Научная статья на тему 'Пути преодоления девиантного поведения старшеклассников, занимающихся спортом'

Пути преодоления девиантного поведения старшеклассников, занимающихся спортом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
817
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути преодоления девиантного поведения старшеклассников, занимающихся спортом»

13. Фридман, Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л. М. Фридман. - М.: Педагогика, 1977. - 207 с.

УДК 37.032

И. А. Черкашин

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Повседневные наблюдения за ценностными ориентациями старшеклассников показывают, что приоритетные места у них занимают такие ценности, как вещизм, ориентация на личное материальное благополучие, недооценка доброты, милосердия. А непреходящие ценности - труд, совесть, справедливость, добро - с каждым годом все больше оттесняются на задний план. Все это обусловлено господством в нашем обществе таких девиантогенных факторов, как социальная дезорганизация и поляризация, состояние аномии, экономический кризис, изменение ценностных ориентиров общества, что характеризуется лозунгом «деньги правят всем».

В целом отклоняющееся поведение людей связано с тем, что для общества в настоящий момент характерны:

-разрыв между ценностями культуры и существующей в обществе социальной структурой, когда соотношение доходов самых обеспеченных слоев населения превышает допустимую норму; это приводит к тому, что у части людей появляется стремление улучшить свое материальное положение различными неподобающими средствами, в том числе спекуляцией, воровством, рэкетом и др.;

- углубление противоречий между доминирующей в обществе культурой и разнообразными делинквентными субкультурами - субкультурой преступных групп и др.; отсутствие четких социальных ориентиров привело к массовой дезориентации молодежи; андерграундная культура стала доминантной, социальная патология - нормативной;

- разрыв между социальным статусом личности и ее социальными ожиданиями, который может подтолкнуть не нашедших достойного применения своим способностям, профессиональному, культурному уровню индивидов, в первую очередь молодых, на отклонение от социально значимых норм;

- утрата личностью моралы-ю-ценностных ориентиров, когда исчезает деление на моральное и аморальное, социально одобряемое и социально недопустимое, добро и зло, дозволенное и недозволенное, что также приводит к девиации, личность становится жертвой вседозволенности.

И по этому поводу справедливо утверждение И. П. Подласого: «Задачи воспитания множатся, потому что усложняется человеческая жизнь. Но ни одну конкретную задачу воспитания мы не сможем решить, пока не будет решена общая задача - повышение духовности. Сами собой отпадут тогда недостатки нравственного, сексуального, экономического, трудового воспитания» [3, с. 410].

В соответствии с этим в 1995-2005 гг. в спортивном клубе, где занимаются юноши тайским боксом, мы провели опытную работу по повышению их духовной культуры. В клубе занимались 80 юношей и молодых людей, среди них 43 были с девиантным поведением и из групп риска. Многие из них в тайском боксе видели одну лишь мускульную силу, жесткость поединка.

При изучении лиц с девиантным поведением обращает на себя внимание отсутствие у них устойчивых воззрений, что выражается в почти полной зависимости поведения от случайно сложившихся ситуаций, в неумении управлять собой, в стремлении получать удовлетворение своих, в том числе и низменных, потребностей и желаний. Отсюда в задачу опытной работы входила сублимация потенциальной энергии молодых, которая в других неблагоприятных условиях может вылиться в различные формы антиобщественного поведения.

Анализ полученных на констатирующем этапе материалов свидетельствует, что юноши в занятиях тайским боксом видят, прежде всего, средство, позволяющее им развиваться физически, воспитать в себе такие качества, как мужество, решительность, смелость, настойчивость, упорство, способность идти на риск, умение постоять за себя, проявить «мужскую силу». Программа работы клуба разработана, чтобы развитие всех этих качеств было основано на духовности.

Поскольку духовно-нравственные качества личности формируются под влиянием внешних факторов и внутренней позиции, нами продумана технология перехода внешних влияний во внутренние потребности юношей. Такой переход складывается из трех взаимосвязанных ступеней: усвоение системы знаний о нормах и правилах поведения (духовно-нравственное просвещение); превращение знаний в убеждение, в действенноволевую сферу (интеллектуально-психологическая готовность); выработка на их основе норм и правил поведения (деятельностный подход). Была разработана система морально-этического просвещения членов клуба, чтобы помочь молодым не только приобретать определенные знания, но и осмысливать и обогащать свой духовно-нравственный опыт.

Разрабатывая тематику лекций и бесед, мы ориентировались на уровень их морально-этической грамотности. По своей сути духовно-нравственное просвещение имело форму самоанализа своих морально-этических, нравственных качеств. Через это ребята приобретали способы работы над собой: как заглянуть «в себя», как контролировать свои эмоции, наблюдать за

эмоциями других, угадывая состояния другого человека, как фиксировать свои ощущения.

Одно из главных положений, на котором строилось духовно-нравственное просвещение, - систематичность проводимых бесед. Здесь мы руководствовались указанием К. Д. Уиганского, что «наблюдения и вытекающие из них беседы не должны быть беспорядочны и бессвязны, но должны быть расположены так, чтобы новая беседа дополняла предшествующие, а предшествующие беседы служили, в свою очередь, для выполнения и уяснения новой» [4].

Беседы (индивидуальные, групповые) проводились как перед тренировочными занятиями, так и в перерывах между ними и при их окончании, а также перед спарринговыми встречами, организуемыми клубом, и в процессе проведения спортивных, массовых и других мероприятий.

Содержание бесед включало:

- сообщение знаний о морали, о духовной культуре;

- систематизацию имеющихся у молодых морально-этических знаний;

- формирование оценочного отношения к своим поступкам, поведению своих товарищей, других людей;

- примеры высоконравственного поведения спортсменов, занимающихся тайским боксом.

Особое место занимали беседы о спортивной этике. «Спортивная этика, - как подчеркивают В. В. Белорусова, Б. А. Базунов и др., - это тот кодекс спортивной чести и доблести, который направляет поведение и поступки спортсменов в разнообразных обстоятельствах его жизни» [1]. Мы считаем это замечание важным, так как среди людей, в том числе и начинающих спортсменов, распространено мнение, будто занятия в спортивных секциях есть школа мужества, где происходит становление лишь волевых качеств. С помощью этих бесед доводилось до ребят, что занятия спортом способствуют формированию и развитию и других ценных качеств личности.

Сложности в работе с группой парней с девиантным поведением состояли в том, что осуждающее отношение людей, общества к ним утвердило их в мысли, что они такие от природы, и что это на всю жизнь. Им казалось, как показывают результаты бесед с ними, что черты отрицательного характера, агрессивность, неустойчивость характера, жестокость и др. проявляются у них помимо воли и сознания. Словесные беседы вселяли в них надежду, что они могут стать лучше. Однако наиболее эффективным оказалось вовлечение юношей в ракурсе их социализации в деятельность, где они могут проявить свои лучшие качества. Социализация в данном случае выражается интеракционистским (межличностное взаимодействие, общение), интериоризационным (освоение норм, ценностей, установок, стереотипов), интраиндивидуальным (творческая самореализация личности, преобразование себя) подходами. На их основе мы рассматривали деятельность и осуществляли ее различные виды и формы в процессе социаль-

но-воспитательной работы. Другими словами, программа опытной работы включала виды деятельности, где юноши вступали в различные виды межличностного взаимодействия, когда требовалось проявлять такие духовнонравственные качества, как взаимовыручка, взаимоподдержка, оказание помощи слабому, терпение и т. д.

В процессе социально-воспитательной работы нравственная деятельность организовывалась как в аспекте социализации юношей, т. е. она сопровождала любую их деятельность, так и в привлечении их к участию в тех видах деятельности, где парни должны были проявлять целостную систему поступков, сознательно подчиненных морально-нравственным целям, добродеяний. В связи с последним понятием позволим себе некоторое отступление. Еще древние философы стремились обосновать облик идеального человека как средоточия добродетелей (сложилось понятие калокага-тии = прекрасный + добрый - как идеала физического и духовного совершенства). С этим перекликается смысл понятия «жэнь», введенного Конфуцием, как проявление справедливости, верности, искренности. Все это означает и современное понимание добродетели как высокого уровня духовности, что достигается через деятельность.

В соответствии с выделенными положениями в процессе опытной работы осуществлялась практическая социально-нравственная деятельность членов клуба. По уставу клуба, каждый его член принимает участие в различных видах социальной деятельности. На выбор предлагаются различные виды деятельности в социуме: индивидуальная работа с педагогически запущенными подростками; охрана общественного порядка в различных ее формах; помощь в работе спортивных секций, организуемых в коллективах ит. д.

В процессе участия в различных видах общественно полезной работы, которые в большей степени учитывают потребности и доминантные интересы молодых, юноши овладевают способами социально ценностной деятельности, воспитывая в себе волю, характер, готовность к действию морально-этической направленности, а также аскезу (способность подавлять свои низменные желания и страсти). Все это в целом представляет собой духовно-практический опыт, включающий рефлексию, анализ и самоанализ, обращение к своему внутреннему миру.

В процессе социальной деятельности юноши, соприкасаясь с различными непредсказуемыми факторами жизни, переживают целый комплекс разнообразных, противоречивых ощущений - свободы и социальной зависимости, уверенности в своих силах и страха, взрослости и беспомощности, самоуважения и несостоятельности. Это и есть одновременно и жизненное испытание, и социальное закаливание. Все это в совокупности стимулирует нравственное саморазвитие личности, создает новый самобытный жизненный опыт, развивает социальную активность.

В целом следует отметить, что активное, творческое участие в обществен-

но полезном труде помогает ребятам уравновешивать свое психическое состояние, что в конечном итоге говорит о положительном влиянии трудовой, общественно полезной, социальной деятельности на улучшение общего психического состояния парней, являющегося основой духовного совершенствования их личности. В результате проведенной работы по вовлечению юношей в социально значимые виды деятельности, требующие самоотдачи, безвозмездного выполнения гражданского долга, большинство ребят из группы риска, как показали результаты мониторинга, формируют и развивают в себе личность:

- способную к рефлексии своего внутреннего мира;

- не подчиняющуюся, а умеющую подготовиться к изменениям;

- отвергающую позицию квиетизма;

- умеющую принимать нестандартные решения;

- утверждающую моральные принципы, основанные на гуманизме.

Проведенная опытная работа показала, что целенаправленно и систематически организуемая просветительская и социально-практическая деятельность в спортивном клубе, направленная на развитие духовно-практического опыта человека, дает положительные результаты в развитии морально-этических, духовно-нравственно ценных качеств личности молодых людей.

Изучение уровней духовно-нравственного развития членов клуба было осуществлено по разработанной Л. Колбергом схеме. Он различает 6 основных стадий нравственного развития на таких уровнях, как прекон-венционалъный, конвенциональный и постконвенционалъный [2].

Уровни и стадии формирования духовно-нравственных качеств (поЛ.Колбергу)

Уровень Стадия Экспериментальная группа Контрольная группа

количество % количество %

Преконвенциональный 1 24 9,3 28 21,6

2 26 13,9 30 27,0

Конвенциональный п Э 26 13,9 27 18,9

4 33 30,2 26 16,2

Постконвенционалъный 5 27 16,3 23 8,1

6 27 16,3 23 8Д

Данные, приведенные в таблице, получены нами на основе: а) наблюдений, составленных тренерами-педагогами; б) сведений тех, кто организовывал общественно полезную, социально-воспитательную деятельность членов клуба; в) результатов тестирования отдельных показателей духовно-нравственных качеств личности юношей; г) анализа самоотчетов членов клубов; д) заключения экспертов по материалам исследования.

В течение последнего года, по нашим наблюдениям за деятельностью юношей конвенционального и постконвенционального уровней в различных жизненных ситуациях (во время дежурств по городу, на дискотеках и т. д. парни нередко находились в «горячих точках», требующих хладнокровия, стойкости, самоотверженности и т. д.), ни один из воспитанников не пользовался своим физическим превосходством над другими, чтобы унизить их. Приобретенные спортивные навыки и умения помогали им «обуздать» распоясавшихся хулиганов, не нанося вреда их здоровью. В то же время парни, проявившие воспитанность на преконвенциональном уровне, нередко пользовались приемами единоборств, чтобы показать свое превосходство над другими, получить над ними власть.

В процессе опытной работы, целью которой был поиск оптимальных путей и форм духовно-нравственного воспитания молодых людей с девиантным поведением, выяснилось:

1. Духовно-нравственное воспитание, в отличие от художественного, трудового и других видов воспитания, не имеет собственных форм работы, и его идеи, положения реализуются в процессе интеграции с другими видами воспитательной деятельности.

2. Духовно-нравственное воспитание парней с девиантным поведением представляет собой сложный процесс формирования новых ценностей, духовного мира личности с одновременным переоформлением приобретенных в жизни негативных качеств.

3. Содержание духовно-нравственного воспитания данной категории ребят в условиях спортивного клуба состоит из морально-этического просвещения и самостоятельной социальной деятельности в открытом социуме, осуществляемых в комплексе в едином воспитательном пространстве.

4. Морально-этические знания ребят обогащаются в процессе регулярно проводимых лекций общественно-политического, социально-экономического, правового и т. п. содержания; индивидуально-групповых диспутов, дискуссий, бесед на этические темы.

5. Социальная деятельность осуществляется по выбору, интересам членов клуба в различных учреждениях, объединениях людей по интересам, организуемых мероприятиях и т. д. Сердцевину ее составляет духовно-практический опыт молодых людей, направленный на обогащение их внутреннего мира, на осуществление постоянного контакта со своим внутренним «Я», что создает реальные условия для самосовершенствования, самосози-дания.

Таковы основные пути и условия педагогического обеспечения развития духовно-нравственных качеств личности юношей с девиантным поведением, занимающихся тайским боксом. Включение молодых людей в духовнопрактический опыт, в постижение своего внутреннего «Я» в процессе занятий спортом ведет к практике эмоциональной отзывчивости, к рефлексивным способам жизнедеятельности. Полученные результаты открывают пер-

спективы для изучения путей гражданского становления, социальной адаптации молодых людей и тех, кто находится в так называемой «группе риска», а также для совершенствования подготовки тренеров-педагогов.

Библиографический список

1. Белорусова, В. В. Массовая физическая культура и спорт - важнейшие средства формирования активной жизненной позиции советских людей / В. В. Белорусова, Б. А. Базунов и др. - М., 1979.

2. Колберг, Л. Нравственное развитие и нравственное воспитание / Л. Колберн - М., 1986

3. Подласый, И. П. Педагогика: учеб. / И. Г1. Подласый. - М.: Высш. образование, 2006. - 540 с.

4. Ушинский, К. Д. Собр. соч. / К. Д. Ушинский. - М., 1956. - Т. 2.

УДК 371

М. X. Гатиятуллин

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реформа российского образования в условиях модернизации носит разнонаправленный характер и во многом определяется потребностями современного рынка труда. Для эффективного развития социально-экономической структуры общества особое значение имеет развитие предпринимательства. В России явление предпринимательства нового образца особенно активно начало проявлять себя с конца 80-х гг. XX в., не говоря уже о его актуализации на современном этапе. Это делает весьма острым вопрос о разработке образовательных проектов, позволяющих готовить специалис-тов-предпринимателей, способных к решению важных бизнес-задач, прежде всего, в сфере развития акционированного и частного секторов экономики. Одной из актуальных задач университетского образования и является разработка и постоянное совершенствование профессиональных образовательных программ обучения студентов, которые будут способны занять разнообразные ниши по целому ряду профессиональной занятости в сфере предпринимательской деятельности (предприниматели - частные собственники, бизнесмены-менеджеры, менеджеры-совладельцы, «классические» менеджеры - хозяйственные руководители и др.). Экономическая эффективность деятельности предпринимателей во многом определяется уровнем образования. Согласно данным статистики, доля лиц среди российских пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.