвалидов старше 55 лет, около 7,3 тыс. инвалидов, использующих кресла-коляски, свыше 10 тыс. слепых и слабовидящих, около 5,5 тыс. глухих граждан, а также около 16 тыс. инвалидов, использующих для передвижения различные опорные механизмы (данные с официального сайта Департамента социальной защиты населения города Москвы на 1 ноября 2010 года).
Важной составляющей процесса социальной интеграции инвалидов, имеющей большое значение для их реабилитации, является вовлечение данной категории граждан в активную социальную жизнедеятельность.
Как одно из направлений социальной интеграции инвалидов в городе Москве можно рассматривать и законодательное закрепление прав и гарантий лиц с ограниченными возможностями здоровья, определение условий, порядка и механизмов реализации ими конституционного права на образование.
По оценкам специалистов, в настоящее время городская система образования не может быть признана полностью приспособленной для полноценного включения лиц с ограниченными возможностями, инвалидов в процесс обучения с последующей социальной интеграцией.
Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил в качестве основной гарантии обязанность государства создавать гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Однако федеральным законодательством не определены конкретные условия, специальные образовательные стандарты, порядок или особенности организации обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья по профессиональным образовательным программам.
В Москве сегодня проживают 27 834 ребенка-инвалида в возрасте от 0 до 18 лет. Из них 74% обучаются в 304 коррекционных образовательных учреждениях города, остальные получают образование, реабилитацию в системе социальной защиты и здравоохранения. Более 50 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются и воспитываются в различных образовательных учреждениях города, из них 19 тыс. детей имеют статус инвалидов. Если раньше обучение таких детей осуществлялось в специализированных учреждениях или на дому, то сейчас 49% (более 9 тысяч) посещают общеобразовательные учреждения и лишь 35% обучаются в специализированных коррекционных учреждениях. Еще 5% овладевают
специальностями в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а 11% посещают дошкольные образовательные учреждения.
При этом получать образование в специальных (коррекционных) учреждениях по месту жительства крайне сложно, поскольку последние не только составляют менее 4% от общего числа общеобразовательных учреждений (данные по Российской Федерации), но и подразделяются на типы и виды (т.е. имеются далеко не везде).
Целесообразно проработать вопрос о создании специальных условий, соответствующих нормам безбарьерной среды, в образовательных учреждениях всех типов и видов с учетом их территориальной доступности.
Вместе с тем часть детей-инвалидов дошкольного возраста со сложным дефектом не включена в системный образовательный процесс по состоянию здоровья и получает преимущественно медицинские реабилитационные услуги.
В целях реализации прав таких лиц принят Закон города Москвы от 28 апреля 2010 года № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (далее - Закон № 16), в котором систематизированы выполняющиеся в рамках отдельных проектов и программ мероприятия по интеграции, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Закреплен перечень мер государственной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, определен порядок организации их обучения и воспитания не только в специальных коррекционных образовательных учреждениях, на дому, в условиях лечебно-профилактических учреждений и стационарных учреждений социального обслуживания, но и практически в любом избранном образовательном учреждении. Определены особенности приема в образовательные учреждения данной категории лиц, их перевод и отчисление, проведение итоговой аттестации; особенности финансирования образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с вступлением с 1 января 2011 года Закона № 16 в силу в полном объеме в целях его реализации необходимо принятие ряда нормативных правовых актов Правительства Москвы по вопросам создания специальных условий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе организации их транспортного обслуживания.
Тем не менее, именно вопросы, связанные с образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья, требуют принятия федеральных законов либо внесения изменений в уже действующие.
Так, до настоящего времени не разработана нормативная база образовательнореабилитационной деятельности вузов и колледжей, отсутствует ее бюджетная и кадровая поддержка. Более того, в Федеральном законе от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» о лицах с ограниченными возможностями здоровья вообще не упоминается, что свидетельствует о необходимости дополнения этого закона соответствующими нормами.
В настоящее время требует решения еще одна проблема. Она связана с тем, что детям-инвалидам, достигшим возраста 23 лет, снижается объем социальной поддержки. В Москве в соответствии с действующим законодательством лицам данной категории оказывается различная помощь, в том числе и в трудоустройстве путем квотирования рабочих мест.
Но социальная интеграция инвалидов не может ограничиваться только организацией их обучения, созданием условий для трудоустройства. Необходимо вовлекать людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и пожилых людей, в различные сферы социальной активности: проводить спортивные соревнования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, создавать при органах социальной защиты интернет-клубы для пожилых людей, различные клубы по интересам.
Позитивно показала себя практика привлечения молодежи через различные общественные организации к помощи и поддержке пожилых людей, людей с ограниченными возможностями здоровья. Но процесс должен быть обоюдным, что крайне важно и для патриотического
воспитания, и для профилактики социального сиротства. Однако для этого необходима достаточная правовая база, например, закон города Москвы о мерах по социальной адаптации и социальной интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В данном законе следует предусмотреть такую меру как создание и развитие в Москве анимационных методик адаптации и интеграции в общество молодых инвалидов. Данная методика с успехом применяется во многих странах. К сожалению, на данный момент ни в Москве, ни в России единой сформированной модели анимационной работы по адаптации и интеграции в общество молодых инвалидов не создано. Единственным учреждением в городе, осуществляющим плановую и системную работу в данном направлении, является городской организационно-методический центр по работе с молодежью с ограничениями в здоровье «Центр досуга и творчества молодежи «Россия» Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.
Подобная работа должна стать одним из основных направлений не только политики поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и молодежной политики, о необходимости и важности которой последнее время говорится все чаще. Безусловно, московские законодатели не оставляют без внимания проблемы и потребности молодых людей. Так, в Москве действует около 13 законов, регулирующих правоотношения в сфере городской молодежной политики, основным из которых является Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года № 39 «О молодежи» (далее - Закон № 39), заменивший действовавший ранее Закон города Москвы от 28 января 2004 года № 4.
Однако реализация Закона № 39 осложняется из-за отсутствия соответствующих нормативных правовых актов Правительства Москвы. Так, в целях реализации норм, содержащихся в статьях 8, 14, 24, 31, 42 и 43 указанного Закона, необходимо утвердить порядок ведения Реестра молодежных объединений и организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политики в городе Москве, порядок образования и деятельности Московской федерации молодежи, порядок рассмотрения органами исполнительной власти предложений о реализации государственной молодежной политики в городе Москве, вносимых молодыми гражданами и молодежными объединениями, положение об оценке эффективности реализации государственной молодежной политики в городе Москве, порядок выплаты пособий студентам - молодым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также иным категориям студентов, нуждающихся в социальной поддержке.
Все эти меры не только направлены на объединение и поддержку молодых граждан с активной жизненной и гражданской позицией, но и демонстрируют всей московской молодежи возможности для самореализации.
Вместе с тем следует признать, что, как показывает практика, количество молодых людей, психологически адаптированных к современным реалиям и четко ориентированных на будущее, к сожалению, невелико.
В большинстве случаев подростки не имеют четких приоритетов даже в выборе будущей профессии: в среднем только 2-3 выпускника из класса точно знают, в какой вуз будут поступать. По опросам, проведенным в школах районов Бирюлево, Чертаново, Бутово в 2009 году, из 1311 школьников четко сориентированы на профессию лишь 45 подростков, а в колледжи намерены поступать только 12 человек.
Законодательно необходимо закрепить такие нормы, которые позволили бы сформировать прозрачную, открытую систему информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающую полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации.
Такие нормы должны способствовать развитию системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышению их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда.
В определенной степени вопросы информирования населения о спектре услуг в сфере образования позволит решить Федеральный закон от 8 ноября 2010 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования», закрепивший обязанность образовательных учреждений предоставлять полную, достоверную и актуальную информацию о себе и предоставляемых образовательных услугах путем создания и ведения официального сайта в сети Интернет и размещения на нем установленного перечня сведений.
Необходимо также введение специальных норм, регулирующих вопросы организации среднего профессионального образования, в Закон Российской Федерации «Об образовании».
Специалистами в этой связи высказывается мнение, что среднее профессиональное образование целесообразно было бы объединить с начальным профессиональным образованием. Попытка законодательного отражения данной позиции предпринята в проекте нового федерального закона «Об образовании», предполагающего исключение начального профессионального образования как уровня или «подсистемы» образования путем введения профессиональной подготовки в качестве дополнительной составляющей школьного образования. Однако данный вопрос нуждается в тщательной проработке в части оценки последствий предполагаемого изменения типа и вида образовательных организаций: в отношении прав обучающихся и выпускников образовательных учреждений тех типов и видов, которые предполагается сократить, и в отношении социально-экономических прав педагогических работников, например, их права на досрочное назначение трудовой пенсии.
В новым Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» практически не стало дошкольного образования, не стало дополнительного школьного образования, дополнительного образования молодежи и взрослых; менее 30% осталось от системы начального профессионального образования (хотя в стране насчитывается всего лишь 5% квалификационных рабочих, их уже нет даже в аэрокосмической отрасли), которое новым законопроектом не предусматривается; менее 60% осталось от системы среднего профессионального образования, которое, согласно новому законопроекту «Об образовании» исчезает; ЕГЭ стал причиной исчезновения подготовительных факультетов в вузах, физико-математических и иных специализированных школ, которые объединяли усилия учителей и преподавателей вузов с целью повышения качества школьного образования, вовлекали профессоров и доцентов вузов в процессе обучения и профилизации старшеклассников (для «натаскивания» школьников к сдаче ЕГЭ они, естественно не требуются); модернизация фактически ликвидировала все структуры в вузах, которые вовлекали студентов в научно-исследовательскую деятельность; модернизация резко сократила количество ППС вузов, ведущих научноисследовательскую работу, инновационную деятельность, модернизация резко сократила возможности студентов и преподавателей вести НИОКР.
Кроме этого, необходимо в каждом образовательном учреждении, дающем профессиональное образование, создавать рабочие места для обучающихся в целях приобретения ими умений и навыков. Для этого может потребоваться строительство новых учебных корпусов, их техническое и технологическое оснащение современным оборудованием.
Но главное, должна быть определена цель федеральной молодежной политики, которую необходимо сформулировать как поддержку молодых граждан страны в достижении самостоятельного уровня существования и благополучия, формирование у них социально активной позиции, развитие патриотизма.
Одним из направлений в воспитании и поддержке молодежи в настоящее время стало развитие волонтерской деятельности. В добровольческой деятельности в городе Москве в 2009 году принимало участие 95,0 тыс. молодых людей, а в 2010 году к данной работе привлечены 102,0 тыс. человек.
В настоящее время в городе зарегистрировано и действует более 200 пионерских, скаутских, военно-спортивных, гражданско-патриотических, поисковых, экологических, спортивнокультурных, творческих и других молодежных объединений общей численностью более 5000 человек. Их работа направлена на формирование основ коллективного творчества, участие в общественной жизни города, патриотической деятельности. Очевидно, что данное направление воспитания молодежи должно получать конкретную поддержку государства. В связи с этим Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы был разработан и находится на согласовании органов исполнительной власти города Москвы проект распоряжения «О государственной поддержке молодежного добровольческого движения в городе Москве».
Целесообразно было бы рассматривать и социальную интеграцию, адаптацию инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья как важную составляющую закона о добровольческой деятельности (волонтерстве) в городе Москве.
В настоящее время особую тревогу вызывают расширение и обострение межэтнических противоречий и экстремистских настроений в молодежной среде. К сожалению, представители молодого поколения наиболее активно выражают свою этническую неприязнь. По итогам исследований 22% молодых москвичей негативно относятся к этнокультурному многообразию Москвы. Около 37% московской молодежи проявляют явную интолерантость по отношению к мигрантам, считая, что в некоторые социальные сферы путь им должен быть закрыт.
Ключевые слова: законодательное обеспечение, безработица, социальная защита.
Keywords: legislative maintenance, unemployment, social protection.
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ