Научная статья на тему 'Генезис и развитие внешкольного воспитания в Томской губернии в конце XIX начале XX в'

Генезис и развитие внешкольного воспитания в Томской губернии в конце XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
224
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТОМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NON-FORMAL UP-BRINING / TOMSK PROVINCE / PUBLIC ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Башкатова Анна Владимировна

Внешкольное воспитание в Томской губернии, как и в целом в России, возникло в конце XIX в. в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д. Эти внешкольные учреждения создавались прогрессивными русскими педагогами и общественностью, которые ставили перед собой различные цели, прежде всего содействовать духовному, патриотическому и физическому воспитанию детей, укреплению и сохранению их здоровья. «Потешные» и «скауты» самые первые российские детские организации получили распространение и в Томской губернии. Широкую деятельность развернуло в Томске Общество содействия физическому развитию доктора В.С. Пирусского, который сыграл большую роль в популяризации среди населения основ правильного физического и нравственного воспитания детей и ухода за ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Genesis and Development of Non-Formal Up-Brining in Tomsk Province in the Late XIXth Early XXth Centuries

Non-formal up-brining in Tomsk Province as a whole in Russia came at the end of XIX century in the form of circles, clubs, workshops, day shelters for children, summer holiday camps, colonies, etc. These institutions were created by progressive Russian educators and the public, who set themselves different objectives, above all, promote the spiritual and patriotic and physical education of children, strengthen and maintain their health. The first Russian children's organization «comic» and «scouts» have proliferated in the Tomsk Province. Wide range of activities launched in Tomsk «Society for the physical development» of Dr. V.S. Pirussky, who played a significant role in popularizing bases of the correct physical and moral education and childcare among the population.

Текст научной работы на тему «Генезис и развитие внешкольного воспитания в Томской губернии в конце XIX начале XX в»

история

ББК 63.3(2) 53-7

А.В. Башкатова

Генезис и развитие внешкольного воспитания в Томской губернии в конце XIX - начале XX в.

А. V. Bashkatova

The Genesis and Development of Non-Formal Up-Brining in Tomsk Province in the Late XIXth - Early XXth Centuries

Внешкольное воспитание в Томской губернии, как и в целом в России, возникло в конце XIX в. в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д. Эти внешкольные учреждения создавались прогрессивными русскими педагогами и общественностью, которые ставили перед собой различные цели, прежде всего содействовать духовному, патриотическому и физическому воспитанию детей, укреплению и сохранению их здоровья. «Потешные» и «скауты» - самые первые российские детские организации - получили распространение и в Томской губернии. Широкую деятельность развернуло в Томске Общество содействия физическому развитию доктора В.С. Пирусско-го, который сыграл большую роль в популяризации среди населения основ правильного физического и нравственного воспитания детей и ухода за ними.

Ключевые слова: внешкольное воспитание, Томская

губерния, общественные организации.

Термин «внешкольная работа» появился в конце XIX в. В то время этим словом называли культурнопросветительную деятельность. Вообще конец XIX -начало ХХ в. - время становления детского движения как новой социальной реальности в мире и в России. Создаются детско-молодежное культурологическое движение «Перелётные птицы» в Германии; военнопатриотические, спортивные объединения - «Бригады мальчиков» (Англия, Франция); «Соколы» (Чехия); природоохранные объединения типа «Майских союзов»; движение «Лесных индейцев» (в Европе и Америке), в 1907-1908 гг. создается скаутская организация.

Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX в. в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement - поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 г. группой передовых педагогов во главе с С.Т. Шацким, ставило своей целью дать обездоленным детям «детские

Non-formal up-brining in Tomsk Province as a whole in Russia came at the end of XIX century in the form of circles, clubs, workshops, day shelters for children, summer holiday camps, colonies, etc. These institutions were created by progressive Russian educators and the public, who set themselves different objectives, above all, promote the spiritual and patriotic and physical education of children, strengthen and maintain their health. The first Russian children’s organization «comic» and «scouts» have proliferated in the Tomsk Province. Wide range of activities launched in Tomsk «Society for the physical development» of Dr. V.S. Pirussky, who played a significant role in popularizing bases of the correct physical and moral education and childcare among the population.

Key words: non-formal up-brining, Tomsk Province, public

organizations.

впечатления». Здесь молодое поколение взаимно организуется, учится, развлекается и помогает друг другу в разных своих потребностях [1, с. 6, 7, 27].

Детские клубы, колонии, мастерские создавались педагогической общественностью на средства, собираемые по подписке или с помощью так называемых кружечных сборов. По всей стране возникали созданные на средства благотворителей игровые площадки, детские сады, народные детские дома, клубы, библиотеки. В начале XX в. в огромном количестве стали выходить периодические печатные издания для детей.

В начале XX в. были и объединения детей, которые существовали как самостоятельные производственные объединения: артели по заготовке ягод и грибов, помощи в уборке урожая, бригады посыльных, продавцов газет, полотеров и т.д. Со временем распространение получили детские кооперативы, создаваемые в стенах учебных заведений. Их опыт освещался в педагогической печати, достижения пропагандировались. Известен, например, опыт кооперативной лавки при 1-й Сибирской торговой школе в Томске и т.д. [2, с. 35].

Принципиальный поворот совершался и в области физического воспитания и спорта. Возникло множество общественных организаций, таких как Обще-

ство содействия физическому развитию учащейся молодежи, общество физического и нравственного воспитания «Маяк» [3, л. 5], общество «Сокол».

В России движение «Сокол» распространилось с 1902 г., а к 1914 г. в стране было около 60 «сокольских» обществ и кружков. Всего к 1910 г. в России было около 80 обществ по физическому и нравственному воспитанию.

В Томске в 1896-1897 гг. работал кружок гимнастов, в числе участников которого были студенты университета. По сведениям газеты «Сибирский вестник», летом 1898 г. был создан атлетический клуб, куда в праздничные и выходные дни собиралась рабочая молодежь и занималась гимнастикой, атлетическими упражнениями, училась жонглировать. А в 1911 г. в Томске было создано общество «Сокол», в котором участвовали по преимуществу старшеклассники средних учебных заведений. «Сокольской гимнастикой» увлеченно занимались учащиеся коммерческого училища, Алексеевского реального училища, женской гимназии Миркович. Устраивались специальные сокольские вечера, на которых демонстрировались достижения гимнастов и других физкультурников. В январе 1913 г. при обществе «Сокол» возник кружок лыжников [4, с. 88-89].

Большое внимание исследователи обращают на движение «потешных» и скаутов. Идея организации внеучебного времени детей и подростков в целях духовного патриотического и физического воспитания уже давно витала в воздухе. После поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. государство осознало необходимость введения целостной системы патриотического воспитания детей и юношества [5, с. 50].

По всей стране с 1908 г. началась массовая организация отрядов, команд, батальонов, рот, школ, войск «потешных» солдат. В отряды входили в основном дети и подростки средних городских слоев в возрасте от 8 до 20 лет. Во всех «потешных» отрядах изучались ружейные приемы, повороты и перестроения, гимнастика, фехтование на ружьях, рапирах и эспадронах, стрельба. Проводились поучительные беседы. Апофеозом развития движения стали смотры «потешных» войск в июне 1911 г. и августе 1912 г. [2, с. 39].

«Потешные» имели государственную поддержку и всероссийские масштабы. Но «потешное» движение, столь активно поддержанное властными структурами всех уровней, не встретило теплого приема на страницах сибирской либеральной печати. Журнал «Сибирские вопросы» резко критиковал «потешную» затею, которую осудило даже военное ведомство: «Нам нужны образованные юноши, ...а не манекены... Нам нужны граждане, а не «потешные» люди с изувеченной душою. Нам нужна истинная постановка воспитания юношества, а не. «потеха». В статье звучал призыв к родителям не допускать

подобного издевательства над детьми. В №20 за 1912 г. директор Томского реального училища Федоров, попечитель Лаврентьев и томский губернатор Гран были иронично названы «специалистами по части “потешных”». На страницах «Сибирских вопросов» отмечалось, что перед отъездом на смотр в столицу «потешные» из учеников реального училища усиленно тренировались, а публика потешалась зрелищем того, как «люди всяк по своему сходят с ума». 15 июля отряд этот выехал в Петербург.

Таким образом, материалы либеральной печати явно свидетельствуют о том, что официально провозглашенная идея военно-патриотического воспитания молодежи, реализованная через создание в стране в начале ХХ в. «потешного» движения, не получила в Сибири широкой общественной поддержки [6, с. 83-84].

О причинах краха этого движения есть множество мнений, но главное одно - первое детское движение в России, созданное отечественными идеологами, было «задавлено» бурно развивающимся скаутским движением, пришедшим к нам из Англии [2, с. 40].

К концу первого десятилетия XX в. Россия оказалась благодатной почвой для идей англичанина Бадэна Пауэлла и его сподвижников, положивших начало международному движению скаутов (юных разведчиков). Увлечение скаутингом получило распространение благодаря вдохновенной работе по его пропаганде, предпринятой полковником

О.И. Пантюховым, который по праву вошёл в историю как основатель скаутского движения в России. Он создает в Петрограде «Всероссийское общество содействия мальчикам-разведчикам» («Русский скаут»), в воззвании которого подчеркивалось, что скаутизм развивает в мальчиках любовь к Отечеству, к армии, законности и порядку, воспитывает предприимчивость, инициативу, смелость, находчивость, благородство. Хулиганство, пьянство, преступность - пороки, с которыми борется скаутизм.

В Петрограде в 1915 г. возник отряд юных разведчиц (герлскаутов). Программа работы отряда изменялась и дополнялась: она включала в себя уход за детьми, цветоводство, кулинарию и в целом домашнее хозяйство. Во время войны герлскауты помогали беженцам, дежурили на вокзалах, участвовали в сборе денег для армии, ухаживали в госпиталях за ранеными, шили белье для воинов, собирали для них подарки [7, с. 14].

Скаутские организации в Томске появились в гимназиях - в мужской (бойскауты) и женской (герлскауты). Благодаря усилиям директора женской гимназии Н.А. Тихонравовой герлскауты были наиболее активны. В Томске был создан отдел всероссийского общества «Русский скаут», в организации которого участвовали научные работники и общественные деятели города. Руководство отделом осуществля-

история

лось советом под председательством профессора Эриха-Вильгельма Диля, в совет входили профессора Л.И. Омороков и И.А. Валединский, директор женской гимназии Н.А. Тихонравова.

У скаутов была уставная форма и знаки отличия (нашивки), специальные удостоверения, ритуальные посохи, знамя с изображением Георгия Победоносца и лозунг «Будь готов!». Томская скаутская дружина была крупнейшей в Сибири, насчитывала около 500 чел. [2, с. 42-43].

Ведущим методом воспитательной системы у скаутов стала так называемая длительная игра, которая охватывает все время пребывания в отряде того или иного скаута. Скауты учились разводить костры, строить шалаши и переправы, выкладывать дорожные знаки, скрываться в лесу и поле, выслеживать «нарушителей» и докладывать об увиденном, ориентироваться по компасу, солнцу, звездам, сигнализировать флажками, светом, звуком, тушить пожары, оказывать первую медицинскую помощь. По итогам соревнований обычно проводилось торжественное награждение отличившихся [5, с. 51].

Поскольку в начале XX в. еще не было ни массового спорта, ни туризма как таковых, то скаутские отряды и отряды потешных стали неким ноу-хау в области воспитательной работы. Совершенно очевидно, что появление в России скаутинга и потеш-ничества стало результатом признания особой роли детского движения в реализации воспитательных задач, сформулированных государством. Основным же содержанием соответствующего социального заказа стали физическое воспитание и военная подготовка детей и молодежи. Руководители потешных и скаутов действовали схожим образом, но в их работе были и отличия. Так, если первые в основном проводили спортивные занятия и беседы с итоговыми показательными смотрами и парадами, то деятельность вторых оказалась шире и разнообразнее. В ней можно ответить ряд преимуществ: учет возрастных особенностей, системный подход в плановой работе, создание условий для самореализации подростков, воспитание скаутмастеров из числа самих скаутов. В послевоенные годы скаутинг стал быстро набирать силы и даже приобрел черты особой педагогической системы, но уже в 1922 г. скаутские организации были распущены по идейно-классовым соображениям [7, с. 15].

Однако доктор В.С. Пирусский видел в скаутизме не столько пользу, сколько вред для неокрепшего физически и психически детского и юношеского организма. «Насаждаемый. у нас скаутизм имеет в виду физическое и нравственное оздоровление детей... Но когда вспомнишь о выслеживании, о шпионстве друг за другом и за посторонними, о самой отчаянной муштровке, об особой форме и значках, об узелках на галстуках и пр., то вывод получается

один: нужно всеми мерами бороться против насаждений скаутизма в нашем отечестве» [2, с. 44].

Еще в 1893 г. в Петербурге при участии профессора анатомии П.Ф. Лесгафта было создано первое в России общество содействия физическому развитию [3, л. 3]. Толчок, данный П.Ф. Лесгафтом, оказал влияние на распространение идей о необходимости правильного физического развития.

Мысли о важности культивирования подвижности не миновали и Сибири [3, л. 11]. Реальное воплощение они получили в Томске, где в 1895 г. Владислав Станиславович Пирусский учредил Томское общество содействия физическому развитию. Доктор

В.С. Пирусский говорил: «Опыт работы показал мне, что в деле здоровья первую скрипку играет не лечение, а охранение здоровья и умение поддержать его соответствующим способом». Поэтому он страстно призывал к соблюдению санитарно-гигиенических мер, к широкому использованию естественных факторов природы и различных средств физической культуры [2, с. 48]. Общество приступило к деятельности в 1896 г., открыв две площадки для игр, две летних колонии, купальни и катки с выдачей бесплатных билетов нуждающимся детям [3, л. 14].

Не только в Томске, но и в других городах Сибири для содействия физическому развитию предпринимались подобные меры. Так, в мае 1895 г. Обществом попечения о начальном образовании в Барнауле был открыт Аптекарский сад (ныне парк культуры и отдыха Центрального района) [8, с. 140]. В саду общества летом устраивались гулянья, детские карнавалы, детские игры, а зимою на аллеях сада устраивался каток. Здесь же имеются два бильярда, исполинские шаги, гимнастические приспособления, кегельбан, тир и пр. В обычные дни вход в сад для всех желающих бесплатный, в праздники же, когда в саду играет оркестр, за право входа в него взимается плата от 3 до 10 коп. Помимо этого, общество имело еще две карусели: одну на конюшенной площади, другую - в городской загородной роще, которые на Пасху и Троицу украшаются по-праздничному и привлекают значительное число невзыскательной публики [9, с. 124]. В начале 1902 г. общество открыло детскую площадку в городском саду [3, л. 14]. Кроме сада, общество устроило детские площадки и в других районах города. Главной их целью был не доход, а организация разумного отдыха детей [8, с. 141]. Постепенно открывались площадки, отчасти и катки, в Иркутске, Красноярске.

Однако вернемся к Томскому обществу содействия физическому развитию. Оно существовало в основном на добровольные пожертвования, состояло в ведении Министерства внутренних дел, которому ежегодно представляло отчеты через начальника губернии.

Возникновение этого общества в Томске вызвано теми же побуждениями, которыми руководствовались родители, воспитатели, врачи и администра-

торы в образованных странах, обратившие должное внимание на постановку физического воспитания и на дело физического развития вообще. В России предшествующего опыта не было, идеи физического развития были слишком неопределённы. Поэтому в последнее десятилетие XIX в. Россия обратилась к опыту Нового света.

У нас, наконец, вспомнили постоянно забываемую истину - «здоровая душа в здоровом теле» - и оглянулись на нужды и потребности физического здоровья, воспитания и развития. Поэтому Томское общество содействия физическому развитию поставило себе задачей способствовать целесообразными мерами правильному физическому развитию подрастающих поколений и укреплению физического здоровья взрослых.

Намечая купальню со школой плавания, площадку для подвижных игр, школьную колонию, каток и дальние прогулки как виды учреждений первой очереди, общество стремилось воздействовать этими мерами на подъем бодрости, энергии и сил не только у детей и юношества, но отчасти и у взрослых. Открывая эти учреждения, общество на первый взгляд как будто не внесло ничего нового в местную жизнь. Но в то же время оно внушало населению хотя бы некоторые идеи научной гигиены и приучало его смотреть даже на игры как на гигиенический и воспитательный прием, а не как на пустую забаву.

Скромность средств, которыми располагало общество во время устройства учреждений, отсутствие свободных участков земли в городе, неудобство русла и капризность реки Томи не позволяли обществу поставить его начинания на желаемую высоту. Тем не менее оно сумело в первый год своей жизни привлечь к себе живые симпатии и внимание населения.

В чем заключается его боевая сила, почему открывались кошельки богатых лиц и разночинцев-обывателей, почему шли служить обществу чаще всего даром или за самую ничтожную плату? Разгадка этого явления не только в правоте дела, которую могли осознавать лишь люди передовые и честные, но и в личности

В.С. Пирусского. Будучи прекрасным врачом, пользующимся громадной популярностью, В.С. Пирусский часто за лечение богатых ставил условие пожертвовать в пользу общества. А некоторые богатеи, чтобы обратить на себя внимание Владислава Станиславовича и попасть к нему на прием, вступали в члены общества, вносили определенные взносы. К 1 января 1897 г. у общества были две площадки с приспособлениями для бега, игр в мяч, велосипедной езды, кегельбан и простейшие снаряды для гимнастики; купальня и закрытая платформа; три больших катка с одним тепляком; запас белья и утвари для дачной школьной колонии на 12 чел.

Итак, Томское общество содействия физическому развитию уже в первый год своего создания широко

развернуло практическую работу по оздоровлению населения, в особенности детей. И это было началом большого, почти в четверть века, пути.

Заботы о поправлении здоровья детей из среды наиболее нуждающегося населения путем ближайшего общения с природой побудило совет общества приложить старания к устройству хотя бы маленькой дачной колонии (колония - прообраз пионерского или спортивно-оздоровительного лагеря) [2, с. 50, 55, 61]. Помогая физически слабым, отсталым детям, общество организует выдачу горячих завтраков в школах, летние санитарные колонии, снабжает детей бесплатными билетами в купальни и на катки [10, л. 4].

К числу занятий на площадке относятся прогулки, как простые, так и образовательные. С первых же дней существования общества ежегодно предпринимались загородные прогулки, 2-3 раза за лето, а иногда и больше. Организовывались они обычно небольшими партиями от 35 до 70 чел. Прогулок со специальной (образовательной) целью - произвести осмотры некоторых промышленных сооружений - было сделано несколько, при этом были осмотрены железнодорожный мост, паровая спичечная фабрика, завод восковых свеч, паровая мукомольная мельница. Остальные прогулки делались с целью пройтись подальше за город и провести день на природе [10, л. 17].

На своих площадках, зимних и летних, на катках, на прогулках и экскурсиях общество не создает ничего нового. Давая возможность детям развивать свои физические способности, оно способствовало лишь исполнению тех воспитательных действий, которые в то время не могли быть использованы почему-либо семьей и школой.

В 1901 г. Томское общество содействия физическому развитию открыло Петуховский сад для развлечений детей и всех желающих провести свой вечерний досуг. В саду не допускалось употребление алкогольных напитков. Известно, что на досуге пьют больше всего, многие делают это ради развлечения, «стараются создать себе веселье, забывая, что искреннее здоровое веселье - есть как бы возврат к детству, хмельное же веселье есть веселье взрослого дикаря, которое редко кончается благополучно для участников» [10, л. 24]. С 1902 г. советом общества в саду были устроены небольшая летняя сцена, площадка для крокета и кегельбана, площадка для танцев. Дети могли заниматься в саду простейшими играми: в песок, обручи, веревочку и мячи; для молодежи и взрослых предлагались крокет, кегли, тир, шахматы. В саду по четвергам организовывали оркестровые музыкальные вечера и изредка сценические представления (по два в лето). Устраивали дешевый чайный буфет и продажу фруктовых вод.

В качестве характеристики отношения руководителей города к Обществу содействия физическому развитию приведем слова из выступления одного из

история

гласных Думы, сказавшего на заседании: «Вот до чего дожили, что просят отводить землю для баловства наших ребят». Общество в то время ходатайствовало об отводе участка земли для детской площадки. Если такое выступление не кажется удивительным со стороны купца-гласного, то странным для нас может показаться теперь выступление в той же городской думе известного в Томске профессора-терапевта Левашова, заявившего на просьбу общества о субсидии на нужды летних колоний, что «на обязанности города не лежит забота о всех хилых и слабых детях. Город заботится только о лечении больных» [2, с. 50]. И это говорилось тогда, когда уже почти 20 лет общество плодотворно и самоотверженно работало с населением города.

Таким образом, несмотря на многочисленные трудности в организации, благоустройстве и содержании детских внешкольных организаций, постоянном недостатке денежных средств, все же они продолжали

функционировать благодаря пожертвованиям добрых людей, безвозмездному труду руководителей и воспитателей.

А польза подобных организаций была очевидна. Они способствовали оздоровлению населения, борьбе с эпидемическими и заразными болезнями; воспитывали детей и популяризовали среди населения основы правильного физического и нравственного воспитания и ухода за детьми.

Результаты, даваемые внешкольными организациями, безусловно, благотворны и в физическом, и в психическом отношении, они могли бы быть еще более благотворными, если бы общество и государство в должной степени уделяли серьезное внимание учреждениям такого рода.

Ведь веселая, здоровая молодежь - это здоровое ядро будущего общества, а неудовлетворенность, скука, разнузданность - грозят серьезным кризисом в развитии общественных идеалов.

Библиографический список

1. Дети - работники будущего. Первая книга Московского общества «Сетлемент». - М., 1908.

2. Иконников С.К. Доктор Пирусский. - Томск, 2005.

3. Государственный архив Томской области (ГАТО). -Ф. 508. - Д. 100.

4. Дмитриенко Н.М. Молодежь Томска в общественном движении (вторая половина XIX - 1917г.) // Проблемы истории и исторического познания. - Томск, 2001.

5. Копылова Т. История детского движения: скауты и потешные // Воспитание школьников. - 2008. - №1.

6. Ищенко О.В. «Потешные» в Сибири (отражение вопроса на страницах либеральной печати начала ХХ в.) // Словцовские чтения - 2002 : материалы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической краеведческой конференции. - Тюмень, 2002.

7. Волохов А. Длительные воспитывающие игры // Воспитание школьников. - 1995. - №2.

8. Гришаев В.Ф. Тропою памяти. Записки краеведа. -Барнаул, 1987.

9. Баитов Г.Б. Очерки Барнаула. - Томск, 1906.

10. ГАТО. - Ф. 508. - Д. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.