_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
6. - С. 37- 6.
3. Миляева Л.И. Конкурентоспособность выпускников в системе современного социально-экономического пространства // Управление качеством. - 2008. - № 4. - С.16-28.
4. Перевозова О.В., Лазарева В.Н. Инновационно-ориентированный подход в подготовке управленческих кадров // Социум и власть. - № 2 (52). - 2015.
5. Перевозова О.В. Экономико-педагогические последствия реформ современного бизнес образования в условиях глобальных изменений // Новая наука: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (04 июня 2015г., г. Стерлитамак). - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. - 238 с.
6. Перевозова О.В. Задачи современного образования в условиях глобальных социально-экономических изменений: реформы, проблемы, перспективы // Экономика нового времени: теоретические аспекты и практическая реализация: сборник материалов XIX Всероссийской научно-практической конференции (27 -30 апреля 2015 года) / Челябинский филиал Финуниверситета, - Челябинск, 2015. - 242 с.
7. Расторгуева Н.Ф. Качество образования - залог конкурентоспособности // Высшее образование в России. - 2009. - № 1. - С. 32-38.
© Возилова Е.В., 2016
УДК 159.9.072.432
Ворожцова Лилия Александровна,
педагог дополнительного образования,
г.Абакан, [email protected] научный руководитель Халимова Надежда Михайловна, профессор кафедры психолого-педагогического образования, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель РХ, Почетный работник народного образования, г.Абакан
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЮНОШЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОПЕКАЕМЫХ И КРОВНЫХ СЕМЬЯХ
Аннотация
В статье изучен и проведен сравнительный анализ ценностных ориентаций юношей, проживающих в кровных и опекаемых семьях. Проанализированы результаты проведенного эмпирического исследования на базе Сельскохозяйственного колледжа БГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» по данной проблеме.
Ключевые слова:
Ценностные ориентации, юношеский возраст, опекаемые семьи, кровные семьи, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, терминальные ценности, ценности-цели, инструментальные ценности, ценности-средства.
Современная наука имеет разные точки зрения на природу и сущность ценностей. Ценность - это понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности [3].
Исследованием ценностей и ценностных ориентаций занимались Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов, Ж. Пиаже, К. Левин, В.А. Ядов Д.А. Леонтьев и другие. Большинство исследователей (В.С. Мухина, И.М. Попова) склоняются к мнению о том, что ценностные ориентации представляют собой субъективный механизм управления человеческим поведением. Понятие «ценностные ориентации» соотнесено, с одной стороны, с ценностными стандартами группы, нации, социальной системы,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
с другой стороны, с мотивационными ориентациями личности. В современной психологической литературе «ценностные ориентации» рассматриваются как глобальная психологическая характеристика личности.
В психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко ценностные ориентации определяются как «важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения или стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, гражданские свободы, творчество труд). В социологических концепциях ценностные ориентации нередко трактуются как социальные ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе социализации и являются главным фактором регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение. С другой стороны, именно формирование ценностных ориентаций нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения» [4].
В юношеском возрасте готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению включают систему ценностных ориентаций, явно выраженные профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания [1].
С целью сравнительного анализа ценностных ориентаций юношей, проживающих в опекаемых и кровных семьях было проведено исследование, которое проходило на базе ФГБОУ ВПО «Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова» сельскохозяйственного колледжа в период с 01.02.2014 по 01.03.2014 года. В данном исследовании приняли участие юноши в возрасте 16-17 лет в количестве 60 человек: 30 юношей из опекаемых семей и 30 юношей из кровных семей.
Для проведения анализа, мы выбрали следующие методики: адаптированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [2. c.201] и «Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности» Е.Б. Фандаловой [2. с.325].
Результаты методики «Ценностные ориентации» М. Рокича показали, что из терминальных ценностей на первое место юноши их опекаемых семей ставят ценность под номером 7 (материально обеспеченная жизнь) - 100% (30 человек), на второе место - здоровье - 90% (27 человек), на третье - любовь - 85% (25 человек). Наименее важные ценности - красота природы и искусства - 15% (5 человек) и развитие - 19% (6 человек).
Из инструментальных ценностей у юношей из опекаемых семей наиболее важными являются: аккуратность - 90% (27 человек), образованность и смелость в отстаивании своих интересов - 85% (25человек) и воспитанность - 80% (24 человека). Наименее важные ценности - высокие запросы - 15% (5 человек) и независимость - 10% (3 человека).
Анализ полученных результатов методики диагностики системы ценностных ориентаций личности Е.Б. Фанталовой продемонстрировал, что наиболее значимыми и наиболее ценными являются для юношей из опекаемых семей следующие ценности: здоровье, любовь, создание семьи, высокий социальный статус и высокое материальное благосостояние. Ценности, которые испытуемые этой группы ставят на последнее место, были следующие: познание нового в мире, природе, человеке, поиск и наслаждение прекрасным, свобода как независимость в поступках и действиях, вера в Бога, помощь в милосердии.
Для юношей из кровных семей наиболее значимыми ценностями стали: здоровье, создание семьи, любовь, высокое материальное благосостояние, получение хорошего образования. На последнем месте у этих испытуемых стали ценности: познание нового в мире, природе, человеке, поиск и наслаждение прекрасным, приятное времяпровождение, отдых, вера в Бога, помощь в милосердии.
По второму этапу выявлено, что наиболее доступными для юношей из приемных семей являются такие ценности, как общение, получение хорошего образования, любовь, приятное времяпровождение, отдых, вера в Бога, а менее доступными оказались: признание и уважение людей, интересная работа, полная самореализация, высокое благосостояние, высокий социальный статус. Для испытуемых юношей из кровных семей наиболее доступными были ценности: здоровье, общение, создание семьи, помощь в милосердии, познание нового в мире, природе, человеке, а менее доступными: высокий социальный статус, активность для достижения позитивных изменений в обществе, высокое материальное благосостоянии, получение
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
хорошего образования.
В ходе проведенного исследования, мы выявили, что в ценностных ориентациях у юношей из приемных и кровных семей нет значимых различий. Для юношей из приемных семей доминирующими терминальными ценностями будут: материально обеспеченная жизнь, здоровье и любовь; инструментальными ценностями: аккуратность, образованность и смелость в отстаивании своих интересов и воспитанность. Для юношей из кровных семей преобладающими терминальными ценностями будут: здоровье, любовь и материальная обеспеченная жизнь; инструментальными ценностями: независимость, образованность и воспитанность.
Таким образом, в юношеском возрасте готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению включают систему ценностных ориентаций, явно выраженные профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания.
Список использованной литературы
1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности /В.Г. Алексеева // Психологический журнал. - 1984. - №20. Т. 5.
2. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Спивак // Пособие для вузов. -М.: Издательство «Питер», 2000. - 580 с.
3. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 203 с.
4. Большой психологический словарь. Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
© Ворожцова Л.А., 2016
УДК 37.01
Гаджиева Патимат Дайитбеговна
канд.пед.наук., доцент ДГПУ E-mail: [email protected] г.Махачкала, РД
ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ Аннотация
Статья посвящена раскрытию актуальных вопросов в формировании правового сознания, правовой культуры и правомерного поведения современной молодежи; в ней даны методические рекомендации по использованию правовой информации в формировании правосознания студентов.
Ключевые слова
Правовое сознание, правовая культура, правомерное поведение, правовая информация.
Правовоспитательная деятельность является составляющей процесса формирования правового сознания обучаемых. Правовое воспитание представляет собой целенаправленный и управляемый процесс организационно-идеологического воздействия социальных институтов на сознание и поведение студентов, учитывающих объективное влияние общественной среды и саморазвития личности. Процесс правового воспитания имеет целью превращение правовых идей и требований закона в личные убеждения субъекта, в норму их поведения, формирование их правовой культуры и социально-правовой активности, упрочение и совершенствование общественных отношений на основе принципа законности [3]. Средством правового воспитания в научной литературе рассматривается правовое обучение.