Научная статья на тему 'Генезис и развитие скаутской системы воспитания (психолого-педагогический аспект)'

Генезис и развитие скаутской системы воспитания (психолого-педагогический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
943
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CКАУТЫ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / CHILD'S MOVEMENT / SCOUTS / UPBRINGING / MORALS / SPIRITUAL / INTELLECTUAL AND PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайфулин А. В.

Данная статья состоит из двух частей. В первой части рассматривается процесс развития российского скаутского движения в дореволюционный период. Описываются ключевые этапы скаутинга в России, начиная с момента его зарождения в 1909 г. и заканчивая датой прекращения официальной деятельности скаутских организаций в 1923 г. Во второй части на примере деятельности скаутской организации в городе Томске (Ассоциация скаутов Томской области) дается характеристика воспитательного потенциала методики скаутинга сегодняшнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS AND DEVELOPMENT OF SCOUTS UPBRINGING SYSTEM (PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL ASPECT)

The article consists of two parts. The first part examines the process of Russian scouting development in period before Revolution. Key stages of scouting in Russia are described from the moment of its foundation in 1909 to the time when official activity of scouts organizations stopped in 1923. In the second part activity of the scouts organization in Tomsk (The Association of scouts in Tomsk region) is taken as an example to characterize tutoring potential of todays scouting system.

Текст научной работы на тему «Генезис и развитие скаутской системы воспитания (психолого-педагогический аспект)»

УДК 374.01

А. В. Гайфулин

ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ СКАУТСКОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Данная статья состоит из двух частей. В первой части рассматривается процесс развития российского скаутского движения в дореволюционный период. Описываются ключевые этапы скаутинга в России, начиная с момента его зарождения в 1909 г и заканчивая датой прекращения официальной деятельности скаутских организаций в 1923 г. Во второй части на примере деятельности скаутской организации в городе Томске (Ассоциация скаутов Томской области) дается характеристика воспитательного потенциала методики скаутинга сегодняшнего дня.

Ключевые слова: скауты, воспитание, детское движение, нравственность, духовное, интеллектуальное и физическое развитие.

Детское движение - это совокупность направлений, содержания, форм и методов, проверенных, испытанных на практике и используемых для воспитания детей и подростков. Что представляет собой современное российское детское движение? Какие организации пришли на смену Всесоюзной пионерской организации? Только в г. Томске насчитывается 12 детских и молодежных организаций. Каждый двадцатый подросток областного центра является членом детской общественной организации. Какие пути развития детского движения в нашей стране и есть ли у него будущее, создавать ли новые организации или возрождать старые? Актуально то, что именно сегодня на разных уровнях разные люди вновь задают эти вопросы. И чтобы найти на них ответ, необходимо провести подробный анализ деятельности сегодняшних детских объединений. Рассматривая данный вопрос, хочется подробно остановить свой взгляд на самой первой российской детской организации, в основе деятельности которой лежит скаутский метод. Опыт скаутской организации, итоги, результаты применения различных форм и методов работы с юной сменой могут быть использованы для решения проблем воспитания подрастающего поколения в условиях современности. Именно поэтому целью данного исследования является выявление ключевых этапов развития скаутинга в России и определение воспитательного потенциала скаутского движения исходя из опыта работы Ассоциации скаутов Томской области.

Основателем скаутского движения является англичанин Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл (1857-1941). В его системе исследователи выделяют четыре направления: 1) воспитание природой; 2) пропаганда здорового образа жизни; 3) утверждение кодекса чести; 4) основа воспитания гражданина - выполнение обязанностей точно и в срок.

По мнению многих, причина успеха системы «скаутинг» - в прекрасной душе самого генерала, рыцаря по поступкам, педагога по призванию, уме-

ющего понять ребенка и подойти к главному: «На первом месте, отмечал Баден-Пауэлл, у мальчиков всегда должны быть честь, чувство долга и ответственность» [1, с. 21].

Основателем российского скаутского движения является штабс-капитан русской армии Олег Иванович Пантюхов. История отечественных скаутов началась 30 апреля 1909 г. как патриотический отклик на правительственную установку о развитии допризывной подготовки молодежи после поражения в Русско-японской войне 1904 г. Но очень скоро скаутское движение приобрело характер массового спортивно-патриотического юношеского движения, где преобладали мотивы воспитания не солдат, а граждан.

Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в статье о Р. Баден-Пауэлле справедливо определял отличие скаутских организаций от «потешных»: «Скауты - организация совершенно свободная, независимая от правительства. На чисто военную выправку скауты обращают очень мало внимания, направляя его на развитие инициативы и самодеятельности» [2, с. 652; 3, с. 48].

О. И. Пантюхов издал пособие «Памятка юного разведчика» (1911 г.), в котором предпринял попытку адаптировать английскую модель скаутинга к русским реалиям, но в 1914 году из-за отправки на фронт он вынужден был прекратить практическую работу со скаутами. Перед отправкой на фронт

О. И. Пантюхов добился рассмотрения в государственных органах проектов документов о регистрации общества содействия скаутам. 26 августа 1914 г. был утвержден подготовленный О. И. Пан-тюховым устав Петроградского общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут». Цель: посредством внешкольного физического и нравственного воспитания юношества дать Родине истинных патриотов, здоровых и чистых душой и телом.

В 1915 г. В. С. Преображенский [4, с. 39] впервые в русской литературе о скаутизме сформулиро-

вал цели скаутской организации: развить индивидуальный характер (мужество, решительность, терпение, выносливость); привить практические навыки трудовой деятельности; побудить к альтруизму; создать лояльных граждан.

II съезд по скаутизму (28 декабря 1916 г. - 3 января 1917 г.) сделал шаг в определении русских специфических черт скаутской организации и призвал к ее созданию. Одновременно съезд сформулировал предложения: ознакомить всех учителей и воспитателей с основами скаутинга; организовать инструкторские курсы для ознакомления с теорией и практикой скаутизма; распространить скаутинг в село путем ознакомления учительской массы на курсах; практиковать организацию скаутских отрядов при обществах содействия, учебных заведениях, родительских комитетах, спортивных объединениях и т.п.

Известный исследователь и практик 20-х годов XIX века И. Н. Жуков обращал особое внимание в развитии скаутинга на нравственное воспитание и игру. Содержание скаутинга он определял следующим образом: рыцарское служение Родине и всему человечеству; воспитание в характере мужества, воли и наблюдательности. Цель организации -улучшить нравственное и физическое воспитание будущих граждан, укрепить международную солидарность молодежи всего мира [5, с. 24]. В мае 1921 г. по организациям России разошлась «Декларация старшего друга скаутов» [6, с. 149-150] И. Н. Жукова со следующими положениями:

- хотя «скаут - верный сын РСФСР», но закон этот стал трактоваться шире. Мысль о всемирном братстве скаутов была в силе и после революции 1917 г.: «От братства скаутов всех стран к реальному братству всех наций мира»;

- изменение социального состава влечет изменения («пролетаризацию») законов и обычаев. Скаутизм должен стать трудовым не только по составу, но и за счет введения в программы элементов ручного труда;

- предпочтение отдается общественной деятельности, а не ограничивается внутрикружковой работой (вовлечение в занятия спортом широких масс, публичные выступления, переписи);

- к скаутингу усиливается внимание государства посредством системы всеобуча;

- изменилось общество и изменился идеал гражданина. Скауты учитывают это и ставят перед собой задачу воспитания гражданина-обществен-ника, для которого общие интересы выше собственного «я»;

- в условиях физического и умственного вырождения скаутинг не может накормить детей, но он может удержать их от вредных привычек, приучит к гигиене и укрепит тело, восстановит гармонию тела и духа.

Однако к концу 1922 г. претензии комсомола к скаутам и скаутингу оформились уже окончательно. Они представляли собой достаточно длинный список: скаутинг затемняет классовое самосознание и убивает классовое чутье в детях рабочих; скаутинг воспитывает преданных рабов буржуазного государства, защитников в случае восстания пролетариата; скаутинг воспитывает буржуазную мораль путем культивирования лицемерной любви ко всем людям; скаутинг использует религиозное воспитание, затуманивая религиозными предрассудками сознание детей; скаутинг аполитичен; скаутинг - это искусственная игра во взрослых; скаутские лагеря отрывают детей от жизни; «добрые дела» отвлекают детей от классового дела; разряды стирают здоровый коллективизм, вносят психологию индивидуализма; желание помогать социальным низам - буржуазное ханжество; скаутинг создан для участия в империалистической войне.

При этом в скаутинге отмечали немало и ценного. В своей статье «РКСМ и бойскаутизм»

Н. К. Крупская пишет: «Что дает бойскаутизм подростку? Прежде всего, он дает пищу для его активности, ставит ему ряд постепенно усложняющихся целей, которых он достигает самостоятельно. Когда наблюдательность и умение делать выводы обращаются в привычку, тем самым делается крупный шаг в развитии характера. Наконец, скаутизм обращает особое внимание на умение действовать организованно, сообща. Привычка к коллективным действиям есть лучшее средство дисциплинирова-ния» [7, с. 45].

К концу 1922 г. история российских скаутов трагически прервалась: одни с «белыми» армиями ушли в эмиграцию через Константинополь и Маньчжурию, а оставшиеся на родине были запрещены и разгромлены. Всплески «подпольного» скаутинга, существовавшего параллельно с пионерами и комсомолом, пресекались ОГПУ до 1933 г.

О. И. Пантюхов объединил за рубежом скаутов российской диаспоры в Национальную организацию русских скаутов (НОРС), которая существует до настоящего времени как Организация российских юных разведчиков (ОРЮР). По самым скромным подсчетам, к концу Первой мировой войны в России насчитывалось около 30 000 скаутов, включая отряды девочек. Во время войны количество скаутов увеличилось, и, можно сказать, через ряды скаутских организаций России прошло (до 1918 г.) не менее 100 000 мальчиков и девочек.

Делая переход к сегодняшнему дню, можно определить скаутинг «...как добровольное, неполитическое воспитательное движение для молодых людей, открытое для всех без ограничения по происхождению, вероисповедованию или расовой принадлежности, в соответствии с целью, принци-

пами и методами, разработанными Основателем Движения.» [8, с. 110].

В скаутской организации важно обеспечивать коллективную и индивидуальную оценку работы. На примере деятельности Ассоциации скаутов Томской области можно выделить нормативные критерии, формирующие определенную воспитательную линию поведения членов организации (детей-скаутов и их руководителей). Прежде всего, это Устав скаутской организации, он является для руководителей и активистов руководством, определяющим нормы поведения всех скаутов и ориентирующим на достижение единой цели. Следующим критерием выступают законы скаутов, они являются программой воспитания и самовоспитания в скаутских коллективах, содержат определяющие направления общественной деятельности детей и одновременно служат мерилом духовных ценностей. В скаутской работе доминирует практическое действие, направленное на приобретение детьми общественно полезных знаний, умений и навыков. Каждый ребенок имеет возможность подтвердить приобретение ЗУНов (знаний, умений и навыков) через систему получения скаутских специальностей. Из 453 членов Томской организации 87 % имеют три нашивки по трем специальностям, то есть эти ребята смогут приготовить себе (и не только себе) обед, оказать экстренную медицинскую помощь и многое другое, что несомненно им пригодится в будущей взрослой жизни.

Важными моментами для выбора и уточнения содержания деятельности в скаутской организации является определение общественно значимой цели и программы самой деятельности. Цель Ассоциации скаутов Томской области - воспитание достойных граждан Томска и Томской области. Третий год организация работает по городской образовательной программе «Патриот». Реализация программы осуществляется по семи направлениям деятельности:

1. Поколение памяти - работа с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми блокадного Ленинграда и престарелыми людьми.

2. Акция «Автограф» - сбор информации о заслуженных, выдающихся, талантливых жителях города.

3. Твори добро - традиционная скаутская деятельность «Дни добрых дел» в различных направлениях и областях социально значимой деятельности.

4. Россия - Родина моя - изучение истории томского края, истории скаутского и других молодежных движений в г. Томске.

5. Игра, игра, игра - разработка и внедрение в практику деятельности скаутских отрядов новых игровых технологий.

6. Отвага, мужество и честь - реализация мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание скаутов.

7. Талантлив каждый - разработка системы мероприятий, способствующих раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

С теоретической точки зрения принципы воспитания в скаутской организации должны подчиняться динамической связи цели, содержания и организации воспитательного процесса. Таким образом, принципы являются всеохватывающими предписаниями для организации деятельности и социальных отношений скаутов. В них учтены педагогические законы, необходимость их сознательного использования. Работа со скаутами должна основываться на следующих принципах: принцип общественной направленности деятельности скаутов - в течение трехлетнего периода деятельности томской организации основные городские мероприятия носили характер социальной полезности, дети учились помогать другим детям из социально неблагополучных семей и приютов, оказывать поддержку пенсионерам, возрождая тимуровское движение и просто делать добрые дела. Принцип педагогического руководства, самостоятельности и самоуправления - каждый томский отряд имеет своего педагога-руководителя, который функционально является координатором деятельности отряда, а основное руководство осуществляют командир отряда и совет патрульных. Принцип соответствия деятельности возрастным и индивидуальным особенностям скаутов, развития их творческой индивидуальности говорит о различных разработанных программах деятельности (томская организация работает по 12 отрядным программам).

Для решения комплексных долгосрочных задач важно применение стратегического педагогического мышления руководителей скаутских отрядов. Необходимо, чтобы взрослые рассматривали скаутскую работу как воспитательный процесс, не сводили ее к краткосрочным мероприятиям. Например, программа деятельности «Патриот» подразумевает длительное воспитательное воздействие по каждому из семи направлений. Например, по акции «Автограф» дети сначала собирают информацию, встречаются со значимыми людьми Томска, потом своими силами подготавливают сборник, презентуя его общественности и т.д.

Если говорить об уникальности скаутского метода, то это прогрессивное воспитание через: обещание и закон; учебу через дело; членство в малых группах; прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий.

Целью скаутинга как воспитательного движения выступает физическое, духовное, социальное,

интеллектуальное развитие личностного потенциала каждого скаута.

Духовное развитие утверждает моральные нормы как основные в жизни скаутов, помогает детям и молодежи в поисках и принятии позитивной ответственности за формирование высших идеалов. Скаутинг предоставляет эффективное начало в ориентации и выборе общечеловеческих ценностей.

Социальное развитие личности прежде всего предполагает наличие у детей и молодежи способности к взаимодействию с другими людьми, вырабатывает и совершенствует умение выступить перед другими, умение выражать свои мысли и чувства, умение объяснять поведение других людей и контролировать собственное поведение.

Интеллектуальное развитие детей и молодежи -еще одно направление деятельности скаутинга. Каждому лидеру скаутского движения необходимо понимать, что интеллектуальное совершенство -это способности индивида адекватно ориентироваться в окружающем мире и принимать в различных ситуациях наиболее правильные решения. Скаутинг предлагает важнейшие элементы для интеллектуального развития личности, которые включают тренировку таких способностей, как наблюдательность, восприятие и понимание, память, прогнозирование будущих перспектив, генерирование и обобщение идей и решений.

Скауты используют самые разнообразные физические упражнения: прыжки, бег, лазание, плавание, метание, подтягивание и другое. Но успехи в физическом развитии скаутов возможны тогда и только тогда, когда есть комплексная программа физического совершенствования ребенка и предпринимаются все усилия по ее реализации. Резуль-

татом чего является выработка умений снять напряжение, релаксировать и умения сопротивляться, сдерживаться и преодолевать. Наконец, удовлетворение от собственного здорового тела и духа - это важнейшее условие индивидуальной активности, залог правильного функционирования живого организма.

Сущность развития скаутского движения проявляется в социальном, психологическом и педагогическом аспектах.

Социальный аспект проявляется в потребности общества организационно оформить социальную активность детей, включить их через скаутское движение в освоение опыта социальных отношений, т.е. направить социализацию подрастающего поколения в общественно одобряемом направлении.

Психологический аспект связан с реализацией стремления детей и молодежи к общению. Скаутская организация расширяет представления ребенка о себе, способствует реализации идеальных представлений о своей роли, о жизненном пути; является своеобразной формой поиска ребенком своей идентичности, переживания чувства общности и доверия в социальных отношениях.

Педагогический аспект: скаутская организация занимает посредническую позицию между подрастающим поколением и обществом. При этом скаутская организация выступает как организованная форма воспитательного влияния сверстников друг на друга в процессе социально значимой деятельности.

Можно сделать выводы, что скаутское движение - не школа навыков, а школа активности, поле практической деятельности для реализации знаний и умений, которыми ребенок овладевает различными путями.

Список литературы

1. Бондарь Л. А. Скаутинг. Книга для скаутов. Женева, 1993. 176 с.

2. Новый энциклопедический словарь / Сост. Ф. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб.,1911. Т. 4. 850 с.

3. Пантюхов О. И. В гостях у бойскаутов. Петроград, 1912. 287 с.

4. Преображенский В. С. Бойскауты: Практическое воспитание в Англии по системе Баден-Пауэлла. М., 1915. 182 с.

5. Жуков И. Н. Стан волчат и птенчиков. Чита, 1918. 170 с.

6. Кудряшов Ю. Российское скаутское движение: исторический очерк. Архангельск, 1997. 98 с.

7. Крупская Н. К. РКСМ и бойскаутизм // Вожатый. 1989. № 1-2. 74 с.

8. Бондарь Л. А. Что есть скаутинг. Книга для скаутского лидера. Женева, 1992. 194 с.

Гайфулин А. В., директор МОУ ДОД ДДТ «Созвездие».

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «Созвездие».

Ул. Говорова, 6, г. Томск, Томская область, Россия, 634057.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 06.02.2009.

A. V Gaifulin

GENESIS AND DEVELOPMENT OF SCOUTS’ UPBRINGING SYSTEM (PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL ASPECT)

The article consists of two parts. The first part examines the process of Russian scouting development in period before Revolution. Key stages of scouting in Russia are described from the moment of its foundation in 1909 to the time when official activity of scouts’ organizations stopped in 1923. In the second part activity of the scouts’ organization in Tomsk (The Association of scouts in Tomsk region) is taken as an example to characterize tutoring potential of today’s scouting system.

Key words: scouts, upbringing, child’s movement, morals, spiritual, intellectual and physical development.

Municipal Educational Institution of Additional Education House of Children’s Creation “Sozvezdie”.

Ul. Govorova 6, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634057.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.