Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности развития делового туризма (на примере Псковского региона)'

Оценка конкурентоспособности развития делового туризма (на примере Псковского региона) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ / ПСКОВСКИЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воеводина Ульяна Николаевна

В данной статье рассматривается вопрос оценки конкурентоспособности развития туризма, в частности делового туризма, на региональном уровне. Для оценки возможности развития делового туризма применена концепция М. Портера и методика экспертных оценок. На основании проведенного анализа выявлены факторы, на которые следует обратить особое внимание с целью дальнейшего развития и продвижения такого турпродукта на территории Псковской области как деловой туризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности развития делового туризма (на примере Псковского региона)»

прогресса включала в себя более двухсот разработанных, утвержденных и принятых к реализации программ. К концу 80-х годов XX в. подавляющее большинство принятых программ не достигли поставленных целей и не были реализованы или реализованы частично (на 15 - 20 %). Основная причина неудачи заключалась в том, что программы не были обеспечены экономическими ресурсами.

8. Разработка организационно-экономического механизма осуществления программы. Весь цикл осуществления программы, начиная с возникновения замысла, включая обоснование и разработку, принятие решения о реализации, практическое проведение мероприятий и завершение программы, требует организации процессов внешнего управления и самоуправления, текущего мониторинга за ходом реализации программы. С этой целью еще в процессе формирования программного заказа должен быть продуман и разработан организационно-экономический (организационно-хозяйственный) механизм осуществления программы, предусматривающий способы организации и виды организационных структур, органов управления, разработку их функций и полномочий, а также мер по созданию экономической заинтересованности исполнителей в успешной реализации программы.

9. Обеспечение мониторинга. Так как реализация программы - процесс долговременный, а сама разработка и реализация программы происходит в условиях нестабильной и изменяющейся внешней среды, то должны быть предусмотрены возможности мониторинга за осуществлением программы, а так же возможность адаптации целевой части программы к изменяющимся внешним условиям, изменение приоритетности отдельных целей программы или средств их достижения.

Литература

1. Антонов, Д.Ю. Формирование и развитие системы программного управления структурными преобразованиями в промышленности / Д.Ю. Антонов. - Апатиты, 2007. - 92 с.

2. Воропаев, В. И. Управление проектами в России /

B.И. Воропаев. - М., 1995.

3. Воропаев, В.И., Шейнберг М.В. Управление проектами в СССР / В.И. Воропаев, М.В. Шейнберг // ИНТЕРНЕТ'91. СОВНЕТ: Тр. Междунар. симпозиума, Москва, май. - М., 1991. - С. 8 - 25.

4. Глухов, В.В. Экономика знаний / В.В. Глухов,

C.Б. Коробко, Т.В. Маринина. - СПб., 2003.

5. Ильин, Н.И. Управление проектами / Н.И. Ильин, И.Г. Лукманова и др. - СПб., 1996.

6. Кочетков, А.И. Управление проектами. Зарубежный опыт / А.И. Кочетков. - СПб., 1993.

7. Красовский, В.П. Эффективность целевых экономических программ / В.П. Красовский // Вопросы экономики. - 1976. - № 12. - С. 39 - 49.

8. Лемешев, М.Я. О комплексных программах экономического развития / М.Я. Лемешев // Вопросы экономики. - 1972. - № 2. - С. 28 - 37.

9. Методические рекомендации по разработке комплексных народнохозяйственных программ (вторая редакция). - М., 1976. - Ч. I, II.

10. Миллер, Б.З. Организация программно-целевого управления / Б.З. Миллер. - М., 1980.

11. Новиков, Е.Д. Комплексные народнохозяйственные программы / Е.Д. Новиков, Ю.М. Самохин. - М., 1976.

12. Попов, Г.Х. Программно-целевой подход в управлении / Г.Х. Попов // Вопросы экономики. - 1977. - № 2. -С. 56 - 65.

13. Программный подход в планировании и управлении народным хозяйством: сб. / под ред. М.Я. Лемешева, А.И. Панченко. - Новосибирск, 1972.

14. Райзберг, Б.Д. Курс управления экономикой / Б.Д. Райзберг. - СПб., 2003.

УДК 332.14

У.Н. Воеводина

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор В.Г. Гуляев

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОГО РЕГИОНА)

В данной статье рассматривается вопрос оценки конкурентоспособности развития туризма, в частности делового туризма, на региональном уровне. Для оценки возможности развития делового туризма применена концепция М. Портера и методика экспертных оценок. На основании проведенного анализа выявлены факторы, на которые следует обратить особое внимание с целью дальнейшего развития и продвижения такого турпродукта на территории Псковской области как деловой туризм.

Деловой туризм, конкурентоспособность региона, оценка конкурентоспособности, метод экспертной оценки, Псковский регион.

This article is focused on the question of estimation of tourism competitiveness, business tourism in particular, at the regional level. To assess the possibility of business tourism development, Michael Porter’s concept and the method of expert assessments have been applied. Based on the analysis some factors requiring special attention were revealed for the purpose of further development and promotion of such a tourism product in Pskov region as business tourism.

Business tourism, region competitiveness, evaluation of competitiveness, the method of expert assessment, Pskov region.

Сегодня проблема повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отдельного региона становится очень актуальной и обращает на себя внимание специалистов различных сфер деятельности. Для достижения высоких темпов экономического развития и стабилизации уровня жизни Администрацией Псковской области выделено несколько приоритетных направлений развития региона, одним из которых является туристский комплекс. Одной из возможностей развития туристского кластера является диверсификация турпродук-та, а именно развитие на данной территории такой сферы деятельности, как деловой туризм.

Для оценки конкурентоспособности туризма на отдельной территории или его отдельного вида могут использоваться различные методы анализа. Очень часто в практике оценки конкурентоспособности отдельного продукта, организации или региона в целом применяются аналитические или экспертные методики.

Для оценки конкурентоспособности отдельного вида туризма, а именно развития делового туризма на территории Псковской области воспользуемся концепцией национального ромба Майкла Портера, а затем с помощью экспертного метода проанализируем возможность развития в Псковской области делового туризма. М. Портер предлагает выделить четыре основополагающие детерминанты, на основании анализа которых можно выявить и оценить конкурентные преимущества отдельного вида туристского продукта (см. рисунок) [2, с. 44].

Детерминанты конкурентного преимущества

Оценка конкурентоспособности делового туризма будет производиться с помощью четырех детерминант:

1. Оценка стратегического развития региона и инвестиционной политики (оценка организации и управления туризмом в регионе, эффективность стратегического управления, оценка концепций, программ, стратегий развития в области туризма и смежных отраслей, уровень развития отдельных видов туризма, эффективность инвестиционной политики, деятельность общественных объединений сферы туризма);

2. Оценка факторов (ресурсов) (анализ степени обеспеченности сферы туризма, и в частности делового туризма, туристско-рекреационными ресурсами, туристской инфраструктурой, трудовыми и инвестиционными ресурсами);

3. Оценка конъюнктуры рынка (оценка показателей, характеризующих размер, потенциал спроса и предложения в туризме, сегментацию рынка, объем оказания платных услуг населению, ограничений со стороны внешней среды);

4. Оценка родственных и поддерживающих отраслей (уровень развития вспомогательных отраслей и сопутствующей инфраструктуры, качество услуг, предоставляемых этими отраслями).

Остановимся более подробно на характеристике каждой группы факторов.

1. К первой группе факторов относятся стратегии развития региона и эффективность инвестиционной политики сферы туризма:

1.1. Поддержка сферы туризма на государственном уровне.

Организация, управление и поддержка сферы туризма на государственном уровне осуществляются на основании следующих нормативно-правовых актов:

- Закона Псковской области от 14 июля 1999 г. № 48-ОЗ «О туристской деятельности в Псковской области»;

- постановления Администрации Псковской области от 12 мая 2000 г. № 139 «Об утверждении Положения о порядке предоставления туристских услуг туроператорами и турагентами на объектах государственной собственности, расположенных на территории Псковской области»;

- областной долгосрочной целевой программы «Развитие культурно-познавательного туризма в Псковской области на 2010-2016 годы».

Органом, осуществляющим полномочия в области развития туризма и инвестиционной политики, является Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию.

1.2. Система стратегического управления и государственного регулирования.

Данная система реализуется с помощью «Концепции стратегии социально-экономического развития Псковской области на период до 2020 года». Все приоритетные задачи, обозначенные в Концепции, направлены на повышение уровня жизни населения региона. Основное внимание уделяется агропромышленному, транспортно-логистическому и туристскому комплексам. Целью развития туризма в Псковской области является повышение конкурентоспособности существующего туристского продукта региона на российском и зарубежных рынках [3].

1.3. Эффективность инвестиционной политики.

Инвестиционная политика в регионе реализуется

с помощью областной долгосрочной целевой программы «Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010 - 2012 годы)». К инвестиционным проектам в области туризма, признанным стратегическими, относятся: строительство

гостиниц, ресторанно-гостиничного комплекса,

спортивно-оздоровительного комплекса, музейного комплекса в одной из башен г. Пскова и др.

1.4. Наличие и деятельность общественных объединений в сфере туризма.

В настоящее время в сфере туризма осуществляют деятельность следующие организации: некоммерческая организация Ассоциация туроператоров и туриндустрии Северо-Запада «АСТУР»; некоммерческое партнерство «Псковский центр развития туризма»; объединение ведущих туроператоров Псковской области «Балтийский клуб». Их основная цель

- формирование имиджа и продвижение Псковской области как региона, благоприятного для туризма.

2. Ко второй группе детерминант относятся все материальные и нематериальные ресурсы, необходимые для формирования такого турпродукта, как деловой туризм:

2.1. Туристско-рекреационные ресурсы. Они характеризуются такими показателями, как природноресурсный и историко-культурный потенциалы. Природно-ресурсный потенциал территории имеет следующие особенности: благоприятные климатические условия и стабильная экологическая обстановка; 1/3 территории - леса, богатые ягодами и грибами, редкими видами птиц и животных; 3700 озер; 15 тыс. рек; более 40 видов рыб; 43 объекта особо охраняемых природных территорий; лечебно-оздоровительные местности с месторождениями минеральных вод и лечебных грязей. Историко-культурное наследие насчитывает 4395 объектов культурного наследия, в том числе: 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3767 памятников местного значения и 256 вновь выявленных объектов наследия, а также исторические города, старинные сельские поселения, их природно-ландшафтное окружение, исторические сухопутные и водные пути

[4].

2.2. Туристская инфраструктура. На 2009 г. зарегистрировано 56 коллективных средств размещения, фонд которых составляет 2634 номера и единовременная вместимость - 5421 место. Псковская область располагает развитой сетью предприятий общественного питания, автомобильных и железных дорог, имеется один международный аэропорт. На 2009 г. в регионе насчитывалось 25 музеев, 3 профессиональных театра, 388 учреждений культурнодосугового типа. В Пскове открыты и действуют Консульство Латвийской Республики и Канцелярия генерального консульства Эстонской Республики в г. Санкт-Петербурге.

2.3. Трудовой потенциал. В 2009 г. трудовой потенциал Псковского региона составил 363,3 тыс. человек, из них: 323,3 тыс. человек были заняты в экономике, 40 тыс. человек были безработными. В начале 2009 г. уровень безработицы в области составил 9,8 %, что практически соответствует среднероссийскому показателю.

В сфере туризма, отдыха и развлечения Псковской области занято 9607 человек - более 5 % занятых в экономике. Среднесписочная численность работников, занятых в гостиничной и ресторанной

сфере, составляет 3463 человек, в деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - 5503 человек (2009 г.). В 2009 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников гостиниц и ресторанов составила 10 435 р., а работников по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - 7965 р.

2.4. Инвестиционная привлекательность и привлечение инвестиций. Псковская область - регион со значительным инвестиционным потенциалом, в котором создан благоприятный деловой климат и законодательная база, резервы производственных мощностей, имеются неиспользуемые земельные площади. В области разработана и принята долгосрочная целевая программа «Создание благоприятного инвестиционного климата Псковской области на 2010 -2012 годы». Целью Программы является привлечение инвестиций в область путем создания благоприятных условий. Одним из приоритетных направлений инвестирования назван туризм.

Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт», в инвестиционном рейтинге регионов Псковская область занимает 35-е место по инвестиционному риску и 64-е - по инвестиционному потенциалу. Наибольший инвестиционный потенциал - инфраструктурный, наименьший риск - социальный, наибольший - управленческий.

2.5. Межрегиональные связи. Псковская область граничит с двумя иностранными государствами, являющимися членами Евросоюза. В связи с этим особое внимание уделяется развитию приграничного делового сотрудничества. Основными направлениями деятельности Псковской области в рамках международного сотрудничества являются: развитие туризма, транспортного комплекса и логистики, решение экологических проблем, торговли и инвестиций, профессиональное обучение.

В 2033 г. в Псковском регионе пройдет международный фестиваль «Ганзейские дни Нового времени», в котором Псков станет столицей Ганзейского союза. В рамках фестиваля в Пскове будет проведен экономический и культурный форум.

3. К третьей группе факторов относятся конъюнктурные факторы:

3.1. Объем и сегментация туристского потока. В 2009 г. общее количество туристов, размещенных в коллективных средствах размещения, составило 239 576 человек, из них с целью досуга и отдыха Псковскую область посетили 103 108 человек (43 %), с деловыми и профессиональными целями - 103 042 человека (43 %), с целью лечения и профилактики -17 627 человек (7,4 %), с паломническими целями -4207 человек (1,8 %) и с прочими целями - 11 592 человека (4,8 %). Причем в 2009 г. преобладающий поток туристов - это граждане Российской Федерации (220 341 человек, т. е. 92 %), второй по численности поток - граждане из стран вне СНГ (12 034 человека, т. е. 5 %) и незначительный поток - туристы из стран СНГ (7201 турист, т. е. 3 %).

3.2. Общий объем платных услуг населению. В 2009 г. этот объем составил 14 763,2 млн р., в том числе: объем туристских услуг - 99 млн р.; санатор-

но-оздоровительных - 174,4 млн р.; услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - 400,6 млн р.; услуг физической культуры и спорта - 76,0 млн р.; услуг культуры - 408,5 млн р.

В настоящее время в структуре экономики Псковской области туристический комплекс составляет всего 1,2 % объема валового регионального продукта [1].

3.3. Существенные макроэкономические ограничения. Для развития различных видов и форм туризма данными ограничениями являются:

- правовые ограничения (несовершенство регионального законодательства, регулирующего сферу туризма, подготовка документации и выделение инвестиционных площадок под застройку);

- технические и технологические ограничения (низкое качество и неудовлетворительное состояние дорог, несоответствие средств размещения международным стандартам, несертифицированность средств размещения, неразвитость дополнительной инфраструктуры);

- экономические ограничения (высокая стоимость услуг сферы туризма: размещения, питания, транспортных и развлекательных услуг при их достаточно низком качестве);

- ограничения, связанные с низким уровнем безопасности туристов;

- информационные ограничения (низкая информационная доступность, недостаток качественной и достоверной информации о турах, продуктах, инфраструктуре, недостаток дорожных указателей и информационных щитов, навигационной информации, слабое продвижение региона).

4. К четвертой группе факторов относится оценка инфраструктуры родственных и поддерживающих отраслей, которые, по сути, являются поставщиками туристских услуг.

4.1. Средства размещения. По данным на 2009 г., всего на территории Псковской области насчитывалось 37 гостиниц и аналогичных средств размещения и 19 специализированных средств размещения. Номерной фонд составил 2634 номера, единовременная вместимость - 5421 место, коэффициент использования номерного фонда - 0,37 [1]. По данным областной краткосрочной целевой программы «Развитие культурно-познавательного туризма в Псковской области на 2010-2014 гг.», планируется увеличение номерного фонда области с 2634 номеров в 2009 году до 4650 номеров в 2016 году.

4.2. Сфера общественного питания. По данным на начало 2010 года, сфера общественного питания представлена 271 предприятием, к которым относятся: столовые, кафе, кафетерии, бары, пиццерии, рестораны. Оборот общественного питания в январе-апреле 2011 года составил 853,7 млн р., или 105,8 % (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду предыдущего года.

4.3. Транспортная инфраструктура. Псковская

область располагает развитой транспортной инфраструктурой: автомобильная и железнодорожная сеть связывают Псковскую область с Санкт-Петербургом, Москвой, Киевом, прибалтийскими странами, а также с портами Калининграда, Мурманска и Ленинградской области. В Пскове открыт международный аэропорт.

4.4. Сфера торговли и бытового обслуживания. По данным на январь 2010 г., сфера торговли и бытового обслуживания населения представлена: предприятиями продовольственной и непродовольственной торговли (951), бытового обслуживания (434), стационарной мелкорозничной торговли (430), точками нестационарной мелкорозничной торговли (154), одним рынком и 6 торговыми площадками. Количество работающих в сфере торговли и бытового обслуживания составляет более 22 тыс. человек.

4.5. Дополнительные платные услуги. На данный момент в области работает 40 туристских фирм, 20 предприятий активного отдыха и санаторнокурортной направленности, широкая сеть развлечений и отдыха, 3 государственных музея и 8 филиалов, 16 муниципальных музеев [5].

Для оценки выявленных конкурентных преимуществ региона и возможности их использования для развития делового туризма использовался метод экспертной оценки. Экспертами выступали менеджеры туристического бизнеса г. Пскова. Оценка проводилась с точки зрения соответствия факторов требованиям деловых туристов и осуществлялась по 5-балльной шкале: 1 балл - фактор полностью не соответствует (неконкурентоспособность фактора), 5 баллов - фактор соответствует требованиям делового туризма (конкурентоспособность фактора).

Результаты экспертной оценки представлены в таблице.

В ходе проведенной экспертной оценки проанализированы факторы конкурентоспособности организации и развития делового туризма на территории Псковской области. В результате выявлены следующие итоговые средние баллы:

1. Стратегии и инвестиционная политика в сфере туризма - 3,0 балла.

В целом можно отметить, что стратегическое развитие региона и инвестиционная политика в области туризма находятся на среднем уровне. В настоящее время туризм является одним из приоритетных направлений развития региона, которому уделяется особо пристальное внимание. Одним из эффективных направлений развития туризма является дифференциация турпродукта, а это возможно за счет организации и продвижения в регионе делового туризма. Кроме того, проводится очень интенсивная инвестиционная политика по привлечению финансовых средств для развития туристской инфраструктуры и других объектов в Псковской области.

Результаты экспертной оценки факторов конкурентоспособности

Факторы Оценки экспертов Сумма Средний

1 2 3 4 5 балл

1. Стратегии и инвестиционная политика в сфере туризма

1.1. Поддержка сферы туризма на государственном уровне 4 3 3 5 4 19 3,8

1.2. Состояние и эффективность стратегического управления туризмом в регионе 4 3 2 2 4 15 3,0

1.3. Эффективность инвестиционной политики 3 2 3 3 4 15 3,0

1.4. Наличие и эффективность деятельности общественных объединений и организаций в сфере туризма 4 1 3 1 2 11 2,2

Итого: 60 3,0

2. Ресурсные факторы

2.1. Количество и разнообразие туристско-рекреационных ресурсов 4 4 4 2 5 19 3,8

2.2. Соответствие средств размещения требованиям деловых туристов 4 3 2 2 3 14 2,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.3. Наличие и квалификация трудовых ресурсов для сферы делового туризма 5 3 3 1 3 15 3,0

2.4. Наличие и эффективность международных связей 4 3 3 1 4 15 3,0

2.5. Выгодность географического положения для развития делового туризма 5 5 4 4 5 23 4,6

2.6. Инвестиционный потенциал и инвестиционная привлекательность региона 4 4 4 2 5 19 3,8

Итого: 105 3,5

3. Конъюнктурные факторы

3.1. Спрос на услуги делового туризма 3 2 2 3 3 13 2,6

3.2. Возможности сбыта услуг делового туризма 3 3 4 3 5 18 3,6

3.3. Конкурентоспособность цен на услуги делового турпродукта 3 3 2 3 5 16 3,2

3.4. Ограничения на рынке (правовые, социальные, политические, экономические) 3 3 2 1 4 13 2,6

Итого: 60 3,0

4. Инфраструктурное обеспечение (родственные и поддерживающие отрасли)

4.1. Средства размещения: - достаточность - качество услуг 5 4 3 3 4 3 1 3 3 3 16 16 3.2 3.2

4.2. Сфера общественного питания: - достаточность - качество услуг 5 4 4 3 5 4 5 3 5 5 24 19 4.8 3.8

4.3. Состояние и развитие сферы транспортного обслуживания 4 3 2 4 4 17 3,4

4.4. Площадки для проведения конференций, семинаров, выставок: - достаточность - качество услуг 4 4 4 3 2 4 2 2 2 3 14 16 2,8 3,2

4.5. Дополнительные платные услуги (музеи, развлекательные учреждения, бытовое обслуживание, расчетно-кассовое обслуживание и т.д.): - достаточность - качество услуг 5 4 4 3 4 4 2 2 4 4 19 17 3,8 3,4

Итого: 158 3,5

2. Ресурсные факторы - 3,5 балла.

Эксперты оценили выше среднего наличие ресурсов для развития туризма в Псковской области, в частности делового туризма. Регион имеет очень выгодное географическое положение, развитые международные связи, а также богатый туристско-рекреационный потенциал. Однако имеются факторы, на которые следует обратить особое внимание -несоответствие средств размещения требованиям деловых туристов, а также нехватка квалифицированных кадров, способных работать в этой сфере.

3. Конъюнктурные факторы - 3,0 балла.

По оценке экспертов конъюнктурные факторы находятся на среднем уровне. Стоит отметить, что спрос на услуги делового туризма в Псковской области при эффективной маркетинговой политике и продвижении может быть достаточно высоким и устойчивым. Кроме того, цена на такие услуги в силу определенных региональных факторов будет конкурентоспособной.

4. Инфраструктурное обеспечение (родственные и поддерживающие отрасли) - 3,5 балла.

Стоит отметить, что инфраструктурное обеспечение для развития делового туризма оценивается вы-

ше среднего. Особо пристальное внимание, по мнению экспертов, следует уделить разнообразию и качеству услуг в имеющихся средствах размещения. Т акже эксперты отметили недостаточное количество площадок для проведения конференций, семинаров, совещаний.

В заключение можно отметить, что на основании проведенных оценок возможна формулировка основных направлений развития делового туризма в Псковском регионе с целью повышения темпов экономического развития, инвестиционной привлекательности и уровня жизни населения Псковской области.

Литература

1. Культура, туризм и отдых в Псковской области. 2010: стат. сб. / Псковстат. - Псков, 2010.

2. Моисеева, Н.К. Стратегическое управление туристкой фирмой: учебник / Н.К. Моисеева. - М., 2007.

3. ЦКЪ: www.nwpskov.ru

4. ЦКЪ: www.pskov.ru

5. ЦКЪ: www.pskov.reg60.ru

УДК 336.22

М.М. Евлоева

Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент М.Ф. Липчинская

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

В статье рассматриваются теоретические и методические подходы к определению «налогового контроля» и особенности налогового контроля в образовательных учреждениях.

Образовательные учреждения, налоговый контроль, налогообложение, цель налогового контроля, налогоплательщики.

The article considers theoretical and methodical approaches to the definition of “tax control” and the features of tax control in educational institutions.

Educational institutions, tax control, taxation, the purpose of tax control, taxpayers.

Налоговый контроль является составляющей государственного финансового контроля и направлен на обеспечение своевременности уплаты налогов и сборов, а также правильности их исчисления. Налоговый контроль - это одна из составляющих налоговой системы РФ, обеспечивающая своевременность уплаты налогов и сборов, а также правильность их начисления и перечисления в бюджеты всех уровней.

В соответствии со статьей 12 Закона «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, федеральное государственное образовательное учреждение - это образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета независимо от его организационно-правовой формы и подчиненности.

Специфика налогового контроля в высших учебных заведениях заключается в предоставлении им налоговых льгот в форме освобождения от основных налогов с объектов, относящихся к некоммерческой

деятельности: НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Несмотря на это, вузы обязаны предоставлять налоговую отчетность и документы в налоговый орган.

До вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (принята Государственной Думой РФ 19 июля 2000 года) образовательные учреждения для целей налогообложения руководствовались нормами статьи 40 Закона № 3266-1 «Об образовании», который освобождал их от уплаты всех видов налогов. Но с 01.01.2005 статья 40 Закона № 3266-1 утратила силу. На современном этапе развития налоговой системы России отсутствует нормативно-правовой акт, предусматривающий полное освобождение образовательных учреждений от уплаты всех видов налогов: образовательные учреждения так же, как и остальные налогоплательщики, при исчислении налогов руководствуются только нормами НК РФ, фе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.