Научная статья на тему 'Профильные смены гражданско-патриотической направленности как одно из важнейших средств патриотического воспитания'

Профильные смены гражданско-патриотической направленности как одно из важнейших средств патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайдо М. А.

М.А. Шайдо. Профильные смены гражданско-патриотической направленности, как одно из важнейших средств патриотического воспитания Социологические исследования показали, что 82 % молодых людей в России положительно высказываются о патриотическом воспитании. В это понятие включаются различные спортивные секции, летние и зимние спортивные лагеря, и лагеря отдыха. Аналогичные профильные смены патриотической направленности мы организуем в Томской области, начиная с 2004 года. В этой статье мы обсуждаем вопросы подготовки и проведения летних патриотических сборов, программу и педагогические принципы, а также приводим образцы документов.M.A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильные смены гражданско-патриотической направленности как одно из важнейших средств патриотического воспитания»

лось на 6.3 %, а в 3-м - увеличилось на 5.5 % Таким образом, в конце исследования количество (табл. 3). учащихся с низким уровнем сформированности куль-

В показателях сформированности культуры речи туры поведения в экспериментальных группах значи-наблюдается значительное улучшение. В экспери- тельно уменьшилось (Р < 0.05), а в контрольных это ментальном 3-м классе количество учащихся с количество практически не изменилось. Поэтому высоким уровнем увеличилось с 45.7 до 64.5 % применение подвижных игр в системе физического (Р < 0.05). А количество учащихся эксперименталь- воспитания позволяет повысить уровень культуры ных и контрольных классов с низким уровнем общения, речи, соблюдения норм личной гигиены и сформированности культуры внешнего вида значи- культуры внешнего вида учащихся младших классов. тельно не изменилось. Поступила в редакцию 14.12.2006

Литература

1. Федь А.М. Эстетика поведения и быта школьников: Учеб.-метод. пос. Киев, 1981.

2. Советская система физического воспитания / Ред. Г.И. Кукушкин. М., 1975.

3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пос. для учит. и родит. уч-ся нач. классов / Ред. Л.В. Кузнецова, Г.С. Семёнов. М., 2002.

4. Ночевник М.Н. Человеческое общение. М., 1998.

5. Педагогика: Учеб. пос. для студ. пед. учеб. завед-й / Под ред. В.А. Сластёнина. М., 1997.

6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. к-ры. М., 1991.

7. Педагогика: Учеб. для ин-тов физ. к-ры / Под ред. В.В. Белорусовой и И.Н. Решетень. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1986.

УДК 796.01:61; 796.01:57

М.А. Шайдо

ПРОФИЛЬНЫЕ СМЕНЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Томский государственный педагогический университет

Идея патриотического воспитания сегодня крайне востребована не только во взрослой части общества - подавляющее большинство наших молодых сограждан (82 %) полагают, что ему следует уделять больше внимания. Такой точки зрения придерживаются представители всех социально-демографических групп: нет существенных различий по идейнополитическим предпочтениям, уровню образования, социальному положению и даже по возрасту.

Патриотизм в этом смысле является практически универсальной нормой, нормальным и неотъемлемым качеством русского человека.

Широкомасштабные социологические исследования показывают следующее: отвечая на открытый вопрос о том, что следовало бы заимствовать из опыта патриотического воспитания советского времени, участники массового опроса чаще всего говорили о практике организации досуга молодежи: кружках, спортивных и физкультурных секциях, детских спортивных лагерях и лагерях отдыха.

Поэтому в областной целевой программе - законе Томской области «Патриотическое воспитание

граждан на территории Томской области на 20042005 годы» и ее продолжении на 2006-2010 гг. в перечне основных мероприятий было выделено в отдельное направление «Организация и проведение в спортивно-оздоровительных лагерях Томской области профильных смен гражданско-патриотической направленности».

Организацией и проведением таких смен занимается Ассоциация оборонно-спортивных клубов Томс -кой области, созданная более 15 лет назад и объединяющая в своем составе полтора десятка клубов. Ассоциация является единственным объединением организаций подобного профиля на территории области.

Правление ассоциации организует и проводит круглогодичную спартакиаду, в рамках которой проходят: межрегиональный фестиваль оборонноспортивных клубов «Победа»; соревнования по рукопашному бою, приуроченные к Дню защитника Отечества; военизированный кросс «Разведчик» и другие мероприятия спортивного и специального военно-прикладного направления. По результатам спартакиады определяется клуб-победитель.

Спартакиада завершается летними сборами курсантов АОСК ТО «Учись побеждать». Программа проведения сборов выиграла грант администрации Томской области, и, таким образом, сборы стали первым мероприятием, проведенным в рамках реализации закона Томской области № 65-03 «Об утверждении областной целевой программы “Патриотическое воспитание граждан на территории Томской области на 2004-2005 годы”», подписанного губернатором В.М. Крессом 18 мая 2004 г.

Принятие программы - стратегический шаг в деле совершенствования системы патриотического воспитания на территории области.

Первый вариант ее был разработан группой энтузиастов еще несколько лет назад, но, не получив должной поддержки, прежде всего политической, так и не увидел свет.

Новый проект был подготовлен силами сотрудников ассоциации, специалистов по патриотическому и гражданскому воспитанию ТРО ВПП «Единая Россия» (И.А. Бычков), преподавателями и аспирантами ФФКиС ТГПУ (Ю.Т. Ревякин, М.А. Шайдо), специально созданного Консультативного совета общественных объединений (А.В. Васильев). Проект был вынесен в качестве законопроекта на рассмотрение Государственной думы Томской области и принят на уровне закона.

Основными целями и задачами программы являются:

- развитие и укрепление у населения Томской области чувства патриотизма как системы важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;

- сохранение верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени;

- повышение роли патриотизма в целенаправленной работе средств массовой информации;

- утверждение и сохранение в сознании и чувствах граждан веры в истинность и жизнеспособность ценностей и традиций славного исторического прошлого России и Томской области, уважения к тысячелетней культурообразующей роли православия и других вероучений;

- оказание поддержки организациям, обеспечивающим эффективное функционирование системы военно-патриотического воспитания молодежи.

Первым мероприятием по исполнению закона стали XII традиционные, профильные военнопатриотические, учебно-тренировочные сборы АОСК ТО «Учись побеждать», прошедшие первый раз с 9 по 23 августа 2004 г. С этого времени они проводятся регулярно.

Сборы ежегодно собирают около 100 курсантов в возрасте 8-18 лет на базе загородного детского оздоровительно-образовательного лагеря «Пламя».

В течение двух недель ребята обучаются основам военного дела, строевой, тактической, огневой, воздушно-десантной подготовке. В программе сборов - стрельбы из боевого оружия, прыжки с парашютом, марш-броски через тайгу, обучение водному и пешему туризму, высотной подготовке.

Новыми видами занятий в этом году стали основы верховой езды и пэйнтбол.

Кроме тренировок, курсанты участвовали в экскурсиях, им читались лекции по истории России и родного края.

Не секрет, что отсутствие четких духовных и нравственных ориентиров в современном обществе приводит к опустошению и, по сути дела, разложению городской и сельской молодежи.

Приходя на занятие, на тренировку, пребывая в лагерь, молодежь приносит с собой среду и нравственную атмосферу, в которой она пребывала на улице, в школе. А эти среда и атмосфера сегодня, к сожалению, оставляют желать лучшего.

Отдельные клубы ассоциации имеют давние контакты с Православной церковью. Но одним из первых опытов совместной работы ассоциации в целом и отдела по делам молодежи Томской епархии стала организация просветительских поездок по храмам Томска и встреч руководителя отдела о. Евгения (Воронков), настоятеля храма св. преп. Сергия Радонежского с курсантами на сборах.

Хочется верить, что такого рода нововведения были полезны не только курсантам, но помогут и инструкторам по иному взглянуть на процесс воспитания юношества в современных условиях. Думается, что при надлежащем осмыслении и последующем внедрении этих наработок в жизнь работа руководителя оборонно-спортивного клуба вполне может стать более результативной.

Программа занятий по рукопашному бою в этом году была полностью построена на базе русского боевого искусства. На сегодняшний день в АОСК ТО не сложилось единой системы подготовки бойцов-рукопашников; большинство инструкторов, а соответственно и их воспитанников, весьма эрудированны в отношении самого разного рода единоборств и, к сожалению, очень мало знакомы с русским боевым искусством. И с данной точки зрения, сборы - прекрасный шанс восполнить этот пробел. Целью предлагаемого курса занятий было обзорное знакомство, попытка сформировать целостное представление о русском боевом искусстве, его истории, прошлом и настоящем. На Руси за многие века сформировалась четкая система подготовки воина, которая органично впитала в себя лучшие достижения воинского искусства и народные традиции в воспитании подрастающего поколения. Русская воинская культура, включающая боевые и состязательные единоборства, является полноправной частью исто-

рического и культурного наследия нашего народа, источник военно-патриотического, нравственного, физического и профессионального воспитания молодежи. Занятия единоборствами способствуют развитию личностных качеств молодого человека: учат дисциплине, ответственности, трудолюбию, потребности в самосовершенствовании; воспитывают настоящие мужские качества - волю к победе, стойкость, мужество, честность, способность защищать слабых; эффективно развивают физически. Изучение отечественного боевого искусства как неотъемлемой части общей культуры нашего народа является основой для развития и воспитания патриотических чувств и любви к Родине.

Каждый клуб-участник сборов, а в этом году их было 8 (6 клубов из состава ассоциации и 2 команды, укомплектованные по линии департамента социальной защиты населения Томской области), представил как своих лучших воспитанников, так и новичков, для которых сборы стали отличной возможностью получить массу новых знаний и умений. В основном это дети из малообеспеченных семей. Для всех курсантов участие в сборах было бесплатным.

Учредители сборов:

- департамент социальной защиты населения администрации Томской области;

- департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации Томской области;

- ТРО ВПП «Единая Россия»;

- Военный комиссариат Томской области;

- Областной совет РОСТО.

Все перечисленные организации наряду с Областным управлением образования, факультетом военного обучения Томского государственного университета, Военно-медицинским институтом - давние партнеры ассоциации, и в этом году добрая традиция многолетнего успешного сотрудничества и взаимодействия получила свое достойное продолжение.

Непосредственным организатором сборов выступило правление Ассоциации оборонно-спортивных клубов Томской области и Томское представительство МЦРБИ «Русский щит».

Преподавательский состав сборов - команда единомышленников из числа руководителей и инструкторов ведущих оборонно-спортивных клубов ассоциации. Большинство из них - мужчины молодого и среднего возраста, имеющие жизненный и служебный опыт (в том числе боевой) и достаточно жизненной энергии для решения поставленных задач.

В своей работе ими были использованы следующие педагогические принципы:

1. Личностный характер общения. Общение с подростком и молодым человеком должно строиться на уважении его как свободной личности.

2. Учет индивидуальных и возрастных особенностей. Каждому человеку свойственны индивидуальные характеристики: возрастные, психологические (темперамент, способности), культурные. Игнорирование этих особенностей приводит к обезличиванию общения, пагубно отражается на воспитательном процессе.

3. Не назидание, а живое общение. Молодые люди нуждаются не в словесном назидании, а в живом искреннем внимании, интересе к их жизни. Подросток или юноша, которого мы хотим вовлечь в совместную творческую деятельность, должен восприниматься нами как активная, свободная личность, которой мы помогаем раскрыться и реализовать свои способности.

4. Совместное участие. Очень важно, чтобы характер деятельности, к которому привлекаются подростки, носил не формально воспитательный характер, а был в равной степени близок, интересен и важен для всех участников, включая наставников и организаторов. Реализуя такой подход, мы создадим взаимно интересную и полноценную жизнь.

5. Простота отношений. Св. Иоанн Кронштадтский писал: «Душа человеческая по природе проста и все простое легко усвояет себе, обращает в свою жизнь и сущность, а все хитросплетенья отталкивает от себя, как несвойственное ее природе, как бесполезный сор... Не в том смысл, чтобы преподать много, а в том, чтобы преподать немногое, но существенно нужное для ученика в его положении». Отношения, которые складываются между членами объединения, должны избегать формализма и высокомерия.

6. Принцип системности. В работе с подростками очень важно охватить все стороны жизни молодого человека. Необходимо, чтобы на всех этапах нашей деятельности преподавалась система единых духовно-нравственных ценностей. Воспитание не может вестись от случая к случаю, оно требует величайшей ответственности и последовательности.

7. Принцип целостности. Воспитательный процесс не должен быть обособленным, он является продолжением всех сторон деятельности нашего объединения. Воспитательный процесс должен быть основой для образовательных, досуговых, спортивных и других направлений деятельности в объединении.

По итогам сборов ребята получили сертификаты об успешном прохождении начального курса обучения курсанта Ассоциации оборонно-спортивных клубов Томской области, а те, кто совершал прыжки с парашютом, еще и свидетельство парашютиста.

Все самые интересные подробности из жизни курсантов на сборах описаны в № 7 газеты АОСК ТО «Форпост». Газета издается совместно с факультетом журналистики ТГУ.

Ниже мы приводим «Положение о проведении учебно-тренировочных летних сборов для детей и юношества “Томская застава”», которое может стать незаменимым методическим пособием для всех клубов и организаций, занимающихся патриотическим воспитанием молодежи:

1. Основные положения

1.1. Учебно-тренировочные летние сборы для детей и юношества «Томская застава» - форма организации учебно-воспитательной и спортивно-оздоровительной работы с молодежью, посредством полевого выхода - туристического похода.

1.2. Сборы проводятся по инициативе общественной организации «Ассоциация оборонно-спортивных клубов Томской области» и Одигитриевским приходом с. Зоркальцево Томского района Томской области, в тесном взаимодействии со средними школами с. Зоркальцево и с. Поросино, отделом по делам молодежи Томской епархии Русской Православной церкви при поддержке администрации Томского района Томской области и депутата Государственной думы Томской области А.А. Губкина, заинтересованных организаций любых форм собственности.

2. Цели и задачи

2.1. Совершенствование и развитие системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи Томской области.

2.2. Повышение уровня знаний, навыков и умений по основам безопасности жизнедеятельности человека, основам военной службы (начальной военной подготовке), прикладной физической подготовке.

2.3. Воспитание гражданского и патриотического сознания у детей и молодежи, развитие культурных, моральных и духовных качеств личности.

2.4. Развитие у молодежи лидерских качеств, потребности в выполнении долга перед Отечеством.

2.6. Укрепление здоровья детей и юношества, воспитание у них важнейших физических качеств, выносливости и стремления к преодолению возникающих трудностей.

2.7. Общение и социализация в разновозрастном коллективе, воспитание чувства товарищества.

2.8. Оздоровление детей в дни летних каникул посредством активного отдыха и творческой деятельности.

2.9. Стимулирование общественной дискуссии на темы, связанные с патриотизмом и традиционной культурой в современном обществе.

3. Учредители и организаторы

3.1. Общая организация и руководство проведением сборов осуществляется их учредителями - дирекциями средних школ с. Зоркальцево и с. Пороси-но, руководством отдела по работе с молодежью Томской епархии Русской Православной церкви.

3.2. Непосредственная организация и проведение сборов осуществляется их учредителями -

правлением Ассоциации оборонно-спортивных клубов Томской области и активом Одигитриевско-го прихода с. Зоркальцево.

4. Место и время проведения

4.1. Место проведения - с. Зоркальцево Томского района Томской области, палаточный городок.

4.2. Время проведения - 11-24 июля 200____г.

5. Участники

К участию в сборах принимаются дети и юношество в возрасте от 10 до 17 лет включительно. Направление детей для участия в сборах осуществляется по специальным путевкам, выдаваемым организаторами на основании заявления родителей.

6. Финансирование

Финансирование осуществляется за счет добровольных пожертвований членов попечительского совета сборов и родителей детей-участников.

7. Подведение итогов

7.1. По итогам сборов определяются участники, наиболее успешно прошедшие учебные курсы, победители и призеры в отдельных конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях.

7.2. Все участники, тем или иным образом отличившиеся и проявившие себя в период сборов, поощряются ценным призом или подарком.

8. Порядок подачи заявлений

8.1. Предварительные заявки и подтверждения

об участии в Сборах, с указанием Ф.И.О. и возраста участников, принимаются по телефону__________.

8.2. Заявки принимаются до 1 июля 200______г.

8.3. При подаче заявления (форма заявления см. Приложение № 1), родители детей-участников заполняют анкету участника (Приложение № 2) и получают путевку, а также список личного имущества участника (Приложение № 3).

9. Организационно-штатная структура

9.1. Подбор руководящего и педагогического персонала сборов осуществляется их учредителями.

9.2. Списочный состав руководящего и педагогического персонала рассматривается и утверждается на совместном заседании учредителей.

9.3. Для эффективной работы сборов состав руководящего, педагогического совета и обслуживающего персонала устанавливается следующий:

1) начальник (директор);

2) священник;

3) заместитель начальника (директора) по образовательно-воспитательной работе (начальник штаба);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) заместитель начальника (директора) по административно-хозяйственной части (старшина);

5) заместитель начальника (директора) по физкультурно-массовой работе;

6) заместитель начальника (директора) по культурно-досуговой деятельности;

7) заместитель начальника (директора) по медицинской части;

— 7З —

8) командир отряда (из расчета 1 на 10-15 человек);

9) повар;

10) водитель.

9.4. Начальник (директор) сборов, его заместители и командиры отрядов подбираются из числа специалистов, имеющих высшее, предпочтительно педагогическое образование и опыт работы с молодежью.

9.5. Для проведения отдельных учебных занятий и мероприятий могут привлекаться педагоги, специалисты и инструкторы по направлениям учебной деятельности, военнослужащие (офицеры и солдаты) войсковых частей, студенты образовательных учреждений и курсанты военно-учебных заведений.

9.6. Руководящий, педагогический и обслуживающий персонал допускается к работе только после прохождения специальной подготовки, которую организуют учредители.

9.7. Для руководства работой сборов создается педагогический совет, в который входят священник, начальник, его заместители и командиры отрядов. Они рассматривают вопросы организации и содержания работы сборов, заслушивают отчеты персонала, подводят итоги каждого этапа работы.

9.8. Начальник (директор) контролирует исполнение должностных обязанностей персоналом и выполнение распорядка дня, руководит сборами и несет ответственность за их проведение.

9.9. Священник совместно с молодежью и персоналом, организует и проводит богослужения, чтение утренних и вечерних молитв, совершает требы и таинства (крещение, водосвятные молебны и др.), а также духовно-просветительские беседы.

9.10. Заместитель начальника (директора) по административно-хозяйственной части осуществляет работу по материально-техническому и организационно-административному обеспечению сборов.

9.11. Заместитель начальника (директора) по образовательно-воспитательной работе организует деятельность педагогического персонала и командиров подразделений (отрядов, отделений), проводит методические занятия с ними, составляет учебный план и расписание ежедневных занятий, несет ответственность за качество и эффективность проводимых мероприятий учебно-воспитательного характера.

9.12. Заместитель начальника (директора) по физкультурно-массовой работе отвечает за организацию и проведение программы спортивных мероприятий.

9.13. Заместитель начальника (директора) по культурно-досуговой деятельности проводит мероприятия, имеющие своей целью культурное и художественно-эстетическое развитие участников.

9.14. Заместитель начальника (директора) по медицинской части (врач) осуществляет постоянный контроль за здоровьем молодежи, качеством питания, выполнением распорядка дня, санитарным состоянием помещений и территории.

9.15. Командир отряда (отделения) организует жизнь вверенных подразделений согласно правилам и распорядку дня сборов, несут ответственность за здоровье и безопасность личного состава, сохранность имущества, закрепленного за отрядами (отделениями).

9.16. Обязанности обслуживающего персонала (повар, водитель, охрана и др.), а также личного состава подразделений (отрядов, отделений) определяются правилами внутреннего распорядка, утвержденного начальником (директором) сборов.

10. Программа

10.1. Комплексная программа сборов может быть разделена на следующие основные направления воспитательной и образовательной работы:

10.1.1. Духовно-нравственное воспитание:

- история России, основы патриотического и гражданского воспитания;

- основы православной культуры;

- краеведение, экскурсионные программы по г. Томску и Томской области;

- особенности гуманистического мировоззрения;

- семейное воспитание.

10.1.2. Физическое воспитание:

- общефизическая подготовка;

- русское боевое искусство;

- спортивные игры;

- высотная подготовка;

- легководолазная подготовка;

- конно-спортивная подготовка, верховая езда;

- туризм (пеший, горный, водный).

10.1.3. Начальная военная подготовка:

- строевая подготовка;

- огневая подготовка;

- тактика (занятия в поле с элементами топографии, разведки, саперного и инженерного дела);

- навыки разведчика;

- воздушно-десантная подготовка;

- школа выживания в экстремальных ситуациях и экстренная медицинская помощь.

10.1.4. Традиционная культура:

- православные (народные) праздники;

- традиционный уклад жизни;

- традиционные фольклор, пение и пляс;

- народные игры и забавы;

- традиционные ремесла (бисероплетение, береста, роспись, вышивка, глина и т. д.).

10.2. Учебные занятия и все мероприятия в рамках программы проводятся в четком соответствии с утвержденным распорядком дня сборов.

Поступила в редакцию 25.12.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.