Проблемы развития нравственности и морали в учебно-воспитательном процессе
Кашуба Е.В., Гридина Н.А., Кашуба А.М.
Донецкий государственный университет управления Отделение федерации бокса Украины в Донецкой области
Аннотации:
В данной статье авторами рассмотрены понятия нравственности и морали современной молодежи и расширение возможностей осуществления нравственного воспитания. Была изучена система ценностных ориентаций и проведен сравнительный анализ юношей и девушек Донецкого государственного университета управления. Предложены методы формирования нравственного поведения, коррекции и утверждения моральных качеств студентов в процессе учебно-воспитательной работы средствами физической культуры, которые, в конечном счете, определяют поведение и поступки человека.
Ключевые слова:
нравственность, мораль, личность, физкультура, студенты.
Кашуба О.В., Грідіна Н.О., Кашуба О.М. Проблеми розвитку моралі у навчально-виховному процесі. У даній статті авторами розглянуті поняття моралі сучасної молоді і розширення можливостей здійснення морального виховання. Була вивчена система ціннісних орієнтацій та проведено порівняльний аналіз хлопців та дівчат Донецького державного університету управління. Запропоновані методи формування моральної поведінки, корекції та затвердження моральних якостей студентів в процесі навчально-виховної роботи засобами фізичної культури, які у кінцевому рахунку визначають поведінку та вчинки людини.
мораль, особистість, фізкультура, студенти.
Kashuba H.V., Gridina N.A., Kashuba A.M. Problems of morals and ethics development in teaching and educational process. Ideas of teaching and educational morals of contemporary youth are examined in the article and broadening (widening) the possibility of realizing moral education. System of valuable orientations has been examined and comparative analysis of youths and girls of Donetsk State University of Management has been carried out. Methods of formation moral behavior, correction and consolidation of moral qualities of students in process of teaching and educational work by means of physical culture which after all defines the behavior and action of a person.
morals, ethic, personality, physical culture, students.
Введение.
Физическая культура и физическое воспитание являются неотъемлемой частью общей культуры и системы воспитания членов общества, и преследуют определенную цель - на основе полноценного использования средств физического воспитания реализовать возможности оптимального физического развития человека в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств личности.
В процессе физического воспитания решаются задачи социального формирования личности, воспитания членов общества, преданных его идеалам. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей социальной системой воспитания как особо важные. Однако какими бы значимыми ни представлялись результаты, достигаемые воспитанием физических качеств и двигательных способностей студентов, они могут оказаться бесполезными для общества, если их обладатель не воспитан нравственно, если у него не выработаны твердые моральные принципы.
Ж. К. Холодов, рассматривая понятие «физическое воспитание», отмечает, что это процесс, направленный не только на обучение движениям, воспитание физических качеств, но и на овладение занимающимися специальными знаниями и формирование у них осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями [1].
Наиболее точное и всеобъемлющее определение физическому воспитанию дано Л. П. Матвеевым. Он отмечает, что физическое воспитание - это педагогически упорядоченный процесс, направленный на использование факторов физической культуры, включающий обучение двигательным действиям (в результате которых формируются двигательные умения, навыки и связанные с ними знания), воспитание индивидуальных физических качеств и двигательных
© Кашуба Е.В., Гридина Н.А., Кашуба А.М., 2009
способностей, содействие на этой основе становлению и развитию свойств личности [2].
Систематические занятия физическими упражнениями решают ряд задач физического самосовершенствования:
- специальные физкультурные занятия позволяют с пользой применить их на практике;
- владение определенными двигательными навыками помогают в решении лично значимых задач;
- владение достаточными организационно - методическими умениями способствует построению своих самостоятельных физкультурно-спортивных занятий, т. к. самостоятельная физкультурная деятельность по праву считается высшей формой личной физической культуры.
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным состоянием. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт [3].
Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности и работоспособности, продление его творческой активности - основная задача физического воспитания в ВУЗе. И решить эту задачу помогут заранее спланированные, методически правильно организованные, интересные и эмоциональные занятия по физическому воспитанию, основной целью которых является смена физического, телесного акцента развития студента на формирование у него привычек здорового стиля жизни, следствием чего станет потребность в постоянном
совершенствовании своих физических, нравственных и моральных качествах, своем двигательном опыте
[4].
Данная работа связана с научно-исследовательской работой «Физическое воспитание в системе высших учебных заведений, как способ гармоничного развития студенческой молодежи», которая проводиться на базе Донецкого государственного университета управления.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Целью исследования является - выявить средства и методы физической культуры, оказывающие существенное педагогическое воздействие на развитие нравственных и моральных ценностей личности занимающихся.
Задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ ценностных ориентаций юношей и девушек.
2. Определить влияние методов формирования сознания личности студентов.
В процессе исследования применялись следующие методы: анализ литературных источников, педагогический эксперимент, анкетирование и анализ результатов.
Результаты исследования.
Занятия физической культурой и спортом понимаются как важнейшая задача в формировании личности. Основным условием достижения положительных результатов в формировании личности студентов в ходе учебно-воспитательного процесса является комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и нравственного воспитания [5].
Личность студентов характеризуется уже сложившимся мировоззрением, определившимися взглядами, убеждениями и относительно устойчивыми нравственными и моральными качествами. Однако уровень их сформированности различен, а уровень притязаний высок. В то же время, наряду с физическим и нравственным развитием, уровень зрелости не всегда отвечает требованиям общества.
Физическая культура и спорт имеют большие возможности для осуществления нравственного воспитания. Мораль и нравственность - это совокупность норм и правил поведения, их проявления в поступках и деятельности человека. В учебно-воспитательной работе со студентами необходимо умело сочетать задачи воспитания с задачами, вытекающими из специфики спортивной деятельности. Недостаточное внимание к вопросам морального воспитания на занятиях физическими упражнениями и спортом может способствовать развитию отрицательных нравственных черт (эгоизм, зазнайство).
Нравственное воспитание в совокупности с физической культурой решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Одним из важных аспектов нравственного воспитания является формирование нравственного сознания. На основе нравственных понятий, оценок и суждений, формируются
нравственные убеждения которые, в конечном счете, определяют поведение и поступки человека, в том числе и спортсмена [6].
Наряду с формированием нравственного сознания в процессе учебно-воспитательной работы большую роль играет воспитание у студентов нравственных чувств. Нравственные чувства - это переживание своего отношения к действительности, к людям, к собственному поведению. При этом важной задачей является воспитание моральных и гражданских чувств: патриотизма, коллективизма, чувства долга и чести, ответственности перед командой и коллективом. Учебный процесс является средством воспитания через постепенное и последовательное преодоление трудностей. И здесь немаловажную роль играют волевые качества студентов, такие как: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоятельность. Все качества взаимосвязаны, но главным и ведущим является целеустремленность, которая определяет уровень воспитания и проявления других качеств.
При выборе средств и методов нравственного воспитания необходимо учитывать особенности психики юношей и девушек, их склонности и интересы. Необходимо, чтобы разъяснения и убеждения были доходчивыми и побуждали обучающихся к самоанализу своих действий и поступков. Важными условиями решения этих задач является четкая организация занятий по физическому воспитанию, строгие требования к точности выполнения упражнений, формирование представления об изяществе движений, побуждение к физическому самосовершенствованию. Все это способствует воспитанию важных моральных и волевых качеств. Однако учебная работа предполагает и требует управления со стороны преподавателя.
Удовлетворенность учебной деятельностью, которая определяет моральное состояние студентов и существенно влияет на их активность и результаты занятий, является составной частью, обязательным компонентом и показателем формирования физических и нравственных качеств личности. Эмоциональное отношение к физической деятельности не формируется спонтанно и не наследуется, оно приобретается личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается с освоением знаний и приобретением творческого опыта, с проявлением инициативы и активности на учебных занятиях.
В ходе педагогического эксперимента было сформировано 2 группы студентов дневного отделения (по желанию) - 40 девушек и 40 юношей, независимо то курса и факультета. Группам были предложены:
1). Обязательное ведение дневника самоконтроля, где отображались данные о самочувствии, активности и настроении студентов, т. к. это является субъективной оценкой своего восприятия и отношения к предмету физическое воспитание.
2). Обязательное посещение консультационных занятий.
Система ценностных ориентаций юношей и девушек изучалась с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича. Эта система определяет со-
держательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, и основу жизненной концепции и «философии жизни». Эти ценности делятся на терминальные, или ценности-цели и инструментальные, или ценности-средства. Терминальные ценности - это убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности - это убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является и с личной, и с общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях [7].
В ходе экспериментального учебновоспитательного процесса с целью формирования нравственных и моральных качеств мы применяли три основные группы методов, каждая из которых включала в себя систему методических приемов:
1. Методы формирования сознания личности (убеждение). Включающие разъяснение, внушение, доказательство, пример, этическую беседу.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Включающие педагогическое требование, поручение, упражнение, воспитывающие ситуации.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация). Включающие похвалу, одобрение, поощрение, включение в соревнования, наказание.
На рисунке 1 наглядно отражены данные сравнительного анализа по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича (терминальные ценности).
Значимые различия обнаружены между средними рангами в группе девушек и группе юношей по следующим терминальным ценностям. У девушек на
первые места выходят: здоровье, материально обеспеченная жизнь, наличие верных и хороших друзей, жизненная мудрость. У юношей на первые места выходят: активная и деятельная жизнь, уверенность в себе, интересная работа, равенство в возможностях, свобода в поступках и действиях. Также значимые различия наблюдаются по средним рангам следующих ценностей: красота природы, творческая деятельность и любовь.
В целом, можно сказать, что для девушек приоритетны те ценности, которые являются для них жизненными целями - здоровье, обеспеченность, жизненная мудрость. У юношей же жизненными целями являются те собственные качества и внешние условия, которые обеспечивают высокие достижения в профессиональной и общественной деятельности.
На рис. 2 приведены данные сравнительного анализа по методике «Ценностные ориентации» М. Роки-ча (инструментальные ценности).
Значимые различия обнаружены между средними рангами в группе девушек и группе юношей по следующим инструментальным ценностям. У девушек на первые места выходят: ответственность, самоконтроль, смелость в отстаивании собственного мнения, исполнительность, независимость. У юношей на первые места выходят: непримиримость к недостаткам других, высокие запросы.
Можно сделать вывод о том, что девушки стремятся достигать своих жизненных целей путем реализации независимой, исполнительной, ответственной стратегией поведения, предполагающей наличие высокого уровня самоконтроля. Это можно интерпретировать тем, что девушки являются более зрелыми личностями по сравнению с юношами, у которых приоритет отдается типам поведения, демонстрирующим непримиримость к недостаткам других и высо-
Рис. 1 Разброс средних рангов терминальных ценностей по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Рис. 2. Разброс средних рангов инструментальных ценностей по методике «Ценностные ориентации» М.
Рокича
кие собственные запросы.
В целом можно говорить о том, что девушки ставят перед собой реальные жизненные цели, так или иначе связанные с будущим, которые будут реализовываться в адекватных стратегиях поведения, характерных для зрелых личностей. В отличие от них юноши ориентированы на достижение высоких результатов в профессиональной и общественной деятельности, однако стратегии реализации этих стремлений не соответствуют поставленным целям.
Выводы.
Экспериментальная работа показала, что целенаправленная ориентация всей педагогической деятельности на создание условий для формирования личности студентов в отношении физического развития, развития нравственных и моральных ценностей дает возможность с высокой эффективностью решать важнейшую задачу учебного процесса - воспитание личности молодежи. Причем приобретенные в процессе учебных занятий знания, умения и навыки, сформировавшиеся положительные общекультурные потребности могут быть реализованы в самых различных ситуациях, возникающих на протяжении всей жизни.
В нравственных поступках и действиях на учебных занятиях складываются отношения студентов друг к другу, к окружающим, к действительности. Чтобы воспитать нравственные поступки, необходимо создать на занятиях соответствующие условия и, прежде всего, организовать положительную деятельность занимающихся. Преподаватель может использовать много средств и приемов, стимулирующих
нравственное поведение студентов: взаимопомощь, уважение, занятия в трудных условиях, различные виды соревновательной деятельности, воспитывающие ситуации. Необходимо привлекать специалистов, способных не только осуществлять учебный процесс, но и воспитывать у студентов духовность и нравственность.
Дальнейшие исследования предполагаются в направлении изучения всестороннего развития студенческой молодежи.
Литература.
1. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. /Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов.- М.: Академия, 2000.- 160 с.
2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высших специальных физкультурных учебных заведений /Л. П. Матвеев. - СПб.: Лань, 2004. - 469 с.
3. Заярин Г. А. Профессионально ориентированная психофизическая подготовка в вузе: Учебно-методическое пособие / Г. А. Заярин, И. Г. Кривец. - Донецк: ДонГАУ, 2000. - С. 18-24.
4. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособ. / Л. И. Лубышева. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - 240 с.
5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И. П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛА-ДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания. - С. 172-173.
6. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И. П. Подласый.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - С. 138-141.
7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - С. 389.
Поступила в редакцию 24.10.2009г.
Кашуба Елена Васильевна Гридина Наталья Алексеевна Кашуба Александр Михайлович [email protected]