Научная статья на тему 'Формирование жизненных ценностных ориентаций обучающихся'

Формирование жизненных ценностных ориентаций обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1062
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / TERMINAL AND INSTRUMENTAL VALUES / STUDENTS / MORAL / FORMATION OF LIFE VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подберезина Светлана Ивановна

В статье рассматриваются вопросы формирования жизненных ценностей учащейся молодежи, определяются ключевые терминальные и инструментальные ценности, составляющие портрет современного молодого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подберезина Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LIFE VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS

The article highlights issues of senior students live values formation, detects key values, determines crucial terminal and instrumental values that are the components of modern graduate.

Текст научной работы на тему «Формирование жизненных ценностных ориентаций обучающихся»

Таким образом, процентное соотношение позволяет сделать выводы о результативности создания и реализации комплекса педагогических условий актуализации готовности студентов к самоконтролю в рамках воспитательно-образовательного процесса вуза.

1. Аристотель, Метафизика : в 4 т. / под ред. В. Ф. Асмус. - М. : Мысль, 1976. - 1 т. - 550 с.

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — М. : АСТ : АСТ МОСКВА; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. — 811 с.

3. Взаимодействие субъектов образовательного процесса — основа социальной эффективности образования / под общ. ред. И. В. Васютенковой. — СПб. : ЛОИРО, 2011. — 130 с.

4. Игнатова В. В., Шушерина О.А. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза // Сибирский педагогический журнал. — 2004. — № 1. — С. 105-113.

5. Конюхов Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. — М. : Макцентр, 1994. — 182 с.

6. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грица-нов. — М. : Современный литератор, 2007. — 816 с.

7. Панфилова Т. В. Реформирование высшего образования в России: демократизация или бюрократизация? // Общественные науки и современность. — 2010. — № 4. — С. 65-72.

8. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М. : Инфра-М, 1998. — 528 с.

9. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапа-цевич. — Минск : Современное слово, 2001. — 928 с.

10. Словарь Л. С. Выготского / под ред. А. Н. Леонтьева. — М. : Смысл, 2007. — 182 с.

11. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблев, В. А. Лутченко. — М. : ИНФРА-М, 2005. — 576 с.

12. Черникова Е. П. Актуализация языкового материала и планирование учебного процесса // Организация самостоятельной работы на учебном занятии по иностранному языку: сб. науч. тр. — М. : Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза, 1976. — С. 159-163.

УДК/uDC 316.752-057.87 С. И. Подберезина

Svetlana Podberezina

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННыХ

ценностных ориентации обучающихся

FORMATION OF LIFE VALuE ORIENTATIONS OF STuDENTS

В статье рассматриваются вопросы формирования жизненных ценностей учащейся молодежи, определяются ключевые терминальные и инструментальные ценности, составляющие портрет современного молодого человека.

The article highlights issues of senior students live values formation, detects key values, determines crucial terminal and instrumental values that are the components of modern graduate.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, терминальные и инструментальные ценности обучающегося, нравственность, формирование жизненных ценностей.

Keywords: values, value orientations, terminal and instrumental values, students, moral, formation of life values.

Развитие современного подрастающего поколения формируется в сложных социально-экономических условиях в связи с реформи-

рованием общества и системы образования. Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию от 12.12.2012 констатировал наличие «ценностной катастрофы», связанной, в первую очередь, с нравственным кризисом [6]. В Послании Федеральному Собранию от 12.12.2013 отметил, что основой цивилизации каждого народа являются ценности семьи, духовная жизнь человека, «ценности гуманизма» [7].

Авторы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков указывают на то, что «современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров». Перемены, произошедшие в обществе на рубеже ХХ-ХХ1 столетий, «оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку» [2, с. 4].

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных моральных норм и нравственных установок.

Понятие нравственных ценностей, процесс их формирования, механизмы и содержательные характеристики исследовались с точки зрения философской, педагогической, психологической наук. Изучению нравственных ценностей посвящены работы Л. Н Ан-тилоговой, Н. Гартман, О. Г Дробницкого, А. Г Здравомыслова, А. Маслоу, П. Е. Матвеева, С. Л. Рубинштейна, Е. Л. Рудневой, А. В. Серого, Н. Е. Щурковой, А. Щюц, М. С. Яницкого и других ученых.

Целью нашего исследования явилось изучение жизненных ценностных ориентаций обучающейся молодежи.

Нашим респондентам на момент исследования (май 2014 г.) было от 16 до 18 лет. В исследовании приняли участие 63 человека. Так как четких возрастных границ не существует, воспользуемся периодизаций, представленной в Большом психологическом словаре (под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещеряковой): «В науке (психологии) используется условный возраст, определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни». Согласно этой концепции, 15/17-19/21 считается юношеским возрастом [1, с. 71].

Юность — это период разностороннего самоопределения — социального, личностного, профессионального, духовно-практического. В основе процесса самоопределения лежит выбор не только будущей сферы деятельно-

сти, но и ценностных ориентаций, составляющих основу жизни молодого человека.

Совокупность сложившихся ценностных ориентаций образует основу, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. Ценностные ориентации выступают в качестве важнейших факторов, регулирующих и детерминирующих мотивацию личности. В качестве содержания ценностных ориентаций выступают: политические, философские, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения [8].

А. Г. Здравомыслов определяет ценностные ориентации как «важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного» [3, с. 132].

Для определения ценностных ориентаций учащейся молодежи нами был разработан опросник, позволяющий выяснить ключевые жизненные ценностные организации обучающихся.

Ценностными ориентациями учащейся молодежи стали: жить в счастливой семье — 88 %, получить образование — 81%, иметь семью — 78 %. (Респонденты имели возможность отбирать несколько вариантов ответов.)

Важно отметить, что для юношей и девушек ценностные ориентации несколько разнятся. На первое место они ставят разные ценности (табл. 1-4).

Таблица 1

Первый выбор ценностных ориентации обучающихся ( %)

Категории Юноши Девушки Всего

Жить в счастливой семье 82,35 86,04 85

Получить хорошую профессию 76,5 62,8 66,7

Получить образование 70,6 53,48 58,3

Иметь семью 64,71 83,72 78,3

Быть красивым, привлекательным 58,82 21 23,3

Иметь интересных друзей 41,2 37,2 38,3

Иметь много денег 41,18 4,7 15

Быть здоровым 29,41 69,8 66,7

Таблица 2

Второй выбор ценностных ориентаций обучающихся ( %%

Категории Юноши Девушки

Иметь интересных друзей 41,2 30,2

Быть красивым, привлекательным 35,3 37,2

Получить образование 29,41 37,2

Быть здоровым 23,5 9,3

Иметь семью 23,5 2,3

Иметь много денег 23,5 44,2

Получить хорошую профессию 23,5 25,6

Жить в счастливой семье 11,8 7

Таблица 3

Ценностные ориентации (только один выбор) обучающихся ( %%

Категории Юноши Девушки Всего

Богатство 23 2 8,33

Семья 21 49 40

Здоровье 21 16 16,66

Образование 14 — 3,33

Дружба 7 2 3,33

Любовь 7 26 20

1-выбрал все 2-ничего не выбрали 2-выбрали несколько 1,66 3,33 3,33

Таблица 4

Личностные качества обучающихся ( %%

Качества Юноши Девушки Всего

Порядочность 88 77 80

Ответственность 77 88 85

Мужество 71 37 47

Честность 71 81 78

Совесть 65 81 77

Терпение 53 77 70

Доброта 47 86 75

Правдивость 47 58 55

Благородство 35 63 55

Скромность 18 30 27

Милосердие 12 54 42

Уступчивость 12 9 10

Смирение 6 5 5

Из таблиц видно, что для обучающихся важными составляющими успешной жизни являются ценностные ориентации, связанные с семьей, здоровьем и образованием. Однако для большего количества юношей главными являются материальные ценности — «иметь много денег» (41,5 %), а для девушек играют большую роль друзья — «иметь много друзей» (37,2 %). Интересен тот факт, что на первое место материальный аспект ставят 4,7 % де-

Второе место в выборе ценностных ориен-таций, составляющих успешную жизнь для юношей, является коммуникативная направленность («иметь интересных друзей»), для девушек — ма-

вушек и 41,2 % юношей. Для девушек составляющей успешной жизни являются в первую очередь семья, здоровье, профессия, образование и хорошие друзья, для юношей к этим ценностям прибавляются и деньги, а также стремление быть красивым и привлекательным. 29,41 % юношей и 21 % девушек считают, что достойная жизнь невозможна без ценности «быть красивым и привлекательным» (табл. 5).

Таблица5

териальный фактор («иметь много денег»).

Мы усложнили задачу и предложили выбрать респондентам только один вариант ценностных ориентаций (табл. 6).

Таблица 6

Ценности-цели Имеет большое значение для всей жизни Имеет значение для всей жизни Иногда имеет большое значение Иногда имеет некоторое значение Не имеет никакого значения

Хорошая семейная жизнь 81,66 18,33 — — —

Наличие хороших и верных друзей 80,0 20,0 — — —

Уверенность в себе(внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) 71,66 18,33 10,0 — —

Ключевые цели обучающихся (в %)

Цели Юноши Девушки Всего

Быть хорошей мамой или хорошим папой 71 79 77

Занимать высокий пост, иметь свой бизнес 71 44 52

Всего добиваться самому 65 63 63

Быть хорошим другом 47 47 47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Быть хорошей женой или хорошим мужем 41 74 65

Быть успешным работником 24 51 43

Быть хорошим сыном или хорошей дочерью 24 35 3

Рассчитывать на помощь родных и близких 18 21 20

Другое (указать) Быть человеком — 5,9 По 2,3 %: — быть человеком; — облететь весь мир; — ощущение независимости; — сделать открытие; — сделать так, чтобы было меньше людей с тяжелыми заболеваниями, сократить смертность населения; — быть счастливой

Терминальные ценности обучающихся ( %%

Окончание таблицы 6

Здоровье (физическое и психическое) 60,0 23,33 11,66 5,0 —

Интересная работа 60,0 30,0 3,33 1,66 5,0

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 60,0 25,0 10,0 1,66 3,33

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 56,66 31,66 10,0 1,66 —

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) 51,66 38,33 10,0 — —

Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) 46,66 25,0 23,33 3,33 1,66

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 45,0 43,33 8,33 3,33 —

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) 45,0 28,33 25,0 — 1,66

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) 41,66 41,66 13,33 3,33 —

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 40,0 38,33 18,33 3,33 —

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 38,33 46,66 13,33 1,66 —

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) 38,33 41,66 16,66 3,33 —

Творчество (возможность творческой деятельности) 25,0 35,0 30,0 8,33 1,66

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) 20,0 36,66 35,0 8,33 —

Из таблицы видно, что ценность семьи остается непреложной, однако «образование» и «дружба» потеряли свою значимость. Для девушек образование совершенно перестало играть какую-либо роль в жизни, а «богатство» и «дружба» стали неважными ценностными составляющими. Однако на вопрос «Считаешь ли ты получение высшего образования необходимым в современной жизни?» 88 % респондентов (из них 73,6 % — девушки) ответили утвердительно.

Для юношей важнейшими ценностными ориентациями оказались «богатство», «семья»

и «здоровье», а чувства («любовь» и «дружба») потеряли свою значимость. Это свидетельствует о прагматичном подходе к выбору молодыми людьми целей в жизни.

В отличие от юношей, девушки менее прагматичны и считают, что в жизни важным является не материальная составляющая («богатство» — 2 %), а семья (49 %). Ценность семьи у девушек носит устойчивый характер.

Таким образом, важнейшими ценностными ориентирами юношей являются материальная составляющая, семья, образование и профессия, здоровье и лишь потом друзья. Для девушек

в первую очередь смыслом жизни становится семья, а на второй план отходят здоровье, дружба. Наименее важным становится материальный аспект («богатство», «иметь много денег»).

На вопрос «Какие из перечисленных качеств ты считаешь наиболее важным для человека?» обучающиеся ответили следующим образом (табл. 7).

Таблица 7

Инструментальные ценности обучающихся (в %%

Ценности-средства Имеет большое значение для всей жизни Имеет значение для всей жизни Иногда имеет большое значение Иногда имеет некоторое значение Не имеет никакого значения

Жизнерадостность (чувство юмора) 63,33 26,66 10,0 — —

Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов 61,66 28,33 8,33 1,66 —

Воспитанность (хорошие манеры) 58,33 36,66 5,0 — —

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) 56,66 33,33 10,0 — —

Образованность (широта знаний, высокая общая культура) 53,33 40,0 6,66 — —

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) 53,33 40,0 6,66 — —

Честность (правдивость, искренность) 53,33 33,33 8,33 3,33 1,66

Чуткость (заботливость) 53,33 36,66 8,33 — 1,66

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) 51,66 33,33 15,0 — —

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) 48,33 41,66 10,0 — —

Вера (в людей, в Бога, в победу, в себя) 43,33 36,66 13,33 5,0 1,66

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) 43,33 28,33 18,33 5,0 5,0

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах 41,66 41,66 13,33 1,66 1,66

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 41,66 40,0 15,0 — —

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) 40,0 40,0 13,33 3,33 3,33

Исполнительность (дисциплинированность) 36,66 36,66 25,0 1,66 —

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 33,33 53,33 10,0 1,66 1,66

Непримиримость к недостаткам в себе и других 18,33 30,0 40,0 10,0 1,66

Ключевыми ценностями, по результатам опроса выпускников, стали ответственность, порядочность, честность, совесть, доброта и терпение. И только уступчивость и смирение не являются необходимыми в условиях рыночной экономики.

Президент РФ в Послании Федеральному Собранию 2013 г. говорит: «Нам нужно возрождать и традиции милосердия» [2]. Милосер-

Из таблицы видно, что ключевыми ценностями остаются семейные («быть хорошим родителем и супругом»). Для юношей и девушек значимым становится стремление добиваться всего самому и занимать высокий пост, иметь свой бизнес. Они откликаются

дие как ценностная ориентация играет важную роль в жизни 42 % выпускников, причем более половины опрошенных девушек (54 %) считают это качество личности одним из важнейших наряду с ответственностью, добротой, честностью, совестью и порядочностью.

Опрос обучающихся позволил выделить ключевые цели, к которым они стремятся. Результаты опроса приведены в таблице 8.

Таблица 8

на требование времени и ставят цели, ориентируясь на рыночные отношения.

Для изучения ценностных ориентаций нами был использован опросник М. Рокича, по классификации которого ценности делятся на терминальные и инструментальные.

Факторы, влияющие на формирование жизненных ориентаций ( %)

Сферы жизни Юноши Девушки Всего

Семья 82,35 86,04 85,0

Друзья 64,7 60,46 61,66

Общение 52,94 65,11 61,66

Активный отдых 47 30,23 35,0

Спорт 47 20,93 28,33

Учеба 47 48,83 48,33

Здоровье 41,17 65,11 58,33

Отдыхдома 41,17 27,9 31,66

Прогулки на свежем воздухе 41,17 48,83 46,66

Музыка 35,29 37,2 36,66

Хобби 35,29 23,25 26,66

Одежда 29,41 25,58 26,66

Интернет (познание, выполнение школьных заданий, проектов) 17,64 20,9 20,0

Посещение учреждений дополнительного образования 17,64 9,3 11,66

Театр 11,76 4,65 6,66

Чтение книг вне школьной программы 11,76 13,95 13,33

Интернет (общение в соцсетях) 5,88 9,3 8,33

Компьютер (игры) 5,88 2,32 3,33

Радио 5,88 2,32 3,33

Телевидение (познавательные и развлекательные программы) 5,88 6,97 6,66

Телевидение (просмотр фильмов) 5,88 9,3 8,33

Общественная работа 5,88 4,65 5,0

Чтение книг по школьной программе 5,88 11,62 10,0

Компьютер (кроме игр) — 11,62 8,33

Основой для нашего исследования послужил перечень терминальных ценностей, так как их содержание — цели всей жизнедеятельности человека, то, ради чего он живет. Кроме того установлено, что «ценности-цели» более стабильны, чем «ценности-средства» [7].

На первый план у юношей выступают ценности, связанные с коммуникацией, материальным обеспечением и семьей. Далее приобретают важность ценности, связанные с формированием личностных качеств, таких как уверенность в себе, самостоятельность, независимость в суждениях и поступках, саморазвитие и самосовершенствование, расширение кругозора.

Инструментальными ценностями при этом выступают жизнерадостность, широта взглядов, общая культура.

Девушкам важна будущая семья: 93,02 % респондентов указали на крайнюю важность данной ориентации в жизни. Однако и коммуникативная сторона жизни (наличие верных друзей) является основополагающей. В отличие от юношей, для девушек любовь так же актуальна, как и уверенность в себе. Красота природы и искусства важна для 25,58 %, что свидетельствует о большей восприимчивости девушками.

Ценностные ориентации представляют собой картину связей и взаимосвязей отдельных жизненных ценностей. При формировании их у каждой личности они становятся «жизненными ориентациями».

По результатам исследования для большинства выпускников счастливая семейная жизнь и наличие хороших и верных друзей имеют огромное значение. Цели, которые они ставят в жизни, разноплановы: семья, верные друзья, здоровье, саморазвитие, любовь, интересная работа.

Средствами достижения поставленных жизненных целей являются: жизнерадостность, смелость в отстаивании своего мнения, взглядов, воспитанность, рационализм, образованность, ответственность, честность, чуткость и умение не отступать перед трудностями.

Опрос позволил выявить ценностные ориентиры учащейся молодежи и составить ценностный портрет современного молодого человека.

Юноши ориентированы на приобретение профессии через систему высшего образования для того, чтобы впоследствии содержать семью (все опрошенные юноши поступили

в вузы страны). Для них важно быть хорошим родителем, занимать высокий пост или иметь свой бизнес. Значимыми ценностями для них являются здоровье и друзья, а важнейшими качествами — порядочность,ответственность, честность, мужество, совесть и терпение.

Девушки считают важнейшей ценностью семью. Они хотят быть хорошими женами и мамами. При этом они считают смелость в отстаивании своего мнения, жизнерадостность, честность, воспитанность и ответственность ключевыми качествами личности. Немаловажную роль в жизни девушек играют чуткость (55,81 %), умение не отступать перед трудностями и настоять на своем (53,48 %), а также вера в людей, в Бога, в себя (51,16 %). Для юношей эти качества не являются важными. Надо отметить терпимое отношение девушек к недостаткам других людей и своим собственным, только 9,3 % опрошенных девушек не могли бы смириться с наличием недостатков как в себе, так и в окружающих.

И юноши, и девушки ставят себе цель добиваться всего в жизни самим, но девушки в большей степени, чем юноши, рассчитывают на помощь родных и близких (21 % девушек), и только 18 % юношей не отказались бы от помощи близких.

Юноши (29,41 %) считают, что внешняя красота и привлекательность играют в жизни важную роль. Для девушек этот фактор жизни наименее важен (21 % придают значение этой ценности).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ценностные преставления учащейся молодежи носят устойчивый характер, что свидетельствует о сложившейся системе социально адекватных жизненных ценностных ориентаций. Доминируют мотивы семейных ценностей, саморазвития, здоровья, любви и самостоятельности.

Авторы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России утверждают, что «ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни» [3, с. 5].

Для того чтобы выяснить, какие факторы влияют на формирование жизненных цен-

ностных ориентаций учащейся молодежи, мы использовали опросник «Значимость различных сфер жизни» [5, с. 10], адаптированный нами к современным условиям жизни. Мы выявили, что для обучающихся важнейшей сферой жизни является семья (85 %), на втором месте стоит сфера коммуникации: «общение» и «друзья» (по 61,66 %). Далее ими выделяются сферы: «здоровье» (58, 33 %), «учеба» (48,33 %), активный отдых («прогулки на свежем воздухе») (46,66 %), музыка (36,66 %). Неважными оказались сферы информатизации («компьютер», «общение в соцсе-тях» — по 8,33 %). Интернет юноши и девушки (21,66 %) используют как составляющую учебной и познавательной деятельности для выполнения школьных заданий, проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все значимые сферы жизни, указанные обучающимися, несомненно, влияют на формирование их жизненных ценностных установок, составляя основу мировоззрения. Таким образом, к отмеченным выше факторам, влияющим на формирование жизненных ценностных ориентаций, мы могли бы добавить отдых («активный отдых», «прогулки на свежем воздухе», «отдых дома»), спорт, хобби и музыку.

Для девушек менее важным, чем для юношей, оказалась спортивная сфера (девушки — 20,93 %, юноши — 47 %).

Для формирования жизненных ценностных ориентаций юношей и девушек малую роль играют такие сферы, как интернет-общение, телевидение и радио, чтение книг по школьной программе; наличие компьюте-

ра воспринимается учащейся молодежью как неотъемлемая часть учебной и познавательной деятельности. Социальная сфера («общественная работа») не привлекает юношей и девушек, соответственно, считается ими не важной, не влияющей на их жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод, что современный представитель учащейся молодежи имеет сформированные жизненные ценностные ориентации: семья, друзья, здоровье, — которые он считает важнейшими факторами дальнейшего благосостояния.

1. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М., 2003. — 672 с. — URL: http://slovan.wonld-psychology.nu/ vozrast/.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Стандарты второго поколения. — М. : «Просвещение», 2013. — 24 с.

3. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности. — М.: Политиздат, 1986. — 223 с.

4. Касаткина Н. Э., Семенкова Т. Н. Ценности здоровья студентов вуза в условиях современного образовательного учреждения // Вестник КемГУКИ. — 2011. — № 17/1. — С. 140-147.

5. Организация психологической службы в школе : метод. реком. / под ред. Е. И. Дымова. — Курск, 1989. — 84 с.

6. Путин В. В. Послание Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. — URL: http://www.knemlin.nu/news/17118.

7. Путин В. В. Послание Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года [Электронный ресурс]. — URL: http://www.knemlin.nu/news/19825.

8. Руднева Е. Л. Педагогические основы формирования жизненных и профессиональных ориентаций у студентов: монография /под общ. ред. Н. Э. Касаткиной. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. — 308 с.

УДК/UDC 339:377:378 Ю. Н. Клещевский, М. А. Николаева, О. А. Рязанова

Yury Kleshchevsky, Maria Nikolaeva, Olga Ryazanova

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ТОРГОВЫХ КАДРОВ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

ACTUAL PROBLEMS OF TRAINING SPECIALISTS FOR COMMERCE: FEDERAL AND REGIONAL ASPECTS

В статье рассмотрены актуальные проб- дерального закона «Об образовании в Россий-

лемы, стоящие перед профессиональным ской Федерации».

обучением специалистов в области торговли The article deals with the actual problems

с учетом требований, изложенных в ФГОС (для facing professional training of specialists for

СПО и ВО), и их изменений после принятия Фе- the sphere of commerce, which should meet

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.