ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159. 9
Н.А. Канаева
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор К.Б. Малышев
РОЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В РАЗВИТИИ ПРОФИДЕНТИЧНОСТИ
Явление нравственных ценностей рассматривается как важный аспект современного обучения и воспитания подрастающего поколения. Система ценностей определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений, жизненной концепции и смысла жизни. Идентичность субъекта зависит от того, как он сам себя интерпретирует, что для него является ценностью. Определены основные ценностные ориентации учащихся техникума.
Ценности, нравственные ценности, ценностные ориентации, жизненные ориентиры, идентичность.
Phenomenon of moral values is considered as a prominent aspect of modem education and upbringing of the younger generation. The system of values defines a substantial aspect of a person and is the basis of her relations, the vital concept and the meaning of life. The identity of a person depends on how he interprets himself, what is valuable for him. The college students’ value orientations are defined in the paper.
Values, moral values, value orientations, vital principles, identity.
В современном российском обществе происходят сложные социально-экономические и социальнополитические изменения [7, с. 3]. В изменившейся социальной ситуации человек стремится выработать в себе и принять такие ценности, жизненные ориентиры, которые бы позволили ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределиться [9, с. 156].
Изучение ценностного отношения человека к окружающему его миру имеет давнюю историю. Вопрос о ценном, нужном, значимом для человека нашел отражение в многочисленных памятниках литературы, в философских, религиозных, правовых и политических трактатах.
Завершающийся XX в. вывел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический, этап развития науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания [3, с. 50].
Актуальность проблемы формирования нравственных ценностей учащихся обусловлена необходимостью гуманизации современного образования, сутью которого должно стать не только приобретение знаний, умений и навыков, но и приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям [5, с. 3].
Развитие аксиологии начинается в недрах неокантианства - Фрейбургская школа, представители которой (В. Виндельбанд и Г. Риккерт) объявили понятие «ценность» главным предметом философии. Вслед за ними представители феноменологического направления М. Шелер и Н. Гартман абсолютизировали понятие «ценность» как философскую категорию и обосновали теологическое учение о ценностях. Ценности - это обобщенные представления о
благах и приемлемых способах их получения, на основе которых субъект осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности [2, с. 21].
Обращаясь к ценностным ориентациям, необходимо уточнить, что они являются производными от ценностей личности (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев). При этом ценностные ориентации являются не просто добровольным принятием неких социальных норм, а внутренним побуждением, которое выступает в форме переживания смысла всей жизни [7].
Философское познание роли ценностей и смыслов в жизни человека осуществляли Л.Б. Буева, М.С. Каган, В.А. Лекторский, Н.О. Лосский, Е.Н. Трубецкой и др. Проблема формирования нравственных ценностей как ядра личности является центральной в воспитательной системе. Значимый фактор формирования нравственных ценностей - создание благоприятного эмоционального фона. На особую роль эмоций в формировании нравственных ценностей указывал еще К.Д. Ушинский: «Ничто -ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя» [1, с. 21]. Мир чувств и эмоций пронизывает все стороны нашей жизни. Нравственные чувства выражают отношение человека к другим людям, к семье, к самому себе.
Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складываются лишь в юношеском возрасте. Как обоснованно пишет Л.И. Божович, «только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим побудителем, опосредствующем все их поведение,
деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе» [3, с. 321]. В основе приобретения ценностной системой реально действующего характера лежит осознание человеком личностного смысла жизни. Именно в юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны. Появление потребности в определении своих жизненных целей, нахождении своего места в жизни становится отличительной особенностью именно этого периода взросления. Как отмечает И. С. Кон, характерной чертой юношеского возраста является формирование жизненных планов, возникающих в результате обобщения личностных целей, иерархии мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций. Появление жизненных планов, выступающих, по его мнению, как явления одновременно социального и этического порядка, характеризуется различением вопросов «Кем быть?» и «Каким быть?», т.е. обособлением процессов профессионального и морального самоопределения [6, с. 136]. В юношеском возрасте складывается собственное мировоззрение человека, создающее возможность формирования внутренней, автономной системы ценностей. Юношеский возраст, таким образом, является решающим в плане формирования ценностной системы личности.
Следует отметить, что ценностные ориентации выступают в качестве регулятора социального поведения личности, в значительной степени определяя выбор деятельности и строение мотивационной сферы личности. Они формируются в процессе социализации личности, т.е. в процессе усвоения социального опыта, и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности [1, с. 22].
Создание собственной системы ценностной системы сопровождается обращением подростков к вечным философским проблемам, идеальным представлениям о нравственности. По мнению Е.Ф. Рыбалко, усложнение комплекса личностных свойств подростка происходит за счет включения в систему его ценностных ориентаций различного рода нравственных качеств [8]. Каждый человек должен определить цель своей жизни и свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а еще труднее жить достойно. И чтобы не стать расходным материалом в «машине» социальных преобразований, нужно найти свое место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Отсутствие этого смысла или его потеря равносильна гибели.
В современной ситуации социализации молодежи, когда происходит глобальная трансформация общественного порядка, очень важно оберегать юное поколение от состояния социальной фрустрации и всячески оказывать содействие его прогрессивному росту [9, с. 157]. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Ценности можно рассматривать как
совокупность представлений о желаемом, использующихся при оценивании объектов, событий, определяющих цели и средства поведения, создающих идентичность одного человека или группы. Индивидуальные ценности интегрируют поведение и переживания отдельного человека, придают им целостность. Групповые ценности функционируют как правила социального взаимодействия. Идентичность субъекта зависит от того, как он сам себя интерпретирует, что для него является ценностью [11, с. 16].
Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась сравнительно недавно, в 60 - 70-е гг. ХХ в., хотя само понятие идентичности имеет довольно длительную историю. В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивалось в рамках исследования самосознания и самоотношения (Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина).
Одним из условий развития профессиональной идентичности является профессиональное обучение. В процессе обучения в техникуме происходит качественный скачок в профессиональном развитии студентов. Именно в студенческом возрасте начинают формироваться основные идентификационные характеристики, выражающие принадлежность человека к определенной профессии. Для того, чтобы данные идентификационные характеристики развивались интенсивнее, необходимо создание специальных психолого-педагогических условий.
Формирование ценностных ориентаций определяет общий подход человека к себе лично и окружающей действительности, стимулирует его активность, определяет поведение и выбор деятельности. Выступая в роли системообразующего свойства личности, профессиональная идентичность обеспечивает высокий уровень принятия себя как профессионала, быструю адаптацию к новым условиям деятельности.
В данной работе мы рассматриваем особенности ценностных ориентаций студентов железнодорожного техникума как составляющего элемента профессиональной идентичности. В основу эмпирического исследования была положена гипотеза о том, что профессиональная идентичность определяется спецификой ценностных ориентаций и особенностями учебно-профессиональной деятельности. В процессе исследования было рассмотрено формирование ценностно-ориентационного портрета среднего учащегося железнодорожного техникума в процессе обучения. В ходе эксперимента была использована методика С. С. Бубнова «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» и методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
В диагностике С.С. Бубнова определялась выраженность каждой из ценностей, а именно:
1) приятное времяпровождение, отдых;
2) высокое материальное благосостояние;
3) поиск и наслаждение прекрасным;
4) помощь и милосердие к другим людям;
5) любовь;
6) познание нового в мире, природе, человеке;
7) высокий социальный статус и управление людьми;
8) признание и уважение людей и влияние на окружающих;
9) социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе;
10) общение;
11) здоровье.
Результаты обработки данных позволили сформулировать следующие результаты.
На первом курсе наиболее популярными среди ценностей являются такие, как: приятное времяпровождение, отдых, помощь и милосердие к другим людям, любовь. На втором курсе сюда относятся: высокое материальное благосостояние, отдых, признание и уважение людей, любовь. На третьем курсе
- отдых, приятное времяпровождение, помощь и милосердие к другим людям, признание и уважение людей и влияние на окружающих, любовь. На четвертом курсе - отдых и приятное времяпровождение, признание и уважение людей и влияние на окружающих, здоровье.
Центральное положение среди ценностей на первом курсе занимают такие ценности, как: любовь, признание и уважение людей. На втором - помощь и милосердие к другим людям, любовь, высокий социальный статус и управление людьми, здоровье. На третьем - высокое материальное благосостояние, поиск и наслаждение прекрасным, познание нового в мире, природе и человеке. На четвертом - высокое материальное благосостояние, поиск и наслаждение прекрасным, познание нового в мире, природе, человеке.
Среди ценностей, которые оказались на последних местах на первом курсе - это высокое материальное благосостояние, социальная активность, общение и здоровье. На втором - познание нового в мире, природе и человеке, социальная активность, общение. На третьем - поиск и наслаждение прекрасным, социальная активность, общение и здоровье. На четвертом - общение, социальная активность.
При сравнении групп юношей и девушек были получены следующие результаты. Для девушек важнее такие ценности, как: отдых, приятное времяпровождение, помощь и милосердие к другим людям, любовь, признание и уважение людей. У юношей наиболее популярными стали: высокое материальное благосостояние, признание и уважение людей и влияние на окружающих. Далее - помощь и милосердие к другим людям, любовь, здоровье.
Для исследования была использована также методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. По результатам проведенного нами исследования получены следующие результаты. В группе девушек среди терминальных ценностей на первом месте: здоровье, наличие хороших и верных друзей, любовь, а среди инструментальных ценностей - аккуратность, воспитанность, образованность, жизнерадостность. В группе юношей среди терминальных ценностей - развитие, уверенность в себе, среди инструментальных - воспитанность, аккуратность, исполнительность.
Анализ данных позволил выявить иерархию терминальных ценностей у учащихся техникума. Доминирующими являются: активная деятельность жизни (2,6 %), здоровье (4,3 %), любовь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе (6 %). Завершают иерархию терминальных ценностей - развлечения, счастье других, творчество.
В иерархии инструментальных ценностей доминируют: воспитанность (4,3 %), аккуратность (5,2 %), образованность и жизнерадостность (6 %), исполнительность и независимость (6,9 %). Менее значимыми для учащихся являются: твердая воля, непримиримость к недостаткам в себе и других, эффективность в делах, чуткость.
Если на основе полученных данных попытаться создать условный ценностно-ориентационный портрет учащихся, то он может выглядеть так. Главное в жизни - приятное времяпровождение и отдых, признание и уважение других людей, высокое материальное благосостояние и любовь, наличие хороших и верных друзей. Конечно, нужно быть жизнерадостным, воспитанным, уверенным в себе, проявлять самостоятельность, занимать активную жизненную позицию. Желательно также иметь возможности для творчества, способность ощущать и переживать красоту природы, искусства.
Такой условный ценностно-ориентационный
портрет прослеживается на всех этапах обучения. Важно отметить, что ценность - явное или неявное представление о желательном, которое влияет на выбор из возможных вариантов, типов, средств и целей действий. Ценности связаны со смыслом жизни человека. Их выбор у учащихся, по нашему мнению, связан с их профессиональным становлением. От курса к курсу, по мере взросления, ценности носят все более осознанный характер. Так, выбор ценности «высокое материальное благосостояние» показывает стремление учащихся к возможно более высокому уровню жизни, желание иметь такой уровень образования и профессию, которые гарантируют высокую зарплату и другие виды материальных услуг (учащиеся 2, 3 и 4 курсов). Отличает учащихся старших курсов и то, что они чаще выбирают такие ценности, как: «познание нового в мире, природе, человеке», «поиск и наслаждение прекрасным», «образованность». Учащиеся уже более заинтересованы в получении глубоких знаний, стремятся повысить уровень своей образованности, расширить кругозор. В данном возрасте значимы такие ценности, как: «любовь», «поиск и милосердие к другим людям», «уважение и признание людей», «приятное времяпровождение и отдых». Результаты исследования показывают, что ценности «общение», «здоровье», «социальная активность» не являются самыми популярными. Хотя все же некоторые учащиеся старших курсов начинают задумываться о них.
Следует отметить, что развитие профессиональной идентичности направлено на формирование профессиональной самооценки студентов, удовлетворенности выбранной профессией, принятием ценностей профессионального сообщества. Безусловно, профессии, связанные с железной дорогой,
имеют свою специфику. Среди всех качеств, обеспечивающих успешность выполнения данной профессиональной деятельности, можно выделить такие, как: хорошее здоровье и физическая устойчивость, высокая концентрация и объем внимания, ответственность, внимательность, добросовестность, аккуратность, эмоциональная устойчивость.
Полученные данные свидетельствуют, что учащиеся отмечают те ценности, которые важны и в их дальнейшей профессиональной деятельности - здоровье, исполнительность, аккуратность, образованность, уверенность в себе. Принятие ценностей профессионального сообщества характеризуется тем, что для всех обучающихся наиболее значимыми качествами являются: квалифицированность, образованность, активность и ответственность. Современные юноши и девушки задумываются о материальных ценностях и ценностях индивидуальной самореализации. Малозначимо для них то, что отражает отношение к другим людям, а также моральные нормы (на это хотелось бы обратить внимание и родителей, и педагогов).
Не следует забывать, что ценности носят социальный характер и прививаются обществом. Таким образом, в развитии профидентичности существенную роль играют ценности, способствующие формированию ценностных ориентаций. В дальнейшем ценностные ориентиры оформляются в определенную систему ценностей, и человек начинает руководствоваться этой системой для построения своего поведения.
Актуальность изучения ценностей не утрачивается, потому что мы живем в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего человека протекает в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием формирования
такого важного личностного новообразования как возникновение зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения учащихся.
Литература
1. Акутина, С.П. Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся / С.П. Акутина // Классный руководитель. - 2007. - № 3. - С. 5 - 24.
2. Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи / А.В. Батаршев. - М., 2009.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968.
4. Гарбузова, Г.В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов: автореф. ... канд. психол. наук / Г.В. Гарбузова. - Ярославль, 2009.
5. Канаева, Н.А. Ценностные ориентации как сложный социально-психологический феномен / Н.А. Канаева // Журнал научных публикаций аспирантов и докторанов.
- 2010. - № 6. - С. 50 - 51.
6. Коковина, Л.Н. Формирование ценностно-смысловых ориентаций старшеклассника во внеурочной деятельности: автореф. дис. . канд. псих. наук / Л.Н. Кокови-на. - Кострома, 2009.
7. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М., 1980.
8. Рамазанов, И.Р. Активизация функций ценностных ориентаций как фактор развития учебной мотивации старших школьников: автореф. дис. . канд. псих. наук / И.Р. Рамазанов. - Самара, 2006.
9. Рыбалко, Е.А. Становление личности / Е.А. Рыбалко // Социальная психология личности. - Л., 1974. -С. 20 - 31.
10. Трифонова, Е.А. Ценностные ориентации молодежи в условиях современного общества / Е.А. Трифонова // Актуальные проблемы психологии активности личности / отв. ред. С.Б. Малых. - Краснодар, 2010. - С. 156.
11. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность / Л.Б. Шнейдер. - М., 2004.
УДК 159.923
В.Г. Маралов, Е.Ю. Малышева О.В. Нифонтова, Е.Л. Перченко, И.А. Табунов
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕНЗИТИВНОСТИ К УГРОЗАМ И ПОТРЕБНОСТЕЙ В БЕЗОПАСНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
Публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации госзадания Министерства образования и науки РФ (заявка № 6.1156.2011)
Статья посвящена эмпирическому исследованию взаимосвязи сензитивности к угрозам и потребностей в безопасности у старших школьников и студентов. Показывается, что с возрастом повышается уровень сензитивности к угрозам и снижается потенциал потребностей в безопасности. Делается вывод о том, что первоначально (у школьников) высокий уровень потребностей в безопасности стимулирует развитие сензитивности. Сформировавшаяся сензитивность к угрозам выступает в качестве одного из средств удовлетворения потребностей в безопасности (у студентов).
Сензитивность к угрозам, потребности в обеспечении будущего, в упрочнении своего положения, в избегании неприятностей, старшие школьники, студенты.
The article deals with empirical study of relationship of sensitivity to threats and need for safety of senior pupil and students. It is shown that the level of sensitivity to threats increases with ages, but the level of need for safety reduces. The conclusion is made that