Научная статья на тему 'Смысложизненные ориентации, особенности восприятия и отношения учащейся молодежи к Псковской области как фактор самореализации в регионе проживания'

Смысложизненные ориентации, особенности восприятия и отношения учащейся молодежи к Псковской области как фактор самореализации в регионе проживания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / MEANING-OF-LIFE ORIENTATIONS / VALUES / PERCEPTION AND ATTITUDES TOWARDS SUBJECT 60 RF / SENIOR STUDENTS OF UNIVERSITY AND PSKOV'S SCHOOLS / SELF-REALIZATION IN THE REGION OF RESIDENCE / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗА / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ЦЕННОСТИ / ВОСПРИЯТИЕ И ОТНОШЕНИЕ К 60 РЕГИОНУ РФ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова С. П., Манойлова М. А.

В статье дан анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи смысложизненных ориентаций и ценностей студентов выпускников университета и общеобразовательных школ г. Пскова с особенностями их восприятия и отношения к 60 региону РФ как фактора формирования намерений относительно самореализации в Псковской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова С. П., Манойлова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the analysis of the results of the empirical research of interconnection between meaning-of-life orientations and values of different groups of graduates and peculiarities of their perception and attitudes towards Subject 60 RF as a factor of self-realization in the region of their residence. The comparative analysis of different groups of graduates in the studied characteristics is done.

Текст научной работы на тему «Смысложизненные ориентации, особенности восприятия и отношения учащейся молодежи к Псковской области как фактор самореализации в регионе проживания»

УДК 378 (470.25) : 159.923.2

С. П. Иванова, М. А. Манойлова

Смысложизненные ориентации, особенности восприятия и отношения учащейся молодежи к Псковской области как фактор самореализации в регионе проживания*

В статье дан анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи смысложизненных ориентаций и ценностей студентов - выпускников университета и общеобразовательных школ г. Пскова с особенностями их восприятия и отношения к 60 региону РФ как фактора формирования намерений относительно самореализации в Псковской области.

The article represents the analysis of the results of the empirical research of interconnection between meaning-of-life orientations and values of different groups of graduates and peculiarities of their perception and attitudes towards Subject 60 RF as a factor of self-realization in the region of their residence. The comparative analysis of different groups of graduates in the studied characteristics is done.

Ключевые слова: самореализация, старшеклассники, выпускники вуза, эмпирическое исследование, смысложизненные ориентации и ценности, восприятие и отношение к 60 региону РФ, взаимосвязь, сравнительный анализ.

Key words: meaning-of-life orientations; values; perception and attitudes towards Subject 60 RF; senior students of university and Pskov's schools; self-realization in the region of residence.

В современном обществе назрела острая необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации юношей и девушек в регионе проживания. Псковская область занимает особое геополитическое положение и имеет богатый исторически сформированный культурный фон развития. Молодые люди - важнейший ее стратегический ресурс. Дальнейшее социально-экономическое развитие региона в значительной степени зависит от социального потенциала молодежи, ее потребности внести свой вклад в совершенствование социальной среды.

Стимулирование юношей и девушек к профессионально-личностной самореализации в условиях региона проживания проис-

© Иванова С. П., Манойлова М. А., 2016

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-16-60005 «Смысложизненные ориентации и представления современной молодежи о возможностях самореализации в социокультурном пространстве Псковской области».

ходит благодаря созданию соответствующих внешних социокультурных условий, а также через внутренние условия - самосознание, оценку собственных психологических особенностей (направленность личности, индивидуальность, оценку личного опыта). Новый тип социальных отношений, политической системы и политического режима стимулирует процесс реформации или пересмотра существующих смысложизненных ориентаций, формирования новых социально-психологических установок и ценностей молодого поколения, через призму которых воспринимается окружающая действительность и формируется отношение к ней.

Целью специального эмпирического исследования стало изучение взаимосвязи развития личности молодых псковичей, их ценностных ориентаций и жизненных перспектив с особенностями восприятия региона Псковской области и намерениями относительно самореализации в ней.

Объект исследования: выпускники образовательных учреждений, дающих наибольший отток молодежи из Псковской области: средних - общеобразовательных школ г. Пскова и ФГБОУ «Псковский государственный университет».

Предмет исследования: смысложизненные ориентации и особенности восприятия и отношения учащейся молодежи к региону Псковской области как фактор формирования намерений профессионально-личностной самореализации в ней.

Гипотезы исследования:

- под смыслом жизни молодые люди подразумевают то, ради чего человек живет - семья, работа, дети, любовь, саморазвитие, поиск себя, профессиональный рост и др., однако степень выраженности этих ориентаций у разных категорий псковской молодежи неодинакова;

- существует взаимосвязь между смысложизненными ориента-циями и ценностями юношей и девушек и их представлениями о возможностях самореализации в социальной среде Псковской области: чем большее значение молодые люди придают осознанию смысла своей жизни, тем более полным и конкретизированным является их представление о возможностях самореализации в регионе проживания.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в процессе научного поиска предполагалось решить следующие задачи:

1) выявить смысложизненные ориентации и ценности разных категорий учащейся молодежи 60 субъекта РФ.

2) исследовать особенности восприятия и отношения выпускников образовательных учреждений к основным компонентам социокультурного пространства Псковской области;

3) установить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и ценностей современных юношей и девушек с особенностями их восприятия и отношения к региону проживания;

4) определить намерения выпускников образовательных учреждений относительно профессионально-личностной самореализации в условиях Псковской области;

5) выявить различия в смысложизненных ориентациях и ценностях выпускников разных образовательных учреждений, а также в особенностях восприятия и отношения к Псковской области как потенциальному пространству их профессионально-личностной самореализации.

В исследовании использовался следующий диагностический инструментарий: методика «Ваше мнение о смысле жизни» (Чуд-новского), «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО, Д.А. Леонтьева)», тест МИЦО (А.Н. Николаева), методика «Шкала субъективного благополучия», а также авторская анкета, ориентированная на выявление особенностей восприятия выпускниками образовательных учреждений 60 региона РФ, его ресурсов в настоящем и в будущем, а также отношение юношей и девушек к отдельным компонентам социокультурного пространства Псковской области. Количественный анализ эмпирических данных осуществлялся с помощью методов математической статистики: описательная статистика, сравнительный анализ с помощью ^критерия Стьюдента и критерия Крускалл-Уолисса, корреляционный анализ по методу Ч. Спирмена, кластерный анализ.

В исследовании приняли участие две группы испытуемых. Первую группу составили выпускники ФГБОУ «Псковский государственный университет» разных факультетов очного отделения (п=60 человек, из них 30 - юноши и 30 - девушки) [4]. Большинство студентов (61,7 %) - уроженцы Псковской области, из них 16,6 % -коренные псковичи. Большинство выпускников (66,6 %) собственной семьи не имеют; 26,7 % юношей и девушек собираются создать семью в ближайшее время; 10 % студентов «о создании семьи еще не задумывались»; 8,3 % выпускников «для создания собственной семьи не располагают средствами» и только 6,7 % юношей и девушек уже создали собственную семью.

Сфера интересов, в которых лежит жизненная цель испытуемых, предполагает прежде всего «семейное счастье» (56,61 % юноши и 63,27 % девушки), а также «дальнейшее саморазвитие» (33,3 % юноши и 56,61 % девушки), «профессиональную карьеру» (26,64 % юноши и 46,62 % девушки), «творчество» (26,64 % юноши и 43,29 % девушки). Многие юноши (23,32 %) и девушки (26,64 %) ориентированы на «развлечения»; некоторые юноши (9,0 %) и девушки (16,6 %) предпочитают «спокойную жизнь».

Свободное время студенты проводят по-разному: 26,7 % юношей и девушек занимаются спортом; 26,7 % респондентов - проводят свободное время в Интернете; 18,3 % молодых людей принимают активное участие в кружках, секциях, общественной жизни вуза; многие студенты (15 %) увлекаются дискотеками и 13,3 % опрашиваемых в свое свободное время подрабатывают.

По отношению к своей будущей профессиональной деятельности выпускники вуза высказывают следующие ожидания: «чтобы работа нравилась» (36,6 % юношей и 79,92 % девушек), «высокий заработок» (6,62 % юношей и 73,26 % девушек), «высокие результаты на работе» (33,3 % юноши и 36,63 % девушки), чтобы «работа была полезной для людей» (33,3 % юноши и 33,3 % девушки), возможности «совершенствования» (19,98 % юноши и 56,61 % девушки), «новые контакты и общение» (16,65 % юноши и 29,97 % девушки), «престижность работы» (16,65 % юноши и 3,33 % девушки).

В организации своей жизнедеятельности большинство студентов (76,3 %) руководствуются мнением родителей, при этом для девушек мнение родителей более значимо, чем для юношей (девушки хср.=35,38; юноши хср.=25,62; и=303,5; Р=0,05). Значительная часть юношей и девушек (43,3 %) «не слушают никого, сами принимают решения». Для многих студентов в их референтную группу входят педагоги (23,3 %), знакомые (23,3 %), а также сверстники и друзья (20 %). Средствам массовой информации (СМИ) доверяют лишь 6,7 % выпускников вуза.

Вторую группу составили выпускники средних общеобразовательных школ (п = 60 человек, из них 30 - юноши и 30 - девушки). Рассматривая показатели понимания старшеклассниками смысла жизни, отметим, что большинство считает, что понимание смысла жизни для каждого отдельного человека совсем не обязательно, однако наличие смысла жизни у человека может положительно сказываться на его судьбе. Большинство учащихся также отметили, что смысл жизни изменяется с возрастом, 55 % выпускников имеют примерное представление о своих целях в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, 43 % респондентов воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и достаточно наполненный смыслом. По показателю результативность жизни выпускники дают положительную оценку пройденного отрезка жизни, у 57 % респондентов есть ощущение ее продуктивности. Выявлено преобладание среднего уровня по таким показателям, как «Локус контроля -Я (Я - хозяин жизни)» и «Локус контроля - жизнь, или управляемость жизни»; 53 % респондентов не могут представлять себя как сильная личность, обладающая достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями

и представлениями о ее смысле. Показатель «Осмысленность жизни» выражен на среднем уровне (48 %).

Референтной группой для выпускников школ при принятии решений жизненного самоопределения являются родители (28 %), друзья (54 %), сверстники и знакомые (23 %). При принятии важных решений жизненного самоопределения юноши в большей степени, чем девушки, прислушиваются к мнению родителей (и=318,000, р=0,037).

В целях выявления различий в смысложизненных установках и ценностях у выпускников средних образовательных школ и вуза, а также выделения особенностей их восприятия и отношения к 60 региону РФ как потенциальному пространству их профессионально-личностного самоопределения весь массив эмпирических данных был подвергнут математико-статистической обработке с помощью критерия Крускалл-Уолисса. На основе результатов последующего анализа результатов и выявления значимых различий были составлены психологические «портреты» выпускников разных образовательных учреждений.

В сравнении с группой учащихся - выпускников школ группа студентов - выпускников вуза характеризуется более высоким показателем убежденности в том, что «наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе» (115,45) и в том, что они «представляют смысл жизни» (120,87) [3; 4]. При этом большинство студентов (23,31 % юношей и 36,63 % девушек) смысл своей жизни видят в любви, создании счастливой семьи, рождении и воспитании детей. Многие студенты (26,64 % юношей и 16,65 % девушек) смысл своей жизни видят в гедонистических устремлениях (наслаждение жизнью, удовольствия, хорошее питание, реализация своих желаний), 39,96 % опрашиваемых видят свое предназначение в «непрерывном самосовершенствовании и самореализации, стремлении к цели, к новому на благо общества» (16,65 % юношей и 23,31 % девушек). Среди юношей встречаются единичные высказывания типа «все - тлен» (6,66 %), «жизнь заключается в существовании белковых тел» (3,33 %). Выявленные тенденции в осмыслении собственной жизни подтвердили ответы студентов на прямой вопрос: «В чем ты видишь свое жизненное предназначение?». Так, 53,28 % юношей и 13,32 % девушек не смогли ответить на данный вопрос, сославшись на пояснения: «Я особо не задумывался», «не определилась», «не знаю»; 33,3 % юношей и 6,66 % девушек видят свое жизненное предназначение в самосовершенствовании, получении образования, творчестве и реализации своего интеллектуального потенциала в контексте помощи другим, улучшения качества жизни в обществе; 9,99 % юношей и 36,63 % девушек считают своим жизненным предназначением создание любящей семьи, продолжение рода, воспи-

тание детей. Наряду с вышеуказанными встречаются единичные высказывания типа: «Мое назначение в жизни... быть добрым, отзывчивым, радостным (3,33 %), удовольствия (3,33 %), руководить» (3,33 %), а также «..служение господу и спасение мира» (6,66 %), «жизненного предназначения нет» (3,33 %).

Исследование смысложизненных ориентаций студентов с помощью теста СЖО также выявило в целом более высокий общий показатель жизни ОЖ (127,48), а также более высокие уровни выраженности основных смысложизненных ориентаций и двух аспектов локуса контроля: Цель (126,84), Процесс (124,47), Результат (124,73), ЛК-«Я» (120,35), ЛК - «Жизнь» (132,15). Так, шкала «цели в жизни» (30,87) характеризует наличие в жизни выпускников вуза каких-то целей в будущем, которые придают ей осмысленность, направленность и временную перспективу; шкала «процесс жизни» (29,25,) свидетельствует о том, что студенты воспринимают сам процесс своей жизни как достаточно интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом; шкала «результативность жизни» (24,73) отражает оценку студентами пройденного отрезка жизни как достаточно продуктивного и осмысленного; шкала «локус контроля - жизнь» (30,22) характеризует внутренний локус контроля как общее мировоззренческое убеждение студентов в том, что человеку в какой-то степени дано контролировать свою жизнь, принимать решения и воплощать их в жизнь; шкала «локус контроля-Я»(20,05) отражает среднюю, близкую к низкой меру убежденности студентов в своей способности осуществлять контроль и управление жизнью, контролировать ее события.

Исследование ценностей студентов с помощью методики МИ-ЦО (А.Н. Николаева) выявило более низкие, в сравнении с выпускниками школ, показатели понимания выпускниками вуза значимости для них таких ценностей, как автономность (91,98), безопасность и защищенность (100,73), богатая духовно-религиозная жизнь (106,38), известность (94,96), материальный успех (93,06), профессиональные качества (103,91), свобода, открытость и демократия в обществе (100,63), служение людям (106,36), чувственные удовольствия и наслаждения (97,64) и реализации в их настоящей жизни ценностей автономности (95,36), безопасности и защищенности (101,62), известности (98,73), ярких впечатлений от жизни (104,43).

Образ восприятия настоящего Псковского региона у студентов [2; 4] в большей степени, чем у выпускников школ, ассоциируется с «важным приграничным районом» (118,65) и в наименьшей степени - с «придатком Ленинградской области» (64,51). Большинство выпускников вуза воспринимают 60 регион как «древний бастион России» и «важный приграничный район». Корреляционный анализ

эмпирических данных выявил взаимосвязь между показателями СЖО и образом восприятия Псковской области в настоящем как важного приграничного региона: чем более осмысленной является жизнь студентов, уверенность в собственных силах и возможностях строить жизнь в соответствии со своими целями, тем более выраженным является образ восприятия Псковской области в настоящем как «региона боевой славы» и тем выше оцениваются его боевые заслуги в прошлом.

Главными ресурсами Псковской области выпускники вуза считают «таможенные платежи» (170,82), а самыми низкими показателями оценивают «природные ресурсы» (71,35), «ископаемые» (92,40). Установлено, что чем выше показатели СЖО, а также оценка значимости ценностей «общественно-полезной деятельности», «материального успеха» и степень реализации ценности «нравственные качества», тем более осознанным является восприятие студентами «сферы культуры и образования», «памятников древнерусской культуры», «широких связей с другими городами и странами» как важнейших ресурсов Псковской области.

Большинство студентов привлекает в 60 регионе его историческое прошлое, природа, церкви, приграничное положение, климат, жители. Данная группа более высоко, в сравнении с выпускниками школ, оценивает такой социальный компонент социокультурного пространства Псковской области, как магазины (104,72). В меньшей степени студентам нравятся учебные заведения, театры и концертные залы. Установлена взаимосвязь показателей отношения студентов к компонентам социальной структуры Псковской области с ценностями: чем выше значимость и реализация в настоящей жизни студентов ценностей «нравственные качества», «богатство духовной жизни», «здоровье», тем более положительным является отношение студентов к условиям жизнедеятельности в Псковской области.

Образ будущего 60 региона РФ у студентов ассоциируется в первую очередь с «боевым форпостом России», а также с «популярным туристическим центром». Менее выраженными являются ассоциации будущего Псковской области у студентов с образами «экономически развитого и стабильного региона», а также «региона с высокоразвитой промышленностью и сельским хозяйством». Установлено, что чем более осмысленной и контролируемой является жизнь студентов, тем более благоприятным им видится будущее 60 региона - как «боевой форпост России» и «экономически развитый и стабильный регион», и чем в большей степени студенты прогнозируют будущее региона как «бедное захолустье», тем больше выраженным становится желание покинуть Псковскую область.

Главными мотивами выезда выпускников вуза за пределы Псковской области являются стремление найти высокооплачиваемую работу и желание трудоустроиться по профессии [1; 4]. При этом у девушек мотив желания трудоустроиться по профессии выражен сильнее, чем у юношей (девушки хср.=34,80; юноши хср.=26,20; и=321,00; Р=0,51). Установлена взаимосвязь показателей мотивов выезда из Псковской области студентов, с одной стороны, с показателями СЖО и МИЦО, с другой стороны. Так, выезжать из Псковской области после окончания университета нацелены те студенты, для которых в настоящей жизни реализуются такие ценности, как «привлекательность», «богатство духовной жизни», «общественно-полезная деятельность», «известность», «интересная работа», «личностный рост» и не реализуются ценности «открытости и демократии в обществе», «межличностных контактов и общения», «здоровья», а также имеет место низкий «общий показатель жизни (ОЖ)».

Кластерный анализ эмпирических данных вывил три группы студентов-выпускников. Первую группу (40 %) можно было бы охарактеризовать как самодостаточные молодые люди с высокими показателями смысложизненных ориентаций и ценностей, высокими оценками социокультурного пространства Псковской области и ориентаций на интенсификацию всех сфер ее жизнедеятельности (промышленности, лесного и рыбного хозяйства, института семьи и брака, социальной сферы, гостиничного и туристического бизнеса, культуры и образования, расширения международных связей в целях привлечения инвестиций) как приграничного региона и боевого форпоста РФ.

Вторую группу студентов (36,7 %) можно было бы охарактеризовать как молодые люди с высоким уровнем развития смысложизненных ориентаций и ценностей, ориентированные на развитие 60 региона путем укрепления международных связей и поддержки среднего и малого бизнеса, допускающие возможность выезда из Псковской области с целью трудоустройства по профессии.

Третью группу (23,3 %) можно было бы охарактеризовать следующим образом: молодые люди с высокими показателями субъективного благополучия и значимости референтных групп (родителей и знакомых), но с низким уровнем развития смысложизненных ориентаций и ценностей и низкой оценкой социокультурного пространства Псковской области, ее настоящих ресурсов и возможностей в будущем.

В сравнении с выпускниками вуза группа выпускников средних общеобразовательных школ характеризуются более низкими показателями смысложизненных установок: «наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе» (43,14), «в жизни человека

много смысла» (39,57), «смысл жизни меняется с возрастом» (33,18), «я представляю себе смысл жизни» 942,62) и смысложиз-ненных ориентаций (ОЖ - 30,50; Цель - 33,15; Процесс - 34,21; Результат - 32,28; ЛК - «Я» - 33,05; Лк - «Жизнь» - 32,85).

В то же время для данной группы характерны высокие показатели понимания важности для них таких ценностей, как: известность (188,43), общественно-политическая деятельность (175,84), автономность (174,73), безопасность и защищенность (158,23), служение людям (154,70), богатство духовно-религиозной жизни (150,71), свобода, открытость и демократия в обществе (148,53), профессиональные качества (141,68), богатство духовной культуры (136,68), чувственные удовольствия и наслаждения (133,32) и реализации в их настоящей жизни таких ценностей, как общественно-политическая деятельность (185,08), известность (171,94), автономность (163,73), служение людям (159,63), материальный успех (158,43), богатство духовной жизни (146,52), безопасность и защищенность (143,47), богатство духовно-религиозной жизни (141,26). Наименьшие показатели понимания важности для выпускников школ получили такие ценности, как здоровье (63,51), привязанность и любовь (69,71), интересная работа (82,42), личностный рост (90,98), привлекательность (94,29), яркие впечатления от жизни (95,75), нравственные качества (112,88), а также реализации в их настоящей жизни ценностей власти и влияния (83,81), привлекательности (92,78), интересной работы (96,00), здоровья (98,22), привязанности и любви (101,30).

Выпускники средних общеобразовательных школ характеризуются более низкими (в сравнении со студентами - выпускниками вуза) показателями согласия с утверждением «Где родился, там и пригодился» (106,56) и отношения к таким компонентам социокультурного пространства Псковской области, как экологическая ситуация (70,29), магазины (75,44), стадионы (09,81), кинотеатры (103,00). Образ восприятия настоящего Псковского региона у школьников в большей степени, чем у студентов, ассоциируется с «придатком Ленинградской области» (133,88). Главными ресурсами Псковской области выпускники образовательных школ считают «памятники древнерусской культуры» (144,10) и «полезные ископаемые» (133,79). При этом юноши-школьники в большей степени, чем девушки, отмечают важным в привлекательности Псковского региона, такие ресурсы как исторические памятники культуры (и=249,00, р=0,00), а также природные ресурсы области в целом (и=271,00, р=0,01). Возможности самореализации выпускники школ видят либо в сфере сельского хозяйства, либо в военной сфере, либо в сфере образования, что не дает им ощущения общего благополучия и приводит к восприятию региона как к «заброшенному уголку» без воз-

можности профессиональной реализации в сферах, отличных от культурной, поддержанной историческими ресурсами. Образ будущего Псковской области у них в большей степени, чем у студентов вуза, ассоциируется либо с «бедным захолустьем» (174,88), либо с «регионом с высокоразвитой промышленностью» (143,93). Причем юноши более оптимистичны, чем девушки, в представлении Псковской области как региона с развитой промышленностью.

Большинство выпускников школ (73 %) не желают посвящать свою жизнедеятельность на благо Псковской области. Многие учащиеся (35 %) хотят уехать после окончания учебы, кто-то (23 %) -сомневается. Главными мотивами выезда за пределы Псковской области, в сравнении со студентами вуза, школьники считают: «из-за семейных проблем» (184,59), «стремление получить более качественное образование» (160,39), «советы сверстников, друзей» (156,99), «в поисках лучших условий жизни» (154,20), «интересно посмотреть, как живут в других регионах» (111,45). При этом девушки в большей степени, чем юноши, мотивированы на выезд из Псковской области «по советам друзей». Выпускники школ выделяют три основных помехи для самореализации в регионе проживания - низкий уровень образования, безработица и формальность со стороны чиновников. Региону, по мнению выпускников, необходимо развитие промышленности, что повлечет за собой увеличение не просто рабочих мест, но и появление «интересной» работы для молодежи.

На основе результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Значительная часть учащейся молодежи - выпускников образовательных учреждений - испытывают трудности с осмыслением своей жизни в целом и проектированием процесса профессионально-личностной самореализации в социокультурном пространстве 60 региона, в частности.

2. Результаты сравнительного анализа эмпирических данных у разных категорий учащейся молодежи свидетельствуют о разном уровне сформированности смысложизненных ориентаций и ценностей, а также об ограниченном восприятии ресурсов Псковской области и дифференцированном отношении к разным компонентам ее социокультурного пространства.

3. Установлена взаимосвязь между смысложизненными ориен-тациями и ценностями молодежи, с одной стороны, и особенностями их восприятия и отношения к 60 региону РФ, с другой стороны: чем более осмысленной является жизненная позиция молодых людей, тем в большей степени они контролируют свою жизнь и тем больше перспектив открывают в отношении возможностей самореализации в условиях Псковской области.

Все это обусловливает необходимость разработки дифференцированных программ психолого-педагогического сопровождения учащихся разных образовательных учреждений по оказанию своевременной помощи в их профессиональном самоопределении в социокультурном пространстве региона проживания.

Список литературы

1. Иванова С.П. Намерения студентов-выпускников вуза относительно самореализации в социокультурном пространстве Псковской области // Вестн. Псковского гос. ун-та. Сер. «Психолого-педагогические науки». Вып. 2. - Псков: Псков. гос. ун-т, 2015. - С.156-169.

2. Иванова С.П. Особенности восприятия и отношения студентов - выпускников вуза к Региону 60 РФ // Вестн. Псковского гос. ун-та. Сер. «Психолого-педагогические науки». Вып. 3. - Псков: Псковский гос. ун-т, 2016. - С. 125-136.

3. Иванова С.П. Смысложизненные ориентации и ценности студентов-выпускников вуза, определяющие поиск своего места в современном обществе // Вестн. Псковского гос. ун-та. Сер. «Психолого-педагогические науки». Вып. 2. Псков: Псков. гос. ун-т, 2015. - С. 144-155.

4. Манойлова М.А. Объективные возможности самореализации молодежи в Псковском регионе // Тысячелетие просветителя Руси: проблемы просвещения в зеркале духовной школы: сб. материалов II Международной научно-практической Свято-Тихоновской конференции (Псков, 24-25 ноября 2015 г.). -Псков: Псков. гос. ун-та, 2015. - С. 193-202.

5. Манойлова М.А. Духовно-религиозная жизнь как ценность старшеклассников Псковского региона // Евангелие в контексте современной культуры: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / под ред. Т.И. Липич, С.М. Дергалева, П.А. Ольхова. - Белгород: ЭПИЦЕНТР, 2016. - Ч. 2. - С. 175-179.

6. Манойлова М.А. Представления выпускников школ о возможностях самореализации в Псковском регионе // Акмеология 2016. Методологические и методические проблемы. Выпуск двадцать восьмой / под ред. Н.В. Кузьминой. -СПб.: Изд-во Центр стратегических исслед., 2016. - С. 78-81.

7. Представления молодежи о возможностях самореализации в социокультурном пространстве Псковской области / С.П. Иванова, Д.Я. Грибанова, М.А. Манойлова, и др.: моногр.; сост. и науч. ред. С.П. Иванова. - Псков: Псков. гос. ун-т, 2016. - 344 с.

8. Manoilova M., Ivanova S. Meaning-of-life orientations and representations of modern young people concerning their self-realization in social-cultural space of Pskov region // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference May 27th-28th, 2016, Vol. I. Rezekne. P. 357-367.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.