Научная статья на тему 'Возникновение и развитие скаутского движения в Петербурге в начале xx в'

Возникновение и развитие скаутского движения в Петербурге в начале xx в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1375
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАУТЫ / СКАУТИЗМ / ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / SCOUTS / SCOUTING / YOUTH MOVEMENTS / PATRIOTIC EDUCATION / YOUTH / ST. PETERSBURG

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маскевич Е.Д.

Статья посвящена изучению истории скаутского молодежного движения в нач. XX в. Автор рассмотрел влияние политических и экономических факторов, повлиявших на становление и распространение молодежных движений и организаций в России на примере движения скаутов. В результате внутриполитического и военного кризиса, революционной смены, смены государственного строя, шаткого экономического положения страны, резко сократилось количество образовательных учреждений, вопрос о воспитании молодежи приобрел особую остроту. На базе изученных источников и литературы, автор наглядно показывает в статье как, после прихода большевиков к власти в стране, меняется идеологическая платформа устройства детского движения, меняя сознание и образ мышления молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGIN AND DEVELOPMENT OF THE SCOUT MOVEMENT IN ST. PETERSBURG IN THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article is devoted to the study of the history of the scout youth movement in the beginning of the XX century. The author considered the influence of political and economic factors affected the history of the development of youth movements and organizations in Russia on the example of scouting. As a result of the political and military crisis, revolutionary change, the change of the state system, due to the precarious economic situation of the country which entailed the substantial reduction of a network of educational institutions, the question of the education of young people has become exceptional acuteness. On the basis of the sources and literature studied, the author clearly shows in the article how, after the Bolsheviks came to power in the country, the ideological platform of the structure of the children's movement is changing, changing the consciousness and way of thinking of the youth.

Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие скаутского движения в Петербурге в начале xx в»

УДК 94(47).329.78(470.23-25)

Маскевич Е. Д., аспирант, Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС (Россия)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПЕТЕРБУРГЕ

В НАЧАЛЕ XX в.

Статья посвящена изучению истории скаутского молодежного движения в нач. XX в. Автор рассмотрел влияние политических и экономических факторов, повлиявших на становление и распространение молодежных движений и организаций в России на примере движения скаутов. В результате внутриполитического и военного кризиса, революционной смены, смены государственного строя, шаткого экономического положения страны, резко сократилось количество образовательных учреждений, вопрос о воспитании молодежи приобрел особую остроту. На базе изученных источников и литературы, автор наглядно показывает в статье как, после прихода большевиков к власти в стране, меняется идеологическая платформа устройства детского движения, меняя сознание и образ мышления молодежи.

Ключевые слова: скауты, скаутизм, детское движение, патриотическое воспитание, скаутизм, молодежь, Санкт-Петербург.

людей, открытое для всех без ограничения по происхождению, вероисповеданию или расовой принадлежности. Российский скаутинг имеет свои отличительные черты и традиции, сложившиеся с момента его зарождения в Петербурге. Например, с момента зарождения системы воспитания по методу Р. Баден-Пауэлла (скаутинг) в России и по сей день можно встретить другое наименование - разведчество. «Справочник по скаутизму» за 1916 г. объясняет, почему бойскаутов называют разведчиками: «Потому что они [скауты], как странствующие рыцари разведывают на всех дорогах жизни, где бы им помочь тем, кто нуждается в их помощи» [28, с.10]. Наиболее важным отличием русского разведчества от английского скаутинга является православная идеология, которая лежит в его основе. На сегодняшний день в России существует несколько скаутских организаций, которые объединяют скаутские отряды и дружины по всей стране. Эти организации имеют отличия между собой в разной степени по методике и форме работы в скаутских группах. Самой крупной и старейшей скаутской организацией, действующей на территории России, является Организация Российских Юных Разведчиков (ОРЮР). ОРЮР видит основной своей целью воспитание патриотов России и хороших граждан своей страны [35].

30 апреля 1909 г. в Павловском парке капитаном лейб-гвардии Стрелкового полка О. И. Пантюховым был организован первый в России патруль мальчиков скаутов под

В последние годы стала особенно актуальна тема патриотического воспитания молодежи в России. Президент РФ В. В. Путин не раз отмечал особую важность патриотизма в стране и говорил о необходимости учесть различные практики в этой области: «Патриотическое воспитание должно быть не только стройной государственной системой, но, прежде всего, органичной частью жизни самого общества. И только объединив усилия, консолидировав лучшие практики и инициативы, мы сможем вырастить поколения, которые знают свою страну, чувствуют сопричастность ее судьбе, к ответственности за ее будущее и главное — верят в нее» [20]. В октябре 2016 г. в соответствии с указом президента РФ в России была создана общественно-государственная детско-юношеская

организация Российского движения школьников (РДТТТ) РДШ определил для себя ряд направлений, как личностного развития, гражданской активности и военно-патриотическое.

В нач. XX в. общество также волновала идея патриотического воспитания молодежи. Тогда по инициативе Николая II возникло движение скаутов. В скаутизме патриотизм понимается как любовь и верность своей Родине, знание истории и природы своей страны. Для скаутинга также важно развивать личность и подготовить достойных граждан России [13].

Скаутинг определяется как

добровольное, неполитическое,

воспитательное движение для молодых

названием «Бобёр». С тех пор 30 апреля (23 апреля по церковному календарю) - в день Св. Георгия Победоносца, ставшего небесным покровителем всех российских скаутов - отмечается службой молебна и торжественным парадом, как день основания скаутского движения в России. Выбор Св. Георгия Победоносца своим небесным покровителем скауты

обосновывают тем, что в России Св. Георгий был очень почитаем и считается покровителем воинов, защитником ближних. В 1910 г. у преподавателя латинского языка В. Г. Янчевецкого при 1-й мужской классической гимназии Санкт-Петербурга (ул. Ивановская, 7) возникла идея создать отряд для занятий по системе скаутинг. 19 января 1911 г., получив разрешение от Попечителя Санкт-Петербургского учебного округа Министерства народного просвещения, В. Г. Янчевецкий создает свой легион юных разведчиков [11]. Поскольку система воспитания скаутинг построена на игровых формах, В. Г Янчевецкий, будучи талантливым педагогом, старался привлечь учащуюся молодежь за счет игры в рыцарство, издавал журнал «Ученик», где публиковались приглашения стать скаутом, рассказы о том, кто такие скауты и объявления о предстоящих походах и экскурсиях. Приблизительно до 1914 г. в российском скаутинге четкого деления скаутской организации на отряды, патрули и дружины не существовало. Деление было на роты и в редком случае на отряды. В. Г. Янчевецкий старался убрать из скаутинга излишнюю милитаризацию и постепенно деление юных разведчиков на роты было заменено на легионы, отряды и патрули. Стоит отметить, что В. Г. Янчевецкий изложил свои идеи и предложения в области воспитания молодежи еще в 1908 г. в книге «Воспитание сверхчеловека» и в брошюре 1911 г. «Что нужно сделать для петербургских детей». Он пришел к выводу, что с детьми необходимо начать усиленное воспитание не только в школе, но и дома. Родители и педагоги должны заниматься с детьми облагораживающим чтением, спортом, играми и прогулками, во время которых нужно заинтересовывать всеми

встречающимися явлениями и событиями. В. Г. Янчевецкий был уверен, что, практикуя такой метод воспитания, возможно избежать детского беспризорства и детской преступности [36, с.10].

Занятия скаутов при 1-й мужской классической гимназии Санкт-Петербурга проводились один-два раза в неделю в будние дни и по праздникам. В еженедельном журнале «Ученик» можно встретить отчеты о походах и занятиях петербургских мальчиков-разведчиков. В одном из номеров журнала «Ученик» за 1911 г. есть сведения об одном из походов под руководством начальника юных разведчиков Санкт-Петербурга

В. Г. Янчевецкого. 25 марта того же года юные скауты отправились в поход в Лахту по Приморской железной дороге. На месте скауты были разделены на дозоры, каждому из дозоров были поручены отличные друг от друга задания [32, с.608]. Основными целями и задачами скаутских походов как в нач. XX в., так и сегодня, являются: развить наблюдательность, воспитать уважение к природе и обучить экономно использовать природные ресурсы, научить детей дисциплине, взаимопомощи и сплоченной работе в команде.

Постепенно метод воспитания скаутинг становился все более популярен и востребован среди педагогов, поскольку игровая форма воспитания являлась привлекательной для подростков за счет получения практических навыков ремесла и техники, военного строя и спорта. Небольшие скаутские отряды возникали во многих городах России, но не знали о существовании друг друга. Поскольку единой организации скаутов, которая бы объединила всех скаутов России, до 1915 г. не существовало, перед исследователями скаутинга возникает проблема с определением общей численности скаутов и количества действующих отрядов по всей стране. По оценкам различных источников, число скаутов по всей России к 1917-1918 гг. составляло от 50 тыс. [22, с.7] до 88 тыс. человек, к 1917 г. работа велась в 143 городах по всей стране, к 1918 г. - в 88 [19]. Однако в статье скаут мастера А. Сокольского в журнале «Опыт» за 1955г.

пишет, что во время Первой мировой количество петроградских скаутов достигало 600 человек, к началу 1917 г. численность разведчиков, возглавляемых скаут мастером К. А. Перцовым, возросла до 1000 [26].

8 сентября 1914 г. было утверждено Петроградское общество содействия организации мальчиков-разведчиков

«Русский скаут», которое с сентября 1914 г. по 1915 г. располагалось по адресу Галерная ул., 63 кв. 7 [34]. Здесь стоит отметить, что, несмотря на создание общества и попытку объединить всех скаутов России в подчинении единой скаутской организации, все же уровня главного единого органа всероссийского масштаба общество не достигло. Председателем общества был избран вице-адмирал в отставке И. Ф. Бострем [4]. С 1915 г. общество «Русский скаут» издает одноименный журнал, в котором публиковались отчеты собраний общества, различные сведения о скаутских группах по всей стране. Общество вело постепенную подготовку к организации первого съезда по скаутингу для инструкторов и лиц, интересующихся скаутингом. Вскоре с 8 по 12 января 1916 г. в Петрограде в помещении Канцелярии главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи, Свиты Его Величества генерал-майора Воейкова, на Екатерингофском пр., 11 прошел первый съезд скаутов со всей России [15]. На съезде были приняты единые для всех российских скаутов тексты законов, обычаев, традиций. В конце 1916 г. состоялся второй съезд общества содействия организации мальчиков-разведчиков

«Русский скаут», который состоялся в зале Петроградского реального училища императора Александра II на 12-й линии, 5 Васильевского острова. На съезде было отмечено, что работа среди молодежи по методу скаутинг идет в 143 городах России, также указывается приблизительное число мальчиков-разведчиков - 50 000 [22, с.7]. Активный рост задействованной молодежи в движении скаутинг был вызван всплеском патриотических чувств и жертвенности, связанных с Первой мировой войной. После второго съезда была создана специальная

комиссия по подготовке документов к третьему съезду, который планировалось провести в конце 1917 г. Цели третьего съезда были уже определены: разобрать Устав общества; определить единую терминологию; изучить вопросы о национальных чертах русского скаутизма, о праздниках, о форме [33]. В связи с революционными событиями в Петрограде, к сожалению, третий съезд не состоялся. После Февральской революции и прихода к власти большевиков в связи с напряженной экономической и внутриполитической обстановкой, начавшейся Гражданской войной, которая охватила всю страну, некоторое время скаутские организации продолжали вести свою работу. 23 апреля 1918 г. прошел легально в Петрограде последний традиционный скаутский парад в день Св. Георгия Победоносца [10, с.139].

В период 1918-1920 -х гг. события в Петрограде и в России в целом развивались стремительно и драматично. Новому правительству требовалось детско-юношеское движение, наполненное коммунистической идеологией, которое объединило бы молодежь по всей стране. 29 октября 1918 г. был создан Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ), который с момента своего основания старался объединить под своим началом все существующие молодежные организации, в том числе и скаутские [6, с.24]. К этому моменту так и не сложилось единой организации, объединяющей скаутов по всей России, что значительно осложняло задачу большевистской власти вовлечь скаутские организации в РКСМ. По той же причине невозможно было упразднить

существующие разрозненно скаутские организации и контролировать появление новых.

В период Гражданской войны большая часть скаутских лидеров была вовлечена в борьбу с красными, участвуя в боевых действиях, или покинула Россию во время первой и второй волн эмиграции. Ряд скаутских отрядов и дружин остались без руководства. Зимой 1918 г. было принято решение создать детское движение, которое имело внешне скаутскую форму, но наполненное коммунистической идеологией.

Новое движение было создано при Всеобщем военном обучении (Всевобуч) и носило название Юных коммунистов или ЮК-скаутов. Поскольку помещений для занятий не хватало и РКСМ еще не успело воспитать педагогические кадры, то ЮК-скауты базировались в прежних помещениях скаутов и руководителями Юных коммунистов были бывшие скаут инструкторы. В 1919 г. на Втором съезде Комсомола был заслушан доклад о скаутизме и его работе с детьми, было принято решение о роспуске всех действующих организаций ЮК-скаутов [9, с.2]. Движение ЮК-скаутов было названо механической склейкой буржуазной скаутской системы и коммунистических форм, поэтому многие высказались за необходимость ликвидации этих

организаций [2, с.160].

Пока большевистская власть не могла решить скаутский вопрос: как использовать опыт скаутских руководителей в работе с молодежью и поставить под контроль скаутские организации, последние продолжали существовать и вести работу. Из материалов следственных дел Архива Управления Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (АУ ФСБ СПб и ЛО) известно, что к 1921-1922 гг. в Петрограде существовало несколько скаутских организаций:

1. «Патруль Лось» под руководством скаут мастера Владимира Собинина. К 1922 г. он объединил наиболее активных скаутов в отряд «Племя Белый клык» из 60 человек.

2. «Союз Ганьямады», бывший таинственным союзом скаутов под вымышленными именами, ставили своей целью объединение всех скаутов. Союз издавал журнал «У костра вождей», где публиковались различные статьи и очерки скаутов.

3. Патруль герл-скаутов «Сокол» под руководством Анастасии Наумовец. Выпускали рукописный журнал «Соколиное гнездо». В каждом номере содержится хроника событий, информация о новых созданных скаутских организациях по всей республике и сведения о петроградских дружинах и отрядах [24].

4. «Российская организация юных разведчиков» (РОЮР) или Конфедерация под руководством В. Цауне. В сентябре 1921 г. В. Цауне Всеобщее военное обучение (Всевобуч) предоставил помещение для занятий по адресу: пр. К. Либкнехта, 75 [21].

2 апреля 1922 г. было создано «Бюро по объединению и проведению организаций, пользующихся методом системы «Скаутинг» (Бюро ОПОПМСС) [16]. Вышел приказ, согласно которому можно было приступать к работе и организации детских групп при спортивных организациях Всевобуча. Несмотря на достаточно активную работу скаутских организаций в этот период, во взглядах на сохранение использования метода воспитания по системе скаутинг, российский скаутинг раскололся на два лагеря. Первые поддерживали

сотрудничество с Комсомолом и были готовы пойти на уступки с целью продолжить работу в детском движении, вторые - отстаивали позиции старого скаутинга и расценивали уступки Комсомолу, как шаг к самоубийству русского скаутинга. В нач. 1920-х гг. на страницах журнала физической культуры и спорта «Всевобуч и спорт» в его постоянной рубрике «Страничка скаута» все чаще можно было встретить сообщения о том, что работа скаутской организации Петрограда сильно тормозиться, в том числе оттого, что отбирают помещения для занятий с детьми. Некоторое время спустя в 1922 г. в том же издании были опубликованы две декларации - скаут работников Москвы и Петрограда [30, с.19]. Декларация скаутов Петрограда затрагивала вопрос о введении метода скаутинг в детских группах в СевероЗападной области в воспитательных мерах, в том числе в работе с беспризорными и безнадзорными детьми. Московские скауты заявили о возможности заменить термин «скаут», которое ассоциируется с буржуазным прошлым на «юные пионеры». У первых и вторых было единство в желании сохранить систему скаутинг, как метод воспитания. К сожалению, отсутствие сплоченности между скаутами только лишь усугубило натянутые отношения с новой властью и еще больше разъединило скаутов между собой.

19 мая 1922 г. на второй конференции РКСМ была официально создана пионерская организация. Скаутские организации самораспускались, бывшие скауты уходили в пионерские организации или переходили на нелегальное положение. 8 ноября 1922 г. состоялось заседание главного штаба РОЮР, где на повестке дня стоял вопрос о дальнейшем положении организации. 3 декабря 1922 г. В. Цауне торжественно было срезано скаутское знамя РОЮРа и заменено на красное полотно с аббревиатурой РСФСР [5, с.82]. В отчете Хамовнического районного комитета РКП (б) за октябрь 1922-апрель 1923 гг. указывается, что во время военно-спортивной работы в Москве все частные общества и отряды скаутов удалось распустить [12, с.67]. Годом позже в «Истории РКСМ» указано, что по всей стране скаутские организации терпят крах, а «РКСМ в России является единственной массовой организацией рабоче-крестьянской молодежи (Программа РКСМ)» [7, с.13]. В 1923 г. в состоянии подполья в СССР находилось около 15 тыс. скаутов [14]. В том же году Государственным политическим управлением (ГПУ) были произведены первые аресты и допросы руководителей скаутских организаций в Москве, затем после обращения комсомольцев за помощью в борьбе со скаутизмом в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) - в Архангельске. К 1924 г. первая волна арестов докатилась до Ленинграда, но большинство скаутов были лишь допрошены и отпущены под подписку о невыезде. Летом того же года был арестован один из видных участников скаутского движения Ленинграда - Д. В. Шипчинский -по обвинению в создании скаутских организаций, организаций, ставивших своей целью помощь международной буржуазии, то есть преступлении, предусмотренном ст. 61 УК РСФСР (в редакции 1923 г.) [25]. Д. В. Шипчинский находился под следствием и в Доме предварительного задержания в течение двух лет до 1926 г. В это время осенью 1925 г. лидер скаутской организации Нижнего Новгорода Б. Зеленов отправился в Ленинград с целью организовать скаутскую производственную артель совместно с группой ленинградских

скаутов. Группа скаутов во главе с Б. Зеленовым проводила регулярные встречи, обсуждения о возрождении скаутинга и возможности вести нелегальную работу среди молодежи, вовлекая в скаутизм. В 1926 г. ОГПУ нанесло самый мощный удар по скаутским организациям и их лидерам. С этого года начались массовые аресты скаутов по всей стране. Теперь ОГПУ не ограничивалось допросами и расписками о невыезде. В августе 1926 г. Д. В. Шипчинскому был вынесен приговор с осуждением на пять лет в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Позже в 1931 г., по окончанию срока наказания, приговор о последующей высылке в Северный край на три года был аннулирован постановлением выездной сессии Коллегии ОГПУ и заменен на расстрел. Всем остальным скаутам, проходящим по следственному делу А. А. Шапошникова и др., были предъявлены обвинения по ст. 62 Особенной части Главы I. Государственные преступления Уголовного Кодекса РСФСР (в редакции 1922 г.). Ст. 62 УК РСФСР (в редакции 1922 г.): «Участие в организации, действующей в целях, означенных в ст. 57 Уголовным кодексом, путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и невыполнению повинностей или всяким иным путем в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, хотя бы вооруженное восстание или вооруженное вторжение и не являлось ближайшей задачей деятельности этой организации, карается наказаниями, предусмотренными 1 и 2 ч. ч. 58-й статьи». Ст. 57 УК РСФСР: «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное на свержение завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР Рабоче-Крестьянского

Правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т.п. средствами».

Ст. 58 предусматривает наказание в виде высшей меры наказания и конфискацией всего имущества, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения наказания до лишения свободы на срок не ниже пяти лет со строгой изоляцией и конфискацией всего имущества. При установлении судом неосведомленности участника о конечных целях означенного в сей статье преступления, участие в нем карается - лишением свободы на срок не ниже трех лет [31].

Особое Совещание при Коллегии ОГПУ предприняло жесткие меры наказания - лагерь и ссылка, по отбытии которой следовало лишение права проживания в определенных местностях. На основании следственных дел АУ ФСБ по СПб и ЛО, известно, что в местах отбывания наказания за каждым из бывших скаутов было установлено наблюдение со стороны ОГПУ Особый интерес для ОГПУ представляли факты, с кем поддерживают связь через переписку заключенные бывшие скауты, окружение в ссылке. Г. И. Бострем, который был вызван дважды на допросы ГПУ/ОГПУ еще в марте 1920 г. [23] в Петрограде по подозрению в шпионаже и в 1924 г. по обвинению в

контрреволюционных действиях в Архангельске, тогда был отпущен за неимением достаточного количества доказательств. Но в 1926 г. ОГПУ снова вызвало на допрос Г. И. Бострема. Теперь, ему инкриминировали активное участие в развитие скаутинга. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Г И. Бострема к трем годам заключения в СЛОНе. На этот момент в СЛОНе отбывало срок наказания уже более чем 20 скаутов [1, с.48]. В 19321933 гг. началась третья волна арестов. Г. И. Бострема выслали в Сибирь, в конце 1937 г. был расстрелян [8, с.377-382]. Один из видных бывших скаутов В. Собинин был сослан в Томск, где работал в городском совете физической культуры, затем сослан в Орел, работал в отделе технической пропаганды железной дороги. Один из активных организаторов скаутского движения в Крыму Б. Л. Солоневич сперва отбывал срок наказания в СЛОНе, затем его перевели в Свирьлаг, где он предпринял две

попытки побега за границу, но оба неудачные. 28 июля 1934 г. Б. Л. Солоневичу с братом все же удалось пересечь границу СССР и попасть в Финляндию. В последующие годы Б. Л. Солоневич написал книгу воспоминаний «Молодежь и ГПУ», посвященную памяти расстрелянного скаута Дмитрия Шипчинского, и сыграл значимую роль в развитии организаций русских скаутов за границей [27].

За пределы российских границ эмигрировало большая часть русских скаутов, которые создали свои отряды русских скаутов, например, в Финляндии, Эстонии, Латвии, Польше, Румынии, Чехословакии. В 1920-1923 гг. особенно много скаутов оказалось в Турции. В конце 1919 г. скаутская работа среди детей беженцев получила организационное оформление на острове Проти, затем в Константинополе и на Принцевых островах. Определенную работу среди русских детей эмигрантов проводил Генеральный секретарь Международного союза скаутов в Константинополе Альфред де Берри. Он планировал создать в Константинополе русский скаутский отряд. От русских скаутов в Совет были приглашены О. И. Пантюхов и Я. Н. Репнинский. Главная квартира русских скаутов находилась в Константинополе, как в центре связи между Россией и заграницей, по адресу Константинополь, Пера, улица Брусса, 40. О. И. Пантюхов назначил своим заместителем старшего скаут-мастера Б. Л. Солоневича. К июню 1920 г. Константинопольская организация представлялась в следующем виде:

1. Константинопольская дружина. Первое время начальника назначено не было. Всего в дружине было 25—28 человек.

2. Халкинская дружина. Начальником дружины был старший скаут-мастер А. П. Дехтерев. Всего в дружине - 35 человек [18, с.104].

В 1920 г. О. И. Пантюхов от имени Главной Квартиры заявил о создании единой «Организации русских скаутов за границей» с центром в Константинополе. Начальником Константинопольской организации был определен Я. Н. Репнинский, а начальником

Главной Квартиры - А П. Дехтерев. Велись активная переписка и пересылка скаутских газет и журналов, что подтверждается многочисленными документами

Государственного архива Российской Федерации в Москве (ГАРФ) [17].

20 июня 1920 г. в Константинополе на площади Таксим состоялся парад всех константинопольских скаутских отрядов: 2 отряда англичан (около 80 человек), один отряд французов (40 человек), около 800 армян, до 2000 греков, 250 русских [10, с.247]. Таким образом, продолжили свое существование и сохранили свои традиции часть русских скаутов в период репрессий и запрета на скаутизм в советской России.

Вопрос о создании и управлении единой организацией молодежного движения, подконтрольного государству в России не случайно стоял остро как в нач. XX в., так и сегодня. К теме воспитания молодого поколения российские власти возвращаются часто, так как идеология является неотъемлемой частью развития полноценной интеллектуально активной личности. В ситуации нач. XX в. в противостоянии скаутинга и Комсомола (РКСМ) шла настоящая борьба двух противоположных друг другу идеологий. Интерпретация идеологии скаутинга, на взгляд комсомола состояла в том, что девиз скаутов «Будь готов!» есть призыв скаутов к готовности нападать на другие страны, вера в бога и обещание скаута делать добро людям -делать добро буржуазии. РКСМ был убежден, что скаут может служить только своему хозяину, то есть царю [3, с.49]. В свою очередь на третьем съезде РКСМ был поставлен вопрос о коммунистическом воспитании детей. Свои задачи РКСМ изложил в следующем виде: создание новой идеологии, которая заключалась в воспитании новых практических строителей коммунистического общества и устройства жизни молодежи на новых началах. Основой революционного воспитания являлась самодеятельность, но подчиненная партии.

Обе организации имели общую цель -патриотическое воспитание и объединение молодежи, но понимание патриотизма было различным. Скаутизм понимает патриотизм, как неотъемлемо составляющее любви и

верности к своей Родине, к России; комсомол, в свою очередь, понимает патриотизм, как верность своему классу. Две совершенно разные по внешним признакам и кардинально отличающиеся по содержанию организации, ставили перед собой противоположные друг другу цели, задачи и самое важное - средства для их достижения. Скаутинг и комсомол не могли существовать ни как параллельные друг другу детские движения, ни как взаимодополняющие организации. В условиях революции, новой политики и экономической ситуации, сложившиеся к 1920-м гг., исход для скаутинга в России, как для массового молодежного движения, был один - исчезнуть и стать нелегальным на территории РСФСР/СССР.

Список литературы

1. Баллод А.И. Московские скауты — что я помню // Кучин В. Л. Скауты России. XX век. М., 2003. C.48.

2. Второй Всероссийский съезд РКСМ. М., Л., 1926. 134 с.

3. Гессен В. Комсомол и юные пионеры. Очерк истории комсомольского и пионерского движения в СССР. М., Л., 1926. 166 с.

4. Дело по Канцелярии Санкт-Петербургского градоначальника. Съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом // Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 569. Оп. 13. Д. 1379. Л. 13-13 об.

5. Дитрих Г. Конец и начало из истории детского движения в Ленинграде. М., Л., 1929.

158 с.

6. Зеленова-Чешихина Н.В. Крутые тропы скаутов // Библиография. 1993. № 1. С. 24.

7. История РКСМ. Конспект для руководителей кружков и юношеских секций совпартшкол. Курган. 1924. 30 с.

8. Ковалева Е.Д. (Маскевич). Влияние экономического и политического положения в России на молодежное движение скаутинг в начале ХХв. // Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история и современность: Сб. науч. тр. - СПб: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. С. 377-382.

9. Крупская Н.К. РКСМ И бой-скаутизм. М., 1922. 54 с.

10. Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. Архангельск, 1997. 393 с.

11. Личное дело Янчевецкого Василия Григорьевича, учителя латинского языка 1 -й Петербургской гимназии // ЦГИА СПб. Ф. 114. Оп. 1. Д. 11586. Л. 55.

12. Отчет о работе Хамовнического комитета РКП (б-в) за октябрь 1922-апрель 1923 гг. М., 1923. С. 67.

13. Пантюхов О.И. Памятка юного разведчика. СПб., 1911.

14. Партийный архив. Институт истории партии Ленинградского ОК КПСС Смольнинского р-на г. Ленинграда. Воспоминания Дитриха Г.С. о зарождении и развитии Ленинградской пионерской организации в 1921-1924 гг. // Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга. Ф. 4000. Оп. 18. Д. 385. Л. 1-15.

15. Первый съезд по скаутизму 26-30 декабря 1915 г. в Петрограде. Второй съезд по скаутизму декабрь (28-31) 1916-январь (1-4) 1917 гг. // ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 13. Д. 1379.

16. Петроградское Бюро по объединению и проведению организаций, пользующимся методами системы «скаутинг» ОПОПМСС // ЦГАИПД СПб. Ф. Р 595. Оп. 1. Д. 4. Л. 9—10.

17. Письма представителя эмигрантской фашистской организации скаутов в Чехословакии А. П. Дехтереву // Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р5976. Оп. 1. Д. 33.

18. Полчанинов Р.В. Молодежные организации Российского Зарубежья // Записки русской академической группы в США. Т. XXVI. Ч. 1. Нью-Йорк, 1994. С. 104.

19. Полчанинов Р.В. Справочник по истории ОРЮР. Организации российских юных разведчиков. Нью-Йорк, 2014. 90 с.

20. Путин: Патриотическое воспитание должно быть органичной частью жизни общества [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии Единая Россия. 2016. 5 апреля. URL: http://er.ru/news/140980/ (дата обращения: 11.12.2016)

21. Российская организация Юных разведчиков (РОЮР) // ЦГАИПД СПб. Ф. Р 596. Оп. 1. Д. 5. Л. 2.

22. Русский скаут. 1915. № 3. С. 7.

23. Следственное дело Бострема Г.И.// Архив управления Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Дело № П-22620 от 10

марта 1920 г.

24. Следственное дело Шапошникова А.А. и др. // АУ ФСБ по СПб. и ЛО. Д. П-87465. 1926 г

25. Следственное дело Шипчинского Д.В. // АУ ФСБ по СПб. и ЛО. Дело № П-87465 от 5.11.1924г.

26. Сокольский А. История русского скаутизма (1909-1918 гг.) // Опыт. № 19. 1955.

27. Солоневич Б. Молодежь и ГПУ. София, 1937. 464 с.

28. Справочник по скаутизму. Пг., М., 1916. 68 с.

29. С праздником святого покровителя скаутов! Св. Георгий, моли Бога о нас! [Электронный ресурс] // Братство православных следопытов. 2015. 7 апреля. URL: http://skaut.cerkov.ru/2015/05/07/c-prazdnikom-svyatogo-pokrovitelya-skautov-sv-georgij -moli-boga-o-nas/ (дата обращения: 29.03.2016)

30. Страничка скаута // Всеобуч и спорт. 1922. № 10. С. 19.

31. Уголовный кодекс РСФСР редакции 1922 года [Электронный ресурс] // Юридическая Россия: федеральный правовой портал. 2007. 1 июня. URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?

normID= 1241523/ (дата обращения: 29.03.2016)

32. Ученик. 1911. № 20. С. 608.

33. Устав и переписка о регистрации Общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут» // ЦГИА СПб. Ф. 287. Оп. 1. Д. 288.

34. Устав и переписка о регистрации Общества содействия мальчиков-разведчиков «Русский скаут» // цГиА СПб. Ф. 569. Оп. 13. Д. 1643.

35. Что такое ОРЮР, цели ОРЮР [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организациии российских юных разведчиков (ОРЮР). URL: http://www.orur.ru/purpose.html/ (дата обращения: 05.2012)

36. Янчевецкий В.Г. Воспитание сверхчеловека. СПб., 1908. 133 с.

THE ORIGIN AND DEVELOPMENT OF THE SCOUT MOVEMENT IN ST. PETERSBURG IN THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article is devoted to the study of the history of the scout youth movement in the beginning of the XX century. The author considered the influence of political and economic factors affected the history of the development of youth movements and organizations in Russia on the example of scouting. As a result of the political and military crisis, revolutionary change, the change of the state system, due to the precarious economic situation of the country which entailed the substantial reduction of a network of educational institutions, the question of the education of young people has become exceptional acuteness. On the basis of the sources and literature studied, the author clearly shows in the article how, after the Bolsheviks came to power in the country, the ideological platform of the structure of the children's movement is changing, changing the consciousness and way of thinking of the youth. Keywords: scouts, scouting, youth movements, patriotic education, scouting, youth, St. Petersburg.

References

1. Ballod, A.I. (2003). Moskovskie skauty — chto ya pomnyu [Moscow scouts - what I remember]. In: Kuchin, V. L. Skauty Rossii. XXvek.[The scouts of Russia. XXcentury.], 48.

2. Vtoroy Vserossiyskiy s"ezd RKSM [The second All-Russian congress of the Russian Communist Youth League]. (1926).

3. Gessen, V. (1926). Komsomol i yunye pionery. Ocherk istorii komsomol'skogo i pionerskogo dvizheniya v SSSR [Komsomol and young pioneers. Essay on the history of the Komsomol and Pioneer movement in the USSR]. Moscow, Leningrad.

4. Tsentral'nyy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv Sankt-Peterburga (TsGIA SPb)(Central State Historical Archive of Saint-Petersburg). F. 569. Op. 13. D. 1379. L. 13-13 ob.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ditrikh, G. (1929). Konets i nachalo iz istorii detskogo dvizheniya v Leningrade [The end and beginning of the history of the children's movement in Leningrad.]. Moscow, Leningrad.

6. Zelenova-Cheshikhina, N.V. (1993) Krutye tropy skautov [Steep scout trails]. Bibliografiya [Bibliography], 1, 24.

7. Istoriya RKSM. Konspekt dlya rukovoditeley kruzhkov i yunosheskikh sektsiy sovpartshkol [History of the RKSM. Abstract for the leaders of the circles and youth sections of the co-host]. (1924). Kurgan.

8. Kovaleva (Maskevich), E.D. (2016). Vliyanie ekonomicheskogo i politicheskogo polozheniya v Rossii na molodezhnoe dvizhenie skauting v nachale XXv. [The impact of the economic and political situation in Russia on the youth scouting movement in the early XX century]. Material'nyy faktor i predprinimatel'stvo v povsednevnoy zhizni naseleniya Rossii: istoriya i sovremennost' [Material factor and entrepreneurship in everyday life in Russia: History and Modernity]. St. Petersburg: LGU im. A. S. Pushkina.

9. Krupskaya, N.K. (1922). RKSM I boy-skautizm [RKSM and boy scouting]. Moscow.

10. Kudryashov, Yu.V. (1997). Rossiyskoe skautskoe dvizhenie [The Russian scout movement]. Arkhangel'sk.

11. Tsentral'nyy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv Sankt-Peterburga (TsGIA SPb)(Central State Historical Archive of Saint-Petersburg). F. 114. Op. 1. D. 11586. L. 55.

12. Otchet o rabote Khamovnicheskogo komiteta RKP (b-v) za oktyabr' 1922-aprel' 1923 gg. [Report on the work of the Khamovnicheskogo Committee of the RCP (b-v) for October 1922-April 1923]. (1923). Moscow.

13. Pantyukhov, O.I. (1911). Pamyatka yunogo razvedchika [Memo of a young scout]. St. Petersburg.

14. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv istoriko-politicheskikh dokumentov Sankt-Peterburga (TsGAIPD SPb) (Central State Archive of of historical-political documents of Saint-Petersburg). F. 4000. Op. 18. D. 385. L. 1-15.

15. Tsentral'nyy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv Sankt-Peterburga (TsGIA SPb)(Central State Historical Archive of Saint-Petersburg). F. 569. Op. 13. D. 1379.

16. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv istoriko-politicheskikh dokumentov Sankt-Peterburga (TsGAIPD SPb) (Central State Archive of of historical-political documents of Saint-Petersburg). F. R 595. Op. 1. D. 4. L. 9—10.

17. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF) (State Archive of the Russian Federation). F. R5976. Op. 1. D. 33.

18. Polchaninov, R.V. (1994). Molodezhnye organizatsii Rossiyskogo Zarubezh'ya [Youth organization of the Russian abroad]. Zapiski russkoy akademicheskoy gruppy v SShA [Notes of Russian academic group in the USA.]. New-York.

19. Polchaninov, R.V (2014). Spravochnik po istorii ORYuR. Organizatsii rossiyskikh yunykh razvedchikov [A handbook on the history of ORYUR. Organizations of Russian young scouts]. New-York.

20. Putin: Patrioticheskoe vospitanie dolzhno byt' organichnoy chast'yu zhizni obshchestva [Patriotic education should be an organic part of society]. Retrieved 5 April, 2016 from http://er.ru/news/140980/.

21. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv istoriko-politicheskikh dokumentov Sankt-Peterburga (TsGAIPD SPb) (Central State Archive of of historical-political documents of Saint-Petersburg). F. R 596. Op. 1. D. 5. L. 2.

22. Russkiy skaut [The Russian scout]. (1915). 3, 7.

23. Arkhiv upravleniya Federal'noy sluzhby bezopasnosti po Sankt-Peterburgu i Leningradskoy oblasti (AU FSB po SPb i LO) (Archive Department of the Federal security service of Saint-Petersburg and Leningrad region). Delo № P-22620 ot 10 marta 1920 g.

24. Arkhiv upravleniya Federal'noy sluzhby bezopasnosti po Sankt-Peterburgu i Leningradskoy oblasti (AU FSB po SPb i LO) (Archive Department of the Federal security service of Saint-Petersburg and Leningrad region). D. P-87465. 1926 g.

25. Arkhiv upravleniya Federal'noy sluzhby bezopasnosti po Sankt-Peterburgu i Leningradskoy oblasti (AU FSB po SPb i LO) (Archive Department of the Federal security service of Saint-Petersburg and Leningrad region). Delo № P-87465 ot 5.11.1924g.

26. Sokol'skiy, A. (1955). Istoriya russkogo skautizma (1909-1918 gg.) [The history of

Russian scouting]. Opyt [The experience], 19.

27. Solonevich, B. (1937). Molodezh' i GPU [The youth and GPU]. Sofia.

28. Spravochnik po skautizmu [A guide to scouting]. (1916). Petrograd, Moscow.

29. S prazdnikom svyatogo pokrovitelya skautov! Sv. Georgiy, moli Boga o nas! [Happy holiday of the patron saint of Scouts! St. George, pray to God for us!]. Retrieved 7 April, 2015 from http://skaut.cerkov.ru/2015/05/07/c-prazdnikom-svyatogo-pokrovitelya-skautov-sv-georgij-moli-boga-o-nas/.

30. Stranichka skauta [Scout page]. (1920). Vseobuch i sport [Vseobuch and sport], 10,

19.

31. Ugolovnyy kodeks RSFSR redaktsii 1922 goda [The Criminal Code of the RSFSR in 1922]. Retrieved 29 March, 2016 from http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1241523/.

32. Uchenik [The Pupil]. (1911). 20, 608.

33. Tsentral'nyy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv Sankt-Peterburga (TsGIA SPb)(Central State Historical Archive of Saint-Petersburg). F. 287. Op. 1. D. 288.

34. Tsentral'nyy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv Sankt-Peterburga (TsGIA SPb)(Central State Historical Archive of Saint-Petersburg). F. 569. Op. 13. D. 1643.

35. Chto takoe ORYuR, tseli ORYuR [What is ORYUR, the purposes of ORYUR]. Retrieved in December, 2012 from http://www.orur.ru/purpose.html/.

36. Yanchevetskiy, V.G. (1908). Vospitanie sverkhcheloveka [Education of the superman]. St. Petersburg.

Об авторе

Маскевич Екатерина Дмитриевна - аспирант кафедры государственного и муниципального управления, Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (Россия), E-mail: spb-collects@yandex.ru

Maskevich Ekaterina Dmitrievna - Graduate student of the department of the state and municipal management, North-West Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), E-mail: spb-collects@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.