Научная статья на тему 'Система внешкольного воспитания в России: преемственность исторического опыта'

Система внешкольного воспитания в России: преемственность исторического опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
861
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА / ВНЕШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЙ КЛУБ / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / CHILDREN'S CLUB / OUT-OF-SCHOOL WORK / OUT-OF-SCHOOL EDUCATION / INSTITUTE OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Денис Евгеньевич

Статья посвящена изучению процесса формирования системы внешкольного воспитания в дореволюционной и Советской России. В становлении и развитии внешкольной работы представлена преемственность исторического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to studying of the process of formation an out-of-school educational system in pre-revolutionary and Soviet Russia. The continuity of historical experience is represented through the development of out-of-school work.

Текст научной работы на тему «Система внешкольного воспитания в России: преемственность исторического опыта»

Денис ЯКОВЛЕВ

СИСТЕМА ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА

Статья посвящена изучению процесса формирования системы внешкольного воспитания в дореволюционной и Советской России. В становлении и развитии внешкольной работы представлена преемственность исторического опыта.

The article is devoted to studying the process of formation of the out-of-school educational system in pre-revolutionary and Soviet Russia. The continuity of historical experience is represented through the development of out-of-school work.

Ключевые слова:

внешкольная работа, внешкольное воспитание, детский клуб, учреждение дополнительного образования детей; out-ofschool work., out-of-school education, children's club, institute of additional education of children.

ЯКОВЛЕВ

Денис

Евгеньевич —

к.пед.н., доцент,

заведующий

кафедрой

Педагогической

академии

последипломного

образования

kaf.dopedu@pacad.ru

История детских объединений и организаций в нашей стране насчитывает более 100 лет. В конце XIX столетия известный педагог П.Ф. Лесгафт организовывал детские площадки, катки, экскурсии и прогулки для детей из малоимущих семей, а в 1893 г. создал Общество содействия физическому развитию детей. С.Т. Шацкий начал свою педагогическую деятельность с организа -ции в 1905 г. детской летней оздоровительной колонии и клубов для детей с рабочих окраин Москвы. Позднее он создал детское просве -тительское общество «Сетлемент», а в 1909 г. — общество «Детский труд и отдых». На основе своей практической деятельности он высказал значимые педагогические идеи: «Воспитание — есть осо -бым образом организованная жизнь детей; для детей важен факт участия в деятельности сообщества сверстников, в которой они влияют друг на друга сильнее, чем взрослые; руководители детских сообществ должны работать вместе с ними и становиться членами единого коллектива»1.

В России получили общественное признание детские летние колонии (детские сады и школьные колонии). В основном такого рода колонии создавались для детей с ослабленным здоровьем. К 1914 г. колонии существовали в 45 городах России. В Москве их организовывали городские власти, а также различные общества и попечительства. В 1915 г. число колонистов превысило 4 тыс. чел., а в 1918 г. — 10 тыс. чел. Оздоровительные колонии делились на три группы: 1) для выздоравливающих детей; 2) для истощенных; 3) для ослабленных детей с плохой наследственностью. Опыт их работы показывал, что для различных групп детей нужны различ -ные колонии (для физически ослабленных детей, для детей психи чески неразвитых и т.д.). К тому же в зависимости от характеристик детей колонии должны были располагаться на разных территориях (в лесу, у моря, в горах). Особо выделились трудовые колонии для здоровых детей. Режим и внутренняя организация всех колоний были приблизительно идентичны.

В 1909 г. по инициативе Г.К. Ремизова в садах и скверах Москвы стали проводиться детские массовые игры («Волки и овцы», «Гуси и волки», «Третий лишний» и др.), собиравшие до 400 чел. детей и взрослых. В 1912 г. в Москве действовало 24 площадки для игр. В дальнейшем Московская городская Дума предусматривала со

1 Шацкий С.Т. Работа для будущего: документальное повествование : книга для учителя / сост. В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин. — М., 1989, с. 127.

здание сети специально оборудованных площадок по типу стадионов с детскими спортивными школами. Помимо игр, Г.К. Ремизов проводил с детьми экскур -сии, устраивал дальние походы и поездки.

На развитие детских внешкольных объ единений в России существенное влия ние оказало скаутское движение. Первые отряды были созданы русскими офи -церами в Царском Селе, а в 1914 г. под патронажем полковника О.И. Пантюхова было организовано общество содействия скаутам «Русский скаут». В 1915 г. в Киеве появился первый отряд девочек- скаутов. Деятельность скаутской организации была направлена на саморазвитие, самовоспи тание личности ребенка. В задачи воспита ния входило формирование общечелове -ческих ценностных ориентиров. Система взаимоотношений строилась на уважении к личности, ее правам. Впоследствии опыт русского скаутизма оказал серьезное влия -ние на становление пионерской организа ции. Многие организационные моменты были заимствованы пионерскими отря -дами. Предшественниками пионерской организации были майские союзы, дет ские социалистические клубы, детский клуб «Муравейник» и др.1

В 1911 г. Первый общеземский съезд по народному образованию признал необхо -димость создания в каждом уезде (в рас чете на несколько волостей) народного дома в качестве основной местной ячейки внешкольного образования. В структуру народного дома включались районная библиотека читальня, сцена и зал для театральных постановок, кинематографа и чтений, а также помещения для различ ных видов внешкольного образования.

В 1913 г. Первый Всероссийский съезд по народному образованию определил следующее обязательное требование: вне школьное образование должно быть объ ектом внимания органов общественного самоуправления, призванных создавать и обеспечивать условия для самодеятельно сти частных организаций и лиц, работаю щих в этой области. В основу распростра нения внешкольного образования предла галось внедрить принципы общедоступ ности, планомерности и коллегиальности. Народный дом, как показала практика, являлся одним из лучших средств объеди

нения всех направлений внешкольного образования на местах.

Идея народного дома была принесена из Англии, где первые народные дворцы были устроены в 1887 г. В России теоре -тическая разработка вопроса о народном доме началась в 90 -х гг. XIX в. москов -скими и харьковскими просветитель скими обществами2. В системе органи -зации учреждений внешкольного обра зования в России сложилась следующая структура. В первую группу входили учреждения, преследующие учебные цели, организованные по типу школ: а) воскресные школы, классы; б) вечерние классы, курсы; в) общеобразовательные курсы; г) технические, профессиональ ные курсы; д) народные университеты; е) народные политехникумы. Вторую группу составляли учебные учреждения вне школьного типа: а) лектории; б) «народ ные» чтения; в) экскурсии. Учреждения третьей группы занимались распростране нием знаний посредством книги: а) библи -отеки и читальни; б) книжная торговля. Четвертую группу представляли учрежде -ния общественно воспитательного харак тера, ориентированные на научное и эсте -тическое развитие населения (учреждения культуры): а) музеи; б) выставки. Пятую группу составили учреждения, имеющие общеобразовательные и воспитательные цели, но ориентированные на развлече ния: а) театры; б) концерты; в) кинемато граф и т.п. Наконец, в шестую группу вхо дили учреждения, охватывающие все виды внешкольной работы, имевшие своей основной целью общественное (соци альное) развитие населения: а) народные дома; б) клубы.

Первые российские внешкольные учре ждения создавались педагогической обще -ственностью на средства земств или соби рались по подписке. Сотрудники обществ (общества «Сетлемент» и «Детский труд и отдых» С.Т. Шацкого, А.У. Зеленко, К.А. Фортунатовой; «Грамотность» Х.Д. Алчевской, С.В. Паниной и др.) про -водили педагогическую работу в органи зованных ими детских клубах, мастерских, детских садах. Мальчики и девочки объе динялись в группы из 12 человек по прин ципу товарищества. Каждый такой клуб имел свои определенные виды занятий,

1 Коваль М.Б. Становление и развитие системы -----------------

воспитательной деятельности внешкольных объе - 2 См.: Вахтеров В.П. Внешкольное образование

динений : автореф. дис. ... д.пед.н. — М., 1991. народа. — М., 1896.

проходивших два раза в неделю. Кроме клубных занятий, устраивались общие для всех участников клубов посещения музеев, театров, загородные прогулки. Ребята сами вырабатывали правила клуба и подчинялись им. Вся работа с детьми строилась на принципах самоуправления.

Позитивный дореволюционный опыт организации системы детских внешколь ных учреждений оказался востребован ным в начальный период советской исто рии. В первые годы советской власти вне школьная воспитательная работа получила название «клубной работы». В июне 1918 г по инициативе двух энтузиастов — пред -ставителя районного Совета рабочих депу -татов И.В. Русакова и педагога - биолога Б.В. Всесвятского — в Москве открылась первая станция любителей природы, пре образованная позже в биостанцию юных натуралистов имени К.А. Тимирязева. Создание биостанции положило начало широкому движению юннатов, привлекло детей к активному участию в сельскохо зяйственном труде. В этом же году для детей рабочих Путиловского завода в Петрограде была открыта первая детская художественная школа, где проводились занятия музыкой, рисованием, танцами, был создан духовой оркестр. Для работаю -щих подростков появилась особая форма внешкольной работы — школа - клуб, где они могли не только отдыхать, но и полу чать начальное образование.

В декабре 1922 г. в Хамовническом районе г. Москвы на базе клуба детей «Трудовая коммуна» был образован пер вый в стране Дом пионеров. Через год Дом пионеров открылся в Москворецком районе столицы, а в 1924 г. — в Орле и Тамбове. Эти первые Дома пионеров были учреждениями широкого профиля, где работали разнообразные кружки, велась массовая работа с детьми по краеведению, спорту, художественному творчеству, осу ществлялась методическая работа с вожа -тыми и пионерским активом.

В 1920 -х — 1930 -х гг. социальное воспи -тание не отделялось от политехнического образования детей и подростков: в воспи тательной работе образование, просвети тельство и культура понимались в един стве. В октябре 1926 г. при Наркомпросе РСФСР была создана детская техническая станция для привития школьникам тех нических навыков и умений, что соот

ветствовало актуальным задачам развития интереса к технике у детей и молодежи. В 1933 г. Наркомпрос создал 300 детских тех -нических станций, 400 районных детских библиотек, 25 образцовых клубов, 10 дет -ских театров. В 1934 г. в Москве открылся первый в стране стадион Юных пионеров, где состоялся парад юных физкультурни -ков.

В 1935 г. в Одессе появилась первая в СССР детская игротека как специальное детское учреждение с набором разно образных игр для детей среднего и стар шего возраста. Игры выдавались на дом, организовывались передвижки для школ и клубов. В том же году в Тбилиси вступила в строй первая в стране детская железная дорога.

Таким образом, к середине 1930 х гг. основная государственная и обществен ная сеть внешкольных учреждений страны была в основном сформирована. Но и в последующие годы возникали новые типы внешкольных учреждений: детские парки, автотрассы, клубы юных моряков с фло тилиями и пароходствами, Дома детской книги, детские картинные галереи и кино студии, спортивные школы и т.д.

В конце 1920 -х — начале 1930 -х гг. уси -лиями А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого велись теоретические разра -ботки проблем внешкольной работы, соз -давались практические условия для ее осу ществления. В качестве основных задач внешкольной работы были выделены раз витие способностей и интересов детей, повышение их интеллектуального уровня и творческой активности. Принципами внешкольной работы выступали добро вольность участия детей, их самодеятель ность и массовость, всеобщая доступ -ность.

Наряду с позитивными, проявлялись и негативные тенденции: история развития внешкольных учреждений неразрывно связана с построением нового общества в нашей стране. Так, юннатское движение и техническое творчество детей в 1920 -х гг. было подчинено пионерской организа ции, а сама пионерская организация была включена в систему деятельности школы. В результате в 1930 -х гг. внешкольная работа потеряла самостоятельность — она стала придатком школы, усиливался фор мализм в содержании и формах деятель ности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.