Научная статья на тему 'Внешкольная работа как средство решения воспитательных задач в 20-е 30-е годы ХХ века'

Внешкольная работа как средство решения воспитательных задач в 20-е 30-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1487
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / OUTDOORS AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES WITH CHILDREN / OUT-OF-SCHOOL UPBRINGING / UPBRINGING / EXTRACURRICULAR INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дейч Борис Аркадьевич

В статье выделяются актуальные в 20-е 30-е годы ХХ века проблемы воспитания, рассматриваются возможности решения воспитательных задач внешкольными учреждениями, анализируются документы, определяющие формы и содержание этой деятельности. Воспитательный потенциал внешкольных учреждений в 20-е 30-е годы ХХ века начинают использовать для решения двух основных задач: снижения отрицательного влияния социальной среды на подрастающее поколение и усиление воспитательного влияния на детей в целом. Усилилась идеологическая направленность воспитания, то есть формирование детей в рамках нового коммунистического подхода. Активное развитие внешкольных учреждений связано с тем, что их деятельность соответствовала потребностям государства, которое хотело расширить своё влияние на детей, осуществить их воспитание в русле формирующейся идеологии, приобщить их к новым социальным и культурным ценностям. Деятельность внешкольных учреждений соответствовала так же общественным и индивидуальным запросам. Все это приводит к тому, что учреждения внешкольной работы с детьми становятся эффективным звеном в системе общественного воспитания, в них быстро накапливается во многом уникальный опыт организации работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outdoors and extracurricular activities as a means of solving upbringing problems in the 20s-30s of the 20th century

The article deals with upbringing problem, topical in the 20s-30s of the 20th century; discusses the possibility of solving upbringing problems in the extracurricular institutions, analyses the documents defining the structure and content of this activity. Upbringing potential of extracurricular institutions in the 20s-30s of the 20th century began to be used to solve two main tasks: to reduce the negative influence of the social environment on the younger generation and to strengthen upbringing influence on children in general. ideological orientation of upbringing, that is, the formation of children in the new communist approach, intensified. Active development of extracurricular institutions related to the fact that their activities were consistent with the needs of the state, which wanted to expand its influence on children, to realize upbringing them in line with the emerging ideology, to give them access to new social and cultural values. The activities of extracurricular institutions corresponded to social and individual needs as well. All this led to the fact that institutions of extracurricular activities with children became effective link in the system of public upbringing; they quickly accumulated a unique in many respects experience of work organizing.

Текст научной работы на тему «Внешкольная работа как средство решения воспитательных задач в 20-е 30-е годы ХХ века»

УДК 371.4

Дейч Борис Аркадьевич

кандидат педагогических наук, доцент Новосибирский государственный педагогический университет

[email protected]

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В 20-Е - 30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА*

В статье выделяются актуальные в 20-е - 30-е годы ХХ века проблемы воспитания, рассматриваются возможности решения воспитательных задач внешкольными учреждениями, анализируются документы, определяющие формы и содержание этой деятельности. Воспитательный потенциал внешкольных учреждений в 20-е - 30-е годы ХХ века начинают использовать для решения двух основных задач: снижения отрицательного влияния социальной среды на подрастающее поколение и усиление воспитательного влияния на детей в целом. Усилилась идеологическая направленность воспитания, то есть формирование детей в рамках нового коммунистического подхода. Активное развитие внешкольных учреждений связано с тем, что их деятельность соответствовала потребностям государства, которое хотело расширить своё влияние на детей, осуществить их воспитание в русле формирующейся идеологии, приобщить их к новым социальным и культурным ценностям. Деятельность внешкольных учреждений соответствовала так же общественным и индивидуальным запросам. Все это приводит к тому, что учреждения внешкольной работы с детьми становятся эффективным звеном в системе общественного воспитания, в них быстро накапливается во многом уникальный опыт организации работы.

Ключевые слова: внешкольная работа с детьми, внешкольное воспитание, воспитание, внешкольные учрежде-

Активное становление различных форм и методов внешкольной работы с детьми начавшееся на рубеже ХХ и XIX веков, получает возможности для дальнейшего развития буквально с первых послереволюционных лет. За несколько предшествующих десятилетий внешкольные учреждения наработали достаточно большой позитивный опыт, который оказался востребованным моменту создания образовательно-воспитательной системы нового государства.

Воспитательный потенциал внешкольных учреждений начинают использовать для решения проблемы отрицательного влияния социальной среды на подрастающее поколение, которая еще более обострилась в первые послереволюционные годы. А.Ф. Родин и В.Г. Марц в 1919 году пишут о том, что революция не улучшила, а во многом ухудшила положение детей, и, прогнозируя дальнейшее развитие, отмечают, что выросшее из детей этого периода поколение будет «неврастеническое поколение, хилое, не несущее в себе бодрости и радости. Не связанное с жизнью непосредственной радостью бытия, труда, творчества, оно даст нам огромный процент преступности, самоубийств, всевозможных извращений»[8, с. 11].

Обоснование необходимости использования воспитательного потенциала внешкольной работы можно найти у первых организаторов этой деятельности. Так, достаточно развернуто пишет об этом один из организаторов внешкольной работы в 30-е годы XX века в Нижнем Новгороде Б.Орловский: «В водоворот социалистического строительства вовлекаются многомиллионные массы трудящихся. В этой гигантской стройке энергия рабочего класса и крестьян настолько поглощается общественной

работой, что нередки случаи, когда личная жизнь, семья и дети отодвигаются на вторую очередь. В этих условиях родители не в состоянии уделять детям достаточного внимания. Они с нетерпением ищут новых, общественных форм воспитания. Но есть и другой тип семьи - старой, отживающей семьи. Она продолжает верить в могучую роль семейного воспитания, хотя устои ее и сотрясаются под напором социалистического быта. Все чаще и чаще наблюдается абсолютная недееспособность такой семьи в вопросах воспитания детей....

Недавно было произведено обследование детской беспризорности и безнадзорности по Н.-Новгороду. Оказалось, что из 1096 беспризорных детей только 349 человек (т.е. 32%) составляли сироты, а остальные 68% имели родителей, жили в родной семье.

Острота положения усугубляется и тем, что еще до сих пор в нашем крае недостаточна сеть детских учреждений. Дошкольным воспитанием охвачено всего лишь 8-10% детей дошкольного возраста. Пионерские отряды вбирают в себя только 28% пионерского возраста. Внешкольные учреждения составляют настолько ничтожную сеть, что в состоянии охватить не более 1,5% детей школьного возраста. Школа только теперь переходит на всеобщий охват детского наследия. Но и школа. В состоянии ли она в настоящих условиях вести глубокую воспитательную работу? Многосменность школьных занятий вынуждает ее максимально уплотнять, сокращать школьный день, ограничиваясь только учебной работой.

При этих условиях у детей остается большой досуг. Свободное у ребят время почти всегда расходуется стихийно, без педагогического ру-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-06-00162.

ководства. Детская энергия не находит надлежащего выхода и нередко выливается в уродливые формы - хулиганство, картеж, уличную жизнь... В этих условиях огромное значение приобретает внешкольная работа с детьми. Она является для данного времени наиболее доступным и реальным средством организации досуга у широчайшей массы неорганизованной детворы. Она целиком разрешает проблему детской безнадзорности»[9, с. 3-6].

Об этой же проблеме говорят и другие организаторы внешкольной работы в 20-30 годы ХХ столетия. Так, В. Кордес пишет о том, что «вопрос о необходимости внешкольной работы с детьми становиться с каждым годом все более острым. Борьба с беспризорностью, детской преступностью и хулиганством показала, что для ликвидации этих зол необходимо. позаботиться о детях, проводящих свой досуг на улице. Вредному влиянию улицы надо противопоставить иное, здоровое, культурное влияние, которое охватывало бы все стороны детской жизни, заполняло бы досуг детворы. Одна школа, особенно при современном ее состоянии, справиться с этим не может. В воспитании здоровой крепкой смены из тысяч безнадзорных и полубезнадзорных ребят должны принять участие пионеротряды и ряд внешкольных учреждений: детские библиотеки, клубы, технические станции [3, с. 3].

В конце 20-х годов выходит несколько нормативных документов, ориентирующих внешкольную работу на решение проблем безнадзорности детей. В частности Постановление Совета Народных комиссаров РСФСР «О внешкольных мероприятиях по борьбе с хулиганством» от 25.06.1927 г., в котором ставится задача «в планах деятельности народных комиссариатов просвещения автономных республик и местных отделов народного образования уделить особое внимание вопросам внешкольной работы с детьми и подростками, принимая меры к максимально возможному использованию для этой цели существующих культурных учреждений, привлечению к этой работе общественных сил и средств, к постепенному увеличению ассигнований на эту цель по местным бюджетам» [10].

В резолюции бюро МК ВКП(б) от 19 июля 1927 г. «О внешкольной работе с детьми и подростками и педагогической пропаганде среди взрослых» отмечается, что «ознакомление с бытом и жизнью детей и подростков рабочей среды дает картину не только нерационального и неорганизованного времяпровождения, но выявляет и ряд опасных и вредных моментов с точки зрения социалистического строительства (воровство, хулиганство, азартные игры, алкоголизм), нежелательное, идеологически вредное направление интересов ребят: увлечение и подражание героям кинофильмов, подражание отрицательному поведению окружающих взрослых и др. [1, с. 5].

Так же в 1927 году Главное управление социального воспитания (Главсоцвос) Народного комиссариата просвещения выпускает письмо «О мероприятиях по борьбе с хулиганством среди детей и подростков», адресованное всем краевым, областным и губернским отделам народного образования. В данном письме выделяются следующие причины развития хулиганства среди несовершеннолетних:

1) недостаточный охват детей и подростков мероприятиями общеобразовательного и профессионально-технического характера, когда дети, не посещающие школы и лишенные призора в рабочей и крестьянской семье, подпадают под влияние улицы;

2) слабый охват безнадзорных детей, в том числе школьников, внешкольной работой, школа занимает детей всего несколько часов в день; будучи предоставлены в течение остального дня самим себе и не находя выхода накопившейся в них активности и энергии, дети проявляют ее подчас в совершенно нежелательных, граничащих порою с хулиганством, формах;

3) еще не изжитые отрицательные стороны семейного быта - пьянство, ругань, драки, половая распущенность, дающая детям и подросткам богатый материал для подражания и толкающие их на путь хулиганства. [2, с. 13-15].

Так же в данном документе определяется ряд актуальных задач, решение которых позволит решить проблему безнадзорности и хулиганства среди несовершеннолетних: «Первой неотложной задачей органов народного образования в отношении безнадзорных детей и подростков, является вовлечение их в образовательную работу - в школы соцво-са, профтехнические учебные заведения и т.д. ...

Второй задачей является развитие внешкольно-трудовой работы, организация досуга детей и подростков в формах, интересных и доступных для них и дающих выход их активности. Главсоцвос в настоящее время занят разработкой ряда вопросов методики внешкольной работы с детьми и подростками (клубная работа, содержание и методы работы кружков, работа на площадках, организация массовых детских игр и т.д.). Но организованные формы работы можно наметить уже и сейчас. Работа должна идти в основном в трех направлениях:

1) Организация районных учреждений внеш-кольно-трудового характера - пионерклубов, районных клубов, площадок и мастерских для безнадзорных детей и подростков;

2) Организация детуголков и клубных комнат при производствах, домах коммунах, жилтовари-ществах и т.д.;

3) Использование для внешкольной работы с детьми существующих учреждений соцвоспита-ния... [2, с. 13-15].

В письме Главсоцвоса определяются так же и действия, необходимые для выполнения поставленных задач:

1) Наметить минимальную сеть внешкольных-трудовых учреждений по губернии (области), учитывая пункты, где наиболее развита детская безнадзорность - в рабочих районах города, фабрично-заводских поселках, сельской местности.

2) Совместно с общественными организациями (комиссией по улучшению жизни детей, обществом «Друг детей») приступить к организации детклубов, площадок и мастерских соответственно намеченной сети.

3) Аналогично с организацией по инициативе групп родителей дошкольных учреждений, детсадов и летних площадок, принять также меры к развитию внешкольной работы с детьми и подростками за счет инициативы населения.

4) В целях большего охвата детской массы, провести работу на дворах, задворках и т.д. - сначала с небольшой группой детей, организуя ее вокруг игр, бесед, какого-нибудь мастерства и стремясь к тому, что бы постепенно расширяясь и заинтересовывая население дома, коллектив фабрики, завода, сельхоза, коммуны и проч., эта работа выливалась в определенную форму детуголка.

5) ОНО должен оказывать максимальную помощь населению в подборе работников для, так называемых, «детпримитивов» и организации их работы. К проведению работы должны быть привлечены и общественные силы - члены общества «Друг детей», учащиеся педвузов и педтехникумов, делегатки женотдела, комсомольские организации. Работу желательно вести под руководством педагога, который предварительно разъясняет основные формы и методы ее и в дальнейшем систематически направляет и руководит ею.

7) Для закрепления начинаний в области внешкольной работы и дальнейшего развития ее необходимо поставить перед губисполкомом (обл.-край) вопрос о включении в сметы ОНО по местному бюджету расходов на содержание некоторой необходимой сети внешкольно-трудовых учреждений [2, с. 14-16].

Таким образом, важным направлением деятельности внешкольных учреждений в 20-30 годы XX века была работа, связанная с решением проблемы безнадзорности среди детей и подростков и противодействия отрицательному влиянию социальной среды. В тоже время наряду с решением данных проблем перед внешкольными учреждениями с самого начала их деятельности в советский период ставились серьезные воспитательные задачи. Именно поэтому большое значение развитию и становлению внешкольной работы с детьми в тот период придавали Н.К. Крупская и А.В. Луначарский, которые, не отрицая положительного влияния школы, считали, что различные учреждения

внешкольной работы с детьми смогут более продуктивно решать вопросы воспитания и образования человека нового общества.

Н.К. Крупская прямо указывала на необходимость воспитательной направленности внешкольной работы: «Внешкольная работа чрезвычайно важна, так как она может помочь правильному воспитанию детей, создать условия их всестороннего развития. Мы должны инициативу детей подхватить, помогать ребятам в их творческой работе, руководить ими, направлять их интересы» [6, с. 13].

Уже в 1919 году она в письме в ЦК РКСМ писала о том, что надо «использовать для работы с детьми все, что возможно: экскурсии, чтение вслух, рассказывание, организацию всяких детских кружков, санитарное просвещение, организацию трудовых артелей и т.д.» [4, с. 16]. Однако не все внешкольные объединения получали поддержку. Так, подвергалась критике деятельность скаутских организаций за отказ от партийно-политического воспитания: «Декларация скаут-мастеров Москвы мне не нравиться, особенно пункт 3-й; это крайне неискренний пункт. Высказываясь против «аполитичности» скаут-мастера торопятся отгородиться от партийно-политического воспитания» [4, с. 15].

С воспитанием связаны основные задачи, в решении которых, по мнению Н.К. Крупской, внешкольная работа должна сыграть существенную роль:

- коммунистическое воспитание («коммунистическое воспитание не может проводиться только в определенные часы»);

- профилактика безнадзорности («необходимо быть очень внимательными к организации детской жизни в те часы, когда ребята находятся вне школы»);

- всестороннее развитие личности («надо уметь давать всесторонне развиваться личности ребенка, и тут внешкольная работа играет совершенно исключительную роль»);

- воспитание коллективистов («наша воспитательная работа должна сочетать умение растить коллективиста и в то же время умение дать возможность в этой коллективной обстановке всесторонне развиться личности ребенка»);

- формирование интереса к обучению («внешкольный работник может вызвать такой интерес к учебе, которого сам учитель вызвать не сможет»);

- повышение культурного уровня детей («внешкольная работа. должна организовывать ребят на борьбу за новый быт, за окультуривание всей жизни, делать ребят участниками великой стройки») [5, с. 508-510].

Для решения этих задач Н.К. Крупская предлагала развивать внешкольную работу с детьми, призывала добиваться того «чтобы широко были открыты двери школьных и детских библиотек весь день, чтобы организовывались детские экскурсии,

прогулки, надо шире развить катки, ледяные горки, лыжи... организовать детские певческие кружки, рисовальные кружки и т.д.» [7, с. 137].

Воспитательный потенциал внешкольной работы отмечает также Б. Орловский: «она таит в себя необъятные возможности для политвоспитания детей. Она развивает у них самодеятельность, интерес к технике, изобретательству. Она является проводником политехнизма в детские массы. А главное, она вплотную подводит неорганизованную детвору к пионердвижению и является лучшим способом втягивания ребят в пионерорганизацию... Говоря о внешкольной работе, нельзя рассматривать ее оторвано от остальной системы коммунистического воспитания детей, нельзя придавать внешкольной работе самодовлеющее значение. Именно поэтому мы сознательно употребляем термин «внешкольная работа», а не «внешкольное воспитание», так как считаем, что существует единая целостная система коммунистического воспитания, в которую внешкольная работа входит как звено» [9, с. 6].

Целью внешкольной работы, по мнению данного автора, является коммунистическое воспитание детей, воспитание борцов за интересы пролетариата, воспитание строителей социализма.

Воспитать сильного, здорового, активного, смелого, инициативного человека, политехнически образованного, широко знакомого с достижениями современной науки, техники и искусства, глубоко связанного с современностью и беззаветно преданного делу мировой пролетарской революции - вот задача внешкольной работы, - пишет Б. Орловский [9, с. 7].

Основным и первостепенным требованием внешкольной работы, по мнению автора, является развитие таких мероприятий, которые обеспечивая непосредственное участие детей в соцстроитель-стве, дали бы детям необходимый круг общеобразовательных знаний. В действительности же нередко наблюдается недооценка этого положения, и задачи внешкольной работы сводятся до простого культурничества, до узкого ограничения их только рамками разумных развлечений. Цели и задачи внешкольной работы те же, что у пионердви-жения и у школы. Но формы и характер внешкольной работы своеобразны.

Отличительное ее особенностью является то, что она должна давать детям возможность работать независимо от твердо установленных программ, на основе склонностей и возникающих у ребят интересов к общественно-полезному труду, технике, искусству, давать возможность творить, исследовать и изобретать. Она должна строиться на началах непринужденности и максимальной красочности, должна привлекать, манить к себе детей.

Но здесь необходимо предупредить от ошибки, которая нередко допускается работниками. Не нужно слепо идти за интересами детей, иначе есть

опасность сбиться в сторону нездоровых детских проявлений. Нужно уметь вовремя переключить интересы ребят, увлечь их перспективами социалистического строительства, романтикой науки и техники, пролетарским искусством. Нужно ком-мунизировать интересы детей.

В основу внешкольной работы должны быть положены принципы и методы детского и юношеского коммунистического движения.

Основной задачей внешкольной работы является задача вовлечения неорганизованной детворы в пионерскую организацию. Внешкольная работа должна явиться связывающим звеном между детскими массами и пионерской организацией. Если внешкольная работа не будет способствовать политическому и организационному росту пионерской организации - такая работа никуда не годится, такую работу нужно ликвидировать [5, с. 7-9].

Таким образом, залогом бурного развития внешкольных учреждений становится то, что их появление и деятельность соответствовали потребностям государства, которое хотело расширить своё влияние на детей, осуществить их воспитание в русле формирующейся идеологии, приобщить их к новым социальным и культурным ценностям. Но, кроме того, существование внешкольных учреждений отвечало общественным и индивидуальным запросам. Все это приводит к тому, что учреждения внешкольной работы с детьми становятся эффективным звеном в системе общественного воспитания, в них быстро накапливается во многом уникальный опыт организации работы и педагогического взаимодействия. Будучи более прогрессивными в отборе содержания, форм и методов работы, чем традиционно более консервативная школа, внешкольные учреждения вскоре становятся центрами воспитательной, культурно-массовой, просветительской и досуговой деятельности среди детей и подростков. В этот период открывается сеть клубов с постоянным штатом сотрудников, организуются различные кружки и студии для детей при избах-читальнях, библиотеках, рабочих клубах и общежитиях.

Если, в организации внешкольной работы в начале ХХ века решающее значение имела частная инициатива, то в 20-годы данная деятельность развивается в рамках постепенно усиливающейся монополии государства на систему образования в целом и на организацию внешкольной работы в частности. Однако при этом обосновывается необходимость привлечения к данной деятельности общественности. Так, в брошюре «Внешкольная работа с детьми и подростками», выпущенной в 1927 году под грифом Главсоцвоса, отмечается, что Постановление Совнаркома о внешкольных мероприятиях по борьбе с хулиганством от 25 июня 1927 года - первый законодательный акт в области внешкольной работы, дает определен-

ный сдвиг в деле организации работы и открывает ряд возможностей в этом направлении. Однако при существующих бюджетных ресурсах государство не может взять на себя целиком организацию внешкольных учреждений для детей и подростков, как оно это делает в отношении школы.

Огромное значение, вследствие этого, приобретает общественная инициатива и самодеятельность - от степени ее развития в значительной степени зависит то, насколько быстро пойдет вперед внешкольная работа с детьми. Поэтому одной из первоочередных задач как Наркомпроса, так и местных органов народного образования является пропаганда внешкольной работы.

Основным помощником в деле развития внешкольной работы с детьми и подростками должен явиться и уже является комсомол. Но этого мало -необходимо привлечь и другие общественные и профессиональные организации. Наряду с ростом и развитием детских клубов и других специальных внешкольных учреждений, которые на ближайший период времени не смогут охватить значительного процента детей и подростков, центром внешкольной работы с детьми должны стать существующие культурно-просветительские учреждения для взрослых, жилищные объединения, рабочий клуб, в деревне - изба читальня. При каждом из этих учреждений нужно стараться, опираясь в первую очередь на организационное ядро из пионеров, создавать детский уголок и летнюю площадку и развивать отдельные формы внешкольной работы [2, с. 6-8].

В 1928 году выходит работа « В помощь организатору внешкольной работы среди детей: сборник директив и материалов», в которой отмечается, что вопросы воспитания детей, в особенности подростков и создание у них определенных интересов и стремлений приобретают огромное значение, и требуют, наряду с государственными органами, активного участия в этой работе общественных организаций и привлечения широких слоев трудящихся. Работу одновременно нужно вести по двум путям:

1-й путь - усиление массовой систематической воспитательной работы среди ребят всех возрастов (от дошкольного до подростков) через развертывание сети детских комнат, клубов, площадок, мастерских и других видов внешкольной работы, а так же и путем воспитательной работы внутри школы.

2-й путь - усиленная массовая культурно-бытовая работа рабочих организаций и самого населения с уделением особого внимания созданию различных форм работы с детьми и подростками при рабочих клубах, в жилтовариществах и жилко-оперативах [1, с. 6].

20-30-е годы XX столетия относят ко времени расцвета внешкольной работы. Действительно, в тот период начинают достаточно активно входить в жизнь интересные педагогические начинания,

появляются оригинальные формы организации детской жизни, идет интенсивное становление научно-методической базы внешкольного движения, внешкольной работы, ведутся серьезные научные исследования и наблюдения за развитием самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучаются коллективные и групповые формы работы. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию, создавались все новые и новые организационные системы, способствующие включению детей в активную созидательную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства. Об актуальности такой работы свидетельствует появление широкого разнообразия используемых форм: детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы.

Библиографический список

1. В помощь организатору внешкольной работы среди детей: сборник директив и материалов. - М.: Мосполиграф, 1928. - 92 с.

2. Внешкольная работа с детьми и подростками. - М.; Л.: Государственное издательство РСФСР, 1927. - 55 с.

3. Кордес В. Внешкольная работа с детьми: практическое пособие по массовой работе для вожатого и внешкольника. - М.; Л.: Молодая гвардия, 1930. - 128 с.

4. Крупская Н.К. Методы работы с детьми (письмо в ЦК РКСМ) // Педагогические сочинения: В 10-ти т. Т. 5. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - С. 15-17.

5. Крупская Н.К. Нашей смене - всестороннее развитие // Педагогические сочинения: В 10-ти т. Т. 5. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - С. 507-513.

6. Крупская Н.К. Заботиться о всестороннем развитии детей // Вожатый. - 1937. - № 6. - С. 2-4.

7. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10-ти т. Т. 6. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -С. 136-140.

8. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. Т. 3. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -С. 176-179.

9. Марц В.Г., Родин А.Ф. Клубы для детей и подростков. - М., 1919. - 96 с.

10. Орловский Б. Внешкольная работа с детьми. - Нижний Новгород: Нижегородское краевое издательство, 1931. - 144 с.

11. Постановление Совета Народных комиссаров РСФСР о внешкольных мероприятиях по борьбе с хулиганством (от 25.06.1927) // Известия. -№ 158. - 14 июля 1927 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.