Научная статья на тему 'Внешкольная работа с детьми в конце ХIХ начале ХХ вв. В контексте проблем социального воспитания'

Внешкольная работа с детьми в конце ХIХ начале ХХ вв. В контексте проблем социального воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN'S CLUBS / ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЕ КЛУБЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EXTRACURRICULAR WORK / SOCIAL EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дейч Борис Аркадьевич

В статье рассматривается процесс организации внешкольной работы с детьми в России в конце ХIХ начале ХХ веков, анализируются проблемы социального воспитания, выступающие в качестве предпосылок возникновения и развития внешкольной работы, взгляды организаторов первых внешкольных учреждений на воспитательный потенциал внешкольной работы с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дейч Борис Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extracurricular educational work with children in the late 19th and early 20th centuries in the context of problems of social education and upbringing

The article discusses the process of organizing extracurricular work with children in Russia in the late 19th early 20th centuries, analyzes the problems of social education and its influence on the development of extracurricular activities, views of practitioners of the first non-school institutions on the educational potential of extracurricular work with children.

Текст научной работы на тему «Внешкольная работа с детьми в конце ХIХ начале ХХ вв. В контексте проблем социального воспитания»

Необходимо отметить, что лучшими считались в период XIX столетия те школы, где преподавали семинаристы и бывшие воспитанники земледельческого удельного училища, так как священники относились к делу преподавания довольно индифферентно [4, с. 394]. Обучение детей шло весьма успешно и там, где применялись метод взаимного обучения, предлагавший формулу: «понять заданный материал самому и объяснить другому» и метод педагога Золотова, требовавший от учеников не зазубривания предметов, а их пересказа [3].

Кроме того, в конце 1850-х гг. было обращено внимание на недостаток или непригодность имевшихся в училищах учебников и на полное отсутствие библиотек при школах. Признавая открытие библиотек важным пособием в распространении грамотности среди местного сельского населения, Департамент уделов стал учреждать их по возможности при всех приказных училищах, рассылая туда книги, как для чтения народа, так и для руководства учителей. В тоже время были разосланы новые необходимые учебники взамен прежних, остававшихся в училищах с 1840-х гг. без возобновления. Учебниками были снабжаемы

и все частные школы: их раздавали учащимся у свободных учителей.

Библиографический список

1. Архив Главного Управления уделов. Наставление сельским приказам, по Высочайшему о Императорской Фамилии Учреждению в удельных имениях учрежденным. - п. 13, 14, 24, 25,27 // История уделов за столетие их существования. 17971897. - Т. 2. - СПб., 1901.

2. ГАВО. Владимирская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. - СПб., 1863.

3. ГАВО. Памятная книжка Владимирской губернии за 1848 г. - Владимир-на-Клязьме, 1901.

4. История уделов за столетие их существования. 1797-1897. - Т. 2. - СПб., 1901.

5. Материалы для оценки земель Владимирской губернии. Выпуск II. Сведения о крестьянском хозяйстве. - Владимир на Клязьме, 1902.

6. Правила к руководству для сельских училищ в удельных именных учреждениях // Положение о Ремесленных училищах в удельных имениях. - СПб., 1840.

7. РГИА. Ф. 515. Оп. 1. Д. 1013. Л. 10.

8. Учебные заведения Удельного ведомства // Свод удельных постановлений. Ч. 5. - Гл. IV - СПб., 1843.

УДК 374+316.7

Дейч Борис Аркадьевич

Новосибирский государственный педагогический университет

[email protected]

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ. В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассматривается процесс организации внешкольной работы с детьми в России в конце XIX — начале XX веков, анализируются проблемы социального воспитания, выступающие в качестве предпосылок возникновения и развития внешкольной работы, взгляды организаторов первых внешкольных учреждений на воспитательный потенциал внешкольной работы с детьми.

Ключевые слова: внешкольная работа, социальное воспитание, детские клубы, воспитательная среда.

Как социальное и педагогическое явление детские внешкольные учреждения .имеют историю, уходящую своими корнями в конец XIX - начало ХХ веков. Возникновение внешкольных детских учреждений связывают с именами И. Беневского, Н.А. Бартоше-вича, К.Н. Венцеля, А.У Зеленко, А. Кокошина, П.Ф. Лесгафта, А. Третьякова, С.Т. Шацкого, К.А. Фортунатова и других прогрессивных деятелей России конца XIX - начала XX веков, которые, используя уже существующий опыт организации деятельности учреждений внешкольно-

го образования, а также заимствуя положительный опыт подобной деятельности в Северной Америке и ряде европейских стран, обосновывали необходимость организации внешкольной работы с детьми и реально осуществляли попытки создания внешкольных объединений для детей рабочих и служащих. Идея площадок, «детских собраний» увлекала российскую интеллигенцию, так как в ней она видела с одной стороны возможность украсить, облегчить жизнь детей беднейших слоев общества, развить их духовные и физические силы, активность, а с другой стороны -

возможность развития новых педагогических подходов и педагогического творчества. По мнению первых идеологов и создателей внешкольных учреждений, детские объединения должны были решать задачи снижения отрицательного влияния среды, в которой находились дети беднейших слоев городского населения и в тоже время способствовать их просвещению и разноплановому развитию через привлечение к организованным формам досуга.

Основными формами таких объединений были детские клубы и кружки, различные студии, детские и спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Организаторы первых внешкольных детских учреждений в определенной степени пытались противостоять консерватизму официального воспитания, характерного для того времени. С этой целью они стремились создавать благоприятные условия для развития, как индивидуальных качеств личности ребенка, так и формирования у него коллективистских качеств, таких, как ответственность, солидарность, товарищество. К.Н. Вентцель в конце XIX века писал о том, что «клубы, то есть группы детей, объединенные общими вкусами, стремлениями и желаниями, в диком виде существовали везде и всегда. Задача воспитателя - социолога заключается в том, чтобы привлечь эти группы, окружить их культурным влиянием, поставить в условия, способствующие развитию» [1, с. 45].

В конце XIX - начале XX веков актуализируются проблемы организации детского самодеятельного движения. По мнению первых основателей и идеологов этого направления педагогической деятельности, разнообразные формы детских объединений должны были способствовать взаимодействию детей и подростков с социальной средой, развивать их самостоятельность и самодеятельность, способствовать развитию личности. В то же время необходимо отметить, что первые детские клубы создавались, в основном, для организации досуговой деятельности среди детей рабочих и городской бедноты. А одной из важных задач этой деятельности являлась профилактика отрицательного влияния той среды, в которой эти дети росли. Немалое влияние на появление внешкольной работы оказала теория свободного воспитания, сторонники которой (К.Н. Вентцель, И. Горбунов-Посадов, В. Дуры-лин, Л.К. Шлегер, С.Т. Щацкий и другие) критикуя оторванное от жизни образование, выдвига-

ли ряд положительных требований, в том числе важность и необходимость развития интересов детей, их способностей, самостоятельности и активности. Идеи свободного воспитания оказали определенное влияние на развитие клубов, определяя необходимость удовлетворения интересов детей и развития детского самоуправления в клубных объединениях. Сам К.Н. Вентцель считал свободный творческий труд основным и важнейшим орудием полного физического и духовного оздоровления ребенка и отвлечения его от разрушительной отрицательной работы, к которой существенным образом могут быть сведены все душевные качества, считаемые взрослыми недостатками и осуждаемые ими с нравственной точки зрения [2, с. 8].

Внешкольная работа с детьми осуществлялась и в новых, перспективных учреждениях внешкольного образования - народных домах. Один из первых - Лиговский народный дом в Петербурге, начал свое развитие в 1891 году как столовая для беднейших учеников городских народных школ. В последствии в нем были организованы народные чтения для детей и взрослых, библиотека, вечерние занятия со взрослыми. В 1903 году народный дом получил новое здание, выстроенное на средства графини С.В. Паниной и в нем были открыты, в том числе, и детские собрания «поставившие себе целью привлечь в народный дом маленьких обитателей углов и чердаков; дать им возможность провести хоть час дня в хорошей атмосфере - и физической, и духовной; привить им привычки разумного пользования досугом и дать им хоть некоторые навыки и умения» [5, с. 102]. В 1903-1904 годах детские развлечения и собрания в Лиговском народном доме посетили 8553 ребенка, в 1912-1913 гг. - уже 22150 детей [5, с. 102]. В 1904 году в Москве открылся городской Народный дом, при котором работал клуб для детей по своей направленности напоминающий детскую техническую станцию. Народные дома были так же открыты в Xарькове, Киеве, Нижнем Новгороде, Пскове, Вологде, Уфе, Перми, Тифлисе, Баку и ряде других российских городов. Практически во всех из них в тех или иных формах была организована и внешкольная работа с детьми так же направленная на решение воспитательных задач, связанных с негативным влиянием среды, которая окружала детей, приходящих в народные дома в их повседневной жизни. Е.Н. Медынский относил народные дома к наи-

более перспективным и эффективным типам внешкольных учреждений и предлагал включать в структуру народного дома детские читальни и детские клубы.

Можно говорить о том, что первые попытки организации клубной деятельности с детьми стали важным шагом в развитии внешкольной работы в контексте решения проблем социального воспитания. М.О. Чеков предлагает все существующие формы работы с детьми в начале XX века разделить на два уровня:

- клубы, действующие в стенах образовательных учреждений;

- немногочисленные клубы, представленные в виде отдельных учреждений дополнительного образования [9, с. 105].

Очевидно, что первые, организованные при лицеях и гимназиях в большей степени решали проблемы организации досуга детей из социально благополучных категорий населения, хотя нельзя отрицать и определенный воспитательный эффект клубной деятельности как формы организации внеклассной работы с учащимися. А вторые были более направлены на нейтрализацию отрицательного влияния среды, окружающей детей городских окраин и досуговая деятельность выступала средством решения воспитательных задач.

Сегодня хорошо известна деятельность С.Т. Шацкого, А.У Зеленко, Л.К. Шлегер по созданию и организации деятельности одного из первых детских клубов в России. Идея создания такого клуба возникла у С.Т. Шацкого и А.У Зеленко в период работы в Щелковской детской колонии летом 1905 года. Там же ими был получен и первый педагогический опыт организации внешкольной работы с детьми. Нужно отметить, что внешкольная работа с детьми, проводимая С.Т. Шацким и его коллегами, с самого начала носила не только досуговый, но и социально-воспитательный характер. Созданное ими в 1906 г. на окраине Москвы общество «Сетлемент», включающее в себя «Дневной приют для приходящих детей Сущевского попечительства о бедных», детскую колонию и детский сад объединяло детей городских окраин, социальная среда которых оказывала негативное влияние на их личностное формирование. Между тем, сам С.Т. Шацкий, признавая начальным звеном в развитии ребенка его естественную природную основу, большое значение в процессе формирования личности пре-

давал именно влиянию социальной среды. Анализируя в последствии свою педагогическую деятельность в этот период, он писал о том, что «вся наша работа носила характер социальный, так как была связана с изучением среды, в которой росли наши дети; она велась в форме клубной работы, необычной для того времени по своей организации (детское самоуправление)» [13, с. 113]. А в статье «Задачи общества «Детский труд и отдых», он пишет о том, что «создавая наше общество, мы имеем в виду те коренные недостатки условий детской жизни, которые вытекают из неблагоприятных условий жизни города. Мы глубоко убеждены, что в деятельности городского общества существует пробел, все более и более расширяющийся... Пробел этот состоит в том, что жители города почти не тратят сил на устройство разумной, развивающей обстановки для городских детей. А между тем, достаточно хотя бы немного приглядеться к их жизни, что бы признать и весь ужас ее и насущную необходимость придти ей на помощь» [11, с. 121]. Эту проблему видели и многие другие педагоги - внешкольники начала XX века. В частности, учителя Замоскворечья, занимающиеся внешкольной работой с детьми, обосновывали ее необходимость и актуальность следующим образом: «Антигигиеническая обстановка семейной жизни, сырость, теснота и отсутствие свежего воздуха при недостаточном питании разрушает нежный детский организм, а невежество окружающей среды, отсутствие призора и разлагающее влияние улицы губительно отзываются на впечатлительной душе ребенка, предоставленного самому себе» [8, с. 49]. Известный отечественный педагог А.А. Фидлер писал в 1904 году по этому поводу о необходимости придти на помощь «испорченным» детям не только из чувства гуманности и любви к ближнему, но и из соображений простого расчета и чувства самосохранения, чтобы общество через несколько лет не погрязло в преступности [10, с. 80]. Подтверждение тому, что внешкольная работа с детьми зарождалась во многом как средство воспитания и профилактики отрицательного влияния среды на формирующуюся личность подростка можно найти и у современных исследователей. Так, Т.А. Ромм, опираясь на работы В.Д. Семенова, пишет о том, что в деятельности С.Т. Шацкого и его коллег по организации детских клубов и колонии «Бодрая жизнь» в Калужской области, по сути, была пред-

принята попытка создать воспитательный коллектив трудных детей и подростков, используя его как мощный инструмент профилактики безнадзорности [6, с. 228].

Предлагая детям разнообразную клубную деятельность, педагоги «Сетлемента» тем самым не только предоставляли возможность воспитанникам реализовать свои интересы, но и на определенное время включали их в педагогизирован-ную среду детского учреждения, способствовали удовлетворению их культурных и социальных потребностей, пытались противостоять негативным влияниям микросоциума, то есть, по сути, занимались социальным воспитанием этих детей. «В чем худшее, что дает улица? В беспорядочности впечатлений, в невозможности получить навыки основательно что-либо сделать, размышлять, в создании неустойчивых настроений. Улица возбуждает нервы, создает дикие характеры, подавляет сдерживающие центры и разумную волю... Что мы можем противопоставить улице? Определенность впечатлений, настойчивость в работе, привычку к труду. Но это будет скучно. Да, но не всегда так. И это не будет так, если мы создадим простор для детской общительности, если мы предоставим детям возможность удовлетворять их потребности созидания, исследования, если создадим условия для проявления детского творчества» [6, с. 123]. Да и само название «Сетлемент» было выбрано неслучайно. Этим словом обозначались создаваемые в Америке «культурные поселки» - поселения интеллигентных людей среди бедных и необразованных слоев населения с целью проведения с ними культурно-просветительской работы. С деятельностью таких поселений ознакомился А.У Зеленко во время своей поездки в Америку. Он писал о том, что в северо-амери-канском опыте, «сетлементы» - это культурные центры для окружающего детского и взрослого населения, но главным образом «сетлемент» служит для детей и подростков: здесь молодое поколение организуется, учится, развлекается и помогает друг другу в удовлетворении своих потребностей. Сотрудники «сетлемента» только помогают объединению беднейших слоев населения [4, с. 8].

Одним из первых организаторов внешкольной работы с детьми в Москве был В.Г. Марц. В своей работе «Клубы для детей и подростков», написанной в 1919 году в соавторстве в А.Ф. Родиным, он высказывает основные теоретические взгляды в области педагогики внешкольной рабо-

ты. Детский клуб определяется им как учреждение, организующее детей на общественных началах. Проистекая в естественных общественных формах, он вызывает развитие социальной активности в духе солидарности (в и чем заключается социальная ценность этого вида педагогической работы). Требуя от руководителя изучения интересов детей, клуб не заключает свою жизнь в законченные рамки программы. Исключая предметность занятий, он привлекает все виды энергии, стремясь внести организацию в детскую жизнь. Удовлетворяя запросы и интересы детей в области труда, искусства, знаний, игры, клуб стремится к воспитанию в ребенке общественных навыков, необходимых ему в жизни. Задача детского клуба - подхватить стремление детей, перевести их социальный инстинкт с низшей ступени на высшую, сделать содержательным, придать ему педагогическую устремленность [7, с. 23]. То есть В.Г. Марц, отмечая плюсы организации внешкольной работы с детьми в форме клубного объединения, говорит о том, что подобная деятельность должна быть, прежде всего, направлена на решение задач социального воспитания и помощи в социализации ребенка.

Приведенный выше анализ историко-педагогических источников позволяет говорить о том, что в качестве предпосылки развития внешкольной работы в конце XIX - начале XX выступают проблемы социального воспитания детей из социально неблагополучных категорий населения. Разнообразные формы внешкольной работы, апробируемые педагогами - внешкольниками в тот период, по сути, выступали в качестве средства привлечения детей к интересной и значимой для них деятельности, вовлечения их в педагоги-зированную среду первых внешкольных объединений и решения соответствующих задач социального воспитания этих детей. И можно говорить о том, что для педагогики внешкольной работы на рубеже XIX и XX веков характерна досу-гово-средовая направленность, связанная с использованием потенциала досуговой деятельности для нейтрализации негативного влияния среды рабочих поселков и городских окраин на социализацию детей из беднейших слоев населения.

Библиографический список

1. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей // Xрестоматия по педагогике. -Т. 4. - М., 1936.

2. Ветцель К.Н. Как бороться с проступками и недостатками детей // Свободное воспитание, 1907-1908. - №4.

3. Зеленко А.У. Детские парки. - М.; Л., 1938.

4. Зеленко А. У. Новая общественная работа // Дети - работники будущего. - М., 1907.

5. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. -3-е изд. доп. и перераб. - М.: Наука, 1918.

6. Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. - Новосибирск, 2007.

7. Родин А. Ф., Марц В.Г. Клубы д ля детей и подростков. - М.: Народный учитель, 1919.

8. Стенограмма совещания в НИИ теории и истории педагогики, посвященного памяти Владимира Георгиевича Марца в связи с 25-й годовщи-

ной его смерти // Теория и история игры. Вып. 2. -М.: ОДИ-Intemation, 2002.

9. ЧековМ.О. Теория и практика дополнительного образования детей в России. - Самара, 2001.

10. Шапочкин А.В. Клубная деятельность как средство социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением в России в XX веке: Дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2000.

11. Шацкий С.Т. Задачи общества «Детский труд и отдых» // Избр. пед. соч.: в 2 томах. - Т. 1. -М., 1980.

12. Шацкий С. Т. Мой педагогический путь // Избр. пед. соч. - М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1958.

13. Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение // Избр. пед. соч.: в 2 томах. - Т. 1. - М., 1980.

УДК 76

Филиппова Вера Ивановна

Череповецкий государственный университет

[email protected]

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ ПОИСКИ ВОЛОГОДСКИХ ГРАФИКОВ

В статье изложены вопросы возникновения, возрождения и сохранения художественных традиций вологодской графики в период XX — начала XXI вв. Раскрыты основные причины, способствующие возрождению этого уникального по своей сути явления. Выделены ведущие мастера вологодской графики, работающие в технике эстампа. Определены характерные особенности графических произведений этих художников.

Ключевые слова: художественные традиции, творчество вологодских графиков, вологодская станковая графика, произведения в технике эстамп.

Традиция в общем понимании трактуется как выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Следуя данному определению традиции, в самом механизме традиций заложен процесс передачи коллективом из поколения к поколению того ценного опыта, который поднимает уровень духовной жизнедеятельности людей на новую, более высокую и качественную ступень, необходимую для улучшения жизни общества в целом. Традиция, таким образом, есть механизм коллективной автокоммуникации. Проблематика данного определения состоит в том, что оно позволяет исключить из самой традиции индивидуальный опыт той или иной отдельно взятой личности и воспринимается только как коллективное явле-

ние. Таким образом, традиция, если не противопоставляется, то и не совмещается с искусством в целом и с изобразительным искусством, в частности, так как искусство само по себе уже представляет индивидуальную личностную творческую деятельность. К коллективным видам творческой деятельности можно соотнести народное творчество и массовую культуру, в основе которых заложены различные формы и уровни традиций. Если же говорить о художественных традициях, то с позиции высшей школы здесь будет уместно говорить в первую очередь о традициях в сфере творчества и о традициях в сфере образования.

Xудожественные традиции играют значимую роль в понимании творцом себя как личности и одновременно как части огромного мира, способствуют сохранению в нем того ценного, что поможет ему и дальше создавать новые художе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.