УДК: 378.146
А. Н. Николаев
ПОТРЕБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ЖИТЬ В ПСКОВЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ОЦЕНОК ОСОБЕННОСТЕЙ РЕГИОНА1
Статья посвящена определению оценок региона Псковской области учащимися образовательных учреждений начального профессионального образования и выявлению характера влияния этих оценок на потребности выпускников Пскова в отношении выбора постоянного места жительства. Кроме выявления факторов принятия решения о месте жительства в статье приводятся значения вариативности, вариативности и взаимосвязей этих оценок, а также показателей потребности в отношении выбора места дальнейшего проживания.
В статье показано, что наиболее высоко учащиеся оценивают прошлое, которое является предметом гордости сегодня. В оценке ресурсов региона первые ранги получили те его характеристики, которые не связаны с его развитием; низкую оценку получил уровень развития промышленности. В число необходимых действий учащиеся включили элементы развития, и как малозначимые те действия, которые декларирует местная власть.
Здесь показано, что факторами проживания в Псковской области относятся: хорошо налаженная работа транспорта, сами жители Пскова, а также то, что регион является приграничным. К числу же факторов, способствующих отъезду молодёжи за пределы региона, относятся: низкие возможности трудоустройства и обучения по избранной специальности; отсутствие достаточно высокооплачиваемой работы; недостаточность спортивных секций; низкие возможности для профессиональной карьеры.
Ключевые слова: характеристики региона, отношение к региону, ресурсы региона, характеристики будущего региона.
Постановка вопроса. Как известно, любая оценка социокультурного пространства включает в себя большое число его признаков. Однако все эти признаки легко сводятся в большие три группы: условия работы — в соответствии с мотивацией деятельности; возможности личной жизни — условия для создания и развития семьи; условия отдыха. Все эти условия могут быть по-разному выражены в различных регионах, поэтому результаты, полученные в процессе исследования социокультурного пространства одного региона, нельзя перенести на другой регион, они могут существенно различаться.
В психологических исследованиях условий деятельности и условий жизни в целом существует значительная методологическая трудность: понятно, что в научном исследовании следует стремиться к максимальной объективности в измерении любого объекта этого исследования, однако, во-первых, этой объективности трудно добиться, а во-вторых, в психологических и социологических исследованиях она (объективность) не имеет высокой ценности. Здесь важна индивидуальная оценка
1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Псковской области в рамках научного проекта № 15-16-60005.
условий — удовлетворён ли человек условиями или не удовлетворён, а если удовлетворён, то в какой мере. Оценка региона проживания является основанием для оценки возможностей самореализации и часто выступает как фактор принятия решения по вопросу о выборе места жительства. Именно потому, что оценка условий делается с учётом собственных возможностей, измерение этих оценок важнее измерения самих условий. Условия социокультурного пространства региона не могут стать факторами поведения человека без их предварительной оценки. Поскольку, «согласно диалектическому материализму, всякое действие есть взаимодействие, внешние причины действуют через посредство внутренних условий» [9, с. 12].
Основным в исследовании является вопрос о составе характеристик Псковской области, которые выступают как факторы появления у выпускников образовательных учреждений профессионального образования потребности покинуть данный регион.
Состояние изученности проблемы. Обращение к литературе по вопросу представления молодёжи о характеристиках региона проживания разрозненны и мозаичны, и, главное, как уже отмечалось, не позволяют провести перенос условий проживания в одном регионе на условия проживания в другом регионе. В отношении Пскова данные такого рода появились лишь в последнее время. Это работы Д. Я. Грибановой [5] и С. П. Ивановой [6]. Правда, в указанных работах главным образом отражены психологические факторы, определяющие намерения молодёжи Пскова жить по месту рождения или сменить место жительства. Кроме того, как оказалось, термин «выпускники» объединяет в себе различные группы молодёжи в зависимости от того, выпускниками какого типа учебных заведений они являются. Совершенно неизученной оказалась проблема оценок особенностей региона как фактора формирования потребности жить в «своём» регионе у выпускников учебных заведений начального профессионального образования.
Несоответствие важности проблемы и недостаточной её разработанности придаёт данному исследованию высокую актуальность.
Е. П. Белинская и Т. Г. Стефаненко отмечают, что совокупность условий проживания человека, и, в частности, учащегося является его социокультурная среда, которую принято делить на: микросистемы, с взаимодействиями с ближайшим окружением (в семье, в группе учебного заведения, с соседями); мезосистемы, имеющие взаимосвязи с другими микросистемами (семьи и учебным заведением; экзосисте-мы, которые, хотя и не предполагают непосредственного опыта учащегося в плане взаимодействия, но влияют на него (условия жизни и деятельности в конкретном регионе, селе, городе); макросистемы, как особенности общества в целом (страна, государство); и мегасистемы (планета, космос, Интернет) [2].
В наибольшей зависимости поведение и деятельность учащихся находится от особенностей их микросреды [1; 4; 8; 10] и экзосреды [3; 7].
Условия микросистемы и экзосистемы, имеющие непосредственное взаимодействие с человеком, в данном случае, с учащимся, можно назвать его микросредой и экзосредой. Поскольку эти условия оказывают наибольшее влияние на поведение и деятельность человека, то есть основания предположить, что именно условия микросреды и экзосреды определяют и потребность молодёжи в сохранении или изменении места их жительства.
Полученные результаты оценок условий проживания в регионе, в частности в Псковской области, позволит, во-первых, прогнозировать уровень миграции выпускников учебных заведений Пскова и, во-вторых, изменяя условия, снизить этот уровень.
Основным в исследовании является вопрос о составе характеристик региона Псковской области, которые выступают как факторы появления у выпускников образовательных учреждений профессионального образования потребности покинуть данный регион.
Организация исследования. Исследование носит эмпирический характер. Нахождение ответа на основной вопрос исследования явилось его целью.
В качестве задач исследования выступили: определение оценок выпускниками образовательных учреждений компонентов социокультурного пространства Псковской области, а также их внутренних взаимосвязей; определение потребностей относительно выбора места дальнейшего проживания после окончания образовательного учреждения; выявление факторов выбора места дальнейшего проживания учащихся-выпускников из числа характеристик Псковской области.
Методом исследования явилось анкетирование, осуществлённое с помощью авторской анонимной закрытой шкальной анкеты, что позволяет одним числом определить меру позитивной оценки каждого из признаков. Уровни оценок определялись
с помощью формул: и ср. = х ± 0,5 с — средний уровень; и в. н. ср. = X ± 1,5 а
— выше и ниже среднего; и в. н. = х ± 2,5 с ± — высокий и низкий.
Определялись следующие представления выпускников образовательных учреждений о характеристиках региона Псковской области: оценки характеристик Псковской области; отношение выпускников к характеристикам региона (что «нравится» — «не нравится»); отношение к Псковской области (её ресурсы); представление о необходимых действиях для улучшения характеристик региона; и прогноз будущего Псковской области.
Показатель потребности покинуть пределы Псковской области после окончания учёбы выступал как основной и представлял собой ответ на следующий вопрос: «Собираетесь ли Вы уехать за пределы Псковской области после окончания учебы?». Кроме того, для подтверждения валидности этого вопроса использовались следующие показатели потребности: в предпочтении места учёбы и работы; потребности жить по месту рождения; жить и работать в Псковской области.
Юноши и девушки по 30 человек составили выборку исследования. Базой для исследования явились учебные заведения начального профессионального образования Пскова: индустриально-технологический техникум; колледж общественного питания и торговли; сельскохозяйственный техникум.
Результаты исследования. Результаты исследования оценок выпускниками учебных заведений начального профессионального образования социокультурного пространства Псковской области и её возможностях в настоящем представлены в табл. 1.
Таблица 1 показывает, что средняя оценка характеристик региона укладывается в пределы уровня выше среднего при 5-значной системе (х + 0,5 с, то есть, 2,5 + 0,61 = 3,12). Наиболее высоко учащиеся-выпускники оценили положительные особенности области: «регион боевой славы»; «древний бастион России»; «важный приграничный район». Они в два раза ниже оценили особенности области с отрицательным оттенком: «заброшенный уголок земли русской»; «придаток Ленинградской области».
Таблица 1
Образ настоящего Псковской области по ответам учащихся (п = 60)
Образ Псковской области X с V
«Заброшенный уголок земли русской» 2,63 1,33 50,6
«Регион таксистов и продавцов» 3,00 1,21 40,3
Регион боевой славы 4,22 0,98 23,2
Древний бастион России 3,55 1,05 29,6
«Придаток» Ленинградской области 2,77 1,01 36,5
Важный приграничный регион 3,40 1,12 32,9
Средние значения (V = 22,9 %) 3,27 1,23 37,6
Однако приведённые особенности региона для выпускников учебных заведений начального профессионального образования носят несколько оторванный от жизни характер. Особенно это относится к наиболее высоким оценкам («регион боевой славы»; «древний бастион России»). Это оценка, направленная в прошлое области и Пскова. К этому можно добавить, что прошлое в среднем оценено на 3,89 балла, а оценка настоящего почти на 1 балл ниже — 2,95.
Получены чрезмерно высокие коэффициенты вариации по отрицательным характеристики региона.
Обнаружены следующие взаимосвязи между показателями характеристик Псковской области (при р < 0,01): «Заброшенный уголок земли русской» — «Регион таксистов и продавцов»; «Важный приграничный регион» — «Регион боевой славы»; «Важный приграничный регион» — «Придаток Ленинградской области»; «Регион боевой славы» — «Придаток Ленинградской области».
Отношение к характеристикам региона Псковской области (что «нравится» — «не нравится») приведено в табл. 2.
Таблица 2
Эмоциональное отношение выпускников учебных заведений к характеристикам
региона Псковской области (п = 60)
Отношения к характеристикам Псковской области X с V
Приграничное положение 3,25 0,97 29,8
Природа 3,67 1,19 32,4
Климат 3,53 1,13 32,0
Историческое прошлое 4,05 1,05 25,9
Транспорт 3,25 1,14 35,1
Магазины 3,52 1,02 29,0
Жители 3,10 1,07 34,5
Церкви 3,52 1,32 37,5
Экологическая ситуация 2,93 1,22 41,6
Стадионы 3,55 1,20 33,8
Кинотеатры 3,70 1,11 30,0
Учебные заведения 3,47 1,10 31,7
Театры, концертные залы 3,30 1,05 31,8
Выставки 3,07 1,23 40,1
Средние значения (V = 8,48 %) 3,42 1,13 33,0
В целом выпускники относительно высоко оценили характеристики региона — 3,42 балла, т. е. на уровне выше среднего. При этом оценки отдельных показателей оказались очень схожими при относительно невысоких коэффициентах вариации. Можно формально, как высоко оцененные, выделить характеристики: историческое прошлое, работа кинотеатров, природа.
Высокие коэффициенты вариации получены лишь по отдельным признакам оценки региона при высокой однородности этих коэффициентов в целом.
Получено много достоверных коэффициентов корреляции между оценками характеристик региона, что можно отнести к высокой однородности этих оценок. Необходимо обратиться лишь к ещё более тесным связям при значениях достоверности — 99,9 %. Получены следующие «цепочки взаимосвязей»: оценка жителей региона — приграничное положение — качество и достаточность магазинов; природа — учебные заведения — кинотеатры; качество работы городского транспорта — наличие стадионов; театры, концертные залы — выставки.
Оценки выпускников учебных заведений особенностей Псковской области можно дополнить оценками о её ресурсах развития (табл. 3).
Таблица 3
Ресурсы Псковской области в представлении учащихся-выпускников (п = 60)
Ресурсы Псковской области X с V
Связи с другими городами и странами 3,05 1,02 33,4
Таможенные платежи 3,18 0,91 28,6
Памятники древнерусской культуры 4,12 0,85 20,6
Военная боеготовность 4,15 0,88 21,2
Природные ресурсы (реки, озёра, леса) 4,35 0,82 18,8
Полезные ископаемые 3,07 1,26 41,0
Высокоразвитая промышленность 2,92 0,98 33,6
Сельское хозяйство 3,27 1,25 38,2
Сфера культуры и образования 3,77 0,98 26,0
Социальная сфера 3,25 0,95 29,2
Средние значения (V = 28,3 %) 3,51 0,99 28,2
Таблица показывает, что ресурсы области оценены на уровне выше среднего — в 3,51 балла. Наиболее высоко оценены следующие характеристики: природные ресурсы (реки, озёра, леса); военная боеготовность; памятники древнерусской культуры.
Ниже всего учащиеся-выпускники оценили такую характеристику ресурсов Псковской области, как уровень развития промышленности; связи с другими городами и странами; полезные ископаемые.
Обнаружены средние значения коэффициентов вариации.
Относительно высокой вариативностью обладают оценки различных ресурсов региона — 28,3 %. Различия между самой высокой оценкой (природные ресурсы) и самой низкой (высокоразвитая промышленность) составляет 1,43 балла.
Обнаружены следующие взаимосвязей (при р < 0,01) между показателями оценки ресурсов Псковской области (табл. 4).
Таблица 4
Достоверные взаимосвязи оценок учащимися ресурсов Псковской области (п = 60)
Ресурсы региона 60 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Связи с другими городами и странами
2. Таможенные платежи 59
3. Памятники древнерусской культуры 33
4. Военная боеготовность 33
5. Природные ресурсы 42
6. Полезные ископаемые 50 35
7. Высокоразвитая промышленность 41
8. Сельское хозяйство 33 39 34
9. Сфера культуры и образования
10. Социальная сфера 36 44
Пояснение: нули и запятые перед коэффициентами корреляции не приводятся
К числу показателей, которые интегрируют оценки ресурсов Псковской области со стороны выпускников учебных заведений, относятся: связи с другими городами и странами; памятники древнерусской культуры; полезные ископаемые; сельское хозяйство. Полученные связи никак не зависят от меры выраженности названных показателей.
В результате опроса выпускников были выявлены оценки особенностей образа будущего Псковской области (табл. 5).
Таблица 5
Прогноз будущего региона Псковской области в представлениях учащихся (п = 60)
Будущее Псковской области X ст V
«Бедное захолустье» 2,47 1,23 49,8
Часть Ленинградской области 2,75 1,13 41,1
Сельскохозяйственный регион 3,22 1,03 32,0
Экономически развитый и стабильный регион 3,27 1,10 33,6
Боевой форпост России 3,50 0,98 28,0
Популярный туристский центр 3,12 1,15 36,8
Регион с высокоразвитой промышленностью 2,92 1,16 39,7
Средние значения (V = 11,6): 3,04 1,11 36,5
Учащиеся-выпускники Пскова оценили характеристики «своего» региона на среднем уровне, что ниже оценки настоящего на 0,23 балла.
Наиболее высоко были оценены следующие характеристики Псковской области в будущем: «боевой форпост России»; «экономически развитый и стабильный регион»; «сельскохозяйственный регион»; «популярный туристский центр».
Наиболее низкие оценки относятся к следующим характеристикам: «бедное захолустье»; часть Ленинградской области; регион с высокоразвитой промышленностью. Это значит, что в бедное в будущем «захолустье» и присоединение к Ленинградской области выпускники верят слабо, но и в развитие промышленности также не верят.
Правда, судя по высоким коэффициентам вариации, одна часть учащихся относительно низко оценивает возможности региона, а другая их часть — высоко. При этом все характеристики оценены примерно одинаково (V = 11,6).
В полученной плеяде из пяти показателей, обнаружено восемь связей. Центральными оказались два показателя: прогноз, как «бедное захолустье», который имеет лишь обратные связи, и прогноз, как «боевой форпост России».
Выявление пожеланий учащихся-выпускников в отношении необходимых действий в условиях Псковской области отражено в табл. 6.
Таблица 6
Представление о необходимых действиях для улучшения характеристик региона
Псковской области (п = 60)
Необходимые действия X ст V
Укрепление международных контактов в целях привлечения инвестиций в регион 3,68 1,02 27,7
Поддержка среднего и малого бизнеса 3,83 0,92 24,0
Совершенствование качества строительства 4,18 0,83 19,8
Развитие сельского, лесного и рыбного хозяйства 3,95 1,00 25,3
Своевременное решение социальных проблем 3,90 0,82 21,0
Укрепление института семьи и брака 3,58 1,28 35,7
Расширение сферы культуры и отдыха 4,10 0,97 26,7
Возрождение промышленности 3,98 0,97 24,4
Активизация гостиничного бизнеса и туризма 3,57 1,14 31,9
Средние значения (V = 6,3 %) 3,86 0,99 25,6
Наиболее необходимыми выпускники считают следующие действия: совершенствование качества строительства; расширение сферы культуры и отдыха; возрождение промышленности. Наименьшие значения отмечены респондентами по следующим действиям: активизация гостиничного бизнеса и туризма; укрепление института семьи и брака; укрепление международных контактов в целях привлечения инвестиций в регион. Получается, что в наименьшей степени оценены те меры, которые представители власти больше всего декларируют.
Казалось бы, обнаружено противоречие: необходимо возрождать промышленность, но не следует привлекать инвестиции. Однако учащиеся рассуждают достаточно здраво. По их мнению: развитие промышленности и должно строиться на наращивании капитала, а не на инвестициях средств со стороны и под проценты.
Таблица 7 показывает намерения учащейся молодёжи в отношении места жительства после окончания учебного заведения.
Таблица 7
Потребности в отношении дальнейшего места жительства (п = 60)
Потребности X ст V
Жить и работать по месту рождения 3,23 1,36 42,1
Жить и работать в Псковской области 2,92 1,11 38,0
Покинуть пределы Псковской области 3,45 1,47 42,6
Средние значения: 3,20 1,31 40,9
Все три показателя имеют среднюю выраженность. Потребность жить по месту рождения, а также потребность жить и работать на благо Пскова и области, т. е. дублирующие друг друга показатели (как проверочные), имеют среднее значение 3,08 балла. Противоположный показатель, а именно потребность покинуть Псковскую область, выше — 3,45 балла. При этом все показатели имеют высокую вариативность, что означает большой разброс данных и наличие противоположных мнений.
По мнению респондентов, лучше всего учиться: в Пскове — 46,5 % (для юношей) и 36,3 % (для девушек); в больших городах России, а также за рубежом, то есть, «в отъезде» — 53,5 % (юноши) и 63,7 % (девушки); потребность учиться в районном центре не показал никто.
На вопрос: «Где лучше работать?» получены следующие ответы: Псков и Псковскую область выбрали 38,6 % юношей и 26,9 % девушек; в больших городах, а также за рубежом изъявили желание 45,3 % юношей и 66,4 % девушек; в деревне или в районном центре — 6,7 % как юношей, так и девушек.
Тесная взаимосвязь первых двух показателей таблицы 7 вполне ожидаема (г = 0,40; р < 0,01). Третий же показатель — желание покинуть регион — связан обратной связью с первым (г = -0,26; р < 0,05) и со вторым (г = -0,40; р < 0,001). Учитывая наиболее сильные в среднем взаимосвязи у показателя потребности покинуть пределы Псковской области, именно этот показатель выступает в качестве зависимой переменной при выявлении связей оценок характеристик региона и потребности в отношении дальнейшего места постоянного проживания.
Наличие достоверных взаимосвязей между оценками характеристик региона и потребностями учащихся в отношении места дальнейшего проживания однозначно будет говорить, что не намерение куда-то уехать из Псковской области влияет на оценку её условий, а условия определяют, останется выпускник в родных местах или уедет за пределы области.
Таких взаимосвязей получено не много — всего 12 при 99-процентной достоверности, но поскольку показатели входят в различные исследовательские группы, то можно доверять и взаимосвязи при 95-процентной достоверности.
Итак, потребность выпускников учебных заведений уехать за пределы Псковской области связана с оценками характеристик Псковской области по следующим показателям:
- места проживания до поступления в данное образовательное учреждение (показатель — Ваши «корни»), г = 0,37 (р < 0,01); если учащийся из семьи коренных псковичей, то больше вероятность, что он не покинет Псковскую область;
- отношения к региону проживания по параметру «транспорт», г = 0,43 (р < 0,01); сдерживающим фактором от намерения уехать за пределы области является хорошо организованная в городе работа транспорта;
- отношения к региону проживания по параметру «жители Пскова», г = 0,30 (р < 0,05); нравятся псковичи, и это является удерживающим от отъезда из Пскова фактором;
- отношения к региону проживания по параметру «кинотеатры Пскова», г = 0,31 (р < 0,05); учащихся устраивает работа кинотеатров Пскова и это оказывает определённое влияние на намерение остаться в Пскове;
- характеристики области как важного приграничного региона, г = 0,25 (р < 0,05); обстоятельство близости «к Европе» оказывается притягательным фактором к Пскову и Псковской области.
Кроме представленных выше характеристик региона, факторами потребности уехать из Псковской области являются:
- возможности трудоустроиться по профессии, г = -0,33 (р < 0,01);
- возможности найти высокооплачиваемую работу, г = -0,30 (р < 0,05);
- возможности получить более качественное образование по избранной специальности, г = -0,44 (р < 0,001);
- характеристики Пскова и области в будущем как «части Ленинградской области», г = 0,30 (р < 0,05); чем твёрже уверенность выпускника в том, что Псковская область будет частью Ленинградской области, тем больше вероятность того, что он покинет пределы Пскова и области.
- с таким показателем предпочтительных организаций для самореализации, как армия (х2 = 82,3; р < 0,05);
- с таким показателем предпочтительных организаций в других (крупных) городах для самореализации, как спортивные секции (х2 = 79,9; р < 0,05);
- со сферой интересов для самореализации учащейся молодежи — семейное счастье (х2 = 93,6; р < 0,01);
- со сферой интересов для самореализации — карьера (х2 = 85,9; р < 0,05);
- с оценкой ожиданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью — высокий заработок (х2 = 99,4; р < 0,01).
Выводы
1. Наиболее высоко учащиеся оценили следующие характеристики образа Псковской области: «регион боевой славы»; «древний бастион России»; «важный приграничный район». Испытуемые почти в два раза ниже оценили особенности области с отрицательным оттенком: «заброшенный уголок земли русской»; «придаток Ленинградской области». Однако лишь «приграничный регион» является фактором потребности в отношении выбора места дальнейшего проживания.
2. Наиболее высоко оценены лишь следующие характеристики ресурсов: природные ресурсы, военная боеготовность; памятники древнерусской культуры. Низкую оценку получил уровень развития промышленности. Оценки ресурсов также не оказывают влияния на выбор места жительства.
3. Наиболее высоко учащиеся оценили следующие характеристики образа Псковской области в будущем: «боевой форпост России», «экономически развитый и стабильный регион», «сельскохозяйственный регион», «популярный туристский центр». И эти характеристики слабо связаны с потребностью покинуть данный регион.
4. Наиболее необходимыми, по мнению учащихся, в Псковской области являются следующие действия: совершенствование качества строительства, расширение сферы культуры и отдыха, возрождение промышленности. Наименее — активизация гостиничного бизнеса и туризма, укрепление института семьи и брака, укрепление международных контактов в целях привлечения инвестиций в регион.
5. К числу способствующих факторов проживания в Псковской области относятся: высокие оценки настоящего Пскова и области — транспорт; жители Пскова; его кинотеатры; то, что область является важным приграничным регионом.
6. К числу факторов, способствующих их отъезду, относятся оценки возможностей: трудоустроиться по избранной профессии; найти высокооплачиваемую работу; получить образование по избранной специальности; лучшие условия жизни в целом;
неприятие того, что Псковская область может стать частью Ленинградской области; вероятная служба в армии (часто связанная с переменой места жительства); наличие множества спортивных секций, большие возможности для семейного счастья (большие возможности для знакомства и больший выбор женихов и невест); большие возможности для профессиональной карьеры; и возможность более высокого заработка.
Литература
1. Андреева Т. В. Психология современной семьи. Монография. СПб.: Речь, 2005. 436 с.
2. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: МПСИ, 2000. 208 с.
3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
4. ГаспарянЮ. А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1999. 320 с.
5. Грибанова Д. Я. Особенности ценностно-смысловой сферы выпускников колледжа ПсковГУ // Вестник ПсковГУ Серия «Психолого-педагогические науки». Вып. 2., 2015. Псков: Изд-во Псков-ГУ. С. 133-143.
6. Иванова С. П. Смысложизненные ориентации и ценности студентов-выпускников вуза, определяющие поиск своего места в современном обществе // Вестник ПсковГУ Серия «Психолого-педагогические науки». Вып. 2, 2015. Псков: Изд-во ПсковГУ С. 144-155.
7. Иванова С. П. Смысложизненные ориентации и представления молодежи о возможностях самореализации в современном социокультурном пространстве РФ // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. Материалы V Международной научно-практической конференции 22-23 декабря 2014 г. Том 2. North Charleston, USA, 2015. С. 104-107
8. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. 320 с.
9. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 354 с.
10. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии: учебное пособие. М.: МПСИ, 2006. 928 с.
Об авторе
Николаев Алексей Николаевич — доктор психологических наук, профессор кафедры прикладной медицины, клинической психологии и дефектологии, Псковский государственный университет, Россия. E-mail: [email protected]
A. Nikolaev
GRADUATES' NEED TO LIVE IN PSKOV DEPENDING ON THEIR ESTIMATION OF THE REGION
The article is dedicated to graduates of educational institutions ofprimary vocational education and their assessments of the Pskov region. The article considers the impact of these assessments on their choice of residence. The article also analysis the assessments and observes their diversity.
The article shows that most students highly appreciate the past, which is a source of pride today. In assessing the resources of the region, those characteristics that are not related to the region's development got the first rank; level of industry got a low score.
We have found out that the factors of residence in the Pskov region are: a well-functioning transport system, local inhabitants, as well as the fact that the region is cross-
border. The factors contributing to the departure of young people from the region are: low employment opportunities and training in their chosen specialty; lack of high-paid jobs; lack of sports clubs; low opportunities for professional careers.
Key words: characteristics of the region, attitude to the region, region's resources, characteristics of the region's future.
About the author
Prof. Alexey Nikolaev, Department of Applied Medicine, Clinical Psychology and Defectology, Pskov State University, Russia. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.01.2016 г.