Научная статья на тему 'Развитие интереса у учащейся молодежи кпредпринимательской деятельности'

Развитие интереса у учащейся молодежи кпредпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие интереса у учащейся молодежи кпредпринимательской деятельности»

спективы для изучения путей гражданского становления, социальной адаптации молодых людей и тех, кто находится в так называемой «группе риска», а также для совершенствования подготовки тренеров-педагогов.

Библиографический список

1. Белорусова, В. В. Массовая физическая культура и спорт - важнейшие средства формирования активной жизненной позиции советских людей /

В. В. Белорусова, Б. А. Базунов и др. - М., 1979.

2. Колберг, Л. Нравственное развитие и нравственное воспитание / Л. Колберн - М., 1986

3. Подласый, И. П. Педагогика: учеб. / И. Г1. Подласый. - М.: Высш. образование, 2006. - 540 с.

4. Ушинский, К. Д. Собр. соч. / К. Д. Ушинский. - М., 1956. - Т. 2.

УДК 371

М. X. Гатиятуллин

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реформа российского образования в условиях модернизации носит разнонаправленный характер и во многом определяется потребностями современного рынка труда. Для эффективного развития социально-экономической структуры общества особое значение имеет развитие предпринимательства. В России явление предпринимательства нового образца особенно активно начало проявлять себя с конца 80-х гг. XX в., не говоря уже о его актуализации на современном этапе. Это делает весьма острым вопрос о разработке образовательных проектов, позволяющих готовить специалис-тов-предпринимателей, способных к решению важных бизнес-задач, прежде всего, в сфере развития акционированного и частного секторов экономики. Одной из актуальных задач университетского образования и является разработка и постоянное совершенствование профессиональных образовательных программ обучения студентов, которые будут способны занять разнообразные ниши по целому ряду профессиональной занятости в сфере предпринимательской деятельности (предприниматели - частные собственники, бизнесмены-менеджеры, менеджеры-совладельцы, «классические» менеджеры - хозяйственные руководители и др.). Экономическая эффективность деятельности предпринимателей во многом определяется уровнем образования. Согласно данным статистики, доля лиц среди российских пред-

принимателей с высшим образованием превышает 80%, среди крупных предпринимателей 38% имеют кандидатскую степень. Доля лиц среди последних, имеющих второе высшее образование, составляет 6,5%. Отрадно отметить, что сопоставление уровня образования российских предпринимателей и их западных коллег показывает, что у нас этот показатель выше.

Однако это не означает, что образовательная база специалистов, составляющих бизнес-слой в экономической инфраструктуре России, соответствует необходимым требованиям. Более того, приоритеты в подготовке специа-листов-предпринимателей, имеющие место на сегодняшний день, нуждаются в корректировке. В частности, это касается бытующего в данный момент мнения о том, что стержнем профессионала-предпринимателя является определенный набор личностных качеств, среди которых называются инициативность, готовность к риску, мобильность, высокая энергетика, организаторская культура и др. Действительно, перечисленные качества могут быть названы профессионально значимыми. Но этого недостаточно. Сегодня важно переключить акцент на повышение значимости профессионализма в среде предпринимателей. Только глубоко профессиональные знания могут позволить деловым людям правильно реагировать на состояние рынка и принимать ответственные решения. Это означает, что осуществляемая предпринимательская деятельность будет тем эффективнее, чем больше в этой профессиональной среде будет специалистов, получивших высшее экономическое образование.

Другой важной задачей, обеспечивающей целенаправленность в подготовке нового поколения деловых людей в России, является перестройка стратегии трудового воспитания и допрофессиональной подготовки учащейся молодежи, осуществляемой в общеобразовательной школе. Основы прогрессивного экономического мышления, трудового характера, инициативности и творческого отношения к будущей профессии должны закладываться еще в школьном возрасте.

Говоря о задачах подготовки будущего профессионала-предпринимателя в системе школьного воспитания, очень важно разобраться в вопросе о типах трудовой мотивации, которая является условием эффективной профессиональной деятельности. Вопрос о мотивациях трудового поведения нужно считать постольку первостепенным, поскольку немотивированная деятельность не может являться эффективной. Новизна произошедших перемен проявляется в первую очередь на мотивационном уровне. Первые интересные исследования по анализу новых типов трудовой мотивации появляются в отечественных научных изданиях с конца 90-х гг. Среди них, в частности, заслуживала внимания статья А. А. Сарно [4]. В статье, к примеру, звучала мысль о том, что «уровень трудовой мотивации связан с теми социальными ролями, которые работники выполняют, будучи поставленными в данные трудовые отношения» [4, с. 44]. Чего же требуют современные трудовые отношения? Отвечая на данный вопрос, автор отмечает,

что в нашем обществе постепенно перестраивается субкультура труда по ряду показателей.

Первое, что следует сделать - окончательно отказаться в российской экономике от комплекса «инструментальности» в отношении к наемным работникам. В основе названного комплекса заложена идея фетишизации труда как всеобщей повинности. В демократическом обществе меняется сама психология работника, который постепенно превращается в суверенного производителя. Деятельность работника носит черты не только трудового, но и экономического поведения, а это означает, что он выступает в трудовом процессе не только исполнителем, но и своеобразным «предпринимателем», начальным капиталом которого служит современная квалификация [4, с. 45].

Исходя из этого, будет справедливым считать, что мы можем ориентировать учащихся на новое понимание ценности получаемой квалификации как капитала, работающего в первую очередь на интересы самой личности, что не менее значимо в сопоставлении с категорией «общественный интерес».

Второе, на что здесь можно обратить внимание - это различия в характере труда при плановой и рыночной экономике. Теперь уже можно признать, что при плановой экономике труд, как правило, носит принудительный характер. Создаваемые трудовые отношения задавали либо релизорный тип мотивации трудового поведения (работник в роли эксплуатируемого инструмента), либо адаптивный (более либеральное трудовое поведение, основанное на мотивации состязательности в эпоху «социалистических соревнований», условия которого принимаются сознательно).

В ходе рыночных реформ (на начальном этапе) преобладающим остается адаптивный тип поведения, предполагающий принятие работником условий, сложившихся в трудовых отношениях без его участия. В этой системе отношений не принято обсуждать с работодателем свои ролевые позиции в Труде.

Более высокий по степени свободы тип трудового поведения еще формируется и может быть назван ролевым [4, с. 45]. Это будет означать коренное изменение сознательной роли наемного работника в направлении сформированное™ намерения и способности стать социальным партнером в отношениях с работодателями. Можно сказать, что работник, ставящий перед собой такую цель, действительно способен к инновационной деятельности.

Исходя из данного положения, можно вывести, что в процессе профессионально-трудового воспитания школьников следует давать достаточно полное представление о программе проектирования своей профессиональной карьеры, развивающей понимание всего спектра социальных ролей работника, избираемых им в соответствии со своими возможностями, и ориентацию их на самые перспективные типы трудового поведения. Это озна-

чает, что результативной мы можем признать лишь ту систему трудового воспитания учащейся молодежи, которая способна сформировать культуру свободного человека труда. Это и можно назвать предпосылкой развития мотивации будущего предпринимателя. Это первое общее положение, касающееся ожидаемых воспитательных результатов в подготовке старшеклассников к будущей трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

Другой ожидаемый результат выводит нас на понятие «технологическая культура», который сегодня создателями программ трудового обучения представляется в качестве ведущей установки в трудовом становлении школьников [3]. В том случае, когда технология рассматривается как образовательная область, технологическая культура включает в себя целый комплекс приобретаемых знаний, умений и навыков: политехническая грамотность; осведомленность в области современных и перспективных технологий преобразования материи, энергии и информации; развитие экономических (предпринимательских) качеств и экологической компетентности и убеждений; владение знаниями в области профессионального самоопределения; сфор-мированность стремления к красоте и творческой самореализации в труде; умения выбрать комфортную, но не отстраненную позицию в трудовых взаимоотношениях и т. п.

Как показывает анализ различных вариантов новых программ по трудовому обучению, относимых к предметной области «Технология», сегодня действительно произошла их качественная перестройка и по содержанию, и в методах, и в спектре охватываемых направлений технологической подготовки школьников. Это становится ясным в результате проведения сопоставительной оценки постановки задач трудовой подготовки и воспитания, характерных для 80-х гг., и ныне отстаиваемых приоритетов в этой области развития школьника. В 70-е-80-е гг. XX в. трудовое воспитание было нацелено преимущественно на приобщение школьников к сфере материального производства, а его конечный результат признавался высоким, если позволял сориентировать многих школьников на приобретение рабочих специальностей, в которых более всего нуждалось производство. В основе такого подхода просматривалась, скорее, технократичная идеология, когда под видом благого результата (ориентация на нужды народного хозяйства) осуществлялось принудительное распределение учащихся школ по направлениям допрофессиональной подготовки.

Провозглашение гуманистической линии в развитии школы не позволяет нарушать принципы уважительного отношения к самостоятельному выбору личностью направления своего профессионального развития. Этим обусловлена и сегодняшняя концепция формирования технологической культуры школьника. Согласно этой концепции, более приемлемым следует считать широкое толкование понятия «технология», а именно: как преобразующую деятельность человека, а не только как деятельность, связанную с материальным производством [3, с. 16].

В этом случае технологическая подготовка школьников, действительно, выполняет культурообразующую функцию, так как становится производной от системы «природа - практика - человек - наука». Соответственно, качественно преобразуется содержательный компонент образовательной области «Технология», включая основы наук, психологию, логику, риторику, учебный предмет «Технология», трудовое обучение, общественно полезную работу, производительный труд, внеклассную работу по науке и технике. В процессуальном плане более широко представлены специальные технологии, в том числе педагогические технологии, методы и формы обучения, различные игры и др. [3, с. 17].

Отсюда можно заключить, что в воспитательном плане формирование у учащихся технологической культуры направлено на развитие их способностей к созидательной деятельности, что в сочетании с определенным складом личности и может стать стартовой площадкой формирования намерения старшеклассника стать конкурентоспособным деловым человеком, а в перспективе предпринимателем.

Однако отметим, что личности школьного возраста важно помочь осознать, что стезя предпринимательства - это труд высокоорганизованного человека, готового к постоянному напряженному режиму жизни. Еще важнее поддерживать в среде учащихся общезначимые нравственные ценности, касающиеся любой профессии. Они состоят в том, что каким бы видом труда не был занят человек: умственным или физическим; сложным или немудреным - очень важное значение имеет само состояние работника, в котором работа выполняется: активность - пассивность; интерес - безразличие; ответственность или, напротив, прохладное отношение к порученному делу и т. п. То или иное состояние работника и будет определять качество выполняемой работы. К сожалению, позиции серьезного отношения к системе трудового воспитания школьников сегодня значительно потеряны. Необоснованно недооценивается воспитательный потенциал труда в развитии личности школьника с ранних лет и до последнего дня пребывания в школе. Этим во многом можно объяснить сопутствующие данной тенденции негативные последствия в личностном развитии значительной части современных подростков и юношей - леность, пренебрежение к физическому труду, неустойчивая трудоспособность, безволие и многое другое. Это те самые базовые качества, без которых современный конкурентоспособный молодой человек не состоится.

Не менее важен воспитательный компонент в формировании «предпринимательской жилки» и у будущего специалиста в условиях высшей школы. Специалист-предприниматель, специалист-менеджер - это всесторонний профессионал, обладающий богатыми личностными данными в сочетании с развитыми организаторскими способностями [1,2]. Ориентируясь на необходимость формирования в вузе профессионала такого уровня, нетрудно понять, что, опираясь лишь на возможности аудиторных

занятий, этой задачи не решить. Очень важной составляющей в системе его подготовки выступает приобретение студентами практического опыта, что возможно лишь в условиях обеспечения тесной связи обучения с хозяйственной деятельностью. В этом отношении неоценимую помощь способны оказать студенческие трудовые отряды. Что же представляют собой сегодня студенческие отряды, вернувшиеся к нам из советского прошлого? Что они привносят в развитие личности будущего специалиста? Безусловно, подходы к их организации не могут остаться неизменными, так как рыночная экономика диктует свои правила игры. Но многие традиционные их черты полезно и сохранить. Как и в прежние времена, студенческие отряды создаются с целью социального воспитания, формирования гражданственности, патриотизма у молодежи, реализации социальных и трудовых инициатив студенчества, приобретения молодыми людьми навыков профессиональной трудовой и управленческой деятельности, содействия личностному развитию, а также процессам трудовой и социальной адаптации молодежи.

Активное возрождение студенческих отрядов в наши дни следует связывать и с тем, что в них решается большое количество практических задач, стоящих в данный момент перед страной:

-решение кадровых вопросов;

- организация занятости молодежи;

- профилактика негативных явлений в молодежной среде;

- трудовое и нравственное воспитание;

- приобретение профессиональных навыков и ускорение процесса социализации молодых людей;

- решение вопросов финансовой обеспеченности студенчества.

Ценность труда в студенческих отрядах заключается в адаптации молодежи к современным условиям производственных отношений, развитию инициативности и самостоятельности, организационных и деловых качеств, духовно-нравственного идеала, одним словом, того личностного капитала, который и нужен студентам, как будущим менеджерам и предпринимателям.

Возможности повышения уровня профессиональной подготовки студентов, приобретения ими, наряду с реализацией теоретических знаний, прочных практических навыков, включая освоение и применение творческого подхода к выполнению служебных обязанностей, освоению культуры предпринимательства, и могут быть реализованы в специально продуманных программах деятельности студенческих трудовых отрядов различной профильной направленности.

Таким образом, требования к будущим руководителям-управленцам (предприниматель, менеджер) значительные и в плане личностном, и в плане организационных способностей. Но овладевать ими в аудиториях во время занятий вряд ли возможно. Практика, связь обучения с хозяйственной деятельностью - вот действенный путь освоения качеств будущего организатора производства.

Библиографический список

1. Аверченко, Л. К. Самосовершенствование личности менеджера / Л. К. Аверченко // ЭКО. - 1993. - № 8. - С. 19-20.

2. Менеджмент XXI века / под ред. С. Чоудхари. - М.: ИНФРА, 2002. - 129 с.

3. Проблемы, перспективы, опыт апробации и внедрения программы «Технология»: тез. докл. - М., 1995. - 83 с.

4. Сарно, А. А. Типы трудовой мотивации и их динамика / А. А. Сарно // Социс. - 1999. - № 4. - С. 44-45.

УДК 371

И. Р. Сорокина

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющегося поведения личности» выделяется подгруппа так называемого зависимого, или аддиктивного, поведения. По мнению Е. В. Змановской, «зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью» [3, с. 118].

Существуют разные подходы к определению понятия «аддиктивное поведение». Часто его связывают только со злоупотреблением психоактивными веществами. Так, например, Е. Г1. Ильин определяет аддиктивное поведение как «злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания» [5, с. 36]. В переводе addition (англ.) - склонность, пагубная привычка. Если обратиться к историческим корням данного понятия, то addiclus (лат.) - тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти [И, с. 119].

Е. В. Змановская аддиктивное поведение определяет как одну из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотеблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации [11, с. 120].

С. А. Кулаков отмечает, что зарубежные исследователи в большинстве своем считают аддикцию синонимом зависимости, а аддиктивное поведение синонимом зависимого поведения.

В отечественной литературе аддиктивное поведение часто обозначает,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.